Научная статья на тему 'Отражение истории университета в зеркале современных медиатехнологий'

Отражение истории университета в зеркале современных медиатехнологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / ДИСТАНЦИОННЫЙ ПРОСМОТР / КОНВЕРГЕНТНОСТЬ / МЕМУАРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова С. Ю.

Мультимедийная насыщенность и интерактивность как формы взаимодействия журналистов с аудиторией дают возможность рассматривать значимость исторических материалов как информационный повод для размещения на интернет-портале вуза. В статье рассматриваются особенности работы студентов-журналистов с уникальным архивным материалом педагогического института им. Н. К. Крупской и Марийского государственного университета периода Великой Отечественной войны для Интерактивного музея университета. Применение мультимедийных технологий формирует профессиональные умения будущих журналистов в деятельности студенческого редакционного проекта, который является одной из форм научно-просветительской деятельности историков вуза. Актуальная проблема патриотического воспитания молодежи находит свое решение через осмысление конкретных и близких примеров патриотического поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение истории университета в зеркале современных медиатехнологий»

УДК 378.4

ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

С. Ю. Смирнова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

REFLECTION OF THE HISTORY OF THE UNIVERSITY IN THE MIRROR MODERN MEDIA TECHNOLOGIES

S. Yu. Smirnova

Mari State University, Yoshkar-Ola

Мультимедийная насыщенность и интерактивность как формы взаимодействия журналистов с аудиторией дают возможность рассматривать значимость исторических материалов как информационный повод для размещения на интернет-портале вуза. В статье рассматриваются особенности работы студентов-журналистов с уникальным архивным материалом педагогического института им. Н. К. Крупской и Марийского государственного университета периода Великой Отечественной войны для Интерактивного музея университета. Применение мультимедийных технологий формирует профессиональные умения будущих журналистов в деятельности студенческого редакционного проекта, который является одной из форм научно-просветительской деятельности историков вуза. Актуальная проблема патриотического воспитания молодежи находит свое решение через осмысление конкретных и близких примеров патриотического поведения.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, музее-фикация, исторические материалы, интерактивность, журналистская практика, поисковая деятельность, информационный повод, преемственность исторической памяти, дистанционный просмотр, конвергентность, мемуары

Rich media and interactivity as a form of journalists interaction with the audience provide an opportunity to consider the importance of historical materials as the pretext for placing the information on the website of the university. This article discusses the features of preparation of unique archival material about the students and teachers of the Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya and the Mari State University during the Great Patriotic War for placing in the University "Interactive Museum". The work carried out by journalism students. The use of multimedia technology forms the professional skills of future journalists in the activities of the student editorial project, which is a form of scientific and educational activities of the university historians. The actual problem of patriotic education of youth finds its solution in terms of understanding of specific examples of patriotic behavior.

Keywords: multimedia technology, museumification, historical materials, interactivity, journalistic practices, search activity, newsworthy, continuity of historical memory, remote viewing, convergence, memoirs

Сегодня вузовские музеи, увеличивая свой потенциал и осваивая новые технологии для создания современного мультимедийного образа, становятся центрами научно-просветительской работы в конкретной области исторической науки. Ведение научной поисковой деятельности для таких музеев является неотъемлемой частью организации, при этом они выполняют функции социального института, сохраняющего и предоставляющего нужную информацию [4]. Достойным партнером в таком виде деятельности становится для них журналистика, которая успешно использует исторический материал для создания портрета социального пространства

и времени. Предметом описания становятся события, ценностные ориентиры общества определенного периода его развития, модели поведения людей, а также страницы их частной жизни и личных устремлений. Так рисуется картина эпохи, страны, обобщается практический исторический опыт, предлагается анализ действительности и даже пути ее возможных изменений. Без исторического знания, его осмысления в журналистских формах подачи материала, пожалуй, невозможно формирование социальной идентичности у современной молодежи, представлений о ее собственных перспективах духовного роста.

© Смирнова С. Ю., 2016

Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. дало мощный импульс к созданию новых форм журналистских материалов, отражающих малоизвестные факты борьбы фронта и тыла. Так родилась идея наполнения материалами об участии сотрудников и студентов регионального вуза в Великой Отечественной войне виртуального музея Марийского государственного университета (Интерактивный музей), открытого в мае 2015 года. Электронный архив музея более практичен и удобен в отличие от экспозиционного, дополняет и углубляет последний и способствует привлечению более широкой аудитории, в том числе вузовской молодежи.

Собранные материалы являются уникальными в силу своей малоизученности и полноправно становятся объектами исследований ученых-историков вуза. Занимают они и свое достойное место в преподавании цикла вузовских гуманитарных дисциплин, предполагая методологию единства трех подходов: духовно-нравственного, социально-исторического и творческого.

Виртуальные комплексы сами со временем переходят в разряд исторических архивов и документальных источников. Происходит процесс музеефикации - преобразования таких историко-культурных материалов в объекты музейного показа [5]. Этот процесс особенно справедлив для объектов нематериального наследия, которыми наполняется портал Интерактивного музея университета. При размещении материалов в Интернете практически не требуются рецензии экспертов и редактирование, что может обострить проблему достоверности информации, появляющейся в электронных СМИ, поэтому необходимым условием размещения исторического материала на портале виртуального музея вуза является экспертная оценка учеными-историками историко-филологического факультета университета подлинности размещенных документов и соответствия установленным периодам войны, датам и местам боев, дислокаций фронтов и видам вооружений, стратегической перегруппировки всех сил страны.

Сегодня для журналиста важны такие качества при использовании архивного исторического материала, как универсальность (разнообразие жанров и стилей), оперативная подготовка и эффект интерактивности для аудитории. Включение студентов отделения журналистики Марийского государственного университета в деятельность по реализации проекта позволяет познакомить их со всем многообразием способов размещения

медийного контента. Студенты учатся создавать тексты с мультимедийным сопровождением, снимать видео, записывать звуковые дорожки, фотографировать и пробовать себя в разнообразных профессиональных заданиях, которые обычно выполняют журналисты для наполнения интернет-портала. Для подготовки мультимедийного материала студенты-журналисты 1-, 2- и 3-го курсов отделения журналистики историко-филологического факультета университета объединены в студенческий проект - редакцию студенческого телевидения «Объектив-ТВ». Такая проектная инициатива аккумулирует в себе опыт практической журналистской деятельности, основываясь на академических знаниях предмета и воспитательных возможностях гуманитарных дисциплин.

Особого внимания заслуживает вузовская аудитория и понимание ее потребностей в историческом знании, в возможном узнавании привычного в новой интерактивной подаче. Необходимое осознание социальной ответственности за достоверность подачи исторических материалов предполагает наличие у будущего журналиста широкого кругозора, эрудиции, навыков в общении при интервьюировании, умений в поиске и использовании различных источников информации. При этом зачастую наблюдается неглубокое знание своей истории и культуры, и, как следствие, характерное проявление дефицита духовности, поэтому проблема патриотического воспитания молодежи, в том числе студенческой, остается сегодня актуальной. Современное вузовское образование помогает устранить эту проблему, создавая условия для воспитания деловых, лидерских качеств молодежи, которые могут и должны проявляться при подготовке исторически актуального проекта. Такой проект становится платформой патриотического воспитания, которое начинается с конкретных и близких примеров патриотического поведения. Он помогает включить студентов в активную поисковую деятельность, формировать определенные навыки при работе с уникальным историческим материалом.

Сам термин «интерактивность» подразумевает использование интернет-технологий для диалогового общения с аудиторией, возможность готовить разнообразный материал и рассматривать его значимость и уникальность как информационный повод для размещения на портале. Вузовская аудитория, студенты и преподаватели, а также школьники и их родители, герои репортажей и видеофильмов - вот аудитория, на которую рассчитан портал Интерактивного музея. Поиск виртуальных

данных и знакомство с материалом в этом случае, осуществляется через Интернет и социальные сети, что признается современной молодежью более простым и удобным способом.

Материалы Интерактивного музея находятся на сайте МарГУ по ссылке museum.marsu.ru и далее располагаются в шести блоках: «Герои времен Великой Отечественной войны»; «Живи и помни»; «Историческая справка»; «МарГУ»; «МАССР»; «Я помню! Я горжусь!».

Такая форма музея - это тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции обширнейшего музейного фонда. Материалы разнообразны: от предметов войны и быта и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Блоки виртуального музея наполнены историческими кинохроникальными документами, видеоматериалами бесед с ветеранами, все они объединены одной этико-эстетической патриотической направленностью. Благодаря интернет-технологиям можно не только узнать об истории участия сотрудников, преподавателей и студентов педагогического института им. Н. К. Крупской (МГПИ) и Марийского государственного университета (МарГУ) в Великой Отечественной войне, но и углубляться по ссылкам для ознакомления с материалами всего музея университета.

Блок «Живи и помни» представлен в виде четырех видеофильмов. Первый повествует о самом музее, остальные три - о войне и Победе. В блоках «Историческая справка» и «МАССР» можно найти обширную историческую информацию о работе фабрик и заводов по производству военной продукции, о деятельности государственных учреждений, библиотек, статистических органов, о лесозаготовках и работе в колхозах. Блок «МарГУ» наполнен сведениями о студентах и преподавателях МГПИ, о том, как они воевали, кто из них погиб, а кто выжил и к каким наградам был представлен.

Все члены студенческой редакции принимали активное участие в подготовке вопросов для видеоинтервью с ветеранами для фильма «Живи и помни», проводили видеосъемку мероприятий вуза и города Йошкар-Олы, готовили видео и фотоматериалы для фильма «Я помню! Я горжусь!», проводили анкетирование среди студентов и преподавателей, применяли методику блиц - опроса студентов всех факультетов и институтов МарГУ. Эмоциональным и проникновенным стал итоговый фильм, в который вошли 28 видеосюжетов с рассказами молодых людей - внуков и правнуков тех, кто воевал на фронтах и трудился в тылу, и память о которых хранит почти каждая семья.

Чрезвычайно важным является запечатленный эффект преемственности исторической памяти о войне, который так наглядно продемонстрировали студенты университета.

Одним из самых пронзительных и содержательных сегментов Интерактивного музея стал фильм «Ветераны Великой Отечественной войны МарГУ» (в блоке «МарГУ»), где на фоне музыки, кинохроникальных и голосовых зарисовок представлена развернутая галерея портретов тех студентов и преподавателей МГПИ им. Крупской и университета, кто воевал на фронтах войны. За более подробными фактами можно обратиться к блоку «МАССР» и «Историческая справка», где представлены объемные текстовые и фотографические материалы по истории разных этапов и периодов войны.

О боевом пути каждого ветерана можно узнать из материалов блока «Герои времен Великой Отечественной войны». Сведения об участниках войны делятся на два больших раздела: в первом собраны материалы о фронтовиках, во втором -материалы о тружениках тыла. Хроникально-документальные материалы объединены одной идеей: все они сопровождаются перечислением имен ветеранов и их боевых заслуг, связанных с определенным эпизодом войны. Практически каждому из фронтов и родов войск посвящен отдельный видеофильм, эмоциональная напряженность восприятия которого наполнена знакомыми лицами и именами героев - сотрудников МГПИ и МарГУ.

Особое значение придается разделу «Интервью с ветеранами», когда пользователи портала музея могут услышать живой искрений рассказ фронтовика или труженика тыла. Откровенные и трогательные воспоминания были подготовлены студенческой редакцией как видеоинтервью с ветеранами Н. А. Антипиной, Ю. Н. Волковым, Н. Д. Паутковым, Г. С. Ванштейном. Есть в этом разделе и воспоминания детей ветеранов: повествование доцента кафедры всеобщей истории А. А. Ярыгина о своем отце - ректоре МГПИ им. Н. К. Крупской и преподавателе МарГУ А. Ф. Ярыгине. Эти материалы «устной истории» с подробностями частной жизни конкретного человека наделены тем особым психологическим воздействием, которое сложно найти в учебниках. Такое восприятие военной действительности современной молодежью является уникальным источником сведений о том, «чем была война для простого солдата». То, что чешский историк и публицист Богуслав Шнайдер охарактеризовал как проявление общественного сознания в борьбе за выживание на пределе сил [8, с. 104].

Необыкновенно насыщенным информацией и сопереживанием стал раздел «Труженики тыла» из блока «Живи и помни». Коллектив студенческой редакции буквально по крупицам собирал видеоматериалы: не все труженики тыла, в силу преклонного возраста могли выдерживать длительные интервью. Студенты старались производить съемку в привычной для человека домашней обстановке, среди фотографий и семейных реликвий, зачастую помогая и ухаживая при необходимости. Корреспонденты становились помощниками-волонтерами на встречах ветеранов в стенах музея МарГУ, использовали эти трогательные, полные воспоминаниями моменты для пополнения архива виртуального музея материалами фото- и видеосъемки. Результатом стали видеофильмы с рассказами тружеников тыла - сотрудников пединститута и университета З. А. Пе-кунькиной, Х. Ф. Балдаева, Н. А. Веденькиной, Я. Н. Заболотских, М. С. Ходоровской, З. И. Сергеевой. Раздел о тружениках тыла насыщен информацией о пяти основных направлениях трудовых подвигов наших ветеранов: «Они ковали Победу», «Страда в годину войны», «Трудовая вахта», «На ниве просвещения» и «Путь созидания». Все сюжеты содержат большой объем исторических фотодокументов и сопровождаются подробной биографической справкой о каждом из ветеранов труда.

В целом в музее сохранена эмоциональная историческая память о страшных и героических событиях через голоса и свидетельства очевидцев, представлена малоизвестная информация о преподавателях и студентах МГПИ и университета, сражавшихся на фронте и работавших в тылу. Согласно типологии, предложенной историком и действительным членом Академии военных наук Е. С. Сенявской, различные типы источников, с которыми приходится работать студентам-журналистам, можно разделить на три группы:

• «официальные» (листовки, военная печать, материалы военной цензуры и др.);

• «субъективные» (письма, дневники, воспоминания, материалы «устной истории»);

• социологические: данные статистики, интервьюирование, анкетные и развернутые опросы [6].

Во многом поводом для передач студенческого телевидения «Объектив ТВ», участия студентов в качестве корреспондентов оперативных съемок ВГТРК «ГТРК «Марий Эл» и других телекомпаний республики стали многочисленные видеосюжеты, интервью, текстовые, фото- и видеоматериалы реликвий и экспонатов раскопок поискового отряда университета «Воскресение».

Фонды музея поискового движения еще ждут своих исследователей, но уже сейчас организация постоянных экскурсий и знакомство с уникальными «трофеями» помогает воссоздавать психологический портрет войны, содрогнуться от ее ужасов, бесчеловечности, склонить голову перед павшими безымянными героями и не только познать, но и «почувствовать» прошлое. Сегодня для молодых людей - студентов и школьников, такое осознание истории не мене важно, чем учебники и книги о войне. Подготовленные студенческой редакцией видеоматериалы помогают зрителям -пользователям Интерактивного музея - не только ощутить тяжелую «психологию» войны, но и почувствовать степень гражданской ответственности каждого за хрупкость мира и человеческой жизни [7].

Мультимедийные технологии виртуального музея позволили соединить разнообразный исторический материал в единую современную базу для получения разносторонней информации о событиях тех лет и ее адекватного восприятия молодым поколением. Удобство посещения музея заключается в возможности дистанционного просмотра, ознакомления с его ресурсами в комплексной полноте собранного и снабженного гиперссылками и хештегами отредактированного материала.

Студенческую редакцию, которая в течение двух лет работала над материалами для портала интерактивного музея, полноправно можно отнести к конвергентному типу. Студенты становились не только корреспондентами и редакторами, но и организаторами съемок, монтажерами и звукооператорами, озвучивали тексты и подбирали музыкальное и шумовое сопровождение. Практика показала, что это сложная и мобильная производственно-творческая структура, готовящая мультимедийные медиапродукты для разных типов СМИ, объединенных в один историко-архивный интернет-проект.

Феномен появления новой формы сохранения исторической памяти - Интерактивного музея университета - нашел свое отражение на страницах республиканской печати и в сюжетах филиала ВГТРК «ГТРК «Марий Эл». Из интервью с ректором МарГУ М. Н. Швецовым корреспонденту «Московского комсомольца в Марий Эл»: «Университет бережно хранит сведения о ветеранах войны и тружениках тыла, в его музеях представлены многочисленные реликвии, текстовые, фото-и видеоматериалы, экспонаты археологических раскопок поискового отряда «Воскресение». Значение Интерактивного музея трудно переоценить:

то, что раньше воспринималось разрозненно, в рамках этого проекта сведено в единую современную базу для получения разнообразной информации о событиях тех грозных лет и их адекватного восприятия в наше время. Удобство пользования материалами Интерактивного музея заключается и в возможности дистанционного просмотра, ознакомления с его ресурсами в комплексной полноте собранного и отредактированного материала, и в мультимедийном эффекте восприятия, когда человек может одновременно и видеть, и слышать информацию» [1].

Таким образом, площадка интерактивного электронного музея и в дальнейшем останется открытой и удобной для наполнения историческим материалом разнообразной мультимедийной формы. Получив творческое задание, студенты-журналисты реализуют его в виде медиатекста или видеоматериала. Зачастую это создание образа через общение с носителем информации, творческое переосмысленное воспроизведение всей информации, почерпнутой в документах, произведениях о войне, воспоминаниях ветеранов. Здесь присутствует образная реальность, осмысленная и перечувствованная героем очерка, это мемуарная форма журналистского материала, которую можно отнести к историческому источнику. Такие формы субъективны и, по мнению В. Я. Борьщевского, В. В. Кабанова и других исследователей, не всегда могут быть без доли критики отнесены к источникам изучения определенного периода [2; 3]. В случае их подготовки в ходе журналистской деятельности и размещения на интернет-портале музея вуза это не может рассматриваться как недостаток. Такие воспоминания не безлики, они исповедальны и рисуют яркие картины повседневной жизни и частных случаев людей определенной эпохи. Они «человекоцентричны», наполнены историческими поводами, формирующими у молодежи ценностные ориентиры. В совокупности с опубликованными документами и кинохроникой такие журналистские материалы представляют собой законченную картину высокого

эмоционального накала и содержания.

При подготовке материала для интернет-портала обрабатываются архивные данные, семей-

ные и личные воспоминания, проводятся собственные расследования, делаются обобщения. В этом случае журналистская работа рассматривается и готовится в историческом контексте, на основе историзма, который проявляется как свойство запечатлевать последовательность, взаимосвязь, логику и закономерность развития во времени общественных явлений, характеров, взглядов на жизнь и историю. У студентов формируется устойчивый социальный опыт и укрепляется стремление в освоении будущей профессии.

Портал музея и сегодня продолжает пополняться материалами по вновь открывшимся историческим фактам, что говорит о несомненной перспективе его развития и расширения. При подготовке информационных материалов студенты-журналисты обращаются к изысканиям ученых университета и архивам Республики Марий Эл. Так, уже после открытия в мае 2015 года силами студенческой редакции «Объектив-ТВ» был подготовлен и размещен еще один видеофильм - о первом в республике Герое Советского Союза В. С. Ар-хипове, который стал студентом исторического факультета пединститута в 1941 году и буквально со студенческой скамьи ушел на фронт.

Демонстрация многотысячного шествия «Бессмертного полка» в режиме прямой радиотелевизионной трансляции федеральными каналами и Интернетом наглядно показала, насколько важна не только самоорганизация большого числа людей, объединенных одной идеей, но и готовность всего журналистского корпуса СМИ отразить этот процесс, используя новейшие компьютерные и цифровые технологии.

Высшее образование в Марий Эл в 2016 году отмечает свое 85-летие. Архив Интерактивного музея университета пополняется новыми материалами, отражающими насыщенный историческими фактами путь к этой дате. Мультимедийный журналистский подход к проблеме ценностного осмысления прошлого и сохранения его уникального исторического материала сегодня становится зеркалом, в котором отражается лицо времени, страны, народа, а для подготовки будущих журналистов - объектом изучения истории становления и развития своего вуза.

Литература

1. Астахова Валентина. МарГУ готовится к встрече 70-летия Победы // Московский комсомолец в Марий Эл. URL: http://mrl.mk.ru (дата обращения: 5.05.2016).

2. Борщевский В. Я. Источниковедение истории СССР (1917-1985). К., 1985.

3. Кабанов В. В. Источниковедение истории советского общества: курс лекций. М., 1997.

4. Концепция развития музея Северного Арктического федерального университета имени М. В. Ломоносова (08.10.2012 г.) URL: http://narfu.ru/university (дата обращения: 5.05.2016).

5. Музеефикация как способ сохранения истории // Биофайл: научно-информационный журнал. 2011. № 3. URL: http://biofile.ru (дата обращения: 5.05.2016).

6. Сенявская Е. С. Изучение военной истории: источниковедческие проблемы // Человек в истории. Россия - XX век. М., 2003.

7. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М., 1999.

8. Шнайдер Б. Неизвестная война // Вопросы истории. 1995. № 1. С. 104.

References

1. Astahova Valentina. MarGU gotovitsja k vstreche 70-letija Pobedy. Moskovskij komsomolec v Marij Jel. URL: http://mrl.mk.ru (data obrashhenija: 5.05.2016).

2. Borshhevskij V. Ja. Istochnikovedenie istorii SSSR (1917-1985). K., 1985.

3. Kabanov V. V. Istochnikovedenie istorii sovetskogo obshhestva: kurs lekcij. M., 1997.

4. Koncepcija razvitija muzeja Severnogo Arkticheskogo federal'nogo universiteta imeni M. V. Lomonosova (08.10.2012 g.) URL: http://narfu.ru/university (data obrashhenija: 5.05.2016).

5. Muzeefikacija kak sposob sohranenija istorii. Biofajl: nauchno-informacionnyj zhurnal. 2011, no. 3. URL: http://biofile.ru (data obrashhenija: 5.05.2016).

6. Senjavskaja E. S. Izuchenie voennoj istorii: istochnikovedcheskie problem. Chelovek v istorii. Rossija -XXvek. M., 2003.

7. Senjavskaja E. S. Psihologija vojny v XX veke: istoricheskij opyt Rossii. M., 1999.

8. Shnajder B. Neizvestnaja vojna. Voprosy istorii. 1995, no. 1, p. 104.

Статья поступила в редакцию 5.05.2016 г.

Submitted 5.05.2016.

Для цитирования: Смирнова С. Ю. Отражение истории университета в зеркале современных медиатехноло-гий // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 3 (7). С. 73-78.

Citation for an article: Smirnova S. Ju. Reflection of the history of the university in the mirror modern media technologies. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 3 (7), pp. 73-78.

Смирнова Светлана Юрьевна,

кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]

Smirnova Svetlana Jur'evna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Mari State Unuversity, Yoshkar-Ola, jur. ka@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.