Научная статья на тему 'Модернизация как условие инновационного развития образования и повышения его качества'

Модернизация как условие инновационного развития образования и повышения его качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1392
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM / INNOVATIVE DEVELOPMENT / QUALITY OF EDUCATION / GENERAL SECONDARY EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маланов И. А., Гомбоев Т. Б.

Региональные системы общего среднего образования испытывают потребность в разностороннем анализе своей деятельности, в том числе со стороны педагогической науки. Эта потребность обостряется в связи с востребованностью инновационных процессов и обновлением механизмов управления региональным образованием в период реформирования и модернизации. Дана характеристика понятию «модернизация», определены основные составляющие, способствующие процессу развития региональной системы общего среднего образования. Анализ публикаций и исследований, посвященных проблемам модернизации системы образования, позволяет констатировать, что к ключевым понятиям, раскрывающим сущность модернизации как ведущего направления в решении проблем современного образования, относятся понятия инновационности и качества образования. В современных условиях представление о развитии образовании ассоциируется с инновационными преобразованиями, процесс модернизации образования нередко характеризуется как инновационное развитие. Даны и описаны основные этапы развития педагогической практики, характеризующие инновационное развитие образовательной среды. Установлено, что в современных условиях на интенсивность и распространение инновационных процессов в образовании оказывает влияние множество факторов и устойчивых закономерностей общественного развития. Указано на то, что в образовательном пространстве регионов существует необходимость превращения, изменения, преобразования и воплощения инновационных идей от теории и индивидуального новаторства к массовому инновационному мышлению и массовой педагогической работе. Проведенный анализ показал, что инновационная деятельность является средством, которое соответствует потребности личности в собственном развитии и согласуется с общественной потребностью в повышении качества образования и образовательных услуг посредством его инновационного развития и модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маланов И. А., Гомбоев Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization as condition of innovative development of education and increase of his quality

The regional secondary education systems exist and are in need of comprehensive analysis of its activities, including on the part of science teaching. This need is exacerbated by the demand for innovative processes and updating the governance arrangements between regional education reform and modernization. In this paper, the characteristic of the concept of «modernization», and identified the main components contributing to the process of development of the regional secondary education system. The authors analyzed the main approaches and views of scientists and educators dedicated to the issue of modernization of education. Analysis of publications and studies on the problems of modernization of the education system leads to the conclusion that the key concepts, revealing the essence of modernization as the leading direction in solving the problems of modern education, are the concepts of innovation and quality of education. In modern conditions of development of the idea of education is associated with innovative reforms, the modernization of education process is often characterized as an innovative development. This article provides and describes the main stages of development of pedagogical practices that characterize the innovative development of the educational environment. It was established that in the present conditions on the intensity and distribution of innovative processes in education is influenced by many factors and stable laws of social development. The article pointed out that in the educational space of the regions there is a need of transformation, change, transformation and realization of innovative ideas from the theory and individual innovation to the mass media and innovative thinking and pedagogical work. List the main sources of changes in the education system. The analysis showed that innovation is a means which corresponds to the needs of the individual in their own development and is consistent with the social need to improve the quality of education and educational services through its innovative development and modernization.

Текст научной работы на тему «Модернизация как условие инновационного развития образования и повышения его качества»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.04

Модернизадия как условие инновадионного развития образования и повышения его качества

Modernization as condition of innovative development of education and increase of his quality

Профессор И.А. Маланов, аспирант Т.Б. Гомбоев

(Бурятский государственный университет) кафедра общей педагогики, тел. (3012) 21-04-11 E-mail: [email protected]

Professor I.A. Malanov, Graduate Student T.B. Gomboev (Buryat State University) chair of general pedagogy, tel. (3012) 21-04-11 E-mail: timby 1 and'e/ mail.ru

Реферат. Региональные системы общего среднего образования испытывают потребность в разностороннем анализе своей деятельности, в том числе со стороны педагогической науки. Эта потребность обостряется в связи с востребованностью инновационных процессов и обновлением механизмов управления региональным образованием в период реформирования и модернизации. Дана характеристика понятию «модернизация», определены основные составляющие, способствующие процессу развития региональной системы общего среднего образования. Анализ публикаций и исследований, посвященных проблемам модернизации системы образования, позволяет констатировать, что к ключевым понятиям, раскрывающим сущность модернизации как ведущего направления в решении проблем современного образования, относятся понятия инновационности и качества образования. В современных условиях представление о развитии образовании ассоциируется с инновационными преобразованиями, процесс модернизации образования нередко характеризуется как инновационное развитие. Даны и описаны основные этапы развития педагогической практики, характеризующие инновационное развитие образовательной среды. Установлено, что в современных условиях на интенсивность и распространение инновационных процессов в образовании оказывает влияние множество факторов и устойчивых закономерностей общественного развития. Указано на то, что в образовательном пространстве регионов существует необходимость превращения, изменения, преобразования и воплощения инновационных идей от теории и индивидуального новаторства к массовому инновационному мышлению и массовой педагогической работе. Проведенный анализ показал, что инновационная деятельность является средством, которое соответствует потребности личности в собственном развитии и согласуется с общественной потребностью в повышении качества образования и образовательных услуг посредством его инновационного развития и модернизации.

Summary. The regional secondary education systems exist and are in need of comprehensive analysis of its activities, including - on the part of science teaching. This need is exacerbated by the demand for innovative processes and updating the governance arrangements between regional education reform and modernization. In this paper, the characteristic of the concept of «modernization», and identified the main components contributing to the process of development of the regional secondary education system. The authors analyzed the main approaches and views of scientists and educators dedicated to the issue of modernization of education. Analysis of publications and studies on the problems of modernization of the education system leads to the conclusion that the key concepts, revealing the essence of modernization as the leading direction in solving the problems of modern education, are the concepts of innovation and quality of education. In modern conditions of development of the idea of education is associated with innovative reforms, the modernization of education process is often characterized as an innovative development. This article provides and describes the main stages of development of pedagogical practices that characterize the innovative development of the educational environment. It was established that in the present conditions on the intensity and distribution of innovative processes in education is influenced by many factors and stable laws of social development. The article pointed out that in

С Маланов И.А., Гомбоев Т.Е., 2016

in the educational space of the regions there is a need of transformation, change, transformation and realization of innovative ideas from the theory and individual innovation to the mass media and innovative thinking and pedagogical work. List the main sources of changes in the education system. The analysis showed that innovation is a means which corresponds to the needs of the individual in their own development and is consistent with the social need to improve the quality of education and educational services through its innovative development and modernization.

Ключевые слова: модернизация, система образования, инновационное развитие, качество образования, общее среднее образование.

Keywords: modernization of the educational system, innovative development, quality of education, general secondary education.

В совокупности современных понятий, определяющих состояние системы образования, одно из главных мест занимает понятие «модернизация». В настоящее время это понятие приобретает значение категории философии образования и педагогики и в то же время в более практическом плане является одним из элементов образовательной политики. Проблема модернизации системы образования - сложна, многоаспектна и противоречива и разрешается путем не только административных воздействий, распоряжений и мер, но и требует «расширения и усиления роли общественности и ученых-лидеров, достаточного финансирования, создания инновационной образовательной среды, внедрения форм открытого образования..., пересмотра содержания, новых методик обучения, контроля и самоконтроля...» [1].

Современные реалии российского образования обозначили активно развивающийся процесс модернизации содержания, форм и методов обучения на основе его регионализации [9].

Цель исследований - выявление положительного потенциала, способствующего обеспечению процесса развития региональной системы общего среднего образования. Активная разработка и реализация идей модернизации отечественной системы образования в последнее десятилетие и ее отражение в научных работах и публикациях создала определенную базу для понимания ее сущности, направлений и путей осуществления.

Выход на первый план задачи модернизации системы образования вызван рефлексией специфических функций образования в обществе - обслуживать потребности других социальных сфер и одновременно обусловливать их развитие в результате подготовки человеческих ресурсов для разных областей социальной жизни. При этом образование исполняет функцию удовлетворения образовательных потребностей личности.

Основные положения и идеи государственной политики в области модернизации образования изложены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и получили дальнейшее развитие в стратегии «Российское образование - 2020», в документе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Принципиально важно, что сущность модернизации образования трактуется как освоение механизмов развития, а цель управления данной отраслью рассматривается как создание системы постоянного обновления образования [4]. В то же время высказывается справедливая мысль, что недостаточно изучены и не в полной мере реализованы механизмы его перманентного позитивного изменения, в том числе механизмы управления такими изменениями. Данный факт характеризует существенное противоречие между ожиданиями общества в области образования и реальной практикой данного процесса.

По мнению С.А. Белякова, характерной чертой модернизации системы образования является ее реализация посредством осуществления мероприятий по замене существующих форм, механизмов и процедур функционирования и взаимодействия элементов системы на более современные в соответствии с представлениями субъектов управления. Замена осуществляется в форме прямого замещения «старых» форм и механизмов на новые или внесения изменений в существующие формы и механизмы. Следует учитывать, что модернизация может вносить разнообразные изменения в отдельные элементы системы образования, формировать новые или изменять существующие взаимосвязи между ними, изменять порядок взаимодействия по действующим и создаваемым взаимосвязям, приводя в результате состояние всей системы к изменению. Следовательно, управление образованием в условиях модернизации значительно усложняется. На такое усложнение обращалось внимание еще в 2001 г. при подведении итогов реализации «Инновационного проекта развития образования» [2].

Рассмотрение публикаций и исследований, посвященных проблемам модернизации системы образования позволяет констатировать, что ключевые понятия, раскрывающие сущность модернизации как ведущего направления в решении проблем современного образования, - понятия инновационности и, конечно же, качества.

При этом особое внимание уделено качеству одного из массовых компонентов системы образования - общего среднего образования, позволяющего заложить фундамент развития личности как социального субъекта.

Качество как философская категория выражает сущностную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным, это характеристика объектов, обнаруживающихся в совокупности их свойств. Под качеством образования понимается также степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг и степень достижения поставленных в образовании целей и задач.

Разные аспекты качества как центральной категории, осуществляемой в системе образования, отмечаются многими исследователями Л.П. Алексеева, В.И. Андреев, В.И. Добреньков, М.М. Поташник, А.И. Субетто и др. [4]

В.И. Добреньков характеризует качество образования как соответствие его методов и организационных форм формам культурной институциональной практики, выделяя, что при недостаточности качества образования утрачивается смысл образования как социального института.

По мнению H.A. Селезневой [6], качество образования представляет собой социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

М.М. Поташник определяет качество образования как соотношение цели и результатов образовательной деятельности, если цели заданы операционально и спрогнозированы в зоне ближайшего развития обучаемого.

Схожих по смыслу взглядов придерживаются В.И. Загвязинский, Э.Б, Кай-нова и др. В русле имеющихся подходов к пониманию качества образования возникает возможность выделить три основных показателя общего среднего образования - качество содержания образования, его результатов или образованности личности и образовательных технологий. Кроме того, имеют значение следующие показатели: характер целей образования, качество условий их достижения, уровень квалификации преподавательского состава, качество образовательных программ, уровень развития учащихся, корпоративная этика и культура образовательной организации, качество управления в образовании.

Таким образом, качество общего среднего образования правомерно трактовать как многостороннюю концепцию или систему, включающую ряд компонентов, реализуемых в системе общего среднего образования. Более того, реализация качества во всем многообразии его составляющих возможна не столько в отдельно взятой образовательной организации, сколько в системе общего образования, предоставляющей многообразные возможности для реализации множественных ожиданий личности и общества.

Проблема качества в общем образовании в настоящее время решается, главным образом, двумя мероприятиями, которые находят наибольший отклики в школьной профессиональной среде и обществе. Это разработка и введение новых государственных образовательных стандартов и постепенное совершенствование единого государственного экзамена. Эти акции тесно связаны. В то же время очевидно, что необходима детальная разработка механизмов модернизации образования в плане его обновленного функционирования и развития. Примечательно, что развитие образования, представляя собой механизм обновления, также выдвигается как первоочередная задача, требующая осуществления в рамках решения проблемы качества образования.

В современных условиях представление о развитии образования ассоциируется с инновационными преобразованиями, процесс модернизации образования нередко характеризуется как инновационное развитие.

Говоря о развитии какого-либо объекта, обычно имеют в виду совершенствование, усложнение, улучшение его структуры, дифференциацию функций, повышение уровня организации, то есть речь идет о прогрессивной эволюции. В противном случае наблюдается регресс, деградация.

Анализ философской литературы показал, что понятие «развитие» является сложным и многоаспектным. Развитие - закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений).

Характерными чертами развития являются следующие: возникновение качественно нового объекта или его состояния, направленность, необратимость, закономерность, единство качественных и количественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, цикличность, развертывание во времени [7].

Применяя философское понимание развития к образовательным системам, B.C. Лазарев рассматривает как процесс качественных изменений в составляющих систему компонентах и ее структуре, вследствие которых учреждение приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования.

Для образовательной практики всегда были свойственны новаторство, педагогический поиск и экспериментирование, характеризующие инновационные процессы. Понятие «инновация» известно в науке с конца XIX века. В 30-е гг. XX века в ответ на потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей возникла специальная отрасль исследования нововведений - ин-новатика. Предметом изучения инноватики в то время были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой научной отрасли расширились и стали охватывать и собственно социальные новшества в организациях и на предприятиях (изменение их структуры, способов принятия решений, диверсификация рынка и т.д.).

Вслед за В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым, E.H. Шияновым и другими авторами мы трактуем инновации как нововведение. Применительно к педагогическому процессу это означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащихся. Нововведение считается успешным, если освоение положенного в его основу нового средства позволило решить задачи развития школы [7].

Придерживаясь точки зрения Н.Я. Карпушина, считаем, что в истории школьного образования России ярким и значительным этапом развития инновационных процессов были 20-е годы XX в. (разработка и внедрение научных основ системы народного образования, создание новых по типу школ, новых учебных пособий, книжной литературы, научной литературы, поиски новых методов обучения и воспитания, попытки внедрения качественно новых форм обучения, развитие начал школьного самоуправления и многое другое). Начиная с 30-х годов, после известных постановлений ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (1931) и «О программах и режиме начальной и средней школы» (1932), направленных на стабилизацию учебного процесса, наряду с положительными моментами, вводилась достаточно жесткая регламентация школьной жизни, которая обезличила школу, педагогический опыт, сдерживала и тормозила инновационные процессы. И хотя педагогическое творчество никогда не прерывалось, широкие инновационные процессы были надолго приостановлены - почти до середины 50-х гг. XX в. Этому периоду развития инноваций в педагогике предшествуют и сопутствуют оживленные дискуссии по многим вопросам школьной жизни (активизация методов обучения, совершенствование системы и методики преподавания отдельных учебных предметов, обновление содержания образования обучения и многие другие вопросы).

В этот период возникают предпосылки формирования гуманистической педагогики, появляются элементы образования альтернативного характера. Показательны в этом отношении инициативы липецких, казанских, ростовских учителей, вся работа которых была направлена на повышение эффективности обучения, усиление его связи с жизнью и трудом. По своим признакам данный этап можно охарактеризовать как этап педагогического новаторства. Все большую популярность приобретает работа учителей по поиску новых способов обучения и воспитания учащихся.

Инноватика изначально формировалась как многодисциплинарная сфера исследований. Ее основы - в философии, социологии, теории управления и психологии, экономике и культурологии. К 70-м гг. XX века наука о нововведениях стала сложной, разветвленной сетью. В эти годы проводились конференции, семинары, издавались журналы,учебные пособия, популярные и научные книги. Сами термины «инновационное и традиционное образование», «нормативное обучение» и идея их альтернативности были предложены группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978 г. В нем они обратили внимание мировой научной общественности на факт несоответствия традиционного обучения требованиям, которые современность предъявляет к личности и развитию ее познавательных возможностей.

В 60-70-е гг. XX века складывается опыт учителей-новаторов, широкая известность к которым придет в конце 70-х - 80-е годы. Деятельность педагогов-новаторов явилась ответом на новый социальный заказ школе со стороны общества и государства в связи с переходом на всеобщее среднее образование. Инновационные поиски данного периода нашли отражение в ряде продуктивных идей и методов: необходимости поиска «пути к ученику» (E.H. Ильин); важно «учить всех, учить каждого», «учить победно» (В.Ф. Шаталов); учение эффективно, «когда легко учиться» (С.Н. Лысенкова); развитие учащегося возможно тогда, когда труд

учителя и общение учителя с учениками становится «педагогической симфонией» (Ш.А. Амонашвили); в школьном обучении можно «объять необъятное» (М.П. Щетинин). Этот период характеризуется поисковой работой педагогов-новаторов, ориентированной на освоение новых учебных планов, программ, учебников. Инновации в педагогической практике представляют большой научный и практический интерес, в частности, в каждой из них проявились свои подходы к совершенствованию урока, активизации мыслительной деятельности, развития творчества. В этот период появились и многие негативные явления, в том числе и такие, как «процентомания».

80-е гг. XX века характеризуются реформированием всех звеньев системы образования. Реформа образования (1984-1987) вызвала столкновение различных точек зрения и концепций, бурное обсуждение многих сторон школьной жизни, направлений преобразований. Становится общественным достоянием и приобретает большую популярность опыт учителей-новаторов.

В конце 80-х гг. инновационный поиск приобретает гуманистическую и демократическую направленность и особую активность, вызванную реформированием всех сторон социальной, экономической и политической жизни страны. В этот период разрабатываются новые педагогические подходы и технологии, ориентированные на создание гуманных взаимоотношений между учеником и учителем. Уделяется внимание научному обоснованию обновления педагогического процесса, развивается индивидуальное педагогическое творчество. На данном этапе проявляется тесная связь науки с практикой. В эти годы стали широко использоваться психолого-педагогические теории: поэтапного формирования умственных действий (П.Г. Гальперин), проблемного обучения (И.Я. Аернер, A.M. Ма-тюшкин), развивающего обучения (A.B. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), развития познавательного интереса (Г.И. Щукина), оптимизация обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник) и др.

Понятие «инновация» утвердилось в отечественной педагогике с 80-х гг. XX века, для обозначения начавшихся процессов перестройки отечественной педагогической системы, о чем свидетельствует оформление исследований инновационных процессов в самостоятельное направление научно-практической педагогической деятельности. Необходимость перехода от традиционного обучения к инновационному обусловлена тем общепризнанным фактом, что вторая половина XX векастала периодом «глобальных инноваций» во всех областях общественной, экономической и культурной жизни.

Введенные в 90-е гг. XX века и в последующие десятилетия нормативно-правовые акты в сфере образования предоставили большие возможности для педагогического творчества и широкомасштабного внедрения инновационных процессов, что переводит инновационные процессы в разряд массовых [4].

В современных условиях на интенсивность и распространение инновационных процессов в образовании оказывает влияние множество факторов и устойчивых закономерностей общественного развития, а также общемировые тенденции развития культуры, экономики и производства: увеличение наукоемких производств, для эффективной работы которых в коллективах должны находиться высококвалифицированные, подготовленные работники; интенсивный рост научной и технической информации, усвоить которую может личность, включенная в систему непрерывного образования; компьютеризация, повысившая интенсивность всех видов деятельности; рост производительности труда в материальном производстве, позволяющий увеличить число людей, которые работают в области науки и культуры; рост платежеспособного спроса на образовательные услуги и в целом закономерный рост престижа образования - это неполный перечень факторов, обусловивших усиление внимания к процессам модернизации и инновационному характеру деятельности в образовании.

Бесспорно, что в данное время в образовательном пространстве регионов существует необходимость превращения, изменения, преобразования и воплощения инновационных идей от теории и индивидуального новаторства к массовому инновационному мышлению и массовой педагогической работе. По нашему мнению, источниками данных преобразований выступают: нормативно-правовые документы и решения исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, отражающие государственный заказ, в которых подчеркивается окончательный переход отечественной системы образования на новую качественно содержательную и технологическую модель; деятельность педагогов и управ -ленцев-новаторов, восприятие новых педагогических идей, веяний, настроений, идеалов, ожиданий, которые приоритетны в обществе в целом, в педагогике, региональном общественном мнении, национально-культурные обычаи и традиции педагогической деятельности, существующие в конкретной школе или регионе в целом.

Необходимость модернизации системы образования и возможного перехода от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к лич-ностно-ориентированной вариативной его модели раскрывается в исследованиях А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, В.А. Сластенина и др. А.Г. Асмолов и М.С. Гусельцева в своих работах дают описание нового образования: «Вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентностного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности. Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечила ориентацию личности в разного рода жизненных ситуациях, в том числе и в ситуациях неопределенности» [7]. Согласно мнению большинства ученых-педагогов в основу развития вариативного образования положена сильная роль авторских школ, которые выступают как поисковый механизм, апробирующий различные пути совершенствования образования.

Таким образом, инновационная деятельность в системе общего образования связана с инновационной деятельностью и мышлением субъектов данной системы. Являясь главным способом существования личности, развитие выражает основную потребность человека в самопознании, изучении новых процессов, введении новшеств в свою деятельность. Из чего можно заключить, что инновационная деятельность является тем средством, которое соответствует потребности личности в собственном развитии и согласуется с общей социальной потребностью в повышении качества образования и образовательных услуг посредством его инновационного развития и модернизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов, B.C. Проблема модернизации образования [Текст] / B.C. Аване-сов / / Материалы XI Междунар. науч. конф. «Модернизация России: ключевые проблемы и решения». - М., 2010. - С. 33-41.

2. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование в управлении [Текст] / С.А. Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 437 с.

3. Галкин, В.В. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия [Текст] / В.В. Галкин, А.Е. Волков. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. - 104 с.

4. Карпушин, Н.Я. Педагогическое проектирование развития региональной системы общего среднего образования в условиях его модернизации [Текст]: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Карпушин И.Я. - Пермь, 2012. - 43 с.

5. Катанадов, С.А. Модернизация российского образования: документы и материалы [Текст] / С.А. Катанадов. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - С. 17.

6 Селезнёва, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования [Текст] / Н.А. Селезнёва. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 95 с.

7. Наумов, С.В. Управление инновационными процессами в региональной системе образования [Текст]: дис. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук: 13.00.08 / Наумов С.В. - Н. Новгород, 2009. - 402 с.

8. Матюнина, О.Е. Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы [Текст] / О.Е. Матюнина // Вестник Международного института экономики и права. - 2015. - № 2. - С. 106-111.

9. Маланов, И.А. Развитие образовательного пространства региона: цивили-зационный подход [Текст]: монография / И.А. Миланов. - Улан-Удэ : Издательство БГУ, 2012. - 271 с.

REFERENCES

1. Avanesov V.S. Problema modernizatsii obrazovaniya: doklad [The problem of modernization of education: report], Materialy XI Mezhdunar. nauch. konf. «Modernizatsiya Rossii: klyuchevye problemy i resheniya», 2010, pp. 33-41 (Russian).

2. Belyakov S.A. Modernizatsiya obrazovaniya v Rossii: sovershenstvovanie v up-ravlenii [The modernization of education in Russia: improvement in management], Moscow, 2009, 437 pp. (Russian).

3. Galkin V.V. Modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya: vyzovy novogo desyati-letiya [Modernization of the Russian education: challenges of the new decade], Moscow, 2015. - 104 pp. (Russian).

4. Karpushin N.Ya. Pedagogicheskoe proektirovanie razvitiya regional'noy siste-my obshchego srednego obrazovaniya v usloviyakh ego modernizatsii [Pedagogical designing of regional development of the general secondary education system in terms of its modernization]: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk, Perm', 2012, 43 pp. (Russian).

5. Katanadov S.L. Modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya: dokumenty i materially [Modernization of the Russian education: documents and materials], Moscow, 2002, pp. 17 (Russian).

6. Selezneva N.A. Kachestvo vysshego obrazovaniya kak ob"ekt sistemnogo issle-dovaniya: lektsiya-doklad [The quality of higher education as an object of systematic study: Lecture-report], Moscow: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2002, 95 pp. (Russian).

7. Naumov S.V. Upravlenie innovatsionnymi protsessami v regional'noy sisteme obrazovaniya [Management of innovative processes in the regional education system: the dissertation for the degree of doctor of pedagogical sciences]: dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk: 13.00.08, S.V. Naumov; Nizhegorodskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, N. Novgorod, 2009, 402 pp. (Russian).

8. Matyunina O.E. Modernizatsiya sistemy obrazovaniya v Rossii: problemy i perspektivy [The modernization of the education system in Russia: problems and prospects], Vestnik Mezhdunarodnogo instituta ekonomiki i prava, 2015, № 2, pp. 106111 (Russian).

9. Malanov I.A. Razvitie obrazovatel'nogo prostranstva regiona: tsivilizatsionnyy podkhod [Development of educational space in the region: the civilizational approach], Ulan-Ude : Izdatel'stvo BGU, 2012, 271 pp. (Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.