YAK 316.334.2 ББК 60.561.2
Н.Б. КОСТИНА, ОРИЕНТАУИИ СТУДЕНТОВ БАШКОРТОСТАНА Р.Х. ЕЛАГИНА НА ТРУД В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
N.B. KOSTINA, BASHKORTOSTAN STUDENTS ORIENTATIONS
R.H. ELAGINA TO WORK IN SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES
В статье на основании результатов прикладного социологического исследования рассматриваются ориентации студентов вузов Башкортостана на трудоустройство по окончании высших учебных заведений в организации малого и среднего предпринимательства; выявлены оценки студентами разных направлений подготовки возможностей работать по полученной специальности и их отношение к смене специальности; выделены факторы, влияющие на выбор студентами для будущей трудовой деятельности предприятий разного вида - крупных, средних и малых.
In an article based on the results of applied sociological research is examined the orientation of students of Bashkortostan University for job placement upon completion of higher education institutions in the organization of small and medium-sized businesses; are identified assessments of students related to different specializations of education and to opportunities to work according to theirs specialization, also identified their attitude to change the specialization; are identified factors that influence the choice of students for the future working carrier in the different types of enterprises large, medium and small.
Ключевые слова: студенчество, вузы Башкортостана, ориентации на труд, малое и среднее предпринимательство.
Key words: student community, higher education institution of Bashkortostan, orientation to work, small and medium enterprise.
Студенчество, можно сказать без преувеличения, представляет собой одну из наиболее изучаемых социологами подгрупп в составе молодёжи как социальной группы. И такое внимание, особенно в современном обществе, является вполне оправданным и объяснимым. Главным основанием выделения этой подгруппы в рамках современной молодёжи является осуществляемый ею основной вид деятельности - учёба в вузе. Однако фактом студенческих поведенческих практик, который занял подобающее место в предметной области социологического знания, является начало студентами трудовой деятельности уже в период обучения. Факторы выбора студентами совмещения учебной деятельности с трудовой различны. Среди них: стремление иметь собственный доход, желание «попробовать себя» в сфере своей будущей профессии, намерение повысить свой статус, потребность выглядеть самостоятельным, самодостаточным в глазах своей референтной группы и др. При этом для работодателей студенты являются выгодным «кадровым пополнением»: соглашаются на не очень выгодные условия (т. к. не имеют опыта работы, стажа), при этом стараются выполнять порученную работу хорошо, поскольку перед ними стоит задача приобрести необходимый опыт. закрепиться не только на предприятии, но и в большом городе (последнее очень важно для студентов, приехавших на учёбу из небольших поселений, а их доля среди студентов вузов достаточно велика).
В свою очередь, современные предприятия для достижения своих целей заинтересованы в притоке специалистов, не только обладающих знаниями, но и обладающих способностью их создавать при решении конкретных задач. Успех компании, работающей на современном рынке, во многом определяется созданием, дальнейшим использованием и развитием инновационного знания, которое в последующем распространяется в организации,
воплощается в производимых продуктах или услугах. Очевидно, для производства такого знания необходим «приток» в фирмы выпускников и студентов, обладающих не только дипломом, но знаниями и навыками участия в производстве. Иными словами, знание для современных предприятий - важнейших конкурентный ресурс. Это отчётливо осознают, вследствие этого -хорошо работают по созданию организационного знания, прежде всего, японские и американские компании, чего нельзя сказать о российском предпринимательстве. Справедливости ради отметим, что руководители предприятий российского крупного бизнеса уже ставят себе такую задачу и реализуют её. Создание и использование инновационного знания для решения производственных задач становится важным направлением кадровой политики и кадровых стратегий крупных предприятий, а одной из ключевых форм организации этого процесса выступают корпоративные университеты.
По поводу российского малого и среднего предпринимательства нужно отметить, что для его руководителей в современных условиях важнейшей является задача обеспечения «выживания» предприятий, в её решении кадровые вопросы, последовательная реализация кадровой политики и разработки кадровой стратегии не представляются менеджерам сколько-нибудь значимыми. Это приводит к тому, что персонал малых и средних предприятий, если говорить терминами СВОТ-анализа, из сильной стороны превращается в слабость, которая при усилении внешних угроз и рисков только возрастает, что, в конечном счёте, составляет угрозу для функционирования самого предприятия. В этом контексте менеджерскому корпусу предприятий малого и среднего бизнеса необходимо уделить пристальное внимание системе функций по управлению персоналом. Для решения этих задач важной информацией неуправленческого характера являются данные о том, насколько ориентированы выпускники вузов Башкортостана на трудовую деятельность на малых и средних предприятиях, и какими факторами эти ориентации обусловлены.
В 2013 г. нами было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса среди студентов выпускных курсов вузов г. Уфы с целью выявления их ориентаций на трудовую деятельность в организациях малого и среднего бизнеса. Анкетирование проводилось среди студентов 4-5 курсов дневных отделений Башкирского государственного университета, Уфимской государственной академии экономики и сервиса и Уфимского государственного авиационного технического университета. Выборочная совокупность составила 769 человек и репрезентировала опрошенных по возрасту и социальной принадлежности.
В БашГУ опрос проводился на математическом, биологическом, географическом, историческом, филологическом, психологическом, химическом, физическом, экономическом факультетах, факультетах философии и социологии, романо-германской филологии. Как раз выпускники этих факультетов (может быть, за исключением экономического) сталкиваются с серьёзными проблемами при последующем трудоустройстве по полученной специальности, и достаточно часто занимают вакантные места в организациях малого и среднего бизнеса, но не в соответствии с полученной профессией.
В УГАЭС в исследовании приняли участие студенты институтов: экономики и управления (специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Мировая экономика», «Финансы и кредит»), туризма и коммуникаций (специальностей «Туризм», «Связи с общественностью», «Социально-культурный сервис и туризм»). Выпускники, как правило, ориентированы на трудоустройство в организации малого и среднего бизнеса. В УГАТУ в выборку вошли следующие факультеты: факультет авиационных двигателей, авиационного приборостроения, авиационно-технологических систем, информатики и робототехники, общенаучный, а также Институт экономики и управления. Выпускники ориентируются при трудоустройстве прежде всего на крупные предприятия промышленного комплекса, и только во «вторую очередь» - на малый и средний предпринимательский сектор.
Нас интересовали представления студентов о малом и среднем бизнесе как пространстве реализации трудовой активности в следующих аспектах: степень соответствия профессиональной подготовки студентов и профиля деятельности бизнес-организаций; роль получаемого образования в стратегии трудового жизненного пути; студенческие ожидания относительно величины заработной платы, возможностей карьерного роста и повышения квалификации (и переквалификации); имидж предприятий и социальная ответственность малого и среднего бизнеса.
Результаты опроса показали, что в последние годы произошло некоторое возрастание ценности образования. Современные студенты вузов Башкортостана считают образование, в сочетании с целеустремлённостью, упорством и трудолюбием, важнейшей составляющей жизненного успеха.
При этом образование для значительного большинства студентов сегодня является инструментальной, а не терминальной ценностью: студенты видят в образовании инструмент доступа к материальным благам (наличие «корочки», позволяющей устроиться на хорошую работу, и посредством этого обеспечить ожидаемый уровень материального благосостояния). Такие ценности как исследовательская деятельность, наука, возможности применения знаний на практике имеют для студентов значимость, на порядок меньшую. Большую заинтересованность современное студенчество Башкортостана проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможность получить адекватное материальное вознаграждение. Важнейшей ценностью для студенческой молодёжи является материальная обеспеченность. При этом полученные нами данные свидетельствуют о том, что налицо гипертрофированное стремление иметь уровень материального достатка, не обеспеченный равнозначным стремлением эти блага создавать. Студенты желают получения не просто профессии, а профессии, высокооплачиваемой в самом ближайшем будущем (высокий уровень дохода «здесь и сейчас»).
Подавляющее большинство студентов считает, что жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости. Но именно это же большинство одновременно подчёркивает важность при выборе места трудоустройства знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц. Студенты считают, что в этом проявляется специфика российской экономики, сочетающей принципы двух разных моделей - либерально-рыночной и бюрократически-патерналистской. В сознании и ценностной системе студентов уфимских вузов дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства обретения материальных, социальных, профессиональных статусов. Сопоставление полученных нами данных с результатами аналогичных исследований позволяет зафиксировать как преемственность в приверженности «старым» ценностям, так и ориентацию на новые [1]. В самом начале рыночных реформ «умение устанавливать связи с нужными людьми» признавалось приоритетным фактором для достижения успеха в профессии и в жизни, оставляя далеко позади себя предприимчивость, образованность, профессиональную и деловую компетентность. В наши дни на смену патерналистским и в какой-то мере инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости прежде всего личных усилий: «мой успех зависит только от меня, моей предприимчивости». В системе студенческих ценностей получение диплома устойчиво занимает высокие ранговые значения, оценивается как фундамент будущего успеха, но далеко не всегда это относится к самому образованию.
Данные, полученные в результате опроса, показали, что при выборе места работы студенты первоначально руководствуются профессиональными, а не материальными и карьерными стимулами. Соотношение тех, кто предпочёл бы устроиться, прежде всего, по полученной специальности, и тех, кто будет ориентироваться не на полученную профессию, а на размер вознаграждения и карьерного роста по другой специальности, составляет 62%
и 31% соответственно. Студенты уфимских вузов надеются реализовать профессиональное самоопределение в будущей трудовой деятельности, а произойдёт ли это в организациях малого и среднего предпринимательства, при открытии собственного дела, или на крупном предприятии, имеет для них второстепенное значение. Больше всего отдающих однозначное предпочтение работе не по специальности среди пятикурсников БашГУ. Среди тех, кто предпочтёт, скорее всего, работу не по специальности, на втором месте - будущие выпускники УГАТУ. Для первой из названных групп реальностью является сложность в трудоустройстве по профессии, позволяющей решать вопросы достойного и комфортного жизнеустройства. Позиции второй группы требуют дальнейшего факторного анализа, т. к. профессии, получаемые студентами в УГАТУ, - одни из самых востребованных на современных российских предприятиях. Возможность трудоустроиться по специальности зависит главным образом от соотношения спроса и предложения на рынке труда, в этом отношении у выпускников классического университета (БашГУ), получающих фундаментальное образование, больше проблем, чем у выпускников других вузов.
Студенты, ориентированные на трудоустройство по получаемой специальности, по-разному оценивают вероятность реализации своих профессиональных планов и трудовых ориентаций. Лишь каждый пятый потенциальный выпускник считает, что может получить работу по своей специальности сразу после окончания вуза; каждый четвёртый полагает, что сможет, хотя и не сразу, но трудоустроиться по специальности; примерно столько же видят такую возможность в перспективе, которая может быть и неблизкой. Не видят такой перспективы более 10% будущих выпускников вузов города. При этом пятикурсники настроены более пессимистично, нежели студенты 4-х курсов, что вполне объяснимо, поскольку вопрос с трудоустройством им придётся решать в самом ближайшем будущем.
Таблица 1
Ориентации студентов старших курсов вузов Башкортостана на трудоустройство в организациях разного вида (в % от опрошенных)
Виды организаций Всего Девушки Юноши Студенты 4 курса Студенты 5 курса БГУ УГАТУ УГАЭС
Крупное 39,5 43,9 36,0 39,5 39,5 45,7 18,4 53,9
Среднее 39,8 38,8 40,6 39,4 46,5 35,3 57,7 26,3
Малое 12,0 7,8 15,3 12,2 9,3 8,0 19,4 10,2
Другое 1,2 0,7 1,6 1,2 0 0,7 1,0 2,4
Затруднились ответить 7,5 8,8 6,5 7,7 4,7 10,3 3,5 7,2
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что более 40% опрошенных нами студентов ориентируются на трудоустройство в сфере малого и среднего бизнеса, и примерно столько же - на крупных предприятиях.
Данные, приведённые в таблице, свидетельствуют о том, что различия между юношами и девушками в ориентациях на выбор в качестве поля реализации своей трудовой активности среднего предпринимательства, хотя и имеются, не принципиальны: на работу в этой сфере ориентировано 55,9% юношей и 46,3% девушек. Такой же уровень соотношения, только с обратным знаком, в ориентациях на крупные предприятия. А вот ориентация на малый бизнес (в том числе - на открытие собственного дела) у юношей
в 2 раза выше. Сравнение ориентаций студентов трёх вузов г. Уфы показывает, что очень небольшая доля студентов БГУ и УГАЭС ориентирована на работу в организациях малого бизнеса, предпочтения среднего бизнеса выражены более значимо. Но полученные данные заставляют обратить внимание на выяснение факторов, объясняющих, почему только 18% студентов УГАТУ ( в сравнении с 53,9% студентов УГАЭС и 45,7% БГУ) намерены работать на крупных предприятиях, ведь именно эти организации испытывают проблемы с молодым пополнением инжерно-технического состава персонала. Профессиональная подготовка студентов УГАЭС, как уже отмечалось, напрямую связана именно с будущей работой в организациях этого вида. Студенты БГУ скорее всего видят себя сотрудниками государственных и муниципальных учреждений, и это как раз соответствует направлениям их подготовки. В контексте полученных данных особый интерес представляет «отслеживание» трудовых биографий опрошенных студентов в дальнейшем.
Крупные предприятия, имеющие к тому же госзаказ, скорее всего, в глазах многих студентов выглядят более привлекательными по сравнению с малым и средним бизнесом потому, что являются гарантом официального и устойчивого трудоустройства, выплаты «белой» заработной платы, предоставления социальных гарантий. Наличие социальных гарантий как особо важный фактор при выборе организации для трудоустройства назвали 41,5% опрошенных, как желательный - 34,1%. Однако в студенческих представлениях уровень как заработной платы, так и предоставляемого на крупных предприятиях пакета социальных гарантий выглядят неконкурентноспособными по сравнению с более высокой заработной платой в бизнес-структурах, прежде всего, среднего бизнеса.
Для опрошенных нами студентов Башкортостана характерно стремление получать высокое материальное вознаграждение за творческий, инновационный, напряжённый труд. В трудовых практиках студентов это выражается в ситуации выбора: материально обеспеченная, комфортная (с бытовой точки зрения) жизнь или интересная работа по избранной профессии? Почти половина опрошенных студентов, предполагающих сделать выбор в пользу другой специальности, готовы сделать это из-за низкой зарплаты при работе по специальности, треть - из-за отсутствия возможностей карьерного роста, трудностей в поиске работы, невостребованности соответствующих специалистов, а также из-за того, что получаемая специальность просто не нравится. Каждый пятый готов поменять свою специальность из-за её непрестижности. Желание работать по специальности после окончания вуза напрямую связано с высокой оценкой качества получаемого в вузе образования и удовлетворённостью созданными в нем условиями для личностного развития студентов.
Снижение престижа высококвалифицированного умственного труда, например, преподавателя, смещает выбор выпускников вузов не в пользу данной профессии, а в пользу иных видов деятельности, пусть и не по специальности, но более высоко оплачиваемой. Это можно считать негативным фактором выбора старшекурсниками и выпускниками коммерческих организаций малого и среднего бизнеса. Но этот негативный в отмеченном отношении фактор оказывается, как это ни парадоксально, позитивным в другом отношении: энергичные, инициативные, креативные, хорошо подготовленные молодые специалисты приходят в сферу малого и среднего бизнеса, способствуя тем самым усилению его роли в современной российской экономике.
Студенты социально-гуманитарных специальностей в большей степени, чем других, предполагают, что будут работать не по специальности, т. к., по их мнению, будет трудно устроиться на работу в соответствии с полученным в вузе образованием. Для достаточно большого количества студентов важно просто получить диплом о высшем образовании, а обучаться на социально-гуманитарных факультетах (опять же, по мнению студентов) намного проще, вследствие чего желаемый результат в виде пресловутых
«корочек» достигается наименьшими затратами. Над тем, какова ценность этого диплома как основы для будущей профессиональной трудовой деятельности в современном российском экономическом пространстве, студенты видимо, задумываются мало.
Поскольку в современной России нет государственного распределения студентов, т. е. гарантированного трудоустройства после окончания учебного заведения, ещё до получения диплома молодому специалисту нужно самому заниматься поисками работы. Более 70% опрошенных студентов старших курсов считают целесообразным восстановление института распределения - если не государственного, то в виде партнёрства вузов и предприятий. В связи с тем, что поиск работы - процесс непростой, подчас - «затяжной», студенты начинают искать работу уже в процессе обучения в вузе, и ориентируются именно на малый и средний бизнес. Так, 51,8% опрошенных нами студентов планируют открыть собственный бизнес - пусть и в отдалённой перспективе, а на первых порах - устроиться на работу в организации малого и среднего бизнеса. Примечательно, что 62,5% «будущих бизнесменов» намерены открывать собственное дело не по той специальности, по которой получили образование, хотя и планируют в дальнейшем применять приобретённые в вузе знания и навыки в бизнесе. Желание открыть собственное дело по полученной специальности у студентов выражено явно, однако многие, прежде всего, студенты БГУ, считают, что полученным теоретическим знаниям сложно найти практическое применение, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства.
При этом анализ полученных данных свидетельствует о том, что большая часть студенческой молодёжи предпочитает осуществлять исполнительскую трудовую деятельность. Это выражается в ориентации выполнять чётко очерченные руководителями задачи в определённый отрезок времени, в отсутствии выраженной готовности участвовать в разработке проектов и обеспечении их реализации и т. д. Но тогда возникает вопрос: если нет инициативности, инновационной «жилки», готовности приобретать инновационные компетенции и затем использовать их на практике, каким образом будущие специалисты намерены организовывать коммерческую деятельность, создавать малые предприятия?
Так, 58,7% опрошенных студентов ориентированы на уже апробированные, устойчивые технологии труда, и только 13% - на освоение новых технологий; 58,2% хотели бы иметь гарантированную занятость на длительный срок, без перспектив карьерного роста, и только 28,5% предпочитают возможность быстрого карьерного роста при рискованной занятости. При этом почти половина (49,8%) готовы к постоянной переквалификации, а 34,8% готовы проходить её только в случае крайней необходимости. Этот параметр, таким образом, имеет совершенно иную направленность по сравнению с двумя ранее названными. Практически равные доли уфимских студентов считают очень важными для будущей трудовой деятельности такие качества как дисциплинированность и исполнительность (47,8%), инициативность и самостоятельность (42,9%). На основании полученных данных можно сделать вывод, что у потенциальных выпускников не сформировалось однозначных ориентаций на традиционные либо инновационные аспекты труда, его содержания и условий. Студенты осознают, что карьерный рост, достижение желаемого уровня заработной платы, успех в организации собственного дела вряд ли возможны без инициативности, самостоятельности, исполнительности. Однако немалой доле опрошенных не очень хочется «напрягаться» для получения желаемого, рисковать, работать интенсивно. Что касается готовности к постоянной переквалификации, то она, скорее всего, связана с тем, что получаемая специальность не оценивается студентами как перспективная, и значительная их часть, как уже отмечалось выше, готова её сменить в ближайшем будущем, если удастся устроиться на хорошую работу в организации среднего и малого бизнеса.
Эти выводы в значительной степени подтверждаются данными, полученными при анализе ответов студентов на вопросы о том, какие условия труда и личностные качества являются факторами, способствующими успешной трудовой деятельности в сфере предпринимательства. В процессе опроса студентам предлагалось проранживать в порядке значимости условия трудовой деятельности и качества, которыми должен обладать работник. На первом месте - обладание предпринимательской «хваткой» и наличие стартового капитала (по 20% опрошенных); 18% считают наиболее важными такие качества как целеустремлённость, готовность много работать для достижения цели; 13% опрошенных крайне важным считают наличие обширных связей, а 10% - наличие оригинальной идеи, позволяющей как открыть собственное дело, так и успешно работать на предприятии (малом либо среднем). По мнению 8%, в реализации трудовой активности им поможет удача, везение; только 6% рассчитывают на поддержку органов власти и организации, содействующих малому и среднему бизнесу. Хорошее образование оказалось на последнем месте, его наличие как важного условия трудовой деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства отметили только 2% студентов.
Малый и средний бизнес характеризуется студентами как дело рисковое и сложное, к которому нужно очень долго готовиться. В их представлениях бизнесмен - это, с одной стороны, деловой человек, ориентированный на получение максимального дохода от результатов своей деятельности, умеющий совмещать работу и отдых, быстро реагировать на происходящие в обществе изменения (какие-либо профессиональные качества при этом вообще не упоминаются). С другой стороны, человек, занимающийся малым и средним бизнесом, «задавлен» высокими налогами, его деятельность осложняется непониманием со стороны чиновников реалий функционирования современного предпринимательства.
Если говорить об оценках общего характера, то около 50% опрошенных оценивают малый и средний бизнес с положительной точки зрения, у более чем 40% возникли негативные ассоциации с понятиями «бизнес» и «предпринимательство». Безусловно, что среди студентов, планирующих вступить в ряды предпринимателей, преобладают его положительные оценки.
По мнению студентов, наиболее важными факторами, способствующими успеху при открытии собственного дела, занятию предпринимательской деятельностью, является обладание такими качествами как «предпринимательская хватка» и «целеустремлённость», готовность и умение много работать, и наличие стартового капитала. Они считают, что успех предпринимателя определяется, прежде всего, качествами человека. Такие «внешние» факторы успеха как наличие обширных связей представляются менее значимыми для достижения успеха. Значимость поддержки со стороны власти и организаций, призванных содействовать малому бизнесу, оценивается совсем невысоко; очень низка оценка хорошего образования.
Таким образом, студенты считают трудовую занятость в сфере малого и среднего бизнеса привлекательной, но не спешат приступать к активным действиям по организации своего дела. В этих условиях особое значение приобретает разработка технологий оптимизации коммуникаций между бизнесом, государством, администрацией вузов и студентами для конструирования позитивного, социально-значимого образа малых предприятий с целью формирования у студентов ориентаций на работу в организациях малого и среднего бизнеса.
Литература
1. Влияние социальных коммуникаций на престиж регионального вуза [Текст] / под ред. О.В. Шиняевой. - Ульяновск : УлГТУ, 2009. - 128 с.