НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 9 (14) • 2017
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.341.1 ББК 67.308
СУБЪЕКТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Бидова Бэла Бертовна, кандидат юридических наук, доцент, Чеченский государственный университет, Грозный, Чеченская Республика
В статье продемонстрирована значимость молодежной субкультуры, представлена оценка семьи как основного инструмента предупреждения поведенческих девиаций, учебных учреждений как сферы предотвращения поведенческих девиаций среди обучающихся, досуга как места поведенческой независимости и области повышенного риска развития ненормативного поведения. В работе продемонстрировано, что суть и особенность молодежной субкультуры предопределяется едиными закономерностями саморазвития культур, инновационным потенциалом субкультуры, ее активным изменением, ориентацией на перспективу, а кроме того, компенсационной натурой субкультуры.
Ключевые слова: молодежь; молодежная субкультура; ненормативное поведение.
SUBJECTS AND INSTITUTIONS OF SOCIALIZATION AND PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR AMONG THE YOUNGER GENERATION
Bidova Bela Bertovna, PhD (Cand. Leg. Sci.), associate professor, The Chechen State University, Grozny, Chechen Republic
The article demonstrates the importance of the youth subculture, presents the evaluation of the family as the main tool for preventing behavioral deviations, educational institutions as a sphere of preventing behavioral deviations among students, leisure as a place of behavioral independence and an area of increased risk of developing non-normative behavior. The work demonstrates that the essence and peculiarity of the youth subculture is predetermined by the uniform laws of cultural self-development, the innovative potential of the subculture, its active change, orientation to the future, and, in addition, the compensatory nature of the subculture. Keywords: youth; youth subcultures; deviant behavior.
Для цитирования: Бидова Б. Б. Субъекты и институты социализации и профилактики девиантного поведения среди молодого поколения // Наука без границ. 2017. № 9 (14). С. 60-63.
Создание теоретико-методических основ и усовершенствование преподавательских инструментов предотвращения и исправления поведенческих девиаций среди обучающегося молодого поколения обретает огромную значимость в нынешних обстоятельствах. Быстрое распространение ненормативной активности и аддик-тивных типов поведения среди молодого поколения разрушает физиологическое и психологическое здоровье следующих по-
колений, а также является огромной угрозой для безопасности государства. Число разновидностей поведенческих девиаций значительно увеличилось за минувшие 20 лет.
Огромную тревогу вселяет увеличение аддиктивных методов самовыражения и образов жизни молодого поколения, губительно действующих на состояние здоровья и нервную систему молодежи.
К явным химическим аддикциям (пьян-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 9 (14) • 2017
ство, потребление наркотиков) на сегодняшний день добавился беспрерывно растущий перечень социокультурных отклонений и аддикций: лудомания, интернет-зависимость и прочее. Социальная важность вопроса предупреждения и исправления поведенческих девиаций обуславливается теми долговременными социальными и индивидуальными последствиями такого образа жизни, который устраняет из социума самую здоровую часть граждан, мешает интеграции молодежи в социум и неминуемо сопровождается биогенетической и общественной деградацией индивида.
Проводимые правительством мероприятия и профилактика не гарантируют сокращения общественных патологий. Помимо этого, сохранение неблагоприятных трендов в общественной, финансовой и духовной областях социума дает возможность сделать негативный прогноз об увеличении общественных и индивидуальных девиаций в будущем. Представители госорганов, работающие в данной сфере, считают, что масштабность, распространение и усугубление подобных явлений представляют огромную угрозу для безопасности государства [1, с. 42].
Молодежная субкультура играет значимую роль, сопряженную с изменением культуры, поддержанием социально-культурной преемственности, социокультурной и этнокультурной идентичности, общественной и общественно-психологической интеграции и индивидуализации. Тем не менее, общественная интеграция и индивидуализация зачастую проходит в виде остроконфликтного противоборства. Энергия индивидуального развития формируется в «поле» напряжения несовместимых мотиваций и стремлений индивида: интеграция - дифференциация, социализация - индивидуализация, самостоятельная регуляция - соблюдение общепризнанных норм. На одном полюсе
находится желание слиться с группой, а также отсутствие свободы и боязнь потерять свое «я»; на другом полюсе находится независимость, порождающая боязнь ответственности и одиночества [2, с. 60].
Непостоянность нынешнего социума усложняет задачу интеграции для молодого поколения, следовательно, субкультура делается вспомогательным местом социализации и самореализации индивида. Исключению молодых людей из общества сопутствует эскапизм, уход от реальности и добровольная маргинализация, выражающаяся в виде ненормативной активности (делинквентной либо преступной девиации), выглядящей как протест [3, с. 2439].
Итоги проведенных исследований подтверждают: дети при выборе собственного индивидуального мнения об определенных видах аддиктивного поведения учитывают не только суждения референтной группы, но и родительские поведенческие модели, используемые ими в аналогичных ситуациях. Следовательно, родственники не только формируют запас духовной стойкости, защищающей молодого человека в обществе, но и зачастую являются для него источником риска. Учитывая данный факт, работа с родственниками обучающихся, входящих в группу риска, обязана стать приоритетным направлением для образовательного учреждения. Проблема в том, что в предупредительной педагогике специальное место отводится такому явлению, как созависимость, которая значительно увеличивает пространство преподавательского воздействия, добавляя в него, помимо обучающегося индивида с поведенческими девиациями, и членов его семьи. В рамках предупредительной педагогики созависимость считается преподавательским ресурсом, правильное использование которого даст возможность уменьшить диапазон девиаций благодаря увеличению обоюдной ответственности отца с матерью и их детей за собственное
НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 9 (14) • 2017
юРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
будущее и благополучие близких.
Комплекс исследований поведенческих девиаций молодых людей продемонстрировал, что настоящей отдачи в области профилактики наркомании можно ждать лишь от многоступенчатых программ, ориентированных на зависимое поведение молодежи. Ключевой причиной низкой эффективности имеющихся программ профилактики эксперты считают рассогласование установок и взглядов у разных субъектов, входящих в реабилитационный процесс - специалистов, близких родственников, самих молодых людей. Пренебрегая образовательной сферой как субъективно важной, учащиеся в роли альтернативы зачастую выбирают такое место для досуга, самовыражения и поиска популярности, как мир криминалитета - преступную субкультуру, где они обретают обширное пространство для работы и реальный шанс самоутвердиться и компенсировать негативную обстановку в семье, образовательном учреждении, области неформального общения [4, с. 67].
В рамках образовательного учреждения главным условием предотвращения поведенческих отклонений у обучающихся можно назвать разумно построенное культурно-образовательное пространство, которое с общественно-преподавательской точки зрения считается комплексом условий и перспектив для индивидуального развития, преднамеренно формируемых разными субъектами преподавательского процесса. Педагогические возможности субъектов, входящих в сферу образования, гарантируются расширением их ресурсов - преподавателей, специалиста по психологии, организатора внешкольной деятельности. Особенность и результативность обучения тут заключается в его опосредованном характере: воздействие осуществляется при помощи формирования благоприятной социальной, психологической и культурной среды, подключения
индивида к разным типам социокультурной работы.
Социально-культурная работа улучшает процесс индивидуального развития, в фундаменте которого находится непростая и двойственная взаимосвязь 2-х тенденций: социализации и индивидуализации. Социализация представляет собой метод «ролевой интеграции» индивида в единое социальное пространство; индивидуализация обеспечивается возможностью реализации собственного творческого потенциала в разных сферах деятельности и содействует осознанию определенности и своеобычия. Итогом социализации и индивидуализации становится индивид, совмещающий в себе добросовестность с инициативностью и творчеством, способный совершенствовать собственную индивидуальность и благополучно приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.
Социально-культурная работа в области досуга содействует общественной интеграции индивида - с помощью расширения индивидуального существования во времени, интеграции себя в исторический контекст, многоплановой идентификации со своей страной, окружением, социумом, родной культурой и населением земли в целом. В общевоспитательных целях досуг будет уместно улучшить с помощью специальной организации работы обучающихся. Свободное времяпрепровождение, насыщенное ощущением независимости и самодеятельности, игрой и положительной символикой, способно превратиться в область личностно важного общения, где индивид будет по-настоящему заниматься самореализацией. Компенсационная сущность внеучебной социально-культурной работы дает возможность улучшить процедуру социализации и индивидуализации человека в рамках нормативных поведенческих установок, резко уменьшая этим вероятность появления поведенческих девиаций.
юРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 9 (14) • 2017
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бидова Б. Б. Личностно-ориентированная образовательная концепция высшего профессионального образования как элемент профилактики экстремизма // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. № Специальный выпуск 2. С. 40-46.
2. Бидова Б. Б. Уголовное законодательство зарубежных государств и международные стандарты в сфере противодействия молодежному экстремизму // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2011. № 4. С. 60-61.
3. Problems of counteraction to religious extremism in the Russian Federation / Bidova B. B., Sultanovna A. C., Eminovna G. E., Shakhidovich M. S., Mamutovich D. H. // The social sciences (Pakistan). 2016. Т. 11. № 10. С. 2439-2445.
4. Бидова Б. Б. Толерантность как часть политической культуры: проблемы концептуализации и российские особенности // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2012. № 6. С. 66-68.
REFERENCES
1. BidovaB.B.Lichnostno-orientirovannaiaobrazovatel'naiakontseptsiiavysshego professional'nogo obrazovaniia kak element profilaktiki ekstremizma [Formation of value orientations of students as the prevention of extremism]. Sovremennye fundamental'nye iprikladnye issledovaniia, 2013, no. special issue 2, pp. 40-46.
2. Bidova B. B. Ugolovnoe zakonodatel'stvo zarubezhnykh gosudarstv i mezhdunarodnye standarty v sfere protivodeistviia molodezhnomu ekstremizmu [Criminal legislation of foreign states and international standards in the sphere of counteraction to youth extremism]. Vestnik Essentukskogo instituta upravleniia, biznesa iprava, 2011, no. 4, pp. 60-61.
3. Bidova B. B., Sultanovna A. C., Eminovna G. E., Shakhidovich M. S., Mamutovich D. H. Problems of counteraction to religious extremism in the Russian Federation. The social sciences (Pakistan), 2016, vol. 11, no. 10, pp. 2439-2445.
4. Bidova B. B. Tolerantnost' kak chast' politicheskoi kul'tury: problemy kontseptualizatsii i rossiiskie osobennosti [Tolerance as a part of political culture: problems of conceptualization and peculiarities of Russia]. Vestnik Essentukskogo instituta upravleniia, biznesa i prava, 2012, no. 6, pp. 66-68.
Материал поступил в редакцию 29.08.2017
© Бидова Б. Б., 2017