УДК 373
СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
© 2015
И.В. Руденко, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и методики
преподавания»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования общепрофессиональных компетенций у будущих педагогов в воспитательной деятельности вуза. На примере студенческого педагогического отряда «Успех» Тольяттинского государственного университета раскрываются условия эффективной работы в данном направлении. В качестве одного из условий автор определяет педагогическое сопровождение деятельности студенческого формирования и описывает дополнительную образовательную программу, разработанную для членов отряда, направленную на подготовку студентов как педагогов-воспитателей, умеющих организовывать различные виды деятельности с детьми и подростками.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, общепрофессиональные компетенции, студенческий педагогический отряд, условия деятельности, дополнительная образовательная программа.
Современная высшая школа в условиях перехода на новые Федеральные государственные стандарты всё более ориентируется на становление и личностное развитие студента не только как квалифицированного специалиста, но и как человека культуры, способного к самоопределению и продуктивной творческой деятельности. В состав общепрофессиональных компетенций (ОПК) будущих педагогов входят те, в которых сформулированы требования овладения готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5); межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6). Однако ресурсы образовательной деятельности вуза в формировании этих прикладных умений не ограничиваются только учебной деятельностью студентов. Возможности профессионального роста заложены в той воспитательной среде, которую создаёт высшее учебное заведение, заботясь о развитии и саморазвитии своих выпускников.
В этой связи представляется возможным выделить студенческий педагогический отряд как среду формирования общепрофессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления. Рассматривая студенческие педагогические отряды как формальную структуру и добровольное студенческое формирование, определяемое конкретным образом жизни и имеющим единые ценностные основания для всех, входящих в него членов, отметим общие черты, присущие им. Цель, направленная на работу в социальной среде; эмоциональное единство группы, чувство общности, духовное единство; существование в непосредственном контактном взаимодействии; возможность проявления в коллективе через эмоционально-психологический характер связей и отношений; возможность кратковременного и длительного существования [2]. Как правило, студенческие педагогические отряды, созданные на базе вузов, имеют свою специфику и логику, присущие им функции, принципы, содержание, формы и методы, критерии оценки, результаты деятельности. Но при всём разнообразии этих составляющих общим является то, что деятельность в педагогическом отряде является средой расширения духовности и культуры личности студента как будущего профессионала.
Педагоги-исследователи последних десятилетий достаточно разносторонне изучили этот феномен в теоретическом и эмпирическом аспектах. Студенческие педагогические отряды рассматриваются в качестве средства воспитательной работы в вузе, влияющей на саморазвитие студентов и профессиональное становление будущих педагогов (М.Ю. Ананченко, А.Б. Денисова, А.Е. Подобин, А.В. Пономарева, Л.Н. Ручко, Е.Н. Сорочинская, Е.М. Харланова и др.).
Каковы же мотивы участия студентов в деятельности этого формирования? По результатам опроса участников педагогического отряда «Успех» Тольяттинского
государственного университета выявлено, что у студентов (35 %) главным мотивом является потребность участвовать в разнообразной жизни города. На втором месте идет потребность в общении (25 %) и новых знаниях (25%). В проявлении своих организаторских способностей заинтересовано 18 % студентов. Большинство из них важность социально значимой общественной деятельности связывают с профессиональным ростом.
Согласимся с исследователем А.В. Пономаревой, которая, характеризуя психолого-педагогические условия функционирования педагогического отряда, отмечает в качестве основных: интеграцию деятельности студенческого педагогического отряда в социально-культурное пространство; стимулирование потребности студентов в творческом самовыражении; влияние руководителя студенческого педагогического отряда на процесс развития социальной успешности молодежи [1]. Опыт работы педагогического отряда «Успех» Тольяттинского государственного университета, история которого начинается с 2003 года, доказывает, что в качестве руководителя востребована деятельность преподавателя вуза. Именно с его помощью поддерживается преемственность в деятельности студентов, решаются организационные вопросы с социальными партнёрами, обеспечивается умелое формирование умений студентов как будущих профессионалов. Деятельность педагога в работе со студентами может базироваться на программе дополнительного образования, которая обеспечит получение студентами соответствующего документа в дополнение к диплому о высшем образовании. В работе с педагогическим отрядом «Успех» (ТГУ) была разработана и реализована дополнительная образовательная программа «Путь в профессию» (авторы Руденко И.В., Ухаткина Е.Ю.). Программа представлена в виде модулей и рассчитана на учебный год, продолжительность программы 72 часа (из них 18 часов - аудиторная нагрузка, 54 часа отводится на практическую работу студентов). Модули программы разрабатывались с учётом требований стандарта о сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов. Прежде всего они касались умений в области организации воспитательной деятельности со школьниками.
Цель программы - способствовать формированию профессиональной компетентности студентов педагогического отряда в области организации работы с детскими общностями различных типов.
Задачи программы:
Содействовать овладению общетеоретических и профессионально-педагогических знаний, необходимых для реализации воспитательной деятельности с различными типами детских общностей.
Осуществить подготовку по овладению социально-воспитательными технологиями и способствовать развитию практических навыков организации воспитательной работы с детскими общностями.
Создать условия для развития интеллектуальной и нравственной сферы личности студентов педагогического отряда, раскрытия их творческих способностей через организацию учебной работы.
Содержание модуля «Детская общность в системе социального воспитания» данной прогроаммы направлено на расширение системы знаний студентов в области правового обеспечения деятельности детских общностей, психолого-педагогических основ работы с детьми и подростками, методической поддержки деятельности детских общностей различных типов. Модуль включает вопросы изучения феномена детской общности, её видов, типов и структуры; знакомство с особенностями организации воспитательной работы в детских общностях различной направленности; рассмотрение теории и методики организации ученического самоуправления как формы жизнедеятельности детской общности; знакомство с основными принципами разработки традиций, ритуалов и символики детской общности.
Изучая структуру детской общности, студенты изучали общетеоретические вопросы детского воспитательного коллектива и межличностных отношения в нем; эмоциально-психологический климат в детской общности; детско-взрослое взаимодействие; социально-психологическую систему связей и отношений в детских общностях; управление детско-взрослой общностью; роль, статус, характер общения и взаимоотношений субъектов в детской общности. Всё это, безусловно, дополняло их профессиональную подготовку как педагога будущего воспитателя и организатора детской деятельности.
Наряду с теоретической подготовкой особенно важными для сформированное™ общекультурных компетенций являются прикладные умения будущих педагогов. Как следствие, в рамках программы был разработан модуль «Социально-воспитательные технологии в работе с детскими общностями», реализация которого нацелена на формирование практических умений и навыков студентов для работы с детской общностью. Содержание модуля обеспечило освоение технологий социального проектирования, фандрайзинга, «мозгового штурма», методики проведения социально-психологического тренинга и коллективно творческого дела (КТД), а также обучение разработки игр, сценариев, воспитательных дел, благотворительных акций, РЯЯ-кампаний. Будущие педагоги изучали технологию общественной деятельности - добровольчество. Вовлечение в добровольческую деятельность подростков требует особых умений, которыми должен обладать педагог, работающий с ними.
На практических занятиях студенты изучали социальное проектирование как вид деятельности, результатом которого стало создание реального социального продукта, имеющего для участников процесса практическое значение. Социальные проекты «Мы рисуем свои права», «Культ-ура!», «Добрый город» и др., разработанные студентами педотряда, получили поддержку Молодёжного банка Общественного фонда г.о. Тольятти.
В процессе обучения студентов значительное внимание уделялось практической деятельности. Практическое занятие о воспитательной деятельности педагога по сплочению детской общности, социальных ролей, малых социальных групп в структуре школьного класса как детской общности, роли взрослого в организации жизнедеятельности школьного класса как детской общности вызвало интерес у будущих педагогов. В содержание занятия входил тренинг общения «Найди клад», разработка программы воспитательной работы школьного класса как детской общности просоцильного типа. Реализация программы «Путь в профессию» предполагала использование и других активных методов обучения: круглого стола, кейс-стади, проблемного обучения, метода проектов, профессионального портфолио и других.
В ходе проведения круглых столов студенты имели
возможность постоянно обмениваться своим опытом общения с подростками. Несомненно, важной характеристикой круглых столов стала диалогичность, которая рассматривается как основополагающая в профессиональной подготовке студентов. В процессе реализации программы «Путь в профессию» широко применялся метод кейс-стади. Модель конкретной профессиональной ситуации предполагала демонстрацию студентами умений в области бесконфликтного общения с воспиту-емыми. Дискуссия занимала центральное место в применении данного метода. Именно её использование демонстрировало степень зрелости и самостоятельности мышления, способности аргументировано, доказывать и обосновывать свою точку зрения в области организации межличностного взаимодействия.
Организация проблемного обучения дала возможность включить студентов в поиск решения новых для них профессиональных педагогических проблем на основе самостоятельной поисковой деятельности. Необходимость обеспечения индивидуального характера развития общепрофессиональных и профессиональных компетенций поставила в число возможных использование метода дистанционного консультирования. Суть и основная цель применения метода заключалась в возможности индивидуального общения студентов между собой и с преподавателем через социальные сети.
Следует отметить, что обучение студентов эффективно, если оно идёт параллельно с практической деятельностью. Студенты педагогического отряда «Успех» стали организаторами многих интересных дел с детьми детского дома и школы-интерната, обучали ученический актив. И по сей день они являются организаторами городской игры «Зарница», проводят благотворительные акции и трудовые десанты, помогают в деятельности детским городским общественным организациям «Экосодружество», «Пионеры Тольятти». Ежегодная городская благотворительная акция «Нет чужих детей!» по сбору игрушек и книг для малообеспеченных семей г.о. Тольятти, инициатором которой стали студенты педагогического отряда, вовлекла в свои ряды и население города.
Проведение постоянного анализа работы студентов в педагогическом отряде позволил выявить умения, наиболее успешно формируемые в данной деятельности. Высокие оценки получили умения студентов легко общаться с воспитанниками (70%), учитывать настроение детей при организации воспитательного дела (68%); оказывать поддержку воспитанникам в случаях неуспеха (63 %.), создать доброжелательную атмосферу для реализации интересов и потребностей обучающихся (45 %); разрешать конфликты оптимальным способом (52 %); насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами (60 %). Все эти умения свидетельствуют об эффективном формировании компетенции (ОПК-6), связанной с межличностным взаимодействием.
Опыт организации деятельности студенческого педагогического отряда в Тольяттинском государственном университете подтвердил значимость активной позиции обучающегося в процессе профессионального саморазвития, огромного потенциала воспитательной среды вуза в подготовке будущего педагога. Исследование осуществляется при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10308а
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пономарева А.В. Развитие социальной успешно-
сти молодежи в социально-культурной деятельности студенческого педагогического отряда : диссертация ... кандидата педагогических наук / А.В. Пономарёва. - Челябинск, 2010. - 207 с.
2. Руденко И.В. Студенческие общности как субъ-
екты внеучебной работы в вузе / И.В. Руденко // Сибирский педагогический журнал. 2013. - № 6. - С. 106-110.
STUDENT PEDAGOGICAL FORCE AS AN ENVIRONMENT OF GENERAL PROFESSIONAL
COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS
© 2015
I.V. Rudenko, Doctor of Education
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract: The problem of the formation of general competence of future teachers in the educational activities of the university. For example, the student teaching unit "Success" of Togliatti State University reveals the conditions for effective work in this direction. As one of the conditions of the author defines pedagogical support student activities and describes the formation of an additional education program designed for members of the squad, aimed at training students as teachers, educators, able to organize various activities with children and adolescents.
Keywords: educational activity, general professional competence, student pedagogical force, conditions of activity, additional educational programs.
УДК 811:004:373.24
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ
МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА РАННИХ
ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
© 2015
Е.В. Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос раннего обучения иностранному языку с помощью средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий. Анализируются методические подходы к обучению иностранному языку на ранних этапах возрастного развития, используя преимущества сенситивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Исследуются вопросы отбора методического материала, воздействия средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий на раскрытие потенциала развития детей. Учитывается, что использование возможностей мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные игровые ситуации и среды, активизируя познавательную деятельность детей и усиливая мотивацию для усвоения материала. Рассматривается вопрос применения интерактивной доски, которая предоставляет большую возможность преподавателю дополнить и развить любую обучающую программу и дополнить программно-методическое обеспечение собственными уникальными разработками, учитывающими особенности конкретной возрастной группы учащихся, уровня обучения, объема материала с учетом частотности занятий и т.д. Приводится пример программного продукта, позволяющего в полной мере реализовать интерактивные мультимедийные возможности интерактивной доски. Рассматривается вопрос применения средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в раннем обучении иностранному языку с точки зрения приобщения к информационной культуре, развития эстетического и интеллектуального восприятия.
Ключевые слова: программно-методическое обеспечение, содержательный компонент обучения иностранному языку, интерактивная доска, метод языкового погружения, языковые лингвистические игры, приобщение к информационной культуре, практические способы работы с информацией, отбор языкового содержания, проблема обучения иностранному языку на ранних этапах возрастного развития, методическое обеспечение, информационные и коммуникационные мультимедиа-технологии в обучении иностранному языку.
Во всем мире средства информационных и коммуникационных технологий активно проникают в жизнь современных детей практически с рождения. Исследования, проводимые в России, США и Европе, показали, что до 80% информации, получаемой детьми к подростковому возрасту, они получают вне школьных занятий, предлагающих бумажные носители, а из электронных средств массовой информации. Следовательно, система образования должна признать неоспоримый факт сложившейся взаимоинтеграции средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий (ИКММТ) и образования. Вопрос заключается в том, что в этом случае необходимо изучать воздействие средств ИКММТ на раскрытие потенциала развития детей и пытаться управлять этим воздействием [6].
Сейчас появилась прекрасная возможность использовать для этого новое и лучшее из того, что нам предоставляет опыт и современность. Отмечая растущую из года в год популярность изучения иностранного языка с дошкольного возраста и все большое желание родителей, стремящихся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с раннего возраста, следует признать, что решение вопросов обучения иностранному языку на ранних этапах возрастного развития заключаются в необходимости отбора методических подходов к организации обучения с помощью средств ИКММТ, используя преимущества сенситивного периода усвоения ино-
странного языка в дошкольном возрасте.
Концепцию внедрения ИКММТ в обучение иностранному языку на ранних возрастных этапах иногда лишают богатства содержания и ошибочно сводят наличию к компьютера и компьютерной грамотности. Прежде всего, необходимо определить программно-методическое обеспечение, провести тщательный отбор социолингвистического материала, определить содержательный компонент обучения иностранному языку на раннем этапе возрастного развития [2].
С появлением средств ИКММТ обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивная доска (ИД) значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала [4].
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
Для работы любой ИД необходимо: