УДК 377 ББК 74.560 Б 82
Боранукова Назират Олиевна, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета;
Кубашичева Любовь Нануовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета, т.:8(909)4700294.
СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ТВОРЧЕСКОМУ
САМОРАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ
(рецензирована)
Статья посвящена проблеме творческого саморазвития личности, выявлена роль субъектной деятельности как основы творческого саморазвития личности, определены значимость и принципы субъектно-деятельностного подхода в образовательном процессе профессионального лицея.
Ключевые слова: творческое саморазвитие, образовательный процесс,
субъектная деятельность, субъектно-деятельностный подход.
Boranukova Nazirat Olievna, seeker of the Department of Pedagogy and Educational technologies of the Adyghe State University;
Kubashicheva Lubov Nanuovna, Doctor of Pedagogics, professor of the Department of Pedagogy and Educational technologies of the Adyghe State University, tel.: 8 (909) 4700294.
SUBJECT-ACTIVITY APPROACH TO CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF
VOCATIONAL LYCEUM STUDENTS
(reviewed)
The article is devoted to the creative self-development of a person, the role of subjective activity as a basis for creative self-development has been revealed, the importance and principles of the subject-active approach in education vocational school have been identified.
Keywords: creative self-development, educational process, subjective activity, subject-activity approach.
Современный мир, как глобальное сообщество, требует актуализации человеческого творческого потенциала, важнейшего ресурса сохранения и развития цивилизации. Анализ существующей традиции обучения показывает, что на разных ступенях образования, субъект развития рассматривается как некий «проект», реализация которого осуществляется средствами стандартизированных методов и форм, тогда как в содержание образовательного процесса должны быть включены аспекты развития и саморазвития личности, её активность, познание себя, способность к диалогу, интеллектуальная чувствительность, при этом особая роль отводится деятельности, обеспечивающей раскрытие сущностных сил человека, в процессе развития его творческой индивидуальности.
Современная изменяющаяся социокультурная среда нуждается в интеллектуальных инициативных личностях, готовых к творческому саморазвитию, способных к творческому преобразованию окружающей действительности.
Данная парадигма строится на следующих базовых постулатах:
1) осознании самоценности каждой личности, её уникальности;
2) неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе её творческого саморазвития;
3) приоритете внутренней свободы - свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней;
4) понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», системообразующими компонентами которой являются самопознание, самооценка, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности в различных видах деятельности [1].
Изменения образовательной парадигмы, заключающиеся в переходе от знаниевой к личностно ориентированной парадигме, привели к формированию субъектной деятельности, самостоятельности, включающей ответственность, креативность, рефлексивность учащихся для адекватного реагирования на постоянно происходящие изменения в обществе. В этой связи становится актуальной процесс
конструирования развития личности способной к переводу внешнего социокультурного пространства со своими нормами и ценностями во внутреннее пространство развивающейся личности.
Исходя из этих позиций, решение данной проблемы требует обращения к анализу процесса формирования творческой личности. Исследователи, как за рубежом К. Юнг, Д. Гилфорд, Е. Торранс и др., так и у нас в стране Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев и другие отмечают, что особое значение для формирования личности имеет творческая деятельность. По мнению К. Юнга человек думает, что создает идеи, но в действительности они создают его. Другими словами, высшей точкой человеческого творчества является творение себя [2].
Процессы творения себя исследованы в философии, психологии и педагогике, следует обратить внимание, что феномен творчества всегда рассматривался в личностном контексте во многих зарубежных концепциях (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.). В настоящее время в отечественных психолого-педагогических исследованиях, посвященных этой проблеме, рассматриваются различные подходы: посредством проявления интеллектуальной инициативы (Д.Б. Богоявленская), через особую структуру деятельности (И.П. Калошина), активного отношения к проблеме (А.М. Матюшкин), концепция внутреннего плана действия (А.Я. Пономарев). Проблемы саморазвития личности рассматриваются в исследованиях отечественных (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), а также в работах зарубежных психологов (А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К Роджерс,
Э. Фромм, В. Франкл и др.).
Примечательно, что в философии термин «саморазвитие» в качестве самостоятельной смысловой единицы встречается достаточно редко: чаще он определяется через родственные понятия или предлагается описательно, через перечисление его структурных составляющих.
В истории философии в качестве разнообразия и произвольности составляющих его «элементов» чаще всего используются следующие понятия: самопознание (как условие саморазвития в майевтике Сократа); самосознание (как источник развития всех сущностных сил человека у Р. Декарта); самообразование (у представителей французского Просвещения); самоорганизация, самоуправление, самоопределение,
самоактуализация (философы-экзистенциалисты); самореализация (человек как творец самого себя); самосовершенствование.
Различные аспекты процесса саморазвития личности в познавательной учебной деятельности исследовали Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, С.Л. Емельянцев, Н.С. Пряжников, В.Ф. Сафин и другие. Исследователи В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, Л.С. Леднев, В. Я Ляудис, И.С. Якиманская и др. отмечают, что приоритетным направлением, связанным с развитием личности учащихся, относится реализация субъектности в деятельности.
Субъектный характер саморазвития выражается в единстве в одном человеке и преобразуемого, и преобразователя. Особенностью саморазвития является субъектный характер изменений, которые акцентируются через первую часть этого слова - «само». Б.Г. Ананьев, определяя жизненный путь человека как историю личности и субъекта деятельности, отмечал, что здесь происходит «постепенный переход от воспитания к самовоспитанию, от объекта воспитания к положению субъекта воспитания, что проявляется в феноменах умственной и моральной активности» [3].
Творчество, творческое саморазвитие личности явились предметом исследований В.И. Андреева, Д.В. Вилькеева, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Р.П. Скульского, В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной и др.
Понятие «творческое саморазвитие» не является простой суммой слагающих его терминов, а представляет собой качественно новую категорию. В.И. Андреев считает, что творческое саморазвитие личности как особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направлен на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, самооценка, творческая самореализация и самосовершенствование личности [3]. В связи с этим неизмеримо возрос интерес педагогики к исследованию процесса творчества как ключевому понятию в структуре саморазвивающейся личности, появилась потребность осмыслить проблему творческого саморазвития с позиций педагогики.
Подготовка личности к профессиональной деятельности убеждает нас в том, что качественный показатель, как профессиональная компетентность специалиста зависит от творческих возможностей, самореализации и саморазвития личности, сформированных представлений о себе и своих творческих способностях, могут быть
направлены на активизацию сущностных сил в условиях преодоления жизненных и профессиональных проблемных ситуаций.
Таким образом, творческое саморазвитие учащихся выступает регулятором социальных и личностных притязаний, способствуя их подходу к выбору жизненной позиции на основе анализа своих реальных возможностей и индивидуальных проявлений. В рамках проанализированных аспектов творческое саморазвитие следует рассматривать, как многоаспектное явление, отражающее: 1) процесс, в ходе которого личность познает, творчески преобразует, развивает и совершенствует себя; 2) особый вид деятельности, имеющий ярко выраженный творческий характер; 3) интегративное образование, включающее в себя развитие личности как целостности; 4) определенную линию поведения учащихся профессионального лицея в процессе их деятельности и общения, направленную на становление жизненной позиции и ценностных ориентаций.
Субъектно-деятельностный подход в педагогическом процессе обеспечивает выработку умения самостоятельно работать, что является одним из важнейших качеств специалиста. Поэтому самостоятельность определяется как один из компонентов содержания будущей профессиональной деятельности учащихся профессионального лицея [4]. При этом важно стимулирование мотивационно-потребностной сферы учащегося. Поэтому одна из главных дидактических целей в создании условий для творческого саморазвития личности — это запуск мотивационно-потребностного механизма «самости» (самопознание, самосовершенствование, самоактуализация и т.д. личности обучаемого).
Проблема творческого саморазвития раскрывается в дидактических теориях, в частности, в проблемном обучении, ориентирующем ученика на самостоятельную творческую деятельность. Включение учащихся в творческую самостоятельную деятельность в процессе профессиональной подготовки обеспечивает реализацию субъектной сущности учащихся, запускает глубинные, внутренние механизмы творческого саморазвития личности обучаемого как субъекта деятельности. Рассмотрению данной проблемы посвящены труды известных отечественных ученых (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюк и др.).
Известно, что субъект как категория характеризует меру активности личности, вместе с тем, она представляет характеристику способа самоорганизации личности,
способа согласования внутренних и внешних условий осуществления деятельности во времени. Субъектность - центр всех психических процессов, состояний, свойств, а также способностей, возможностей и ограничений личности по отношению к объективным и субъективным действиям, притязаниям и задачам жизнедеятельности
[4].
Субъектность конкретизируется в трех необходимых и достаточных сущностных свойствах человека: 1) самоупорядочивании (наиболее ярко
проявляющемся в феномене целеполагания); 2) самопричинении (в феномене воли); 3) саморазвитии (в феномене неадаптивной активности). Чтобы стать подлинным субъектом, человеку необходимо в себе развить следующие сущностные силы:
- самоупорядочивание - способность человека приводить свои свойства в соответствии со свойствами окружающего мира, т.е. человек вынужден переконструировать свои желания, предпочтения в соответствии с имеющимися в данный момент условиями;
- самопричинение - способность стать причиной изменений в своем субъектном мире, в том числе стать «причиной себя», иными словами, суметь управлять своей жизнедеятельностью, его жизнь станет результатом собственных усилий;
- саморазвитие - способность выходить за пределы собственных границ и за рамки, которые ставят нам обстоятельства, и человек творит себя сам [4].
Определяя жизненный путь человека как историю личности и субъекта деятельности, Б.Г. Ананьев, отмечал, что здесь происходит «постепенный переход от воспитания к самовоспитанию, от объекта воспитания к положению субъекта воспитания, что проявляется в феноменах умственной и моральной активности» [3, с.123]. Л.И. Божович выделяла, что путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращения его в активного преобразователя этой среды и собственной личности [5].
Педагогика творческого саморазвития, разработанная В.И. Андреевым, определяет субъект-субъектную ориентацию, как особый вид творческой деятельности, направленную «на повышение и интенсификацию процессов «самости», на целенаправленное воздействие личности на себя. Это системное качество человека, т.е. такое качество, благодаря наличию которого он, собственно, и является тем, что он есть, - нет субъектности, нет развития подлинного человека» [4, с.231].
На основании анализа научной литературы к основополагающим идеям -принципам субъектно-деятельностного подхода в процессе творческого саморазвития личности можно отнести следующие принципы.
- самоактуализации - важно побудить и поддержать стремление студентов к проявлению и развитию своих природных и социально- приобретенных возможностей;
- индивидуализации - учитывая индивидуальные особенности личности воспитуемого или взрослого, надо содействовать их дальнейшему развитию;
- субъектности - следует помочь стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению субъектного опыта;
- выбора - педагогически целесообразно, чтобы студент жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора содержания, форм и способов самопознания, саморазвития;
- творчества и успеха - достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной направленной личности, стимулирует процесс самосовершенствования и самостроительства своего «я»;
- доверия и поддержки - верить в личность студента, доверять ему, поддерживать его устремления к самореализации и самоутверждению вместо излишней требовательности и чрезмерного контроля, помнить и о том, что не внешнее воздействие, внутренняя мотивация определяют успех обучения и воспитания [1, с.92].
В реализацию субъектно-деятельностного подхода в процессе творческого саморазвития мы выделяем следующие этапы исследования:
-методологические — субъектно-деятельностный подход, активизирующий процесс творческого саморазвития учащихся профессионального лицея:
- конструирование, структурно-функциональная модель: проектировочный
(цель, задачи, планируемые результаты); мотивационно-потребностный (анализ проблемы, основные подходы к их решению); технологический (механизмы, формы, методы, направления); содержательный (смысловая наполненность); диагностический (критерии, показатели, контрольно-оценочная деятельность субъектов учения);
- психолого-педагогические условия творческого саморазвития: доминирование внутренней мотивации в творческой деятельности; образовательная среда, способствующая творческому саморазвитию; готовность к формированию опыта творческого саморазвития;
-экспериментальная работа по творческому саморазвитию учащихся профессионального лицея.
Таким образом, эффективное осуществление всех этапов исследования становится возможным в процессе реализации субъектно-деятельностного подхода к творческому саморазвитию учащихся в условиях обучения в профессиональном лицее.
Литература:
1. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Можно ли научиться творчеству? // Народное образование. 1989. № 11. С. 182.
2. Юнг, К. Психологические типы. М.: Владос, 1992. 290 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. С. 123.
4. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. С.
374.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии, 1995. 349 с.
6. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та. Кн. 1. С. 231.
7. Крутых, Е.В. Субъектность в профессиональном становлении. // Вестник АГУ. Серия «Педагогика и психология». Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. Вып. 4 (68). С. 77.
References:
1. Kan-Kalik V.A., Nikandrov N.D. Can I learn to creativity? //Public Education. 1989. № 11. - P. 182.
2. Jung K. Psychological Types. M.: Vlados, 1992. 290 p.
3. Ananiev B.G. Man as an object of knowledge. L.: Leningrad State University Press, 1968. P. 123.
4. Rubinstein S.L. Problems of general psychology. M.: Education, 1973. P. 374.
5. Bozhovich L.I. Issues of identity formation. M.: Publishing House of the Institute of Applied Psychology, 1995. 349p.
6. Andreev V.I. Pedagogy of the creative self-development. Kazan: Publishing House of Kazan University. B. 1. P. 231.