Ю. О. Столярова
СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
Работа представлена кафедрой гражданского права.
Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор И. А. Соболь
В Конституции России 1993 г. впервые в отечественном праве была закреплена возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, использовать международно-правовые механизмы защиты прав и свобод, гарантирована судебная защита прав и свобод каждому человеку. Тем самым была создана правовая основа нового государства для обращения в суд его граждан за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Однако обеспечение эффективности механизма применения судебных мер в современном гражданском обществе невозможно без своевременного реформирования.
Ключевые слова: судебная защита, судебная мера, правовой механизм.
For the first time in the national law the Russian Constitution of 1993 ensured the possibility of every person to defend his/her rights and freedoms by any way allowed by law and to use all the international legal mechanisms of defense; it guaranteed juridical defense of human rights and freedoms. Thereby a new legal foundation of a new government for citizens applying to court for defense of their rights, freedoms and legal interests was made. However, ensuring of the effective mechanism of legal measures' application in the contemporary civil society is impossible without opportune reforming.
Key words: juridical defense, legal measure, legal mechanism.
Институт судебной защиты является значимым элементом современной системы конституционных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение основных прав и свобод личности , охрана его законных интересов возмож-ны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. Государство берет на себя задачу не только формального провозглашения прав каждого гражданина на обращение в суд за защитой своих законных интересов, но и выступает действительным гарантом юридического обеспечения данной категории прав, что очевидно следует из текста ст. 2 основного закона - Конституции Российской Федера-ции: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Конституция определяет направления судебной защиты, основные права и свободы, подлежащие судебной защите, виды соответствующей судебной деятельности, условия надлежащей организации судебной деятельности и гарантии реализации судебной защиты. Из конституционных положений, непосредственно определяющих содержание и структуру судебной защиты, необходимо выделить следующие:
1. Конституция закрепляет право каждого на обращение в суд - право человека и гражданина на правосудие. Специально выделяется право гражданина, пострадавшего от преступного посягательства, на доступ к правосудию (ст. 52).
2. Конституция РФ устанавливает, что права и свободы граждан обеспечивает именно правосудие как рассмотрение судами юридически дел, осуществляемое в осо-
Судебная защита прав граждан как комплексный политико-правовой институт
бой процессуальной форме. При этом процесс есть специфический метод осуществления правосудия.
3. Право на рассмотрение дела надлежащим судом и компетентным судьей является одним из условий законности правосудия при осуществлении судебной защиты (ст. 47).
4. Условием законности и справедливости осуществления судебной защиты прав и свобод граждан является гласное разбирательство дела с соблюдением равноправия сторон, права подсудимого на защиту, а потерпевшего на участие в деле, его представителя, с соблюдением принципов состязательности и презумпции невиновности (ст. 48, 49, 50, 123 Конституции РФ).
5. Гарантией судебной защиты прав и свобод гражданина призвано явиться установление Конституцией РФ и действующим законодательством возможности обжалования и пересмотра решений судов.
В России с момента создания судебной системы идет ее постоянное развитие и совершенствование, в частности, Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007-2011 гг.». Согласно этому документу, предполагается осуществить комплекс взаимосвязанных мер, нацеленных на повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Чтобы добиться указанных в ней целей, необходимо решить ряд задач:
• обеспечить открытость и прозрачность правосудия;
• поднять доверие к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел;
• создать необходимые условия для осуществления правосудия, сделать его доступным;
• обеспечить независимость судей;
• повысить уровень исполнения судебных решений.
Необходимо учитывать обширный нормативный массив, включающий нормы
международного права, посвященные институту защиты прав и свобод граждан. Одним из ориентиров здесь является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 19 декабря 1948 г.1, а также такие важнейшие международные акты, как Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.2 и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.3
Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый вправе обратиться в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Этот принцип в доктрине Европейского суда определен как «принцип субсидиарности» - правило исчерпания внутренних средств.
Анализ судебной статистики свидетельствует о процессе непрерывного роста количества обращений граждан и юридических лиц в суд за защитой своих прав и законных интересов. Так, в 1999 г. судами общей юрисдикции было рассмотрено около 5 млн гражданских дел и свыше 1276 тыс. уголовных дел, что на 5 и 12,3 % больше, чем в 1998 г., соответственно5. В системе арбитражных судов за 1999 г. было рассмотрено 496 739 дел, что на 24,6% больше, чем в 1998 г.6 Приведенные данные свидетель -ствуют о том, что суды реально становятся органами правосудия, ибо все большее число граждан и юридических лиц рассматривают суд как средство, орган для восстановления своих нарушенных прав.
Представляется необходимым дать также оценку вопросам нормативного регулирования рассматриваемого института. Анализ действующего законодательства пока -зывает, что граждане и юридические лица в России лишены права обжаловать нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Прави-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
тельства РФ в какой бы то ни было суд, ибо нормы гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодатель -ства не включают в свою подведомственность указанную категорию дел. В то же время в Конституционный суд граждане могут обжаловать конституционность только закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Конституционному суду подведомственно разрешение дел о соответствии Конституции нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ, однако граждане и юридические лица исключены из круга субъектов, имеющих право обратиться с жалобой на указанные нормативные акты, даже если эти акты нарушают их права и законные интересы. Поэтому при обращении граждан и юридических лиц с жалобой на нормативные акты Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ каждая из судебных инстанций обязана отказать в их принятии по мотиву неподведомственности.
Действующие процессуальные нормы также существенно ограничивают право юридических лиц на обжалование нормативных актов государственных органов и органов местного самоуправления, так как подобная категория дел полностью изъята из компетенции арбитражных судов (ст. 22 АПК РФ), а суды общей юрисдикции рассматривают данные дела, только если обжалуемый акт нарушает права и свободы граждан.
Право на обращение в суд за судебной защитой - это установленная законом возможность всякого заинтересованного лица обратиться в суд для возбуждения произ-
водства судебной деятельности в целях защиты нарушенного или оспоренного (действительно или предполагаемо) права или охраняемого законом интереса. Как всякая возможность, практическое осуществление права на обращение в суд должно зависеть от определенных условий, которые связаны с основаниями, дающими возможность не только обратиться в суд, но и возбудить судебную деятельность. Право защищать свои интересы в суде строго индивидуально и напрямую зависит от волеизъявления гражданина.
Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. отмечалось, что при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно.
На основании вышеизложенного можно судить о комплексе важнейших задач на современном этапе, решение которых должно привести к более эффективному функционированию механизма судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, - это и восстановление пробелов в законодательстве, регулирующем судебную систему, совершенствование организационных и процессуальных методов реализации судебной защиты, укрепление гарантий законности института судебной защиты, а также повышение авторитета судебной власти в обществе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 14-20.
2 Ведомости ВС СССР. 1976. 28 апреля. № 17. Ст. 291.
3 Там же.
4 Лебедев В. От Концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы // Российская юстиция. 2000. № 3. С. 2-3.
5 Работа арбитражных судов Российской Федерации в 1999 году // Российская юстиция. 2000. № 5. С. 52.