Научная статья УДК 342.92
https://doi.Org/10.24158/pep.2024.6.15
Субъект административной ответственности за совершение правонарушения в сфере эксплуатации транспортного средства с элементами искусственного интеллекта: дискуссионные аспекты
Дмитрий Олегович Лунев
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия, [email protected]
Аннотация. В рамках работы рассмотрены некоторые дискуссионные вопросы определения субъекта административной ответственности за совершение правонарушения в сфере эксплуатации транспортного средства с элементами искусственного интеллекта. Отмечается, что в настоящее время правовое регулирование в области транспортной безопасности с учетом появления электромобилей активно развивается. Однако регламентация административной ответственности за правонарушения в сфере эксплуатации транспортного средства с элементами искусственного интеллекта до сих пор не нашла своего отражения в действующем законодательстве. По результату проведенного анализа автором делается ряд выводов. В частности, определено, что уже давно назрела острая необходимость регламентации общественных отношений с учетом использования технологий с элементами искусственного интеллекта. Особенно это касается публичных правоотношений, включая административное и уголовное право. В современном административном праве отсутствуют специальные нормы, посвященные конструированию составов правонарушений с учетом использования (эксплуатации) технологий, в том числе транспортных средств с элементами искусственного интеллекта. Однако, по убеждению автора, указанный пробел в ближайшее время будет устранен законодателем. Анализ научной литературы позволил прийти к выводу, что субъект административной ответственности в указанной сфере должен дифференцироваться с учетом предлагаемого законодателем будущего состава административного правонарушения, а также в зависимости от фактических обстоятельств.
Ключевые слова: искусственный интеллект, транспортное средство, административная ответственность, административное правонарушение, субъект, правонарушение
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Лунев Д.О. Субъект административной ответственности за совершение правонарушения в сфере эксплуатации транспортного средства с элементами искусственного интеллекта: дискуссионные аспекты // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 6. С. 117-122. https://doi.org/10.24158/pep.2024.6.15.
Original article
Subject of Administrative Liability for Committing Offenses in the Field of Artificial Intelligence-equipped Vehicle Operation: Debatable Aspects
Dmitry O. Lunev
Admiral Ushakov Maritime State University, Novorossiysk, Russia, [email protected]
Abstract. The paper explores some of the discussion points regarding the determination of the subject of administrative liability for committing offenses in the field of artificial intelligence-equipped vehicle operation. It is noted that legal regulation in the field of transportation safety, taking into account the emergence of electric vehicles, is actively evolving. However, the regulation of administrative liability for offenses in the field of vehicle operation with elements of artificial intelligence has not yet been reflected in current legislation. Based on the analysis conducted, the author draws several conclusions. Particularly, it is determined that there is a pressing need for regulating public relations considering the use of technologies with elements of artificial intelligence, especially in public legal relations, including administrative and criminal law. Presently, there are no specific provisions in modern administrative law dedicated to formulating offenses with regard to the use (operation) of technologies, including vehicles with elements of artificial intelligence. However, the author believes that this gap will be addressed by the legislator in the near future. Analysis of scientific literature led to the conclusion that the subject of administrative liability in this field should be differentiated based on the future composition of administrative offenses proposed by the legislator, as well as depending on the factual circumstances.
Keywords: artificial intelligence, vehicle, administrative responsibility, administrative offense, subject, offense
Funding: Independent work.
© Лунев Д.О., 2024
For citation: Lunev, D.O. (2024) Subject of Administrative Liability for Committing Offenses in the Field of Artificial Intelligence-equipped Vehicle Operation: Debatable Aspects. Society: Politics, Economics, Law. (6), 117— 122. Available from: doi:10.24158/pep.2024.6.15 (In Russian).
Введение. Развитие технологий и научные достижения в сфере компьютерной техники ведут к неизбежному прогрессу общественных отношений. Технологическая революция детерминирует необходимость адекватного реагирования законодательного регулирования. Особая значимость подобного свойственна транспортной безопасности, так как именно она направлена на сохранность транспортной инфраструктуры и защищенность жизни и здоровья как всего общества, так и отдельного гражданина. В настоящее время активно развивается автоматическое пилотирование, которое вызывает непосредственную необходимость законодательного закрепления, в том числе вопросов административной ответственности. Особую актуальность приобретает проблема искусственного интеллекта, так как его правовой статус и административно-правовое значение в рамках отечественного законодательства до конца не определены. Следует признать, что государственная политика в ряде случаев не успевает за законодательной регламентацией тех отношений, которые стремительно развиваются. К подобному тезису относится, в том числе, и обозначенный вопрос.
Требуется обратить внимание, что в России, как и в зарубежных странах, уже имеются прецеденты, когда электромобили с элементами искусственного интеллекта причиняли вред здоровью либо нарушали правила дорожного движения. Примером является случай, который произошел в Санкт-Петербурге. Согласно данным СМИ трамвай, оснащенный системой искусственного интеллекта, сбил трех пешеходов1. В Китае в одном из недавних случаев беспилотный автомобиль Tesla вместо запланированной парковки выехал на проезжую часть и развил скорость почти в 200 км/ч. Во время движения автомобиль создал несколько аварийных ситуаций, в результате чего два человека погибли, а еще трое получили травмы2.
Нужно подчеркнуть, что реализация идеи использования электромобиля с элементами искусственного интеллекта содержит не только негативную окраску. В подобном элементе имеется множество положительных аспектов. Указанное можно также проследить на ряде примеров. В частности, в Руанде компания из США смогла наладить транспортировку некоторых малых, но важных грузов, например медикаментов, в труднодоступные точки страны. В Российской Федерации компания «Яндекс» запустила беспилотное такси в одном из районов Москвы.
Затрагивая вопрос степени разработанности темы исследования, следует сказать, что в современной юридической науке изучение правового регулирования искусственного интеллекта началось относительно недавно.
В настоящее время имеется несколько монографических работ, которые так или иначе затрагивают правовое значение искусственного интеллекта3. Остальные же труды ограничены фрагментарным исследованием в рамках научных статей. Подобное свойственно также изучению вопроса административной ответственности за правонарушения с «участием» искусственного интеллекта (Болотаева, 2022; Мартынов, 2019б; Нехаева, 2023).
Кроме указанного, актуальность темы подтверждается рядом объективных факторов. Так, один из детерминантов содержится в Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.4, в которой указывается, что одной из приоритетных задач государства является создание основ правового регулирования новых общественных отношений, формирующихся в связи с применением систем искусственного интеллекта. Еще одним детерминантом, выраженным необходимостью разработки научных положений и рекомендаций по регулированию административной ответственности в
1 Пешеходов в Петербурге сбил трамвай с искусственным интеллектом [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20240412/tramvay-1939687052.html (дата обращения: 23.05.2024).
2 Неуправляемая Tesla разогналась до максимальной скорости, устроив смертельное ДТП [Электронный ресурс] // Motor. URL: https://motor.ru/news/tesla-crash-14-11-2022.htm (дата обращения: 24.05.2024).
3 Бахтеев Д.В. Концептуальные основы теории криминалистического мышления и использования систем искусственного интеллекта в расследовании преступлений : дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург 2022. 504 с. ; Морхат П.М. Правосубъектность искусственного интеллекта в сфере права интеллектуальной собственности: гражданско-правовые проблемы : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 420 с. ; Пащенко И.Ю. Информация как объект публично-правового регулирования в условиях цифровизации : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2022. 300 с. ; Сесицкий Е.П. Проблемы правовой охраны результатов, создаваемых системами искусственного интеллекта : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 218 с. ; Щитова А.А. Правовое регулирование информационных отношений по использованию систем искусственного интеллекта : дис. . канд. юрид. наук. М., 2022. 225 с.
4 Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 31.08.2020. № 35, ст. 5593.
сфере эксплуатации транспортного средства с элементами искусственного интеллекта, является увеличение количества электротранспорта. По данным ГИБДД, общее количество легковых электромобилей, стоящих на учете в России, выросло за 2023 г. на 75 %1.
На сегодняшний день правовое регулирование в области транспортной безопасности с учетом появления электромобилей активно развивается. Примерами являются закрепление понятия «электромобиль»2, утверждение дорожных знаков, которые обозначают зарядку для электромобилей3 и т. д.
Однако следует констатировать, что регламентация ответственности в анализируемой сфере до сих пор не нашла своего отражения в действующем административном законодательстве. Вместе с тем необходимо заметить, что попытки подобного уже наблюдаются на уровне подзаконного регулирования. Так, Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415 утвержден эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств4.
Указанный документ содержит положение о том, что собственник высокоавтоматизированного транспортного средства несет ответственность за дорожно-транспортные и иные происшествия на автомобильных дорогах Российской Федерации, произошедшие с участием принадлежащего ему высокоавтоматизированного транспортного средства при проведении эксперимента, при отсутствии виновных действий других участников дорожного движения, приведших к данному дорожно-транспортному или иному происшествию на автомобильной дороге.
Бесспорно, вышеуказанная норма не создает каких-либо материальных предпосылок для рассуждения об административной ответственности. В целом, подобная регламентация сводится к объективному вменению. Вместе с тем названное свидетельствует об обращении внимания на рассматриваемую проблему со стороны федеральных органов власти.
Таким образом, цель настоящей работы заключается в определении субъекта административной ответственности за совершение правонарушения в сфере эксплуатации транспортного средства с элементами искусственного интеллекта.
Научная новизна работы выражена в ее безусловной актуальности. Кроме этого, она подтверждается отсутствием монографических исследований в рассматриваемой области.
Методы и методология исследования. Для проведения исследования использовался диалектический метод познания, позволяющий изучить объективно существующие необходимости введения административной ответственности в сфере применения искусственного интеллекта, а также разработки научных положений об определении субъектов ответственности. Кроме этого, в рамках изучения заявленной темы был использован комплекс общенаучных, частно-научных, а также специально-юридических методов.
В правовой науке уже имеются дискуссии об определении субъекта ответственности. Например, Ю.С. Балалаева, с учетом международного опыта, предлагает в рамках гражданской ответственности рассматривать в качестве субъекта ответственности владельцев искусственного интеллекта, а также его создателей (разработчиков), в уголовно-правовой сфере - производителей и продавцов такого интеллекта. Ученым также подчеркивается, что наделить искусственный интеллект свойствами субъекта права не представляется возможным (Балалаева, 2023: 11).
Некоторые ученые выделяют такую категорию, как «электронное лицо» (Васильев, Печат-нова, 2020: 79; Морхат, 2018: 5). По убеждению Д.А. Зубрика, такое лицо не подпадает под признаки субъекта правонарушения. Вызывает интерес тезис ученого о том, что в рамках гражданско-правовой ответственности можно говорить о частичном признании вины роботизированной системы, но с некоторыми оговорками (Зубрик, 2023: 155).
О.А. Карпенко, продолжая рассуждение рассматриваемого вопроса, затрагивает проблему распределения ответственности между тремя субъектами в сфере искусственного интеллекта: компаниями-производителями, разработчиками прикладных программ и пользователями (Карпенко, 2021: 315).
1 Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Госавтоинспекция. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 23.05.2024).
2 Постановление Правительства РФ от 12.07.2017 № 832 (ред. от 06.10.2022) «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» // Российская газета. 21.07.2017. № 160.
3 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10.10.2022. № 41, ст. 7100.
4 Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415 (ред. от 07.02.2022) «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств») // Там же. 03.12.2018. № 49 (часть VI), ст. 7619.
По мнению профессора В.А. Лаптева, ответственность за работу искусственного интеллекта как в материальном воплощении, так и в цифровой форме возлагается на лицо, владеющее искусственным интеллектом для обеспечения своей производственно-хозяйственной деятельности (Лаптев, 2019: 85). На наш взгляд, представляется верной позиция О.А. Карпенко, который утверждает, что в каждом конкретном случае требуется разграничивать субъекты ответственности. Автор аргументирует свою позицию с учетом того, что негативные правовые последствия могут наступать в случае вмешательства в работу искусственного интеллекта при недостаточной разработанности функционирования программного обеспечения, несоблюдении правил пользования технологическим устройством с элементами искусственного интеллекта и т. д.
В.А. Шестак и А.Г. Волеводз рассуждают об идее наделить искусственный интеллект правосубъектностью и указывают на такой признак, как «разумность» (Шестак, Волеводз, 2019: 199). Однако авторы подтверждают правовую необоснованность признания искусственного интеллекта субъектом права ввиду того, что он не является носителем критически важных составляющих, с чем мы солидарны.
С учетом вышеуказанных мнений можно сделать однозначный вывод, что искусственный интеллект не является субъектом права, а тем более субъектом административного правонарушения. Есть мнение, что рассматриваемую категорию нужно относить к объекту правоотношений. Следует обратить внимание, что в рамках административной ответственности любые технологии с элементами искусственного интеллекта, в том числе и транспортное средство, по нашему мнению, относятся к предмету (Жеребцов, Лунев, 2023).
Затрагивая правовую неопределенность административной ответственности за правонарушения в сфере эксплуатации транспортного средства с элементами искусственного интеллекта, стоит обратиться к зарубежному опыту. Например, в Германии и некоторых других странах такая правовая конструкция функционирует в рамках трехкомпонентной модели ответственности водителя, владельца и производителя. Водитель несет ответственность за управление автомобилем, даже если некоторые функции вождения частично автоматизированы. Владелец должен всегда следить за транспортным средством и вмешиваться в случае чрезвычайной ситуации. Производитель может нести ответственность в случае выявления дефекта продукта1.
В науке также имеется утверждение, что к субъектам административной ответственности требуется добавить фирмы, эксплуатирующие (интеллектуальную) инфраструктуру, по которой движется транспортное средство (Мартынов, 2019а: 268).
Вышеописанная трехкомпонентная модель обсуждается и в рамках уголовно-правовой доктрины. Например, Е.А. Русскевич и Е.Д. Тихомиров предлагают рассматривать ответственность разработчика беспилотного транспортного средства, пользователя беспилотного транспортного средства и владельца беспилотного транспортного средства (Русскевич, Тихомиров, 2023: 40).
Необходимо согласиться с предложенной позицией ученых, поскольку именно такая модель охватывает все возможные варианты наступления ответственности, в том числе и административной, при эксплуатации транспортного средства с элементами искусственного интеллекта. Однако остаются нерешенными вопросы, связанные с правовыми последствиями, которые возникли не по вине вышеуказанных лиц. В частности, к таковым можно отнести искажение, частичное разрушение дорожного покрытия; деформацию или закрашивание дорожных знаков; нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов и т. д. Перечисленные проблемы уже назрели в обществе.
Заключение. Подводя итог некоторым аспектам определения субъекта административной ответственности за правонарушения в сфере эксплуатации транспортного средства с элементами искусственного интеллекта, можно сделать следующие выводы.
1. В настоящее время назрела острая необходимость регламентации общественных отношений относительно использования технологий с элементами искусственного интеллекта. Особая потребность такого проявляется в рамках публичных правоотношений, в том числе в административном и уголовном праве. На наш взгляд, требуется системный подход к регламентации подобной ответственности.
2. В современном административном праве отсутствуют специальные нормы, посвященные конструированию составов правонарушений с учетом использования (эксплуатации) технологий, в частности, транспортного средства с элементами искусственного интеллекта. Вместе с тем считаем, что в ближайшем будущем в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будут внесены соответствующие нормы. Их можно разместить в рамках главы 12 КоАП РФ, которая посвящена административным правонарушениям в области дорожного движения. Разработка устойчивой модели (системы) норм об административной ответственности за совершение
1 Automatisiertes und autonomes Fahren: Rechtlicher Rahmen [Электронный ресурс] // Mercedes-Benz Group. Innovationen. Produktinnovation. Autonomes Fahren. URL: https://group.mercedes-benz.com/innovation/case/auto-nomous/rechtlicher-rahmen.html?r=dai (дата обращения: 23.05.2024).
правонарушения с участием беспилотного транспортного средства с элементами искусственного интеллекта является предметом отдельного исследования. Однако стоит обратить особое внимание, что такая система должна исключить вопрос объективного вменения.
3. Определяя модель субъектов административной ответственности за правонарушения в сфере эксплуатации транспортного средства с элементами искусственного интеллекта следует сказать, что они должны варьироваться с учетом определенных обстоятельств. Нам импонирует трехкомпонентная модель административной ответственности, функционирующая в зарубежных странах и обсуждаемая в юридической литературе. В рамках такой модели к ответственности могут быть привлечены:
• водитель;
• собственник;
• производитель транспортного средства с элементами искусственного интеллекта.
Вместе с тем, на наш взгляд, она не лишена изъянов. Думается, что нельзя ограничиваться
таким субъектным составом, так как противоправное, общественно опасное деяние, которое приводит к негативным последствиям, может содержаться в действиях (бездействии) уполномоченных лиц, которые обеспечивают функционирование дорожной безопасности (например: администрация муниципального органа; подрядчики, осуществляющие ремонт дорожного покрытия и т. д.), а также пешеходы, которые нарушают правила дорожного движения и т. д.
4. С учетом представленного анализа считаем, что субъект административной ответственности за правонарушения в сфере эксплуатации транспортного средства с элементами искусственного интеллекта должен дифференцироваться с учетом предлагаемого законодателем состава административного правонарушения, а также в зависимости от фактических обстоятельств. В связи с этим думается, что на сегодняшний день модель субъектов административной ответственности в рассматриваемой сфере ограничивается общим, устоявшимся в науке пониманием, которое предлагает отнесение к таковым физических и юридических лиц. Первые могут быть представлены в качестве общего и специального субъекта административного правонарушения.
Список источников:
Балалаева Ю.С. Проблема определения субъектов юридической ответственности за вред, причиненный искусственным интеллектом: анализ путей решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 3 (99). С. 10-19. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2023-3-10-19.
Болотаева О.С. Правосубъектность искусственного интеллекта // Право и государство: теория и практика. 2022. № 4 (208). С. 15-17. https://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_4_15.
Васильев А.А., Печатнова Ю.В. Место искусственного интеллекта среди элементов состава правоотношения // Цифровое право. 2020. Т. 1, № 4. С. 74-83. https://doi.org/10.38044/2686-9136-2020-1-4-74-83.
Жеребцов А.Н., Лунев Д.О. Транспортное средство с элементами искусственного интеллекта как предмет состава административного правонарушения // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2023. № 2. С. 25-31. https://doi.org/10.31429/20785836-15-2-25-31.
Зубрик Д.А. Признание искусственного интеллекта в качестве субъекта правонарушения: проблематика и перспективы // Цифровые технологии и право : сб. научных трудов II Международной научно-практической конференции : в 6 т. Казань, 2023. Т. 6. С. 150-157.
Карпенко О.А. Проблема правовой ответственности в сфере применения технологий искусственного интеллекта // Экономика и управление: современные достижения и перспективы развития : мат. Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. Омск, 2021. С. 313-320.
Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 2. С. 79-102. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2019.2.79.102.
Мартынов А.В. Некоторые правовые аспекты использования технологий искусственного интеллекта в юридической деятельности и публичном управлении // Формирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе : сб. научных трудов. М., 2019а. С. 267-279.
Мартынов А.В. Перспективы установления административной ответственности в сфере эксплуатации беспилотных автомобилей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019б. № 11. С. 42-55.
Морхат П.М. К вопросу о правосубъектности «электронного лица» // Юридические исследования. 2018. № 4. С. 1-8.
Нехаева А.Ю. Юридическая ответственность искусственного интеллекта в Российской Федерации // Самоуправление. 2023. № 5 (138). С. 190-192.
Русскевич Е.А., Тихомиров Е.Д. Применение технологий искусственного интеллекта при эксплуатации беспилотных транспортных средств: уголовно-правовой анализ // Уголовное право. 2023. № 4 (152). С. 35-47. https://doi.org/10.52390/20715870_2023_4_35.
Шестак В.А., Волеводз А.Г. Современные потребности правового обеспечения искусственного интеллекта: взгляд из России // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 2. С. 197-206. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2019.13(2).197-206.
References:
Balalaeva, Yu.S. (2023) The issue of determining the subjects of legal liability for harm caused by artificial intelligence: analysis of solutions. Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (3 (99)), 10-19. (In Russian)
Bolotaeva, O.S. (2022) Legal personality of artificial intelligence. Law And State: The Theory And Practice. (4 (208)), 15-17. Available from: doi:10.47643/1815-1337_2022_4_15. (In Russian)
Karpenko, O.A. (2021) The problem of legal liability in the application of artificial intelligence technologies. In: Ekonomika i upravlenie: sovremennye dostizheniya i perspektivy razvitiya [Economics and management: modern achievements and development prospects]. Omsk, p. 313-320. (In Russian)
Laptev, V.A. (2019) Artificial intelligence and liability for its work. Law. Journal of the Higher School of Economics. (2), 79102. Available from: doi:10.17323/2072-8166.2019.2.79.102. (In Russian)
Martynov, A.V. (2019) Nekotorye pravovye aspekty ispol'zovaniya tekhnologiy iskusstvennogo intellekta v yuridicheskoy deyatel'nosti i publichnom upravlenii [Some legal aspects of the use of artificial intelligence technologies in legal activities and public administration]. In: Formirovanie sistemy pravovogo regulirovaniya obespecheniya informatsionnoy bezopasnosti v uslovi-yakh bol'shikh vyzovov v global'nom informatsionnom obshchestve [Formation of a system of legal regulation for ensuring information security in the context of great challenges in the global information society]. Moscow, p. 267-279. (In Russian)
Martynov, A.V. (2019) Prospects for establishing administrative responsibility in the field of operation of unmanned vehicles. Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice. (11), 42-55. (In Russian)
Morhat, P.M. (2018) K voprosu o pravosu''ektnosti "elektronnogo litsa" [On the issue of the legal personality of an "electronic entity"]. Legal Studies. (4), 1-8. (In Russian)
Nekhaeva, A.Yu. (2023) Legal responsibility of artificial intelligence in the Russian Federation. Samoupravlenie. (5 (138)), 190-192. (In Russian)
Ruskevich, E.A. & Tikhomirov, E.D. (2023) Application of artificial intelligence technologies in the operation of unmanned vehicles: criminal law analysis. Ugolovnoe pravo. (4 (152)), 35-47. Available from: doi:10.52390/20715870_2023_4_35. (In Russian)
Shestak, V.A. & Volevodz, A.G. (2019) Modern requirements of the legal support of artificial intelligence: a view from Russia. Russian Journal of Criminology. 13 (2), 197-206. Available from: doi:10.17150/2500-4255.2019.13(2).197-206. (In Russian)
Vasiliev, A.A. & Pechatnova, Yu.V. (2020) The position of the artificial intelligence among the elements of the legal relationship. Digital Law Journal. 1 (4), 74-83. Available from: doi:10.38044/2686-9136-2020-1-4-74-83. (In Russian)
Zherebtsov, A.N. & Lunev, D.O. (2023) A vehicle with elements of artificial intelligence as the subject of an administrative offense. Legal Bulletin of the Kuban State University. (2), 25-31. Available from: doi:10.31429/20785836-15-2-25-31. (In Russian) Zubrik, D.A. (2023) Recognition of artificial intelligence as a subject of offense: problems and perspectives. In: Tsifrovye tekhnologiiipravo [Digital technologies and law]. In 6 Vols. Vol. 6. Kazan, p. 150-157. (In Russian)
Информация об авторе Д.О. Лунев - аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1247637
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author D.O. Lunev - PhD student, Admiral Ushakov Maritime State University, Novorossiysk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1247637
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.05.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.05.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 18.06.2024.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.