УДК 378.18:303
А. В. Соколов
Студенты на коммуникационном распутье: результаты социологических опросов
Приведены результаты опроса гуманитарного студенчества в 2009-2013 гг. относительно использования книжной коммуникации и Интернета в практической деятельности и перспектив их развития в будущем. Ключевые слова: книжная коммуникация, Интернет, гуманитарное студенчество, социологический опрос
Arkadiy V. Sokolov
Students at the communication crossroads: the results of sociological surveys
Results of poll of humanitarian students in 2009-2013 concerning use of book communication and the Internet in practical activities and prospects of their development in the future are given.
Keywords: book communication, Internet, humanitarian students, sociological poll
Начало XXI в. - переходный период в эволюции социальных коммуникаций: заканчивается эпоха безраздельного господства полиграфической книжности и стремительно формируются электронные каналы глобальной информационно-коммуникационной системы. Создается впечатление, что электронная коммуникация успешно вытесняет книжную коммуникацию. Цифровые фотоаппараты, кинокамеры, мобильные телефоны стали привычной приметой повседневной культуры нашего времени. На книжном рынке назревает бум ридеров (e-book). Телевидение становится цифровым, и отсюда делается вывод о конвергенции СМИ, о том, что в ближайшее время телевизор станет посредником доступа ко всем СМИ. Благодаря специальной приставке он может превратиться в персональный компьютер-телевизор, позволяющий смотреть телевизионные программы, читать газеты через Интернет, слушать радио и одновременно получать информацию из Интернета. Энтузиасты информатизации уверяют, что в информационном обществе культурное наследие воплотится не в архаичные библиотечные фонды, а в электронные (оцифрованные) информационные ресурсы глобального масштаба с возможностями доступа из любого места и в любое время.
Новая среда обитания не может не отразиться на мировоззрении, ценностных ориентациях, нравственных нормах граждан информационного общества. Философствующие антропологи предвидят перерождение homo legens (человека читающего) в homo informati-cus (человека информационного), довольствующегося многообразными услугами всемирной сети Интернет. Воздержимся от умозрительных футурологических предположений, а будем ис-
ходить из бесспорного факта: интеллектуальная элита завтрашнего российского общества сегодня находится на студенческой скамье. Сегодняшнее студенчество поневоле оказалось на коммуникационном распутье между классической книжностью и интернетовским постмодерном, и именно ему дано право окончательного выбора. Как известно, современная молодежь заслужила репутацию «нечитающего поколения», легкомысленно предпочитающего мультимедийные презентации литературным шедеврам. Насколько оправдана эта репутация?
В 2009-2013 гг. мы провели серию социологических опросов, чтобы получить фактические данные относительно взаимодействия гуманитарного студенчества с Интернетом и книжной коммуникацией. В качестве респондентов выступили около ста пятидесяти студентов различных курсов по специальностям «прикладная информатика в социальной коммуникации», «менеджер информационных ресурсов», «аналитик информационных ресурсов», «бизнес-информатика», «реклама и связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Практиковалась методика письменного интервью, которое концентрировалось вокруг трех вопросов: зачем Вам нужен Интернет? зачем Вам нужно читать книги? каковы перспективы коммуникационной культуры? Были получены следующие результаты, несколько проясняющие вероятный образ российского homo informaticus.
1. Все студенты имеют 6-8-летний опыт общения с Интернетом и считают себя продвинутыми пользователями, хорошо ориентирующимися в Сети, способными скачать и установить любые программы, проводить видеоконференции, вести личные блоги и пр.
Типичны признания: «Сейчас я не могу представить своей жизни без Интернета. Каждый день начинается с того, что я включаю компьютер и проверяю почту, общаюсь с друзьями и близкими в социальных сетях, читаю новости и интернет-версии журналов»; «Для меня Интернет - нескончаемый поток актуальной, захватывающей, практичной и просто приятной информации». Время, проводимое в Интернете, обычно делится на четыре части: 1) общение с партнерами; 2) поиск информации в деловых целях и для саморазвития; 3) просмотр фильмов; 4) прослушивание музыки и игры.
2. Интернет признается одним из важнейших достижений современной цивилизации. Вот его апофеоз, сочиненный одной из поклонниц: «Сеть сетей - это не застывшая форма людской мудрости, не супербиблиотека с накопленными сокровищами книг, не мощный банк данных, не элитарный клуб интеллектуалов, а все это вместе взятое, плюс процесс познания, движение вперед и навстречу друг другу с надеждой на лучшее будущее». Другая поклонница Всемирной сети уверяет нас: «Если сейчас, в наше время Интернет еще не достиг своего апогея, то это случится в ближайшие десятилетия. Ведь самая суть Интернета: соединить все в одно целое и иметь к нему доступ с любой точки Земного шара. Тогда он и станет по-настоящему всемирным хранилищем знаний». По мнению наших студентов, Интернет в информационном обществе - это не только глобальное коммуникационное средство, но и усилитель интеллекта своих умелых пользователей. Он аккумулирует универсальный информационный и образовательный ресурс, содержит информацию на любой вкус и по любому вопросу. Поэтому, -считает большинство респондентов (но не все), - «сегодня нельзя считать образованным человека, не использующего Интернет», аргументируя этот вывод тем, что «основной багаж знаний сегодня все еще можно почерпнуть из книг, но наиболее новые направления мысли, наиболее свежие идеи можно оперативно узнать только с помощью Интернета».
Признавая необходимость использования информационных технологий, некоторые вдумчивые студенты замечают: «нужно помнить о главном недостатке Интернета - несистемати-зированности представленной в нем информации и опасности перебора излишней и ненужной информации». Другой студент добавил: «К сожалению, в Интернете нет центрального проспекта Знаний, Этики и Культуры, по которому можно было бы вальяжно шествовать, любуясь лучшим, что породило человечество, и не отвлекаться на пыльные темные тупички, трущобы и
переулки. В Интернете все перемешано». Тем не менее структуру информации, содержащейся на сайтах Всемирной сети, студенты представляют достаточно четко, перечисляя: 1) персональные данные (социальные сети, форумы, сайты знакомств и поиска работы); 2) справочную и учебную информацию; 3) научную информацию, включая конференции, диссертации и пр.; 4) новости (лента.ру); 5) развлекательные порталы; 6) коммерческую информацию (интернет-магазины); 7) рекламу. Ни один студент не упомянул об официальных сайтах, сайтах вузов и фирм, электронных каталогах библиотек, видимо, не интересуясь содержанием этих ресурсов. В целом, по мнению наших респондентов, «Интернет - это всемирное хранилище знаний, которое очень сильно захламлено информационным мусором».
3. В зависимости от отношения к чтению книг гуманитарное студенчество делится на три слоя: а) библиофилы, испытывающие жажду чтения и постоянно общающиеся с книгой (на отдыхе, в транспорте и т. д.); б) деловые читатели, обращающиеся к литературе, как правило, в силу необходимости и лишь изредка из-за интереса; в) интернетоманы, удовлетворяющие свои информационные потребности с помощью Интернета и избегающие книжное чтение. Количественное соотношение между слоями можно оценить так: деловые читатели - половина студенчества, а вторая половина примерно поровну делится между библиофилами и интернетоманами. Типичная реплика делового читателя: «На данном этапе жизни я не могу сказать, что являюсь заядлым читателем, так как список читаемых мною книг в основном диктуют предметы, которые я изучаю в вузе. Но после его окончания появится возможность читать то, что действительно приходится по вкусу». Восторженные библиофилы не стыдятся высоких слов: «Книги необычайно меня обогатили. Они открыли мне новые горизонты мышления, волшебный мир прекрасных чувств, тонких переживаний, безумных фантазий. Мир книг - это необъятная Вселенная, которую я только начинаю для себя открывать»; «Литература делает человека интеллигентным, развивает не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи, к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, делает нас мудрыми» и т. п.
Доводы сторонников электронной коммуникации просты и, казалось бы, неопровержимы: «В Интернете можно легко и быстро найти всю нужную информацию. А для хождения по библиотекам времени нет». Или так: «Имея электронную книгу, фактически носишь в кар-
А. В. Соколов
мане шкаф с книгами - читай, что хочешь и где хочешь». Правда, есть и такое мнение: «Сегодня существует тенденция переходить на электронные книги - они намного компактнее и удобнее. Однако я считаю, что они не способны заменить настоящую книгу в ощущениях».
4. Никто, даже убежденные интернетоманы, не отрицают полезности чтения книг. Типичны суждения: «Чтение развивает интеллект. Оно делает человека духовно богатым. Именно в книгах мы ищем ответы на вечные вопросы о добре и зле, о жизни и смерти. С помощью книг у человека появляется собственное мнение». Есть библиоманы, сообщившие: «Без чтения немыслима моя жизнь. Я читаю с самого детства и искренне люблю это дело. Когда я долгое время ничего не читаю, возникает ощущение, будто я тупею». На вопрос «Можно ли считать личную библиотеку усилителем интеллекта?» все студенты ответили утвердительно. Характерен довод: «Если есть умение приобретать необходимые знания и пользоваться ими, то, безусловно, личная библиотека станет бездонным кладезем знаний, который будет расти и развиваться вместе с вами». Другая студентка добавила: «Когда я говорю о личной библиотеке, я подразумеваю серьезную литературу - художественную или научную. Такая литература является усилителем интеллекта, так как чтение заставляет нас думать, фантазировать, домысливать и осмысливать то, что мы прочли. Благодаря книгам, мы осознаем важные аспекты жизни, сравнивая судьбы героев и решения, принятые ими, мы учимся на их ошибках».
Зато по вопросу «Можно ли считать образованным человека, не читающего книг?» мнения разделились. Около 20 % студентов полагают, что для образования и, особенно, самообразования обращение к литературе решающего значения не имеет. Однако для большинства характерно рассуждение: «Без чтения книг человек становится „пустым". А когда человек пустой, он не может быть образованным. Книги дают возможность мыслить, переживать эмоции, делать выводы, размышлять над поставленной проблемой и внутри себя искать ответ».
5. Большинство респондентов склоняется к мысли, что в настоящее время имеет место сосуществование Интернета и книжной коммуникации и предсказывают сохранение его в будущем. Например, один из студентов пришел к выводу: «Нормальный человек не будет отказываться ни от книги, ни от Интернета. Интернет и книга - взаимодополняющие элементы социальной коммуникации, имеющие присущие им достоинства и ограничения». Другой добавил: «Я считаю книги в какой-то степени живыми су-
ществами. Есть дух - идея, и есть тело - бумага, переплет. Книга - это собеседник, компания, друг. Электронный носитель, в который вкладываются „души-идеи", представляется мне домом, населенным призраками. В нем неуютно. Хотя и интересно, может быть. Я не вижу причин, по которым в нашем обществе книга и Интернет не могли бы сосуществовать в мире и согласии».
Перечисляются следующие преимущества Интернета перед книгой: информацию в Интернете можно получить бесплатно; поиск информации в Сети быстрее и проще, чем в библиотечных фондах (хотя сопровождается большим информационным шумом); тексты в электронном виде удобно использовать в работе - редактировать, цитировать, пересылать по почте; в Интернете могут публиковаться служебные (включая конфиденциальные) документы, произведения начинающих авторов и узкоспециальные тексты, которые не могут иметь коммерческого успеха на книжном рынке; Интернет способен заменить телефон и телевизор, сообщения можно как просматривать (текст, фото, видео), так и прослушивать - в Сети вещает большое число радио- и телевизионных станций; через интернет-магазины можно покупать и продавать все, что необходимо для бизнеса или для личного потребления; Интернет обеспечивает дистанционное обучение в престижных учебных заведениях; социальные сети, форумы и чаты позволяют многотысячным аудиториям обсуждать любые интересующие их темы.
Зато у книжных публикаций есть следующие достоинства: в книгах публикуются достоверные сведения, гарантированные автором и редактором, в Интернете же много «информационного мусора» - ложной информации, порнографии, сочинений графоманов и т. п.; книжный формат привычен и удобен для хранения, транспортировки и т. д.; полиграфический текст легче читается, чем текст на экране; книга может стать произведением искусства (искусство книги); книга может сохраняться веками, в то время как информация в Интернете нестабильна - она может быть изменена или стерта. Книга почитается как «классический и традиционный источник знания», тем не менее некоторые молодые люди уверены, что в будущем предпочтение получит Интернет, а книжная культура станет уделом любителей-библиоманов, но большинство подчеркивает, что «Интернет и книги замечательно дополняют друг друга: книги дают более проверенную информацию, Интернет позволяет получить информацию оперативнее».
6. На вопрос «Кто лучше приспособлен к жизни в современном обществе: начитанный интеллигент-книжник или интеллектуал, вла-
деющий ресурсами Интернет?» подавляющее большинство студентов отдало предпочтение интеллектуалу. Доводы в пользу такого выбора просты: «уметь быстро и правильно искать в Интернете - значит экономить время, владеть достоверной и актуальной информацией, и, следовательно, делать верные выводы и принимать правильные решения». Вместе с тем почти единогласно наши респонденты сообщили, что при воспитании своих детей они будут сочетать компьютер и книгу, чтобы сделать их гармонично развитыми личностями.
Проведенный опрос имеет пилотажный характер и играет роль преамбулы к более представительным исследованиям. Тем не менее он позволяет усомниться в некоторых стереотипических образах homo informaticus. Распространено мнение, что homo informaticus -духовно деформированный новый антропологический тип,законсервированный в своем виртуальном офисе. «Такой работник, - пишет один из авторов, - буквально „растворен" в информационной среде и целиком от нее зависит, тогда как роль социальной, привычной всем нам, среды здесь вторична. По сути, это означает смену среды обитания современного человека!»1. Предсказывается, что новая искусственная среда обитания приведет к взаимному отчуждению информатизированных членов социума, разрыву социальных связей и, в конце концов, - к распаду самого общества. Виновником трагедии человечества объявляется homo informaticus, невинная жертва высоких технологий, печальный пленник виртуального бытия, житель глобальной деревни, руководящий миром посредством «кликанья» кнопками клавиатуры компьютера.
Опасения красноречивого автора, высказанные более десяти лет назад, не подтверждаются нашими исследованиями. Явных духовных деформаций, обусловленных губительным воздействием электронной коммуникации, обнаружить не удалось. Те соображения по поводу сущности Интернета и книжной коммуникации, которые высказали наши респонденты (я цитирую не исключительные, а типовые высказывания), свидетельствуют в пользу их адаптации к условиям информационного общества, где «коммуникационные навыки личности играют решающую роль, и для приобретения такого навыка нужно не только читать книги, но и владеть ресурсами Интернета».
Некоторые вдумчивые студенты воспринимают Интернет как «новый виртуальный мир, существующий наряду с реальной социальной жизнью», как «игровую среду взаимодействия людей, чье поведение в Сети регулируется норма-
ми морали, отличными от традиционно принятых в обществе». Например, общение в чате - «это реальная жизнь, проживаемая в виртуальном мире». Достоинства Всемирной сети заключаются в открытости - любой человек может стать участником информационного процесса, в отсутствии манипулятивного воздействия с чьей-либо стороны, в свободе самовыражения и широком распространении суждений (в Интернете информация не погибает), в формировании локальных сообществ единомышленников, которые самоорганизуются и самоуправляются, наконец, в психологической безопасности - человек в Сети чувствует себя свободным от общественного контроля, так как риск раскрытия его анонимности минимален. Студенты признают, что Интернет влияет как на духовный мир отдельного человека, так и на общественное сознание всей страны и мирового сообщества, но никто не намерен променять российский социум на игры в интернетовском виртуальном мире. Хотя для всех студентов Интернет стал привычным атрибутом образа жизни, никто не страдает интернет-зависимостью. Типична реплика «На современном этапе для меня Интернет - это всего лишь удобная вещь, способ найти ту информацию, которая меня интересует в данный момент».
Нигилистическое отношение к библиотекам и книжной коммуникации присутствует в среде гуманитарного студенчества, но преобладает уверенность, что «без чтения книг нельзя стать не только образованным человеком, но и просто думающим (homo mentalis)», «необходимость сохранения в век повальной информатизации модернизированного библиотечного института совершенно бесспорна», «отказаться полностью от библиотек - это варварство», «Интернет при всем его технологическом развитии и разработке технологий виртуальной реальности, никогда не сможет поменять в полной мере книгу на планшет», «роль библиотек может возрастать или уменьшаться, но новые формы библиотек никогда не прекратят свое развитие, и библиотека всегда будет оставаться значительным способом коммуникации» и т. п. Разумно звучит следующее рассуждение одного из студентов: «Интеллигент-книгочей наиболее подготовлен к решению сложных комплексных задач, требующих длительной подготовки. Интеллектуал - пользователь Сети незаменим в быстром решении оперативной задачи. Поэтому нельзя апеллировать только к одному социотипу: нужно рассматривать комплексно».
Примечания
1 Абрамов М. Г. Человек и компьютер: от Homo Faber к Homo Informaticus // Человек. 2000. № 4. С. 127.