Научная статья на тему 'РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С УЧАСТИЕМ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С УЧАСТИЕМ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / транспортное средство / административная ответственность / административное правонарушение / автопилот / artificial intelligence / vehicle / administrative responsibility / administrative offense / autopilot

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д О. Лунев

В работе рассмотрены некоторые вопросы, связанные с административно-правовой регламентацией ответственности с участием беспилотного транспортного средства с элементами искусственного интеллекта. В рамках статьи делается попытка обоснования необходимости закрепления административной ответственности в названой сфере. Подобная необходимость вызвана технологической революцией, которая принесла обществу свободное использование транспортного средства с элементами искусственного интеллекта. В работе делается вывод, что возможное закрепления административной ответственности с участием беспилотного транспортного средства с элементами искусственного интеллекта возможна в рамках главы 12 КоАП РФ, которая посвящена административным правонарушениям в области дорожного движения. Автор акцентирует внимание, что такая ответственность должна исключать объективное вменение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Д О. Лунев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF LIABILITY INVOLVING AN UNMANNED VEHICLE WITH ELEMENTS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE: ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS

The work discusses some issues related to the administrative and legal regulation of liability involving an unmanned vehicle with elements of artificial intelligence. The article makes an attempt to substantiate the need to consolidate administrative responsibility in this area. This need is caused by the technological revolution, which brought society the free use of a vehicle with elements of artificial intelligence. The paper concludes that the possible consolidation of administrative liability with the participation of an unmanned vehicle with elements of artificial intelligence is possible within the framework of Chapter 12 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, which is devoted to administrative offenses in the field of road traffic. The author emphasizes that such responsibility should exclude objective imputation.

Текст научной работы на тему «РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С УЧАСТИЕМ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С УЧАСТИЕМ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Д.О. Лунев, аспирант

Государственный морской университет им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова (Россия, г. Новороссийск)

DOL10.244W2500-Ж0-2024-5-1-m-131

Аннотация. В работе рассмотрены некоторые вопросы, связанные с административно-правовой регламентацией ответственности с участием беспилотного транспортного средства с элементами искусственного интеллекта. В рамках статьи делается попытка обоснования необходимости закрепления административной ответственности в названой сфере. Подобная необходимость вызвана технологической революцией, которая принесла обществу свободное использование транспортного средства с элементами искусственного интеллекта. В работе делается вывод, что возможное закрепления административной ответственности с участием беспилотного транспортного средства с элементами искусственного интеллекта возможна в рамках главы 12 КоАП РФ, которая посвящена административным правонарушениям в области дорожного движения. Автор акцентирует внимание, что такая ответственность должна исключать объективное вменение.

Ключевые слова: искусственный интеллект, транспортное средство, административная ответственность, административное правонарушение, автопилот.

Технологическая революция детерминирует необходимость адекватного реагирования законодательного регулирования. Особая значимость подобного свойственна транспортной безопасности, так как именно она направлена на сохранность транспортной инфраструктуры и защищенность жизни и здоровья как всего общества, так и отдельного гражданина. В настоящее время активно развивается автоматическое пилотирование, которое вызывает непосредственную необходимость законодательного закрепления, в том числе вопросов административной ответственности. Как в России, так и в зарубежных странах, уже имеются преценденты вреда здоровью, причинённого электромобилем с элементами искусственного интеллекта, либо нарушения правил дорожного движения. Примером является случай, который произошел в Санкт-Петербурге. Согласно публичным данным из СМИ, трамвай, оснащенный системой искусственного интеллектам, сбил трех пешеходов [5]. В Китае в одном из недавних случаев беспилотный автомобиль «Tesla» вместо запланированной парковки выехал на проезжую

часть и развил скорость почти до 200 км/ч. Во время движения автомобиль создал несколько аварийных ситуаций, в результате чего два человека погибли, а еще троим был причинен вред здоровью [4].

Следует обратить внимание, что реализация идеи использования электромобилем с элементами искусственного интеллекта содержит не только негативные окраски. В подобном элементе имеется множество положительных аспектов. Указанное можно также проследить на ряде примеров. В частности, в Руанде компания из США смогла наладить транспортировку некоторых малых, но важных грузов, например медикаментов, в труднодоступные точки страны [2]. В Российской Федерации компания «Яндекс» запустила беспилотное такси в одном из районов Москвы [1].

Как отмечается в научной литературе, все национальные современные правила и нормативные акты исходят из того, что автомобилем управляет водитель, поэтому для регламентации функционирования беспилотных автомашин надо вводить новые параметры. Ключевым моментом сей-

час является возможность установить виновника транспортного происшествия [10].

Как справедливо замечено

Г.Ф. Ручкиной в Российской Федерации на текущий момент не сформировано системы публично-правовой ответственности за нарушение прав и свобод граждан в результате использования технологий искусственного интеллекта [8]. Вместе с тем следует заменить, что попытки подобного уже наблюдается на уровне подзаконного регулирования. Так, Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415 утвержден эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств [6].

Указанный документ в себе содержит положение, что собственник высокоавтоматизированного транспортного средства несет ответственность за дорожно-транспортные и иные происшествия на автомобильных дорогах Российской Федерации, произошедшие с участием принадлежащего ему высокоавтоматизированного транспортного средства при проведении эксперимента, при отсутствии виновных действий других участников дорожного движения, приведших к данному дорожно-транспортному или иному происшествию на автомобильной дороге.

Бесспорно, вышеуказанная норма не создает каких-либо материальных предпосылок для рассуждения об административной ответственности. В целом подобная регла-

ментация сводится к объективному вменению. Вместе с тем названное свидетельствует об обращении внимания на рассматриваемую проблему со стороны федеральных органов власти.

В научных кругах уже давно имеются рассуждения о необходимости закрепления, как в рамках КоАП РФ, так и в рамках УК РФ, норм об ответственности с участием беспилотного транспортного средства с элементами искусственного интеллекта [9]. Интереса позиция Е.А. Русскевич и Е.Д. Тихомиров, которые предлагают рассматривать ответственность разработчика беспилотного транспортного средства, пользователя беспилотного транспортного средства, и владельца беспилотного транспортного средства [7].

Наш взгляд, возможное закрепления административной ответственности с участием беспилотного транспортного средства с элементами искусственного интеллекта возможно в рамках главы 12 КоАП РФ, которая посвящена административным правонарушениям в области дорожного движения. Разработка устойчивой модели (системы) норм об административной ответственности за совершения правонарушения с участием беспилотного транспортного средства с элементами искусственного интеллекта является предметом отдельного исследования. Однако стоит обратить особое внимание, что такая система должна исключить вопрос объективного вменения.

Библиографический список

1. «Яндекс» запустил беспилотное такси в одном из районов Москвы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/07/06/2023/6480446b9a7947c8c046c906.

2. Зорина Н.С., Зорин Д.Н. Концептуальные подходы к изучению механизма регулирования беспилотных летательных аппаратов // Административное право и процесс. - 2023. - № 8. - С. 71-73.

3. Любимов Л.В. К вопросу об уголовной и административной ответственности за причинение в ДТП материального ущерба: в современных условиях и условиях массового использования беспилотных автомобилей // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. - 2019. -№ 1 (2). - С. 294-298.

4. Неуправляемая Tesla разогналась до максимальной скорости, устроив смертельное ДТП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://motor.ru/news/tesla-crash-14-11-2022.htm.

5. Пешеходов в Петербурге сбил трамвай с искусственным интеллектом. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20240412/tramvay-1939687052.html.

6. Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 N 1415 (ред. от 07.02.2022) «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств») // Собрание законодательства РФ, 03.12.2018, N 49 (часть VI), ст. 7619.

7. Русскевич Е.А., Тихомиров Е.Д. Применение технологий искусственного интеллекта при эксплуатации беспилотных транспортных средств: уголовно-правовой анализ // Уголовное право. - 2023. - № 4. - С. 35-47.

8. Ручкина Г.Ф. Отдельные направления правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации // Банковское право. - 2021. - № 6. - С. 40-50.

9. Чурилов А.Ю. Ответственность за вред, причиненный при эксплуатации беспилотного автомобиля: проблемы и перспективы // Законодательство. - 2019. - № 6. - С. 17-24.

10. Чучаев А.И., Маликов С.В. Нравственные и правовые аспекты ответственности за причинение вреда беспилотными транспортными средствами // Транспортное право. -2022. - № 3. - С. 16-20.

REGULATION OF LIABILITY INVOLVING AN UNMANNED VEHICLE WITH ELEMENTS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE: ADMINISTRATIVE AND

LEGAL ASPECTS

D.O. Lunev, Postgraduate Student

State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakova (Russia, Novorossiysk)

Abstract. The work discusses some issues related to the administrative and legal regulation of liability involving an unmanned vehicle with elements of artificial intelligence. The article makes an attempt to substantiate the need to consolidate administrative responsibility in this area. This need is caused by the technological revolution, which brought society the free use of a vehicle with elements of artificial intelligence. The paper concludes that the possible consolidation of administrative liability with the participation of an unmanned vehicle with elements of artificial intelligence is possible within the framework of Chapter 12 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, which is devoted to administrative offenses in the field of road traffic. The author emphasizes that such responsibility should exclude objective imputation.

Keywords: artificial intelligence, vehicle, administrative responsibility, administrative offense, autopilot.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.