Научная статья на тему 'Судебная система Республики Словения'

Судебная система Республики Словения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
667
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВЕНИЯ / СУДЫ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Ксения Сергеевна

Рассматриваются вопросы организации и функционирования судебной системы Республики Словения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судебная система Республики Словения»

К. С. Федорова*

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ СЛОВЕНИЯ

Рассматриваются вопросы организации и функционирования судебной системы Республики Словения.

Ключевые слова: Словения, суды общей и специальной юрисдикции, Конституционный суд

The author describes functioning of courts and organization of the judicial system of the Republic of Slovenia.

Key words: Slovenia, courts of general and specialized jurisdiction, Constitutional court

Согласно данным Европейской комиссии по эффективности правосудия (CEPEJ) за 2012 г.1 Словения занимает первое место по количеству судей: 70 судей на 100 000 жителей.

Судебная система Республики Словения регулируется Конституцией 1991 г.2 и Законом «О судах» 2007 г.3 (с изм. и доп.4), опирается на нормы международного права, документы ЕС.

В ст. 125 Конституции и ст. 2, 3 Закона утверждается независимость судей. Гарантиями независимости судей выступают закрепленные в ст. 132, 134 Конституции иммунитет судьи и порядок отстранения от судейской функции против желания судьи только Государственным собранием по предложению Судебного совета на основании закона.

Судебная система Республики Словения включает суды общей и специальной юрисдикции. Система судов общей юрисдикции содержит четыре инстанции: Верховный суд (Vrhovno sodisCe Republike Slovem'je), четыре высших суда ^'^е sodisCe), 11 окружных судов (окгогпо sodisCe) и 44 районных суда (окга^по sodisCe). К специальным судам относятся: а) суды по трудовым и социальным спорам; б) административные суды.

Сначала рассмотрим суды общей юрисдикции.

Верховный суд Словении расположен в Любляне и является высшим судебным органом Республики. В его составе 42 судьи во главе с председателем. Суд рассматривает апелляции, поданные на решения судов низшей инстанции, регулирует споры между нижестоящими судами по вопросам их компетенции5. Кроме того, Верховный суд ведет реестр судебной практики и гарантирует ее единообразие. В структуру Верховного суда входят палаты по уголовным делам, гражданским делам, экономическим отношениям и вопросам предпринимательства, административным делам, рассмотрению трудовых и социальных споров.

* Федорова Ксения Сергеевна — соискатель юридического факультета Воронежского государственного университета (Воронеж). E-mail: [email protected].

1 URL: http://www.coe.int/t/dghl/cooperation/cepej/evaluation/2012/Slovenia_en.pdf; URL: http:// www.coe.int/t/dghl/cooperation/cepej/evaluation/2012/Rapport_en.pdf; URL: http://ec.europa.eu/justice/ effective-justice/files/cepej_study_justice_scoreboard_en.pdf.

2 Ustava Republike Slovenije (Uradni list RS, st. 33/91-I, 42/97, 66/00, 24/03, 69/04, 68/06 in 47/2013) // Uradni list RS, st. 33/1991 z dne 28.12.1991.

3 Zakon o sodiscih (uradno precisceno besedilo) (ZS-UPB4), Stran 12651 // Uradni list RS, st. 94/2007 z dne 16.10.2007.

4 Zakon o spremembah in dopolnitvah Zakona o sodiscih (ZS-H) // Uradni list RS, st. 45. 09.05.2008; st. 96. 27.11.2009; st. 33. 03.05.2011.

5 Akt o spremembi Akta o dolocitvi stevila sodniskih mest na Vrhovnem sodiscu Republike Slovenije, Stran 5679 // Uradni list RS, st. 41/2007 z dne 11.05.2007.

Четыре высших суда, помимо рассмотрения жалоб на решения районных и окружных судов, занимаются вопросами о разграничении компетенций между окружными и районными судами.

Окружные суды расположены в крупных городах (Целе, Ново Место, Крань, Копер, Кршко, Любляна, Марибор, Нова Горица, Мурска Собота, Птуй, Словень Градец) и ответственны за вынесение решений по первой инстанции по гражданским и уголовным делам, которые выходят за рамки компетенции районных судов. К ним относятся: а) споры, возникающие из семейно-правовых отношений (за исключением споров по алиментным обязательствам супругов); б) имущественные требования, в том числе связанные с коммерческой деятельностью с ценой иска более 20 000 евро1; в) гражданские дела, связанные с банкротством или принудительной ликвидацией юридического лица; г) дела о защите авторских прав и объектов интеллектуальной собственности; д) дела о преступлениях несовершеннолетних; е) дела о преступлениях против основных прав и свобод человека; ж) некоторые тяжкие преступления (например, грабеж и умышленное убийство).

Окружные суды осуществляют судебное расследование преступления, исполнение уголовных наказаний, признание решений иностранных судов; занимаются ведением судебного Реестра коммерческих компаний2.

В качестве судов второй инстанции окружные суды проверяют законность и обоснованность решений районных судов.

В окружных судах дела рассматриваются как единолично, так и коллегиально (ст. 30, 31 ГПК Словении3).

Конституцией Словении, Уголовно-процессуальным кодексом4 и ст. 8 Закона «О судах» предусмотрено участие граждан в осуществлении судебной власти. Заседатели участвуют в вынесении приговора или принятии судебного решения в окружном суде наравне с профессиональными судьями, причем голос заседателя равен голосу судьи. Состав судебной коллегии определяется законом. Так, дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок более 15 лет, рассматриваются коллегией из двух профессиональных судей и трех заседателей (sodm'ki рогоЫк). Требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели, их полномочия, порядок назначения и отстранения указаны в ст. 41—52 Закона «О судах», УПК Словении. Так, присяжными заседателями могут быть граждане Словении, достигшие 30 лет, дееспособные и несудимые, владеющие языком, на котором ведется судопроизводство5. Заседатели избираются один раз в пять лет. Оплата труда регулируется постановлением «Об оплате труда и компенсации расходов присяжных заседателей»6.

Низшее звено — районный суд. Он выполняет функции суда первой инстанции. В его компетенцию входит разбирательство определенных категорий дел, в том числе по искам имущественного характера на сумму до 20 000 евро. Ему также подведомственны следующие категории гражданских дел: наследственные споры, споры, связанные с алиментными обязательствами супругов, споры, вытекающие из договорных отноше-

1 Zakon o spremembah in dopolnitvah Zakona o pravdnem postopku (ZPP-D), Stran 5008 // Uradni list RS, st. 45/2008 z dne 09.05.2008.

2 Zakon o sodnem registru (uradno preasceno besedilo) (ZSReg-UPB2), Stran 7369 (Uradni list RS, st. 93/2007, st. 65/2008, st. 49/2009) // Uradni list RS, st. 54/2007 z dne 18.06.2007.

3 Zakon o pravdnem postopku (uradno precisceno besedilo) (ZPP-UPB3), Stran 10425 // Uradni list RS, st. 73/2007 z dne 13.08.2007.

4 Zakon o kazenskem postopku (uradno precisceno besedilo) (ZKP-UPB8), Stran 2895 (Uradni list RS, st. 47/2013) // Uradni list RS, st. 32/2012 z dne 04.05.2012.

5 Согласно ст. 11 Конституции Словении официальным языком на территории всей страны является словенский. На территориях общин, где проживает итальянское или венгерское национальное сообщество, официальным языком является итальянский или венгерский соответственно.

6 Odlok o povracilu stroskov in nagradah sodnikom porotnikom, Stran 2336 // Uradni list RS, st. 33/1995 z dne 16.06.1995.

ний, иные споры, если они прямо не отнесены законом к компетенции других судов. Дела рассматриваются судьей единолично.

Районные суды ответственны за вынесение решений по уголовным делам небольшой тяжести с наказанием в виде денежного штрафа либо лишения свободы на срок до трех лет. В соответствии с УПК Словении исключение составляет только рассмотрение дела о защите чести и достоинства, когда порочащие сведения распространяются с использованием печатной продукции, радио, телевидения или других средств массовой информации. Помимо прочего в компетенцию районного суда входит ведение земельного кадастра.

Деятельность специальных судов в Словении регулируется Законом «О судах», а также самостоятельными законами. К основным из них можно отнести Закон «О трудовых и социальных судах» 2004 г.1, Закон «Об административных спорах»2.

Специальные суды по трудовым и социальным спорам рассматривают дела, связанные с индивидуальными и коллективными трудовыми договорами, участием работников в делах предприятия, увольнениями, сокращением штата. В их компетенцию входят также споры: по социальным вопросам; назначению пенсий; страхованию здоровья; нетрудоспособности и безработице; вопросам семьи, инвалидов, ветеранов, пожилых людей; назначению социальных пособий. В судах по трудовым и социальным спорам предусмотрено участие народных заседателей; их число определяется Актом Судебного совета 1994 г.3 (с изм. и доп.4). Заседателями могут быть граждане Словении, достигшие возраста 30 лет, несудимые, владеющие словенским языком, обладающие полной дееспособностью и хорошим состоянием здоровья5.

Система данных судов состоит из трех инстанций. Первая — трудовые и социальные суды ^е^по 1'п socialno sodisCe), вторая — Высший трудовой и социальный суд ^'^е delovno 1'п socialno sodisCe), третья — Верховный суд Республики Словения.

Специальные административные суды (upravno sodisCe) рассматривают жалобы на действия и акты субъектов, наделенных властными полномочиями — органов исполнительной власти, государственных органов, их должностных лиц. Следующей (и последней) инстанцией является Верховный суд.

Осуществлять правосудие может только судья, избранный в соответствии с правилами, предварительно установленными Законом и регламентом Судебного совета6. Число судей в судах высшей инстанции, окружных и районных судах определяется Актом Судебного совета 1994 г. (с изм. и доп.7).

Судьи в Словении (в том числе судьи специальных судов) избираются Государственным собранием по предложению Судебного совета. В состав самого Совета входят пять членов из числа профессоров права, адвокатов и других юристов, избранных Государственным собранием по предложению президента Республики, и шесть членов, избранных из своих рядов судьями, которые осуществляют судейскую функцию бессрочно (ст. 130, 131 Конституции). Судебный совет избирается сроком на пять лет тайным голосованием.

1 Zakon o delovnih in socialnih sodiscih (ZDSS-1), Stran 190 // Uradni list RS, st. 2/2004 z dne 15.01.2004.

2 Zakon o upravnem sporu (ZUS-1), Stran 10605 (Uradni list RS, st. 62/2010, st. 98/2011, st. 109/2012) // Uradni list RS, st. 105/2006 z dne 12.10.2006.

3 Akt o dolocitvi stevila mest sodnikov in sodnikov porotnikov na delovnih in socialnih sodiscih // Uradni list RS, st. 35/1994.

4 Spremembe in dopolnive Akta o dolocitvi stevila mest sodnikov in sodnikov porotnikov na delovnih in socialnih sodiscih, Stran 14848 // Uradni list RS, st. 123/2004 z dne 18.11.2004.

5 Razpis volitev sodnikov porotnikov delovnih in socialnih sodisc, Stran 8129 // Uradni list RS, st. 63/1999 z dne 06.08.1999.

6 Poslovnik Sodnega sveta, Stran 1847 // Uradni list RS, st. 22/2012 z dne 23.03.2012.

7 Sklep o spremembi Akta o dolocitvi stevila sodniskih mest na visjih, okroznih in okrajnih sodiscih v Repub-liki Sloveniji, Stran 2312 // Uradni list RS, st. 27/2012 z dne 13.04.2012.

В соответствии со ст. 8—11 Закона «О судебной службе»1 для назначения на должность судьи кандидат должен отвечать следующим требованиям: а) гражданство Республики Словения и владение словенским языком2; б) дееспособность и хорошее состояние здоровья; возраст — не менее 30 лет (предельный возраст нахождения в должности судьи составляет 70 лет); в) наличие степени бакалавра права, полученной в Словении, либо признанного в Словении диплома другой страны; г) успешная сдача государственного юридического экзамена3; д) обладание доверием общества для осуществления должности судьи.

Помимо указанных требований для утверждения на должность судьи районного суда необходимо после прохождения государственного юридического экзамена не менее трех лет работать по юридической специальности; для окружного судьи требуется не менее шести лет стажа либо не менее трех лет успешной работы в должности судьи; для кандидатов в судьи высшего суда — не менее девяти лет стажа работы после сдачи экзамена либо не менее шести лет работы судьей. Лицо, имеющее стаж работы более 20 лет после сдачи государственного экзамена или проработавшее в должности судьи более 15 лет, может быть избрано судьей Верховного суда.

Согласно Конституции Словении судьи не вправе занимать должности в других государственных органах, органах местного самоуправления и органах политических партий, а также выполнять иные функции и заниматься видами деятельности, предусмотренными законом4.

Отстранение судьи от должности закон допускает в следующих случаях: потеря словенского гражданства; отказ или невозможность принести присягу в течение 60 дней со дня назначения на должность судьи; утрата дееспособности или невозможность исполнять обязанности судьи по состоянию здоровья; письменное заявление судьи об отставке; письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу; занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи; достижение возраста 70 лет; дисциплинарная санкция в виде лишения права на юридическую деятельность; нарушение норм Конституции или тяжкие нарушения закона; совершение умышленного преступления, связанного со злоупотреблением судейской функцией, доказанного правомочным судебным решением.

Конституционный суд Республики Словения (Ustavno sodisCe Republike Slovem'je) является высшим органом по проверке и защите конституционности, законности, прав и свобод граждан. Его статус и юрисдикция определены Конституцией, Законом «О Конституционном суде» 2007 г.5, Регламентом Конституционного суда6. Суд находится в Любляне и состоит из девяти судей, избираемых Государственным собранием по предложению президента на девять лет из числа специалистов в области права не моложе 40 лет. Судьи Конституционного суда не могут быть избраны на второй срок. Председатель избирается из числа судей сроком на три года путем тайного голосования. В Конституционном суде действуют три палаты по рассмотрению конституционных жалоб (по уголовным делам, по гражданским делам, по административным делам), в каждой из которых три судьи.

1 Zakon o sodniski sluzbi (uradno precisceno besedilo) (ZSS-UPB4), Stran 12669 (Uradni list RS, st. 91/2009, st. 33/2011, st. 46/2013) // Uradni list RS, st. 94/2007 z dne 16.10.2007.

2 В соответствии со ст. 5 Закона «О судах» на территориях общин, где вторым официальным языком являются итальянский или венгерский, необходимо также владение соответствующим вторым языком.

3 Zakon o pravniskem drzavnem izpitu (ZPDI-UPB1) (uradno precisceno besedilo), Stran 12165 (Uradni list RS, st. 111/2007) // Uradni list RS, st. 83/2003 z dne 22.08.2003.

4 URL: http://www.coe.int/t/dghl/cooperation/cepej/evaluation/2012/Slovenia_en.pdf.

5 Zakon o ustavnem sodiscu (uradno precisceno besedilo) (ZUstS-UPB1), Stran 8924 // Uradni list RS, st. 64/2007 z dne 16.07.2007.

6 Poslovnik Ustavnega sodisca, Stran 11788 // Uradni list RS, st. 86/2007 z dne 24.09.2007.

Согласно ст. 160 Конституции и ст. 21 Закона «О Конституционном суде» Конституционный суд обладает следующими полномочиями: принимает решения о соответствии законов Конституции; принимает решения о соответствии законов и других нормативных актов ратифицированным международным соглашениям и общим принципам международного права; принимает решения о соответствии подзаконных актов Конституции и законам; принимает решения о соответствии актов общего характера, изданных в целях осуществления публичных полномочий, Конституции, законам и подзаконным актам; принимает решения по запросам, касающимся нарушений прав человека и основных свобод актами индивидуального характера; разрешает споры о разделении полномочий между государством и местными сообществами и между местными сообществами; разрешает споры о полномочиях судов и других государственных органов; разрешает споры о полномочиях между Государственным собранием, президентом Республики и правительством; принимает решения о неконституционности актов и деятельности политических партий; принимает решение по конституционной жалобе (только в тех случаях, когда исчерпаны все другие средства правовой защиты). Также по предложению президента Республики, правительства или одной трети депутатов Государственного собрания Конституционный суд в процессе ратификации международного соглашения выносит решение о его соответствии Конституции Словении. Полномочия Конституционного суда включают возможность аннулировать неконституционные законы и иные незаконные акты.

Судья Конституционного суда может быть смещен до истечения срока его полномочий в следующих установленных законом случаях: по личной просьбе, в связи с длительной утратой способности осуществлять свою функцию, по причине тюремного заключения, при совмещении функции судьи с функциями в других государственных органах, органах местного самоуправления и органах политических партий, с иными функциями и видами деятельности, признаваемыми законом несовместимыми с функцией судьи Конституционного суда.

Конституционный суд принимает решения большинством голосов от общего числа судей, если для отдельных случаев иное не предусмотрено Конституцией или законом.

Согласно условиям, определенным Законом «О Конституционном суде», право на конституционную жалобу имеет любое лицо, считающее себя ущемленным в каком-либо основном праве или свободе актом (решением), принятым государственным органом, местным сообществом или другим органом публичной власти. Парламентский адвокат также имеет право подать в Суд конституционную жалобу по делу, с которым к нему обратились1.

Особенность Конституционного суда Словении состоит в том, что любой гражданин вправе обратиться туда по делу, которое непосредственно с ним не связано, но может нарушить права неопределенного круга лиц. Как подметил А. Мавчич, подобная практика достаточно эффективно предотвращает нарушения прав человека различными органами власти2.

Помимо принципов организации и функционирования судов законодательство Словении закрепляет права граждан в отношениях с органами судебной власти, в их числе: равные права в процессе судебного разбирательства; свобода доступа к суду и право на судебную защиту; право на правовую защиту путем обжалования или пересмотра судебного решения; гласность правосудия; публичность суда (за некоторыми

1 Крамбергер М. Конституционная жалоба в юриспруденции Конституционного Суда Республики Словения // Конституционное правосудие. Ереван, 2005. № 2. С. 152.

2 Мавчич А. Защита основных прав Конституционным судом: избранные доклады, представленные на семинаре в Бриони (Хорватия) 23—25 сентября 1995 г. // Наука и техника демократии: сб. Страсбург, 1995. № 15. С. 104.

исключениями, например, семейные споры); право незаконно осужденных или лишенных свободы на реабилитацию и возмещение ущерба; запрет на повторное судебное преследование; эффективность и быстрота судопроизводства1; ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с участием переводчика (для глухих и слабослышащих участников процесса приглашают сурдопереводчика2; для инвалидов по зрению судебные документы составляют с использованием точечно-рельефного шрифта Брайля3) за счет государства.

1 Zakon o varstvu pravice do sojenja brez nepotrebnega odlasanja (uradno precisceno besedilo) (ZVPSBNO-UPB2), Stran 6911 // Uradni list RS, st. 67/2012 z dne 31.08.2012.

2 Zakon o uporabi slovenskega znakovnega jezika (ZUSZJ), Stran 10554 // Uradni list RS, st. 96/2002 z dne 14.11.2002; Pravilnik o sodnih tolmacih, Stran 13424 (Uradni list RS, st. 1/2012, st. 35/2013) // Uradni list RS, st. 88/2010 z dne 05.11.2010.

3 Odlocba o ugotovitvi, da je Zakon o pravdnem postopku v neskladju z Ustavo, Stran 14542 // Uradni list RS, st. 111/2008 z dne 25.11.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.