Научная статья на тему 'Развитие гуманистической направленности будущих педагогов физической культуры'

Развитие гуманистической направленности будущих педагогов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазина Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается направления разрешения острой и актуальной проблемы развития гуманистической направленности личности будущих педагогов физической культуры. Уточняется понятие «гуманистическая направленность личности студента», анализируется возможность ценностного потенциала физической культуры в становлении гуманистических качеств личности студентов в образовательном процессе педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие гуманистической направленности будущих педагогов физической культуры»

Т. А. Глазина

РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается направления разрешения острой и актуальной проблемы развития гуманистической направленности личности будущих педагогов физической культуры. Уточняется понятие «гуманистическая направленность личности студента», анализируется возможность ценностного потеициата физической культуры в становлении гуманистических качеств личности студентов в образовательном процессе педагогического вуза.

Гуманистическая составляющая высшего профессионального образования, являясь совокупностью гуманистических идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия, в целом, и отдельной личности, в частности, предполагает высокий уровень гуманистической направленности студентов, уважение к личности каждого человека и ее достоинству. С позиций гуманизма, конечная цель образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения.

К сожалению, современная практика вузовского образования слабо отражает научно-педагогические концепции, суть которых — на основе гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса обеспечить эффективное формирование личностных качеств будущего специалиста, развитие у него творческого, гуманистического потенциала и направленности на всестороннее социокультурное и профессиональное становление, совершенствование и саморазвитие (К.А. Абульханова-Славская, В Л. Бенин, B.C. -Леднев, Л.И. Лубышева, А.Я. Найн и др.).

Наше исследование посвящено проблеме развития гуманистической направленности личности студентов - будущих педагогов физической культуры и спорта.

Актуальность данной проблемы вызвана наличием противоречий между:

- необходимостью воспитания профессионально-личностных характеристик будущего специалиста физической культуры и спорта, определяющих его эффективную деятельность в этой сфере, и сложившийся системой воспитания в образовательном процессе вуза, слабо ориентированной на формирование и развитие у студен-

та-спортсмена профессиональных и гуманистических ценностей, позитивного отношения к будущей профессиональной деятельности;

- направленностью студента-спортсмена на активные занятия спортом, достижение высокого спортивного результата, самореализацию в такой деятельности и недостаточной сформиро-ванностью системы мотивов и ценностей, ориентированных на овладение основными компонентами профессиональной культуры будущего специалиста в процессе физкультурно-педагогического образования.

Целью исследования явилось разработка комплекса педагогических средств, обеспечивающих эффективное развитие гуманистической направленности личности будущего педагога физической культуры в образовательном процессе вуза.

Краткий психологический словарь трактует направленность как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, ценностями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека [1]. Исходя из этого определения и на основе анализа других психологических источников (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л. -Митина, К.К. Платнов, С.Л. Рубинштейн), мы попытались уточнить ключевое понятие нашего исследования. По нашему мнению, гуманистическая направленность личности студента представляет собой интегративное качество, устойчивость системы доминирующих мотивов, определяющих поведение и деятельность человека в системе гуманистических убеждений, стремлений, установок, ценностей, влияющих на избирательность действий и поступков будущего педагога в

© Т.А. Глазина, 2008

121

отношениях с другими людьми.

Специфика исследуемой нами проблемы состоит в том, что развитие гуманистической направленности будущего педагога осуществляется в процессе физкультурного образования в вузе, которое обладает, на наш взгляд, весомыми возможностями в данном процессе. Это вызвано следующими обстоятельствами.

Во-первых, физкультурное образование представляет собой специфическое социально-педагогическое явление и процесс, существенно влияющий на сознание, психику и систему гуманистических ценностей студента.

Во-вторых, особенностью физкультурного образования в развитии гуманистической направленности личности студентов является положение о том, что оно при умелом педагогическом управлении и содействии позволяет приобретать такие ценностные гуманистические качества, как сочувствие, эмпатия, сопереживание, стремление и готовность помочь другому.

В-третьих, специфика физкультурно-педагогической деятельности в силу своей насыщенности проблемными, конфликтными ситуациями приводит студентов к выбору определенной позиции, и конкретной линии поведения. Сознательно осуществляемый выбор такой линии, основанный на знании гуманистических норм, создает привычный механизм гуманистического действия, который в сходных ситуациях дает возможность качественного выполнения профессиональных норм.

На наш взшяд, в процессе развития такой сложной личностной характеристики, как гуманистическая направленность студента, реализация всех ценностных потенций физической культуры в отношении становления гуманистических взглядов, ценностей, убеждений и т.д., только на занятиях физкультурно-спортивных дисциплин будет недостаточно полной и малоэффективной. С этих позиций, актуализируется проблема моделирования такой системы педагогических воздействий на студента, которая будет наиболее эффективной в рамках развития гуманистической направленности личности будущего педагога физической культуры в образовательном процессе вуза.

На первом этапе нашего исследования мы попытались выяснить: насколько готов сегодня будущий педагог физической культуры к реализации принципа гуманизма, к приобщению учеников к системе гуманистических ценностей в учебно-тренировочном процессе?

Для выяснения этого вопроса нами применялись такие исследовательские методы, как беседа и письменный опрос. Работа проводилась в трех вузах Уральского региона (Оренбургском государственном педагогическом университете, Уральском государственном университете физической культуры, Шадринском государственном педагогическом институте). Всего в опросе участвовало 185 студентов старших курсов - будущих специалистов физвоспитания. Приведем некоторые результаты:

- только 28% из опрошенных считают своей первоочередной задачей заботу о физическом и психическом здоровье своих учеников;

- 37% студентов считают оправданным в случае крайней необходимости применение к своим воспитанникам физической силы;

-наиболее эффективным стилем педагогического руководства является авторитарный (директивный) стиль - так думают 45% респондентов;

-51% опрошенных нормально относятся к применению различных химических препаратов, допинга, опасного для здоровья, если это необходимо в целях спортивной победы;

- в то же время постоянное проявление добрых чувств, заботы, участия, поддержки и помощи к своим ученикам считают необходимым 44%; допустимым в отдельных случаях - 30%; излишним (видя в этом демонстрацию собственной слабости)-26%;

- около 55% в своей спортивной практике подвергались психологическому давлению, физическому насилию, моральному унижению со стороны своих наставников, - однако осуждают такие факты только 29%; считают их допустимыми «в воспитательных целях» - 28%; а 33% готовы использовать элементы насилия в своей спортивно-педагогической деятельности.

Объяснением столь тревожной ситуации в вопросе готовности студентов-спортсменов к реализации в учебном процессе социально-гуманистической функции является, помимо всего прочего, и позиция определенной части преподавателей и тренеров по вышеуказанным вопросам.

Об этом свидетельствуют результаты опросов преподавателей физвоспитания вузов (всего - 50 человек), которые считают проблему физвоспитания у студентов нравственных и гуманистических качеств:

122

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

- приоритетной-37%;

- достаточно важной, но не ключевой - 32%;

- малоактуальной -31%.

Мы предположили, что для исправления сложившейся тревожной ситуации и повышения эффективности процесса развития гуманистической направленности у будущих педагогов физической культуры необходимо создание воспитательной работы, которая объединяла бы усилия всего преподавательского состава вуза.

По нашему мнению, основными направлениями такой работы в процессе физкультурно-педагогического образования студентов должны стать следующие направления:

1. Гуманизация и гуманитаризация всех дисциплин спорт ивно-педагогического цикла.

2. Расширение спецкурсов, курсов по выбору, посвященных пониманию роли гуманизма и нравственности в деятельности спортивного педагога.

3. Расширение возможностей применения диалоговых форм работы преподавателя и студентов, направленных на разрешение проблемных задач и ситуаций, предполагающих необходимость нравственного выбора, зачастую не имеющих однозначного бесспорного решения.

4. Активизация рефлексивных процессов студента, направленных на самопонимание, са-моисследование, самореализацию и построение позитивных жизненных перспектив.

5. Включение студентов в научно-исследовательскую работу, посвященную анализу передового опыта воспитательной деятельности спортивных педагогов в различных образовательных учреждениях.

6. Предупреждение дезадаптивного поведения будущих спортивных педагогов. Формирование активной позиции в борьбе с асоциальными, аморальными проявлениями в различных сферах жизни, деятельности, в быту будущих специалистов физвоспитания; методическая подготовка педагогов к эффективной работе с «трудными», дезадаптивными детьми; профилактика «звездной болезни» у известных спортсменов.

7. Формирование культуры здорового образа жизни, психологической готовности к организации здоровьесберегающих процессов, заботы

о состоянии здоровья своих воспитанников.

Реализация данных направлений в образовательном процессе вузов, занимающихся профессиональной подготовкой будущих педагогов физической культуры, явилась приоритетной задачей нашего исследования. Экспериментальная работа проводилась в течение двух лет. По ее окончании с помощью с помощью диагностических методов (независимых характеристик, беседы, самооценки, наблюдения и др.) был выявлен целый ряд существенных позитивных изменений в части развития гуманистической направленности студентов. Изменения выразились в следующем:

- произошли качественные сдвиги в восприятии других людей с их проблемами и заботами;

- увеличилось число студентов, готовых оказывать помощь нуждающимся в поддержке и сострадании;

- развились и укрепились умения отождествлять себя с другими людьми и ставить себя на место другого (способность к эмпатии);

-у будущих специалистов повысилась направленность на освоение методов межличностного познания, чуткость и терпимость к экспрессивным и нестандартным проявлениям своих однокурсников, товарищей по занятиям спортом, потенциальных воспитанников;

- уменьшилось число сторонников разрешения конфликтных ситуаций в физкультурном образовательном процессе с помощью манипуля-тивных приемов, психологического давления, применения грубой силы;

- у студентов прояснился круг проблем и пути их дальнейшего разрешения на основе выработки собственной стратегии гуманно ориентированного поведения;

- стало более глубоким осознание гуманистического потенциала физической культуры и спорта в педагогической деятельности.

Таким образом, результаты экспериментальной работы дают основание утверждать, что намеченные направления решения означенной проблемы и их реализация в образовательном процессе педагогического вуза позволяют повысить уровень гуманистической направленности студентов.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.