МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ
Г. А. Резник, Ю. С. Пономаренко
СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В современных условиях развитие студенческого предпринимательства в вузах является первостепенной задачей. Однако она не может быть решена без специально созданных условий в вузе и серьезных механизмов ее внедрения. В связи с этим перед высшими учебными заведениями стоит важная цель — подготовка инновационно-ориентированного специалиста, который будет обладать не только базовыми и профессиональными компетенциями, но и предпринимательским талантом.
Ключевые слова: студенческое предпринимательство, инновационная экономика, высшее учебное заведение.
G. A. Reznik, U. S. Ponomarenko Student business as an important factor of innovation economy formation
In modern conditions the development of student entrepreneurship in higher education is a priority. However, it can not be solved without a specially created environment in the university and major mechanisms for its implementation. In this context, the institutions of higher education has an important goal — preparing innovation-oriented professional who will possess not only the basic and professional competence, but also has entrepreneurial talent.
Keywords: Student entrepreneurship, innovation economy, higher education institution.
Современный этап развития экономики в нашей стране характеризуется процессами глобализации, масштабностью процессов информатизации, созданием и внедрением инноваций в различные сферы деятельности. Конечным результатом этих изменений должно стать формирование инновационной экономики — гибкой, динамичной, кардинально меняющей экономические и социальные основы жизнедеятельности людей. Протекающие процессы в экономике обуславливают приобретение молодыми специалистами новых качеств, таких, как высокий образовательный уровень, новаторское и экономическое мышление, высокая технико-технологическая культура, способность к перемене профессии и
вариантному использованию своей способности к труду. Инновационная экономика прежде всего предполагает развитие производственной сферы, которая требует большого числа высококвалифицированных специалистов, способных освоить современные технологии, самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения в быстроизменяющейся внешней среде.
Одним из эффективных путей решения исследуемой проблемы является активное вовлечение молодёжи со студенческой скамьи в предпринимательскую деятельность. Молодёжная, в том числе, студенческая предпринимательская инициатива может стать одним из основных фак-
© Резник Г. А., Пономаренко Ю. С., 2010
торов, с помощью которого можно повысить уровень инновационное™ российской экономики. Ведь талантливая молодёжь, способная генерировать и внедрять идеи, всегда являлась источником инноваций.
Вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность формирует определённый образ мышления, ценности, нормы, стиль и тип хозяйственного поведения. Склонность к предпринимательству проявляется в особом творческом отношении к делу, инициативности, непрерывном стремлении к новаторству. Поскольку важнейшей задачей предпринимательской деятельности в любой сфере деятельности является обеспечение эффективного фунционирования предприятия, фирмы, организации, стабильной финансовой устойчивости, то это подразумевает ориентацию на инновации и создание инновационной среды, формирование способности привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из разнообразных, в т. ч. нетрадиционных источников.
В последние годы развитие студенческого предпринимательства в вузах стало приоритетной задачей, однако отсутствие механизма её реализации не позволяет широко и масштабно её решать. И для объяснения этого есть целый ряд объективных причин, среди которых учебная, научная, спортивная нагрузки студентов, обязательность посещения занятий, а порой и излишняя опека родителей.
Быстро меняющийся технический и организационный уровень развития производства, изменения, которые происходят в экономике требуют от работников систематического обновления и пополнения своих знаний, умений, а также совершенствования практических навыков на протяжении всей жизни. Главным условием востребованности на рынке труда становится непрерывность образования, то есть переход от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни». И этот принцип распространяется не только на теоретическую подготовку специалистов, но и на практическую направленность.
Основным препятствием, сдерживающим решение стоящих сегодня задач, является проблема дефицита высококвалифицированных кадров, имеющих не только хорошую теоретическую подготовку, достаточный опыт практической деятельности, но и «предпринимательскую жилку». Очевидно, что в числе основных задач, стоящих перед высшей профессиональной школой является инновационное кадровое обеспечение ключевых высокотехнологичных отраслей
экономики народного хозяйства, основой которого является формирование гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов. В то же время система высшего профессионального образования остается менее подвижной по сравнению со скоростью изменений потребностей предприятий. В значительной мере это связано со сроками подготовки специалистов. Срок обучения в вузе сопоставим с периодом старения информации: считается общепризнанным, что за три-четыре года она устаревает наполовину.
Мониторинг рынка труда, который проводится ежегодно кафедрой Маркетинга и экономической теории Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, позволил выявить ряд тенденций, проявившихся в последние годы:
1.Отсутствие адекватной реакции высшего профессионального образования на потребности рынка труда. Под давлением текущего спроса населения, не обладающего достаточной информацией о долговременных тенденциях изменения структуры спроса на различные категории работников, происходит дальнейшее нарастание диспропорций между рынком труда и рынком образовательных услуг. По оценкам аналитиков, налицо перенасыщение рынка специалистами экономического и юридического профиля при недостаточном внимании к инновационным специальностям, ориентированным на долгосрочную перспективу. Уже сегодня работодатели ощущают дефицит как квалифицированных рабочих кадров, так и высококвалифицированных специалистов, отвечающих «европейским» параметрам качества.
2. Массовизация высшего образования. На фоне демографического спада и неоднозначной экономической ситуации за период с 1995 по 2010 г. в 2 раза выросло число студентов в высших учебных заведениях.
3. Российские работодатели при приеме на работу перестают ориентироваться на специальность, полученную в высшем учебном заведении (не реагируют на диплом). Главное требование, выдвигаемое при приеме на работу — соответствие занимаемой должности. Для работодателя важным является не специальность работника по диплому, а общее направление его профессионального образования.
4. Ориентация работодателей на компетенции:
— когнитивную (предполагающую теоретические знания);
— функциональную (способность работника выполнять качественно свои должностные функции);
— личностную (перечень качеств, характеризующих личность работника);
— этическую (соблюдение этических норм и правил поведения в коллективе).
Вместе с тем, работодатели отмечают компетенции, зачастую отсутствующие у выпускников вузов:
— знания по специальности;
— общие базовые знания;
— знание иностранного языка;
— практический опыт.
5. Переход к «гибким» специальностям. Рынок труда стал требовать больше «гибких», «многофункциональных» специалистов. В настоящее время в условиях быстроизменяющихся факторов внешней среды происходят активные изменения в должностных функциях и оргструктурах организаций,- появляется необходимость в выполнении работ, которые не были востребованы раньше. Появляются новые названия должностей, новые функции в должностных инструкциях.
Результаты маркетингового исследования, проведенного кафедрой «Маркетинг и экономическая теория» Пензенского ГУАС в феврале 2010 г. позволили выявить среди выпускников вуза основные качества, которые необходимы молодому специалисту, планирующему открыть собственный бизнес. Среди них: организаторские навыки, умение работать с людьми — 85,3 %, наличие профессионального опыта — 64,7, способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни — 64, знание рынка труда и технологии карьеры — 35,3, наличие дополнительной квалификации — 31,3, занятие наукой, навыки научно-исследовательской работы — 19,3 %.
Платформой развития практической предпринимательской деятельности среди студентов высших учебных заведений может послужить
Рис. 1. Причины совмещения работы
тенденция, сформировавшаяся в последние годы, когда большинство студентов стремится найти работу еще во время обучения в вузе. Данное обстоятельство связано с тем, что большинство студентов считают обучение в вузе лишь возможностью получить диплом о высшем образовании, что, по их мнению, является престижным. Реальную же конкурентоспособность на рынке труда студенты связывают с наличием опыта работы в какой-либо сфере. Необходимость поиска работы во время обучения в вузе обусловлена также стремлением студентов самостоятельно зарабатывать на жизнь и приобрести практические навыки для успешного продвижения по карьерной лестнице в будущем (рис. 1).
Необходимо отметить, что студенты связывают причины совмещения работы и учебы именно с трудоустройством в преуспевающую компанию, но не с открытием собственного бизнеса, поскольку для последнего требуются значительные финансовые вложения, наличие больших профессиональных компетенций и свободного от учебы времени.
Совмещение студентами работы и учёбы повышают их шансы на рынке труда. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), многие россияне (24 %) отрицательно относятся к совмещению учёбы и работы, аргументируя свою позицию тем, что у студентов мало времени остаётся на учёбу, вследствие чего они не обладают значительным уровнем знаний (42 %); что учёба — это главное, а работа от неё отвлекает (32 %) и, кроме того, такая нагрузка вредит здоровью (8 %) (рис. 2).
Развитие предпринимательской деятельности среди студентов наталкивается на ряд проблем, в частности, снижение качества обучения, вызванное отсутствием у работающих или занимающихся своим бизнесом студентов необходимого времени для посещения учебных занятий.
С одной стороны, необходимо стимулировать студентов к поиску работы с целью приобрете-
Чтобы зарабатывать на жизнь
I I Чтобы получить практические навыки по будущей профессии
□ Другое
учебы студентами российских вузов
□ мало времени остаётся на учёбу
□ что учёба — это главное, а работа от неё отвлекает
□ такая нагрузка вредит здоровью
□ «успеют ещё наработаться»
□ другое
Причины отрицательного отношения населения к совмещению студентами российских вузов
работы и учебы
ния практического опыта в той сфере, в которой желают создать собственный бизнес; с другой — необходимо повышать качество образования за счёт усиления теоретической подготовки студентов, что предполагает их ежедневное посещение лекций и семинаров и развития их профессиональных компетенций.
Развитие студенческого предпринимательства в вузах будет способствовать сглаживанию тех противоречий, которые возникают на рынке труда по поводу качества подготовки специалистов. Проводимые в настоящее время опросы работодателей показывают, что большинство из них считают выпускников недостаточно готовыми к практической деятельности, прежде всего, из-за невладения современными технологиями и неготовности решать поставленные перед ними цели и задачи.
Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций должны лежать в основе подготовки специалистов с учетом особенностей того или иного региона. Определённое количество человеческого капитала, обладающего необходимыми качественными характеристиками — необходимая основа экономической самостоятельности, инновационности, устойчивости и стабильности развития региона.
Выходом из сложившейся ситуации может явиться привлечение специалистов-практиков к разработке учебных программ по востребованным на рынке труда специальностям с ориентацией на формирование необходимых компетен-
ций и получение необходимых знаний, умений и навыков.
Подобная схема организации учебного процесса широко развита в ряде зарубежных стран. К примеру, одна из ведущих европейских бизнес-школ Instituto de Empresa (IE) основана испанскими бизнесменами, и ее программы в первую очередь нацелены на обучение предпринимательству. Основной блок дисциплин (80 %) в школе преподают представители академической среды и 20 % — практики, а элективные курсы (например, трейд-маркетинг, международные стандарты бухучета и т. п.) обычно ведут только представители бизнеса.
Ассоциации европейских школ бизнеса, по сути, выполняют заказ на подготовку специалистов со стороны бизнеса, во взаимодействии с ассоциациями, занимающимися вопросами качества образования, вырабатывая стандарты, учебные планы, т. д.
Кроме того, в развитых странах Западной Европы вузы стимулируют высокую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, как правило, принимая в магистратуру и аспирантуру выдающихся выпускников других вузов. Более того, они часто нанимают преподавателей из числа магистрантов и аспирантов других вузов либо из бизнес-среды, т. е. преподавателей-практиков. В лучших европейских вузах студенческая мобильность предполагает возможность данных субъектов рынка высшего профессионального образования применять имеющиеся знания и навыки в предпринимательской деятельности, т. е. заниматься
малым и средним бизнесом помимо образовательной деятельности.
При всех существующих проблемах решать задачу приобщения студентов к предпринимательству нужно и можно. Выходом из сложившейся ситуации может стать развитие вертикальной интеграции вуза и предприятия, предполагающей совместное управление и планирование (когда руководители предприятий активно участвуют в формировании учебных программ вуза, тематики научно-исследовательских и проектных работ, организуют производственную практику студентов, привлекаются к преподаванию и проведению в вузе исследований и прикладных разработок), а также нужна поддержка в виде экономии на издержках, а значит, создание большого количества бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков. Предпринимателям за не слишком большие деньги нужно предоставить помещение, оборудование, сопроводить эти инфраструктурные предприятия специфическими услугами для малого бизнеса: бухгалтерскими, юридическими, по сертификации и даже консультационными услугами по продвижению товаров на зарубежные рынки. Такая поддержка может быть универсальной — ею может воспользоваться любой. Что касается чисто молодежной инициативы — нужно учить зарабатывать деньги, а не просто деньги давать. Жить по принципу — «дать не рыбу, а удочку». Необходимо развивать инфраструктурные объекты, там, где предприниматели могут получить офисные, производственные помещения, выставочные, переговорные, Интернет-услуги, консультации — все в одном месте. Так, как это делается в нормальных промышленных парках и бизнес — инкубаторах за рубежом.
Об этом свидетельствует опыт Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Так, уже много лет студентам старших курсов различных специальностей читаются спецкурсы «Основы предпринимательства», «Теория бизнеса», «Технология карьеры», в рамках которых студенты осваивают теоретические основы предпринимательской деятельности. Для студентов экономического профиля разработан и уже многие годы внедряется практический модуль системы интенсивного внедрения в специальность, который предусматривает разработку и постоянное использование еженедельника студента, плана жизни и карьеры, подготовку и защиту курсовой работы «Моя карьера», бизнес-практику «Технология карьеры», разработку и использование профессионального
резюме для получения рабочего места. Кроме того, уже много лет в рамках Института экономики и менеджмента функционирует самоуправляемый Институт студенческих лидеров, где более 20 студенческих фирм реализуют себя в рамках факультетов «Деловое администрирование», «Менеджмент в бизнесе», «Менеджмент в науке», «Менеджмент в культуре» и др. Практика показывает, что все эти меры в комплексе способствуют успешному продвижению выпускников по служебной лестнице и повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
Формированию экономического мышления и навыков предпринимательской деятельности в значительной мере способствуют используемые в учебном процессе деловые игры, в частности, «Никсдольф Дельта», в процессе которой участники получают новые знания и навыки в области предпринимательства и применяют их на примере управления типовой версией бизнеса. Развитию предпринимательской активности в значительной мере способствует и получение второго высшего экономического образования, формируя рыночное экономическое мышление.
После окончания обучения в вузе 42 % выпускников — хотели ли бы получить помощь в поиске работы, 33,3 — дополнительное образование, 30 — помощь в открытии собственного дела, 12,7 % — личностные тренинги.
В настоящее время свой собственный или семейный бизнес имеет 11 % студентов, 58 % в будущем планируют создать свой бизнес. Лишь 5 % студентов предпринимали попытку создать свой бизнес.
Для развития студенческого предпринимательства целесообразно внедрить систему льготного кредитования будущего бизнеса, а также разработать и внедрить систему совмещения работы с учебой по согласованию с учебным управлением вуза. Работающий студент — это своего рода связующее звено между рынком труда и вузом. Он привносит на рынок труда те ценности, которые приобретаются им в процессе учебы (культурный кругозор, инновационное мышление, высокую нравственность, и т. п.), а в студенческую среду — практические навыки, полученные в процессе трудовой деятельности, способствуя тем самым сближению вузов с реальной практикой и реалиями современного общества.
Таким образом, развитие предпринимательской деятельности в сфере высшего профессионального образования можно рассматривать как объективную реальность современного этапа раз-
вития общества, которое позволяет, с одной стороны, улучшить материальное положение ее участников, а с другой — увеличить уровень инно-вационности экономики, в основе которой лежит формирование механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг.
Поэтому развитие студенческого предпринимательства должно занять особое положение в системе государственной молодежной политики. Реализация разработанной в России Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства, в которой предусматривается первоочередное вовлечение молодежи, в том числе, студенческой в сферу бизнеса, должна способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизне-
са, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.
1. Волков А. Высшее образование: повестка 2008— 2016 // Эксперт. 2007. № 32. С. 88-94.
2. Полезно ли совмещать учебу с работой // Информационный портал www.ubo.ru.
3. Полищук П. И. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда // Вопр. образования. 2005. № 1. С. 70-86.
4. Резник С. Д., Игошина И. А. Студент вуза: технологии учебы и профессиональной карьеры. М. : Инфра-М, 2010. 475 с.
5. Салми Д. Российские университеты в конкуренции университетов мирового класса // Вопр. образования. 2007. № 3. С. 5-45.
6. Фуколова Ю. Бизнес в ученой степени [Электронный ресурс]. URL: www.juobsmarket.ru.