п. н. Бирюков*
суды общей юрисдикции чешской республики
Статья посвящена судебной системе Чешской Республики. Особое внимание автор уделил исследованию судов общей юрисдикции. Рассмотрен статус судей Чешской Республики.
Ключевые слова: судебная система Чешской Республики, суды общей юрисдикции, чешское гражданское судопроизводство, обвинительная процедура, судья, статус судей
The article focuses on the judicial system of the Czech Republic.The author thoroughly researched the courts of general jurisdiction. The status of the judges in the Czech Republic is researched.
Key words: judicial system of the Czech Republic, courts of general jurisdiction, Czech civil proceedings, accusatorial procedure, judge, the status of the judges in the Czech Republic
Правовую основу организации и деятельности судов общей юрисдикции в Чешской Республике составляют: Конституция1, Закон «О судах, судьях, заседателях и государственном управлении судами и о внесении изменений в некоторые законы» 2001 г.2 и другие нормативные акты (например, Закон «Об ответственности несовершеннолетних за противоправные деяния и о судопроизводстве по делам в отношении несовершеннолетних и о изменении некоторых законов» 2003 г.3).
Закон о судах и судьях устанавливает, что суды общей юрисдикции рассматривают гражданские и уголовные дела, отнесенные к их компетенции ГПК4, УПК5 и иными законами или международными договорами.
В соответствии со ст. 91 Конституции систему судов общей юрисдикции образуют:
1) Верховный суд Чешской Республики, расположенный в Брно;
2) высокие суды. Их два: один находится в Праге, его юрисдикция распространяется на Богемию, другой — в Оломoуце (Моравия);
3) краевые суды (их восемь);
4) окружные суды (их 86).
Верховный суд Чешской Республики
Верховный суд обеспечивает единство и законность рассмотрения дел по предметам своего ведения6. Он рассматривает дела на чрезвычайных стадиях процесса в случаях, определенных законом, а также в иных случаях, установленных особым законом либо международным договором. Кроме того, суд принимает решение о признании и исполнении решений иностранных судов, если этого требует закон или договор.
Помимо законов организация и деятельность Верховного суда регулируется Регламентом Верховного суда Чешской Республики7 (далее — Регламент).
Верховный суд состоит из председателя суда, его заместителя, председателей коллегий, председательствующих сенатов и других судей. В соответствии со ст. 42 Закона о судах и судьях в состав суда помимо судей входят их помощники, заседатели, высшие судебные служащие, судебные секретари и судебные исполнители.
Из числа судей Верховного суда избирается председатель (на четыре года). Согласно ст. 25 Регламента председатель участвует в рассмотрении дел, отнесенных к компетенции Верховного суда, а также организует деятельность остальных судей. Пред-
* Бирюков Павел Николаевич — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и европейского права Воронежского государственного университета (Воронеж). E-mail: [email protected].
седатель: 1) созывает заседание Пленума Верховного суда, определяет повестку дня и руководит его проведением; 2) предлагает Пленуму Верховного суда объединение или повторное разделение гражданско-правовой и торговой коллегий; 3) председательствует на собрании судей Верховного суда; 4) издает Статут деятельности Верховного суда во время профессионального образования судей; 5) может принимать участие в работе любой коллегии; 6) председательствует либо заседает в сенате в соответствии с распределением труда; 7) на основании решений судов, вступивших в законную силу, либо на основании правовой позиции по рассмотрению определенной категории дел, к которой пришли коллегии при осуществлении своей деятельности, созывает Пленум; 8) назначает председателей коллегий и председательствующих сенатов Верховного суда и принимает решение об отстранении либо освобождении лица от должности председателя коллегии; 9) по предложению судьи Верховного суда назначает и освобождает от должности его помощника; 10) издает график работы Верховного суда и обеспечивает его опубликование на интернет-страницах и во внутренней компьютерной сети; 11) руководит изданием «Сборника судебных решений и правовых позиций», если данное полномочие не делегировано его заместителю; 12) издает инструкцию по делопроизводству и обеспечивает ее опубликование на интернет-страницах и во внутренней компьютерной сети; 13) инициирует дисциплинарное производство в отношении любого судьи суда общей юрисдикции; 14) издает Регламент Верховного суда; 15) выполняет другие полномочия.
Заместитель председателя выполняет функции председателя Верховного суда во время отсутствия последнего, а также в случаях, когда председатель в течение длительного периода времени не может осуществлять свои обязанности (ст. 26 Регламента).
Полномочия председателя коллегии определены ст. 13—14 Регламента. Он: 1) организует и руководит деятельностью коллегии и канцелярии коллегии; 2) рассматривает в спорных случаях вопрос о направлении дела в сенат; 3) исследует решения сенатов коллегии, вступившие в законную силу, и предупреждает о противоречиях в них; 4) созывает и руководит заседаниями и рабочими совещаниями коллегии, определяет программу деятельности, обеспечивает и контролирует исполнение принятых заключений; 5) вносит на рассмотрение коллегии на основании решений суда, вступивших в законную силу, предложение о принятии правовой позиции; 6) уведомляет председателя Верховного суда и его заместителя о заседании коллегии; 7) председательствует либо заседает в сенате согласно распределению труда; 8) передает председателю Верховного суда данные для составления трудового графика.
Председатель коллегии обязан по предложению председателя Верховного суда или расширенного сената коллегии о принятии правовой позиции либо по ходатайству трети судей коллегии созвать коллегию, в этом случае председатель коллегии определяет программу ее деятельности в соответствии с предложением того, кто ходатайствовал о созыве.
Председательствующий сената организует работу сената, в том числе распределяет дела между отдельными членами сената, обеспечивая равномерное распределение нагрузки между ними, отвечает за своевременное и надлежащее рассмотрение назначенных дел (ч. 1 ст. 4 Регламента).
Председатель Верховного суда, его заместитель, председатели коллегий, председательствующие сенатов и другие судьи образуют Пленум Верховного суда. Пленум: 1) принимает правовую позицию (по рассмотрению судом дел определенной категории для обеспечения единообразия судебной практики; по вопросам, касающимся всех коллегий; при наличии спора между коллегиями); 2) обсуждает Регламент и его изменения; 3) разрешает вопрос об объединении и разделении коллегий.
На заседание также могут быть приглашены председатели Верховного административного суда, высоких, краевых судов и иные лица. Письменные материалы заседания и приглашения должны быть разосланы всем участникам не позднее 8 рабочих дней до начала заседания.
Заседание Пленума правомочно, если в нем приняли участие не менее 2/3 его членов. Для принятия постановления требуется согласие абсолютного большинства присутствующих. Для принятия правовой позиции и решения об объединении или разделении гражданско-правовой и торговой коллегий требуется согласие абсолютного большинства всех членов Пленума.
Верховный суд рассматривает дела в составе: а) сенатов; б) расширенных сенатов; в) дисциплинарных сенатов. Сенаты состоят из председательствующего и двух либо четырех судей.
В составе Верховного суда действуют 17 сенатов8. В силу ст. 9 Регламента сенаты и входящие в их состав судьи, используя опыт, накопленный в ходе деятельности по рассмотрению дел: 1) вносят предложения по опубликованию решений в «Сборнике судебных решений и правовых позиций»; 2) обращают внимание председателя коллегии на случаи различного толкования законов и готовят проекты правовой позиции по толкованию законов и иных правовых предписаний; 3) готовят основания для отчетов и законодательных предложений для председателя Верховного суда и председателя коллегии.
Если между сенатами возникает спор о подсудности, он разрешается председателем соответствующей коллегии.
Если при разрешении какого-либо спора сенат придет к правовому воззрению, отличному от выраженного в решении Верховного суда, то такое дело передается на рассмотрение расширенного сената, который принимает решение об обоснованности воззрения.
Порядок создания расширенных сенатов регламентируется ст. 19 Закона о судах и судьях. В рамках коллегии может быть создан только один расширенный сенат. В его состав входят, как минимум, девять судей.
Председательствующий расширенного сената назначается председателем Верховного суда на один год. В состав расширенного сената входят: председатель коллегии, члены расширенного сената, их заместители (они определяются председателем суда по предложению председателя коллегии так, чтобы каждый сенат был представлен, самое меньшее, одним судьей).
В структуру Верховного суда входят также дисциплинарный и компетентный сенаты, которые не включаются в состав ни одной из судебных коллегий.
Порядок образования дисциплинарного сената регулируется Законом «О производстве по делам в отношении судей и прокуроров» 2001 г.9 Статья 4 Закона закрепляет, что дела в отношении судей рассматриваются сенатом, состоящим из председательствующего и четырех судей, а в отношении прокуроров — из председательствующего, судьи и трех заседателей, назначаемых председателем соответствующего суда из списка заседателей.
Председательствующий дисциплинарного сената, рассматривающего дела в отношении судей, его заместитель, члены сената и пять запасных судей определяются председателем суда по согласованию с соответствующим судейским советом. Аналогично выбирается председательствующий дисциплинарного сената, рассматривающего дела в отношении прокуроров, его заместитель, члены сената и два запасных судьи. Генеральный прокурор назначает прокуроров, в компетенцию которых входит поддержание государственного обвинения по делам в отношении судей и прокуроров, а также восемь заседателей в высокие суды, рассматривающие дела указанной категории по первой инстанции, и десять заседателей в Верховный суд, компетентный рассматривать кассационные жалобы на решения высоких судов.
Председательствующие дисциплинарных сенатов, их заместители, судьи, запасные судьи и заседатели назначаются на три года.
Порядок образования компетентного сената регулируется Законом «О разрешении некоторых споров о компетенции». Компетентный сенат состоит из трех судей Верховного суда и трех судей Верховного административного суда, назначаемых с их согласия председателями указанных судов на три года. Председательствующий компетентного сената на первую половину срока избирается из числа судей Верховного административного суда, а на вторую — из числа судей Верховного суда. Решения компетентного сената принимаются большинством голосов от общего числа членов. Государственное управление компетентным сенатом осуществляет председатель Верховного административного суда, в связи с чем местом пребывания компетентного сената является место нахождения Верховного административного суда.
Все остальные сенаты Верховного суда образуются в рамках одной из трех коллегий: уголовной, гражданско-правовой, торговой.
Статья 18 Закона о судах и судьях предусматривает возможность совместного выполнения деятельности гражданско-правовой и торговой коллегиями. В этом случае председатель суда решает, кто из председателей коллегий будет созывать заседание совместной коллегии и руководить ею. В ч. 2 ст. 16 Регламента установлено, что председатели гражданско-правовой и торговой коллегий поочередно руководят совместной коллегией.
В состав уголовной коллегии входит 21 судья, в состав совместной (гражданско-правовой и торговой) коллегии — 40.
Коллегия обеспечивает законность и единство судебных решений посредством: исследования решений суда, вступивших в законную силу; представления председателю Верховного суда на основании решений, вступивших в законную силу, проектов правовых позиций для вынесения на обсуждение Пленума; принятия по предложению председателя Верховного суда, председателя коллегии или председательствующего расширенного сената правовой позиции; осуществления выбора судебных решений и принятия решения об их включении в «Сборник судебных решений и правовых позиций» (ст. 12 Регламента).
Коллегия может принимать решения, если на заседании присутствует абсолютное большинство ее членов, для принятия правовой позиции нужно не менее 2/3. Все явившиеся на заседание члены коллегии обязаны голосовать.
В результате рассмотрения дел принимается правовая позиция, а по всем остальным вопросам выносятся постановления. Для принятия правовой позиции и постановления о включении решения суда в «Сборник судебных решений и правовых позиций» требуется согласие абсолютного большинства членов коллегии, для принятия остальных постановлений достаточно согласия абсолютного большинства присутствующих на заседании.
В структуру Верховного суда также входят: Судейский и Редакционный советы.
Судейский совет — совещательный орган председателя суда, состоящий из пяти членов. Совет: 1) высказывает мнение о кандидатуре на должность председателя коллегии и председательствующего сената Верховного суда; 2) выражает позицию по поводу судей, которые могут быть назначены или переведены в Верховный суд, а также тех, кто может быть переведен из Верховного суда в другой; 3) обсуждает проекты трудового графика Верховного суда и его изменений; 4) сообщает мнение по принципиальным вопросам государственного управления Верховным судом; 5) может попросить председателя Верховного суда о созыве Пленума и предложить повестку его заседания.
Редакционный совет состоит не менее чем из пяти членов, выбранных председателем Верховного суда из числа судей, которые назначены председателем коллегии для руководства учетом правосудия (регистрационным сенатом).
Редакционный совет обеспечивает в сотрудничестве с соответствующим издательством опубликование правовых позиций Пленума и коллегий Верховного суда, а также выбранных коллегиями решений в «Сборнике судебных решений и правовых позиций». В этом же издании публикуется Регламент Верховного суда.
Высокие суды Чешской Республики
Сегодня в Чехии функционируют два высоких суда: в Праге и Оломоуце. Организация и деятельность этих судов регламентированы ст. 25—28 и 51 Закона о судах и судьях.
Высокие суды действуют как суды второй инстанции по делам, решения по которым в первой инстанции выносились краевыми судами. В силу п. «а» ч. 2 ст. 3 Закона о производстве по делам в отношении судей и прокуроров:
1) Высокий суд в Праге действует в качестве суда первой инстанции по делам в отношении судей и прокуроров Высокого суда в Оломоуце, а также в отношении всех остальных судей и прокуроров, которые входят в округ Высокого суда в Праге;
2) Высокий суд в Оломоуце соответственно рассматривает по первой инстанции дела в отношении судей и прокуроров Высокого суда в Праге и в отношении остальных судей и прокуроров, входящих в округ Высокого суда в Оломоуце.
В состав Высокого суда входят: председатель, его заместитель, председательствующие сенатов и остальные судьи. Дела по общему правилу рассматриваются сенатами, состоящими из двух судей и председательствующего.
Более подробно структура высоких судов регламентируется их уставами. Так, согласно Уставу Высокого суда в Праге10 деятельность по отправлению правосудия осуществляется председателем суда, его заместителями, председательствующими сенатов, судьями и высшими судебными служащими (судебными секретарями). Служащие канцелярии участвуют в отправлении правосудия, выполняя связанную с ним административную работу.
В Высоком суде в Оломоуце11 работают 50 судей: 20 рассматривают уголовные дела, 18 — гражданские, 12 — дела о конкурсном производстве и несостоятельности.
В Высоком суде в Праге насчитывается 93 судьи: 38 специализируются на рассмотрении уголовных дел, 36 — торговых споров, 19 — гражданских дел, включая дела о несостоятельности.
Высокий суд состоит из трех отделов: уголовного, коммерческого и гражданского, к компетенции последнего также относятся дела о несостоятельности. В каждый отдел входят секретарь судебного отдела и заместитель председателя Высокого суда; высший судебный служащий (судебный секретарь); заведующий канцелярией; служащие канцелярии; судьи, специализирующиеся в соответствующей правовой сфере.
Председатель Высокого суда осуществляет государственное управление судом, участвует в рассмотрении дел. В его распоряжении находится канцелярия. Полномочия канцелярии председателя Высокого суда установлены в ст. 20 Устава Высокого суда в Праге.
Краевые суды Чешской Республики
Следующим звеном в системе судов общей юрисдикции являются краевые суды. Их восемь.
Закон о судах и судьях предусматривает возможность создания отделений краевых судов, названия и место нахождения которых определены в приложениях 5 и 6 к Закону. Так, краевой суд, расположенный в Усти-над-Лабем имеет отделение в Либерце, краевой суд в Остраве — в Оломоуце, краевой суд в Ческой Будеевице — в Таборже, краевой суд в Пльзене — в Карловых Варах, краевой суд в Градце Кралове — в Пардубице, а краевой суд в Брно имеет два отделения: в Йиглаве и Злине.
Краевой суд состоит из председателя, его заместителей, председательствующих сенатов и иных судей. Правосудие осуществляют судьи и заседатели.
Дела рассматриваются сенатами или судьей единолично. Сенат состоит: 1) из председательствующего и двух заседателей в случаях, когда уголовные дела рассматриваются в первой инстанции; 2) председательствующего и двух судей в остальных случаях.
Согласно постановлению Министерства юстиции Чешской Республики «О Регламенте краевых и окружных судов» от 23 декабря 1991 г.12 дела, поступающие в суд, подлежат распределению не только по отделам, но и внутри них в соответствии со специализацией судей:
1) в рамках уголовного отдела разделяются: дела в отношении несовершеннолетних, дела в отношении иностранных граждан, транспортные преступления, преступления в банковской и финансовой сфере, преступления военнослужащих;
2) в рамках гражданского отдела выделены: забота о несовершеннолетних, споры о наследстве, охрана личности, аренда жилых и нежилых помещений, права интеллектуальной и промышленной собственности, торговые дела, торговый реестр, конкурсное производство и мировое соглашение, защита конкуренции, вексельные и чековые дела, дела из трудовых правоотношений, дела о выдаче решения, дела с иностранным элементом.
В каждом краевом суде действуют четыре отдела: уголовный, гражданско-правовой, торговый и административного судопроизводства13. В остальном структура краевых судов аналогична структуре высоких судов.
В качестве судов второй инстанции краевые суды рассматривают дела, которые рассматривались окружными судами по первой инстанции.
В качестве судов первой инстанции они рассматривают гражданские дела следующих категорий (ч. 2 ст. 9 ГПК):
1) дела об охране личности (в соответствии с ГК14) и охране прав третьих лиц (согласно правовым предписаниям о средствах массовой информации);
2) споры о нарушениях, вытекающих из авторского закона;
3) споры о взаимных перерасчетах пособия пенсионного страхования и пенсионного обеспечения, возникающие между работодателем и получателем такого пособия;
4) споры между органом страхования на случай болезни и работодателем о компенсации вреда, возникшего в результате неправомерного поведения;
5) споры об установлении незаконности забастовки или локаута;
6) споры о недействительности прекращения трудового или служебного правоотношения в силу ч. 2 ст. 18 Закона 1991 г.15, которым установлены условия выполнения некоторых функций в государственных органах и организациях;
7) споры, касающиеся иностранного государства или лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом и преимуществами, если указанные споры отнесены к компетенции суда Чешской Республики;
8) споры об отмене решения арбитра о выполнении обязательств, вытекающих из коллективного договора;
9) иски против решений Совета о радио- и телевизионном вещании в соответствии с особым законом;
10) споры о взаимном перерасчете переплаты выданного государственного социального пособия и выданной материальной помощи нуждающимся, полученных неправомерно или в большем, чем положено, размере.
Краевые суды рассматривают по первой инстанции торговые дела следующих категорий (ч. 3 ст. 9 ГПК):
1) иски, касающиеся торгового реестра, реестра общественных благотворительных объединений, фондового реестра и реестра частных собственников;
2) дела о статусе торговых объединений, кооперативов и их юридических лиц в соответствии с частями первой, второй и четвертой Торгового кодекса16;
3) споры, вытекающие из правоотношений, которые связаны с основным торговым объединением, кооперативом, общественным благотворительным объединением или фондом;
4) иски о закрытии общественных благотворительных организаций, их ликвидации и о назначении ликвидатора;
5) иски о закрытии фондов или благотворительных фондов, их ликвидации, назначении ликвидаторов и о назначении новых членов совета управляющих;
6) иски о ликвидации государственного предприятия и о назначении и увольнении его ликвидатора;
7) споры о правоотношениях между коммерческими обществами (товариществами) и их учредителями (участниками или членами), между участниками (членами или учредителями), а также об отношениях, касающихся участия в создании (членского отношения в товариществе), о договорных отношениях, о перераспределении доли участника (членские права и обязанности) и об отношениях, связанных с увеличением основного имущества (присоединение нового участника или члена);
8) споры между торговыми обществами (товариществами) и их органами управления, ликвидаторами или иными органами, споры между учредителями (членами) и органами управления, ликвидаторами или иными органами, если речь идет об отношениях, касающихся выполнения функций соответствующего органа;
9) споры из правоотношений между предпринимателем, общественным благотворительным объединением, фондом или благотворительным фондом и управляющим имуществом, входящим в конкурсную массу, в отношении принудительного управления, которое было им установлено;
10) споры из правоотношений между прокуристом и предпринимателем, который выдал ему доверенность на ведение дел, включая споры о наличии доверенности;
11) споры о защите конкуренции;
12) споры о защите прав, нарушенных либо находящихся под угрозой в результате акта недобросовестной конкуренции, и нарушенного или находящегося под угрозой права на коммерческую тайну;
13) дела о защите наименования и репутации юридических лиц;
14) споры о правах торговых фирм;
15) споры о нарушениях в сфере промышленной собственности, о нарушении или угрозе нарушения прав на объекты промышленной собственности, а также о нарушениях, выразившихся в неосновательном обогащении в ущерб обладателю патента на объект промышленной собственности;
16) споры, касающиеся векселей, чеков и иных ценных бумаг, деривативов и иных ценностей, которые могут быть проданы на финансовом рынке;
17) споры о товарах, оборачиваемых на коммодитных биржах;
18) споры из других торговых обязательственных отношений, в частности о возмещении вреда и возврате неосновательного обогащения между предпринимателями, при осуществлении ими предпринимательской деятельности (за исключением споров: из кредитных договоров, о текущих и сберегательных счетах и их обеспечении; о возмещении вреда и возврате неосновательного обогащения, возникшего в соответствии с указанными договорами; об отнесении имущества к недвижимости и о недействительности договоров о передаче недвижимого имущества; о правах в отношении заграничного имущества; касающихся аренды недвижимого имущества, жилых и нежилых помещений; о денежном исполнении, если сумма, требуемая истцом, не превышает 100 000 крон);
19) споры о конкурсном производстве и погашении задолженности;
20) споры, вызванные конкурсным производством или погашением задолженности, за исключением совместного имущества супругов и иного имущества супруга;
21) споры, возникающие на финансовом рынке;
22) дела о недействительности договоров или соглашений европейских объединений, если для их заключения требуется предварительное согласие совета управляющих;
23) дела о деятельности собраний собственников имущества;
24) дела о закрытии общественных исследовательских учреждений, их ликвидации, назначении и увольнении их ликвидатора.
В силу ч. 1 ст. 17 УПК краевые суды рассматривают по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, наказанием за которые является лишение свободы на срок более пяти лет, а также дела, отнесенные к его компетенции УК17. Это следующие преступления:
1) государственная измена, разрушение основ государственного строя, терроризм, диверсия, саботаж, шпионаж, угроза разглашения информации, составляющей тайну, геноцид и преступления, предусмотренные ст. 1 Закона об охране мира 1950 г.18;
2) совершенные при помощи векселей, чеков и иных ценных бумаг, деривативов и иных ценностей, торгующихся на финансовом рынке, их подделок или имитаций, если их законным знакам нанесен большой ущерб или привлечены значительные средства;
3) нарушение предписаний о погрузке товаров и технологий, подлежащих досмотру (ст. 124а—124с), о заграничной торговле военными материалами (ст. 124d—124f), нарушение обязательных правил экономических связей (ст. 127), злоупотребление информацией в экономических связях (ст. 128), недобросовестная конкуренция (ст. 149).
Окружные суды Чешской Республики
Основным звеном в системе судов общей юрисдикции являются окружные суды. Их 86 (75 окружных судов, 10 районных судов в Праге и 1 столичный суд в Праге). Окружные суды могут иметь отделения.
В силу ст. 34 Закона о судах и судьях деятельность суда по рассмотрению дел осуществляется судьями и заседателями. В объеме, установленном постановлением Министерства юстиции Чешской Республики «О Регламенте краевых и окружных судов» от 23 декабря 1991 г., в этой деятельности также принимают участие: 1) высший судебный служащий; 2) кандидат на должность судьи; 3) судебные секретари; 4) судебные исполнители.
В окружных судах дела, как правило, рассматривает судья единолично либо (в случаях, регламентированных законом) сенаты, состоящие из председательствующего и двух заседателей.
Судьи в Чехии имеют единый статус. В соответствии со ст. 93 Конституции Чехии и ст. 61, 63 Закона о судах и судьях судьи назначаются на должность президентом Республики на неограниченный срок. Согласно ст. 60 этого Закона судьей может быть назначен дееспособный гражданин Чешской Республики, обладающий безупречной репутацией, если его опыт и моральные качества дают гарантию, что он будет честно выполнять свои функции. На день назначения кандидат должен иметь возраст 30 лет и выразить согласие на назначение в конкретный суд. Еще одно условие — наличие оконченного высшего юридического образования, полученного в вузе Чехии по магистерской программе и сдача сложного профессионального экзамена. Для назначения судьей Верховного суда лицо, кроме того, должно иметь 10 лет стажа на юридической должности (ст. 67 Закона о судах и судьях).
У каждого судьи имеется, как минимум, один помощник, который назначается на должность председателем суда по предложению судьи. Полномочия помощника, как правило, прекращаются с освобождением судьи от занимаемой должности. Помощ-
ником может быть назначен любой гражданин, обладающий безупречной репутацией и имеющий высшее юридическое образование, полученное по магистерской программе в вузе Чехии.
1 Constitutional Act № 1 of 16 December 1992 Constitution of Czech Republic // URL: http://www.nssoud.cz/ zakony/1_1993.pdf.
2 Zakon № 6 ze dne 30. listopadu 2001 o soudech, soudcich, pnsedicich a statni spravë soudu a o zmënë nëkterych dalsich zakonu (zakon o soudech a soudcich) // URL: http://www.nssoud.cz/zakony/6_2002.pdf.
3 Zakon № 218 ze dne 25. cervna 2003 o odpovëdnosti mladeze za protipravni ciny a o soudnictvi ve vëcech mladeze a o zmënë nëkterych zakonu (zakon o soudnictvi ve vëcech mladeze) // URL: http://www.e-law.cz/ zakony/218_03.html.
4 Zakon № 99 ze dne 4. prosince 1963 Obcansky soudni rad // URL: http://www.nssoud.cz/zakony/99_1963. pdf.
5 Zakon № 141 ze dne 29. listopadu 1961 o trestnim rizeni soudnim (trestni rad) // URL: http://business. center.cz/business/pravo/zakony/trestni_rad/cast1h2.aspx.
6 Kratochv'il V. Nad jednim rozhodnutim Nejvyssiho soudu Ceské republiky // Pravni rozhledy: casopis pro vsechna pravni odvëtvi. 1999. Vol. 7. № 4. C. 194—196.
7 Jednaci rad Nejvyssiho soudu Ceské republiky // URL: http://www.nsoud.cz/dokument/jr2002.pdf.
8 URL: http://www.nsoud.cz/rozvrh.php.
9 Zakon № 7 ze dne 30. listopadu 2001 o rizeni ve vëcech soudcu a statnich zastupcu // URL: http://www. sagit.cz/pages/sbirkatxt.asp?zdroj=sb02007&cd=76&typ=r.
10 Organizacni Rad Vrchniho soudu v Praze // URL: http://www.portal.justice.cz/soud/soud.aspx?j=217&o=2 07&k=2070&d=11192.
11 Rozvrh Prace Vrchniho soudu v Olomouci // URL: http://www.portal.justice.cz/soud/soud.aspx?k=2062&o =206&j=216&d=133494.
12 Vyhlaska ministerstva spravedlnosti Ceské republiky № 37 ze dne 23. prosince 1991 o jednacim radu okresni a krajské soudy // URL: http://www.pravnik.cz/uplna-zneni/uz-109.html.
13 Rozvrh Prace krajského soudu Hradec Kralové // URL: http://portal.justice.cz/soud/soud.aspx?j = 20&o=18&k=3071&d=29108.
14 Zakon № 40 ze dne 26. unora 1964 Obcansky zakonik // URL: http://business.center.cz/business/pravo/ zakony/obcanzak/uvod.aspx.
15 Zakon № 451 ze dne 4. rijna 1991 kterym se stanovi nëkteré dalsi predpoklady pro vykon nëkterych funkci ve statnich organech a organizacich Ceské a Slovenské Federativni Republiky, Ceské Republiky a Slovenské Republiky // URL: http://www.lexdata.cz/lexdata/sb_free.nsf/c12571d20046a0b2c12566af007f1a09/c12571d 20046a0b2c12566d40073b452?0penDocument.
16 Zakon № 513 ze dne 5. listopadu 1991 Obchodni zakonik // URL: http://www.business.center.cz/business/ pravo/zakony/obchzak.
17 Zakon № 140 ze dne 29. listopadu 1961 trestny zakon // URL: http://www.business.center.cz/business/ pravo/zakony/trestni_zakon.
18 Zakon № 165 ze dne 20. prosince 1950 na ochranu miru // URL: http://www.mvcr.cz/sbirka/1950/sb68-50. pdf.