ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2011. № 3
М.А. Лебедь
(аспирантка кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ имени
М.В. Ломоносова)*
СУДЬБЫ МОСКОВСКИХ СЛУЖЕБНЫХ МИНЕЙ
1619-1630 гг. ИЗДАНИЯ И ИХ ВЛАДЕЛЬЦЫ В XVII в.
В статье на основании изучения записей на 464 сохранившихся экземплярах московских служебных Миней 1619—1630 гг. рассматриваются особенности бытования этих изданий в русском обществе XVII в. Показана востребованность первого полного печатного круга Миней в течение всего XVII в., широкая распространенность изданий 1619—1630 гг., их значение для консолидации русского общества и в связи с этим — историко-культурное значение Московского печатного двора.
Ключевые слова: кириллическая книга, Московский печатный двор, служебные Минеи 1619—1630 гг., записи на книгах, социальный аспект распространения.
The article analyses inscriptions from 464 preserved Moscow Menaia of 1619—1930 and their functions in the Russian society of the 17th century. The complete printed Menaia were in great demand throughout the 17th century; the editions of 1619—1630 were widely circulated; these editions played a role in consolidating the Russian society, which highlights the historical and cultural significance of the Moscow Printing House.
Key words: Cyrillic book, Moscow Printing House, Menaia of 1619—1630,
inscriptions in books, social aspect of circulation.
* * *
Служебные Минеи входят в число основных книг Православной Церкви, необходимых для совершения ежедневного богослужения. В них собраны тексты на каждый день солнечного года, представляющие собой изменяемые части служб. Большой объем вошедших в служебные Минеи текстов (последований, или служб) привел к тому, что чаще всего каждому месяцу года соответствует отдельный том, а полный комплект, или круг, состоит соответственно из 12 книг. В последованиях служебных Миней прославляются святые и праздники Церкви. Органичной частью в Минеи всегда могут быть включены новые службы, посвященные вновь прославленным подвижникам или событиям из жизни отдельных поместных церквей.
На Руси Минеи появились одновременно со всеми прочими книгами для богослужения. Новый перевод был сделан при переходе на Иерусалимский устав, и долгое время Минеи на Руси по-
* Лебедь Мария Александровна, тел.: (495)939-52-64; e-mail: mariamarusya@mail.ru
вторяли состав греческих1. Русские же службы чаще всего переписывались в особых сборниках, и только некоторые последования русским святым входили вариативной составляющей в служебные Минеи, нередко помещаясь в конце или начале тома. Такое положение дел затрудняло распространение русских служб по стране. Впрочем, еще при Иване Грозном были сделаны первые шаги к тому, чтобы почитание отечественных подвижников стало повсеместным2. Реализовать это намерение оказалось возможным с появлением в 1619—1630 гг. первого полного круга печатных Миней, в которые вошли 59 служб русским святым и праздникам (до этого только восемь из этих последований были напечатаны в составе незаконченного издания служебных Миней 1607—1610 гг.).
В изданных службах чествовались наиболее известные чудотворные иконы Богородицы (Владимирская, Смоленская, Казанская, Знамения в Великом Новгороде и Великом Устюге); преподобные — от Антония и Феодосия Печерских до Сергия Радонежского и монахов-подвижников XVI в.; святые из числа Рюриковичей от святых Ольги и Владимира, Бориса и Глеба до царевича Димитрия, в том числе князья-воины, мужественно защищавшие свою землю, такие, как Александр Невский; святители, прославившиеся трудами на ниве устроения жизни Церкви, и среди них «великие светильники» свтт. Петр, Алексий и Иона, митрополиты Московские; блаженные Максим и Василий Московские, Исидор Ростовский, Прокопий Устюжский, Николай Новгородский. В этих службах вспоминались основные события русской истории и большинство земель Московского государства; прославлялись мудрость и храбрость правителей Руси, терпение и смирение русских людей. Во многих последованиях проводилась идея «Москва — Третий Рим». Та же мысль подтверждалась и совокупностью служб: на смену Византийской империи пришло Московское царство, где в последние века подвизаются святые, не уступающие восточным подвижникам прошлого, и где так явственна помощь Богородицы.
Состав Миней 1619—1630 гг. не оставляет сомнений в том, что среди основных задач, поставленных издателями, были консолидация общества и утверждение авторитета новой династии Романовых путем издания и распространения служб русским святым. Однако на вопрос о том, была ли эта задача в действительности успешно решена, невозможно ответить без обращения к судьбам изданных книг.
1 См.: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. 1. С. 214.
2 Представляется обоснованной характеристика так называемых «макарьев-ских» соборов как «литургических» (см.: Мусин А.Е. Соборы св. митрополита Ма-кария 1547—1549 гг.: факт истории или факт историографии? // http://www.rostmu-seum.ru/publication/srm/013/musin01.html).
Долгое время в науке господствовали представления о том, что московская книга первой половины XVII в. имела небольшой ареал распространения3. Последние исследования показали, что система централизованного развоза продукции московской типографии, сложившаяся в 1620-е гг., безусловно, обеспечивала поступление печатной книги в самые разные регионы страны4. В частности, из тиража Минеи на декабрь 1620 г. (1009 экз.) 661 книга была отправлена в 22 населенных пункта от Вологды до Казани и от Пскова до Тобольска. При распространении Минеи на ноябрь 1623 г. 848 экз. (из 1004) были доставлены в 27 регионов от Белгорода до Перми Великой. По материалам архива Приказа книгопечатного дела удалось установить, что путем развоза книг по городам не менее 60% суммарного тиража первых восьми томов круга оказались за пределами столицы5.
Впрочем, и после выявления этих фактов могут остаться сомнения в заинтересованности потенциальных покупателей в приобретении печатных книг. Для периода после 1632 г., когда на Печатном дворе была открыта книжная лавка и в «Книгах записных книжным продажам» фиксировались все покупатели московских изданий, вопрос о популярности московской печатной продукции среди представителей самых разных кругов можно считать решенным6. Однако для 1620-х гг. аналогичные исследования за отсутствием архивных данных не проводились.
Ответить на вопрос о реальной востребованности печатной книги 1620-х гг. в XVII в. возможно только на основании изучения сохранившихся экземпляров интересующих нас изданий. Значительный информационный потенциал этого источника уже доказан7. Методика научного описания старопечатной книги совершенствуется более 30 лет8 и все более широко применяется при составле-
3 См., например: Покровский А.А. Печатный московский двор в первой половине XVII века. М., 1913. С. 55.
4 См., например: Поздеева И.В. Историко-культурное значение деятельности Московского печатного двора в первой половине XVII века // Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры: 1618—1652 гг.: Исследования и публикации. М., 2001. С. 9—49.
5 Подробнее см.: Лебедь М.А. Архив Приказа книгопечатного дела: реализация московских изданий в 1620-е гг. // Отечественные архивы. 2009. № 4. С. 28—37.
6 См., например: Пушков В.П. Деятельность Московского печатного двора по распространению духовной литературы в 7145 (1636/37) году // Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Указ. соч. C. 90—105.
7 См.: Поздеева И.В. Конкретно-исторические знания и искусство истории (историческая информация записей на книгах) // Книга. Исследования и материалы. Сб. 71. М., 1995. С. 97—115; Она же. Ранняя кириллическая книга. Историко-культурное значение поэкземплярного описания // Solanus. International Journal for Russian & East European Bibliographic, Library & Publishing Studies. 1996. Vol. 10. P. 131—169.
8 См.: Поздеева И.В. Описание экземпляров старопечатной книги кириллического шрифта: Метод. рекомендации. Ростов Великий, 2006.
нии каталогов различных книжных собраний. Все это дает возможность выявить большое число экземпляров определенного издания и проанализировать сохраненную этими книгами информацию об их бытовании в течение веков.
В результате просмотра 84 публикаций, содержащих научные описания экземпляров старопечатной кириллической книги 1620-х гг., нам удалось учесть 464 экз. Миней первого круга, что составляет 4,1% суммарного тиража двенадцати исследуемых изданий. На 339 книгах (73% выявленных экземпляров) были зафиксированы 598 записей. Среди них 312 записей (52%) относятся к XVII в., в том числе 18 записей с указанием цены, 148 — с идентифицируемыми географическими указаниями местонахождения книги, 271 запись с указанием владельцев книги. На основании изучения этого материала стало возможным говорить о том, кто, где и с какой целью приобретал Минеи первого круга; когда и в связи с чем эти книги меняли владельцев.
Итак, целью предлагаемого исследования является анализ судеб московских служебных Миней 1619—1630 гг. после их выхода в свет на протяжении XVII в. Для этого на основании обобщения данных всех учтенных записей определены основные социальные группы, представители которых приобретали Минеи первого круга, и проанализированы цели и способы приобретения. Это позволяет показать реальное значение Миней 1619—1630 гг. в русской культуре своего времени.
Бытование служебных Миней 1619—1630 гг. в русском обществе XVII в. начиналось с реализации этих книг. В провинцию московские издания всегда поступали с указанием раздать книги не только «в монастыри и в соборные и в мирские церкви», но также и «торговым людемъ в лавки»9. В Москве книги поступали в торговые ряды или продавались Приказом книгопечатного дела непосредственно индивидуальным покупателям. Такая система реализации новоизданных книг была призвана обеспечить широкое их распространение как в географическом, так и в социальном аспектах. Насколько успешно удалось выполнить поставленную задачу, показывает информация сохранившихся экземпляров.
Записи XVII в. на Минеях первого круга позволяют установить, что эти книги приобретались представителями всех социальных слоев русского общества — от царя, князей, бояр, архиепископов до провинциального посадского населения, церковнослужителей и зависимых людей. Служебные Минеи покупались частными лицами самых разных кругов прежде всего для вклада в церковь или монастырь, т.е. для передачи их в храм «по обещанию» или за мо-
9 РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. Д. 1. Л. 34.
литву о здравии вкладчика или упокоении близких. Из 312 записей XVII в. 166 — это вкладные записи, и именно в них представлено наибольшее разнообразие социальных статусов. Самыми активными жертвователями Миней храмам были представители Церкви (45 вкладов, или 27% от общего числа) и высшего светского общества (36 вкладов, или 21%). Посадское население оказалось на третьем месте среди вкладчиков (30 вкладов, или 18%), но вышло на первое место среди продавцов Миней первого круга (9 сделок из 42, или 21%). Это обусловлено тем, что перепродажа московских книг была выгодной деятельностью из-за возрастания цены на книги в свободной торговле.
По указу царя и патриарха цены на Минеи первого круга устанавливались «бес прибыли», т.е. по себестоимости, и составляли от 75 до 135 копеек на разные тома10. Это было достаточно дорого (например, одна гривенка (409,51 г) «масла коровьего» стоила 2—3,5 копейки в 1620—1625 гг.11). Однако в свободной продаже цены на Минеи первого круга, зафиксированные в архивных документах или в записях на сохранившихся экземплярах, за редким исключением, превышали изначальные, вплоть до четырехкратного размера12. Впрочем, несмотря на относительную дороговизну Миней, эти книги все равно приобретались для вклада в храмы даже крестьянами, как, например, москвичом патриаршим крестьянином Андреем Киприяновым сыном13, крестьянином Симонова монастыря Симеоном Ивановым сыном Овсовым14, крестьянином боярина Никиты Ивановича Романова Киприяном Васильевым сыном15.
Владельческих записей частных лиц на Минеях первого круга в XVII в. было сделано сравнительно мало: всего 26 из 312 записей. Но нередко и эти книги, изначально купленные без цели пожертвовать их в конкретный храм, спустя несколько лет становились частью вклада. В некоторых случаях владелец вкладывал уже собранную им часть круга Миней или весь комплект. Таков вклад, сделанный дьяком Василием Нефедьевым в 1652 г. в кладбищенскую церковь Архангела Михаила в Московском уезде16. Владель-
10 Там же. Д. 3. Л. 17 об., 303 об. и др.
11 Там же. Д. 1. Л. 127; Д. 2. Л. 23 об. — 24; Д. 4. Л. 118.
12 Например: Там же. Д. 5. Л. 93 об.
13 См.: Асафов К.М., Протасьева Т.Н., Тихомиров М.Н. Записи на книгах старой печати XVI—XVII вв. (из собрания ОР ГИМ) // Археографический ежегодник за 1961 г. М., 1962. С. 286: Хлуд. № 68.
14 Там же. С. 293: Щап. № 1101.
15 См.: Иванова Ж.Н. Записи на старопечатных книгах Синодального собрания ГИМ // Труды Государственного исторического музея. Вып. 95. Русская книжность. Вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 160: Син. 62.
16 См.: Поздеева И.В. (при участии М.И. Чуванова) Коллекция старопечатных книг XVI—XVП вв. из собрания М.И. Чуванова. Каталог М., 1982. № 40; Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. Кириллические издания. XVI век — 1641 г. М., 2000. № 158.
ческая запись «Минея подячева Василя Нефедева» на одной из двух обнаруженных книг из вклада свидетельствует о том, что книга была приобретена и подписана до 1646 г., когда, по справочнику С.Б. Веселовского, Нефедьев уже числился дьяком17. Другими словами, эта Минея, до того как была вложена в храм, по крайней мере шесть лет находилась в личной библиотеке Василия Нефе-дьева.
Одновременный вклад нескольких томов круга не был редкостью. Сохранились Минеи на сентябрь, январь и апрель, вложенные в 1626 г. героем недавно закончившейся освободительной войны князем Дмитрием Михайловичем Пожарским в Желтоводский Макарьев монастырь18. Можно предположить, что этот вклад включал все вышедшие к 1626 г. девять Миней. Внимание князя к Желтоводскому монастырю было связано с почитанием прп. Ма-кария нижегородскими ополченцами и новой династией Романо-вых19. Первые считали святого покровителем ополчения, вторые молились преподобному об освобождении из польского плена будущего патриарха Филарета. К 1619 г. относится установление общецерковного празднования прп. Макарию. В 1620 г. началось возрождение сожженной еще в 1439 г. обители на Желтых Водах, основанной святым в 1435 г. Д.М. Пожарский, почитая прп. Мака-рия и следуя примеру царской семьи, не только делал вклады в восстанавливающийся монастырь, но и основал посвященную святому обитель в своей вотчине в с. Пурех. Оба монастыря были упомянуты в завещании князя20.
Известны и другие вклады сразу нескольких Миней первого круга. В 1647 г. боярин Михаил Михайлович Салтыков, расстроивший свадьбу царя Михаила Федоровича с его первой невестой Марией Хлоповой и прощенный только после смерти патриарха Филарета, вложил в Арсеньеву пустынь «что во Мхах» Вологодского уезда Минеи на сентябрь, ноябрь и февраль (а возможно, и весь комплект)21. Обнаружены шесть Миней, пожертвованных старца-
17 См.: Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие Х^ХУП вв. М., 1975. С. 364.
18 См.: Асафов К.М., Протасьева Т.Н., Тихомиров М.Н. Указ. соч. С. 286: Щап. № 100; Вздорнов Г.И., Шаромазов М.Н. Старопечатные кириллический книги в Музее фресок Дионисия, 1538—1918: Каталог-путеводитель. М., 2003. № 38; По-здеева И.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Каталог книг кириллической печати Х^ХУП вв. Научной библиотеки МГУ. М., 1980. № 128.
19 Подробнее см.: Понырко Н.В. Обновление Макарьева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. — ревнители благочестия // ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 59—65.
20 Завещание князя Дмитрия Пожарского / Публ. подг. Ю.М. Эскиным // Отечественная история. 2000. № 1. С. 145.
21 См.: Поздеева И.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Указ. соч. № 108; Кириллические издания Ростово-Ярославской земли, 1493—1652 гг. Каталог / Под ред. И.В. Поздеевой. Ярославль; Ростов, 2004. № 114; Асафов К.М., Протасьева Т.Н., Тихомиров М.Н. Указ. соч. С. 291: Хлуд. № 82 (установлено, что в датах записей, приведенных в первой и третьей публикации («1677» и «1637»), допущены опечатки: вклад был сделан именно в 1647 г. — после того как Салтыков стал боярином в 1641 г., но до его смерти в 1671 г.).
ми Троице-Сергиева монастыря братьями Пестриковыми в Савви-но-Сторожевский монастырь22. В 1687 г. княгиня Лыкова вложила в московскую церковь св. кн. Владимира «в Садех», по крайней мере, две Минеи круга — на апрель и май23.
Наряду с одновременным пожертвованием нескольких книг в монастырь или церковь были случаи и последовательного вклада Миней на разные месяцы одним вкладчиком в один и тот же храм в течение нескольких лет. Так, на Минее на июнь найдена запись о ее вкладе в 1628 г. чернецом Антоном Сумароковым «Переславля Залескаго уезда во дворцовом селе, слободе Александрове» в церковь Рождества Христова «к прежним книгам», среди которых перечислены Минеи на месяцы с октября по май24.
Однако в большинстве случаев вкладчики жертвовали Минеи не комплектом, а по одной-две книги. Чтобы собрать годовой круг, были необходимы целенаправленные усилия братии монастыря или священников церкви. Такие примеры можно видеть в деятельности клира владимирского Успенского собора25, игумена Савватия обители Саввы Вишерского26, иерея Игнатия церкви Казанской иконы Божией Матери в Цивильске27. Наиболее ранний вклад Минеи первого круга во владимирский собор датирован 1623 г., а последний — 1650 г. Эти даты свидетельствуют о том, насколько непростым делом было собирание полного круга даже для кафедрального храма одного из старейших городов Руси. Кстати, в этом соборе Минеи первого круга оставались до их передачи во Влади-миро-Суздальский музей-заповедник в 1919 г.
В течение XVII в. служебные Минеи, оказавшиеся в руках частных лиц, постепенно переходят в собственность монастырей и
22 См.: Иванова Ж.Н. Указ. соч. С. 157—160: Син. 44, 52, 60, 64; Лукьянова Е.В. Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА. Каталог. Вып. 2. 1626— 1650 гг. М., 2002. № 10.1.
23 См.: Зернова А.С. Надписи на книгах московской печати XVI—XVII вв. в собрании ОРК Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина // Книга. Исследования и материалы. Сб. 62. М., 1991. С. 114: № 101; Вздорнов Г.И., Шаро-мазов М.Н. Указ. соч. № 40.
24 См.: ГлазковМ.В. Книги кирилловской печати второй четверти XVII в. из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Каталог Фонда редкой книги. Ч. III. Отд. 2. Владимир, 2000. № 7-Б.
25 См.: Глазков М.В. Книги кирилловской печати первой четверти XVII в. из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Каталог Фонда редкой книги. Вып. 2. Владимир, 1999. № 17, 21-А, 25-А; Глазков М.В. Книги кирилловской печати второй четверти XVII в. № 2, 15-А.
26 См.: Асафов К.М., Протасьева Т.Н., Тихомиров М.Н. Указ. соч. С. 287: МНШ № 760, С. 288: МНШ № 757; Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. Указ. соч. № 180.
27 См.: Асафов К.М., Протасьева Т.Н., Тихомиров М.Н. Указ. соч. С. 288: Цар. А № 67, С. 290: Цар. А № 73; Поздеева И.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Указ. соч. № 175.
церквей. Отсутствие «новоправленных» (согласных с другими книгами, вышедшими после реформ патриарха Никона) Миней до 1690-х гг. определило лояльность церковных властей к «донико-новским» изданиям этих книг и их неизменную популярность среди потенциальных владельцев в течение всего века. Даже в 1695 г., уже после выхода исправленных изданий и спустя десятилетия после запрета на дониконовские книги, архиепископ Вологодский и Белозерский Гавриил не считал предосудительным вложить в ростовскую церковь Благовещения Минеи 1624 и 1629 гг.28 И только в самом конце века начинается постепенный переход книг первого круга из московских церквей в провинциальные, а из монастырей — в церкви того же региона. Эта новая тенденция нашла отражение, например, в записях 1693 г. на апрельской и майской Минеях первого круга, в которых сообщается об их передаче из храма св. кн. Владимира «в Садех» в церковь в Клинском уезде в связи с приобретением для московской церкви новых Миней29.
Приведенные факты свидетельствуют о широком распространении Миней первого круга в русском обществе XVII в. (как в географическом, так и в социальном аспектах) и о высокой востребованности этих книг в течение всего века, несмотря на появление более новых изданий служебных Миней и несмотря на запрещение служить по дониконовским книгам. Минеи первого круга покупались, продавались, вкладывались и передавались владельцами, в результате чего постепенно переходили от частных владельцев в собственность храмов и из центров (столицы, крупных городов, богатых монастырей) — во все более и более далекие уголки страны. Одновременно происходило постепенное собирание Миней первого круга на разные месяцы в одних руках, хотя, очевидно, только меньшая часть исследуемых книг в результате составила полные комплекты. Без сомнения, часть Миней первого круга уже во второй половине XVII в. перешла в руки поборников «старой веры», но на обнаруженных экземплярах сохранившиеся свидетельства этого процесса относятся уже к следующему веку.
Таким образом, анализ информации записей на служебных Минеях 1619—1630 гг. убедительно доказывает историко-культурное, образовательное, общественное значение этих книг в XVII в. Минеи первого круга пользовались постоянным спросом и проходили через руки представителей самых разных социальных групп, а их тексты читались в храмах на большей части территории государства. Особенно важно было издание в составе первого полного печатного круга служб русским святым и Богородичным иконам. В них
28 Кириллические издания Ростово-Ярославской земли... № 124, 197.
29 См.: Вздорнов Г.И., Шаромазов М.Н. Указ. соч. № 40; Зернова А.С. Указ. соч. С. 114. № 102.
каждому читающему и присутствующему в церкви на богослужении — и клиру, и неграмотным прихожанам — напоминалось об особом покровительстве Русской земле Богородицы и сонма русских угодников Божиих, предлагались примеры святой жизни и служения Отечеству, мудрого правления властей, преемственность которых от Рюриковичей к Романовым неизменно подчеркивалась в послесловиях к московским изданиям.
Список литературы
1. Асафов К.М., Протасьева Т.Н., Тихомиров М.Н. Записи на книгах старой печати XVI—XVII вв. (из собрания ОР ГИМ) // Археографический ежегодник за 1961 г. М., 1962.
2. Вздорнов Г.И., Шаромазов М.Н. Старопечатные кириллические книги в Музее фресок Дионисия, 1538—1918: Каталог-путеводитель. М., 2003.
3. Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV—XVII вв. М., 1975.
4. Глазков М.В. Книги кирилловской печати первой четверти XVII в. из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Каталог Фонда редкой книги. Вып. 2. Владимир, 1999.
5. Глазков М.В. Книги кирилловской печати второй четверти XVII в. из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Каталог Фонда редкой книги. Ч. III. Отд. 2. Владимир, 2000.
6. Завещание князя Дмитрия Пожарского / Публ. подг. Ю.М. Эски-ным // Отечественная история. 2000. № 1.
7. Зернова А.С. Надписи на книгах московской печати XVI—XVII вв. в собрании ОРК Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина // Книга. Исследования и материалы. Сб. 62. М., 1991.
8. Иванова Ж.Н. Записи на старопечатных книгах Синодального собрания ГИМ // Труды Государственного исторического музея. Вып. 95. Русская книжность. Вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998.
9. Кириллические издания Ростово-Ярославской земли, 1493—1652 гг. Каталог / Под ред. И.В. Поздеевой. Ярославль; Ростов, 2004.
10. Лебедь М.А. Архив Приказа книгопечатного дела: реализация московских изданий в 1620-е гг. // Отечественные архивы. 2009. № 4.
11. Лукьянова Е.В. Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА. Каталог. Вып. 2. 1626—1650 гг. М., 2002.
12. Мусин А.Е. Соборы св. митрополита Макария 1547—1549 гг.: Факт истории или факт историографии? // http://www.rostmuseum.ru/publication/ srm/013/musin01.html
13. Поздеева И.В. Историко-культурное значение деятельности Московского печатного двора в первой половине XVII века // Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры: 1618—1652 гг.. Исследования и публикации. М., 2001.
14. Поздеева И.В. Конкретно-исторические знания и искусство истории (историческая информация записей на книгах) // Книга. Исследования и материалы. Сб. 71. М., 1995.
15. Поздеева И.В. Описание экземпляров старопечатной книги кириллического шрифта: Метод. рекомендации. Ростов Великий, 2006.
16. Поздеева И.В. Ранняя кириллическая книга. Историко-культурное значение поэкземплярного описания // Solanus. International Journal for Russian & East European Bibliographie, Library & Publishing Studies. 1996. Vol. 10.
17. Поздеева И. В., Ерофеева В. И., Шитова Г. М. Кириллические издания.
XVI век — 1641 г. Находки археографических экспедиций 1971—1993 годов, поступившие в Научную библиотеку Московского университета. М., 2000.
18. Поздеева И.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Каталог книг кириллической печати XV—XVII вв. Научной библиотеки МГУ. М., 1980.
19. Поздеева И.В. (при участии М.И. Чуванова) Коллекция старопечатных книг XVI—XVII вв. из собрания М.И. Чуванова. Каталог. М., 1982.
20. Покровский А.А. Печатный московский двор в первой половине
XVII века. М., 1913.
21. Понырко Н. В. Обновление Макарьева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. — ревнители благочестия // ТОДРЛ. 1990. Т. 43.
22. Пушков В.П. Деятельность Московского печатного двора по распространению духовной литературы в 7145 (1636/37) году // Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры: 1618—1652 гг. Исследования и публикации. М., 2001.
23. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 1. Владимир, 1901.
Поступила в редакцию 17 ноября 2010 г.