Научная статья на тему 'Контрольные органы Башкортостана в 1917-1920 годах'

Контрольные органы Башкортостана в 1917-1920 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СОВЕТЫ / ПРОФСОЮЗЫ / БОЛЬШЕВИКИ / РАБОЧИЕ / КРЕСТЬЯНЕ / БАШКИРИЯ / ВЦИК / СОВНАРКОМ / STATE AND SOCIAL CONTROL / SOVIETS / TRADE UNIONS / BOLSHEVIKS / WORKERS / PEASANTS / BASHKIRIA / ALL-RUSSIAN CENTRAL EXECUTIVE COMMITTEE (VTSLK) / COUNCIL OF PEOPLE''S COMMISSARS (SOVNARKOM)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касимов Салават Фитратович

Статья посвящена истории создания и развития органов контроля (государственных и общественных) в первой автономной республике в составе РСФСР Башкортостане на начальном этапе ее становления (1917-1920 гг.). Большевики, придя к власти в октябре 1917 г. в России, приступили к активному строительству социализма. В.И..Ленин указывал, что в борьбе против эксплуататоров, тунеядцев, жуликов, хулиганов призвана: сыграть важную роль учет и контроль: «Чтобы обезвредить социалистическое общество от этих паразитов, надо организовать всенародный, миллионами и миллионами рабочих и крестьян добровольно, энергично, с революционным энтузиазмом поддерживаемый учет и контроль за количеством труда, за производством и распределением продуктов». В первую очередь в них он видел суть социалистического преобразования в период, когда создано и обеспечено политическое господство пролетариата. Параллельно развитию советов, их контрольной деятельности шел процесс создания и развития специализированных органов государственного контроля. В условиях становления советского государственного аппарата возникла необходимость в создании таких новых учреждений в особой системе органов, которые изучали бы и обобщали опыт государственного строительства, передавали его всем советским служащим, вели постоянную работу по совершенствованию их деятельности, осуществляли бы проверку правильности и своевременности выполнения государственными и общественными организациями советских законов, директив партии и правительства, боролись за укрепление дисциплины, искоренение бюрократизма, канцелярщины. Новые органы государственного контроля среди многих советских государственных учреждений и организаций по праву занимали особое место. Специфика их деятельности заключалась в участии в организаторской деятельности государства в форме контроля и проверки исполнения, они являлись совершенно неотъемлемым элементом организационной работы органов советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL BOARDS IN BASHKORTOSTAN IN 1917-1920

The article is devoted to the history of creation and development of the organs of state control (both state and social ones) in Bashkortostan, the first autonomous republic in the RSFSR, at the initial stage of its formation. In October 1917 the Bolsheviks came to power in Russia and began to build socialism. V. Lenin pointed out that accounting and control are to play an important role in the struggle against exploiters, spongers, crooks and hooligans. "In order to get rid the Socialist society of these parasites it is necessary to organize all-people's accounting and control over the quantity of work, production and product distribution supported by millions and millions of workers and peasants, voluntarily, revolutionary enthusiasm". In accounting and control he saw, first of all, the essence of socialistic reforms when the political hegemony of the proletariat was established. Simultaneously with the development of the Soviets and their control activities the process of creation and development of special organs of the state control was going on. Under conditions of the formation of the Soviet state apparatus there was a necessity of creating new agencies in the control structure which could study and generalize the experience of state development, share it with all Soviet employees, engage in perfecting the state apparatus, carry out a check on the correctness and timeliness of implementation of Soviet laws, directives of the party and government by the state and social organizations, fight for strengthening the discipline, uprooting bureaucracy and red tape. New organs of the state control held a special place among other Soviet state institutions and organizations. It was their specific that they took part in the state's organizational activities in the form of accounting and checking the execution of affairs, and they were the inevitable part of the organizational work of the Soviet state.

Текст научной работы на тему «Контрольные органы Башкортостана в 1917-1920 годах»

С.Ф. Касимов УДК 93/99

КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ БАШКОРТОСТАНА В 1917-1920 ГОДАХ

Статья посвящена истории создания и развития органов контроля (государственных и общественных) в первой автономной республике в составе РСФСР — Башкортостане — на начальном этапе ее становления (1917—1920 гг.).

Большевики, придя к власти в октябре 1917 г. в России, приступили к активному строительству социализма. В.И. Ленин указывал, что в борьбе против эксплуататоров, тунеядцев, жуликов, хулиганов призваны сыграть важную роль учет и контроль: «Чтобы обезвредить социалистическое общество от этих паразитов, надо организовать всенародный, миллионами и миллионами рабочих и крестьян добровольно, энергично, с революционным энтузиазмом поддерживаемый учет и контроль за количеством труда, за производством и распределением продуктов». В первую очередь в них он видел суть социалистического преобразования в период, когда создано и обеспечено политическое господство пролетариата.

Параллельно развитию советов, их контрольной деятельности шел процесс создания и развития специализированных органов государственного контроля. В условиях становления советского государственного аппарата возникла необходимость в создании таких новых учреждений в особой системе органов, которые изучали бы и обобщали опыт государственного строительства, передавали его всем советским служащим, вели постоянную работу по совершенствованию их деятельности, осуществляли бы проверку правильности и своевременности выполнения государственными и общественными организациями советских законов, директив партии и правительства, боролись за укрепление дисциплины, искоренение бюрократизма, канцелярщины.

Новые органы государственного контроля среди многих советских государственных учреждений и организаций по праву занимали особое место. Специфика их деятельности заключалась в участии в организаторской деятельности государства — в форме контроля и проверки исполнения, они являлись совершенно неотъемлемым элементом организационной работы органов советского государства.

Ключевые слова: государственный и общественный контроль, советы, профсоюзы, большевики, рабочие, крестьяне, Башкирия, ВЦИК, Совнарком

Salavat F. Kasimov

CONTROL BOARDS IN BASHKORTOSTAN IN 1917-1920

The article is devoted to the history of creation and development of the organs of state control (both state and social ones) in Bashkortostan, the first autonomous republic in the RSFSR, at the initial stage of its formation.

In October 1917 the Bolsheviks came to power in Russia and began to build socialism. V. Lenin pointed out that accounting and control are to play an important role in the struggle against exploiters, spongers, crooks and hooligans. "In order to get rid the Socialist society of these parasites it is necessary to organize all-people's accounting and control over the quantity of work, production and product distribution supported by millions and millions of workers and peasants, voluntarily, revolutionary enthusiasm". In accounting and control he saw, first of all, the essence of socialistic reforms when the political hegemony of the proletariat was established.

Simultaneously with the development of the Soviets and their control activities the process of creation and development of special organs of the state control was going on. Under conditions of the formation of the Soviet state apparatus there was a necessity of creating new agencies in the control structure which could study and generalize the experience of state development, share it with all Soviet employees, engage in perfecting the state apparatus, carry out a check on the correctness and timeliness of implementation of Soviet laws, directives of the party and government by the state and social organizations, fight for strengthening the discipline, uprooting bureaucracy and red tape.

New organs of the state control held a special place among other Soviet state institutions and organizations. It was their specific that they took part in the state's organizational activities in the form of accounting and checking the execution of affairs, and they were the inevitable part of the organizational work of the Soviet state.

Keywords: state and social control, Soviets, trade unions, Bolsheviks, workers, peasants, Bashkiria, All-Russian Central Executive Committee (VTslK), Council of People's Commissars (Sovnarkom)

Касимов Салават Фитратович, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, e-mail: [email protected]

Salavat p. Kasimov, Prof. Dr.Sc. (History), Chief Research Fellow at the R. Kuzeyev Institute for Ethnological Studies, Ufa Science Centre, the Russian Academy of Sciences (Ufa, Russia)

©Касимов С.Ф., 2014

С первых же дней установления советской власти большевики организовали строгий контроль над производством и распределением продуктов. Его первоначально осуществляли советы, профсоюзы, фабзавкомы и другие общественные организации.

По мере укрепления новой власти появилась необходимость установить контроль со стороны специального органа за работой всех звеньев государственного аппарата: точным выполнением директив правительства, целесообразным использованием народных средств, организационной деятельностью тех, кто управляет страной. Для этой цели при старом ведомстве госконтроля была создана Коллегия государственного контроля из лиц, избранных руководством. На заседании Совнаркома РСФСР 19 ноября 1917 г. временным заместителем народного комиссара госконтроля (кандидатура наркома не была еще подобрана) назначается старый большевик Э.Э. Эссен, на которого возлагалась организация практической работы аппарата госконтроля [1, с. 30—31].

5 декабря 1917 г. Совнарком принял два декрета: «Об образовании Коллегии государственного контроля» и «О правах Народного комиссара по государственному контролю в Совете Народных Комиссаров» [2, ст. 91]. 31 января 1918 г. был подписан декрет Совнаркома РСФСР об образовании Центральной контрольной коллегии и местных ее органов, которым было положено начало созданию единого по всей стране государственного контроля с участием широких масс трудящихся. На Центральную контрольную коллегию возлагалось общее руководство местными органами, предварительное обсуждение сметных ассигнований, составление заключений по расходам денежных средств, а также задачи «искоренения бюрократизма, волокиты и создания более жизненных и рациональных форм контроля, не губящих инициативы и ведущих к быстрому обнаружению и предотвращению условий, мешающих ведению правильного государственного хозяйства» [3, ст. 264].

Постепенно шло расширение сферы деятельности новых органов власти, конкретизация их задач и структуры. 2 мая ВЦИК и 11 мая 1918 г. СНК РСФСР вынесли по-

становление о преобразовании Центральной контрольной коллегии в Народный комиссариат государственного контроля (НКГК) [4, с. 5]. Советское правительство добивалось искоренения формального надзора, косности и канцелярщины в работе Наркомата госконтроля. В связи с этим СНК РСФСР не раз указывал на отсутствие четкости и оперативности в работе этого наркомата и наказывал отдельных виновников за бюрократизм, волокиту и другие поступки.

Вместе с созданием новых органов государственной власти росло привлечение трудящихся масс к осуществлению контрольных функций. Наиболее удачно проводили это рабочие и крестьянские инспекции, которые возникли на наиболее ударных участках работы: в продовольственном деле, на транспорте и т.д. В декабре 1918 г. Совнарком принял постановление о создании рабочей продовольственной инспекции при Нарком-проде. В документе указывалось, что ее задачей является фактическая проверка деятельности продорганов по заготовке, доставке и распределению продуктов, что инспекция должна устанавливать связь с трудящимися, привлекать их к делу продовольственного управления и еженедельно отчитываться перед широкими массами о своей работе. В то же время по предложению ВЦСПС была создана рабочая железнодорожная продовольственная инспекция, в задачу которой входил контроль за продвижением военных и продовольственных грузов. Рабочие инспекторы пользовались всеми правами государственных контролеров. Позднее были созданы рабочие контрольные комитеты в совхозах [5, с. 11].

Рабочие инспекции сыграли большую роль в улучшении снабжения продовольствием армии и населения, в совершенствовании работы продорганов, в привлечении масс к управлению государством. Оценивая первые шаги рабочих продовольственных инспекций, председатель Совнаркома В.И. Ленин говорил: «Мы должны стремиться, чтобы встать на этот путь во всех комиссариатах, это — мера, которая имеет не только продовольственное значение, она имеет значение общесоциальное и общеклассовое» [6, с. 414].

Одновременно с органами госконтроля создавались и органы ведомственного контроля. Их появление вызывалось необходимостью установить единый и строгий режим в отдельных областях общественной жизни и государственного управления. Например, при Наркомате труда были образованы инспекции труда, которые вели надзор за выполнением законов о труде предприятиями, учреждениями и хозяйствами. Позднее организуется санитарный надзор. В его задачу входило осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья населения, по предупреждению заразных заболеваний, контроль за санитарным состоянием населенных мест.

Таким образом, фактически существовали три системы контроля: Наркомат госконтроля, ведомственные контрольные органы, рабочие и крестьянские инспекции.

В обстановке начавшейся интервенции и гражданской войны необходимость быстрейшего налаживания четкой работы советского аппарата и усиления роли НКГК все больше возрастала. Кроме того, следовало объединить существующие формы контроля в единую мощную систему госконтроля. Для этого 20 декабря 1918 г. была создана комиссия в составе Ф.Э. Дзержинского, Я.М. Свердлова, И.В. Сталина и др., которая выработала проект реорганизации органов контроля. 8 марта 1919 г. он был обсужден на заседании СНК РСФСР. В.И. Ленин внес в проект ряд дополнений, направленных на всемерное привлечение к деятельности контрольных органов широких слоев трудящихся. Он писал: «По-моему, в декрет о Контроле надо добавить:

1. Создание центрального /и местных/ органов рабочего участия.

2. Ввести по закону систематическое участие понятых из пролетарского населения, с обязательным участием до 2/3 женщин

3. Выдвинуть на первый план тотчас же, как ближайшие задачи:

— летучие ревизии по жалобам граждан

— борьба с волокитой

— революционные меры борьбы с злоупотреблением и волокитой

— особое внимание повышению производительности труда

— увеличению количества продуктов и т.п.» [7, с. 541—542].

Комиссии было поручено переработать проект на основе этих указаний. 9 апреля 1919 г. новый декрет о госконтроле был утвержден ВЦИК. В нем указывалось, что «только вовлечение широких масс рабочих и крестьян в дело управления страной и широкого контроля над органами управления устранит недостатки механизма, очистит советские учреждения от бюрократической скверны и решительно двинет вперед дело социалистического строительства».

Государственному контролю предоставлялось право: «а) ближайшего наблюдения за деятельностью всех Народных Комиссариатов, их отделов на местах и всех вообще органов Советской власти; б) проверки деятельности упомянутых выше органов с точки зрения достигнутых в деле результатов» [8, с. 133-134].

Строительство контрольных органов и на местах было начато с первых же дней установления советской власти1. В конце 1917 г. как только Уфимский Совет взял власть в свои руки в городе, в бывшую контрольную палату в качестве комиссара был назначен A.A. Дунаев. Он сразу же начал перестраивать аппарат указанного ведомства (сокращение штатов, изгнание ярых врагов новой власти, привлечение рабочих к контрольной работе и т.д.). Практическая работа этого органа первоначально сводилась к проведению описи народного имущества в губернии, оказанию помощи при национализации банков, промышленных предприятий, а также в сломе сопротивления саботажников [9, с. 84].

В марте 1918 г. контрольная палата была ликвидирована и организована Учетно-кон-трольная коллегия, назначенная Уфимским Советом. На предприятиях и в учреждениях создавались выборные контрольные комис-

1 15 ноября 1917 г. Башкирское областное шуро (совет) провозгласило автономию Башкортостана в пределах Малой Башкирии, что привело к образованию Башкирской республики и Уфимской губернии. Их объединение произошло в 1922 г.

сии, состоящие из рабочих и служащих, которые в своей работе подчинялись указаниям Учетно-контрольной коллегии. В ее задачи входило установление единообразия в действиях местных контролирующих органов, инструктирование их, разработка и сводка получаемых данных. В порядке предварительной ревизии коллегия должна была рассматривать договоры и другие документы, налагающие определенные обязательства на государственные учреждения и предприятия, ревизовать их по отчетам и балансам, посылать фактических контролеров на места для текущих и внезапных ревизий, в первую очередь на продовольственные и финансовые органы Уфимской губернии.

Мирная передышка, полученная советской страной, продолжалась недолго. Поэтому лишь после окончательного освобождения территории Башкирии от белогвардейцев в августе 1919 г. было продолжено строительство советских органов, в т.ч. и органов контроля. В Уфе создается губернское отделение государственного контроля, состоящее из трех отделов: секретариата, сметно-финансового и летучих ревизий. Возглавил его С.П. Глухих. В телеграмме в Наркомат госконтроля РСФСР от 19 июня 1919 г. он сообщил: «Губернское отделение открыло свои действия 11 июня 1919 года. В наличии 17 человек. Основная деятельность — фактический контроль» [10, л. 8]. Несмотря на малочисленный состав отделения, недостаточность квалификации его членов (только 5—6 были готовы для ревизионной деятельности), отсутствие литературы и инструкций, была начата его практическая деятельность [9, л. 86—87].

Первоначальные задачи Уфимского губернского госконтроля заключались в сплочении трудящихся вокруг новой власти, в мобилизации сил на разрешение военного и продовольственного вопросов. Для этого ему приходилось использовать различные формы контроля: предварительные и фактические ревизии2.

Гражданская война, политика военного коммунизма требовали строгого учета и контроля расходуемых средств со стороны партийных и советских органов, причем учета, производимого до израсходования денежных и материальных ценностей. Поэтому большое значение отводилось предварительным ревизиям. Такими ревизиями были охвачены более 2/3 подконтрольных учреждений и организаций Уфимской губернии. Это позволило сэкономить миллионы рублей. Только по денежным расходам за вторую половину 1919 г. органы госконтроля добились сокращения таковых на 14% против испрашиваемых кредитов [9, л. 87—88]. Без участия госконтроля не должна была проводиться ни одна крупная хозяйственная операция, ни одно распределение продуктов или материалов.

В ходе проведения фактических ревизий проверялась не только правильность расходования средств, но и целесообразность деятельности подотчетного учреждения, организации, давалась оценка их работе. Фактическими ревизиями в первую очередь охватывались предприятия, работающие на нужды фронта. Неоднократно обследованиям госконтроля были подвергнуты продовольственные органы губернии. Продовольственный вопрос в это время имел исключительное значение. Необходимо было установить строгий учет и контроль за распределением продовольствия. В стране была введена карточная система. Основное внимание уделялось обеспечению продовольствием армии, а в тылу производилось с учетом классовой принадлежности и в строгом соответствии с выполняемой работой. Вот почему уже в июле 1919 г. было проверено состояние кассы, отчетности и другой документации в Уфимском губпродкоме. Комиссия обнаружила нарушение закона о единстве кассы, отсутствие денежных кассовых книг, плохое состояние учета. Администрации были даны конкретные предложения по устранению указанных недостатков [11, л. 46].

2 Предварительная ревизия — это рассмотрение смет хозяйственно-заготовительных планов подотчетных учреждений, их договоров, проектов, проверка ассигнований и чеков до их оплаты. Без визы госконтроля не совершалась ни одна хозяйственная или финансовая операция. Фактическая ревизия — наблюдение за работой всех органов с точки зрения ее результатов, целесообразности работы подотчетных органов (ЦИА РБ. Ф. 108. Оп. 2. Д. 1. Л. 18—19).

В декабре 1919 г. проверочная комиссия из представителей отделения госконтроля и Уфимской рабочей инспекции провела тщательное обследование губернского продко-ма. В ходе обследования были обнаружены случаи незаконного распределения и недостачи продуктов, отсутствие системы в заготовке продуктов, плохое состояние учета. Контролеры либо на месте ликвидировали недостатки, либо давали конкретные предложения по их устранению.

Только Уфимским губгосконом за последние четыре месяца 1919 г. было проведено еще 68 таких фактических ревизий, позволивших значительно сократить и упростить управленческий аппарат, упразднить ряд дублирующих друг друга организаций и учреждений [9, л. 87].

Значительное место в деятельности губернского госконтроля занимали летучие ревизии, в которых нашла отражение идея апрельского декрета 1919 г. Летучие ревизии отличались оперативностью, по ним принимались срочные меры, способствующие улучшению общего положения дел в ходе ревизии. Так, в конце января 1920 г. отделение госконтроля организовало внезапную летучую ревизию в 27 советских учреждениях Уфы. К ней были привлечены около 150 рабочих. В результате обследований было выявлено в кассах многих учреждений незаконное хранение денег в сумме 11. 685.805 рублей, которые тотчас же были сданы в народный банк. В ряде учреждений — Отделе народного образования, Коллегии о пленных и беженцах — были выявлены недостачи денежных средств [11, л. 46].

Серьезную помощь органы государственного контроля Уфимской губернии оказали в борьбе с последствиями белогвардейских бесчинств и разрухой.

Таким образом, несмотря на определенные трудности, Уфимский губернский госконтроль и его местные органы проделали значительную работу по оказанию помощи Красной Армии, восстановлению органов управления и экономики края.

Вслед за Уфимской губернией, по мере продвижения частей Красной Армии на восток, началось восстановление советской власти и на территории Башкирской рес-

публики. Оно проходило в условиях больших трудностей ввиду хозяйственной разрухи, разорения населения, экономической отсталости, малочисленности рабочей прослойки и др. Работа Башревкома с самого начала его деятельности встретила сопротивление со стороны Башобкома партии (Артем-Сергеев, Самойлов и др.), которые только на словах заявляли о поддержке. Такая политика представителей Центра негативно отражалась на организации и деятельности Наркомата государственного контроля БАССР, созданного в июне 1919 г. и состоявшего из семи подразделений: управления делами, военного отдела, отделов управления и распределения, финансово-экономического, отчетного, гражданского и бюро жалоб [12, л. 9—10].

Наркомат госконтроля БАССР по своему правовому положению относился к категории объединенных наркоматов. 24 июня 1919 г. состоялось заседание коллегии Наркомата госконтроля, где рассмотрели организационные вопросы (распределение обязанностей). Наркомом госконтроля Башкирской республики стал А.Н. Ягафаров, членами коллегии — А. Биишев, М. Адигамов и др. Первым практическим делом Наркомата было взятие на строгий учет имущества республики. В постановлении от 26 июня 1919 г. говорится:

«1. Все имущество Б С Р, в чем бы оно не выражалось, должно быть взято на учет.

2. Всем комитетам, отделам и учреждениям немедленно приступить к описи имущества» [12, л. 1—2, 9—10].

Принимаются меры по установлению контроля за претворением в жизнь условий «Соглашения Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии» от 20 марта 1919 г., соблюдению революционной законности, привлечению трудящихся масс к контрольной деятельности.

Итак, создание и деятельность органов государственного контроля на территории Башкирии проходили в условиях войны, разрухи, саботажа старого чиновничества, нехватки кадров и т.д. Несмотря на эти трудности, они оказали огромную помощь в укреплении новой власти и развитии молодой республики.

Накопленный в указанные годы опыт органов госконтроля был широко использован в деятельности Рабоче-крестьянской инспекции, партгосконтроля, народного контроля и ныне действующих контролирующих структур.

Сегодня в Республике Башкортостан функционируют проект «Народный контроль» с его 69 местными отделениями. При них созданы группы, которые проводят мониторинг цен по 37 позициям продуктов питания, выявляя колебания цен в разных магазинах соответствующих населенных пунктов. По результатам мониторинга цен проводится сравнительный анализ их изменения [13, с. 63].

При Президенте республики работает также Совет по общественному контролю, который изучает опыт органов контроля и по возможности использует его в своей практической деятельности. Имеется Контрольно-счетная палата, которая проверяет финансовую деятельность органов власти и управления республики.

Думается, что и в современных условиях нам необходим всеобщий народный контроль за действиями тех, кто управляет страной, для борьбы с безхозяйственностью, коррупцией и безнравственностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коняев А.И. Государственный контроль в первые годы Советской власти // История СССР. - М., 1964. - №1. - С. 30-51.

2. Собрание узаконений РСФСР (СУ РСФСР). - М., 1917. - № 6.

3. СУ РСФСР. - М., 1918. - № 18.

4. Краткий обзор деятельности Народного комиссариата государственного контроля за два года (октябрь 1917 - октябрь 1919 гг.). - М., 1919.

5. Гусев К.В. Краткий очерк истории органов партийно-государственного контроля в СССР. -М., 1965.

6. Ленин В.И. Речь на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета и Всероссийского съезда профсоюзов 17 января 1919 г. // Полн. собр. соч. - М.: Госполитиздат, 1963. -Т. 37. - С. 412-427.

7. Ленин В.И. Записка И.В. Сталину // Полн. собр. соч. Т. 37. - С. 541-542.

8. Директива КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1928 годы. Декрет ВЦИК о Государственном контроле. — М.: Госполитиздат, 1957. — Т. 1. — С. 133—134.

9. Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. 108. Оп. 2. Д. 121.

10. ЦИА РБ. Ф. 1119. Оп. 1. Д. 3.

11. ЦИА РБ. Ф. 1119. Оп. 1. Д. 61.

12. ЦИА РБ. Ф. 108. Оп. 1. Д. 10.

13. Всероссийская политическая партия «Единая Россия». Башкортостанское региональное отделение. Информационно-статистические материалы. — Уфа, 2011. — 92 с.

REFERENCES

1. Koniaev A.I. Gosudarstvennyi kontrol' v pervye gody Sovetskoi vlasti [State Control during the First Years of the Soviet System]. Istoriia SSSR - The USSR History, Moscow, 1964, no. 1, pp. 30—51 (In Russ.).

2. Sobranie uzakonenii RSFSR [Collection of the Russian SFSR Laws]. Moscow, 1917, no. 6 (In Russ.).

3. Sobranie uzakonenii RSFSR [Collection of the Russian SFSR Laws]. Moscow, 1918, no. 18 (In Russ.).

4. Kratkii obzor deiatel'nosti Narodnogo komissariata gosudarstvennogo kontrolia za dva goda (oktiabr' 1917 - oktiabr' 1919 gg.) [Two-Year Review of the Activities of the People's Commissariat for State Control (October 1917 — October 1919)]. Moscow, 1919 (In Russ.).

5. Gusev K.V. Kratkii ocherk istorii organov partiino-gosudarstvennogo kontrolia v SSSR [An Outline of the History of Organs of the Party and State Control in the USSR]. Moscow, 1965 (In Russ.).

6. Lenin V.V. Rech na ob''edinennom zasedanii VTslK, Moskovskogo Soveta i Vserossiiskogo s''ezda profsoiuzov 17 ianvaria 1919 g. [Speech at the Joint Meeting of the All-Russian Central Executive Committee, Moscow Council and All-Russian Congress of Trade Unions, January 17, 1919]. In: Poln. sobr. soch. T. 37 [The Complete Works, Vol. 37]. Moscow, Gospolitizdat, 1963, pp. 541— 542 (In Russ.).

7. Lenin V.V. Zapiska I.V. Stalinu [A Letter to I. Stalin]. In: Poln. sobr. soch. T. 37 [The Complete Works, Vol. 37], pp. 412—427 (In Russ.).

8. Direktiva KPSS i Sovetskogo pravitel'stva po khoziaistvennym voprosam. 1917—Î928 gody. Dekret VTsIK o Gosudarstvennom kontrole. T. 1 [Directive of the Communist Party of the Soviet Union and Soviet Government on Economic Issues. 1917—1928. Decree of the All-Russian Central Executive Committee on the State Control, Vol. 1]. Moscow, Gospolitizdat, 1957, pp. 133—134 (In Russ.).

9. Tsentral'nyi istoricheskii arkhiv Respubliki Bashkortostan [Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan]. Number of Collection 108. Bordereau within Collection 2. Individual File 121 (In Russ.).

10. Tsentral'nyi istoricheskii arkhiv Respubliki Bashkortostan [Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan]. Number of Collection 1119. Bordereau within Collection 1. Individual File 3 (In Russ.).

11. Tsentral'nyi istoricheskii arkhiv Respubliki Bashkortostan [Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan]. Number of Collection 1119. Bordereau within Collection I. Individual File 61 (In Russ.).

12. Tsentral'nyi istoricheskii arkhiv Respubliki Bashkortostan [Central Historical Archives of the Republic of Bashkortostan]. Number of Collection 108. Bordereau within Collection 1. Individual File 10 (In Russ.).

13. Vserossiiskaia politicheskaia partiia "Edinaia Rossiia". Bashkortostanskoe regional'noe otdelenie. Informatsionno-statisticheskie materialy [The All-Russian Political Party United Russia. Bashkortostan Regional Department. Information and Statistical Data]. Ufa, 2011. 92 p. (In Russ.).

К сведению читателей

Вышла книга:

Касимов С.Ф. Национально-государственное строительство в Башкортостане. XX век. — Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2013. — 576 с.

Монография посвящена актуальной и весьма сложной проблеме в истории нашего региона. Она написана на основе привлечения архивных источников и имеющейся литературы, охватывает длительный период времени. Автор пытается с современный позиций дать объективную оценку произошедшим историческим событиям и фактам: башкирскому национальному движению и деятельности его лидеров, январскому конфликту 1920 года и образованию Большой Башкирии, а также процессу создания демократического Башкортостана как федеративной части Российской Федерации.

Предназначена для широкого круга специалистов и массового читателя.

С.Ф. каеимпд

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ

строительство в Башкортостане.

XX ВЕЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.