Научная статья на тему 'Непрерывное библиотечное образование: декларации и реальность'

Непрерывное библиотечное образование: декларации и реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / LIBRARY EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / CONTINUITY OF LEARNING LEVELS / PROFESSIONALIZATION / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилко Ирина Семеновна

Цель статьи – привлечь внимание образовательного сообщества, исследователей, практикующих специалистов и руководителей библиотек к проблемам подготовки библиотечных кадров, связанным с внедрением компетентностного подхода в образовательный процесс и практическую деятельность библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing library education: Declaration and reality

The purpose of the article is to attract attention of educational community, researchers, practitioners and managers of libraries to the problems of preparation of library staff involved in the implementation of the competence approach to the educational process and practical activity.

Текст научной работы на тему «Непрерывное библиотечное образование: декларации и реальность»

БИБЛИОСФЕРА, 2013, № 1, с. 9-12

Библиотековедение

УДК 02:37.018 ББК 78.3р

НЕПРЕРЫВНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДЕКЛАРАЦИИ И РЕАЛЬНОСТЬ

© И. С. Пилко, 2013

Кемеровский государственный университет культуры и искусств 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17

Цель статьи - привлечь внимание образовательного сообщества, исследователей, практикующих специалистов и руководителей библиотек к проблемам подготовки библиотечных кадров, связанным с внедрением компетентностного подхода в образовательный процесс и практическую деятельность библиотек.

Ключевые слова: библиотечное образование, компетентностный подход, преемственность уровней обучения, профессионализация, профессиональный стандарт.

The purpose of the article is to attract attention of educational community, researchers, practitioners and managers of libraries to the problems of preparation of library staff involved in the implementation of the competence approach to the educational process and practical activity.

Key words: library education, competence approach, continuity of learning levels, professionalization, professional standard.

Идеология непрерывности профессионального образования (включая библиотечное), сформированная в советские времена, получила активное развитие в годы демократизации российского общества. На рубеже ХХ-ХХ1 столетий парадигму «образование на всю жизнь» сменила новая - «образование в течение всей жизни». Представители высшей библиотечной школы, озабоченные масштабом реформы образовательной системы, пытались выстроить стратегию и тактику ее реализации [1-5]. В частности, их внимание было сосредоточено на обеспечении содержательной преемственности уровней непрерывного образования (рис. 1) и налаживании устойчивых связей между ними. Институционально непрерывное библиотечное образование до принятия в 2010 г. Федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования (ФГОС СПО и ФГОС ВПО) было представлено средними специальными учебными заведениями (училища и колледжи культуры, библиотечные техникумы), высшими учебными заведениями (институты, академии, университеты культуры и искусств, специализированные факультеты и кафедры в вузах иного профиля), отделами аспирантуры при вузах, национальных и академических библиотеках, структурами дополнительного профессионального образования (центры, институты, курсы переподготовки и повышения квалифика-

ции работников культуры и искусства). Содержательные и формальные связи между его отдельными ступенями носили инициативный характер (на уровне договоров и соглашений между учебными заведениями, протоколов согласования учебных планов и программ) и не были устойчивыми. Преемственность обучения обеспечивалась преимущественно путем взаимодействия образовательных структур в пределах одного региона.

Переход на компетентностью модель профессионального обучения, осуществленный в России в 2011 г., углубил уровневую дифференциацию подготовки квалифицированных кадров. Так, ФГОС СПО по специальности 071901 «Библиотековедение» предусматривает базовую и углубленную

Рис. 1. Структура непрерывного библиотечного образования (до перехода в 2010 г. на ФГОС СПО и ФГОС ВПО)

подготовку библиотечных специалистов со средним образованием; ФГОС ВПО по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» обязал высшие учебные заведения перейти к реализации 2-хуровневых образовательных программ: бакалаврской и магистерской. При этом связи высшей школы со средним специальным, дополнительным профессиональным образованием и подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре стали еще более сложными, требующими осознания важности взаимодействия и дополнительных усилий (рис. 2).

На наш взгляд, компетентностный подход содержит в себе очевидный объединительный потенциал. Понимание компетенции как совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, освоенных способов деятельности, волевых характеристик), обеспечивающих возможность рациональных и продуктивных действий в конкретных ситуациях, включая проблемные, позволяет определить «ответственных» за формирование компетентного специалиста.

Каналы формирования профессиональной компетентности для шести компонентов компетенции:

1. Знания - профессиональное образование, самообразование, дополнительное профессиональное образование (ДПО).

2. Умения - профессиональное образование, практическая профессиональная деятельность, самообразование, ДПО, действия по аналогии.

3. Навыки - практическая профессиональная деятельность.

4. Личностные характеристики - семья, социально-экономические условия, микросреда, макросреда.

5. Освоенные способы деятельности - профессиональное образование, практическая профессиональная деятельность, ДПО, прикладные научные исследования.

6. Способность продуктивной деятельности -профессиональное образование, практическая профессиональная деятельность, ДПО, прикладные научные исследования, микросреда, макросреда.

Рис. 2. Структура уровневого библиотечного образования (после перехода на ФГОС ВПО и ФГОС СПО)

В свете сказанного логично рассматривать формирование профессиональной компетентности как комплексный, многоканальный процесс, в котором задействованы представители различных сегментов профессионального сообщества: образовательного, практикующего, научного, управленческого. Этот многоуровневый, мотивированный и регулируемый процесс профессионального становления личности, формирования, реализации и развития профессиональных способностей именуется профессионализацией (рис. 3).

Переподготовка и повышение квалификации

Профессиональная адаптация

Профессиональная подготовка

Профессиональный отбор

Профориентация

Рис. 3. «Лестница» профессионализации

Каждая ступень профессионализации характеризуется специфическими субъектами, методами воздействия и ожидаемыми результатами, которые должны быть вписаны в общую стратегию становления и развития специалиста. К сожалению, сегодня мы не можем говорить о реализации подобной стратегии и даже о ее наличии. Проиллюстрируем это утверждение конкретными примерами.

В российской библиотечной школе нарушена преемственность между средним специальным и высшим образованием. Профильные учреждения среднего профессионального образования осуществляют подготовку по специальности 071901 «Библиотековедение». Обратим внимание на «созвучие» ее наименования с научной специальностью 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», которую присваивают кандидатам и докторам педагогических наук после успешной защиты диссертации соответствующего профиля. В этом отношение вузовское направление подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» выглядит более практико-ориенти-рованным.

Если следовать логике ФГОС СПО и ФГОС ВПО, выпускник ссуза по специальности «Библиотековедение» именуется «специалистом», а выпускник вуза по направлению подготовки «Библио-течно-информационная деятельность» - «бакалавром» или «магистром». Но в других утвержденных Министерством образования направлениях подготовки ВПО, в которых введена 3-уровневая система обучения, «специалист» - это второй (после бакалавра) уровень вузовского образования.

И. С. Пилко, 2013, № 1, с. 9-12

Продолжая анализировать действующие ныне образовательные стандарты по специальности среднего профессионального образования «Библиотековедение» и вузовскому направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», получаем немало дополнительных вопросов.

Например, попытка сравнить область применения выпускников специальности «Библиотековедение» и направления подготовки «Библио-течно-информационная деятельность» обречена на неудачу по причине несопоставимости формулировок определяемых двумя регламентами «областей»:

СПО - 1) организация работы библиотек всех видов, библиотечных систем, библиотечно-инфор-мационных центров; 2) ведение библиотечно-биб-лиографических и информационных процессов.

ВПО - 1) формирование и использование биб-лиотечно-информационных ресурсов; 2) сохранение документного наследия; 3) формирование информационной культуры общества.

Сравнить объекты деятельности выпускников различных уровней подготовки не представляется возможным по той же причине.

Виды деятельности выпускников специальности «Библиотековедение» и направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»:

СПО - 1) государственные, региональные, муниципальные библиотеки и информационные центры; 2) библиотеки учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм; 3) документные и информационные фонды; биб-лиотечно-информационные ресурсы и программное обеспечение; 4) пользователи библиотек всех видов.

ВПО - библиотечно-информационная деятельность по удовлетворению потребностей общества:

• в информационных ресурсах;

• формировании и организации своих документных ресурсов;

• оптимизации функционирования библиоте-чно-информационных сетей и систем;

• использовании современных информационно-коммуникационных технологий библио-течно-информационной деятельности;

• применении психолого-педагогических методик, содействующих духовно-нравственному развитию личности и формированию информационной культуры.

В отношении предписываемых образовательными стандартами СПО и ВПО видов деятельности для выпускников специальности «Библиотековедение» и направления подготовки «Библио-течно-информационная деятельность» наблюдается значительное (требующее уточнения) пересечение, что неизбежно ведет к дублированию содержания обучения:

СПО ВПО

Технологическая деятельность Производственно-технологическая деятельность

Организационно-управленческая деятельность Организационно-управленческая деятельность

- Проектная деятельность

- Научно-исследовательская и методическая деятельность

Культурно-досуговая деятельность -

- Психолого-педагогическая деятельность

Можно и далее подвергать критическому анализу стандарты и образовательные программы подготовки выпускников библиотечной школы, каждый по отдельности и в сравнении (среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура). Разделяя опубликованное на страницах журнала «Библиосфера» мнение М. Н. Колесниковой, заведующей кафедрой библиотековедения и руководства чтением Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, в отношении программы обучения бакалавров библиотечно-информационной деятельности [6], хотелось бы затронуть две другие волнующие автора настоящей статьи проблемы.

Первая проблема связана с содержанием магистерской подготовки по направлению «Библио-течно-информационная деятельность», с поиском магистратурой своего места в образовательной системе и выхода в библиотечно-информационную практику. На наш взгляд, в магистратуре возможны три варианта образовательных траекторий:

1) магистрант - аспирант (подготовка к будущей научной или научно-педагогической деятельности);

2) магистрант - высококомпетентный профессионал (особенно актуален для работающих в библиотеке специалистов, имеющих высшее непрофильное образование);

3) магистрант - управленец (подготовка специалиста, имеющего практический опыт библиотечной работы и задатки менеджера к управленческой деятельности).

Каждая из трех предложенных моделей обучения должна обеспечиваться специфическим (однородным) контингентом магистрантов и оригинальной образовательной программой. Сделать это не просто, но необходимо, если мы хотим получить реальный эффект от магистратуры для оздоровления кадровой ситуации в отрасли.

Вторая проблема обусловлена тем, что компе-тентностный подход, внедряемый в практику среднего и высшего библиотечного образования, не нашел своего применения в программах повышения квалификации и переподготовки кадров, а также в реальной библиотечной практике. До сих пор понятие «компетентный специалист» отождествляется с понятием «квалифицированный специалист», хотя квалификационная и компетентно-стная модели специалиста имеют существенные различия.

Недостатки квалификационных моделей специалистов:

• несогласованность требований к специалисту, предъявляемых различными регламентами профессиональной деятельности (классификаторы должностей, тарифно-квалификационные характеристики, должностные инструкции и др.) и образовательными стандартами;

• неполнота характеристик профессиональной деятельности в регламентах деятельности и образовательных стандартах;

• недостаточное использование положительного опыта смежных областей деятельности.

Один из инструментов согласования требований практики и профессионального образования -разработка регламентов нового типа (профессиональных стандартов).

Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работника/руководителя, изложенные в виде структурированных характеристик деятельности в соответствии с Национальной рамкой квалификаций.

Структура профессионального стандарта типизирована и включает характеристику видов трудовой деятельности (квалификационный уровень, возможные наименования должностей, обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности, возможные места работы, условия труда, перечень должностных обязанностей для каждого квалификационного уровня и др.) и требования к специалисту (профессиональное образование, опыт практической работы, компетенции, знания, умения, личностные качества, необходимость подтверждающих квалификацию сертификатов и др.).

Методика разработки профессионального стандарта адаптирована к специфике библиотечной деятельности [7]. Концепция стандарта, представленная на Конгрессах Российской библиотечной

ассоциации (2010, 2012 гг.), а также научно-практических конференциях межрегионального и всероссийского уровней, получила признание библиотечной общественности.

По нашему мнению, профессиональный стандарт библиотечной деятельности позволит:

• проводить оценку квалификации и сертификацию работников библиотек и выпускников учреждений профессионального образования;

• формировать государственные образовательные стандарты и программы всех уровней профессионального обучения;

• разрабатывать стандарты организации, системы мотивации и стимулирования персонала, должностные инструкции;

• осуществлять тарификацию должностей, отбор, подбор и аттестацию персонала, планирование карьеры;

• устанавливать и поддерживать единые требования к содержанию и качеству библиотечной деятельности, согласовывать наименования должностей, диверсифицировать виды трудовой деятельности и пр.).

Несмотря на трудоемкость разработки и поддержания в актуальном состоянии подобного документа (или системы документов), эти затраты дадут возможность отслеживать и фиксировать согласованные со всеми заинтересованными сторонами требования к библиотечной профессии и послужат ей во благо.

Литература

1. Гендина Н. И. Нужна система образовательных стандартов // Библиография. - 2001. - № 2. - С. 25-33.

2. Каптерев А. И. Виртуальный мир Российского библиотекаря. - М. : Профиздат, 2001. - 256 с.

3. Колкова Н. И. Модель профессиональной деятельности - основа совершенствования стандартизации образования // Библиография. - 2001. - № 2. -С. 39-44.

4. Мазурицкий А. М. Современные проблемы подготовки библиотечно-библиографических кадров в вузах культуры // Науч. и техн. б-ки. - 2000. - № 4. -С. 16-19.

5. Пилко И.С. Требуется технологический подход // Библиография. - 2001. - № 2. - С. 34-38.

6. Колесникова М.Н. Размышления о подготовке бакалавра библиотечно-информационной деятельности // Библиосфера. - 2012. - № 2. - С. 72-74.

7. Усольцева О. В. Профессиональный стандарт как модель деятельности специалиста библиотечно-ин-формационной сферы // Библиосфера. - 2010. - № 2. -С. 43-48.

Материал поступил в редакцию 16.11.2012 г.

Сведения об авторе: Пилко Ирина Семеновна - доктор педагогических наук, профессор,

проректор по учебной работе, профессор кафедры технологии документальных коммуникаций, тел.: (384) 273-28-56, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.