_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Национальный комитет по охране памятников культуры Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .dnk.de/Wir_ber_uns/n2220
2. Абакумов Р.Г., Унежева В.А., Страхова А.С. Анализ системных проблем жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода и применение зарубежного опыта развития инновационной деятельности в системе жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016№ 6. С. 226-234.
3. Абакумов Р.Г., Наумов А.Е., Маликова Е.В. Методические рекомендации по экономическому воспроизводству жилого фонда на основе реконструкции домов первого периода индустриального домостроения//
Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016.№ 5. С. 179-183.
© Чудных Д.В.,Чудных В.В., Абакумов Р.Г., 2017
УДК 342.56
М.А. Гордейко
магистрант 2 курса кафедры «Теории и истории права и государства» по направлению «Судебная власть» Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов - на - Дону, Российская Федерация Научный руководитель: А.Р. Швандерова к.соц.н., заведующая кафедрой «Общеобразовательных дисциплин»
Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов - на - Дону, Российская Федерация
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ФРГ
Особое место судов ФРГ в политической системе и механизме государственной власти отражается уже в том факте, что юстиция имеет здесь больший удельный вес в структуре политических учреждений и повседневной практике общественной жизни. На один миллион жителей в ФРГ приходится более 200 судей (в Англии - 51, Италии - 101, Швеции - 100) Из средств, расходуемых на поддержание правопорядка, в ФРГ на суды расходуется примерно две трети, в то время как в других европейских странах примерно одна треть.
Еще более важны не количественные, а качественные характеристики западногерманской юстиции. Желающие извлечь из ее истории уроки, полезные для развития демократических институтов, в том числе институтов правосудия, должны отдавать себе отчет в том, что именно суды являлись здесь важнейшим средством сдерживания демократических процессов и движений.
Один из самых больших знатоков западногерманской юстиции, сам долгое время занимавший посты в судебной системе ФРГ, Е. Вассерман, характеризуя западногерманское правосудие, писал:
«В случае сомнения судья склоняется скорее к поддержанию существующего, чем к его изменению».
Судебная власть - это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действуют еще 5 ветвей правосудия: общая (возглавляет Федеральная судебная палата), административная (Федеральный административный суд), трудовая (Федеральный суд по трудовым делам), финансовая (Федеральный финансовый суд) и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
социальная юстиция (Федеральный суд по социальным делам).[2, с. 168]
Федеральный конституционный суд может проверять федеральные законы об одобрении международно-правовых договоров. Следует отметить, что в отличие от обычной доминирующей практики в большинстве государств исключительно последующего конституционного контроля Федеральный конституционный суд вправе осуществлять предварительный контроль после решения Бундестага, но перед выработкой закона об одобрении Федеральным президентом.
Проверка актов государственного (конституционного) права, например законов, на основании международного права не предусмотрена. Это является также основной причиной того, что в своих решениях Федеральный конституционный суд почти никогда не делает ссылки на такие международно-правовые источники, как Европейская конвенция по правам человека 1950 г.или международные пакты по правам человека. Федеральный конституционный суд ФРГ не приводит их даже в качестве поддерживающих (дополнительных) аргументов, как, например, это делает Конституционный Суд Российской Федерации. [1, с. 50]
Решения Федерального конституционного суда носят обязывающий характер для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти земель, судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения обладают силой закона.
Суды общей юрисдикции:
1. Верховный суд возглавляет систему общих судов. В состав Верховного суда входят 11 сенатов по гражданским делам, 9 сенатов по уголовным делам, а также 7 сенатов по рассмотрению специальных вопросов, т. е. по делам картелей, адвокатов, нотариусов. В компетенцию Верховного суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земель. Федеральный суд может пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В компетенцию Федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земель (сумма иска до 30 тыс. евро). Из всех общих судов только Верховный суд является общефедеральным учреждением, а все нижестоящие суды являются судами земель.
2. Высшие суды земель выступают в качестве кассационных и апелляционных инстанций и в качестве судов первой инстанции. Они образованы во всех землях и рассматривают апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов.
3. Суды земель выступают как суды первой или второй инстанции, рассматривая жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. В составе каждого суда земли образовывается палата по гражданским (в том числе торговым) и уголовным делам. Заседают в составе трех профессиональных судей и председателя. Если дела не очень сложные, они могут рассматриваться единолично. Торговые дела могут рассматриваться в составе председательствующего и равноправных с ним двух непрофессиональных судей (например, могут быть из коммерсантов). Некоторые категории споров разрешаются председателем единолично. [1, с. 52]
Суды по трудовым делам: 1. Федеральный суд по трудовым делам, который состоит из пяти сенатов. 2. В судах земель по трудовым делам образовываются коллегии в составе одного профессионального и двух или четырех «почетных» судей 3. Низшей ветвью являются суды по трудовым спорам.[2, с. 169]
Суды по социальным вопросам. Созданы для рассмотрения вопросов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным, вернувшимся на Родину гражданам, оказанием льготной помощи.
Судам по трудовым спорам подведомственны дела, касающиеся трудовых правоотношений: споры и конфликты по тарифным соглашениям и по уставам предприятий, по вопросам внутреннего трудового распорядка и, в частности, участия представителей наемных работников в организации и управлении предприятием.
К этим судам относятся: Земельный трудовой суд и Федеральный трудовой суд.
Суды по социальным вопросам так же, как суды по трудовым спорам, двухуровневые: земельные суды по социальным вопросам и Федеральный суд по социальным вопросам. В их компетенцию входят споры по
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
вопросам социальных пособий, пенсий, страхования по безработице, прав инвалидов и жертв войны, права на оплату медицинской помощи через больничные кассы
Финансовые суды созданы главным образом для рассмотрения дел по вопросам уплаты налогов и таможенных сборов. Эта система включает Федеральный финансовый суд и еще 15 финансовых судов (по одному в каждой земле). [2, с. 174]
Суды по финансовым вопросам разделяются на два уровня: суды нижней инстанции и Федеральный финансовый суд в качестве высшей инстанции. Они рассматривают споры по налоговым декларациям, налогам и сборам.
Система административной юстиции. Существует для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на акты органов государственного управления. Все системы судов независимы по отношению друг к другу. В случае возникновения противоречия между системами судов может быть созван общий сенат федеральных судов, чье решение обязательно для всех.
На административные суды возложены полномочия по обеспечению законности в публичной деятельности. Административные суды рассматривают споры публично-правового характера, т.е. споры граждан с официальными инстанциями. Их задачей является обеспечение защиты граждан при взаимоотношениях с органами публичной власти и ведомствами.
Организация административных судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Низовая, первичная, инстанция по рассмотрению данных споров — административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный), который в некоторых землях по традиции называется Административной судебной палатой. Каждая земля имеет только один суд второй инстанции, однако в некоторых случаях две земли объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония. [2, с. 176]
Федеральный административный суд выступает в качестве кассационной инстанции и редко — в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение).Большая часть дел рассматривается судами второй инстанции, т.е.земельными судами административной юстиции. При этом надо иметь в виду наличие в стране специализированных судов административной юстиции, решения которых обязательны для соответствующих ведомств. Например, споры авторов технических решений разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ. Второй и последней инстанцией в этих случаях выступает Федеральный административный суд.
Следует обратить внимание на особый порядок рассмотрения исков в судах административной юстиции, когда судебному разбирательству предшествует рассмотрение протестов на оспариваемые акты органов исполнительной власти (как предварительная стадия в административном процессе) в органах, издавших эти акты, по жалобам лиц, интересы которых затронуты.
Рассмотрение протеста формально преследует цель обязать орган, издавший акт, проверить его с точки зрения законности и целесообразности. Такой протест может привести к отмене акта полностью или частично. Принесение протеста по общему правилу приостанавливает действие акта в его опротестованной части.
Прокуратура в Германии действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции.
Таким образом, в рамках системы судопроизводства ФРГ судебная власть подразделяется на конституционное судопроизводство и пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно высшие суды Федерации. [3, с. 124]
Список использованной литературы:
1. Гериозон Е.А. Как устроена судебная система Германии. М.: Консультант, 2000.
2. Имашева Е.Г., Кушнир И.В., Кормушкина Н.В. Учебник: Конституционное право зарубежных стран.- М., 2015;
3. Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2014.
© Шванднрова А.Р., Гордейко М.А., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 342.56
М.А. Гордейко
магистрант 2 курса кафедры «Теории и истории права и государства» по направлению «Судебная власть» Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов - на - Дону, Российская Федерация Научный руководитель: А.Р. Швандерова к.соц.н., заведующая кафедрой «Общеобразовательных дисциплин»
Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов - на - Дону, Российская Федерация
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТЕ РФ НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Территория современного Кузбасса в XIX веке входила в состав Томской губернии, образованной в 1804 г. Три округа (уезда) этой губернии — Кузнецкий, Томский и Красноярский — располагались на территории современного Кузбасса, причем большую часть его занимал Кузнецкий округ. В 1856-1857 гг. в связи с ростом числа населения в бассейне р. Кия, освоением золотоносных россыпей в этом районе был создан Мариинский уезд. Таким образом, на территории современного Кузбасса к середине XIX века располагалось два уезда — Кузнецкий и Мариинский. [1]
Административная и судебная реформы Екатерины II начались в Кузнецком уезде в 1779 г., что было связано с созданием Колыванской области, в состав которой вошел и указанный уезд. До 1779 г. судебная система Кузнецкого уезда вообще не была отделена от административной, судебные функции выполнял кузнецкий воевода, наделенный практически неограниченной властью в уезде. Первым судебным учреждением уезда был Кузнецкий нижний земской суд. С упразднением в 1797 г. губернского верхнего земского суда он стал именоваться просто Кузнецким земским судом.
Кузнецкий земской суд был упразднен по закону от 12 июня 1867 г. в связи с введением окружного полицейского управления. Все функции суда были переданы Кузнецкому окружному полицейскому управлению. [2]
Судом для крестьян в Кузнецком уезде была Кузнецкая нижняя расправа, учрежденная в 1779 г. Согласно положению об «Учреждении губерний», нижняя расправа являлась судебным местом для однодворцев, государственных, приписных и дворовых крестьян.
Кузнецкая нижняя расправа упразднена указом от 12 декабря в 1796 г. в связи с ликвидацией Колыванской губернии. Все нерешенные дела были переданы на рассмотрение Кузнецкого уездного суда. [1] Судом первой инстанции Кузнецкого уезда для дворян, а с 1801 г. и для крестьян был Кузнецкий уездный суд. Он был создан предположительно в 1782 г. Первоначально он подчинялся Судному департаменту Колыванского губернского правления, который в свою очередь находился в введении Правительствующего сената. В связи с ликвидацией в 1796 г. Колыванско-Воскресенской губернии Кузнецкий уездный суд перешел в подчинение Тобольского верхнего надворного суда. В 1804 г. в связи с образованием Томской губернии Кузнецкий уездный суд стал подчиняться Томскому гражданскому уголовному суду, наблюдение за ним осуществлял Томский губернский прокурор. Таким образом, в отличие от европейской России, где судом второй инстанции являлись палаты уголовного суда, в Сибири эти функции были возложены на губернские суды. [2]
В 1822 г. в связи с реализацией Положения об «Учреждении для управления Сибирских губерний» Кузнецкий уездный суд был преобразован в Кузнецкий окружной суд.
Решения судебных дел мещан и купцов г. Кузнецка производилось первоначально в Кузнецком