УДК 378.18.07(430)
АКИНШИНА Инна Брониславовна, соискатель кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 Белгородского государственного университета. Автор 16 научных публикаций, в т.ч. двух учебно-методических пособий
МОДЕЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ
В статье обосновывается актуальность изучения зарубежного опыта студенческого самоуправления, в частности модели немецкого студенческого самоуправления с целью практического использования. Данная работа содержит информацию о различных моделях студенческого самоуправления в Германии, раскрывает их формы и методы деятельности.
Модель студенческого самоуправления, органы студенческого самоуправления, методы деятельности моделей студенческого самоуправления
На нынешнем этапе развития общества уделяется особое внимание исследованиям, связанным с вопросами организации студенческого самоуправления. Это связано как с общими процессами реформирования и модернизации систем профессионального образования, так и со вступлением многих европейских стран в Болонский процесс. Как отмечает О.А. Бурякова, «современная молодежь (в т.ч. и студенчество) обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к практическому участию в процессе преобразования России»1. Современная социальнообщественная деятельность студенчества и студенческих органов самоуправления в Германии в новых условиях глобализации и экономического кризиса вызывает интерес у российских исследователей, требует необходимости переосмысления известных ис-
© Акиншина И.Б., 2010
точников и поиск новых подходов к анализу проблем российской современной организации студенческого самоуправления.
Становление и развитие студенческих объединений и студенческого самоуправления в вузах Германии рассматривается в работах таких немецких исследователей, как H. Bartsch, H. Böhm, E. Denninger, H. Heimann, A. Keller, J. Konrad, M. Kolatz, H. Krüger, M. Laubig, H. Lönecker, H. Thuß, K. Starke, H. Zinn.
Нам импонирует их понимание студенческого самоуправления как самостоятельного управления учащимися своими делами и как форма ответственной общественной деятельности, направленной на решение самых насущных вопросов в каждый конкретный исторический период времени. Мы поддерживаем мнение большинства немецких исследователей, что оно должно иметь под собой правовую основу.
В Германии накоплен значительный опыт по развитию и становлению студенческого самоуправления. Ценным, на наш взгляд, является и то, что немецкие исследователи отводят студенчеству ключевую роль при выполнении основных задач вуза, саморефлексии и общественной ответственности.
Наш интерес к организации студенческого самоуправления в Германии вызван рядом причин.
Во-первых, Германия имеет богатые исторические традиции в самоорганизации и развитии студенческого самоуправления, которые могут быть полезны в организации студенческого самоуправления в российских высших школах.
Во-вторых, Германия и Россия - две великие державы, которых связывают давние, исторически сложившиеся отношения. В основанном в 1755 году Московском университете создавались литературные кружки, общества студентов, образцом которым служили сообщества студенчеств Германии.
В-третьих, в немецких вузах и университетах предоставляется больше академической свободы для самостоятельной и творческой деятельности студенчеству и студенческим объединениям, чего не хватает российским студентам.
В-четвертых, изучение и использование немецкого опыта организации и функционирования модели студенческого самоуправления имеет для России важное практическое значение при выработке собственной политики в области студенческого самоуправления с учетом национальных и культурно-исторических особенностей. Модели студенческого самоуправления - это школа развития личностных качеств лидера и организатора.
Представим схематично наиболее часто встречающиеся модели студенческого самоуправления в Германии:
• Студенчество каждого факультета образует ^ объединение специалистов, которые выбирают ^ совет объединения специалистов (функционирует на факультетском уровне);
• Студенчество вуза выбирает ^ студенческий парламент, который выбирает ^ сту-
денческий комитет, который формирует ^ рефераты (отделы) (функционирует на университетском уровне);
• Студенчество вуза выбирает ^ студенческий конвент, который выбирает ^ совет уполномоченных (студенческих представителей), который формирует ^ рефераты (отделы) (функционирует на университетском уровне). Данная модель распространена в федеральных землях Баварии и Баден-Вюртемберге.
Студенческая организация как модель является дееспособной организацией. Автономная дееспособность студенческого объединения предполагает наличие органов, которые репрезентируют эту дееспособность и волю к действию.
По мнению Г. Барча, понятие орган - это такая организационная структура модели, посредством которой при наличии устава осуществляется жизнедеятельность коллектива, призванная представлять саму себя и содействовать в волеизъявлении членов организации. Орган - это самостоятельный, институциональный субъект, созданный в соответствии с организационно правовыми нормами для осуществления объединением собственной компетенции2.
Рассмотрим кратко наиболее часто встречающиеся органы моделей студенческого самоуправления в Германии.
Студенческое собрание (die
Studentenversammlung) - это высший орган студенчества, который принимает различные решения. На собрании присутствуют все члены студенческого объединения, имеющие право голоса. Посредством студенческого собрания все студенты принимают участие непосредственно в студенческом самоуправлении. Студенческое собрание созывается и управляется президентом студенческого парламента, иногда председателем общего студенческого комитета. Процесс ведения собрания проходит в соответствии с регламентом работы.
Студенческий парламент (das Studentische Parlament) - высший избираемый орган, принимающий решения, касающиеся студенчества в целом, вузовской и образовательной политики
(избирается один раз в год). На общем учредительном заседании студенческий парламент выбирает всеобщий студенческий комитет и принимает решения по бюджету студенчества, который предоставляется на рассмотрение студенческим комитетом. В выборах в студенческий парламент могут принять участие все зачисленные в университет студенты. Полно -мочия выбранных студентов в студенческий парламент продолжаются обычно год, реже 2 года3. Устав студентов регулирует работу студенческого парламента. Органами студенческого парламента являются президент, президиум, комитеты4.
Студенческий конвент (der Studentische Konvent) является общим собранием студенчества, где все участвующие в собрании имеют полное и равное право голоса. Это основное демократическое положение называется принципом конвента. Конвент - «студенческий парламент», избираемый ежегодно студентами, который в свою очередь выбирает 4 студентов в совет уполномоченных и состоит из
2 палат и 3 студенческих сенаторов.
Совет студенческих представителей (уполномоченных) (der Sprecherrat) считается исполнительным органом в федеральных землях Баварии и Баден-Вюртемберге, однако он подчиняется в своей компетенции университетскому управлению и не может самостоятельно действовать в финансовом плане. В его полномочия входит защита профессиональных, экономических и социальных интересов студентов вуза; консультации по вопросам специализации; содействие духовным, культурным и спортивным интересам студентов; поддержка связи с другими немецкими и иностранными вузами5.
Всеобщий студенческий комитет (учащихся) (der Allgemeine Studentenausschuss, сокращенно AStA) является в высших школах большинства немецких федеральных земель (кроме земель Бавария и Баден-Вюртемберг) исполнительным органом, которому доверено внутреннее и внешнее представительство студенчества. Студенческий комитет представляет собой в некотором роде студенческое «правительство», выбирается студенческим
парламентом, подотчетен ему, состоит из одно -го или нескольких председательствующих. Студенческий комитет формирует рефераты (отделы), которые возглавляют референты. Рефератом называется определенная область дел и задач, которые выполняются профессиональными, компетентными референтами в органах власти (учреждениях) или организации. Рефераты служат эффективному выполнению многочисленных задач в соответствующей ор -ганизации, что было бы невозможно без специальных знаний компетентных референтов6.
Методы работы студенческого комитета зафиксированы в регламенте, принятом данным органом. Председатель руководит текущими делами студенческого комитета. Заседания мо -гут посетить все члены студенчества и преподаватели вуза или университета, а также ректор в силу своего общего контролирующего права и в то же время, чтобы прислушиваться к требованиям студентов7.
Хорошая инфраструктура (факс, компьютер, копировальный аппарат) позволяет студенческому комитету вуза одновременно работать во многих направления с общественностью.
Совет старейшин (Der Ältestenrat) состоит из студентов, которые в течение определенного времени отличились в работе студенческого самоуправления. Старостой может быть только тот, кто на протяжении нескольких семестров проработал в какой-либо студенческой организации университета, показал себя с лучшей стороны и имеет опыт работы. Срок полномочий в совете старейшин продолжается один год.
Таким образом, совет старейшин, как следует из названия, это совет студенчества, состоящий из студентов старших семестров (курсов)8.
Исходя из специализации и учебных курсов, студенчество подразделяется на объединения специалистов (Die Fachschaften). Учащиеся одной специализации образуют объединение специалистов (die Fachschaft). Объединения специалистов имеют право на самоуправление в соответствии с «Рамочным законом о высшей школе» и как составляющая часть студенческого самоуправления осуществля-
ют свою компетентную деятельность в сфере, касающейся вопросов специализации, которые вытекают из процесса обучения9.
Объединения специалистов формируют преимущественно собственное представительство советы объединенных специалистов (советы факультетов) (die Fachschaftsräte), которые выбираются во время университетских выборов. Рамочный устав объединения специалистов определяет порядок работы объединения специалистов и выборы совета объединенных специалистов.
Совет объединения специалистов является исполнительным органом. Объединения специалистов собираются на общих собраниях или на конференциях, где совет объединения специалистов информирует студенчество об актуальных вопросах вузовской политики. На них принимаются решения участия в организации демонстраций, митингов, забастовок и других акций.
Сотрудничая с деканатом, совет объединения специалистов занимается вопросами учебного процесса, условиями обучения и процедурой конкурса на замещение вакантных должностей. Таким образом, он сотрудничает на всех уровнях с профессорско-преподавательским составом.
Объединения специалистов, сотрудничая со всеми студентами выбранной специализации или факультета, определяют свои задачи, которые выполняются ими на общественных началах. Кроме того советы объединенных специалистов разрабатывают предложения по сервисному обслуживанию студентов и организуют культурно-просветительные мероприятия.
Сенат как орган представительства в вузах - это высший комитет, являющийся коллегиальным органом, избираемым демократическим путем и выполняющий в зависимости от положений устава вуза законодательные, совещательные, стратегические, контролирующие и руководящие задачи, дает оценку по запланированному государственному бюджету. В состав сената входят представители от студенческого самоуправления10.
Итак, в каждом вузе Германии закрепилась определенная модель студенческого самоуправления и представляет собой самостоятельную общественную организацию, в рамках которой студенчество осуществляет свою деятельность по реализации функций управления высшим учебным заведением и управления своими делами, которые выполняются ими в соответствии с целями и задачами, стоящими перед студенческими объединениями.
Примечания
1 Бурякова О.А. Генетический анализ сущности студенческого самоуправления // Вестн. СамГУ 2008. № 5/1(64). С. 116.
2 Bartsch H. Die Studentenschaften in der Bundesrepublik Deutschland. Organisation, Aufgaben und Rechtsform der studentischen Selbstverwaltung in der Bundesrepublik. Transfutur Verlag Bonn-Holzlar, 1971. S. 41d.
3 Studierende. Studierendenvertretung. URL: http://www.uni-erlangen.de (дата обращения: 16.09.09).
4 Studierende. URL: http://www.uni-saarland.de (дата обращения: 16.09.09).
5 Studierende. Studierendenvertretung. URL: http://www.uni-erlangen.de (дата обращения: 16.09.09).
6 Referat. URL: http://www.de.wikipedia.org/wiki/Referat (дата обращения: 16.09.09).
7 Studierende. URL: http://www.uni-frankfurt.de (дата обращения: 16.09.09).
8 Bartsch H. Op. cit. S. 89.
9 Idem. S. 102.
10 Studierende. URL: http://www.uni-saarland.de (дата обращения: 16.09.09).
Akinshina Inna
MODEL OF STUDENT SELF-GOVERNMENT IN THE SYSTEM OF HIGHER
EDUCATION IN GERMANY
The relevance of studying the foreign experience in the sphere of student self-government, the model of German student self-government in particular, is substantiated in the article. The given article contains information on different models of German student self-government including their forms and methods of activity.
Контактная информация: e-mail: Annik-so@yandex
Рецензент - Буторина Т.С., профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Северного (Арктического) федерального университета