Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как условие формирования гуманистической направленности личности будущего инженера'

Студенческое самоуправление как условие формирования гуманистической направленности личности будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENTS' SELF-GOVERNMENTAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Любовь Дмитриевна

Формирование гуманистической направленности личности является одной из основных задач воспитательной работы вузов в современных условиях. Студенческое самоуправление можно рассмотреть как возможность формирования гуманистической направленности личности в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варламова Любовь Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF PERSONAL HUMANIST ORIENTATION IN THE PROCESS OF STUDENTS' SELF-GOVERNMENTAL TECHNICAL INTUITIONS

Formation of a humanistic orientation of the person is one of the primary goals of educational work of high schools in modern conditions. Studenchesky self-management can be considered as formation possibility gumanisticheskoj orientations of the person in technical college.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как условие формирования гуманистической направленности личности будущего инженера»

Л. Д. ВАРЛАМОВА

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Ключевые слова: студенческое самоуправление.

Формирование гуманистической направленности личности является одной из основных задач воспитательной работы вузов в современных условиях. Студенческое самоуправление можно рассмотреть как возможность формирования гуманистической направленности личности в техническом вузе.

FORMING OF PERSONAL HUMANIST ORIENTATION IN THE PROCESS OF STUDENTS' SELF-GOVERNMENTAL TECHNICAL INTUITIONS

Key words: Students' Self-governmental.

Formation of a humanistic orientation of the person is one of the primary goals of educational work of high schools in modern conditions. Studenchesky self-management can be considered as formation possibility gumanisticheskoj orientations of the person in technical college.

За последние годы многими исследователями в области педагогики отмечено, что образование утратило социально-гражданский смысл, произошел резкий отказ от идейно-воспитательного опыта прошлых лет, имевшего немало положительных сторон. Утрачены ценности, ориентированные на личность, культуру, мировой опыт цивилизованного развития человечества. В последние годы наблюдается рост благосостояния большей части населения, но вместе с тем происходит оскудение духовности и утрата жизненных идеалов. В связи с этим сегодня огромное значение приобретает формирование гуманистической направленности личности на всех уровнях образования, в том числе и в высшей школе. Проблемы воспитания личности современного студента очень актуальны, ведь студенческая молодежь является важной силой, влияющей на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие в целом.

Но в современном обществе очень много противоречий для гармоничного развития молодежи, противоречия между свободой личности и её ответственностью перед обществом, противоречия между потребностью в развитии, реализации творческих способностей и дефицитом духовности, культуры общества, противоречия между стремительной динамикой развития общества и консерватизмом содержания, традиционности форм и методов воспитания.

В этих условиях проблема формирования гуманистической направленности личности в процессе подготовки студентов вузов к профессиональной деятельности является остроактуальной, требует теоретического обоснования и методического обеспечения.

Для формирования нового сознания необходимо вернуться к идеям наших великих педагогов: Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, К.П. Победоносцева, В.В. Розанова, В.Л. Соловьева, чьи имена связаны с утверждением парадигмы воспитания, воспринятой в конце Х1Х в. мировой педагогической мыслью, - признания гуманистического подхода к проблемам образования.

Образование в ХХ1 в., по всеобщему признанию, должно быть ориентировано на личность. Личность - свободную, творческую, способную к непрерывному саморазвитию, самообразованию и самоопределению. Для этого человеку важно понимать себя и использовать свои интеллектуальные, эмоциональные, духовно-нравственные резервы.

Решение воспитательных целей и задач по формированию гуманистической направленности личности мы рассматриваем как переориентацию личности на самоуправление, как средство социальной активности, социальной устойчивости и социальной мобильности. С позиции широкого понимания образования гуманизация процесса образования выступает как процесс перенесения центра внимания к интересам и роли личности студента и создания оптимальных условий для разностороннего развития. Такими условиями, по нашему мнению, является студенческое самоуправление.

Как условие формирования гуманистической направленности личности нами создана в виде эксперимента система студенческого самоуправления на инженерно-техническом факультете Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова.

Профессиональная деятельность будущего инженера в условиях современного производства является сложной, иерархически построенной, многофункциональной, многоуровневой и динамически развивающейся структурой. Рыночные отношения выдвигают условия, связанные с совокупностью выполняемых специалистом разнородных функций из смежных областей и видов, определяющую не только его профессиональную подготовленность, но и социальную зрелость, гуманистическую направленность.

В 70-х и 80-х годах прошлого века модель инженерного кадра базировалась на идее задания высшей школы. Считалось, что модель инженера должна быть средством, описывающим пути развития отрасли, где будет работать специалист. Это определяло наполнение учебного процесса, т.е. знания и умения, которые должен получить выпускник вуза. В этих моделях качества и свойства личности определялись спецификой профессии, отражали мировоззренческий характер личности, ориентирующий специалиста на решение важнейших задач общества. В.А. Ядов классифицирует и группирует качества личности инженера в так называемые комплексы. В комплекс «творчество - самостоятельность» он включает такие качества, как самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, умственные способности, опыт и знания. В комплекс «исполнительность» - старательность, аккуратность, тщательность, дисциплинированность, усидчивость, добросовестность, трудолюбие. В комплекс «ответственность - организованность» - оперативность, настойчивость, работоспособность, ответственность, организованность [1]. Эти качества личности и сегодня имеют актуальность в профессии инженера, но высокая коммуникативная готовность к работе в профессиональной и социальной среде, осознанная личная гражданская и профессиональная ответственность за результаты своей деятельности являются основным в деятельности инженера.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования (квалификация инженер), в зависимости от вида профессиональной деятельности, выпускник должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач: проектно-конструкторской; организационно-управленческой; производственно-технологической; экспериментально-исследовательской [2].

Безусловно, что данные виды деятельности предполагают наличие не только качественной профессиональной подготовки специалиста, но и определенного набора личностных качеств, способствующих достижению социально и индивидуально значимых результатов.

Новые социальные требования к системе российского образования, обозначенные в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., устанавливают, что «Школа - в широком смысле этого слова - должна

стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности» [3, с. 4].

Присоединение России к Болонскому соглашению также привело к пониманию, что профессиональная компетентность выпускника является основным результатом деятельности вуза, определяющим его конкурентоспособность на международном уровне. Современные требования формирования профессиональной компетентности рассматриваются как компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности, взаимодействия с социумом, к деятельности человека, проявляющиеся во всех её типах и формах [4].

Анализируя современное состояние профессиональной подготовки в техническом вузе, мы считаем, что формирование гуманистической направленности личности будущего инженера представляет собой непрерывное изменение системного единства его личности и деятельности.

Основываясь на деятельностной теории личности, у истоков которой стоят К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Климов, рассматривающей саморазвитие как основной путь движения человека к личностной зрелости, можно предположить, что формирование гуманистической направленности личности осуществляется на основе активизации самой личности как субъекта воспитания, включении каждой личности в активную социально значимую деятельность в процессе студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление как условие формирования гуманистической направленности личности представляет собой достижение достаточного уровня мотивационно-ценностного отношения личности к деятельности. В деятельности студенческого самоуправления создаются возможности для целенаправленной работы студентов в профессиональном и личностном становлении. Появляется возможности в связи с образованием механизма самоопределения, самореализации, саморазвития, самоорганизации и самоактуализации формироваться как гуманистическая личность.

Идеи самостоятельности личности в процессе познания мира имеют давние традиции - Аристотель, Платон, Гераклит. Аксиологические аспекты воспитания как самоценность, самодостаточность личности актуализируются в работах В.А. Сухомлинского, Л.Ю. Гордина, А.П. Кондратюка, З.И. Равкина, Г.И. Щукиной. Базовыми для нашего исследования также являются философские идеи М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Бубера, П.С. Гуревича, В. Дильея, М.С. Кагана, М. Шеллера о самоценности личности, способности человека к трансцендирова-нию, автономному, духовному самостроительству, жизненному самоопределению

Известную направленность на гуманизацию взаимоотношений коллектива и личности, повышения её статуса в нем имели теоретические разработки педагогов и психологов Л.И. Божович, Л.С. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского. Вопросы активизации самой личности как субъекта воспитания, включения воспитательных коллективов в активную социально значимую деятельность нашли отражение в трудах С.С. Гриншпун, В.А. Караковского, С.В. Мяченкова, Р.М. Роговой, Г.Н. Филонова. В трудах зарубежных философов (Ф.Г. Бредли, Г. Гегеля, И. Канта, В. Франкла) раскрываются основополагающие проблемы человека: его сущностные силы, структура и условия движущих сил, противоречий, потребности личности в самореализации, саморазвитии и самоуправлении.

В различные годы российские педагоги занимались идеями самоуправления. В начале 20-х годов прошлого века С.Т. Шацкий, А.У Зеленко, Н.Н. Иорданский, В.П. Кащенко, Д.И. Петров, Г.И. Россолимо, И.Г. Розанов занимались теоретическим и практическими основами самоуправления.

Идеями самоуправления был одержим А.С. Макаренко и успешно использовал эту педагогическую форму в созданной им колонии для малолетних преступников. Поиск новых путей использования самоуправления в 1950-1980-х годах продолжили в своих теоретических работах Ф.Ф. Брюховецкий, И.П. Иванов, В.А. Караковский, О.С. Газман, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский. В конце 1980-х годов идеи самоуправления исследовались в работах С.Н. Белоусова, А.А. Леонтьева, И.П. Иванова, Н.П. Аникеевой, А.А. Вайсбурга, Н.С. Дежниковой, М.И. Рожкова, Л.И. Новиковой.

История определяет начало развития студенческого самоуправления ещё со времен царской России с открытием первых университетов, в 1900 г. состоялся первый общероссийский съезд студенческих организаций, на котором были определены основные формы существования студенческого самоуправления в виде землячеств, корпораций, ассоциации и направления его деятельности. С приходом коммунистической власти единственной формой молодежной организации, в том числе и студенчества, стал ВЛКСМ. Необходимо отметить, что организация была излишне политизирована, формальна в отношениях. Но комсомольское самоуправление имело четкие цели, задачи, принципы, планирование деятельности, государственную финансовую поддержку и массовость - это можно отметить как положительные стороны. После распада советского союза студенческое самоуправление в отдельных вузах развивалось стихийно, и его роль в учебно-воспитательном процессе была незначительна.

В последние годы студенческое самоуправление возобновляется, возможно, в силу противоречий, наблюдаемых в студенческой молодежной среде. С одной стороны, студенческая молодежь с безапелляционной подчиненности в советское время, пассивности в период перестройки приобретает активность, с другой - наблюдается некоторая административная несостоятельность руководить процессами, происходящими в молодежной среде.

К началу нашей опытной работы (2003) студенческое самоуправление на инженерно-техническом факультете Якутского государственного университета (ЯГУ) представляло собой профсоюзную организацию из числа активистов (510 человек), которые занимались распределением единовременной материальной помощи, участвовали в комиссии по заселению в общежитие.

Сегодня организационная структура студенческого самоуправления на факультете базируется на нижеследующих положениях.

Первичная профсоюзная организация (ППОС) стоит во главе студенческого самоуправления. Председатель ППОС избирается тайным голосованием на ежегодных отчетно-выборных конференциях, делегатами которых являются студенты с каждой группы, избираемые на собраниях группы.

Актив студенческого самоуправления - это лидеры, руководители секторов. На заседаниях актива рассматриваются любые предложения, проекты студентов. Определяются цели, задачи, место, время, объемы, массовость мероприятия. Голосуют, если предложение их заинтересовывает, составляют проект мероприятия, смету и согласовывают с деканатом факультета. Деканат в этом случае выступает как советник, координатор. Активисты студенческого самоуправления самостоятельно привлекают студентов, ищут спонсоров, составляют письма, пригласительные, объявления, распределяют ответственность. В такие моменты студенты охвачены общественной работой и увлечены творческим порывом - процессом самоорганизации для самореализации в данном конкретном мероприятии. Включается сознательная, желанная, свободная деятельность личности совместно с коллективом во благо общества.

Кроме разовых мероприятий студенческое самоуправление имеет целенаправленную, систематически действующую функциональную структуру.

Функциональная структура студенческого самоуправления инженерно-технического факультета состоит из секторов различного направления (рис. 1).

Рис. 1. Функциональная структура студенческого самоуправления инженерно-технического факультета Якутского госуниверситета

В структуре студенческого самоуправления факультета профсоюзная организация университета (ПОС) и Управление по внеучебной работе университета (УВУР) выполняют целевую установку, основные задачи государственной воспитательной политики, обеспечивают нормативно-правовой документацией. Далее руководство вуза и факультета в лице заместителя декана по воспитательной работе, кураторов содействуют, советуют, координируют деятельность актива студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление самостоятельно или в соуправлении с руководством университета или деканата взаимодействует с министерствами, комитетами и другими организациями, осуществляющими государственную молодежную политику.

Направление деятельности студенческого самоуправления, на наш взгляд, обеспечивает гармонизацию основных компонентов: мотивационного, эмоцио-

нального, когнитивного, волевого в формировании гуманистической направленности личности. Основные компоненты можно обозначить следующими интегральными качествами: мотивационно-ценностное отношение к деятельности, нравственная направленность, трудовая направленность, творческая направленность, которые выступают как критерии гуманистической направленности личности.

В процессе исследовательской работы нами установлена положительная динамика проявления доминирующих качеств гуманистической направленности личности в экспериментальной группе (активисты студенческого самоуправления) - потребность в общении, во взаимодействии, интерес в совместной деятельности, увлечение процессом деятельности. Также в контрольной группе (неактивные студенты) отмечена личностная направленность студентов - направленность на себя, преобладание мотивов собственного благополучия, равнодушие, в любой деятельности видит возможность удовлетворения собственных притязаний (табл. 1).

Таблица 1

Показатели качеств гуманистической направленности личности

Качества Экспериментальная группа, % Контрольная группа, %

2006 | 2007 | 2008 2006 | 2007 | 2008

Мотивационный компонент

Интерес к общественной деятельности 85 89 88 35 40 38

Деловая направленность 75 68 72 45 56 42

Личностная направленность 58 56 43 67 72 59

Когнитивный компонент

Способность к самоконтролю 69 57 59 35 27 37

Стремление к самореализации 77 89 92 52 48 53

Способность к самостоятельности в деятельности 78 67 72 43 39 52

Эмоциональный компонент

Владение культурой общения 83 85 86 67 72 65

Чувство ответственности 87 90 92 67 60 69

Потребность в любви к себе и окружающим 88 76 89 77 80 89

Потребность в эмоциональном контакте, эмоциональная отзывчивость 89 97 95 56 67 54

Бережное отношение к природе и окружающей среде 87 78 85 69 58 70

Волевой компонент

Коммуникабельность, способность к самоконтролю 88 87 90 69 75 78

Активная жизненная позиция 95 92 95 25 36 33

Способность к инициативе 78 65 72 35 30 37

Способность к самовоспитанию, самообразованию 68 65 71 49 52 55

Способность к организации общественных работ 75 72 69 43 38 39

Толерантность, уважение к культурам других народов 58 65 66 52 54 48

Для выбора методики и критериев, с помощью которых оценивалась эффективность влияния студенческого самоуправления на формирование гуманистической направленности личности, использовались психологические опросники «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) А.Д. Ишкова [5, с. 210] и «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова [5, с. 197]. Результаты опроса в начальной стадии эксперимента и в стадии развитой структуры студенческого самоуправления показали динамику изменения исследуемых параметров у участников эксперимента. Данные свидетельствуют о том, что повышаются такие качества личности, как целеполагание, анализ ситуации в

деятельности, коррекция, самоконтроль, волевые усилия, что в общей сложности вызывает повышение уровня самоорганизации (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение результатов по шкалам опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» у активистов студенческого самоуправления (СС) (экспериментальная группа) и неактивных студентов (контрольная группа)

Показатели Шкалы опросника «ДОС»

Ц/п, % АС, % Пл, % С/к, % Кор, % ВУ, % СО %

В начале опыта Экспериментальная группа 68.b 69.8 70.0 68.8 63.9 69.3 68.3

Контрольная группа 63.1 62.b 48.b b4.b 62.b 69.6 60.1

Разность b.4 7.3 21.b 14.b 1.4 0.3 8.2

При развитом СС Экспериментальная группа 91.2 90.3 8b.3 70.0 66.7 83.3 81.1

Контрольная группа 63.b 62.8 b6.2 b8.3 63.8 68.3 62.1

Разность 27.7 27.b 29.1 11.7 2.9 1b.0 19.0

Способность самоуправления участников эксперимента определялась по уровням этапов самоуправления (табл. 3), количество студентов со «средним» и «выше среднего» уровнями самоуправления увеличивается в процессе деятельности в студенческом самоуправлении. В контрольной же группе эти способности самоуправления остаются на III курсе обучения на том же уровне (табл. 4). Общая способность самоуправления определяется как сумма: I общ = I АП + I Пр + I Ц/п + I Пл + I Ко+ I Пр + I С/к + I Кор.

Таблица 3

Определение уровней этапов самоуправления по шкалам

Показатели Уровни этапов самоуправления

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

I і по этапам 0-1 2 3-4 b 6

Таблица 4

Определение уровней «Способности самоуправления»

Показатели Уровни способности самоуправления

I общ низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

Экспер. группа в начале эксперимента 0 - 21 21-3b 36-48 49 - b4 bb

при развитом самоуправлении 0 - b 6 -11 11 -3b 36 - bb -

Контр. группа в начале эксперимента 0 - 2b 2b- 38 39-b1 b2-bb -

на III курсе 0 - 17 18 - 28 29- 49 b О I b bb

Шкалы «Анализ противоречий» (АП), «Прогнозирование» (Пр), «Целепо-лагание» (Ц/п), «Планирование» (Пл), «Критерии оценки качества» (Ко), «Принятие решения» (Пр), «Самоконтроль» (С/к), «Коррекция» (Кор) определялись по суммам баллов оценки утверждений опросника.

Для выявления межличностных отношений студентов использовалась методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири в модификации Л.Н. Собчик [б, с. 178]. Эта методика позволяет исследовать широкий спектр социально-психологических особенностей личности, включая, преобладающий

стиль поведения с окружающими. Прослеживается развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых и коммуникативных свойств личности. В процессе деятельности в студенческом самоуправлении студенты формируют успешность в межличностном отношении, инициативность, предприимчивость, решительность, вежливость, склонность ориентироваться на групповые нормы и другие положительные качества личности. У студентов прослеживается динамика изменения свойств личности, повышения лидерских качеств, уверенности в себе, требовательности, добросердечия, доброжелательности.

С целью изучения основной ценностной ориентации студентов использовалось социологическое анкетирование, результаты приведены в табл. 5.

В процессе деятельности в студенческом самоуправлении происходит трансформирование основных ориентирующих ценностей во взглядах студентов. Наиболее важными становятся общечеловеческие ценности гуманистической направленности. Принимая во внимание эти данные, мы пришли к выводу, что социально ориентированная деятельность в процессе студенческого самоуправления положительно влияет на процесс формирования гуманистической направленности личности.

Таблица 5

Определение основных ценностных ориентаций студентов %

№ Ценностные ориентации Группы

экспериментальная контрольная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

начало опыта активисты студенческого самоуправления начало опыта III курс

1 Способность ценить природную и рукотворную красоту 40.8 68.9 42.5 75.8

2 Ответственность за свою деятельность 50.7 65.9 52.8 55.7

3 Равнодушие к происходящему 65.8 42.6 63.5 52.3

4 Проявление гуманности - материально благополучные должны помогать социально неблагополучным гражданам 47.8 78.5 48.3 45.6

5 Необходимость интересной работы. 69.7 75.6 70.2 74.8

6 Главное в работе - размер зарплаты 65.0 77.7 65.5 82.6

7 Человек должен иметь доходы, заработанные честным путем 90.8 98.5 90.5 87.8

8 Свобода - то, без чего жизнь человека теряет смысл 86.0 90.7 85.6 84.9

9 Главное в жизни - материальное благополучие, а свобода второстепенна 35.9 35.3 36.8 40.2

10 Желание быть яркой индивидуальностью 45.2 69.2 32.5 35.9

11 Жить как все лучше, чем выделяться среди других 25.8 34.3 38.3 56.8

12 Получение благополучия, даже преступая некоторые морали 55.5 35.9 58.2 59.0

13 Желание жить по совести, моральным нормам, без материального благополучия и роста карьеры 68.5 70.5 67.3 62.9

Формирование гуманистической направленности личности предполагает наличие у личности общественно значимой ценностной ориентации - это обеспечивает творческое отношение к деятельности, побуждает её к поиску путей самосовершенствования, воспитывает мотивационно-ценностное отношение к деятельности, оказывает влияние на профессиональное и нравственное саморазвитие, овладение общечеловеческой культурой.

Формирование гуманистической направленности личности через деятельность студенческого самоуправления рассматривается нами как:

1) условие самореализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном и культурном отношениях;

2) реальная форма самооценки, самоконтроля и студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;

3) возможность самовоспитания, самоопределения в процессе реальной управленческой и организационной деятельности;

4) средство социальной самозащиты и развития правовой культуры;

5) самосознания себя субъектом практической и познавательной деятельности.

В современной жизни самоуправление является условием функционирования демократического общества. В этой связи опыт студенческого самоуправления дает возможность студентам гармонично влиться в существующую структуру и найти возможность реализоваться в своей будущей профессиональной, многофункциональной, гуманистической деятельности.

Литература

1. Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций / под ред. В.А. Ядова. М.: Мысль, 1977.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Квалификация инженер: Утв. Министерством образования Российской федерации 02.03.2000. М., 2000. № 686.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1. С. 3-16.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

5. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности / А.Д. Ишков. М.: Изд-во АСВ, 2004. 224 с.

ВАРЛАМОВА ЛЮБОВЬ ДМИТРИЕВНА - заместитель декана по воспитательной работе инженернотехнического факультета, Якутский государственный университет, Россия, Якутск (lyuv@yandex.ru).

VARLAMOVA LYUBOV DMITRIYEVNA - deputy of the dean on educational work of technical faculty, Yakut State University, Russia, Yakutsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.