УДК 316
СУБКУЛЬТУРА ГРАФФИТИ: СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ
Барсамов Сергей Александрович, аспирант сектора девиантного поведения
Институт Социологии РАН, г. Москва, Россия barsamov@me. com
В статье автор анализирует этапы развития подростка в молодежной субкультуре граффити. Автор анализирует структуру субкультуры, рассматривает классификацию типов граффити, связывает одновременное существование девиантных и легитимных практик в граффити с переходным состоянием этой субкультуры и размышляет над направлениями ее дальнейшего развития.
Ключевые слова: субкультура; граффити; молодежь; карьера.
GRAFFITY SUBCULTURE: SOCIAL ORGANIZATION AND INTEGRATION PERSPECTIVES
Sergey Barsamov, sector of deviance studies ISRAS postgraduate student
Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
barsamov@me. com
In this paper author analyzes the adolescent development stages in graffiti subculture. Author deeply looks into the structure of the subculture, defines the graffiti types, establish linkage between simultaneous existence of both deviant and legitimate practices within graffiti and subculture’s transformation, analyzing its further development directions.
Keywords: subculture; graffiti; adolescence; career.
Сегодня граффити создается в нескольких ситуациях - как анонимные публичные высказывания - «любовные», «туалетные», «студенческие» надписи; как идеологически окрашенные публичные высказывания (религиозные, расистские, политические); как творчество субкультуры граффити (т.н. «теги» и «муралы»). Все эти виды граффити одинаково воспринимаются в обществе как вандализм, а их нанесение - как девиантное поведение. Вместе с этим субкультурное граффити обладает определенным потенциалом для интеграции в общество, поскольку его лучшие примеры обладают художественной ценностью, оно нацелено на коммуникацию с обществом и уже есть примеры подобной интеграции (работы граффити-художников Жань-Мишеля Баския, Бенкси, Ли, Леди Пинк и др.)
Граффити занимает уникальное положение в обществе - в отличие от других субкультур, граффити существует не только в социальном, но и в физическом пространстве. Оно занимает определенное место, изменяет пространство и взаимодействует с ним. Поэтому соотнесение граффити с нормами общества неизбежно включает в себя и соотнесение с общественным пространством, принципами свободного самовыражения, равенства возможностей, доминированием рекламы и медиа.
Субкультура граффити привлекает все больше внимания научного сообщества во всем мире. Наиболее именитые ученые-исследователи граффити - это Р. Лахманн, Д. Феррел, Д. Брюер, М. Миллер, Н. Макдональд.
Под термином «граффити» мы будем понимать только надписи и рисунки, выполняемые членами субкультуры граффити - райтерами. Основные разновидности субкультурного граффити - тег, короткая стилизованная подпись райтера, выполняемая одним цветом с помощью маркера, аэрозольного баллончика с краской или иных средств; набросок - одноцветный тег
увеличенного размера выполняемый аэрозольным баллоном и мурал -полноцветная, масштабная работа, содержащая рисунки, надписи, буквы.
Отдельным направлением многие исследователи считают стрит-арт (streetart) - технически представляющий собой комбинацию муралов (рисунков аэрозольной краской), стенсил-арта (использование трафаретов), наклеек, нацеленную на быстрое создание и коммуникацию со зрителем, как правило, содержит иронию, аллегорию или посвящен каким-либо социальным проблемам.
Рис. 1. Набросок (в центре) и теги (слева и справа).
Рис. 2. Мурал, расположенный на железнодорожном вагоне.
Именно эта классификация работ райтеров и легла в основу анализа структуры самой субкультуры. Оказалось, что этапы развития райтера в субкультуре как раз и проходят по цепочке: теги - наброски - муралы, стрит-арт. Как видно из иллюстраций (рис. 1-2), каждый последующий тип рисунка более сложен, чем предыдущий. Для того, чтобы физически перейти от одного типа рисунка к следующему, райтеру необходимо заручиться «моральным» признанием других членов субкультуры, т.е. перейти на новый социальный
уровень в субкультуре. Таким «моральным» капиталом для продвижения в карьере райтера в субкультуре является популярность или, как они сами выражаются, «признание». Для каждого следующего этапа нужен карт-бланш в виде определенного уровня признания от других райтеров. Немаловажным фактором для перехода на новый этап является и необходимость более высокого уровня художественного мастерства, которое, как понятно, тоже тесно связано с популярностью.
На основе данных исследования нам удалось классифицировать и описать каждый из этапов карьеры райтера.
Начало карьеры, теггинг - это, как правило, 11-16 лет. Помимо общего для всех направлений граффити стремления к признанию со стороны других райтеров, славе, достижению наибольшей визуальной заметности, в теггинге чаще всего присутствует мотив разрушения, противопоставлению себя обществу и нормам. Начальные стадии граффити карьеры - теггинг - удел подростков. У них есть время на постоянный теггинг, им нужно создать себе имя, у них меньше ответственности. Большинство райтеров по мере взросления стараются перейти на более высокие карьерные ступени, кончено, если у них есть соответствующие художественные способности.
Территориальный аспект важен на всех этапах граффити, однако здесь этот аспект важнее всего. Р. Лахманн [1] применил концепцию Г. Беккера, которая говорит о том, что распространение вандализма и девиантного поведения непосредственно связано с определенной территорией.
Оказалось, что поскольку граффити ориентировано на признание, райтеру необходима аудитория. Более старшие райтеры вступают во взаимоотношения с более младшими товарищами, получая в их лице аудиторию, способную оценить их заслуги и передавая взамен свои ценности и навыки. Это и обуславливало в 1970-1980-е гг. появление кварталов и районов, в которых были сконцентрированы райтеры. К. Кастельман [2] также обращал внимание на то, что феномен роста количества райтеров и популярности граффити в этот
период был обусловлен возможностью райтеров постоянно расширять свою аудиторию, встречаясь на узловых станциях метро, обсуждая расписанные граффити вагоны метро из разных районов города. Идущие вагоны рассказывали о существовании и успехах райтеров их различных районов города. Это позволяло не только формировать каналы распространения информации о граффити, но и широчайшую аудиторию и, следовательно, пространство для формирования известности и славы. После принятия ряда жестких антивандальных законов и инициатив, писать граффити в метро в США стало практически невозможно. Помимо анти-вандального покрытия вагонов, ужесточения контроля и ответственности, ускорения ликвидации граффити и ввода видеонаблюдения, полиция разгоняла места встречи райтеров на узловых станциях.
Потеряв базу для личных контактов, не видя работ других райтеров, социальная и материальная база для карьеры в граффити исчезла. Должна была бы исчезнуть. Постепенно граффити перешло на улицы и железнодорожные линии, сосредоточилось на стенах в обособленных кварталах. Смена поверхности и условий, в которых создавалось граффити опосредовала и появление муралов, смену содержания и самой идеи граффити. Из средства достижения маскулинной идентичности, противопоставления себя власти, средства субкультурной самоидентификации граффити постепенно стало считать своей целью изменение среды, общественного пространства, коммуникацию с обществом.
Развитие карьеры, наброски - приходятся на период 15-18 лет. На этот уровень попадают не все. Многие отсеиваются - переходят в другие школы, поступают в институты и т.п.
Согласно нашим наблюдениям, которые подтверждаются данными Р. Лахманна [1] и Брюера и Миллера [3], занимающиеся исключительно теггингом райтеры, как правило, не продолжают карьеру, из-за отсутствия возможности для новых достижений. Оценка известности, признания теггеров -
сугубо количественная - самый крутой (оставивший больше всего тегов) райтер на улице, в микрорайоне, в округе... Через какое-то время (обычно этот период составляет от 6 месяцев до 1-1,5 лет) продолжать поддерживать свой статус «самого-самого» становится тяжело, затратно и просто неинтересно. Кроме того, многие райтеры не разделяют идею о необходимости дальнейшего развития карьеры. Теггеры часто не могут понять и одобрить райтеров, находящихся на более высокой ступени карьеры, которые пытаются добиться славы не количеством, а качеством своего граффити. И наоборот, райтерам, занимающимся муралами, деятельность теггеров кажется бессмысленным вандализмом, хотя, почти наверняка, они начинали таким же образом.
Расцвет карьеры - рисование муралов охватывает промежуток 17-20 лет. На этом этапе в содержании граффити появляются содержательные элементы, коммуникация с обществом. Различаются и сами движущие идеи этих направлений в граффити. При этом теггинг считают вандализмом даже сами райтеры, перешедшие через этот этап. Все опрошенные нами нынешние и бывшие участники субкультуры проходили через этап теггинга, рассматривая его как «пробу пера». Именно теггинг является наиболее девиантным видом граффити и воспринимается в качестве такового обществом. Хотя результаты исследований не подтверждают гипотезу о сходном социальном положении различных групп райтеров, или их членство в «группе риска», внешнее сходство тегов и прочих надписей, в т.ч. вандальных, расистских и «туалетных» лишает это направление субкультуры институционализированного, одобряемого будущего в обществе. Рост осведомленности общества о граффити только увеличивает текущую пропасть в восприятии тегов и муралов.
Период перехода к легальной художественной деятельности, уход из субкультуры - 21-24 года. Для части муралистов граффити становится профессией - они переходят к легальной работе - аэрографией, коммерческим заказам по благоустройству и росписи зданий и помещений, некоторые из них сосредотачиваются на создании художественных работ. Граффити в своем
наиболее художественном виде переросло состояние девиантной субкультуры. Оно не борется с нормами, а подстраивается под них или меняет сами нормы. В обществе создаются легальные стены, на которых могут рисовать все желающие, бизнес использует граффити для привлечения молодой аудитории в дизайне товаров, магазинов, в компьютерных играх.
Исследователи отмечают преимущественно мужской характер субкультуры, что, по мнению Н. Макдональд [4], связано с достижением маскулинной идентичности через участие в противоправной субкультуре. В нашем обществе маскулинность отождествляется с риском, храбростью, умением постоять за себя, безрассудством, противостоянием с соперниками и властью (концепция Д. Мессершмита).
Таким образом, в настоящее время первый этап - теги, является самым девиантным и остается вне закона. Долгое время он был необходимой ступенью в развитии райтера, другими способами достичь популярности и мастерства в этом новом виде искусства было просто невозможно. Сейчас ситуация меняется - постепенное признание граффити как вида искусства приносит свои плоды в виде легальных стен и мест для возможности практиковаться в граффити. Уже есть примеры, когда дети начинают рисовать муралы только в разрешенных местах, не участвуя в теггинге, как бы пропустив этот этап карьеры [5]. Исчезновение начального этапа также открывает более широкий доступ в граффити девушкам и детям.
Тем не менее, теггинг пока остается альтернативой подростковому хулиганству и бунтарству. Мы видим в теггинге и позитивные стороны -подростки могут выказывать храбрость, маскулинность и показное неуважение к закону, на деле обходясь без серьезных правонарушений. Это дает подросткам опыт высокой самооценки на равных с «плохими парнями». Поучаствовав в этой деятельности они могут закончить школу или ВУЗ не чувствуя себя «ботаниками». Кроме того, райтер, часами упорно рисующий теги с целью прославиться в своем районе часто переносит это упорство и на
учебу. Вероятное развитие событий предопределит судьбу теггинга, который приобретет иные формы, либо исчезнет как явление.
Говоря о перспективах интеграции граффити, хочется отметить, что концепция «разбитых окон» и политика противодействия тегам, выражающаяся в постоянно увеличивающихся бюджетах на закрашивание граффити и оснащение общественных пространств системами видеонаблюдения следуют общему тренду на деанонимизацию общества, усиление общественного контроля, доминирования в публичном пространстве единообразной пустоты. Дюркгейм писал «...представьте себе общество святых, образцовый монастырь примерных индивидуумов. Преступления в собственном смысле слова здесь неизвестны; однако проступки, представляющиеся несущественными мирянину, вызовут тут точно такой же скандал, какой обычные преступления вызывают в обычных условиях» [6, 41]. Следует помнить, что девиация всегда относительна обществу и времени, и искоренение одной девиации неминуемо ведет за собой появление другой, ранее не считавшейся серьезным проступком.
Литература
1. Lachmann, R. Graffiti as Career and Ideology // The American Journal of Sociology, Vol. 94, No. 2, Сентябрь, 1988, сс. 229-250.
2. Castleman C. Getting Up. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1982
3. Brewer D., Miller M. Bombing and Burning: The social Organization and Values of Hip Hop Graffiti Writers and Implications for Policy // Deviant Behavior, 11, 1990, p. 345-369.
4. Macdonald, N. The Graffiti Subculture: Youth, Masculinity and Identity in London and New York. NY: Palgrave Macmillan, 2002
5. Wheeler V. Let’s Play Tag // The Sun, 19 Feb, 2009. [Электронный ресурс].
URL: http://www.thesun.co.uk/sol/homepage/features/article2251742.ece (дата
обращения 13 марта 2010)
6. Дюркгейм Э. Норма и патология / Социология преступности. (Современные буржуазные теории). М.: Издательство «Прогресс», 1966. С. 3944. М.: 1966.
Рецензент:
Бабанина Д.А., канд. соц. наук