Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ "СОВРЕМЕННИК" КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ "СОВРЕМЕННИК" КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СОВРЕМЕННИК" / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ / СБОР ВОСПОМИНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буреева Елена Викторовна

Падение интереса студентов к истории отмечают многие современные исследователи. В данной статье показан опыт приобщения студентов Казанского государственного архитектурно-строительного университета к научно-исследовательской деятельности при изучении новейшей истории. Студенческий проект «Современник» проводится в течении нескольких лет и включает в себя разнообразные формы работы, использование которых в совокупности позволяет вызвать у студентов высших технических учебных заведений интерес к изучению истории. В рамках проекта разработаны несколько анкет по разным периодам и проблемам советской истории. В качестве респондентов сначала выступают родные студентов, затем при необходимости список опрашиваемых расширяется. Их поиск проходит через общественные организации и интернет-ресурсы. Как правило, респонденты рассказывают о периоде своей юности, что созвучно возрастным особенностям студенчества. Студенты могут сравнить исторические и социальные условия жизни молодежи XX и XXI века. Проект состоит из нескольких этапов, на каждом из которых студенты собирают, обрабатывают и систематизируют информацию. Результатом работы становятся доклады и научные статьи, с которыми выступают студенты. Источником информации выступают не только воспоминания, но и дневники, письма, фотографии, предметы. На данный момент накоплен достаточный материал, который может вызвать научный интерес у профессиональных историков. Важным аспектом данной работы является формирование исторического мышления, навыков исследовательской деятельности. Через интерес к своей семье, городу, селу повышается интерес и уважительное отношение к истории страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SCIENTIFIC PROJECT "SOVREMENNIK" AS A WAY TO INCREASE INTEREST IN STUDYING HISTORY IN MODERN YOUTH

The decline in students' interest in history is noted by many modern researchers. This article shows the experience of introducing students of the Kazan State University of Architecture and Civil Engineering to research activities in the study of modern history. The student project "Sovremennik" (“Contemporary”) has been carried out for several years and includes various forms of work, the use of which in aggregate makes it possible to arouse interest in the study of history among students of higher technical educational institutions. Within the framework of the project, several questionnaires were developed on different periods and problems of Soviet history. The respondents are the relatives of the students at first, then, if necessary, the list of respondents is expanded. Their search goes through public organizations and Internet resources. As a rule, respondents talk about the period of their youth, which is consonant with the age characteristics of students. Students can compare the historical and social conditions of youth in the 20th and 21st centuries. The project consists of several stages, at each of which students collect, process and organize information. The result of the work is reports and scientific articles, which are presented by students. The source of information is not only memories, but also diaries, letters, photographs, objects. At the moment, sufficient material has been accumulated that can arouse scientific interest among professional historians. An important aspect of this work is the formation of historical thinking and research skills. Interest in and respect for the history of the country grows through interest in one's family, city, village.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ "СОВРЕМЕННИК" КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

БУРЕЕВА Елена Викторовна СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ ...

УДК 378:94(470)

DOI: 10.26140^3-2021-1001-0009

СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ «СОВРЕМЕННИК» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

© Автор(ы) 2021 ORCID: 0000-0002-2274-9931 SPIN-код: 2474-3338 АиШогГО: 582359

БУРЕЕВА Елена Викторовна, доцент кафедры истории и философии

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (420043, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Зеленая, 1, [email protected]) Аннотация. Падение интереса студентов к истории отмечают многие современные исследователи. В данной статье показан опыт приобщения студентов Казанского государственного архитектурно-строительного университета к научно-исследовательской деятельности при изучении новейшей истории. Студенческий проект «Современник» проводится в течении нескольких лет и включает в себя разнообразные формы работы, использование которых в совокупности позволяет вызвать у студентов высших технических учебных заведений интерес к изучению истории. В рамках проекта разработаны несколько анкет по разным периодам и проблемам советской истории. В качестве респондентов сначала выступают родные студентов, затем при необходимости список опрашиваемых расширяется. Их поиск проходит через общественные организации и интернет-ресурсы. Как правило, респонденты рассказывают о периоде своей юности, что созвучно возрастным особенностям студенчества. Студенты могут сравнить исторические и социальные условия жизни молодежи XX и XXI века. Проект состоит из нескольких этапов, на каждом из которых студенты собирают, обрабатывают и систематизируют информацию. Результатом работы становятся доклады и научные статьи, с которыми выступают студенты. Источником информации выступают не только воспоминания, но и дневники, письма, фотографии, предметы. На данный момент накоплен достаточный материал, который может вызвать научный интерес у профессиональных историков. Важным аспектом данной работы является формирование исторического мышления, навыков исследовательской деятельности. Через интерес к своей семье, городу, селу повышается интерес и уважительное отношение к истории страны.

Ключевые слова: научный студенческий проект «Современник», историческая память, изучение истории, сбор воспоминаний.

STUDENT SCIENTIFIC PROJECT «SOVREMENNIK» AS A WAY TO INCREASE INTEREST IN STUDYING HISTORY IN MODERN YOUTH

© The Author(s) 2021

BUREEVA Elena Viktorovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Associate Professor of History & Philosophy Kazan State University of Architecture and Engineering, (420043, Republic of Tatarstan, Kazan, st. Zelenaya, 1, [email protected])

Abstract. The decline in students' interest in history is noted by many modern researchers. This article shows the experience of introducing students of the Kazan State University of Architecture and Civil Engineering to research activities in the study of modern history. The student project "Sovremennik" ("Contemporary") has been carried out for several years and includes various forms of work, the use of which in aggregate makes it possible to arouse interest in the study of history among students of higher technical educational institutions. Within the framework of the project, several questionnaires were developed on different periods and problems of Soviet history. The respondents are the relatives of the students at first, then, if necessary, the list of respondents is expanded. Their search goes through public organizations and Internet resources. As a rule, respondents talk about the period of their youth, which is consonant with the age characteristics of students. Students can compare the historical and social conditions of youth in the 20th and 21st centuries. The project consists of several stages, at each of which students collect, process and organize information. The result of the work is reports and scientific articles, which are presented by students. The source of information is not only memories, but also diaries, letters, photographs, objects. At the moment, sufficient material has been accumulated that can arouse scientific interest among professional historians. An important aspect of this work is the formation of historical thinking and research skills. Interest in and respect for the history of the country grows through interest in one's family, city, village.

Keywords: scientific student project "Sovremennik", historical memory, study of history, collection of memories.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из проблем в системе научного образования сегодня является снижение интереса к истории, особенно у студентов технических вузов. Посредством изучения гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории, формируются историческая память, которая способствует консолидации общества и развивает коммуникационные навыки. Через уважение к историческому наследию, воспитывается уважение к людям, происходит осознание себя как части государства, формируется активная гражданская позиция. Разрыв между личным опытом и научными знаниями часто вызывает у студентов отчуждение и является одной из причин снижения интереса к науке. Важным направлением работы преподавателей истории в технических вузах, является формирование интереса студентов к изучению истории. В Казанском государственном архитектурно-строительном университете на протяжении нескольких лет успешно реализуется студенческий научный исследовательский проект «Современник», в рамках которого студенты собирают материал по различным пе-ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК:

риодам советской истории. Для успешной реализации проекта должны сочетаться и умение педагога вовлечь студента в процесс познания, и личная заинтересованность студента в изучении науки, которая формируется тогда, когда соприкасается с его жизненным опытом и повседневной жизнью. Преподаватель Амстердамского университета Дик Вам Страатен работает над созданием образовательных проектов, мотивирующих студентов к изучению истории. Он отмечает, что история играет важную роль в ориентации студента на настоящее и будущее, поэтому очень важно использовать такие образовательные стратегии, которые позволяют формировать «историческое мышление» и помогут установить связь между настоящим, прошлым и будущим и сделать изучение истории личностно значимым для студента [1,2], на что и направлен проект «Современник».

Отечественные и зарубежные исследователи разных областей научного знания: историки, педагоги, философы, психологи поднимают проблему приобщения молодежи к историческому наследию страны, сохранению исторической памяти. Большое значение играет мотива-130001; 130002 43

BUREEVA Elena Viktorovna STUDENT SCIENTIFIC PROJECT ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ция к изучению истории. Педагоги отмечают сложности в формировании мотивации к изучению истории в технических вузах и предлагают такие формы работы, как: составление генеалогического древа через семейные архивы [3], проведение дискуссий и круглых столов [4], использование игровых форм работы [5]. Сегодня реализуется достаточно много студенческих поисковых проектов, в которых происходит сбор информации об участниках и событиях Великой Отечественной войны [6]. Несомненно, это является важным направлением патриотического воспитания современной молодежи. Следует отметить, что представленный проект «Современник» также имеет патриотическую направленность. Особенность проекта «Современник» в том, что он позволяет выйти за пределы одной проблемы и собирать материал по всему периоду советской истории, например, по истории комсомольского движения, так как практически все бабушки и дедушки современных студентов были комсомольцами и с большим интересом вспоминают и передают информацию и фотографии об этом периоде истории. Рябова Л.К. считает, что в 20 веке появилось много новых направлений в новейшей истории, в том числе история повседневности, поэтому использование информации из семейных архивов может выступать в качестве исторического источника и стать основой научной статьи [7].

Проблема повышения мотивации к изучению истории связана с проблемой сохранения исторической памяти, что является сегодня в центре внимания исследователей разных направлений научного знания. Отдельно следует выделить работы, связанные с проблемой сохранения исторической или коллективной памяти в среде современной молодежи. Бочкарева Е.Д. отмечает, что историческая память молодежи является неотъемлемым аспектом в формировании ценностных ориентиров личности и не может существовать без личной исторической памяти, без связи с семьей. [8]. Ряд исследователей: Баранова В.А, Донцов А.И., Линченко А.А., Ручин В.А. в исторической памяти выделяют живую память о событиях, которая формируется через сопереживание, личное общение. [9,10,11] Зарубежные исследователи в качестве одного из способов самоидентификации личности видят приобщение молодежи к историческому прошлому своей страны [11]. Они отмечают, что в процессе обучения истории очень важно выяснить отношение студенчества к изучаемым событиям, чтобы через них соединить повседневный личный опыт студента с исторической наукой. Этот подход нашел отражение в работах. ^ш^п A.; Pugh, Hadzigeorgiou Y. [13, 14, 15]. Исследователи делают акцент не столько на лич-ностно-значимых для студента событиях в изучении предмета, сколько во взаимодействии педагога, студента и родителей [16] и социокультурную среду в целом [17]. Одним из важных элементов процесса обучения истории студентов технического университета является личная заинтересованность в процессе познания. При формировании воспитательных процессов на основе исторической памяти невозможно ограничиваться только архивно-документально-объективными материалами, но необходимо включать и впечатления, и переживания субъекта, полученный им опыт. Современные студенты критически относятся к учебной литературе, больше доверяя семейным рассказам и историям [18].

Аудиторные занятия по истории дают возможность отследить студенческие настроения, их оценки и интерпретации прошлого и настоящего, личностное и коллективное отношение к событиям, процессам, личностям, способствуют формированию исторической грамотности, социально-культурной идентификации. Исследования, в которых речь идет о формировании исторической памяти, поисковой студенческой деятельности, практики «живой истории», как правило, строятся на теме Великой Отечественной войны. Актуальная значимость проекта «Современник» заключается в том 44

что он позволяет сделать личностно значимыми и интересными разные периоды и события новейшей истории.

МЕТОДОЛОГИЯ

В статье исследуется проблема применения в рамках проекта «Современник» семейных архивных документов, фотографий, воспоминаний современников исторических событий как источника исторической памяти студенческой молодежи, формирования познавательной активности и интереса к истории своей страны. Целью данной статьи является анализ опыта работы в рамках студенческого научного проекта «Современник». Проектная студенческая деятельность в современных условиях является важным фактором повышения интереса к исторической науке, особенно в техническом вузе и способствует формированию ценностно-смысловых ориентаций молодежи. Методология исследования заключается в сравнительном анализе того, как описываются исторические события в учебной литературе и в воспоминаниях современников, которые собирают студенты.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация проекта проходит несколько этапов и как правило продолжается после завершения курса истории.

На первом этапе в рамках занятия курса «История» преподаватели рассказывают про разные формы поисковой работы, про проект и предлагают студентам принять в нем участие. Студенты, проявившие интерес, присоединяются к научному историческому сообществу вуза.

Студентам предлагается несколько тем для работы, по которым уже составлены опросники и анкеты. Как правило, в качестве первых респондентов выступают члены семьи. Для расширения географии темы или проблематики привлекаются другие участники данных событий. Это происходит через общественные организации, интернет-ресурсы.

В качестве дополнительного материала выступают фотографии, письма, предметы, связанные с событиями. Опрос и анкетирование проходит достаточно долго. Респондентами выступают люди пожилого возраста и многие факты они могут забыть, поэтому сбор информации происходит длительное время. Часто процессу вспоминания помогают семейные альбомы и предметы. Все полученные сведения необходимо проверить и дополнить информацией из официальных источников, литературы. На этом этапе помощь оказывают преподаватели истории. Так как полученную информацию студенты используют для написания научных работ, то вся полученная информация заверяется респондентами, и они дают письменное разрешение на ее использование. Так формируется база данных по отдельным проблемам новейшей истории.

Учебная литература для современного студента совершенно обезличена. За большим количеством цифр и фактов не всегда видны обычные будни советского человека, которые раскрываются сквозь призму воспоминаний современников этих событий. Достаточно источников личного происхождения отложились и бережно хранятся в государственных архивах. Однако, большой пласт воспоминаний отложился в семейных архивах, которые еще не нашли своего исследователя. Сегодня эти материалы служат ценным источником информации по истории повседневности советского периода.

В ходе реализации проекта было собрано достаточно много воспоминаний о событиях 1960-1980- х гг.: жизни комсомола и пионерской организации, будней жителей городов и сельской местности, больших строек и т. д., включающий в себя не только воспоминания, но и уникальные фотографии. Как правило архивы не богаты фотографиями. Получая информацию не всегда можно ее наглядно представить. В рамках проекта удается обнаружить подобные фотографии в семейных альбомах. Например, в исторической литературе, документах встречаются материалы о новых советских праздниках, проходивших в 1960-1980- х гг., однако только воспо-

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

БУРЕЕВА Елена Викторовна СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ ...

минания участников и их фотографии позволяют полностью раскрыть картину событий. В рамках проекта было собрано большое количество фотографий.

С результатами исследовательских проектов студенты выступают на конференциях разного уровня, публикуют их в научных журналах. Так, проект студентки архитектурного факультета Аделины Д. «Город комсомольской юности» [19], посвященной истории строительства города Нижнекамска, был выстроен из воспоминаний непосредственных его строителей, которые были комсомольцами в 1960-е гг. Они предоставили уникальные фотографии, на которых отображены начальные этапы строительства. Другим направлением работы студентов является история комсомола. Одной из комсомольских инициатив 1960-х гг. стали поисковые походы «Снежный десант». Однако архивы содержат ограниченное количество информации, главным образом, отчеты обкомов комсомола. Всю подготовительную работу десантников, жизнь во время похода удалось восполнить в рамках проекта через воспоминания людей, участвующих в походах «Снежного десанта». Студенты собрали воспоминания, фотографии и дневники десантников. «Снежный десант» и сегодня продолжает свою поисковую работу, поэтому история этого движения актуальна и интересна. Информация, собранная студентами, для них является личностно значимой, а в некоторых случаях представляет профессиональный научный интерес.

Похожий метод используется в университете штата Аризона среди студенческой молодежи. В ходе опроса студентов, преподаватели выяснили, что наибольшим доверием у молодежи пользуется источники личного происхождения - семейные истории и рассказы [20].

ВЫВОДЫ

Таким образом, научный проект «Современник», в рамках которого студенты собирают информацию по советскому периоду российской истории, опрашивая современников событий, продолжается достаточное время, так как вызывает большой интерес у студенческой молодежи. Сегодня главным образом сбор воспоминаний используется в проектах, посвященных событиям Великой Отечественной войны, однако проект «Современник» также имеет большую патриотическую направленность и воспитательное значение. Он дает возможность увидеть советскую историю с разных ракурсов, понять и почувствовать жизнь людей разных эпох, сравнить с современной действительностью. Этот проект формирует историческую память, уважительное отношение к истории страны, через уважение и бережное отношение к истории своей семьи, своего города, села.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Dick Van Straaten, Arie Wilschut, Ron Oostdam (2016) Making history relevant to students by connecting past, present and future: a framework for research, Journal of Curriculum Studies, 48 (4), 479-502.

2. Dick van Straaten, Arie Wilschut, Ron Oostdam. (2019) Connecting past and present through case-comparison learning in history: views of teachers and students. Journal of Curriculum Studies 51(5), 643-663.

3. Афанасьев В.А. Мотивация студентов технических специальностей к изучению истории Отечества посредством генеалогических исследований //Научный вестник Крыма, 2016, № 5(5), с. 1-6.

4. Татаренкова Н.А. Мотивация к изучению дисциплины «История» и средства ее реализации в техническом вузе //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки.2014, № 2 (22), с. 185-191.

5. Шостак И.Н. Формирование положительной мотивации у студентов первых курсов на уроках истории и обществознания. // Вестник Камчатского политехнического техникума. 2010, № 2, с. 3238

6. Попп И.А, Попп И.С., Шахнович И.С. Социальное партнерство при реализации студенческих патриотических проектов (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России.2017, № 4, с. 105-111.

7. Рябова Л.К. О методологических проблемах изучения новейшей истории и истории современности.//Новейшая история России. 2011, № 1(1), с. 8-18.

8. Бочкарева Е.Д. Концептуальные подходы к понятию «историческая память молодежи». // Humanity space. Internationai aimanac. 2015, № 5, с. 667-675

9. Баранова В.А., Донцов А.И. Коллективная память о событиях

в России в ХХ в. в современном российском обществе. // Человеческий капитал. 2017, № 11(107), с. 76-82

10. Линченко А.А. Время и событие в нарративах семейной памяти молодежи // Studia Humanitatis, 2020, № 2, с. 20.

11. Ручин В.А. Образовательный аспект пространства памяти // Известия Саратовского ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020, Т.20. с. 159-163

12. Gusstafssson, K (2020).Understanding the persistence of history-related issues in Sino—Japanese relations: from memory to forgetting. Int Polit International Politics

13. Kervinen, A., Roth, W., Juuti, K. (2020) The resurgence of everyday experiences in school science learning activities. Cult Stud of Sci Educ.

14. Pugh, K. J., Bergstrom, C. M., Spencer, B. (2017) Profiles of transformative engagement: Identification, description, and relation to learning and instruction. Science Education, 101, 369—398.

15. Hadzigeorgiou Yannis and Roland M. (2019) Schulz, Engaging Students in Science: The Potential Role of "Narrative Thinking" and "Romantic Understanding", Frontiers in Education,

16. НикитскаяМ. Г., ТолстыхН. Н. Зарубежные исследования мотивации обучения: XXI веке, //Журнал современной зарубежной психологии. Современная зарубежная психология. 2018, № 7(2), С. 100-113

17. Blevins B., Magill K., Salinas C. (2020) Critical historical inquiry: The intersection of ideological clarity and pedagogical content knowledge. The Journal of Social Studies Research., .44(1), .35-50

18. Катионов О.Н., Катионова А.О., Майер Б.О. Литературные произведения писателей — фронтовиков в воспитании современной молодежи. // Science for Education Today, 2019, №. 6, с. 107-120.

19. Демахина А. Нижнекамск — город «комсомольской юности» // 70 Международная научная конференция преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов по проблемам архитектуры и строительства. Казань: Изд. Казанс.гос.архитект.-строит.ун-та, 2018 г.

20. Harris Lauren McArthur, Halvorsen Anne-Lise , Aponte-Martínez Gerardo J. «[My] family has gone through that»: How high school students determine the trustworthiness of historical documents, The Journal of Social Studies Research, Volume 40, Issue 2, pp. 109-121, (2016).

Статья поступила в редакцию 13.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.