Научная статья на тему 'Субъектность как системообразующий фактор и ресурс профессиональной компетентности студентов колледжа'

Субъектность как системообразующий фактор и ресурс профессиональной компетентности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / SUBJECTIVITY / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / COLLEGE STUDENTS / FUTURE PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величко Елена Владимировна, Минюрова Светлана Алигарьевна

В статье раскрывается значение субъектности как фактора и ресурса формирования профессиональной компетентности студентов колледжа. Выявляется психологический смысл понятий «субъектность», «компетентность», «профессиональная компетентность» будущих специалистов среднего звена. Приведен механизм актуализации субъектности в процессе формирования профессиональной компетентности студентов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVITY AS A system forming FACTOR AND a RESOURCE of PROFESSIONAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS

The article explains the importance of subjectivity as a major factor and a resource of formation of professional competence of students as future specialists during their college years. It reveals the psychological meaning of "subjectivity", "competence"and "professional competence" of the future mid-level professionals, is a mechanism of actualization of subjectivity in the process of formation of professional competence of college students.

Текст научной работы на тему «Субъектность как системообразующий фактор и ресурс профессиональной компетентности студентов колледжа»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 377.3 ББК 4447.043

ГСНТИ 15.21.51

Код ВАК 19.00.01; 19.00.05

Величко Елена Владимировна,

аспирантка Уральского государственного педагогического университета, Институт психологии; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

Минюрова Светлана Алигарьевна,

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: http://fps.uspu.ru.

СУБЪЕКТНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР И РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: субъектность; компетентность; профессиональная компетентность; студенты колледжа; будущие специалисты.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается значение субьектности как фактора и ресурса формирования профессиональной компетентности студентов колледжа. Выявляется психологический смысл понятий «субъектность», «компетентность», «профессиональная компетентность» будущих специалистов среднего звена. Приведен механизм актуализации субъектности в процессе формирования профессиональной компетентности студентов колледжа.

Velichko Elena Vladimirovna,

Post-graduate Student, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Minurova Svetlana Aligarievna,

Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of General Psychology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

SUBJECTIVITY AS A SYSTEM FORMING FACTOR AND A RESOURCE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS

KEY WORDS: subjectivity; competence; professional competence; college students; future professionals.

ABSTRACT. The article explains the importance of subjectivity as a major factor and a resource of formation of professional competence of students as future specialists during their college years. It reveals the psychological meaning of "subjectivity", "competence"and "professional competence" of the future mid-level professionals, is a mechanism of actualization of subjectivity in the process of formation of professional competence of college students.

О

владевая каким-либо способом профессиональной деятельности, студент в образовательной среде учреждений СПО получает опыт интеграции различных результатов образования и постановки профессиональной цели, а набор осваиваемых способов профессиональной деятельности должен быть социально востребованным и позволять студенту оказываться адекватным социопрофессиональным ситуациям. Таким образом, профессиональный и социальный компоненты общей компетентности будущего специалиста среднего звена являются предметом запроса работодателей (и других заказчиков) и может корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране.

Исследования компетентности имеют богатую традицию в отечественной и зарубежной психологической науке.

Понятие «компетентность» происходит от латинского слова сотре1еп5 и означает «знающий», «осведомленный в определен-

ной области». Быть компетентным - значит, уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. На основании данных трактовок «компетентный» («принадлежащий», «соответствующий», «способный») - это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право, используя свои знания, делать или решать что-либо, судить о чем-либо [11, с. 42]. В определении понятия «компетентность» можно выделить два уровня:

- юридически закрепленный круг полномочий организации или должностного лица;

- профессионализм, обуславливающий авторитет специалиста в той или иной области познания или деятельности, зависящий от личностных характеристик человека, его знаний, умений, навыков, как специальных, так и общих [12, с. 42].

Компетентность означает систему интеллектуального, психологического, морального и деятельного (функционального)

© Величко Е. В., Минюрова С. А., 2015

состояний специалиста, отражающих уровень приобретенных знаний, навыков, опыта, информационной насыщенности и других свойств в широкой сфере профессиональной деятельности.

То есть общая компетентность многофункциональна, надпредметна и многомерна, основывается на индивидуальных свойствах личности (студента) и проявляются в определенных способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий профессионально-практический контекст с высокой степенью универсальности.

Многофункциональность и многопред-метность общей компетентности реализуется через ее видовую структуру. Видовая структура общей компетентности человека включает в себя профессионально-ориентированные компетентности (общую и специальную) и социально-ориентированные компетентности (общая и специальная социально-психологическая) [9, с. 18].

С точки зрения О. И. Дубровиной, общая профессиональная компетентность - это результат взаимодействия «неосознаваемой профессиональной компетентности» (или опыта, представленного интериоризиро-ванными, ставшими автоматическими элементами деятельности) и профессионально ориентированной субъектности [2, с. 9].

Как считает ряд авторов, субьект-ность - это качество, приобретаемое субъектом, если он занимает активную позицию в процессе деятельности.

Субъект - (от лат. subjectus лежащий в основе) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности [3, с. 44].

Субъектность [лат. subjectum - подлежащее] - свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, «быть субъектом» - значит, быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого, то есть обнаруживает себя как causa sui [5, с. 22]. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании как тенденции к самовоспроизводству. Из этого, прежде всего, следует, что: субъектность необходимым образом выступает в актах целеполагания (воспроизводство предполагает наличие постоянно обновляющегося «образа-эталона», направляющего процесс воссоздания сущего); далее, что субъектность подразумевает свободу (в конечном счете, именно сам индивид, а не кто-то другой «за него», осуществляет воспроизводство, направляет этот процесс и указывает на его завершение), наконец, что субъектность

немыслима вне развития (индивиду приходится действовать в сложной, непредсказуемой, изменчивой среде и по этой причине воспроизводству подлежат новые, обозначившиеся на предшествующем шаге, способы воспроизводства). Человек обнаруживает перед собой свою субъектность, подвергая испытаниям способность быть причиной себя, что образует основу активной неадаптивности.

Согласно С. Л. Рубинштейну, субъектность - это «способность производить изменения в мире и в человеке, обретая при этом новое качество, т. е. изменяясь. Субъектность... утверждает деятельную и разумную активность человека по отношению к себе и миру и раскрывает самому человеку сущность человеческого способа бытия» [1, с. 234].

Развивая представления С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханова-Славская в качестве критерия субъекта выделяет способность разрешать противоречия; без этой способности личность не становится субъектом или утрачивает его статус. Субъект, по определению К. А. Абульхановой, есть гармоничная, самореализующаяся личность, достигшая вершины в своем развитии [1,с. 239].

А. В. Брушлинским даются определения субъектного и субъектности. Субъектное понимается как «принадлежащее субъекту», а субъектность - как «системная целостность всех сложнейших и противоречивых качеств слбъекта, в первую очередь, психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного» [2, с. но].

Субъектность заключается в процессах самореализации, самоутверждения, самоактуализации и других «само», которые в условиях дополнительного образования протекают посредством самопознания обучающегося, осознания себя, своих особенностей и возможностей; разнообразной деятельности и самодеятельности, самооценки, самоорганизации, рефлексии. Определенно установлено, что в жизни субъектность в разной степени обнаруживает себя через «самоактуализацию» людей и через их «самореализацию» в различных сферах практики [5, с. 19].

В самореализации заключается принципиальное отличие субъектного уровня человеческих проявлений от проявлений биологического (индивидного), социального, личного и индивидуального уровней. При высокой самореализации высоки мотивация достижений и саморазвития, креативность, умение распознавать, генерировать и внедрять новые идеи, активная жизненная позиция.

Чем у личности выше уровень субъектности, тем меньше разрыв между актуальным и желаемым уровнями субъектности,

иными словами, он более достижим, находится в зоне ближайшего развития, оценивается адекватно, и тем с большей вероятностью при наличии в ретроспекции положительного эмоционального опыта самоизменений он будет готов чаще совершать субъектные самоизменения, т. е. использовать стратегию саморазвития на жизненном пути [13, с. 45]. При низком уровне самореализации высока выраженность жизненных трудностей.

Основным критерием, свидетельствующим о сформированное™ субъектной позиции личности, является умение последней совершать выбор, признаваемый желательным в данном сообществе, в том числе и в профессиональном [4, с. 27].

Онтогенез субьектности предусматривает поэтапную самореализацию в профессиональной сфере посредством профессионального самоопределения, трудоустройства, профессионального становления и профессионального роста. По мере самореализации в различных сферах жизни растет вовлеченность личности в профессиональную среду, которую можно определить как профессиональное «врастание». Объективно растут результаты профессиональной деятельности, субъективно растет удовлетворенность происходящим, в том числе и собой. Единство того и другого обозначают термином «профессиональная компетентность» [8, с. 52].

В контексте формирования субъектного профессионального пространства у будущих специалистов среднего звена субьектность как фактор является высшим уровнем развития личности студента колледжа, проявляющаяся в активной профессиональной и индивидуально-личностной трансформации в соответствии с собственными социально-жизненными и профессиональными намерениями.

При развитии субьектности будущего специалиста образовательная среда учреждения среднего профессионального образования должна быть ориентирована на развитие именно этих признаков, так как субъ-ектность будущего специалиста среднего

С-

СУБЪЕКТ! 10СТГ Ь КАК ФАКТОР

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ

звена связана с личностной способностью студента колледжа трансформировать социально-жизненную и профессиональную деятельность в практико-ориентированный предмет совершенствования.

Субьектность студента колледжа - это состояние личностного и профессионального развития, выражающееся в его способности успешно адаптироваться в постоянно изменяющейся образовательной, социокультурной ситуации, его потребности в проявлении активности, самостоятельности в организации взаимодействия с преподавателем, продуктивного взаимодействия в образовательной среде колледжа, в осознании студентом ответственности за создание условий своего профессионального развития. Таким образом, субъектность студента как ресурс профессиональной компетентности связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность, свое образование, процесс профессионального становления в профессиональную компетентность будущего специалиста. Субъектность как ресурс профессиональной компетентности раскрывается в профессиональной активности будущего специалиста, которая формируется в условиях преодоления препятствий различного рода, как в образовательной среде колледжа, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

С нашей точки зрения, профессиональная компетентность — это интегратив-ное качество личности будущего специалиста, объединяющее профессиональные знания, навыки и умения, профессионально значимые качества личности и психофизиологические возможности самостоятельного использования всего этого в профессиональной деятельности.

Структура субъектности будущих специалистов среднего звена как системообразующего фактора профессиональной компетентности состоит из пяти компонентов: профессиональной свободы, профессиональной ответственности, рефлексии профессионального выбора, профессионального самоконтроля.

с а мо контроль

Рисунок 1. Структура субъектности как фактора профессиональной компетентности

Степень профессиональной свободы будущего специалиста среднего звена связана с проектированием профессиональной деятельности в образовательной среде колледжа, способностью осмысленно осуществлять профессиональную деятельность и применять на практике полученные в колледже профессиональные знания, опыт и навыки.

Специфика профессиональной ответственности будущих специалистов среднего звена связана с мысленным (не всегда ясно осознаваемым) выделением определенного профессионального пространства, границы которого определяют субъективную зону их личной профессиональной ответственности.

Процесс осознанного профессионального выбора стимулирует самопознание, ответственность за достигнутый профессиональный результат, личную причастность к профессиональным обстоятельствам через определение как своих профессиональных целей, так и способов их достижения.

Способность к рефлексии профессионального выбора как к факту осознания собственной профессиональной деятельности входит в структуру субъектности студентов колледжа как будущих специалистов среднего звена и проявляется в самообладании и самоконтроле в процессе профессиональной деятельности.

Субъектность студентов как будущих специалистов реализуется через весь индивидуально-личностный потенциал, включая потенциал профессионального мышления, профессиональной памяти. Кроме этого, способность к рефлексии выступает как средство самопознания.

К признакам субъектности студентов колледжа как будущих специалистов среднего звена относим:

- самоорганизацию, саморазвитие и самореализации - способность к независимым действиям, решениям, проявлению собственной инициативы в выборе целей и способов их достижения; готовность и способность совершать какие-либо действия собственными силами; в самореализации заключается принципиальное отличие субъектного уровня человеческих проявлений как профессионала от проявлений биологического (индивидного), социального, личного и индивидуального уровней;

- самоактуализацию - стремление человека выйти за собственные пределы, расширить сферу своей деятельности и общения, действовать за границами требований и ситуации, ролевых предписаний, предпочтений;

- готовность к осознанному профессиональному выбору;

- способность к осознанию ответственности за результаты своей профессиональной деятельности;

- потребность в личной причастности к профессиональной деятельности.

Осознание противоречий своего профессионального развития, их устранение, обеспечение баланса и гармонии между необходимыми и полученными профессиональными знаниями, навыками, опытом, постоянная настроенность на саморазвитие и самообновление, стремление к самореализации и творческому созиданию, интеграция своего профессионального пути, структурирование и упорядочивание своего профессионально опыта и опыта других также относятся к признакам субъектности.

Субъектность будущих специалистов среднего звена - это профессионально ориентированная интегральная личностная характеристика студентов колледжа, проецируемая на социально-жизненную и профессиональную деятельность личности, обогащающая профессиональное общение профессионалов, обеспечивающая на практике взаимодействие и интеграцию всех на основе партнерства [6, с. 19].

Субъектность характеризуется интенсивной включенностью в деятельность, стремлением к самоэффективности, наличием самоконтроля, самокоррекции, владение приемами произвольной саморегуляции.

Таким образом, субъектность студента колледжа как фактор влияет на профессиональное самоопределение, самоорганизацию, направленность на самосовершенствование и саморазвитие, что в свою очередь, является ресурсом для формирования профессиональной компетентности.

Формируемая субъектность студента как будущего специалиста является залогом его успешной учебно-профессиональной деятельности и обеспечивает целостность процесса его профессионально-личностного становления [4, с. 12].

Механизм становления профессиональной компетентности будущих специалистов среднего звена предусматривает актуализацию положительной субъектности [7, с. 19].

Субъектность, приемлемая для профессионального сообщества, в рамках шкалы профессиональных ценностей является субьектностью положительной.

Актуализация положительной субъектности как фактора и ресурса профессиональной компетентности будущих специалистов предусматривает процесс актуализации субьектогенеза посредством реализации: психологических условий, которые становятся предпосылками усиления у студентов колледжа самоорганизации, саморазвития и самоактуализации; программ по проблематизации профессиональных навыков и опыта, ситуативному практико-

ориентированному моделированию профессиональных проблем и их решений, моделированию форм профессиональной деятельности.

Актуализация субъектности как фактора и ресурса профессиональной компетентности реализуется через стратегии развития профессиональной компетентности студентов колледжа: конструктивную, нормативную, ситуативную и деструктивную, которые характеризуются определенными уровнем, динамикой профессиональной компетентности (количественная характеристика)

и личностно-профессиональными особенностями будущих специалистов среднего звена (качественная характеристика).

Таким образом, субъектность является фактором и личностным ресурсом, опосредующим формирование профессиональной компетентности будущего специалиста среднего звена, интегрирующим профессиональные способности студентов колледжа и обеспечивающим возможность выполнения ими профессиональной деятельности на высоком уровне качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапов В. С. Фундаментальные идеи С. Л. Рубинштейна в современных исследованиях самосознания и Я-концепции субъекта // Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна / под ред. К. А. Абульхановой, С. В. Тихомировой. М.: ИПРАН, 2011. С. 234-246.

2. Брушлинский А. В. Субьектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем // Вопросы психологии. 1999. №5. С. 110-121.

3. Дубровина О. И.. Психологические основы профессиональной и социальной компетентностей : дис.... канд. психол. наук. Тюмень, 2009.

4. Кашкурцева А. П. Психологические аспекты субъектности личности // Теоретические и прикладные проблемы психологии личности : сборник статей III международной научно-практической конференции. Пенза : Приволжский Дом знаний, 2008. С. 27-28.

5. Кимберг А. Н. Субъект, субъектность и связанные с ними феномены // Личность и бытие: субъектный подход (к 8о-летию со дня рождения А. В. Брушлинского): мат. VI Всероссийской науч.-практ. конф. Краснодар, 25-26 октября 2013. С. 17-22.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

6 .Данилова О. В., Зиннатуллина Н. Д., Тимербаева, Г. Р. Формирование профессиональной компетентности студентов технических вузов посредством междисциплинарной интеграции. М., май 2014. URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=H08.

7. Ефимова Ю. В. Принципы стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе // Фундаментальные исследования. М., 2014. URL: www.rae.ru.

8. Еремеев Б. А. Психологическая структура одного взгляда на подготовку социальных работников // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика : материалы VI заочной Международной научно-практической конференции. Омск: Ом. гос. ун-т, 2012. С. 52-72. URL: http: //www.omsu.ru/page.php?id=3954.

9. Ильязова М. Д., Туленбергенова Д. Ю. Инвариантная структура социально-психологической компетентности субъекта деятельности // Современные наукоемкие технологии. М., 2009. URL: www.rae.ru.

10. Зайцева И. В Педагогические аспекты развития профессиональной субъектности будущего инженера. М., 2014. URL: http://ec0nf.rae.ru/pdf/20i0/04/zaitseva.pdf.

11. Серёжникова Р. К. Становление субъектности студента в процессе профессиональной подготовки как актуализация его творческого потенциала. М., 2012. URL: http://library.ua.

12. Токарева О. О. Временная компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего бакалавра гуманитарных специальностей. М., 2012. URL: http://sociosphera.com/ conference/2012.

13. Щукина М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2014. Т. 11. № 2. С. 7-22//http://psy-j0urnal.hse.ru/data/20l4/l0/3l/ll023l57l5/Shukina_ll-02pp7-22.pdf.

Статью рекомендует д-р филос. наук, профессор В. В. Байлук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.