УДК 373
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
БАКАЛАВРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
КАК СУБЪЕКТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
И.В. Руденко1
1 Исследование осуществляется при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10308а
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования общепрофессиональных компетенций студентов вуза в воспитательной деятельности образовательной организации. Студенческое самоуправление как субъект воспитания имеет потенциал в подготовке профессионально компетентного выпускника, если в вузе будут соблюдаться следующие условия: организация воспитательного пространства вуза с учётом направлений деятельности органов студенческого самоуправления; создание творческих «команд» как самоуправленческих структур; целенаправленное педагогическое сопровождение социально - ориентированной деятельности студентов.
Ключевые слова: общепрофессиональные компетенции, студенческое самоуправление, воспитательное пространство вуза, субъекты воспитания, условия реализации самоуправления.
FORMATION OF GENERAL COMPETENCES OF BACHELORS
IN THE ACTIVITIES OF STUDENT GOVERNMENT
AS A SUBJECT EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY
I.V. Rudenko
Abstract. This article considers the problems of formation of general competencies of university students in educational activities of educational organizations. Student Government as the subject of education has the potential to prepare professional competence of graduates, if in high school will be subject to the following conditions: the organization of educational space of the university, taking into account the activities of the student government; artistic creation "teams" as local government structures; targeted educational support and social - oriented activities of students.
Keywords: general professional competence, student government, educational space of the university, the subjects of education, the conditions of implementation of self-government.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нацелили высшие учебные заведения на освоение научно-методических подходов в области воспитания студентов и организации внеучеб-ной деятельности в соответствии с требованиями нормативных документов, социальных вызовов. Однако в стандартах не обозначены направления воспитательной работы, её необходимость лишь требованиями к результатам освоения Основной образовательной программы.
Компетенции студентов (общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные), которые являются результатом обучения в вузе, являются фактором конкурентоспособности выпускника, создают имидж учебному заведению.
Вузы, заинтересованные в поддержании своей высокой репутации среди партнёров и работодателей, используют все ресурсы для того, чтобы формировать профессионально
компетентного выпускника в единстве учебной и внеучебной деятельности. Так, например, во ФГОС ВПО психолого-педагогического образования, обозначены компетенции выпускников, в том числе и общепрофессиональные, которые невозможно сформировать только в процессе изучения дисциплин: готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культур-но-досуговую (ОПК-5); способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8) и др.
Именно поэтому образовательная среда вуза должна быть воспитательной средой, где в ситуации педагогического взаимодействия преподавателей и студентов создаётся
особая атмосфера заинтересованного участия в подготовке настоящих профессионалов. В связи с этим, ценности воспитания в вузе смещаются в сторону самовоспитания, саморазвития тех качеств личности, которые помогут молодому человеку ощущать себя комфортно как профессионалу и личности. Именно с учетом личностных факторов возможности профессионального роста в вузе можно реализовывать через студенческие формирования, к которым относятся органы студенческого самоуправления.
Развитие студенческого самоуправления и становление личности субъектов самоуправленческой деятельности, которое будет характеризоваться, в том числе, сформированными компетенциями, эффективно осуществляется, если в вузе создаются соответствующие условия. Опыт Тольяттинского государственного университета, исследовательская работа студентов и аспирантов, изучение исследований коллег из других вузов [2,5] позволили выделить три основных условия: организация воспитательного пространства вуза с учётом направлений деятельности органов студенческого самоуправления; создание творческих «команд» как самоуправленческих структур; целенаправленное педагогическое сопровождение социально-ориентированной деятельности студентов.
Рассмотрим первое условие - организация воспитательного пространства вуза с учётом направлений деятельности органов студенческого самоуправления. Понятие «воспитательное пространство» исследуется в педагогике представителями научной школы Л.И. Новиковой. Д.В. Григорьев определяет воспитательное пространство как «динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающих интегрированным условием личностного развития человека» [3]. Концепция внеучебной деятельности Тольяттинского государственного университета [4] уделяет большое внимание созданию воспитательного пространства в образовательной организации. Основными направлениями вуза в связи с этим является: создание условий для развития у студентов гражданственности и социальной активности; создание условий для формирования личностно -
профессиональной позиции специалистов, развития лидерских качеств; поддержка и развитие социально значимых инициатив
студентов; создание условий для формирования культуры здоровья, мотивации к здоровому образу жизни студентов; создание условий для творческого самовыражения студентов; социальная поддержка студентов; методическое сопровождение воспитательного пространства в вузе.
Вузом определены субъекты воспитания:
- индивидуальные: студенты; родители; преподаватели; представители руководства и учебно-вспомогательного персонала вуза; руководители и лидеры студенческих общественных объединений и организаций, представители баз практики, на которых работают студенты вуза; абитуриенты; члены попечительского совета;
- коллективные: коллективы кафедр и структурных подразделений вуза; академических групп; органы студенческого самоуправления; молодежные общественные объединения и организации и т.д.
В создании воспитательного пространства вуза учитывалась деятельность студенческого самоуправления и те «события», которые рождались в планах студенческих формирований. Сочетание социально значимых инициатив и индивидуальных интересов, реализуемых в ходе подготовки «событий», социальных и творческих проектов, коллективных творческих дел, в деятельности студенческого самоуправления, подтвердило идею о том, что студенческие формирования являются важным фактором личностного развития и становления компетенций у студентов вуза.
Студенческое самоуправление является одним из основных субъектов воспитательного пространства вуза, средой для организации самостоятельной общественной жизни студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческого общества, развития компетенций. Поддержка деятельности студенческого самоуправления со стороны руководства вуза выражается в создании нормативно-правовой базы. Так, в Тольяттинском государственном университете разработано Положение о студенческом самоуправлении, а в структурных подразделениях-институтах имеются положения и договоры о сотрудничестве со студенческими общественными объединениями. В гуманитарно-педагогическом институте ТГУ были созданы два органа студенческого самоуправления: студенческий совет и педагогический отряд. Для каждого органа студенческого самоуправления была разработана организационная структура. Студенческий со-
вет аккумулировал в себе все деятельност-ные начинания студентов через работу секторов, которые реализуют направления: культурно-досуговое, спортивно -
оздоровительное, научно-исследовательское, социально-правовое, корпоративной культуры, жилищно-бытовое и информационное. В своей работе сектора тесно связаны со структурами университета по своему профилю.
Реализация второго условия - создание творческих «команд» как самоуправленческих структур - предполагает включение студентов в такие творческие группы, где они смогут реализовать себя, свои способности и интересы. В гуманитарно -педагогическом институте, где обучаются студенты психолого-педагогического направления, важно осуществлять эту работу постоянно, так как именно этот опыт позволит успешно формировать вышеуказанные компетенции (ОПК-5,6,8). Творческие команды создаются в зависимости от их целей и продолжительности работы. По длительности функционирования деятельность команд может быть краткосрочной (оформление выставок, проведение студенческих научных конференций, мероприятий различной направленности), среднесрочной (поиск финансирования и организация работы кружков, секций; разработка и внедрение социальных проектов, разработка и оформление заявки на грант) и долгосрочной (управление студенческим советом или педагогическим отрядом, работа по созданию имиджа студенческого формирования).
В институте сложились самоуправляемые команды, отличающиеся высоким уровнем ответственности, свободы в принятии решений и обладающие доступом к определенным ресурсам. КВН-клубы, Центр культуры и творчества студентов, студенческий центр по трудоустройству, студенческий педагогический отряд имеют достаточно солидный опыт и стаж работы. Преемственность осуществляется за счёт передачи традиций от старших младшим, постоянного обновления состава студентами младших курсов.
Команда, как правило, имеет в своём составе студентов, обладающих различными способностями. В работе команд гуманитарно-педагогического института наблюдалось формирование определенного ролевого ансамбля, в котором активно взаимодействовали студенты, имеющие различные ролевые позиции: генератор идей, организатор, координатор, агитатор, критик, специалист, фи-
нишер. Следует отметить, что наличие этих ролей в командах встречается довольно редко. В команде может быть несколько талантливых генераторов идей и ни одного организатора, способного сплотить группу и воплотить задуманное. В этом случае необходимо расширять работу по привлечению новых участников, обучать кадры. Подготовка лидеров и организаторов для студенческого самоуправления может быть сравнимо с развитием персонала в профессиональной организации. В этом случае важна целенаправленная работа тех, кто курирует органы студенческого самоуправления и помогает создаваться новым командам.
Исследование И.А. Казандаева, И.В. Ру-денко позволило изучить мотивы установить участия студентов в различных «командах». Если год назад до создания «студенческих команд» в различных студенческих формированиях принимали участие на постоянной основе 12% из числа опрошенных, периодически - 19% респондентов, в студенческом самоуправлении 11%, то сейчас, когда проводился данный опрос, соответственно 20%, 23%, 14%.
Участие студентов в деятельности студенческих команд, в большинстве случаев, было достаточно мотивированным (90 %). Студентов привлекала в этой работе возможность общения с интересными людьми (65 %), возможность самореализации (54%), приобретение знакомств (26%), которые в будущем окажутся полезными для карьерного роста. Это подтверждает то предположение, что профессиональное саморазвитие в процессе внеучебной воспитательной деятельности одобряется студентами и вызывает поддержку с их стороны. Несмотря на общественную направленность деятельности студенческого самоуправления, 30 % от всего количества опрошенных рассчитывают получить повышенные стипендии за активную работу в вузе; 24% респондентов связывают свое участие в студенческом самоуправлении с будущей профессиональной деятельностью. Данный факт свидетельствует о важности целенаправленной работы по развитию профессионально значимых качеств будущего специалиста в процессе вне-учебной деятельности. К мотивам участия в социально-ориентированной деятельности относилось: желание принести пользу институту (50 %), помочь социально незащищенным гражданам и подросткам (9%), улучшить учебный процесс (44%). Особенно важно, что организаторы и актив студенче-
ского самоуправления стали полноправными партнерами преподавателей в осуществлении воспитательной деятельности.
Целенаправленное педагогическое сопровождение социально - ориентированной деятельности студентов и студенческих формирований - третье важное условие успешного развития студенческого самоуправления.
Так, для методического сопровождения и работы со студентами в гуманитарно -педагогическом институте в штатное расписание введена должность методиста по вне-учебной деятельности, который осуществляет координацию и сопровождение деятельности студенческого совета; на первом, втором, третьем курсах работают кураторы групп; с педагогическим отрядом работает методист ЦВР «Диалог».
Ядром педагогического сопровождения является поддержка социально ориентированной деятельности, конкретную помощь при разработке и реализации социально значимых проектов. В деятельности Тольяттин-ского государственного университета осуществляются следующие виды педагогической поддержки: тренинги; консультации; наставничество.
Тренинги проводятся в основном для постоянно действующих структур. В процессе тренинговых занятий студенты учатся бесконфликтно взаимодействовать друг с другом, работать в командах, вести дискуссии. Консультации осуществляют все службы вуза, в том числе и юридические, научно -исследовательские. Наставничество направлено на поддержку и обучение студентов младших курсов старшекурсниками или выпускниками, которые продолжают сотрудничать со студенческими формированиями.
Значительный потенциал наставничества проявляется в работе куратора академической группы. Среди студентов психолого-педагогического направления ТГУ как правило, раз в год, собираются предложения для
Литература:
1. Алиева, Л.В. Самоуправление - способ демократизации и гуманизации образовательной деятельности вуза / Л.В.Алиева // Вектор науки: Толь-яттинский Гос.ун-т. Серия педагогики - психологии. - 2010.- № 2. - С.9-13.
2. Алиева, Л.В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления вуза: развитие на основе мониторинга / Л.В. Алиева, Н.А. Драган, Н.А. Нефедова // Научно-методическое пособие. -М.: Изд-во «Академия МНЭПУ». - 2010. - 106 с.
кураторов групп. На основе их анализа совместно с советом института вырабатываются рекомендации кураторам разных курсов. Кураторы групп поставленные перед ними задачи решают с помощью следующих организационных форм воспитательной деятельности: встречи и презентации досуговой деятельности, конкурсы социальных и социально-культурных проектов; организационно-диагностической игры для первокурсников; торжественное мероприятие «Посвящение в студенты»; организация встреч с потенциальными работодателями; творческие отчёты.
Исследование позволило зафиксировать, что в процессе работы в студенческих командах студенты научились организаторской работе (45%), приобрели опыт социального взаимодействия с различными группами населения (65%), опыт деятельности, связанной с будущей профессией (55%); навыки делового общения (70%), стали более раскованными и общительными (75%), приобрели способность убеждать людей (30%), научились слушать собеседника (20%). Студенты отметили положительное влияние работы в студенческом самоуправлении на развитие творческих способностей (55%). Студенческие команды, создаваемые для организации различных видов досуговой деятельности, оказались самыми востребованными.
Соотнося эти данные с задачами современного вуза по подготовке профессионально компетентных бакалавров психо лого -педагогического направления, можно сделать вывод, что участие в студенческом самоуправлении способствует формированию общепрофессиональных компетенций выпускников и обладает тем потенциалом, который даёт возможность адаптироваться в профессии и является способом демократизации и гуманизации воспитательной деятельности вуза [1].
3. Григорьев, Д.В. Событийный подход к воспитательному пространству / Д.В. Григорьев // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. - Калуга, 2000. - С.66.
4. Концепция внеучебной деятельности Тольят-тинского государственного университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site124 - Тольятти, 2012.
5. Певзнер, В.М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: автореф. на соиск. канд. наук:13.00.01 / В.П. Певзнер. - Великий Новгород, 2005. - 24с.
References:
1. Alieva, L.V. Samoupravlenie - sposob demokratizacii i gumanizacii obrazovatel'noj dejatel'nosti vuza / L.V. Alieva // Vektor nauki: Tol'jattinskij Gos.un-t. Serija pedagogiki - psihologii. - 2010.- № 2. - S.9-13.
2. Alieva, L.V. Vospitatel'nyj potencial studencheskogo samoupravlenija vuza: razvitie na osnove moni-toringa / L.V. Alieva, N.A. Dragan, N.A. Nefedova //Nauchno-metodicheskoe posobie. - M.: Izd-vo «Akademija MNJePU». - 2010. - 106 s.
3. Grigor'ev D.V. Sobytijnyj podhod k vospitatel'nomu prostranstvu / D.V. Grigor'ev //
Vospitatel'noe prostranstvo kak ob#ekt pedagogicheskogo issledovanija. - Kaluga, 2000. -S.66.
4. Koncepcija vneuchebnoj dejatel'nosti Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universitet [Jelektronnyj re-surs]. Rezhim dostupa: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site124 - Tol'jatti, 2012.
5. Pevzner, V.M. Pedagogicheskij potencial studencheskogo samoupravlenija v sovremennom vuze: avtoref. na soisk. kand. nauk:13.00.01 / V.P. Pevzner. -Velikij Novgorod, 2005. - 24s.
Сведения об авторе:
Руденко Ирина Викторовна (г.Тольятти, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методик преподавания, Тольяттинский государственный университет, e-mail: ivrudenko@rambler.ru
Data about the author:
Rudenko I. V. (Togliatti, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, Department of pedagogy and teaching methods, Togliatti State University, e-mail: ivrudenko@rambler.ru