© Е.В. Булюлина, 2008
ИЗ ИСТОРИИ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЦАРИЦЫНА - СТАЛИНГРАДА. 1589-1928 ГОДЫ
Е.В. Булюлина
Со времени образования Царицына в 1589 г. и до начала ХУШ в. главным звеном местного управления являлся воевода, он же отправлял и судебные функции. В 1721 г. в Царицыне был учрежден городовой магистрат на основании Регламента Главного магистрата от 16 января 1721 г. в качестве административно-судебного органа для городского населения [14, т. IV, ст. 3708]. Таким образом, судопроизводство велось и городовым магистратом, и воеводской канцелярией, однако судебные решения магистрата можно было обжаловать у воеводы.
В 1775 г. была проведена большая реформа местного управления и суда. В соответствии с этой реформой на территории Царицынского уезда появились новые судебные учреждения. Они были представлены сословными судами первой инстанции: уездный суд -для дворян, городовой магистрат - для горожан, нижняя земская расправа - для непомещичьих крестьян.
Царицынский уездный суд был дворянским судом первой инстанции по мелким уголовным и гражданским делам. Кроме того, в его ведении находились некоторые несудебные дела: хранились межевые книги и планы, проводились ревизии местного казначейства. Судебное следствие проводилось органами уездной и городской полиции, а также особо назначенными чиновниками. После следствия, проводимого в полицейском учреждении, материалы дела поступали в канцелярию суда, где секретарь и его помощники на основании этих материалов составляли подробную записку с содержанием дела, доводами сторон, справками и ссылками на законы. После составления такой записки стороны и их доверенные удостоверяли правильность фактов своими подписями. Далее секретарь докладывал краткое изложение дела общему присут-
ствию, заседавшему в особой комнате. Доступ сторон в эту комнату запрещался. За время заседания рассматривалось несколько дел.
Решение уездного суда могло быть обжаловано в судах высшей инстанции -Саратовском верхнем земском суде, Саратовских губернских палате уголовного суда и палате гражданского суда - и далее вплоть до Сената.
В качестве сословного дворянского Царицынский уездный суд существовал до 1796 года. В конце 1796 г. верхние земские суды были упразднены, а уездные суды превратились в общесословные для всего населения уезда, кроме горожан.
По документам, сохранившимся в фонде Царицынского уездного суда, мы можем получить представление о том, какого рода дела рассматривались в нем: о праве владения дворовыми людьми, розыске и укрывательстве беглых крестьян, о проживающих без паспорта, с фальшивым паспортом, кражах, ограблениях, убийстве, богохульстве, незаконном взыскании пошлин (см.: [5]).
Царицынский уездный суд был упразднен именным указом от 18 декабря 1835 г. [15]. Его дела были переданы Камышинскому уездному суду с переименованием последнего в Камышинский и Царицынский окружной суд. В дальнейшем он был упразднен указом от
3 апреля 1869 г. - в связи с введением в Саратовской губернии судебных уставов указом от 20 ноября 1864 г. [14, т. XVI, ст. 43185].
Городское сословие Царицынского уезда судилось в учрежденном 12 марта 1784 г. Царицынском городовом магистрате [6, д. 34, л. 16, 18]. Порядок судопроизводства был аналогичен судопроизводству уездного суда. Апелляционной инстанцией для городового магистрата был Саратовский губернский магистрат. Царицынский городовой магистрат рас-
сматривал дела о кражах, хулиганстве, изнасиловании, подложных расписках и векселях, самовольном захвате городской земли, подкинутых детях, привлечении к ответственности за отступление от канонов православной церкви, совершении раскольничьих обрядов, нарушении правил перевозки и рубки леса, о взыскании долгов, укрывательстве рекрутов, об оскорблении начальства [4]. Упразднен был в 1866 г. в связи с введением судебных уставов от 20 ноября 1864 года.
Суд первой инстанции для государственных, удельных, экономических крестьян и однодворцев - Царицынская нижняя земская расправа- был учрежден 12 марта 1784 г. [14, т. XX, ст. 14392]. Расправа состояла из расправного судьи и заседателя (судья назначался наместническим правлением из чиновников) и находилась в ведении Саратовской верхней земской расправы. Нижняя расправа рассматривала дела о розыске беглых крестьян, солдат, рекрутов, о проживающих без паспорта, с фальшивым паспортом, кражах, ограблениях, убийствах, самоубийствах и др. Упразднена была 28 августа 1797 г. указом губернского правления [6, д. 307, л. 39].
Судебные дела непомещичьих крестьян передавались в Царицынский уездный суд.
В дореформенном Царицыне существовал еще один вид суда - Царицынский словесный суд. По реформе местного управления 1775 г., город, насчитывающий более 4 000 дворов, подразделялся на части (по 177200 дворов) во главе с частным приставом. Центром части было особое полицейское учреждение - канцелярия частного пристава, называвшаяся так же: «часть». Части были основными исполнителями судебных решений. Кроме того, при части имелся общегородской словесный суд, разбиравший мелкие гражданские тяжбы с устным, упрощенным, судопроизводством и примирением тяжущихся сторон. Словесный судья выбирался горожанами. Деятельность словесных судов была упразднена декретом СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. [19, ст. 49].
К сожалению, документы Царицынского словесного суда не сохранились. В Государственном архиве Волгоградской области (ГАВО) имеется лишь одно дело - «Журнал заседаний суда за 4 марта 1814 - 17 февраля
1822 г.», из которого мы можем получить сведения о характере дел, подсудных словесному суду: о неуплате денег за взятый товар или выполненную работу, взыскании долгов, неуважении к суду (отказе от выполнения судебных решений).
В уголовном процессе России до судебной реформы 1864 г. господствовал следственный процесс, базировавшийся на теории формальных доказательств. Решающим этапом дореформенного уголовного судопроизводства было канцелярское оформление дела. Гражданский процесс отличался от уголовного лишь по форме. Обширное бумажное делопроизводство, множество ревизующих и апелляционных инстанций, запутанность самого процесса были характерными чертами судебной системы.
В судебных учреждениях процветало взяточничество. Жалование чиновников было мизерным, это вполне сознавало правительство, сквозь пальцы смотревшее на взяточничество, преследуя его лишь в тех случаях, когда оно переходило в открытый грабеж. Должность чиновника оценивалась не по жалованию, а по доходам, которые можно было извлечь на его месте.
Большим препятствием для ведения населением судебных дел было отсутствие адвокатуры. К середине XIX в. судебная система России вызывала недовольство всех слоев населения.
20 ноября 1864 г. были утверждены новые судебные уставы, которые вводили в России буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства: формальную несменяемость судей и независимость суда от администрации, гласность и публичность заседаний суда, состязательный процесс, институты адвокатуры, присяжных заседателей, выборный мировой суд, нотариат. По судебной реформе в России вводились две системы судебных учреждений: суды с избираемыми судьями -мировые судьи и съезды мировых судей - и суды с назначаемыми судьями - окружные суды и судебные палаты.
Царицынский уезд, как и каждый уезд с входящим в него городом, составлял мировой округ, делившийся на несколько участков. В каждом участке находился один участковый мировой судья и один почетный. Мировые
судьи (участковые и почетные) избирались на три года местными органами городского и земского самоуправления (уездными земскими собраниями и городскими думами) из лиц, имевших определенный возрастной, образовательный, служебный и имущественный ценз. Ведению мировых судей подлежали мелкие уголовные и гражданские дела. Размеры наказания за уголовные преступления ограничивались денежным штрафом не более 300 рублей, арестом сроком до 3 месяцев и тюремным заключением до 1,5 года. Из гражданских дел мировые судьи разрешали иски стоимостью до 500 рублей.
Почетные мировые судьи замещали участковых во время их отсутствия. Участковые и почетные мировые судьи мирового округа составляли уездный съезд мировых судей, или мировой съезд, собиравшийся на сессии. Председатель мирового съезда выбирался из мировых судей. Съезд играл роль окончательной апелляционной инстанции для мировых судей округа. Дальнейшее рассмотрение дел мировых судей можно было проводить только в кассационном порядке в Сенате.
В 1889 г. мировые судьи были упразднены повсеместно, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых губерний, в том числе Саратовской, а также области Войска Донского. Там, где мировые судьи упразднялись, они заменялись назначаемыми лицами: в городах - городскими судьями, а для негородского населения - членами окружного суда [23].
Мировые судьи и съезды мировых судей были ликвидированы по Декрету Советской власти от 22 ноября 1917 года.
К сожалению, большая часть фондов ГАВО периода до 1917 г. погибла во время Великой Отечественной войны, поэтому мы не располагаем документами о деятельности мировых судей и съездов мировых судей в Царицынском уезде. В справочных книгах «Весь Царицын» за 1902, 1909 и 1911 гг. имеются сведения о составе уездных съездов - административно-судебных органов дворян - и в том числе о почетных мировых судьях. На эту должность избирались наиболее знатные и богатые жители Царицына, так, например, в 1902 г. почетными мировыми судьями состояли статский советник князь Н.Е. Куткин, потомственный почетный гражданин В.А. Репников, в
1909 г. - уездный предводитель дворянства М.Ф. Мельников и др.
Кроме мировых судов имелись окружные суды. Окружной суд создавался на несколько уездов. Он состоял из председателя, его товарища и членов окружного суда. В аппарат окружного суда входил прокурор с товарищами и канцелярией.
Царицынский уезд относился к сфере деятельности Саратовского окружного суда. Территория донских округов, впоследствии вошедших в состав Царицынской губернии: 2-го Донского, Усть-Медведицкого и Хоперского, - находилась в ведении Усть-Медведицкого окружного суда. Черноярский и Ца-ревский уезды - в ведении Астраханского окружного суда.
Окружные суды рассматривали и уголовные, и гражданские дела. Апелляционной инстанцией для них являлись губернские судебные палаты. В судебную палату поступали на пересмотр только те дела, которые решались без присяжных заседателей. В отличие от назначаемых правительством судебных чиновников окружного суда, присяжные заседатели, определявшие виновность или невиновность подсудимого, комплектовались из всех сословий при определенном возрастном, оседлом и значительном имущественном цензах (не менее 10 десятин собственной земли или имущества стоимостью не менее 500 рублей), а также «известные степенным образом жизни, заслуживающие доверия, имеющие добрую нравственность». Списки присяжных заседателей составлялись земскими и городскими управами. Пересмотр дел, решенных судом присяжных, можно было проводить только в кассационном порядке в Сенате.
Фонд Саратовского окружного суда находится на хранении в Государственном архиве Саратовской области. В ГАВО имеется фонд Усть-Медведицкого окружного суда, учрежденного в 1873 г. и упраздненного в 1917 году. В фонде имеются постановления окружного суда, судебных следователей, рапорты волостных старшин, судебных приставов, протоколы допросов, прошения граждан о признании прав наследства, дела по обвинению конкретных лиц, завещания, сведения нотариуса по продаже земли за 1911-1912 гг., переписка о выдаче видов на жительство [2].
Судопроизводство в дореволюционных судах определялось судебными уставами 1864 года.
Кроме мировых и окружных судов, имелись ведомственные духовные и военные суды для рассмотрения преступлений духовенства и военных. Для крестьян сословным судебным органом был волостной суд. Волостные суды были учреждены «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» 19 февраля 1861 года. В компетенцию волостных судов входило ведение мелких уголовных и гражданских дел и споров между крестьянами в пределах 100 рублей. «Общее положение...» предоставляло волостным судам право выносить решения с учетом местных обычаев и регламентировало характер наказаний: арест до 7 дней, принудительные работы сроком на 6 дней, телесное наказание (до 1903 г.) до 20 ударов. В состав волостного суда ежегодно избиралось волостным сходом от 4 до 12 судей сроком на один год. Высшей инстанцией для волостного суда были мировые посредники, с 1874 г. - уездное по крестьянским делам присутствие. В 1889 г. надзор за деятельностью волостного суда перешел к земским начальникам. Сельским обществам было дано право избирать на сельских сходах по одному кандидату в волостной суд, из которых земский начальник назначал 4 судей, 1 из них назначался председателем волостного суда. Накануне Октябрьской революции судебные функции у земских начальников были изъяты, таким образом, для волостных судов апелляционной инстанцией стал мировой судья, а кассационной - уездный съезд мировых судей (см.: [16, т. 9, № 6169; т. 32, № 3728; т. 33, № 39582; 17]).
Волостные суды были упразднены декретом СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. [19, ст. 49].
В ГАВО имеются два фонда волостных судов: Александровского волостного суда Царицынского уезда и Линево-Озерс-кого волостного суда Камышинского уезда, однако общий объем сохранившихся дел невелик - 41 единица хранения за 1887-1889, 1896-1916 годы. Это - решения суда по жалобам крестьян, прошения крестьян по личным тяжбам, книги регистрации прошений, настольные реестры гражданских и уголовных дел (см.: [1; 3]).
Таким образом, до революции на территории нынешней Волгоградской области правосудие отправляли 12 членов окружного суда, 22 мировых и городских судьи, волостные суды. Имелись также 22 судебных следователя и 12 нотариусов [13].
Октябрьская революция уничтожила все прежние судебные органы и на их месте создала новые. В качестве центрального органа судебного управления по Декрету II Всероссийского съезда Советов был создан Наркомат юстиции РСФСР [18]. На него были возложены функции организации местных органов судебного управления, самой системы судебных учреждений и руководства ею, разработки правовых норм и кодификации законов, их толкования и опубликования. На местах были учреждены вначале должности комиссаров юстиции, а с середины 1918 г. вместо них были созданы отделы юстиции исполкомов Советов.
Царицынский комиссариат юстиции был образован в ноябре 1917 года. На него возлагались организация и руководство местными судебными учреждениями. По Декрету о суде устанавливались два вида судов: народные суды - общегражданские и революционные трибуналы - для рассмотрения наиболее важных дел, главным образом о контрреволюционных преступлениях [19, ст. 50]. После окончательного перехода власти к Советам в Царицыне некоторое время продолжали существовать мировой суд и частные нотариальные конторы. Затем, в соответствии с Декретом от 24 ноября 1917 г., были созданы местные народные суды и ревтрибуналы в городе и уездах.
По Декрету СНК РСФСР от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах», были упразднены все местные и военные трибуналы, они сохранялись только в столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах [21].
Работа по организации Царицынского ревтрибунала была начата со второй половины февраля 1918 г., а 28 февраля 1918 г. был избран председатель и 42 человека заседателей [10, д. 1, л. 24-24 об.]. Для производства предварительного расследования дел, поступавших в Царицынский ревтрибунал, были созданы следственная комиссия и коллегия
обвинителей. Следственная комиссия в составе 6 человек в течение 48 часов рассматривала дела, выносила постановления о прекращении дела, если не находила состава преступления, или направляла дела по подсудности, или назначала к слушанию на заседании ревтрибунала. Коллегия обвинителей состояла из 3 человек «из испытанных революционных работников» [10, д. 2, л. 20]. С образованием Царицынской губернии Царицынский ревтрибунал стал выполнять функции губернского ревтрибунала.
Губревтрибунал рассматривал дела о контрреволюции, бандитизме, спекуляции, взяточничестве, поджогах. Ревтрибуналам было дано неограниченное право определения меры репрессий.
Ситуация в Царицыне в начале 1920-х гг. была очень сложной. В городе осели многочисленные беженцы; белогвардейцы разбитых войск, переодетые в гражданское, нередко с оружием; дезертиры. Активизировались группы профессиональных преступников из числа амнистированных еще Временным правительством. Участились убийства, грабежи, разбойные нападения, кражи. Разруха, голод, безработица вели к росту таких преступлений, как кражи, спекуляция, мародерство, подделка продуктовых карточек, расхищение и растрата народного имущества.
Помимо решения дел на местах, губрев-трибунал организовывал выездные сессии в Ленинском, Царицынском, Николаевском уездах, Хоперском и Усть-Медведицком округах. Выездным судебным сессиям, согласно инструкции, вменялось в обязанность посещать дома заключения, тюрьмы, лагеря принудительных работ, военные гауптвахты. Главной же целью выездных сессий было рассмотрение дел по «производственным преступлениям» (нарушение законов о натуральных налогах, сокрытие пашни, хлеба, уклонение от продразверстки). В этот период подсудности губревтрибунала принадлежали и такие дела, как о «злостном противодействии выполнению топливной кампании», об «уклонении от трудовой и гужевой повинности», о «бездействии должностных лиц, работающих по топливной кампании» [9, д. 18, л. 62].
Кассационное обжалование приговоров губревтрибунала допускалось в Кассационном трибунале ВЦИК.
Губревтрибунал мог выносить высшую меру наказания (расстрел) за следующие преступления:
- принадлежность к контрреволюционной организации и участие в заговоре против Советской власти;
- государственную измену, шпионаж, укрывательство изменников, шпионов;
- подделку денежных знаков, подлог документов в контрреволюционных целях;
- бандитизм, разбой и вооруженный грабеж;
- торговлю кокаином;
- участие в поджогах и взрывах в контрреволюционных целях [9, д. 18, л. 15]. Окончание Гражданской войны, введение
НЭПа вызвало новые меры репрессий в борьбе с экономическими преступлениями. Ревтрибуналам предписывалось «карать со всей строгостью революционной законности всех, уличенных в экономическом шпионаже; сотрудников и специалистов госпромышленности, работавших на пользу частного капитала в явный ущерб госпромышленности; ответственных руководителей и сотрудников хозяйственных органов за злоупотребление властью, превышение власти... тайный сговор торговцев в целях невыпуска на рынок продуктов массового потребления или сговор для поднятия цен.» и др. [там же, д. 22, л. 5].
Наряду с карательными мерами, Царицынским губревтрибуналом проводились мероприятия по амнистированию осужденных и приговоренных в честь 3-й и 4-й годовщин Октябрьской революции в соответствии с постановлениями ВЦИК от 6 ноября 1920 г. и 4 ноября 1921 года.
Губревтрибунал был ликвидирован по судебной реформе 1922 года.
Народные суды действовали в пределах определенного участка. Более крупные города имели несколько участков; в сельской местности участок охватывал обычно несколько волостей. Народные суды работали в составе избранного Советами постоянного судьи и двух или более народных заседателей.
В качестве кассационной инстанции для дел, рассматриваемых в местных народных судах, был учрежден губернский Совет народных судей (губсовнарсуд) в составе председателя, заместителя и двух членов, избираемый из состава народных судей.
В соответствии с Декретом о суде от марта 1918 г., на местах стали создаваться окружные народные суды (один на несколько уездов) для рассмотрения дел, превышавших подсудность местного народного суда [20]. В Царицыне был создан окружной народный суд Постановлением Царицынского Совета от
1 сентября 1918 г. [8, л. 382]. Но он вскоре прекратил свое существование, как и другие окружные суды, оказавшиеся нецелесообразными и потому упраздненными.
4 ноября 1918 г. Царицынский комиссариат юстиции был реорганизован в губернский отдел юстиции (губюст) [там же, л. 507]. Выросла сеть судебных учреждений. К 1920 г. в ведении губюста находились: губревтрибунал, губнарсуд, 58 камер народных судей, 22 камеры народных следователей, 7 уездных и окружных бюро народных судей [7, д. 110, л. 31-34].
16-18 февраля 1920 г. в Царицыне проходил 1-й Губернский съезд судебных работников. На нем с отчетными докладами выступали руководители судебных учреждений. Съезд констатировал, что самая острая проблема судебных учреждений губернии - нехватка квалифицированных кадров. Губюстом было решено открыть краткосрочные курсы по подготовке нарсудей, следователей и других судебных работников.
Уездные бюро народных судей отмечали такую проблему: местные власти не оказывают содействие в отправлении правосудия, имеются столкновения с местными партийными организациями по отношению к подсудности членов партии. Имелись сложности в обеспечении уездов и округов законодательными и нормативными материалами.
С 1920 г., согласно циркулярам Нарко-мюста РСФСР, судебные дела, рассматриваемые в народных судах, стали разделяться на две категории: наиболее сложные по сумме иска и прочие. Первая категория дел должна была разбираться в Особой сессии судов, а остальные - в обычных судах [22]. Поэтому в Царицыне были образованы Особые сессии народных судов в каждом уезде и округе при отделах юстиции и в губернском центре - при губернском совете народных судей. В особых сессиях разбирались не только наиболее важные дела, но и дела, поступавшие из ГПУ и ревтрибуналов, не принятые ими к своему
производству. Особые сессии имели свою канцелярию и штат служащих наравне с народными судами.
В 1922 г. была проведена судебная реформа, которая ликвидировала раздвоение юстиции на народные суды и ревтрибуналы, установила, что на территории РСФСР действуют народные суды, губернские суды и Верховный суд, и утвердила Положение о прокурорском надзоре. В соответствии с реформой, Царицынский губисполком принял Решение от 30 августа 1922 г. № 74 о ликвидации губернского отдела юстиции и уездных и окружных бюро юстиции с передачей их функций губпрокуратуре и губернскому суду. Губюст с 1 сентября 1922 г. был упразднен, на его базе организовано Управление губернской прокуратуры (см.: [7, д. 101, л. 95-96; д. 209, л. 369-370]).
Судебная реформа упразднила и губернские советы народных судей, передав их функции губернским судам, таким образом, губернские суды являлись одновременно органами правосудия и органами судебного управления, представляя собой судебно-административный центр в отношении всех народных судов. Царицынский губсуд был учрежден в январе 1923 г. в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР от 1 января 1923 года. К губсуду от упраздненных губернского совета народных судей и особых сессий перешли функции кассационного органа, призванного рассматривать кассационные жалобы на приговоры и решения народных судов, а также функции суда первой инстанции по рассмотрению важнейших дел.
В состав губсуда в качестве его постоянных членов входили председатель и два его заместителя, которые избирались губисполкомом на один год. Они составляли президиум губсу-да. Президиум нес ответственность за правильную и целесообразную постановку работы в губсуде и подчиненных ему учреждениях. Подбор судей и следователей, надзор за деятельностью нотариата, коллегии защитников, наблюдение за своевременным финансированием судебных органов осуществлял лично председатель губсуда. В уезды и округа назначались уполномоченные губсуда.
Все вопросы, связанные с районированием судебных органов, назначением, пере-
мещением, отзывом народных судей и следователей, уполномоченных губсуда, руководством работой нарсудов, производством ревизий, находились в ведении пленума губсу-да. В состав пленума входили председатель губсуда, заместитель, 12 членов губсуда и 3 запасных судьи. Заседания пленума губсуда проходили один раз в месяц при участии губпро-курора или его помощника [11].
В 1925 г. Царицын был переименован в Сталинград, соответственно Царицынский губернский суд стал называться Сталинградским.
К 1926 г. сеть судебных учреждений губернии представляла собой следующее: губернский суд, 34 народных суда, 24 следственных участка, 24 судебно-исполнительных участка,
11 нотариальных контор; имелось 20 юридических консультаций, 47 членов коллегии адвокатов. В Сталинграде имелось 5 народных судов, 3 народных следователя, 3 судебных исполнителя, 2 нотариальные конторы. Количество судебных и следственных участков было недостаточным. В среднем один народный суд обслуживал в Сталинграде до 77 тысяч человек, в округах и уездах - до 42 тысяч человек, количество обслуживаемых населенных пунктов доходило до 248. Еще большие участки были у судебных исполнителей и следователей. Штат судебных работников губернии составлял 409 человек, в том числе 89 человек -в губсуде. 87,7 % работников имели начальное образование [7, д. 738, л. 4].
10 октября 1926 г. была утверждена новая сеть судебных учреждений губернии. Были несколько разукрупнены участки, стало 42 нарсуда и 31 следственная камера. В конце 1926 г. была открыта специальная камера нарсуда по жилищным вопросам. При губсу-де действовала также особая трудовая сессия, разрешавшая трудовые споры и конфликты и обслуживавшая фабрично-заводские предприятия г. Сталинграда.
Среди судебных дел, разрешаемых нарсудами в этот период, больше половины составляли должностные и хозяйственные преступления. К концу 1926 г. и в 1927 г. по мерам наказания оконченные судопроизводством дела губсуда делились следующим образом: приговорено к высшей мере - 1,5 %, к лишению свободы от 1 до 10 лет - 45,6 %, до 1 года-34,8 %, условно - 10,9 %; приговорено к прину-
дительным работам - 4,3 %, к другим мерам -2,9 % 7, д. 866, л. 257 об.].
В 1927 г. несколько увеличился штат губ-суда: он составил 111 человек. К 1928 г. в состав губсуда входили пленум, уголовный и гражданский отделы с отделениями судебными и кассационными, инспекторско-ревизионный отдел. Сеть судебных учреждений не изменилась. Увеличилось количество юридических консультаций и членов коллегии защитников [7, д. 1068, л. 92].
В 1928 г. в связи с административно-территориальной реформой губсуд был упразднен. 31 июля 1928 г. состоялось последнее заседание губсуда, на котором было принято решение о ликвидации губсуда с 1 августа 1928 года. Члены губсуда и уполномоченные были, в основном, рекомендованы в состав учреждаемого Сталинградского окружного суда (см.: [12]).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). - Ф. 25.
2. ГАВО. - Ф. 102. - Оп. 1.
3. ГАВО. - Ф. 195.
4. ГАВО. - Ф. 233.- Оп. 1.
5. ГАВО. - Ф. 240. - Оп. 1.
6. ГАВО. - Ф. 331. - Оп. 1.
7. ГАВО. - Ф. Р-37. - Оп. 1.
8. ГАВО. - Ф. Р-71. - Оп. 1. - Д. 85.
9. ГАВО. - Ф. Р-141. - Оп. 1.
10. ГАВО. - Ф. Р-141. - Оп. 3.
11. ГАВО. - Ф. Р-282. - Оп. 1. - Д. 66. - Л. 9.
12. ГАВО. - Ф. Р-282. - Оп. 2. - Д. 11. -Л. 96-112.
13. ГАВО. - Ф. Р-283. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 136.
14. Полное собрание законов Российской империи. Изд. I.
15. Полное собрание законов Российской империи. Изд. II. - Т. 10. - Ст. 8684.
16. Полное собрание законов Российской империи. Изд. III.
17. Свод законов Российской империи. -Т. 9. - Прил.
18. Собрание узаконений и распоряжений советского рабоче-крестьянского правительства (СУ РСФСР). - 1917. - №> 1. - Ст. 1.
19. СУ РСФСР. - 1917. - №> 4.
20. СУ РСФСР. - 1918. - №> 26. - Ст. 420.
21. СУ РСФСР. - 1918. - №> 35. - Ст. 471.
22. СУ РСФСР. - 1920. - №> 100. - Ст. 541.
23. Энциклопедический словарь Брокгауза - Ефрона. - Т. ХХЮа. - СПб., 1901. - С. 951.