ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ
Е. В. ТАРАКИНА специалист по социальной работе
группы социальной защиты осужденных
ФКУ Канская ВК ГУФСИН России по Красноярскому краю
Субкультура как фактор криминализации подростков
Процессы изменения, развития и обновления современного общества наиболее ярко находят свое отражение в подростковой и молодежной среде. Появляются новые направления в культурно-досуговой, спортивной, технической сферах общества, что влечет за собой создание неформальных объединений по интересам, которые при определенных условиях формируются в субкультуры.
Подростковая субкультура, по определению Ю. А. Клейберга, являет собой попытку построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся не только от детского, но и от взрослого [1].
Субкультура, считает А. В. Мудрик, влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы для них). В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, то есть становится ступенькой автоно-мизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание индивидуума, его самоуважение и самопринятие [2]. Так, в процессе взросления и станов-
ления себя как личности несовершеннолетнему важно принятие его самого (внешний вид, хобби, интересы и др.) социально значимым ровесником или взрослым: вступая в ту или иную субкультуру, подросток имеет возможность проявить свою индивидуальность, не боясь осуждения со стороны окружающих людей, признания его достижений и личностных качеств, побороть чувство изоляции и одиночества, найти единомышленников, в то же время субкультура может способствовать формированию аддиктивного и аутоагрессивного поведения, негативно влиять на психическое и психологическое состояние несовершеннолетнего. При снижении или отсутствии морально-этических установок, правосознания со стороны членов подростковой субкультуры, неблагоприятном средовом воздействии, невозможности соответствовать положительным социальным ожиданиям, развитии вредных привычек (регулярное употребление алкогольных, наркотических и психоактивных веществ) высока вероятность формирования девиатного и криминального поведения у подростка. Следуя криминальной субкультуре или отдельным ее элементам (жаргон, татуировки и др.) несовершеннолетний так или иначе меняет свое
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2018
67
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
поведение под воздействием внешних факторов, что приводит к совершению им правонарушений и преступлений. Например, более 70 % воспитанников, отбывающих наказание в Канской воспитательной колонии, состояли на учете в отделах по делам несовершеннолетних, уголовно-исполнительных инспекциях, более 60 % имеют представление о криминальной субкультуре через общение с ранее судимыми родственниками, ровесниками или друзьями.
Несовершеннолетний попадает в воспитательную колонию несформиро-вавшейся, часто неравномерно проходящей социализацию личностью, и у персонала учреждения УИС есть шанс изменить его криминальные стереотипы на социально-одобряемые, сформировать модель законопослушного поведения. Деятельность сотрудников направлена на минимизацию отрицательного влияния колонии на личность несовершеннолетнего осужденного и подготовку его к жизни после освобождения.
Данная задача успешно реализуется в Канской воспитательной колонии, коллектив которой наряду с собственной успешной практикой работы с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом, привлекает к этой деятельности общественные организации и органы местного самоуправления.
Так, на территории учреждения функционирует 21 кружок по различным интересам: декоративно-прикладного искусства, спортивный, эстрадно-театральный и др. Многие подростки учатся вязать крючком, вышивать картины в технике «изонить», изготавливать поделки модульного оригами и открытки ручной работы. Особого внимания заслуживает кружок судоавиамодели-рования, в котором подростки учатся работать с древесиной, пластмассой, владеть столярными и слесарными ин-
струментами, знакомятся с основами технического дизайна.
Занимаясь в кружках, несовершеннолетние осужденные имеют возможность открыть в себе новые качества и черты характера, получить отзывы о своей работе через участие в конференциях, выставках. Положительная оценка поделок, одобрение со стороны сотрудников колонии, родственников и сторонних граждан способствуют формированию уверенности в себе и своих силах, дают понимание того, что добиться внимания или признания со стороны окружающих людей можно не только совершая проступки и правонарушения, но и через достижения в спорте, творчестве, декоративно-прикладном искусстве.
Занятия в театральной студии «Небо» способствуют не только развитию навыков публичных выступлений и коммуникативных навыков, что, несомненно, пригодится после освобождения, но и освоению и принятию множества социальных ролей («я в семье», «я в учебном коллективе», «я обществе» и др.). Учеными доказано: чем больше социальных ролей освоено человеком, тем успешнее проходит процесс его социализации. Из семи воспитанников, регулярно принимавших участие в работе студии и освободившихся из воспитательной колонии в 2016-2017 годах, четверо продолжают занятия в кружках учебных заведений.
Ежеквартально в Канской воспитательной колонии проводятся дни открытых дверей. В рамках мероприятия родственники подростка могут не только пообщаться в неформальной обстановке со своим ребенком, но и установить деловой контакт с воспитателями, педагогическим коллективом школы и профессионального училища, получить информацию о его поведении и успеваемости. Это способствует укреплению родственных взаимоотношений, позво-
68
[email protected] www.or.fsin.su
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ
ляет родителям оценить успешность своих детей, пусть и находящихся в местах лишения свободы. Доверительные отношения в семье помогут молодым людям адаптироваться в первое время после освобождения.
Для предотвращения возвращения несовершеннолетнего осужденного в асоциальную группу после освобождения в колонии функционирует Клуб интересных встреч, гостями которого становятся успешные жители г. Канска и Красноярского края: политики, бизнесмены, представители силовых структур и др. Регулярно взаимодействуя с такими людьми, подростки видят перед собой пример значимого взрослого - человека, опыт жизни которого является примером для достижения целей подростка.
В рамках ресоциализации в колонии реализуется социально-правовой проект «Шаг навстречу», участие в котором принимают студенты Юридического института Сибирского федерального университета. В рамках проекта проводится комплекс мероприятий, направленных на развитие социально полезных навыков осужденных, формирование модели социально одобряемого поведения. Участвуя в различных мероприятиях социального характера, воспитанники учатся взаимодействовать с другими людьми, развивать в себе положительные качества и получать новые знания. Положительным аспектом подобных мероприятий является позитивное общение подростков со студентами, через которое минимизируется влияние криминальной субкультуры и сглаживаются стратификационные различия между несовершеннолетними осужденными. Взаимодействие с тьюторами-студентами после освобождения позволяет включить подростков в группу с положительными лидерами, вовлечь их в мероприятия общественных орга-
низаций (проект «Ювенальная служба» Молодежного центра «Свое дело»).
В целях осуществления сопровождения несовершеннолетних осужденных при воспитательной колонии успешно функционирует попечительский совет, в состав которого входят представители органов местного самоуправления, представители коммерческих и общественных организаций г. Канска и Красноярского края. Члены совета оказывают содействие в вопросах трудового и бытового устройства несовершеннолетних после освобождения, в решении их проблем в период отбывания наказания. Над подростками, допускающими нарушения установленного порядка отбывания наказания, устанавливается шефство членов совета, что положительно сказывается на их поведении, отношении к обучению в школе, профессиональном училище.
Таким образом, успешная ресоци-ализация и адаптация несовершеннолетних осужденных после освобождения из воспитательной колонии, их невозврат в асоциальную среду зависят от скоординированных действий всех служб воспитательной колонии и привлеченных государственных органов и общественных организаций. Правильно построенная работа препятствует криминализации подростков в период отбывания наказания и способствует формированию у них социальной компетентности, развитию социально-полезных навыков и социально-приемлемых форм поведения. ^
1. Клейберг Ю. А. Криминальная девиант-ность подростково-молодежных субкультур // Общество и право. 2013. № 3. С. 281-286.
2. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов. М. : Академия, 2005. С. 69.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2018
69