УДК 15
СУБЪЕКТНЫЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
© Александр Юрьевич Трунов
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры общей психологии; Отделенческая больница на станции Мичуринск-Уральский ОАО «РЖД», психолог, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные уровни, компоненты и факторы профессиональной адаптации работников локомотивных бригад. Профессиональная адаптация машинистов и помощников машиниста рассматривается как активный процесс, происходящий на субъектном уровне и являющийся условием профессионального и личностного развития работников. Выявлены главные факторы эффективной адаптации в этой профессии, такие как осознанная саморегуляция, ответственность, открытость опыту и социальная активность.
Ключевые слова: адаптация; саморегуляция; субъект; развитие.
Введение. Профессиональное развитие человека в наши дни можно считать по-настоящему успешным только в том случае, когда оно связано с личностным развитием профессионала и когда сам человек является его активно действующим субъектом [1]. Не является исключением и профессиональная деятельность машинистов и помощников машиниста, поскольку достижение максимальной эффективности в управлении локомотивом опирается не только на конкретные знания и умения, но и на личностные ресурсы работников, способность успешно адаптироваться к условиям напряженной деятельности и повышенной ответственности, преодолевать сопутствующие неблагоприятные функциональные состояния.
Проблемы профессионального развития личности и личностного адаптационного потенциала, их связи между собой являются весьма актуальными на современном этапе развития науки, однако исследования личностного потенциала работников операторских профессий не так полно представлены в ак-меологической научной литературе, как исследования профессий типа «человек - человек». Нами отмечалась важность разработки акмеологических проблем в изучении деятельности работников локомотивных бригад [2].
Профессиональная среда, предъявляющая требования к личности работника, с одной стороны, создает набор условий, в которых и осуществляется личностно-профессиональный рост работника, а с другой стороны -
ряд условий, которые препятствуют гармоничному развитию личности и приводят в конечном итоге к профессиональной деформации. Эффективное освоение профессии машинистами в сочетании с сохранением их профессионального здоровья и гармоничного личностного развития должно опираться на преодоление этих негативных условий благодаря формированию у них субъектных качеств и адаптационного потенциала личности [3].
Профессиональная адаптация подразумевает как приспособление психофизиологических процессов работника к особенностям профессиональной деятельности, так и приспособление его личности к требованиям профессиональной социальной среды. При этом адаптация, успешная только на психофизиологическом уровне, может вызывать свертывание и упрощение ориентировочных схем деятельности и дезадаптацию на личностном уровне (как профессиональную неготовность). С другой стороны, адаптация только на социально-психологическом уровне может находиться в противоречии с функциональным состоянием организма и его физиологическими возможностями [3].
В частности, В.А. Машиным было показано, что в процессе профессионализации операторов важнейшую роль играет противоречие между процессами адаптации к выполняемой работе, которые вызывают угасание активного ориентирования оператора, и объективным требованием постоянной развернутой ориентировки в объектах управле-
ния. Само профессиональное развитие носит диалектический характер спирали и состоит из трех повторяющихся на разных уровнях стадий: стадии развития (разрешения противоречия), стадии порождения внутреннего противоречия и стадии поиска путей преодоления противоречия развития [4].
По нашему мнению, о полноценной адаптации можно говорить только в случае гармоничного сочетания процессов адаптации на индивидном и личностном уровнях. Эти уровни непосредственно взаимосвязаны и определяют функциональное состояние как интегральную характеристику функционирования всех систем организма [5]. Способность личности к целенаправленной интеграции и саморегуляции функционального состояния, выступая, по мнению О.А. Ко-нопкина, критерием субъектности [6], таким образом, связана с личностным адаптационным потенциалом человека. Как было показано Л.Г. Дикой, такая активная саморегуляция у оператора формируется не сразу, а является особой деятельностью, которая складывается в ходе адаптации к сложным условиям работы и вначале существует как подсистема, включенная в деятельность посредством ее активационных компонентов и не осознаваемая субъектом [7].
В связи с этим, помимо индивидного и личностного уровня адаптации, мы предлагаем выделить субъектный уровень, на котором процессы адаптации рассматриваются не как пассивная реакция на давление среды, а как активные действия, направленные на согласование, гармонизацию и интеграцию внешних и внутренних факторов и условий деятельности и профессионального развития.
Таким образом, объектом нашего исследования являлась структура адаптации работников локомотивных бригад к их профессиональной среде, а его предметом - факторы становления субъектного уровня адаптации и их связь с показателями профессионального и личностного развития машинистов и помощников машинистов локомотивов. Целью исследования была проверка предположения об определяющем влиянии факторов субъектного уровня адаптации, и в частности осознанной саморегуляции, на
общий уровень профессиональной адаптиро-ванности, успешности и самореализации.
Исследование структуры профессиональной адаптации. Исследования, проведенные нами ранее [3], позволяют рассматривать адаптацию на индивидном и личностном уровне как ограниченные условия личностно-профессионального развития работников локомотивных бригад. В частности, по особенностям адаптации на индивидном (психофизиологическом) уровне можно выделить три группы работников, характеризующихся неустойчивым, ригидным и устойчивым типом адаптации. Первая группа включает работников, находящихся на начальных этапах профессионально-личностного развития и еще не полностью адаптированных к профессиональной среде. Вторая группа - работников старшего возраста, большинство из которых составляют успешные машинисты локомотивов, но, как правило, страдающие психосоматическими заболеваниями (гипертоническая и язвенная болезнь). В группу с устойчивой адаптацией входят, в основном, машинисты, не страдающие заболеваниями, чаще - невысокого класса и среднего возраста, т. е. находящиеся на промежуточных стадиях профессионального развития. Анализ стажа на соответствующей должности в данных группах подтверждает предположение о связи ригидности адаптации с длительным отсутствием профессионального роста работников (рис. 1).
Поскольку успешность психологической адаптации к профессиональной среде требует, во-первых, наличия необходимых знаний, умений и способностей, во-вторых, соответствующей мотивационной структуры и, в-третьих, координации собственной активности с объективными условиями деятельности, то и в структуре адаптации работников локомотивных бригад нами были условно выделены когнитивно-операциональный, по-требностно-смысловой и эмоционально-регулятивный компоненты. Последний, по нашему предположению, играет главную интегративную роль, связывая мотивы и потребности работника с его представлением о себе и
об условиях среды.
Рис. 1. Соотношение различных типов адаптации у работников локомотивных бригад (РЛБ) в зависимости от стажа работы на одном месте
В соответствии с данными теоретическими предпосылками были подобраны методики для изучения различных аспектов адаптации и самоактуализации работников локомотивных бригад. В их состав вошли: опросник О.Н. Родиной для оценки дезадаптации [8]; опросник удовлетворенности работой Р. Кунина [9] (методики были модифицированы для получения более дифференцированных оценок); шкалы О и Q3 теста Р. Кеттелла; тест УСК; Торонтская шкала алекситимии [10]; тест стилевых особенностей саморегуляции В.И. Моросановой [11]; опросник «Цель-Средство-Результат» [12]; тест САМОАЛ в адаптации А.В. Лазуткина [13]. Учитывался уровень профессиональных знаний, профпригодности и классности, возраст и стаж работника. Выборка испытуемых (72 человека) формировалась из 2 подгрупп: машинистов и помощников машиниста со стажем работы не менее 4 лет (обычно за это время успешные работники становятся машинистами, т. е. начинающие работники в исследовании не участвовали). Полученные в результате тестирования данные обрабатывались методами математического анализа.
Дисперсионному анализу подвергались результаты обследования выделенных нами
подгрупп испытуемых. Подгруппы выделялись по следующим критериям:
1) группы адаптированных, дезадаптированных и частично (только на личностном уровне) адаптированных работников;
2) группы, характеризующиеся максимальной, минимальной и средней степенью выраженности комплекса показателей когнитивно-операционального компонента адаптации (конкретные знания и профессионально значимые особенности внимания, открытость опыту, гибкость в выборе средств и оценке результатов деятельности);
3) группы, характеризующиеся различной степенью выраженности потребностно-смыслового компонента адаптации (удовлетворенность работой, уровень нравственных ценностей - шкала О теста Р. Кеттела, ин-тернальность общая, в отношении достижений, производственных отношениях и в отношении здоровья);
4) группы, характеризующиеся различной степенью выраженности комплекса показателей эмоционально-регулятивного компонента адаптации (общий уровень саморегуляции, самоконтроль - шкала Q3 теста Р. Кеттела, алекситимия).
Было установлено, что личностно адаптированные работники локомотивных бригад
при достаточной адаптации на индивидном уровне значимо (р < 0,05) отличаются от дезадаптированных работников по показателям самоактуализации, саморегуляции, профессиональных знаний, внутреннего ^3) и внешнего (О) самоконтроля, общей интер-нальности, субъективного контроля в области достижений и в отношении здоровья. Они больше удовлетворены работой, отличаются большей гибкостью в выборе средств деятельности и лучше развитой способностью к рефлексии и вербализации эмоций (значимо меньшей алекситимией). В то же время группа работников, адаптированных только на социально-психологическом уровне, занимает промежуточное положение между адаптированными и дезадаптированными работниками или не отличается от дезадаптированной группы.
Группа работников с наихудшими показателями когнитивно-операционального
компонента адаптации отличалась от остальных по показателям общего уровня саморегуляции и такого ее звена, как программирование деятельности, снижения общей активности и отдельных характеристик внимания, степени удовлетворенности работой, интер-нальности в отношении здоровья.
Среди групп с наихудшими и наилучшими показателями потребностно-смысло-вого компонента адаптации были выявлены значимые различия по уровню самоактуализации (в частности, эффективности ориентации во времени и приверженности базовым личностным ценностям), профессиональных знаний, гибкости в выборе средств деятельности; снижению профессиональной мотивации, ощущению усталости и наличию сома-товегетативных нарушений. Кроме того, по таким показателям, как общий уровень саморегуляции, алекситимия (неспособность к вербализации переживаний), эмоциональные сдвиги, снижение активности и нарушения внимания и памяти значимые различия отмечались между группами с максимальным и средним уровнем выраженности комплекса потребностно-смысловых составляющих
адаптации.
Группа с наихудшими показателями эмоционально-регулятивного компонента
адаптации значимо отличалась от других по всем шкалам дезадаптации, а такие показатели, как снижение активности, ощущение ус-
талости, соматовегетативные нарушения и нарушения цикла «сон - бодрствование», значимо повышались уже при среднем уровне данного компонента адаптации по сравнению с высоким. Высокий уровень эмоционально-регулятивного компонента адаптации был связан с положительными характеристиками мотивационной сферы: приверженность базовым личностным ценностям, нравственность (О), активность, ответственность в отношении здоровья, профессиональная удовлетворенность .
Таким образом, было выявлено, что когнитивно-операциональный, эмоциональнорегулятивный и потребностно-смысловой компоненты адаптации работников локомотивных бригад, с одной стороны, определяют специфические особенности и характеристики их профессионально-личностного развития, а с другой стороны, тесно связаны между собой и являются подструктурами единой системы.
Факторный анализ данных проводился по методу главных компонент (использовался пакет программ 8Р88 1.7.) с построением корреляционной матрицы и последующим ортогональным вращением («уаптах») и вращением без сохранения ортогональности факторов («рготах»); результаты ротации сравнивались между собой. Было выделено 14 факторов, объясняющих в совокупности 83,8 % дисперсии. Большинство шкал обнаружили тенденцию к какому-либо одному из факторов, но шкалы «автономность», «гибкость в общении» и «интернальность в отношении неудач» были примерно поровну связаны с несколькими факторами. В целом независимые и созависимые факторные решения были аналогичны по составу входящих в них шкал. При косоугольном вращении факторов их связь с различными шкалами была заметнее. На основании сравнения двух решений факторы были проинтерпретированы следующим образом.
Фактор «осознанной саморегуляции» (11,9-22,8 % дисперсии) включал в себя шкалы: «общий уровень саморегуляции»,
«планирование», «моделирование», «про-
граммирование», «оценка результата», «гибкость регуляции» - с положительной факторной нагрузкой и шкалу «алекситимия» - с отрицательной нагрузкой. Этот фактор также положительно коррелировал с интернально-
стью в отношении здоровья и отрицательно с большинством показателей дезадаптации и величиной стажа на последнем месте работы.
В состав фактора «регулятивной дезорганизации» (8,4-9,6 % дисперсии) с положительной нагрузкой вошли шкалы дезадаптации: «эмоциональные сдвиги», «ощущение усталости», «снижение мотивации», «ослабление внимания», «нарушения цикла "сон -бодрствование"», соматовегетативные нарушения и нарушения социального взаимодействия. С отрицательной нагрузкой в этот фактор вошла шкала Q3 теста Кеттела (т. е. фактор связан с низким внутренним самоконтролем). Фактор положительно связан со шкалами «алекситимия» и «снижение активности», а отрицательно - с показателями саморегуляции (планирования) и профессиональными знаниями. При косоугольном методе вращения факторных осей он отрицательно коррелировал с фактором саморегуляции (г = -0,487), что позволяет объединить эти два фактора. Таким образом, от 20 до 30 % дисперсии показателей объясняется действием факторов, связанных с саморегуляцией.
В структуру фактора «ответственности»
(9,9-10,3 % дисперсии) с положительной факторной нагрузкой вошли показатели: знание профессиональных инструкций, эффективное использование времени, интерналь-ность общая, интернальность в отношении достижений, в производственных и семейных отношениях, а также удовлетворенность работой. Фактор был положительно связан с интернальностью в области неудач, показателем самоактуализации и высокой классностью работников.
В состав противоположного фактора (г = -0,461), который можно назвать «профессиональной пассивностью», вошли с положительной нагрузкой показатели низкой успешности (группа профпригодности и классность) и шкала «снижение активности». Данный фактор положительно коррелирует с алекситимией, ослаблением внимания, профессиональной неудовлетворенностью, экс-тернальностью в отношении неудач, ощущением усталости и ригидностью в оценке результатов деятельности. При этом он отрицательно связан с внешним и внутренним са-
моконтролем (О и Q3), знанием инструкций, способностью к выбору средств деятельности и ее программированию. Фактор «профессиональной пассивности» отрицательно связан с факторами «осознанной саморегуляции» и «социальной активности», а положительно - с фактором «ригидности - обособленности» (г = 0,329), этот комплекс факторов в целом объясняет 10,3-11,9 % дисперсии.
Вторую (менее значимую) группу составили факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие и адаптацию работников локомотивных бригад по-разному, в зависимости от наличия факторов первой группы. С одной стороны, это факторы «избегания проблем», «профдеформации» и
«самоориентации», связанные с опорой на себя и внутренние ценности, при условии саморегуляции и ответственности способствующие развитию самопонимания и автономии, а при отсутствии этих условий приводящие либо к некомпетентности и неудовлетворенности профессией, либо к профессиональной деформации. С другой стороны, это факторы «творческой ориентации», «социальной желательности» и «психологической защиты», связанные с опорой на общество и внешние ценности. При условии саморегуляции и ответственности они способствуют творческой самореализации личности, а при отсутствии этих условий приводят к поверхностной, ложной адаптации. Остальные факторы были не значимы.
Анализ полученных факторов позволяет выделить группы факторов гармоничной, дисгармоничной и условной адаптации и дезадаптации (рис. 2).
Заключение. Исследование уровневой, компонентной и факторной структуры адаптации работников локомотивных бригад к их профессиональной среде позволяет сделать следующие выводы.
1. Профессиональная адаптация работников локомотивных бригад становится пси-холого-акмеологическим условием профессионально-личностного развития при ее переходе от пассивного приспособления к давлению среды - к активной регуляции и интеграции внешних и внутренних условий деятельности, что соответствует формированию субъектного уровня адаптации.
Рис. 2. Факторная структура адаптации как психолого-акмеологического условия профессиональноличностного развития работников локомотивных бригад
2. В факторной структуре профессио-
нальной адаптации работников локомотивных бригад наибольшее значение имеют факторы, связанные с развитием субъектных качеств личности: это факторы «осознанной саморегуляции / регулятивной дезорганизации», «ответственности / пассивности». В эту же группу можно отнести менее значимые факторы «социальной активности» и «ригидности-обособленности». Дисгармоничные
пути адаптации связаны с дефицитом саморегуляции (недостаточная адаптация на психофизиологическом уровне) и ответственности (недостаточная адаптация на личностном уровне), а также с недостаточной открытостью внешнему и внутреннему опыту.
3. Главная интегративная роль принадлежит эмоционально-регулятивному компоненту адаптации. При этом потребностно-смысловой компонент влияет, в основном, на развитие когнитивных составляющих адаптации, когнитивно-операциональный компонент - на развитие осознанной саморегуляции, а эмоционально-регулятивный компонент - на развитие мотивационной сферы.
4. С успешным профессионально-личностным развитием работников локомотивных бригад и формированием у них субъектного уровня адаптации связаны такие аспекты самоактуализации, как эффективная ориентация во времени, приверженность базо-
вым ценностям, креативность, контактность и открытость опыту. С другой стороны, профессиональная пассивность и длительная (> 11 лет) однообразная работа без профессионального роста приводит к личностной деформации по типу ригидности, стереотипности деятельности, отказу от ответственности за достижения, неудачи и состояние собственного здоровья и грозит появлением со-матовегетативных нарушений.
Таким образом, адаптация может рассматриваться как активный процесс, становящийся на субъектном уровне психолого-акмеологическим условием успешного профессионально-личностного развития. Осознанная саморегуляция выступает центральным звеном данного процесса. Психолого-акмеологическая работа должна строиться на содействии формированию у машинистов и помощников машиниста способности определять и вербализовать свое состояние, развитию приемов его целенаправленной саморегуляции, умению активно получать и совершенствовать свой профессиональный опыт.
1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Развитие профессионализма: проблемы изучения // Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. СПб., 2006. С. 465-474.
2. Трунов А.Ю. Проблема исследований личностного потенциала машинистов и помощников
машинистов железнодорожного транспорта // Потенциал личности: комплексная проблема.
7 Международная конференция / отв. ред. В.Н. Косырев. Тамбов, 2008. С. 128-133.
3. Трунов А.Ю. Адаптация работников локомотивных бригад к профессиональной среде как условие их профессиональной успешности // Потенциал личности: комплексная проблема.
8 Международная конференция / отв. ред.
В.Н. Косырев. Тамбов, 2009. С. 179-184.
4. Машин В.А. Проблема исследования профессионализации операторов АЭС // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 63-71.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2001.
6. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-25.
7. Дикая Л.Г. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности // Психические состоя-
ния / сост. и общ. ред. Л.В. Куликов. СПб., 2001. С. 144-158.
8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снет-кова. СПб., 2003. С. 147-151.
9. Харский К. Благонадежность и лояльность персонала. СПб., 2003.
10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2002.
11. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118-127.
12. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. М., 2004.
13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Социально-психологическая диагностика
развития личности и малых групп. М., 2002.
С. 426-433.
Поступила в редакцию 16.07.2010 г.
UDC 15
SUBJECT LEVEL OF ADAPTATION AS A PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL CONDITION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF WORKERS OF LOCOMOTIVE BRIGADES
Aleksander Yuryevich Trunov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of General Psychology Department; Department Hospital at station Michurinsk-Uralsky JSC “Russian Railways”, psychologist, e-mail: [email protected]
In article the basic levels, components and factors of professional adaptation of the workers of locomotive brigades are considered. The professional adaptation of the machinists and assistants of machinist is considered as an active process occurring on subject level and being a condition of professional and personal development of the locomotive workers. The primary factors of effective adaptation in this trade, such as conscious self-regulation, responsibility, openness to experience and social activity are revealed.
Key words: adaptation; self-regulation; subject; development.