ЧТЕНИЕ В ЭПОХУ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ С.С. Воронков
(Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения) Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Л.Я. Орлова
Среди самых «читающих» стран мира наша страна всегда была в лидерах, а в воспоминаниях людей старших поколений навсегда останутся заполненные до отказа читальные залы библиотек и очереди в книжных магазинах за новыми изданиями, которые невозможно было приобрести без «макулатурных» талонов. В данной статье приводятся рассуждения о том, какое место занимает чтение в жизни современной молодежи в эпоху головокружительного развития коммуникационных технологий.
Чтение можно определить как вид социально-коммуникационной деятельности человека, опосредованной текстовым документом. Последний имеет широкий спектр форм и видов: от газетной статьи до монографии, от брошюры до многотомника, от рекламного буклета до бланков государственного образца.
Со становлением человеческой цивилизации развивалась и социальная коммуникация, представляющая собой не столько вербальное и невербальное общение людей (это достаточно узкое понимание термина «социальная коммуникация»), сколько движение смыслов: знаний, умений, эмоций, настроений и т.п. Соответственно, если носителем этих смыслов является текст, то имеет место документная коммуникация. О ее господстве говорит история человечества, начиная с третьего тысячелетия до нашей эры, когда появилась письменность.
Изобретение И. Гутенбергом в середине ХУ1 в. печатного станка ознаменовало начало революции в средствах массовой информации. До изобретения печати рукописные тексты были доступны немногочисленной элите в силу безграмотности большинства населения, длительности процесса переписывания текстов и дороговизны рукописных книг. И вот «на рынок» стали поступать относительно дешевые и более доступные для широких масс книги.
В связи с развитием машинного книгопечатания и внедрением новых форм капиталистического предпринимательства в конце Х1Х - начале ХХ вв. начался быстрый рост книгоиздания. Количество названий книг, выпускаемых в мире, свидетельствует о темпах и размерах пополнения информационного потенциала общества (ведь других способов хранения и передачи информации или так называемых смыслов не существовало). В ХХ веке объем выпуска книжной продукции в мире постоянно возрастал.
В то же время конец XIX - первая половина ХХ вв. в корне изменили ситуацию и сделали проблематичным будущность книги. Изобретение телеграфной связи П. Л. Шиллингом (1832 г.), радиосвязи А.С. Поповым (1895 г.) и телевидения А. ди Пайва и И.П. Бахметьевым, а также стремительное развитие электронных информационных технологий во второй половине XX века позволили заговорить о наступлении эпохи безбумажной коммуникации, экранной, мультимедийной культуры. И носителем смыслов в этой культуре стали не рукописные тексты, а аудиовизуальные сообщения, где текст играет вспомогательную роль.
В связи с изложенным в сознании многих ученых и исследователей возникает вопрос о судьбе чтения. Рассуждения по этому вопросу необходимо начать с ряда уточнений. Очевидно, что пользователи электронных коммуникационных систем - люди грамотные, умеющие читать и писать. Следовательно, чтение остается непременным элементом в электронной коммуникации. Но не стоит забывать, что чтение - это не только индивидуально-психологический процесс восприятия и понимания текста. Это социально-культурное явление, закрепленное различными традициями и ритуалами.
Основной вопрос, положенный в основу наших рассуждений, заключается в том, что значительное количество людей в эпоху электронной коммуникации предпочтут в качестве источников нужных им смыслов не литературу (книги, прессу), а мультимедиа. Возможно ли это? Да, возможно в том случае, если электронная коммуникация будет выполнять социально-культурные функции, традиционно присущие документной коммуникации, лучше (оперативнее, полнее, комфортнее), чем последняя. Тогда чтение как социально-культурное явление сойдет на нет, библиотеки станут музеями, а литераторы переквалифицируются в «сетераторов».
Надо отметить, что не все функции документной коммуникации реализуются посредством чтения. Так, фонды национальных библиотек комплектуются не столько для чтения, сколько для хранения в качестве культурного наследия (не случайно, что более половины их томов никогда не касалась рука рядового читателя). Библиофилы также собирают раритеты не для того, чтобы изучать их содержание. И вообще, книги всегда были товаром на книжном рынке. Становится ясно, что эти и другие «нечитательские» функции документной коммуникации электронные средства перехватить не способны, а вот ряд «читательских» находится под угрозой:
• педагогическая (образовательная, воспитательная, просветительная) - распространение знаний, этических норм, идеалов, убеждений, обеспечивающих социализацию личности;
• идеологическая (агитационно-пропагандистская) - внедрение в сознание масс каких-либо политических, религиозных или субкультурных доктрин, учений, взглядов;
• художественно-эстетическая - формирование и развитие художественной литературы как особого словесного вида искусства;
• бюрократическая - работа учреждений и чиновников разных областей и уровней держится на потоках документации (уставы, положения, инструкции, распоряжения, комментарии и др.);
• культурно-досуговая - книга может быть источником положительных эмоций, средством поощрения, способом отдыха, снятия морально-психологического напряжения;
• вспомогательная - удовлетворение информационных потребностей человека при исполнении своих профессиональных обязанностей.
Средства электронной коммуникации в виде радио и телевидения, аудио- и видеозаписи, компьютерных технологий, Интернета также выполняют все вышеперечисленные функции, успешно конкурируя с книгой. Дистанционное обучение без «живых» преподавателей и бумажных учебников - одна из модных инноваций в современной педагогике. Телевидение и Интернет - безусловно, более эффективные инструменты любой пропаганды и рекламы, чем пресса и буклеты. Органы научно-технической информации давно уже практикуют электронные издания, а для любого чиновника компьютер стал неотъемлемой частью рабочего места, превращая его секретаря-машинистку в компьютерного оператора. Телевидение и компьютерные игры заменяют подрастающему поколению чтение детской литературы, а пенсионеры получают удовольствие не от классических романов, а от латиноамериканских сериалов.
Можно привести множество других ярких примеров триумфального наступления электронной коммуникации на книжно-документную культуру. Тем не менее, традиционная приверженность общества книжной культуре достаточно сильна, что поддерживает пусть и неустойчивый, но все-таки баланс между тенденциями развития книжного рынка и тенденциями распространения информационно-компьютерных технологий. Многие люди продолжают традиции родителей, собирая семейную библиотеку и регулярно пополняя ее художественной, научной и справочной литературой. Нельзя не сказать и об устойчивости интереса к жизни и творчеству различных авторов (и классиков,
и современников), появлении новых имен в кругах журналистов и литераторов, государственной поддержке и модернизации архивов и библиотек, расширении сети книжных магазинов. Электронная коммуникация, перехватывая организационно-социальные функции, не сможет освоить художественно-эстетическую и историческую функции книг и документов, подобно тому, как компьютерная графика бессильна вытеснить живопись. «Сетература» - не конкурент, а виртуальная тень печатной продукции. Другое дело, если со временем появится электронное искусство, обладающее актуальной смысловой тематикой, достойной поэтикой и герменевтикой. Только наши современные писатели и поэты могут оказаться в роли могильщиков русской, а то, в целом, и мировой литературы.
Очевидно, что судьбу книги и чтения будет решать интеллигенция ХХ1 века, поэтому важно заранее иметь представление о коммуникационных установках, читательской культуре и читательской практике современной молодежи, а также о ее литературно-творческом потенциале. Теперь модно писать о конце русской интеллигенции, об умирании русской литературы. Действительно, существуют многочисленные поводы так говорить. Вот некоторые данные социологических опросов студентов ряда петербургских вузов:
• 60% опрошенных не читают произведений отечественных авторов;
• 30% не читают зарубежную литературу;
• 25% читают только книги, рекомендуемые преподавателями;
• 15% не читают ни газет, ни журналов;
• 6% вообще не читают на досуге книги.
Электронная коммуникация постепенно осваивается нашей молодежью (правда, студенты-гуманитарии не являются лидерами в этом процессе). Для 75% студентов Интернет стал обыденным коммуникационным средством. К нему обращаются за получением научной информации для учебных целей, для переписки по электронной почте, иногда - за получением эстетического удовольствия или развлечения. Не пользуются Интернетом около 15% опрошенных. Кроме того, складывается впечатление, что человек будущего - это человек не столько читающий, сколько смотрящий или слушающий (18% респондентов предпочитают посмотреть видеокассету с фильмом по тому или иному литературному произведению, а около 60% студентов предпочитают музыку, которая далека от словесного и документного смыслового носителя).
Радует, что проводятся социологические исследования в этой области, составляются «портреты» последующих поколений, делаются прогнозы развития их культуры, но результаты носят лишь предварительный характер и не могут претендовать на научную строгость. Судьба чтения в эпоху электронных коммуникаций - предмет масштабных научных исследований, учитывающих разные категории читателей, типы литературы и виды изданий, социальные, психологические, культурные аспекты чтения, а также коммуникационные барьеры и ограничения, свойственные электронной коммуникации, и возможные перспективы ее совершенствования в ХХ1 веке.
Попробуем сформулировать несколько основных выводов по итогам наших рассуждений. Во-первых, пространство книжной коммуникации будет сокращаться. Во-вторых, социально-культурная значимость книги (документа) сохранится, благодаря выполнению ею «нечитательских» функций. В-третьих, русская интеллигенция все-таки сохранится в качестве читателя русской классической и неклассической литературы даже а эпоху мультимедийной культуры.