Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви.
2009. Вып. 11:1 (30). С. 73-78
«Судьба этой регистрации такова...»
Публикуемый документ — отчет советского чиновника о несостоявшейся перерегистрации религиозных обществ, предпринятой в 1923 г. с целью легализации обновленцев.
В № 92 «Известий ВЦИК» от 27 апреля 1923 г. под рубрикой «Действия и распоряжения правительства» была опубликована «Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых», а в № 102 от 10 мая обнародован нормальный устав религиозных обществ, утвержденный Народным комиссариатом юстиции и Народным комиссариатом внутренних дел.
2 июня 1923 г. Президиумом Моссовета было принято постановление о перерегистрации религиозных обществ в трехмесячный срок. 9 июня, на следующий день после опубликования этого постановления в «Известиях Административного отдела Моссовета», состоялось совещание, на котором присутствовали: от Отдела управления Моссовета — Проппер, Банкин, Шпицберг и Фортунатов, от Наркомюста Шумов и от ОГПУ Шмелев. На совещании было принято решение о создании совершенно секретной комиссии из представителей трех структур: Отдела культов Наркомюста, Московского городского отдела ГПУ и Отдела управления Моссовета, которая должна была заниматься вопросом «о технике проведения в жизнь»1 легализации религиозных обществ и разработкой «некоторых деталей перерегистрации»2 и для этого еженедельно собираться в течение трехмесячного срока.
Перерегистрация религиозных общин была предпринята в период тяжелых испытаний для Русской Православной Церкви. Во всех областях России храмы захватывались обновленцами; Святейший Патриарх Тихон находился в заключении в московской Внутренней тюрьме ГПУ; в мае 1923 г. раскольники провели лжесобор, одним из «деяний» которого стало «лишение» первосвятителя сана и монашества.
Перерегистрация имела целью передачу возможно большего числа храмов обновленцам и легализацию последних. Регистрация религиозных общин на основе новой инструкции, с «нормальным уставом» давала им более широкие права, чем те, которыми пользовались группы верующих, зарегистрированные на основе постановления Наркомюста от 24 августа 1918 г., и поэтому секретный циркуляр НКВД № 4 /2827/с от 19 сентября 1923 г. предписывал губернским отделам управления и уездным исполкомам не содействовать преобразо-
1 ЦГАМО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 157. Л. 37.
2 Там же.
ванию существующих с 1918 г. общин в религиозные общества с уставом и, по возможности, проводить их перерегистрацию без изменения их статуса. Пункт 11.2 «нормального устава» предусматривал также закрытие религиозных обществ вследствие ареста части их членов.
После освобождения Святейшего Патриарха Тихона из заключения началось массовое возвращение под патриарший омофор отпавших в обновленческий раскол.
Публикуемый ниже документ из внутренней переписки советских чиновников, отмеченный яркой эмоциональностью, свидетельствует о том, что предпринятая органами советской власти попытка усилить посредством перерегистрации общин церковный раскол потерпела крах, вызвала активное противление верующего народа и объединение для защиты православия всех его слоев, в том числе и верующей интеллигенции.
Публ., вступ. ст. и примеч. И. И. Ковалевой
Докладная записка инструктора 4-го отделения Административного отдела Моссовета В. В. Фортунатова помощнику начальника Административного отдела Моссовета Л. М. Левитину об итогах регистрации и перерегистрации религиозных обществ
23 декабря 1923 г.
Линия Административного] Отдела М[ос]C[овета] в церковной политике. В церковной политике Административный отдел М[ос]С[овета] неуклонно ведет линию всемерной поддержки обновленческих группировок, в данное время состоящих из обновленческого т[ак] н[азываемого] Священного Синода, анто-ниновщины и Свободной трудовой церкви, оказывая те или иные давления на группировки тихоновского контрреволюционного настроения.
Характер группировок обновленческого движения. Обновленчество, объединенное в Священный Синод, является единственной организованной силой против тихоновщины, но как будто не в достаточной степени ведет с нею борьбу, что заставляет некоторых обновленческих деятелей, как-то: служителей культа Орлова, Братановского3, Богословского, мирянина Опарникова и мн[огих] других — не доверять ему и даже откалываться от него. Мнение этих рьяных сторонников активной борьбы с тихоновщиной таково, что Синод состоит из таких лиц, которые к активной борьбе не способны по своему складу и по своим убеждениям, что отчасти, безусловно, правильно. В связи с этими разногласиями, безусловно, теряется дееспособность Синода и его сила как организованного органа сокращается.
Антониновщина — второй вид обновленческого движения — является индивидуальным выступлением против тихоновщины и рутинного обновленчест-
3 Назначенный обновленческим «Московским епархиальным управлением» (на место вытесненного из прихода протоиерея Александра Стефановского) настоятель Троицкой церкви в Троицком.
ва4, каковым в сущности можно назвать Синод, и ведет борьбу за то, чтобы проводить обновление церкви и церковной жизни сейчас же.
Свободная Трудовая Церковь — организация незначительная; ни обновленческим Синодом, ни антониновщиной, ни Тихоном за церковную организацию не признается. Определенной идеологии не имеет. Ведя борьбу за обновление и освобождение церкви, она нового ничего не создала. Устраивает диспуты в храме, договаривается до чепухи, но серьезного и жизненного в себе не имеет и в скором времени [нрзб.] умрет.
Что сделано Администр[ативным] Отд[елом] для обновленческих групп и что намерен Административный] Отд[ел] М[ос]C[овета] еще сделать. Коснувшись вначале того, что Административный] Отд[ел] М[ос]С[овета] проводит линию поддержки обновленческих группировок, я вкратце зафиксирую то, что уже сделано в этой области и что Административный] Отд[ел] М[ос]С[овета] намерен еще предпринять.
8/У1 с. г. Президиум М[ос]С[овета] опубликовал свое постановление о регистрации религиозных о[бщест]в и перерегистрации таковых, согласно инструкции Н[ародного] Комиссариата] Ю[стиции] от 27/1У с. г. и декрета В [сероссийского] Центрального] И[сполнительного] К[омитета] от 3/У111 [19]22 г., в силу которого каждая группа верующих, ранее заключившая договор с Юр[идическим] Отд[елом] М[ос]С[овета] на пользование зданием культа, была обязана перерегистрировать свое право пользования или, если она того пожелает, зарегистрироваться как религиозное о[бщест]во. Срок для этого дан был М[ос]С[оветом] 3-х месячный до 8/1Х с. г., но он был В[сероссийским] Центральным] Исполнительным] К[омитетом] продлен до 1 ноября.
За это время Административный] Отд[ел] М[ос]С[овета] надеялся зарегистрировать здания культа за обновленческими группами, но освобождение Тихона из-под ареста нарушило планы, и обновленчество после его освобождения пошло, что называется, на убыль.
Служители культа, светские верующие люди почти все перешли на его сторону, не веря в его чистосердечное раскаяние перед властью и видя в нем, безусловно, политического вождя в рясе. Первые [нрзб.] после его освобождения, торжественные службы, а диспуты Введенского эту политическую окраску оттенили и зафиксировали так, что в ней сомневаться не приходится.
Обновленческих служителей культа осталось незначительное количество, многие из них были контрреволюционными верующими выгнаны из храмов.
Регистрация задержалась. Регистрировать и объединять в о[бщест]ва людей политически вредно настроенных было нецелесообразно, а потому и регистрация не производилась. За шесть месяцев Административный] Отд[ел] зарегистрировал лишь 16 обществ, из коих 11 в Москве обновленческих, 2, если так можно выразиться, беспартийных, 1 греческую общину, 2 обновленческих в г[ороде] Орехово-Зуево.
4 Епископ Антонин (Грановский), «почетный председатель» обновленческого лжесобо-ра 1923 г., по имени которого получило название одно из течений обновленческого раскола, ко времени описываемых событий вышел из состава обновленческого Высшего Церковного Совета.
Регистрация обновленческих группировок обыкновенно проходила всегда со скандалом, т. к. приходилось передавать храмы, отбирая таковые от тихоновских группировок, которые после этого обращались с жалобой в Центральные органы власти и вели агитацию среди населения по поводу этих актов.
Самый факт регистрации обновленческих групп крайне затруднителен для Административного] Отд[ела] тем, что ему приходится расторгать для этого договор с прежней группой верующих, т. к. обновленческие группы всегда бывают оторванными от храма и ранее таковым не владели. Для расторжения же договора бывают нужны мотивы, а их иногда недостает.
Поэтому Админ [истративный] Отд[ел] ждал с нетерпением инструкции Н[ародного] Комиссариата] Ю[стиции] по поводу регистрации, которая регистрацию для Административного] Отд[ела] облегчила бы, но до сего времени эта инструкция по политическим соображениям не опубликовывается. Ее суть сводится к тому, что группы верующих, регистрируясь без устава, должны на своих служителей культа представлять справки в письменной форме от зарегистрированных церковных губернских управлений в виде удостоверений, те же группы, кои этого не выполнят, могут быть не зарегистрированы.
Когда эта инструкция вошла бы в силу, то Административный] Отд[ел], требуя с верующих представления справок на служит[елей] культа от Епархиального Управл[ения] обновленческих групп как единственного зарегистрированного церковного органа, мог бы по непредставлении этих справок их не регистрировать на самом законном и юридическом основании и регистрировал бы только тех, которые приносили бы требуемые инструкцией удостоверения.
Поскольку выдача таких удостоверений была бы признана нами только за Епарх[иальным] Управлением] обновленческим, [нрзб.] справки оттуда давались бы только обновленческим группировкам, а не тихоновским.
Есть возражения, что с изданием этой инструкции группы верующих коллективом будут ее бойкотировать и не подчиняться, т. е. за визой, справкой в обновленч[еское] Епар[хиальное] Управл[ение] не пойдут, — оно, правда, основательно, но, с другой стороны, пойти туда их можно заставить угрозой закрытия здания культа.
Издание этой инструкции было полезно тем, что вся вина в отказе регистрации той или иной группе ложилась бы на Епархиальное Управление, которое отказало в выдаче справки, и это произвело бы глубокое расслоение среди самих попов, а также среди верующих.
Но еще раз повторяю: инструкция не издается, и Административный] Отд[ел] в ее ожидании медленно, подыскивая мотивы к расторжению договоров с тихоновцами, заключает договора с обновленческими группами и регистрирует их.
Вопрос: как быть далее?
Регистрация, которую сейчас проводит Административный] Отд[ел], оказывая поддержку обновленческим группировкам, безусловно, вредно отражается на настроении населения. Этой поддержкой вызываются возмущения, она дает повод к зловредной агитации разного рода темных дельцов среди населения. Судьба этой регистрации такова: Административный] Отд[ел] еще, может быть,
с 10 зданий культа передаст в руки обновленческих групп, а остальные все равно придется передавать тихоновцам. Тем, что будет зарегистрировано 25-30 обновленческих церквей, обновленчество не поднимется на ноги и, естественно, будет раздавлено тихоновщиной, а его смерть невыгодна, оно в деле расслоения церкви, в деле антирелигиозных достижений должно существовать как вспомогательное орудие.
Главмузей. Главмузей, работающий по церковному вопросу совместно с Административным] Отд[елом] М[ос]С[овета] в Московской губ[ернии], охраняющий здания культа, имеющие археологическое и художественное значение, ведет совершенно противоположную Административному] Отделу политику, оказывая поддержку, поскольку это ему возможно, Тихону.
Когда был освобожден Тихон, до того времени не реставрируемый Донской монастырь начал реставрироваться и отделываться весь в духе XVI и начала XVII веков, когда на Руси было Патриаршество, для того, конечно, чтобы создать Тихону более торжественную обстановку для богослужений.
Есть предположение, что реставрируемые покои архимандрита предназначаются для удобного жилья Тихону, хотя реставрация производится официально для того, чтобы создать там показательный музей. Но эти сокровенные пока замыслы Главмузея откроются со временем.
Оттеняя всюду и везде приверженность тихоновщине, Главмузей не скрывая высказывает неприязнь обновленчеству.
Храм Христа Спасителя по договору передан Административным] Отделом обновленческой группе. Он является главным храмом гор[ода] Москвы, а потому его и решено было отдать обновленчеству, как бы возглавляющему русскую церковь. Группа, которая пользуется храмом, крайне незначительна, несостоятельна и, естественно, что содержать храм в полной пригодности не может. У нее нет средств, чтобы его достаточно отопить и т. п.
Главмузей, считая этот храм художественным памятником, но ранее, поскольку там не было обновленцев, а был Тихон, не заботясь о его сохранности, теперь поднялся на ноги и чуть ли не каждый месяц создает специальные комиссии по его осмотру и фиксирует, что помещение приходит в негодность, что нужен срочный ремонт, и предлагает верующим приступить к таковому, беря с них подписку, что они будут храм отапливать и т. п. И наконец в Административном] Отделе и в У отд[еле] Н[ародного] Комиссариата] Ю[стиции] у т. Красикова поднимает вопрос о закрытии этого храма, ссылаясь на то, что закрытым он более будет сохранен, чем тогда, когда им будут пользоваться, и в своих актах, особенно в последнем из трех, которые были представлены при отношениях в Административный] Отд[ел] и в Н[ародный] К[омиссариат] Ю[стиции] ярко выражена была политическая сторона вожделений Главмузея.
За последнее время, не удовольствуясь тем, что им было сделано, Главмузей в лице гр. Верещагина вывозит без разрешения Административного] Отдела мебель на квартиру к т. Беридзе, т. е. совершает явно незаконный акт, затем опечатывает ризницу и подвал, и тем самым лишает группу верующих пользоваться имуществом культа, которое они получили по договору.
Сообщая об этой тенденции Главмузея, я, имея в виду то обстоятельство,
что Главмузей в своем отношении от 21/Х11 с. г. за № 7013, которое при сем прилагается, возбудил вопрос о передаче ему в полное распоряжение всех зданий культа с имуществом, которые имеют историко-художественное и археологическое значение, с тем, чтобы он только и мог заключать договоры с группами верующих, уже зарегистрированными в Административном] Отд[еле] Моссовета. По моему мнению, передачу зданий культа, имеющих музейное значение, Главмузею можно совершить и даже на тех условиях, которые он предлагает, т. к. во всяком случае, когда будет нужно передать храм той или другой группе, даже вопреки желаниям Главмузея, то его всегда могут заставить это сделать соответствующие органы.
О католиках и инославных. Нам не мешало бы также с политической точки зрения срочно утвердить и зарегистрировать не только по Москве, но и по всему СССР польские костелы и другие инославные культы, т. к. этими актами мы могли афишировать через Н[ародный] К[омиссариат] И[ностранных] Д[ел] о полной свободе совести и нестеснении религиозных отправлений по СССР за границей.
Инструктор В. Фортунатов
Центральный государственный архив Московской области. Ф. 19. Оп. 1. Д. 157. Л. 30-35. Подлинник. Рукопись.
Ключевые слова: православие, обновленчество, регистрация, приходская община.
«The destiny of one registration...»
The published document is the report of a soviet clerk about the re-registration of religious communities. In 1923 the re-registration was planned for the purpose of legalization of the church renovators. However, it has not taken place. The publication of I. Kovaleva.
Keywords: Orthodoxy, the renovation movement, registration, a congregation.