48
Высшее образование в России • № 4, 2009
Н.Н. НИКИТИНА, профессор Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Студенты
педагогического вуза о реформах и инновациях в сфере образования
В статье анализируются результаты опроса студентов педагогического вуза, отражающие их отношение к осуществляемым в сфере образования реформам и степень готовности к инновационной педагогической деятельности. Представлен опыт подготовки будущих педагогов к поисково-экспериментальной деятельности, осуществляемой в рамках Программы развития инновационных процессов в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ульяновской области.
Ключевые слова: студенты; педагогический вуз; реформа; инновации; инновационная деятельность
Для современной России характерен решительный переход на инновационный путь развития во всех сферах экономической и социальной жизни общества, в том числе в сфере образования. Происходившие в 90-е годы в российском образовании процессы, которые можно охарактеризовать как «обвальную инновационность» (М.В. Кларин), в какой-то мере явились стихийным результатом резких социально-экономических и социокультурных перемен, проявившихся в интенсификации творческой деятельности как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов, в поисках путей модернизации образования в новых условиях. Соединение неформального инновационного движения с целенаправленной государственной образовательной политикой стало возможным в условиях разработанной и реализуемой в настоящее время Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., а также национального проекта «Образование », согласно которому государственная поддержка прежде всего оказывается инновационным учреждениям образования и творческим педагогам.
В этих условиях насущно необходимой становится подготовка студентов педагогических вузов к инновационной педагогичес-
кой деятельности. Естественно, что такая подготовка предполагает глубокое знание и понимание современной государственной образовательной политики, основных направлений и сущности осуществляемых преобразований, их роли и значения в решении задач социально-экономического развития страны. Между тем изучение в 2006-2007 гг. степени информированности студентов пятого курса университета (выборка составила 117 человек) об осуществляемых в сфере образования изменениях показало, что их представления об этом крайне поверхностны.
Так, 44,4% опрошенных заявили, что им ничего не известно об осуществляемых преобразованиях. 23,9% знают о предполагающемся введении единого государственного экзамена (ЕГЭ), 24,8% - о введении профильного обучения и профилизации старшей ступени образования, 18,8% - о компьютеризации школ и внедрении информационных технологий обучения. 13,7% студентов слышали о предполагаемом переходе на 12-летнее общее образование и 8,5% - о предоставлении школам финансовой самостоятельности.
О национальном проекте «Образование» не имеют представления 83,8% опрошенных студентов, еще 5% что-то слышали, но не знают ничего конкретного о его сути. И только 5% знают о поощрении луч-
Социология образования
49
ших школ, о дополнительном вознаграждении классных руководителей, о поддержке лучших учителей и внедрении информационных образовательных технологий, о программе «Школьный автобус».
Слабо информированы студенты и о тех преобразованиях, которые предстоят высшей школе в связи с ее интеграцией в систему высшего образования европейских стран. Ничего не слышали и не знают о Бо-лонском процессе 87,2% опрошенных, считают, что "что-то знают", 6,8%. Имеют общее представление о новой структуре образования (бакалавриат - магистратура) 2,6%, об изменении сроков обучения (4 + 2 года) еще 2,6%. И только 2,3% имеют более глубокое представление об инновациях в сфере высшего образования.
Крайне слабо студенты осведомлены об инновационной деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях Ульяновской области, в которых им в основном предстоит работать.
Мы попытались выяснить источники, откуда студенты педвуза черпают информацию об изменениях в сфере образования. Подавляющее большинство получают ее из СМИ (85,5%). 59% респондентов назвали в качестве источника общение с преподавателями и процесс обучения в вузе. Значительно меньшее количество опрошенных (23,9%) называют друзей, родных и знакомых; только 3,4% назвали другие источники (в том числе Интернет).
Нас интересовало также, насколько студенты заинтересованы в информации об изменениях в сфере образования. Результаты опроса показали, что для 95,7% студентов она важна и интересна. Анализ их высказываний позволил выстроить следующую иерархию мотивов.
1. Стремление стать компетентным специалистом, быть в курсе нововведений, чтобы совершенствовать свою профессиональную деятельность (40,2%).
2. Необходимость разбираться в сути реформ как будущему родителю, озабоченному образованием своих детей (27,3%).
3. Забота о будущем России, интерес к политике государства в области образования как важнейшей сферы социальной жизни (16,2%).
4. Потребность в самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии (13,7%).
5. Важность для собственного профессионального самоопределения, осознания своих профессиональных перспектив (12,8%).
6. Интересно, поскольку студент сам является субъектом образовательного процесса в вузе, включен в данный процесс в настоящем и собирается продолжить образование (12%).
В ходе исследования мы попытались также выяснить, как относятся студенты к осуществляемым нововведениям. Полученные результаты таковы:
1) поддерживают полностью - 8,5%;
2) поддерживают с некоторыми оговорками - 45,3%;
3) скорее не поддерживают - 24,8%;
4) отрицательно относятся - 6,8%;
5) не определились, не знают - 12,9%;
6) заявляют, что их это не интересует, - 1,7%.
Что же не устраивает будущих педагогов в осуществляемых реформах? Прежде всего это введение ЕГЭ, переход к системе тестирования при оценке результатов обучения; насаждение конкуренции между школами и учителями в связи с реализацией национального проекта «Образование »; недостаточно кардинальное решение проблемы улучшения материального положения школы и учителя («через 50 лет некому будет учить детей »); переход на западный путь развития высшего образования.
Таким образом, в ходе опроса выявилось противоречие между пониманием студентами необходимости знаний о реформах и инновациях в сфере образования, положительным отношением к осуществляемым преобразованиям большинства выпускников (53,8%) и практическим отсутствием необходимых для инновацион-
50
Высшее образование в России • № 4, 2009
ной педагогической деятельности знаний и умений.
Требования, предъявляемые к педагогу в современных условиях, и выявленное выше противоречие побудили нас к разработке и внедрению в образовательный процесс вуза спецкурса «Основы инновационной и поисково-экспериментальной деятельности педагога», а также аналогичной программы специальной дисциплины для подготовки магистров по специальностям «Среднее образование» и «Высшее образование». Курс обеспечивает региональный компонент педагогического образования и направлен на подготовку студентов как к осуществлению инновационной деятельности, так и к руководству ею в рамках Программы развития инновационных процессов в учреждениях образования Ульяновской области. Он включает в себя: ознакомление с содержанием и основными направлениями инновационной и поисково-экспериментальной деятельности, развитие инновационного потенциала учителя, формирование его методологической и исследовательской культуры. Разработанный нами спецкурс призван помочь студентам:
• составить представление о сущности, основных направлениях и содержании государственной политики в области образования, инновационной деятельности, осуществляемой в учреждениях образования области;
• осмыслить сущность основных концептуальных подходов к исследованию педагогических проблем;
• овладеть умениями планирования, организации и осуществления инновационной и поисково-экспериментальной работы, ведения психолого-педагогического мониторинга ее эффективности, оформления результатов исследования;
• научиться анализировать и обобщать педагогический опыт;
• сформировать психологическую готовность к инновационной деятельности;
• провести самоанализ необходимых для инновационной и поисково-экспери-
ментальной деятельности личностных свойств, знаний и умений.
Спецификой курса является сочетание в нем теоретической составляющей с исследовательской работой студентов по изучению, обобщению и анализу результатов поисковой и экспериментальной работы школ г. Ульяновска и Ульяновской области. Предполагается также самостоятельная работа студентов по освоению способов диагностики основных показателей результативности образовательного процесса и самодиагностике уровня готовности к инновационной деятельности.
В ходе лекционных и семинарских занятий будущий учитель знакомится с современными стратегиями в сфере образования; осуществляет анализ существующих тенденций (модернизация общего и профессионального образования, интеграция в европейское и мировое образовательное пространство, национальный проект «Образование») с учетом требований к инновационной деятельности в системе образования; изучает основные понятия и идеи педагогической инноватики, философские и психологические источники современных педагогических идей, основные концептуальные подходы к педагогическим исследованиям; знакомится с современными инновационными образовательными технологиями, основными направлениями и содержанием поисковой и экспериментальной работы в региональных образовательных учреждениях, с требованиями к личности педагога-исследователя, с методами опытно-экспериментальной исследовательской работы, способами организации и этапами подготовки и проведения инновационной деятельности в образовательном учреждении, с встречающимися на пути педагога-новатора барьерами и способами их преодоления.
На практическом уровне студенты должны научиться осуществлять выбор темы исследования; составлять развернутую программу экспериментальной работы в учреждении образования; владеть некото-
Социология образования
51
рыми методами отслеживания ее процесса и результатов, анализировать и оформлять их; осуществлять оптимальное взаимодействие с педагогическим сообществом региона (в ходе изучения и обобщения опыта инновационной деятельности конкретной школы); рефлексировать все компоненты инновационной деятельности. Причем изучение инновационного опыта школ, в которых студенты когда-то учились, в соединении с рефлексией собственных впечатлений и ощущений, которые они испытывали
в качестве учеников, позволяет им отреф-лексировать сущность проводимых преобразований, осмыслить инновационную деятельность как личностно значимую.
Трехлетний опыт реализации программы спецкурса свидетельствует не только о повышении уровня информированности студентов в области осуществляемых реформ и инноваций в образовании, но и о значительном росте инновационного потенциала студентов, усилении их мотивации к будущей педагогической деятельности.
/7-
ПЕРЕЧЕНЬ
ведущих научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК
Высшее образование в России
Педагогика
Социологические исследования
73060
71020 70934
45490
Философские науки Человек 71076
Эпистемология и философия науки 46318
по философии, социологии и культурологии по педагогике и психологии по истории
по педагогике и психологии по философии, социологии и культурологии по философии, социологии и культурологии по философии, социологии и культурологии
по философии, социологии и культурологии
NIKITINA N. REFORMS AND INNOVATIONS IN THE SPHERE OF EDUCATION FROM THE STUDENTS' POINT OF VIEW.
The results of the examination of the students of Teacher Training University are analyzed in the given paper. These results reflect the students' attitude towards the reforms in the sphere of education and the degree of their readiness for innovative educational work. The author acquaints us with the attempt to prepare future teachers for research and experiment in their work. Such work is carried out within the framework of the Program of development of innovative processes in the establishments of pre-school, compulsory, supplementary, elementary and secondary vocational education of Ulyanovsk region.
Key words: innovative educational work; students research and experimental work; readiness for innovative processes.
g