Студенческое конструкторское бюро как сетевая тренировочная площадка
В рамках совершенствования государственной системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. Социальная эффективность подготовки инженерно-технических кадров возрастет, если формирование профессионально значимых качеств будущих инженеров будет организовано на ранних ступенях образования, в частности на уровне среднего профессионального образования.
В рамках реализации проекта «Инженерная школа» и создания модели взаимодействия «школа — система профессионального образования — вуз — производство» на базе Нижнетагильского государственного профессионального колледжа им. Н. А. Демидова основано студенческое конструкторское бюро (СКБ) как сетевая тренировочная площадка по прикладной электронике и программированию в области автомобильного транспорта. СКБ имеет все необходимое для проведения профориен-тационной работы в общеобразовательных учреждениях с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических и региональных особенностей Свердловской области.
В колледже также созданы условия для профильного и профессионального самоопределения школьников, выстраивания индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Актуальность проблемы обусловлена следующими причинами:
- в настоящее время наблюдается острый дефицит качественных молодых инженерно-конструкторских кадров для существующих и развивающихся российских предприятий;
- при поступлении в профессиональные образовательные организации у молодых людей нередко отсутствуют представления о задачах, решаемых инженерами и конструкторами, результатом чего становится неосознанный выбор специальности, рост числа молодых людей, не работающих по специальности;
- система профориентации (дома детского технического творчества, кружки юных техников и т.д.) зачастую не соответствует современным требованиям.
Научно-техническое творчество
Одним из факторов, способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы, формированию осознанного профессионального выбора, является их вовлечение в занятия научно-техническим творчеством.
Актуальной формой научно-технического творчества является прикладное программирование, в том числе разработка технических проектов с применением прикладной электроники.
Освоение основ научно-технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности и качества труда, ускорению развития научно-технической сферы производства.
Основной целью развития научно-технического творчества в ПОО СПО является выявление и поддержка одаренных обучающихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов.
«Инновационный конвейер»
Научно-техническое творчество является важнейшей составляющей инновационной образовательной среды, решающей задачи отбора молодых людей, которые имеют склонность к работе в высокотехнологичных отраслях, закрепления и развития их интереса к этому направлению деятельности и формирования на глазах у их сверстников успешных жизненных стратегий. Одним из элементов такой среды является создание студенческих конструкторских бюро, что предусмотрено
ЖИРНОВА
Лариса Александровна,
методист Нижнетагильского государственного профессионального колледжа им. Н.А. Демидова, г. Нижний Тагил (Свердловская область)
Аннотация
В статье представлено практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. Особое внимание уделено созданию в колледже студенческого конструкторского бюро как одного из элементов инновационной образовательной среды
Ключевые слова:
научно-техническое творчество, студенческое конструкторское бюро, «инновационный конвейер»
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
УРАЛЬСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА
Освоение основ научно-технического творчества поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность
Одним из элементов инновационной образовательной среды являет ся создание студенческих конструкторских бюро
Государственной программой Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года» (подпрограмма №8 «Уральская инженерная школа»).
Основная идея проекта состоит в создании «инновационного конвейера», представляющего собой «технологическую линию», на входе которой — знания и компетенции, научные идеи и разработки, на выходе — продукт (демонстрационные образцы, товары и услуги). При этом охватываются три стадии деятельности: образование (разные уровни), наука (прикладные исследования, научное творчество), инновационно-производственная деятельность (внедрение научно-технических разработок).
На первом («посевном») этапе знания, компетенции и научные идеи превращаются в технологию, посредством реализации которой получаем продукт.
На втором (венчурном) этапе создается опытное производство, и продукт готовится к выводу на рынок.
На третьем этапе (этапе самоокупаемости) производство товара начинает приносить прибыль, достаточную для финансирования дальнейших разработок. При этом обеспечивается непрерывность, инновационное содержание и сопровождение всех этапов и стадий процесса.
Анализ этапов и динамики развития инноваций показал, что основной для развития концепции «инновационного конвейера» является сфера информационных технологий (ИТ). Именно в области ИТ-подготовки кадров может быть отработана идея непрерывного образовательного «ИТ-конвейера» и программы формирования ИТ-компетенций, которые в дальнейшем будут мультиплицированы для всех направлений и специальностей колледжа.
Концепция непрерывного образовательного «ИТ-конвейера» включает в себя три основные составляющие:
- опережающую подготовку школьников в области информационных технологий на базе СКБ;
- подготовку обучающихся в области информационных технологий в сочетании с проведением научных исследований и участием в реализации научно-производственных проектов на базе СКБ;
- на уровне дополнительного профессионального образования: с одной стороны, опережающую подготовку преподавателей; с другой стороны, подготовку, повышение квалификации и переподготовку ИТ-специалистов и специалистов других отраслей экономики и социальной сферы региона, включая малый и средний бизнес.
Предлагаемый подход является сквозным,
его основная идея состоит в том, чтобы создать своеобразный «конвейер» роста компетенций; обеспечить непрерывность образовательного процесса в сочетании с тесной интеграцией образования, науки и производства для разных целевых групп.
Потребителями образовательных услуг — целевыми группами обучающихся являются:
- «Юниор» (школьники 9-11-х классов);
- «Колледж» (студенты колледжей и техникумов);
- «Профессионал» (преподаватели и сотрудники ПОО, выпускники, работающее население).
Для достижения гарантированного качества обучения модель предусматривает переход на более высокие уровни компетенций по цепочке: базовые — предметно-ориентированные — практико-ориентированные — проблемно-ориентированные. При этом реализуются гибкие, быстро перестраиваемые модульные траектории обучения, в том числе индивидуального, на всех ступенях образования в зависимости от стартового уровня компетенций и конечных запросов потребителя.
Развитие компетенций обучаемых, согласно данной модели, предполагает разработку и внедрение в программы подготовки образовательных модулей, модернизированных или созданных с учетом содержания компетенции соответствующего уровня для разных целевых групп.
Конкурентоспособность обеспечивается за счет соответствия запросам стратегии регионального развития, ориентации на профессиональные стандарты, стандарты ШогЫЗкИЬ, нацеленности на инновации и ИТ, ориентации на современные высокотехнологичные и ресурсосберегающие решения.
Качество обучения поддерживается за счет использования системы оценки, основанной на компетенциях, инструментария, применяемого при сертификации, привлечения лучших преподавателей, участия работодателей в разработке программ и контроле над качеством подготовки, полного текущего мониторинга процесса, обеспечения возможности мобильного выбора траектории обучения, применения интенсивных форм и активных методов обучения.
Данная модель является универсальной и может быть использована как в рамках образовательного процесса всего колледжа, так и в рамках одной или нескольких специальностей. Для апробации описанной модели в рамках специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» на базе колледжа создано студенческое конструкторское бюро.
Таким образом, студенческое конструкторское бюро колледжа — это форма развития инновационных студенческих НИОКР в сфере автомобильного транспорта с применением современных технологий проектирования
на основе прикладного программирования и прикладной электроники.
Проект позволит выявить «олимпийский резерв» — студентов, обладающих природными задатками и способностями, проявляющих повышенный интерес к науке, технике, техническому творчеству и проектно-кон-структорской деятельности на основе программирования.
Студенческое конструкторское бюро как сетевая тренировочная площадка Северного и Горнозаводского управленческих округов объединит студентов колледжа, учащихся профильных школ, а также преподавателей, реализующих свой творческий потенциал в решение научно-исследовательских и прикладных задач в области кузовного ремонта и покраски автомобилей.
В соответствии с Государственной программой Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года» и по поручению Губернатора Свердловской области в феврале 2016 года в рамках III фестиваля «Город ТехноТворчест-ва-2016» на базе колледжа для учащихся 8 и 9 классов школ города была организована про-фориентационная игра-квест. Она стала первым мероприятием, проведенным силами студенческого конструкторского бюро колледжа.
В ходе игры школьникам были продемонстрированы место и роль научно-технической деятельности, инженерного творчества, а также необходимость внедрения современных технологий в жизнь людей. Учащиеся и студенты показали созданные ими технические объекты, провели презентации своих проектов.
Данное мероприятие предоставило школьникам редкую возможность соприкоснуться с современными технологиями, поддержать и развить у них интерес к научно-техническому творчеству, провести с пользой свободное время, расширить знания в области современных технологий.
Успеху профориентационной игры способствовало активное участие социальных партнеров: управления образованием г. Нижнего Тагила, администрации Ленинского района, Торгово-промышленной палаты Нижнего Тагила.
Ожидаемыми результатами реализации проекта должны стать:
- расширение инновационной образовательной среды в рамках СКБ;
- подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для наукоемких производств города и региона, удовлетворение потребности развивающихся производств городского и регионального рынка труда в специалистах с инженерным мышлением;
- формирование «олимпийского резерва», пула экспертов по Горнозаводскому и Север-
ному управленческим округам Свердловской области по компетенциям «Кузовной ремонт» и «Покраска автомобиля».
Литература
1. Артюгина Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: Учеб.-метод. пособие. — Архангельск: АО ИППК РО,
2009. — 58 с.
2. Белова Н. Г. Система подготовки студентов колледжа к проектной деятельности // Электронный научный журнал Педагогического колледжа №18 «Митино» [Электронный ресурс] // URL: http://pk18.esrae.ru.
3. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А. П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н. Н. Боровской. — Архангельск, 2005. — 54 с.
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. — 1995. -С. 39-47.
5. Миронов Б.Г. и др. Инженерная и компьютерная графика. — М.: Высшая школа, 2004. — 336 с.
6. Мостыка И. Научное творчество студентов. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 143 с.
7. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально-образовательные проекты. Из опыта работы / Авт.-сост. Т. Н. Ко-вязина, Н. Е. Галицына. — Волгоград: Учитель,
2010. — 153 с.
8. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников // Народное образование. — 2012. — № 7. — С.164 — 169.
9. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / Авт.-сост. Л. Н. Куракина, И. С. Сидо-рук. — Волгоград: Учитель,
2010. — 191 с.
10. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
11. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные пра-ктико-ориентированные технологии / Авт.-сост. М. В. Русинова. — Волгоград: Учитель,
2011. — 175 с.
12. Шуберт Н. П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателей // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 11. — С. 78-80.
Анализ этапов и динамики развития инноваций показал, что основной для развития концепции «инновационного конвейера» является сфера информационных технологий (ИТ)
Проект позволит выявить студентов, обладающих природными задатками и способностями, проявляющих повышенный интерес к науке, технике, техническому творчеству и проектно-конструк-торской деятельности на основе программирования