Научная статья на тему 'Субъективные представления студентов гуманитарного вуза о нравственных ценностях'

Субъективные представления студентов гуманитарного вуза о нравственных ценностях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
851
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственные нормы / нравственные ценности / нравственность / духовность / мораль / moral norms / moral values / morals / spirituality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Геник Елена Александровна

В работе рассмотрены понятия и смысловые единицы, связанные с понятиями «нравственные нормы», «нравственные ценности», «нравственность», «духовность», «мораль» и помогающие раскрыть их сущность. Приведены результаты изучения субъективных представлений о нравственных ценностях студентов гуманитарного вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In work were considered the concepts and the semantic units connected with concepts : «moral norms», «moral values», «morals», «spirituality», «morals» and helping are to open their essence. Results of studying of subjective representations about moral values of students Academy of Humanities

Текст научной работы на тему «Субъективные представления студентов гуманитарного вуза о нравственных ценностях»

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА О НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ*

© Е. А. Геник

Геник Елена Александровна

старший преподаватель кафедры обшей и социальной психологии Самарская

гуманитарная академия

В работе рассмотрены понятия и смысловые единицы, связанные с понятиями «нравственные нормы», «нравственные ценности», «нравственность», «духовность», «мораль» и помогающие раскрыть их сущность. Приведены результаты изучения субъективных представлений о нравственных ценностях студентов гуманитарного вуза.

Ключевые слова: нравственные нормы, нравственные ценности, нравственность, духовность, мораль.

Сегодня российское общество переживает утрату целостности и неизменности нормативной системы нравственных ценностей. Это связано с такими явлениями жизни, как рынок, предпринимательство, вариативность политических, экономических, моральных решений в обществе. Развиваются различные социальные группы (например, бизнесмены, средний класс, бедные, маргиналы), обладающие значительными различиями в нормах поведения, идеях, особенностях образа жизни. Поэтому назрела потребность в духовно-нравственном обновлении людей, в переоценке многих привычных ценностных установок и ориентаций.

Как отметил в своем докладе на юбилейной научной конференции ИП РАН, посвященной 35-летию ИП РАН, А. Л. Журавлев [3], в настоящее время психологическая наука в полной мере подошла к пониманию необходимости изучать сложнейший комплекс нравственных ценностей, свойств, качеств, состояний сознания и поведения современного человека.

О проблеме формирования нравственных ценностей сейчас говорится во многих сферах:

* Исследование поддержано грантом РГНФ №07-0626604 а/В

Рис. 1. Сферы формирования нравственных ценностей

В сфере профессионального образования о данной проблеме заявляют следующие исследователи: В. П. Бездухов, В. А. Беляева, Л. А. Блохина, Е. В. Бондаревская и др. В сфере семейного воспитания можно отметить таких авторов, как Е. П. Авдуевская, С. А. Баклушинская, Е. П. Белинская, О. А. Тихомандридская. О влиянии СМИ на формирование нравственных ценностей пишут Дж. Брайан, С. Томсон, А. Моль, Н. Г. Полтавцева, С. В. Зайцева. Мировоззренческие, культурно-ценностные, нравственно-эстетические и эмоционально-ценностные знания выделяются такими учеными, как К. А. Альбуханова-Славская, В. И. Андреев, Д. И. Белухин, А. С. Гаязов, Э. Н. Успенский, В. В. Краевский, П. И. Пидкасистый, В. Г. Рындак, И. Ф. Харламов, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и др. Значительно возрастает интерес к исследованию таких проблем, как: социальные представления о нравственном идеале современного человека (М. И. Воловикова), нравственно-психологическая регуляция социальной, в частности экономической активности, ценностно-смысловые образования самоопределяющегося субъекта (А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко), динамика ценностных ориентаций личности и группы в изменяющемся обществе (Н. А. Журавлева), роль нравственных (этических) регуляторов в деятельности человека в условиях высоких технологий (Ю. Я. Голиков,

A. Н. Костин), нравственная оценка различных манипулятивных форм воздействия (В.

B. Знаков, А. Н. Поддъяков), доверие и недоверие в межличностных и межгрупповых отношениях и взаимодействии (А. Б. Купрейченко, Т. А. Нестик), критерии (в том числе психологические) нравственного прогресса (Ал. Н. Лебедев) [3-5].

Однако следует отметить, что в психологической науке пока отсутствует четко сформулированная система соотнесенных понятий, таких как «нравственныенормы», «нравственные ценности», «нравственность», «духовность», «мораль».

Нравственно-ценностная сфера всегда являлась одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей научного знания.

Сократ, считающийся основателем этики, первым из философов античности пытался найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота сами по себе, вне зависимости от поступков или вещей, которые обозначаются этими понятиями. По его мнению, знание, достигаемое посредством определения этих основных жизненных ценностей, лежит в основе нравственного поведения.

Аристотель впервые вводит термин «ценимое» («тимиа»). Он выделяет ценимые («божественные», такие как душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Высшим благом у Аристотеля являются

добродетели («аретэ»), т.е. этические ценности. Добродетели, в свою очередь, разделяются Аристотелем на мыслительные (такие как мудрость, сообразительность, рассудительность) и нравственные (щедрость, благоразумие). В этике Аристотеля мыслительные добродетели являются целями личности, а нравственные — только средствами их достижения.

Попытка придать научное значение этическим ценностям личности была предпринята И. Кантом, для учения которого характерно представление об «автономии»моральных ценностей от какого-либо высшего источника. Кант полагает, что мораль и долг существуют в разуме и не нуждаются ни в какой божественной цели. Напротив, из морали возникает цель, имеющая сама по себе «абсолютную ценность» — личность каждого отдельного человека. Нравственность, моральный закон и долг у Канта противопоставляются чувственной природе человека, его склонностям и счастью, которое заключается в их удовлетворении.

В русской религиозной философии, в частности в работах В.С.Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, идеальный и абсолютный характер сферы ценностей определяется через понятие духовности, имеющей божественное происхождение [7].

В концепциях В. П. Тугаринова и О. Г. Дробницкого ценности определяются и как значимость, и как идеал одновременно. По мнению В. П. Тугаринова, значимость ценностей опосредована ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе, поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей являются ценностями окружающей его общественной жизни [8].

В современной науке существует несколько классификаций ценностей. Рассмотрим некоторые из них.

Так, в психологическом словаре речь идет о трех формах существования ценностей:

во-первых, ценности выступают как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности выступают как общечеловеческие, «вечные»(истина, красота, справедливость), так и конкретно-исторические (патриарх, равенство, демократия);

во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (эстетических, этических, политических, правовых и др.), и делает ценности познаваемыми;

в-третьих, социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения.

Классификация ценностей В. Н. Сагатовского [5] объединяет ценности по различным видам деятельности, вычленяя ценностно-ориентационный аспект. На этой основе можно определить следующие ценности: утилитарные (польза); познавательные (истина); управленческие (порядок); нравственные (добро); эстетические (красота); потребительские (удовольствие); творческие (смысл).

Отметим, что нравственные ценности (истина, добро, красота, познание) В.

Н. Сагатовский выделяет в особую группу.

Категория «нравственная ценность» является одним из ключевых понятий философии, социологии, педагогики и психологии. Она используется для указания на человеческое, социальное, культурное значение определенных объектов и явлений действительности, их свойств, а также абсолютных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих, благодаря этому, как эталон должного.

В системе нравственных ценностных ориентаций личности Е. Н. Бондаревская выделяет три группы ориентаций [2]:

высшего уровня, характеризующие его представления о нравственном идеале, смысле и целях жизни;

ориентации, конкретизирующие первые применительно к различным видам деятельности;

ориентации на соблюдение элементарных норм повседневного поведения (этикетных норм).

В основе данной классификации лежит иерархия нравственных ценностей. Ценностные ориентации морального сознания конкретизируются, расшифровываются в более частных нормах и императивах поведения, определяют их выбор. Благодаря такому месту в картине мира нравственно-ценностные ориентации направляют, содержательно организуют поведение личности.

Исходя из трех форм существования ценностей, в системе нравственных ценностей объективно существуют нравственные идеалы, принципы, нормы.

Нравственные нормы — это правила, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, которые затрагивают жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствуют их безопасности и социальному порядку. То есть нравственные нормы — это правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что, по крайней мере, некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Например, может быть непонятно, почему в отдельных социальных группах существуют запреты на употребление в пищу мяса коров или свиней или не разрешается женщинам открывать на людях лицо, лодыжки и запястья. Для многих обществ непонятны языковые запреты, когда не разрешается использование некоторых слов (так называемых нецензурных слов). Такие нравственные нормы могут считаться очень важными для представителей данной группы или общества и быть не известными другим культурам, в которых они не кажутся необходимыми для обеспечения группового благополучия. При этом не обязательно, чтобы действия, запрещенные нравственными нормами, были действительно вредными для общества. Если общество или группа верит, что какое-то действие наносит вред, это немедленно находит отражение в появлении соответствующих нравственных норм. Нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-то признает что-то хорошей идеей или порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным).

Нравственные ценности обладают побудительной силой к совершению поступков, но силой более высокого порядка, т.к. концентрируют в себе осознанное, относительно устойчивое, эмоционально переживаемое отношение личности к жизненным ценностям, более последовательно и целенаправленно реализуемое в повседневном поведении. Они представляют собой ориентиры поведения, составляющие ядро, суть моральной системы и определяющие его направленность. Будучи основными

ценностно-смысловыми образованиями морального мировоззрения, ценности в развитом моральном сознании тесно взаимодействуют с другими внеморальными компонентами и в единстве с ними отражают социальные условия жизнедеятельности личности.

Общечеловеческие, нравственные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личных ценностей, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Индивидуальная специфическая иерархия личностных нравственных ценностей, которые служат связующим звеном между общественным и индивидуальным бытием, характеризует нравственный мир личности [1].

Мы не отождествляем понятия «мораль» и «нравственность» и считаем, что мораль фиксирует душевное взаимодействие человека с обществом, выступает как элемент нормативности, в то время как нравственность представляет собой личностное образование, присущее конкретному индивиду, на основе которого он добровольно, не оглядываясь на предписания, осуществляет поведенческую функцию. Личность может соблюдать все моральные требования современного ей общества, но при этом отнюдь не быть нравственным человеком.

Еще одно понятие, которое часто употребляют как синоним «нравственного»,

— это «духовное». В словаре по этике дано следующее определение: «Духовность — устремленность личности избранным целям, ценностная характеристика сознания», «Духовность — основа нравственности». Р. Л. Лившиц дает следующее определение: «Духовность — такая смыслообразующая позиция в мире, в которой человек открывает себя миру, а также другому человеку как единичному носителю родовой человеческой сущности». В. Г. Федотова считает, что «духовность (нравственность)

— это ценностное содержание сознания».

Нравственность становится личностным образованием только в том случае, если у индивида сформирована система нравственных ценностей, то есть в том случае, если сама нравственность приобретает статус актуальной значимости, смысла, идеала, существенной характеристики сознания и поведения индивида, целевых конструкторов социальной деятельности.

Современная подготовка любого специалиста требует усиления внимания к формированию нравственной сферы будущего профессионала, особенно это важно для психологов и юристов.

Методика проведения исследований

Нами было проведено исследование по выявлению субъективных представлений будущих юристов и психологов о нравственных ценностях.

В исследовании принимали участие студенты 2-5 курсов юридического и психологического факультетов НОУ «Самарская гуманитарная академия». Всего 83 человека.

Студентам предлагалось ответить на вопрос: «Как вы понимаете следующие категории? Попробуйте дать определение и приведите примеры: а) “нравственные нормы”, б) “нравственные ценности”, в) “нравственность”».

Для анализа высказываний была произведена категоризация ответов испытуемых. Идентичные и очень близкие по смыслу суждения объединялись в наиболее обобщенные конструкты.

Результаты и их обсуждение

Рассмотрим полученные результаты, приведенные в табл.1.

Таблица 1

Выраженность категории «нравственные нормы» (%)

Смысловые единицы

Общепринятые правила поведения, не закрепленные законом, нормы поведения, создающиеся в процессе общественной жизни 83%

Христианские заповеди 9%

Затруднились ответить 8%

Как видно из таблицы 1, студенты, определяя понятие «нравственные нормы», выделили управленческий характер данной категории (нормы, порядок). Действительно, чтобы благополучно существовать в социальном мире, человеку необходимо иметь общее представление о том, как действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии такого представления нельзя добиться согласованных действий. Человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов, норм поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе. Таким образом, испытуемые имеют верное представление об определяемой категории.

Определяя понятие «нравственные ценности» (таблица 2), испытуемые использовали базовые ценности: жизнь человека как высшая ценность; общение с друзьями и другими людьми, взаимопомощь, взаимопонимание, верность и т.п. Как нравственная ценность указываются христианские заповеди: «неубий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т.д., совесть.

Таблица 2

Выраженность категории «нравственные ценности» (%)

Смысловые единицы

Гуманистические ценности (любовь, дружба, уважение, жизнь, счастье, взаимопонимание), у каждого свои 39%

Христианские заповеди 20%

Совесть 18%

Прагматические ценности (вещь, которая дорога, «место под солнцем», деньги, слава, престиж), у каждого свои 12%

Затруднились ответить 11%

Прагматические ценности, указанные испытуемыми, мы можем отнести к утилитарно-потребительским ценностям (ценности пользы-удовольствия) по классификации ценностей В. Н. Сагатовского.

Следует обратить внимание, что, раскрывая понятие «нравственные ценности», испытуемые не указали ни познавательных (истина), ни эстетических (красота), ни творческих (смысл) ценностей.

В целом же субъективное представление студентов о нравственных ценностях не противоречит имеющимся в научной литературе сведениям и достаточно полно.

Определяя понятие «нравственность»(таблица 3), испытуемые представляют ее как совокупность нравственных норм и нравственных ценностей, то есть законов, норм, правил, установленных обществом (нормы, порядок), и индивидуальных ценностей, тех, что имеют значение для каждого человека независимо от других.

Таблица 3

Выраженность категории «нравственность» (%)

Смысловые единицы

Нравственность = Нравственные ценности + Нравственные нормы 62%

Совесть 26%

Затрудняюсь ответить 12%

Синонимом понятия «нравственность» испытуемые указали понятие «совесть». Совесть — это форма нравственной самооценки. Совесть — способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности.

Выводы

Итак, можно сделать выводы, что большинство студентов юридического и психологического факультетов НОУ СаГА имеют четкое представление о таких понятиях, как «нравственные нормы», «нравственные ценности»и «нравственность».

1. Нравственные нормы в понимании студентов — это правила, принятые в определенном обществе на определенном историческом этапе, не закрепленные законодательством, способствующие эффективному взаимодействию членов общества и обеспечивающие социальный порядок.

2. Нравственные ценности, по мнению студентов, — это личные ценности (у каждого свои), являющиеся одним из источников мотивации поведения личности.

3. Нравственность представляется студентами как совокупность нравственных норм и нравственных ценностей, то есть законов, норм, правил, установленных обществом (нормы, порядок), и индивидуальных ценностей, тех, что имеют значение для каждого человека независимо от других.

Нравственность как личностное образование сформировывается только в том случае, если личность имеет четкую систему нравственных ценностей, если сама нравственность приобретает статус актуальной значимости, смысла, идеала, содержания сознания и поведения индивида. Только в деятельности (соответствующем нравственном поведении и отношениях) проявляется степень сформированности нравственных ценностей у личности, ценность присвоенных нравственных норм поведения. Для определения механизмов нравственно-ценностной регуляции деятельности и поведения личности необходимы соответствующие исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М. : Аспект Пресс, 2001. 301с.

2. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29—36.

3. ЖуравлевД. Л. Основные тенденции развития психологических исследований в Институте психологии РАН (доклад на юбилейной научной конференции ИП РАН, посвященной 35-летию ИП РАН, 31 января 2007 г.) // www.ipras.ru/show.php7doc 26.08.2007г.

4. Журавлева}!. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М. : Из-во «ИП РАН», 2006. 335 с.

5. Набиулина,Н. Г. Аксиологизация цикла психолого-педагогических дисциплин в средних специальных учебных заведениях. Уфа, 2003. 71 с.

6. Прикладная юридическая психология / под ред. проф. А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 639 с.

7. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М. : Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.

8. Яницкий,М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

Subjective representations of students academy of humanities about moral values

E. Genik

In work were considered the concepts and the semantic units connected with concepts : ««moral norms», «moral values», ««morals», ««spirituality», «morals» and helping are to open their essence. Results of studying of subjective representations about moral values of students Academy of Humanities.

Key words: moral norms, moral values, morals, spirituality, morals.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.