ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
УДК 061.22
Студенческое научное общество Башкирского государственного педагогического института им. К.А. Тимирязева в 1940-1950-х годах
Р.Р. Хадимуллин, к.и.н., доцент Е.А. Удалова, д.т.н., проф. Э.Д. Хадимуллина, к.и.н.
ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет. (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: [email protected]
Представлены исторические предпосылки организации научных исследований молодежи Республики Башкортостан в форме студенческих научных обществ в конце 1940-х годов. Рассмотрены формы организации работы этих обществ, представлены направления и результаты их деятельности в 1950-х годах. Показано, что, несмотря на ряд трудностей и неудач в работе, активная деятельность студенческого научного общества в Башкирском государственном педагогическом институте способствовала повышению эффективности основного образовательного процесса.
Ключевые слова: история высшего образования, научные исследования, студенчество, студенческое научное общество.
Студенческое научное общество (СНО) - это форма самоорганизации студенческой науки, которая призвана содействовать процессу становления студенческих научно-исследовательских организаций. В то же время оно выступает в качестве одного из механизмов представления интересов молодежного научного сообщества. Для решения вышеуказанных задач в высших учебных заведениях Башкирии стали создаваться научные студенческие общества. Так, 1 марта 1949 года в результате огромной организационной работы было образовано СНО в Башкирском государственном педагогическом институте им. К.А. Тимирязева (ныне Башкирский государственный университет). Руководителем был назначен доцент А.А. Еникеев [1]. В первый год существования научного общества членами стали 240 студентов, а через шесть лет работы - 600. Следует отметить, что к началу 1949/50 учебного года было 25 научных студенческих кружков [2], 1950/51 - 24 [3], 1951/52 -30 [4], 1952/53 - 27 [5], 1953/54 - 28 [6], 1954/55 - 36 [7]. Таким образом, исторически студенческое научное общество создавалось как организация, объединяющая студенческую науку через студенческие научные кружки.
Студенты кружков читали лекции, доклады, сообщения о методах научно-исследовательской работы в той или иной области науки. Их руководители организовывали встречи с директорами школ, с лучшими учителями
города; проводили экскурсии на предприятиях и в школах; кружковцы устраивали смотр детских кинофильмов с последующим обсуждением. Во время каникул студенты получали специальные задания кафедр или ездили на экспедиции, экскурсии со своими руководителями [8]. Научные кружки охватывали актуальные научно-политические вопросы и отвечали профилю института. Центральное место в работе занимало учение И.В. Сталина по вопросам языкознания, а также павловское и мичуринское учения. В программе студенческих научных кружков широко были представлены вопросы по изучению природы и растительности Башкирии [9].
Систематически проводились научные конференции. Так, например, с 14 по 17 декабря 1949 года состоялась конференция, посвященная 70-летию со дня рождения И.В. Сталина [10]. С 9 по 11 апреля 1953 года прошла седьмая научная студенческая конференция. На пленарном заседании и в секциях был заслушан 41 доклад, 11 из которых были одобрены на городском смотре научных студенческих работ и три из них направлены в Москву для опубликования Министерством культуры СССР в сборнике студенческих научно-исследовательских работ [11].
В 1954 году два доклада были представлены в Москву для опубликования в сборнике студенческих научно-исследовательских работ («Особенности синтаксиса поэмы А. Твардовского
«Василий Теркин» - доклад студентки IV курса В.М. Исаевой и «Литературно-критическая деятельность Г. Кама-ла» - доклад студента III курса С.С. Ха-санова).
Студенты научного общества придавали большое значение и изучению местных башкирских диалектов. С 3 июля по 31 июля 1954 года силами студентов старших курсов отделения башкирского языка была проведена третья по счету диалектическая экспедиция в отдельные районы Башкирии для изучения говоров языка коренного населения. Руководителем был назначен заведующей кафедрой башкирского и татарского языков доцент Д.Г Ки-екбаев (в будущем видный башкирский советский ученый-тюрколог, доктор филологических наук, профессор, основоположник башкирского языкознания и родоначальник современной башкирской школы урало-алтайских языков). Итоги экспедиции были научно обработаны и отосланы в диалектический атлас АН СССР [12].
К тому же активное участие в научно-организационной и исследовательской работе принимали и студенческие общества факультетов. Например, с 1951 года научное общество географического факультета стало выпускать рукописный журнал «Родная Башкирия», в котором помещались лучшие доклады членов кружка [13].
Более того, работы научного общества студентов освещались на страницах областных газет - «Советская
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Башкирия», «Совет Башкортостана», «Учительская газета». Кроме того, общеинститутская и факультетские стенные газеты помещали свои заметки о работе научного общества, отмечая в них как положительные, так и отрицательные стороны, что способствовало улучшению их работы [14].
В деятельности студенческого научного общества были и трудности. Часть работ носила реферативный (обзорный) характер без элементов творческих исканий. Отсутствовала связь с другими научно-исследовательскими учреждениями. Студенческие работы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
недостаточно часто публиковались в печати. Большим и главным затруднением было отсутствие рабочих мест для членов кружков. С большим трудом выделялись помещения даже для заседаний кружков, что не всегда позволяло органически связать работу их членов с научно-исследовательской работой сотрудников кафедр [15]. Но, несмотря на все указанные трудности, студенческое общество способствовало приобщению студентов к научной и исследовательской деятельности.
Таким образом, появление студенческого научного общества объясня-
лось стремлением создать условия для самостоятельной организаторской работы. В ходе выполнения научных работ студенты должны были приобретать полезные навыки, чтобы стать квалифицированными и успешными специалистами. Сферой деятельности общества являлась координация и руководство научной работой студентов, что имело в том числе и воспитательное значение. Кроме того, активная работа студенческого научного общества способствовала повышению эффективности основного образовательного процесса.
Хадимуллина Э.Д., Хадимуллин Р.Р. История становления и развития высшего образования в Башкирии в 1917-1985 гг. - Уфа, 2014. 172 с. ЦИА РБ. Ф. 802. Оп. 3. Д. 357. Л. 83.
802. Оп. 3. Д. 376. Л. 120. 802. Оп. 3. Д. 546. Л. 100. 802. Оп. 3. Д. 620. Л. 114. 802. Оп. 3. Д. 696. Л. 128. 802. Оп. 3. Д. 752. Л. 59. 802. Оп. 3. Д. 357. Л. 85-86. 802. Оп. 3. Д. 376. Л. 126. 802. Оп. 3. Д. 357. Л. 83-90.
ЦИА РБ. Ф ЦИА РБ. Ф ЦИА РБ. Ф ЦИА РБ. Ф ЦИА РБ. Ф ЦИА РБ. Ф ЦИА РБ. Ф
10. ЦИА РБ. Ф
11. ЦИА РБ. Ф
12. ЦИА РБ. Ф
13. ЦИА РБ. Ф
14. ЦИА РБ. Ф
15. ЦИА РБ. Ф
802. Оп. 3. Д. 802. Оп. 3. Д. 802. Оп. 3. Д. 802. Оп. 3. Д. 802. Оп. 3. Д.
620. Л. 118. 696. Л. 131. 620. Л. 117. 546. Л. 106. 752. Л. 60.
STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY OF THE BASHKIR STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED K.A. TIMIRYAZEV IN 1940-1950
Khadimullin R.R., Cand. Sci. (Hist.), Associate Prof. Udaloua E.A., Dr. Sci. (Tech.), Prof. Khadimullina E.D., Cand. Sci. (Hist.)
Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Russia). E-mail: [email protected] ABSTRACT
Presents the historical background of research of youth of the Republic of Bashkortostan in the form of student scientific societies in the late 1940s.We consider forms of organization of work of these companies, presented the direction and results of their activities in the 1950s. It is shown that despite a number of difficulties and failures in work, active work of student scientific society at the Bashkir State Pedagogical Institute has contributed to raising the efficiency of the educational process.
Keywords: history of higher education; scientific research; students; student scientific society. REFERENCES
1. Khadimullina E. D., Khadimullin R. R. Istoriya stanovleniya i razvitiya vysshego obrazovaniya v Bashkirii v 1917-1985 gg. [History of formation and development of higher education in Bashkortostan in the years 1917-1985]. Ufa, 172 p.
2. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802, list 3, folder 357, page 83.
3. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802, list 3, folder 376. fl. 120.
4. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802, list 3, folder 546. fl. 100.
5. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802, list 3, folder 620. fl. 114.
6. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802, list 3, folder 696. fl. 128.
7. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802, list 3, folder 752. l. 59.
8. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802. list 3. folder 357. fl. 85-86.
9. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802. list 3. folder 376. fl. 126.
10. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802, list 3, folder 357. fl. 83-90.
11. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802, list 3, folder 620. fl. 118.
12. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802, list 3, folder 696. fl. 131.
13. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802, list 3, folder 620. fl. 117.
14. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802, list 3, folder 546. fl. 106.
15. The Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 802, list 3, folder 752. fl. 60.