Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как инновационная форма воспитательной работы в вузе'

Студенческое самоуправление как инновационная форма воспитательной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как инновационная форма воспитательной работы в вузе»

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ВУЗЕ

С.С. Бутров, Н.Н. Горлушкина, И.С. Сорокина

В современных условиях объективно назрела необходимость в подготовке специалистов с опытом управленческой работы. Важнейшим фактором, положительно влияющим на самореализацию студенчества, повышение социальной активности и личностной заинтересованности учащейся молодежи, является проведение комплекса воспитательных мероприятий на основе развития студенческого самоуправления. Современное студенческое самоуправление, как указано в «Рекомендациях по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ» [1], может и должно стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, реальной формой студенческой демократии и средством социально-правовой самозащиты студентов.

Студенческое самоуправление является элементом общей системы учебно-воспитательного процесса, позволяющим студентам участвовать в управлении университетом и организации своей жизнедеятельности в нем через коллегиальные органы самоуправления и различных уровней и направлений.

Воспитание личности в период обучения в вузе - важнейший этап социализации индивида, когда в основном завершается целенаправленное воспитательное воздействие на человека организуемой и регулируемой обществом системы воспитания. В то же время этот этап является и началом того периода в жизни личности, когда человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции - отношения жизни как таковой и собственной жизни в этом мире, когда он берет на себя ответственность за совершаемый выбор и переходит к осознанному самовоспитанию. Этим диктуется необходимость системной постановки воспитательного процесса в вузе в органическом единстве с учебным процессом и научно-исследовательской подготовкой студентов. Взаимосвязь и взаимозависимость учебной, научной и воспитательной работы определяется целой совокупностью качеств, установок и ценностных ориентаций личности, определяющих профессиональную и социальную компетенцию специалиста.

• Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала.

• Затраты общества на подготовку специалистов могут оказаться невозвратными, если выпускаемые вузами специалисты не являются патриотами своей Родины и в определении жизненных приоритетов руководствуются сугубо меркантильными соображениями.

• В условиях перехода к методологическому образованию резко возрастает значение мировоззренческой зрелости специалиста, его способности мыслить стратегически, понимать основные тенденции в развитии собственной профессии и общества в целом.

• В условиях стремительного устаревания информации и перехода к парадигме «образования через всю жизнь» сам процесс обучения неизбежно индивидуализируется [2].

Таким образом, и студент, и дипломированный специалист постоянно оказываются перед необходимостью осознанного и ответственного выбора, что предполагает наличие незаурядных волевых качеств личности - целеустремленности, последовательности, способности самостоятельно принимать решения и готовности отвечать за их последствия.

Немаловажным является и проблема социально-психологического комфорта в студенческой среде. Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как выстраиваются отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским корпусом, между студенчеством и администрацией вуза. Только совокупное действие таких условий и средств воспитания, как создание благоприятной образовательной среды, влияние личности воспитателя и его деятельности, личностное и социально-ролевое общение, активная творческая деятельность студентов, соотнесенная с особенностями их социально-возрастного периода развития, может дать положительный эффект [2].

Развитие личности будущего специалиста, создание условий для ее самореализации, как показывает опыт, не могут быть обеспечены в рамках только учебного процесса. Поэтому воспитательный процесс всегда складывается из двух основных составляющих: учебно-воспитательной и внеучебной.

Под внеучебной деятельностью студентов понимается такая их деятельность, в которую они включаются по собственному желанию во время, свободное от выполнения основной образовательной программы. При участии во внеучебных мероприятиях студенты имеют возможность реализовывать и развивать свои таланты, расширять круг общения, делать свой досуг разнообразным, интересным и полезным для своего общего развития и будущего профессионального роста.

К целям внеучебных мероприятий относятся активизация учебного процесса (усиление интереса к предмету, углубление знаний, осуществление связи теории с практикой) и процесса воспитания (приобщение к творчеству, формирование активной жизненной позиции, самоутверждение личности). Для достижения этих целей необходимо в вузе организовать соответствующую воспитательную среду. [3]

В качестве составляющей воспитательной среды на естественнонаучном факультете Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики можно рассматривать студенческую кафедру. Студенческая кафедра была создана в 1997 году. Задачей преподавателей, научных руководителей кафедры было раскрытие перед студентами широкого поля выбора, которого им в силу их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний было трудно осознать самостоятельно [4].

В настоящее время обучаемый должен уметь самостоятельно включать в систему своей деятельности нарастающий поток информации, причем не только собственно профессиональной, но и прямо не связанной с профессией, а полезной для общего интеллектуального развития или просто интересной. Очевидно, что всю информацию такого рода ни один учебный план охватить не может. Поэтому очень важным является развитие самостоятельности и творческих способностей студентов.

Для повышения самостоятельной учебной деятельности студентов их необходимо научить взаимодействовать с динамично развивающимся миром; вырабатывать такие способности, как работа в группе, рефлексия, саморазвитие и самостоятельное повышение квалификации. Развитие личности будущего специалиста, а также его профессиональной самостоятельной творческой деятельности возможно представить поэтапно следующей схемой: самопознание ^ самопрогнозирование ^ самоуправление ^ самообразование ^ самовоспитание ^ самоконтроль ^ самореализация ^ самосовершенствование ^ навык самостоятельной творческой деятельности.

Представленная цепочка развития самостоятельной творческой личности как нельзя лучше была реализована благодаря деятельности студенческой кафедры, которая стала центром формирования общественного мнения, превращения знаний в убеждения, а убеждений - в правила и нормы поведения. Это не только место для развития научной и творческой самостоятельности, но и лаборатория высшей школы, которая призвана помогать политическому, нравственному и эстетическому воспитанию студентов.

Деятельность студенческой кафедры началась с участия в мероприятиях по автоматизированной обработке тестирования первокурсников и созданию межкафедрального компьютерного класса, а также с работы в редакционно-издательском отделе университета. Со временем деятельность стала расширяться. Возникающие новые проблемы требовали привлечения к их разрешению все новых сотрудников студенческой кафедры. Все меньше и меньше требовалось вмешательства в ее деятельность преподавателей как руководителей, чем дальше развивалась студенческая кафедра, тем самостоятельнее в своих делах становились и студенты. И студенческую кафедру в настоящее время можно рассматривать как форму студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление - это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности. [1].

В деятельности студенческой кафедры реализовываются функции:

• обучающая - преподавание дисциплин, связанных с компьютерной грамотностью;

• научно-исследовательская - научная работа по тематике кафедр факультета и, как итог ее, проведение научно-практических конференций;

• культурно-развлекательная - проведение вечеров отдыха для студентов факультета; хозяйственная - дежурства по аудиторной зоне, уборка, ремонтные работы. [4]

Среди функций особой воспитательной силой должна обладать организационно-методическая функция, которая в деятельности студенческой кафедры должна стать самой главной. Если говорить о воспитательной среде, то ее главенствующей идеей должна быть идея влияния студентов на учебный процесс. Говоря о самоуправлении, о демократизации отношений преподавателей и студентов, о сотворчестве, сотрудничестве преподаватели достаточно часто забывают об этой демократии.

У каждого студента - сотрудника кафедры определено направление деятельности, функционирование которого он обеспечивает. Участие в работе студенческой кафедры позволяет получить навыки преподавательского мастерства, консультирования - сначала неуспевающих студентов, позднее профессионального, организации коллективной творческой деятельности, проведения научно-практических конференций. Деятельность студенческой кафедры развивает в студентах самостоятельность, позволяет почувствовать и оценить свои возможности, создает условия для самоуправления студентов. Важным является и тот факт, что в работе студенческой кафедры студент может попробовать свои силы в разных деловых ролях и, оценив свои возможности, выбрать направление своей будущей профессиональной деятельности.

Одной из главных задач студенческой кафедры является организация внеаудиторной деятельности студентов таким образом, чтобы каждый ощущал сопричастность к результатам работы коллектива и мог попробовать себя в различных социальных ролях и ситуациях. Одной из основных целей ее создания является обеспечение рабочих мест студентам для проведения практик, в особенности технологической и педагогической, раскрытие перед студентами широкого поля выбора деятельности в области профессионально-педагогического образования в дальнейшем.

Для реализации этих целей на естественнонаучном факультете был создан Союз кураторов - еще одна форма студенческого самоуправления. Главная задача Союза -ускорить и упростить процесс адаптации студентов первого курса. В Союз вошли кураторы групп, ответственные по работе с иногородними студентами, и старший куратор -все студенты четвертого курса факультета. Предварительно в апреле-мае кураторы прошли обучение в Школе кураторов и психологический тренинг. Деятельность Союза началась с составления плана работы с первым курсом на 2005/2006 учебный год, кото-

рый формировался исходя из поставленных перед Союзом кураторов задач и был согласован с заведующими кафедр, принимающих первокурсников.

В Союзе кураторов четко разграничены обязанности между его членами. Старший куратор направляет и контролирует деятельность остальных кураторов. При необходимости быстрого сбора первокурсников или своевременного получения студентами и от студентов интересующей информации администрация факультета связывается со старшим куратором, тот, в свою очередь, с кураторами групп, которые дальше работают со студентами. Обратная связь происходит по тому же принципу, хотя в случае необходимости никто не запрещает первокурсникам обращаться самостоятельно по инстанциям, но, как показывает практика, первокурснику легче подойти с вопросом к близкому по возрасту старшему товарищу и попросить помощи, которая своевременно оказывается ему [3].

В отличие от педагогической практики, преподавательская деятельность членов студенческой кафедры начинается с младших курсов в форме деловой игры. При этом они выполняют функции помощников студентам старших курсов, вырабатывают стиль жизни преподавателя, учатся общению с другими людьми. Весьма важно то, что практически в любой момент рядом с каждым студентом находится опытный преподаватель. Он выступает не только как руководитель, но и как советчик, партнер по совместной деятельности.

Особое место в работе студенческой кафедры занимают научно-практические конференции. Обычно они проводятся как научные форумы студентов и аспирантов естественнонаучного факультета, но в них достаточно часто принимают участие студенты и аспиранты других факультетов. В последние годы они превратились уже в межвузовские, что, естественно, способствует поднятию их престижа и эффективности. В результате деятельности студенческой кафедры проведены восемь научно-практических конференций, опубликованы пять сборников докладов.

Принципиально важно, что организация и проведение подобных научно-практических конференций реализуются исключительно по инициативе и силами самих студентов - сотрудников студенческой кафедры.

Понятно, что деятельность студенческой кафедры должна быть разнообразной, направленной на все сферы развития специалиста, и поэтому вечера отдыха, как и организация досуга студентов в целом, в деятельности студенческой кафедры занимают не последнее место. Проведено четыре факультетских вечера, причем их тематика не повторялась, а сценарии составлялись самими студентами.

Студенческие вечера предоставляют участникам не только отдых и развлечение, поскольку при его подготовке необходимо обеспечивать формирование должного отношения студентов к университету, друг другу, а также закреплять и развивать традиции вуза. Подготовленный и проведенный вечер «Нам верность Отчизне жить помогает» - яркое этому доказательство. В игровой форме студенты первого курса знакомились с символикой университета, города, страны.

Студенческие вечера, организуемые студенческой кафедрой, готовят студентов к самостоятельной общественной деятельности, так как воспитательная работа ведется в двух направлениях - как с участниками вечеров, так и с их непосредственными организаторами. Первое направление понятно - любой человек, придя на вечер, получает культурно-творческий заряд. Вечер в клубе «Посвящение в студенты» стал для первокурсников событием их студенческой жизни. Была подготовлена программа торжественного посвящения в студенты, чтобы сплотить первокурсников и пробудить в них гордость за свой факультет, свой вуз. Началось с официального поздравления студентов администрацией факультета. Затем первокурсники должны были проявить себя в «испытаниях», устроенных Союзом кураторов. Когда первокурсники доказали, что они готовы быть студентами факультета, наступило время клятвы на импровизированной зачетке.

Суть второго направления - в том, что в подготовку каждого мероприятия вовлекается как можно большее число студентов. За каждый вечер отвечают выбранные представители от разных групп. В подготовку вечеров активно включаются студенты: они участвуют в разработке сценария, готовят отдельные элементы торжественной части, предлагают номера художественной самодеятельности, обеспечивают порядок на вечере, при необходимости организуют игры и конкурсы со зрителями. Студенческая кафедра подготовила весь цикл мероприятий, посвященных десятилетию естественнонаучного факультета. Они включали проведение торжественного вечера факультета, научно-практической конференции студентов и аспирантов, спецвыпуск газеты университета, проектирование и изготовление памятных значков и т.п.

Таким образом, подготовка вечеров является для студентов своеобразной школой художественного, нравственного и творческого воспитания.

Интересной и полезной формой внеучебной работы являются студенческие поездки. Подобная деятельность - это не только возможность увидеть новые места. Во время путешествий складывается свой коллектив со своеобразной внутренней деятельностью, распределением обязанностей и отношениями, а поскольку походные впечатления довольно ярки, отношения и опыт их построения сильнее запечатлеваются на уровне психики.: Обычно такие поездки преследуют несколько целей, включающих, кроме непосредственно культурно-просветительской деятельности, психологическую возможность сближения коллектива и, как следствие, большую открытость в выражении эмоций и творческих способностей членов группы; способствуют приобретению навыка открыто и интересно раскрывать другим людям свой внутренний мир, вырабатывают навык творческого подхода к публичному выступлению. Ярким примером такой поездки была игра «Зарница», проведенная студентами пятого курса для студентов первого курса.

Участие в деятельности студенческой кафедры воспитывает в студентах такие качества, как творчество, самостоятельность, способность быстро принимать решения, формировать адекватную ответную реакцию в общении с другими людьми, выступать перед аудиторией. При этом в обстановке непринужденности, свободы, эмоционального подъема, характерных для подобной деятельности, у студентов формируются ценностные ориентации. Это позволяет студентам почувствовать и оценить свои возможности, создает условия для самоуправления студенческих коллективов и воспитывает в них профессиональные качества.

Литература

1. Информация о развитии студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ. // Официальные документы в образовании. 2002. № 30. С. 72-77.

2. Концепция воспитания студентов вузов РФ: Методическое пособие / Под ред. В Т. Лисовского. СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. 92 с.

3. Горлушкина Н.Н. Воспитательная составляющая профессионально-педагогического образования и новые формы ее реализации. / Информационные технологии в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Межвузовский сборник научно-методических статей. Под ред. проф. М.И. Потеева. СПб: СПбГУИТМО, 2003. С.21-28.

4. Потеев М.И., Горлушкина Н.Н. Студенческая кафедра как новая форма воспитания будущих педагогов профессионального обучения. / Проблемы воспитания студенческой молодежи в современных условиях. Межвузовский сборник научно-методических статей. СПб, 2002. С. 145-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.