УДК 159.9 ББК 88.5
Е.А. ТУМАкОВА
Байкальский государственный университет
экономики и права г. Иркутск nudinsk@rambler.ru
студенческое самоуправление как психологический феномен
E. Tumakova
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk STUDENT'S SELF-GOVERNMENT AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON
Аннотация: Сегодня достаточно много солидных исследовании отечественных и зарубежных ученых, но тема формирования духовных и нравственных качеств, ценностных ориентации, развития личностного потенциала остается весьма актуальной, особенно для молодежной студенческой среды. Именно данный возрастной период отличается стремлением к самостоятельности, к самоутверждению с одной стороны, а с другой -стремлением к гармонии с окружающими, желанием быть принятым и признанным в обществе.
Иными словами, студенческий возраст является периодом для развития ценностных ориентаций: общечеловеческих, профессиональных, личностных. В этой связи целесообразно, на наш взгляд, искать новые формы и средства оказания влияния на студенческую молодежь в вузах. Одной из таких форм может быть студенческое самоуправление.
В данной работе автор рассматривает студенческое самоуправление как психологический феномен, говоря о том что есть студенческое самоуправление в принципе и как оно понимается в молодежной политике.
Ключевые слова: самоуправление, студенческое самоуправление, уровни развития студенческого самоуправления, мотивация, лидерство.
Annotation: Today there are a lot of solid researches of domestic and foreign scientists, but the subject offormation of spiritual and moral qualities, valuable orientations, developments ofpersonal potential remains are still very actual, especially for the youth student's environment. This age period differs aspiration to independence, to self-affirmation, on the one hand, and on the other - aspiration to harmony with people around, desire to be accepted and recognized in society.
In other words, the student's age is the period for development of valuable orientations: universal, professional, personal. In this regard it is expedient to look for, in our opinion, new forms andfunds of rendering influence for student's youth in higher education institutions. Student's self-government can be one of such forms.
In this work authors consider student's self-government as a psychological phenomenon, speak about what is a student's self-government in principle and how it is understood in youth policy.
Keywords: self-government, student's self-government, levels of development of student's self-government, motivation, leadership.
Под психологическим самоуправлением (саморегули- о которых упоминает А.Л. Свенцицкий было отмечено: рованием) понимаются сознательные воздействия чело- «Упрощенно говоря, самоуправление для субъекта - это века на присущие ему психические явления (процессы, решение вопросов о том, что и как делать. Спецификой состояния, свойства), выполняемую им деятельность, регулирования является исполнение того, что было наме-собственное поведение для поддержания или изменения чено» [9, с. 76].
характера их прогекания [6]. В работах ГС Никиф°р°ва Б.Н. Гамидуллаев в своей книге «Самоуправление: по-
тенциал личности» говорит о том, что «Самоуправление формирует у человека хорошие личностные качества, он становится собранным и разумно действующим существом. Его поведение адекватно общественной морали и личным нравственным убеждениям. Стойкость, способность отстаивать свои убеждения и противодействовать чуждым влияниям - характерны для человека с развитым самоуправлением. Самоуправление осуществляется самосознанием личности. Оно формируется, начиная с раннего возраста, и продолжает совершенствоваться до глубокой старости» [1, с. 11].
Википедия дает следующее определение «Самоуправление - состояние, при котором субъект и объект управления совпадают. При этом оно связано со свободой и самостоятельностью, самопрограммированостью, которую связывают с сознательностью и целенаправленностью» [3].
В толковом словаре Ожегова мы уже видим пример о студенческом самоуправлении «1. То же, что автономия. 2. Внутреннее, своими собственными силами управление делами какой-нибудь организации, коллектива (напр. Студенческое)» [4].
Так же Б.Н. Гамидуллаев перечисляя формы самоуправления, называет: индивидуально, групповое, общественное, производственное, хозяйственное, экономическое, политическое, местное и т.д.
В нашей работе нас интересует групповое - общественное самоуправление. К которому и относится студенческое самоуправление.
Самая массовая и авторитетная организация, которая давно занялась изучением самоуправлением и его реализацией - это Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи» дает следующее определение студенческого самоуправления: студенческое самоуправление рассматривается как особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важнейших вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальной инициативы.
Студенческое самоуправление - это инициативная, самостоятельная, ответственная совместная деятельность неравнодушных к своей судьбе студентов. [10, с. 5].
Википедия дает три определения студенческого самоуправления, которые показывают разносторонние преимущества одного и того же процесса:
1. Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов.
Этот процесс расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах самоуправления рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.
2. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в вузе.
Студенческое самоуправление - одна из форм воспитательной работы вуза, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
3. Студенческое самоуправление - есть одна из форм молодёжной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем [2].
В федеральной целевой программе «Молодежь России» (2001-2005 гг.) определялось, что студенческое самоуправление должно в первую очередь решать три актуальных задачи:
1. Стать условием реализации творческой активности и самостоятельности студентов.
2. Стать реальной формой студенческой демократии.
3. Стать средством социально-правовой самозащиты.
Все выше изложенное говорит об уровни развития самоуправления в рамках стратегии страны, а если рассматривать их на местном уровне, в конкретном учреждение то можно сказать, что уровень развития органов студенческого самоуправления зависит от уровня развития группы. Так как любая студенческая организация имеет следующие формы: студенческие советы, студенческие общественные организации.
К органам студенческого самоуправления нередко относят так же всевозможные студенчески клубы, спортивные секции, культурно-массовые и научные общественные формирования. Однако такие органы студенческого самоуправления несут более узконаправленный характер работы. Они не затрагивают в отличие от студенческих советов и студенческих общественных объединений весь
спектр взаимоотношений студенчества и администрации образовательных учреждений, их работа направлена на ограниченный круг студентов и выражает ограниченный круг интересов студенчества [10, с. 7-8].
В любом студенческом совете или студенческой общественной организации актив не превышает 50 человек (в среднем по БГУЭП от 10 до 45 человек), что соответствует численности малой группы.
Признаки малой группа полностью находят себя в органах студенческого самоуправления:
- наличие общего дела (цели, деятельность и т.п.);
- личное знание друг друга;
- непосредственное взаимодействие друг с другом;
- существование установившихся личных и деловых взаимоотношений;
- наличие внутренней организованности группы, например присутствие лидера, распределение ролей, групповых норм и т.д. [11, с. 128].
Уровень развития коллектива предопределяет его морально-психологический климат. Последний понимается как эмоциональное отражение людьми эффективности деятельности и характера отношений в коллективе. Если уровень развития - объективная (хотя и условно выделенная) реальность, то климат - это эмоциональная оценка человеком сложившегося уровня. Анализируя рассмотренные нами уровни коллектива в данном плане, можно уверенно утверждать, что, чем выше уровень развития коллектива, тем благоприятнее отношения в нем, тем благополучней и комфортней чувствует себя человек.
Уровень развития обусловливает и степень воздействия коллектива на личность: чем он выше, тем скорее личность отзовется правильной реакцией как на положительное, так и на отрицательное воздействие. Если личность не признает и не ценит свой коллектив, она может не отреагировать на самые жесткие его санкции.
Управлять коллективами с различным уровнем развития невозможно одинаково. В коллективах низкого уровня некоторое время вполне возможны приемы и средства давления, принуждения; чем выше по развитию коллектив, тем демократичней должны быть механизмы воздействия на общность людей в целом и на каждую отдельную личность [5, с. 288-290].
С течением времени форма и направление деятельности студенческого самоуправления практически не меняется: культурно-массовое, спортивно-оздоровительное, научное, творческое и т.д. И поэтому, каким будет орган самоуправления, насколько будет он эффективен, по-нашему мнению зависит от двух психологических по-
нятий: стиль руководства (лидера организации) и мотивация (участников самоуправления).
Положения об органах самоуправления [10, с. 34-35] говорят о том, что председатели советов выбираются самими студентами. Поэтому можно сделать вывод, что руководитель и лидер - это один человек. Лидером называется член группы, чей авторитет, власть и полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиниться и следовать за ним [7, с. 161]. Под лидерством принято понимать один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом [8, с. 240].
Самое сложное для руководителя - узнать, какими мотивами руководствуются их активисты. Лучший показатель ведущих мотивов - их поведение.
Библиографический список
1. Гамидуллаев Б.Н. Самоуправление: потенциал личности / Б.Н. Гамидуллаев.- Изд. 2-е. - Ростов н/д : Феникс, 2006.
2. Кон И. В поисках себя.: http://www.krotov.info/lib_ sec/11_к/коп/коп_04/ЪШ
3. Интернет источник: http://www.slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=27789
4.Карнышев А.Д. Социальная и экономическая психология: научно-практическое руководство для бакалавров и магистров. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011.
5. Лидерман Х. Аутогенная тренировка. М.,1985.
6. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.
7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999.
8. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
9. Терехова Т. А. Эмпирическое исследование проявления инновационного потенциала личности в зависимости от исполнения социальной роли (Электронный журнал). 2013. №2.
10. Фатов И.С., Федосеев Е.В. «Студенческое самоуправление». Сборник информационных и методических материалов // Под общ.ред.Фатова И.С. - Москва, 2009. - 86 с.
11. Электронное издание: Н.Б. Дмитриева Психология здоровья личности. Учебное пособие для студентов. Казань. 2010.
Психология в экономике и управлении 2013, №2