Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Основным условием успешного проведения экспериментальной работы следует считать научно обоснованную деятельность преподавателей.
1. Алемасова М. Л. Формирование профессиональной культуры ПР-специалиста // Формирование деловой и профессиональной культуры руководителей, специалистов, преподавателей, школьников и студентов: Сборник статей участников Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. Л.В. Торопова. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2002. - 212 с. - С. 49-51.
2. Будаева Т.И. Формирование личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе
// Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. - М.: ИОО
МОН РФ, 2004. - 202 с. - С. 54-64.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
4. Коростелева Е.А. К проблеме управления процессом формирования профессиональноценностных ориентаций у будущих учителей. - [Электронный документ] http://www.sgu.ru/faculties/ physical/departments/itphysics/intemational2007/soderg.php. - Проверено 12.06.2008.
5. Шарухин А.П. Психология менеджмента. - СПб.: Речь, 2005. - 352 с.
арина .n.A., Бродянская Л.В. Социологические и культурологические аспекты развития
образования взрослых. 2000.
2 См.: Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
3 См.: Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.
4 См.: Национальные ценности образования: История и современность. М., 1996.
5 См.: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век. М., 1995.
6 См.: Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003.
7 См.: Шарухин А.П. Психология менеджмента. СПб., 2005.
8 См.: Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
В.И. Хальзов*, Т.Л. Женатова**
О духовно-нравственном воспитании личности учащихся в условиях военно-учебного заведения
В статье рассматриваются понятия «духовность», «нравственность», их соотношение, сущность духовнонравственного воспитания кадет и условия его результативности.
The concept of «spirituality», «mortality», and their correlation, spirit and moral upbringing of cadets and conditions of its formation is regarded in the article.
Ключевые слова: духовность, нравственность, мораль, духовно-нравственное воспитание, духовнонравственная личность
Воспитание духовно-нравственной личности в учебном заведении сегодня становится одной из главных задач образования. Не случайно в ст. 14 Федерального закона «Об образовании» сказано, что «содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; ... формирование духовно-нравственной личности ...» .
* Профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.
* Методист Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, кандидат педагогических наук.
Список литературы
Ключевыми словами для поиска путей воспитания духовно-нравственной личности являются понятия «духовность» и «нравственность». А.С. Сушанский, О.А. Анашкин, исследовавшие процесс духовно-нравственного воспитания в ввузах дореволюционной России, считают, что уже в те времена имели место два основных подхода к объяснению понятия «духовность»: религиозный и светский.
Первый подход был связан с господствующей религией - православием. Согласно христианским догматам, человек создан Богом по его образу и подобию имеет трехсоставное строение: дух, душу и тело. Этим определяются особенности телесной, душевной и духовной человеческой жизни. Жизнь души связана с эмоциями, переживаниями, чувствами. Через душу человек общается с Богом. А.С. Сушанский, исследовавший учения русских теологов, пишет, что понятие «дух» рассматривается ими «как термин, обозначающий одну из составных частей человеческой природы. Он рассматривается, как бы вместилищем другого Духа - Духа Святого -Третьего Лица Бога, Святой Троицы. В самом понятии «Дух» ощущается энергетическое начало. На это обращали внимание отцы Церкви: «Он есть огонь», «Он есть Дух творящий», «Дух свободы», «который дышит, идеже хощет и сколько хощет». «Духовная жизнь несет на себе печать Высшего Начала» и всегда ведет «к тому Бессмертному источнику, давшему жизнь, как человеку, так и всему, что его окружает... »2 Таким образом, в религиозном представлении духовная жизнь человека связана с его устремлениями к высшему идеалу, высшим ценностям человеческой жизни.
Изучение литературы показало, что в светской научной литературе XIX - начала XX вв. понятие «дух» являлось многозначным. С одной стороны, оно связывалось с представлением о существовании бестелесных небесных существ, близких Высшему началу, высшему разуму, Богу. А с другой - с мыслительной деятельностью человека, с его способностями глубоко отражать мир вещей и идей. Это, в частности, можно найти в Словаре В.И. Даля, в котором слово «дух» имеет несколько трактовок: «бестелесное существо; обитатель не вещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую силу Божества, ум и волю, или же стремление к небесному. // Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость // Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье,
сила, разум, смысл // Дыханье______»3. Для В.И. Даля, человека XIX в., первейшим выступает
религиозное толкование этого слова, а затем светское (ум, воля, сила души и другое).
Если же обратиться к Современному толковому словарю русского языка, то можно увидеть иную картину. Слово «дух» определяется как: «1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый дух. // В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной материи. Материя первична, а дух вторичен. // В идеалистической философии и религии: бессмертное нематериальное начало, лежащее в основе всех вещей и явлений, первичное по отношению к материи. Абсолютный дух. 2. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива; душа. Он всегда был силен духом. 3. Сущность чего-либо. Дух и буква закона. 4. По мистическим и религиозным представлениям: бесплотное сверхъестественное существо (доброе или злое), принимающее участие в жизни природы и человека. Добрый дух. Лесные духи. 5. Жарг. = душман.»4.
Как видим из сравнения двух словарных статей, в XXI в/ произошло смещение религиозного значения слова на задний план. Вперед вышло употребление понятия в материалистическом, научном значении. Это прежде всего психические способности, интеллект, внутреннее состояние человека, сущность явления.
Исследование проблемы духовно-нравственного воспитания показало, что светский подход к понятию «дух» связан с развитием европейской культуры, для которой характерно понимание духовного в связи со сферами науки, морали и искусства как самостоятельными ценностями. В рамках данного подхода выделяется также несколько позиций, и прежде всего - философская позиция. Здесь проблема духовности находится на уровне решения основного вопроса философии о первичности материального или идеального начала. В объективно-идеалистическом понимании духовность -самостоятельная субстанция, в которой нравственность - сердцевина духовности, являющаяся либо мировым духом, мировым разумом, либо абсолютной идеей, либо Богом. Эту линию проводили Платон, Гегель, Шеллинг, Л. Шестов, В. Соловьев, Н. Бердяев и другие философы. В частности, у Гегеля: «Разум есть дух, так как достоверность того, что он - вся реальность, возведена в истину; и разум сознает себя самого как свой мир, а мир - как самого себя»5.
В рационалистических философских системах дух отождествлялся с мышлением, сознанием, со способностью отражать материальное - мир вещей и явлений. В иррационализме в качестве моментов, определяющих сущность духа, рассматриваются его немыслительные аспекты: воля, чувство, интуиция и тому подобное.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Таким образом, понятие «дух» связано с разумом, с сознанием человека, его мышлением, с пониманием смысла жизни, связи с природой, с глобальным пониманием мира, с местом человека в этом мире. А.И. Субетто пишет: «Дух есть идея и не просто идея, а высшая идея, в которой концентрируется смысл человеческой жизни, предназначение человеческого разума»6. Единство идее и образу жизни создает духовная основа, духовность личности, «сердцевиной которой является определенная система ценностей»7. Не случайно в Педагогическом энциклопедическом словаре духовность определяется как понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт. Духовность обнаруживается к обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленности человека к совершенству8. Данному определению близко толкование духовности в Современном толковом словаре русского языка: «духовная, интеллектуальная природа, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности). Возрождение духовности общества»9.
Исследование толкования понятия «духовность» современными молодыми людьми показало, что оно воспринимается ими неоднозначно. Опрос 54 выпускников Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса свидетельствует, что для 28 кадетов (53,9%) духовность связана с богатством внутреннего мира человека, с высокими чувствами, с духовными ценностями. Кадеты отмечают: «Духовность - это отображение души человека, его веры в самое сокровенное», «Человек, имеющий духовность живет в гармонии со своей душой», «Духовность - это состояние духа человека, это что-то необъяснимое, которое находится в каждом из нас. И в то же время духовность является внутренней воспитанностью человека, которая позволяет преодолевать ему трудности», «Духовность
- это развитие человека в плане знания традиций, религии, истории своих предков», «Духовность -это внутренний мир человека, ведущий его в жизни; совокупность религиозных, нравственных и моральных представлений о жизни; источник доброты». Для 8 кадетов (15,4%) духовность «определяет нравственные переживания, веру в Бога, патриотизм, верность своему государству, гуманизм по отношению к людям». 6 выпускников кадетского корпуса (11,5%) не смогли определить данное понятие. Лишь 10 человек (19,2%) связали духовность с отношением к Богу. Данные показатели целесообразно считать объективными в представлении о массовом толковании понятия «духовность» современных молодых людей, поскольку в кадетском корпусе есть действующая церковь Воскресения Словущего, а также факультативный курс «Воинство земное и небесное». Тем не менее для большинства будущих курсантов военных вузов духовность связывается с внутренней напряженной работой души, ума, с знанием культурных традиций русского народа.
Таким образом, анализ современных определений рассматриваемого понятия позволяет заключить, что духовность определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д. Духовность тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования. Следовательно, духовность характеризуется определенным состоянием человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Справедливым представляется суждение И.А. Гундорова, который определяет духовность как «деятельность сознания, направленную на поиск смысла жизни и своего места в ней, на определение критериев добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию»10.
Если судить о понятии «нравственность», то, согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, она представляет собой внутренние, духовные и душевные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами11. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются.
Понятие «нравственность» связано с другим важным для понимания духовно-нравственной составляющей процесса воспитания курсантов военных вузов понятием - «мораль». В научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Идентично рассматривал понятия «нравственность» и «мораль» В.И. Даль. Ученый толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека»12. Он считал: «Нравственный
- противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»13.
Совмещение двух рассматриваемых понятий можно встретить и в Педагогическом энциклопедическом словаре. Его авторы приравнивают понятие нравственности к понятию мораль. «Мораль (латинское тогаП8 - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; от шо8 -традиции, обычаи, нравы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни; предмет изучения этики. В ряде европейских языков наряду с термином «мораль» имеются собственные обозначения, например, в русском языке -нравственность»14.
Однако более глубокий анализ научной литературы позволяет заключить, что понятия «нравственность» и «мораль» не являются тождественными.
В работах исследователей С.Ф. Анисимова, Л.М. Архангельского, А.А. Гусейнова, О.Б. Дробницкого, А.И. Титаренко называются основные функции морали: познавательная, воспитательная, оценочно-нормативная, ориентирующая и другие. Ведущей из них называется регулятивная функция. Мораль, являющаяся предметом изучения этики, регулирует деятельность и поведение человека во всех формах общественной жизни. Соблюдение требований, предписаний, норм содействует выполнению обязанностей и ориентирует его на выбор адекватных морали средств и способов взаимодействия с другими людьми.
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опирается на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.
Изучение литературы показало, что профессиональная мораль военных возникла в глубокой древности. Так, в законах Ману (Индия, 200 г.) написано: «Не полагайся убивать ни оказавшегося на земле, ни сидящего, ни говорящего: «Я твой», ни спящего, ни безоружного, ни тяжело раненного, ни устрашенного»15. Подобные моральные требования отмечает и Е. Анчел, который рассматривает особенности кодекса самурайской этики: верность государю, начальнику; мудрость, знание того, что такое добро и что такое зло, умение различать их; справедливость, готовность защищать добро и противостоять злу; человеколюбие; почтительность; мужество; соблюдение чести и личного достоинства; правдивость; ложь для воина-самурая равносильна бесчестию и трусости16.
В научной литературе отмечается, что, независимо от времени и национальности, требования к профессиональной морали служащего государству человека, в т.ч. военного, были одинаковыми, за исключением коренных переворотов в истории государств, как, например, в России, когда некоторые формулировки («За веру, царя и Отечество», «служение государю» и другие) исчезли и возникли иные, соответствующие современному состоянию государственного устройства.
Если говорить о понятии «нравственность», то его генезис свидетельствует о том, что с годами наполнение этого слова менялось. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Концептуальное различие между понятиями морали и нравственности проводил Гегель в «Философии права». Нравственность представлена мыслителем XIX в. как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности. Если абстрактное право, по Гегелю, - это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра, а мораль - это сфера реальной свободы, то нравственность - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием. Непосредственными проявлениями нравственности, по мнению Гегеля, являются семья, гражданское общество, государство.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Как показал анализ литературы, в советский период также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью понимались нравы как практикуемые формы поведения; мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой; мораль на уровне ее общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм.
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов определяют нравственность как «личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие
17
индивидуальное поведение человека»17.
По мнению А.И. Субетто, «нравственность центрируется вокруг категорий Добра и Любви, она призвана обеспечить не только общежительность людей, их совместное прогрессивное развитие, но и гармоничность их бытия с природой. ... Сама нравственность эволюционирует с категорией Добра. ... В XXI веке Добром является то, что обеспечивает продолжение жизни не только отдельного человека, семьи, народа, общества, но и человечества, и всей Природы»18.
Таким образом, повторим: нравственность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей повседневной деятельности, которая оценивается по способности человека активно и добропорядочно проявлять себя в условиях реальной жизни. Нравственная ценность личности заключается в реализации этических идеалов конкретного общества в конкретный исторический отрезок времени.
Обсуждая проблемы современного состояния нравственности, необходимо подчеркнуть, что на сознание и ценностные ориентации курсантов военного вуза оказывают влияние множество социальных факторов - политических, экономических, нравственных, духовных. Кроме них, следует назвать еще два объективных фактора, влияющих на результативность процесса формирования нравственности обучающихся: уровень интеллектуального развития курсантов и их социальные устремления. И тот, и другой фактор во многом определяют ценностные ориентации и мотивацию обучения курсантов в военном вузе, мотивы их выбора профессии и отношения к ней. Данные исследований Л.Т. Бородавко, Н.Ф. Гейжан, А.Т. Иваницкого, П.А. Софронова, М.М. Тарасова и других авторов свидетельствуют, что важнейшим показателем и результатом воспитательной деятельности в образовательном учреждении является отношение обучаемого к научному знанию, самосовершенствованию и саморазвитию. К сожалению, в последнее десятилетие отмечается тенденция снижения уровня интеллектуального развития курсантов военных вузов, что выражается в их низкой познавательной активности, пассивности в самообразовании и саморазвитии, стремлении в овладении высоким уровнем профессионализма. Исследователи отмечают и такой негативный факт, как расслоение общества, которое, по объективным данным, напрямую связано с результативностью обучения и нравственного воспитания курсантов. Как показывают данные опроса различных групп курсантов, уровень образовательной активности у обучаемых состоятельных родителей в 6 раз выше, чем у малоимущих.
Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого общественные нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
Таким образом, нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное взаимодействие личности и условий жизнедеятельности в целях формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки привычек нравственного поведения.
Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание личности в условиях ввуза - это организованная и целенаправленная деятельность управленческо-преподавательского состава, влияние социальной среды вуза в интересах формирования у обучаемых высших нравственных ценностей, а также качеств гражданина, патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный
ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая на бессознательном уровне отражает внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Высший идеал и играет роль установки. В конкретных условиях слабо осознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания.
Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями различных факторов на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.
По мнению А.И. Субетто, «духовность и нравственность образуют единство: нет духовности без нравственности, но и нравственность озаряется духовным светом»19.
Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении воспитания кадетов и курсантов, которое находится в стадии становления, а понятие «духовно-нравственная личность курсанта военного вуза» определить как «личность, обладающая духовно-нравственными качествами, которые проявляются в служебной деятельности и повседневной жизни».
Важнейшими элементами категориального аппарата воспитания духовно-нравственной личности курсанта являются понятия «система ценностей» и «ценностное отношение». По определению Новейшего энциклопедического словаря, «ценность - термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности»20. Ценности выступают социально важными регуляторами жизнедеятельности человеческой личности. В своей совокупности они образуют систему.
Как известно, ценности невозможно воспитать, можно сформировать к ним отношение. Отношение - это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в вербальной форме, эмоциональной и действенной. По мнению исследователей, «ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание». но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство». когда само отношение выступает в качестве ценности»21. В связи с этим ценностными отношениями предлагается называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.
Формирование системы духовно-нравственных ценностей имеет свои внешние показатели -личностные качества, которыми выявляет себя духовно-нравственная личность для других. Качества духовно-нравственной личности выступают следствием существующих у личности устойчивых иерархических отношений к ценностям.
С помощью шкалы духовно-нравственных ценностей кадет, курсант структурирует окружающий его мир, раскрывая предметы и явления по критерию их ценности, то есть полезности. Он использует шкалу духовно-нравственных ценностей в учебной и повседневной деятельности, характеризуя товарищей, офицеров, педагогов, их действия, предметы как ценные или бесполезные. В результате происходит конструирование социальной реальности с помощью шкалы духовнонравственных ценностей. И суть духовно-нравственного воспитания состоит в освоении кадетом, курсантом ценностей, норм и традиций общей и воинской культуры.
В качестве главных механизмов освоения, «присвоения» духовно-нравственных ценностей выступают процессы интериоризации: происходит актуализация личностных смыслов, развивается пристрастность индивидуального сознания, его особая субъективность. Когда ценность интериоризирована, она вступает в качестве момента внутреннего существования, приобретает силу мотива деятельности22. В связи с этим интересными представляются данные обследования Академией постдипломного педагогического образования 325 выпускников общеобразовательных военно-учебных заведений г. Санкт-Петербурга, представленные С.Г. Вершловским на межрегиональной конференции «Интеграция кадетского образования в систему общего образования» в апреле 2008 г. Обследование показало, что главными ценностями будущих офицеров военных вузов выступают семья, друзья, материальный достаток. На пятом месте - служебная карьера. Как видим, общечеловеческие ценности (жизнь, здоровье, материальное благополучие) выступают главными ценностями будущего офицера военного вуза.
Содержание воспитания духовно-нравственной личности курсанта военного вуза определяется интересами государства, общества и включает вооружение техническими и гуманитарными знаниями, необходимыми будущему офицеру для успешного функционирования в современном обществе, а также требованиями, предъявляемыми обществом к его профессиональному и нравственному облику;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
воспитанием потребности в нравственном самосовершенствовании, самоорганизацией нравственнозначимой деятельности, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, воинский долг, воинская честь, патриотизм, гордость, доблесть и другие.
1 Федеральный Закон «Об образовании», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 г.
2 Сушанский А.С., Анашкин О.А. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв. - ЦСПИ и ПИППК при РГУ и ИСПИ РАН, 1998-2003.
3 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1. М., 1935. С. 518.
4 Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2004. С. 179.
5 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. С. 233.
6 Субетто А.И. Доктрина духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования. СПб.; Кострома, 2008. С.15.
7 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? / Серия: Русские накануне XXI века. Вып. 2. СПб., 1994. С. 22.
8 Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 81.
9 Современный толковый словарь русского языка. С. 179.
10 Гундаров И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М., 2001. С. 63.
11 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1978. С. 384.
12 Даль В.И. Указ. соч. Т. 2. С. 352.
13 Там же. С. 574
14 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруков, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М., 2003. С. 148.
15 Харчев А.Г Этика и мораль // Предмет и система этики. Москва - София. М., 1973. С. 69.
16 См.: Анчел Е. Этос и история. М., 1988.
17 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. Ч. 2. М., 2003. С. 52.
18 Субетто А.И. Указ. соч. С.15
19 Там же.
20 Новейший энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1343.
21 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. М., 2005. С. 504-505
22 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1997.