С.М. Климова, Г.В. Мартынова, В.Н. Мусолов
СТУДЕНЧЕСКИЕ ПОВЕРЬЯ И ОБРЯДЫ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ3
КЛИМОВА Светлана Мушаиловна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Белгородского госуниверситета; E-mail: Sklimova2009@yandex.ru
МАРТЫНОВА Галина Владимировна - студентка БелГУ;
МУСОЛОВ Вячеслав Николаевич - студент БелГУ.
Объектом исследования авторов работы выступает уровень религиозности студентов Белгородского государственного университета. Автора резюмируют, что декларируемое исповедование православной религии не препятствует использованию студентами различных обрядов и примет, якобы помогающих сдавать экзамены. Двоеверие, сочетающее христианские догмы и языческие практики, трактуется авторами как неотъемлемая часть русской культуры.
Ключевые слова: молодежь, религия, магия, студенты, поверья, обряды, религиозномагическое сознание, БелГУ, обрядовая лексика, лексика, магическая лексика, магия
В январе 2008 г. инициативной группой студентов Социально-теологического факультета (СТФ) БелГУ под руководством С.М. Климовой была разработана и апробирована анкета «Студенческие поверья и обряды», посвященная выявлению и описанию известных студенческих обрядов и примет, используемых перед сессией, а также описанию уровня и «качества» религиозного сознания опрашиваемых студентов. Религиозность определялась через самоидентификацию студентов как верующих, православных, воцерковленных (характеристики, часто не совпадающие). Вопросы в анкете были составлены таким образом, чтобы выявить уровень воцерковленности (знания и действия), степень веры, связь между сдачей экзамена - как важного итога студенческой жизни - и различными культовыми и обрядовыми практиками, используемыми студентами для получения успешного результата.
о
3 Работа выполнена в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.». Госконтракт № П861.
Для наглядности приведем созданную нами анкету.
АНКЕТА «Студенческие поверья и обряды»
1. Верите ли Вы в приметы, помогающие при сдаче экзаменов?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
2. Совершаете ли Вы культовые обрядовые действия для успешной сдачи экзаменов?
а) да, всегда;
б) да, иногда;
в) нет, никогда;
г) затрудняюсь ответить.
3. Какого рода эти обрядовые действия?
а) церковные;
б) традиционные студенческие;
в) неовосточные (культы новых религий и др.);
г) собственные (сам выработал и использую только в личных целях).
4. Какие из обрядов, примет, культов, помогающих сдать экзамен, Вы знаете?
5. Какие из обрядов, примет, культов, помогающих сдать экзамен, Вы
используете?_______________________________________________________________________
6. Какое значение для Вас имеет исполнение обрядовых действий перед экзаменом?
а) обязательное исполнение;
б) желательное исполнение;
в)исполнение на всякий случай;
г) исполнение не обязательно;
д) никогда не исполняю.
7. Помогает ли Вам исполнение культов или обрядов в успешной сдаче экзамена?
а) да, всегда/ часто;
б) иногда;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить.
8. Какие Вам известны приметы, определяющие удачу и неудачу в сдаче
экзамена?____________________________________________________________________________
9. Известны ли Вам святые, покровители студентов? (назовите, кого вы знаете конкретно)
а) да_________________________________________________________________________
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
10. Какие Вы знаете иконы, помогающие в учебе (перечислите)?
11. Приходилось ли Вам обращаться в церковь с просьбой о помощи в обучении перед сессией?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
12. Как Вы считаете, существуют ли у преподавателей приметы, обряды, культовые действия, связанные с профессиональной деятельностью?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
13. Оцените свою религиозность:
а) искренне верующий человек;
б) нахожусь на пути к вере;
в) верю во что-то;
г) ни во что не верю, атеист.
14. Ваш пол?
а) мужской;
б) женский.
15. Возраст?
а) 16 -18;
б) 19 -21;
в) 22 -25.
Ваш факультет, курс?_____________________________________________________________
Проблемой исследования являлось выявление специфики студенческих ритуалов и поверий в период сдачи экзаменов во время сессии. И целями исследования были:
1. Описание ритуальной сферы студенческой субкультуры
2. Выявление качества верований студентов, обнаружение церковного и магического элементов.
Соответственно, задачи исследования состояли в следующем:
1. Раскрытие форм и способов использования традиционных студенческих обрядов, в том числе, во время экзаменов;
2. Выявление приверженности студентов к церковным (культовым) предметам и действиям, выяснение их значимости в жизни студентов перед сессией,
3. Представления о глубине веры студентов (непосредственно через самоидентификацию и опосредованно через сопоставление с результатами анкетирования).
Приступая к исследованию, мы предполагали широкое бытование студенческих ритуалов, их использование в практике сдачи экзаменов, а также распространенное использование церковной атрибутики и обрядовости для реализации тех же целей -успешной сдачи экзаменов; наличествует максимальное сближение студенческих магических и церковных обрядов при общности целевых установок. Опрос позволил обнаружить универсальные принципы сознания, пропитанного магической и религиозной лексикой и атрибутикой, с одинаковой силой используемой студентами в период сдачи экзаменов, что демонстрирует низкий (лишь формально присутствующий) уровень церковного религиозного знания и веры.
Методология
В исследовании генеральной совокупностью выступают студенты 1-4-х курсов БелГУ в возрасте 18-21 лет (примерно 800 человек). Выборочная совокупность - 197 человек. Опрос проведен на девяти факультетах, среди которых в равных долях представлены гуманитарные: филологический, факультет психологии, исторический, экономический, юридический; естественные: физический (ФФ), математический (МиИТ), КНИТ. Выборка факультетов дифференцирована на «престижные»: юрфак, эконом, и КНИТ и «не престижные»: филологический, исторический, физический и математический (в основание деления положен принцип оплаты за обучение на данных факультетах). Первокурсники представляли факультеты: экономический, юридический, физический; а 2-й курс факультеты: СТФ (соц. работа и теология) и математический, исторический; 3-й курс - СТФ (философия, теология), психфак; 4-й - филфак и КНИТ. Отдельно представлены результаты опроса социальнотеологического факультета (СТФ) как наиболее репрезентативного: группа теологов, социальной работы и философов - 71 человек. Отбор респондентов в выборочную совокупность производился стихийно, т.е. по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Выборочное исследование проведено при помощи анкетирования без претензии на абсолютную репрезентативность полученных данных.
Результаты исследования.
По возрастному составу респонденты разделились следующим образом: 197 человек; из них 106 (54%), - в возрасте 19-21 лет;
86 (44%) - в возрасте 16-18 лет;
5 человек (3%) - в возрасте 22-25 лет.
Пол - женский - 135 человек (69%); мужской - 62 человек (31%).
Рассмотрим теперь результаты по факультетам и выделим наиболее характерные тенденции.
1. Верите ли Вы в приметы, помогающие при сдаче экзаменов?
На этот основной вопрос анкеты ответы распределились следующим образом:
35% всех опрошенных ответили «да», 51% - нет, затруднились ответить - 14% студентов. Среди гуманитариев выделяются ответы филологов 4 курса: «да» ответили 53%, «нет» - 47%.
Близки к этому ответы экономистов и юристов 1 курса: да - 57% и 57% соответственно, нет -17% и 25%, затрудняюсь ответить - 26% и 18%. Ответы естественников резко расходятся между собой: студенты физического факультета 1 курса не верят в приметы (88%), а затрудняются - 13%; математики 2-го курса в большинстве верят (70%), не верит - 20%, затруднятся - 10%. Студенты КНИТ 4 курса ответили так: да - 16%, нет - 72%, затрудняюсь ответить - 12%.
2. Совершаете ли Вы культовые обрядовые действия для успешной сдачи экзаменов?
Об обрядовых практиках во время сессии говорят следующие результаты: да, всегда -11%; да, иногда - 29%; нет, никогда - 51%; затрудняюсь ответить - 9%.
Опять выделяются ответы филологов, а также психологов и философов: да, всегда - 46% (философы), да, часто - 53% (филологи), 50% (психологи), нет, никогда - 35% (филологи), 25% (психологи), затруднились ответить - 25% (психологи), 8% (философы), 6% (филологи).
Среди других студентов, в том числе естественников, общие тенденции в ответах, близкие к результатам в целом.
3. Какого рода эти обрядовые действия?
Общие результаты ответов на этот вопрос следующие:
Церковные - 21%; традиционные студенческие - 31%; неовосточные - 2%; собственные
- 14%; оставшиеся (около 31%) - никакие не отметили. Анкеты, указывающие на воцерковленность информантов, в основном представлены теологическими группами СТФ. 53% теологов совершают церковные и лишь 15% - студенческие. Далее по степени «воцерковленности» следуют историки - 30%- церковные и 50% - студенческие; и психологи -25% - церковные и 30% - студенческие. Наименее подвержены церковному влиянию юристы и физики - 0%. На мехмате - 10%, КНИТ - 8%, философы - 7%. На этих же факультетах студенческие обряды более широко бытуют: юристы - 43%, физики - 75%; мехмат - 30% и КНИТ - 20%, философы - 15%. Явна тенденция обратной пропорциональности между точностью научных знаний и «силой» веры в Бога.
При этом наименее религиозные факультеты оказались наиболее подверженными влиянию со стороны студенческих обрядов и суеверий, что вполне объяснимо с точки зрения функционирования магического сознания. Гораздо показательнее то, что студенты, номинирующие себя приверженцами традиционной религии, одновременно используют и студенческие обряды, руководствуясь принципом «на всякий случай». Немаловажным
является и то, что среди тех, кто никогда не использовал религиозную атрибутику и обряды, нет ни одного атеиста, большинство называют себя искренне верующими. Можно предположить, что вера не сопряжена у них ни с церковной практикой, ни с приверженностью к каким-либо ритуальным действиям.
4. Какие из обрядов, примет, культов, помогающих сдать экзамен, Вы знаете?
Ответы на этот открытый вопрос очень разнообразны, но все же были и совпадения. Приведем наиболее интересные и распространенные варианты:
Громко смеяться в 5 часов утра перед экзаменом (философия); в 12 часов ночи, выглянув в форточку, кричать (3 раза): «халява, ловись!» с открытой зачеткой; класть на ночь книгу/ зачетку, конспекты, учебники под подушку; класть пятак под пятку; молиться, сходить в церковь для совершения религиозных действий (особенно часто встречается у теологов); не мыть голову; не стричься; не бриться; не открывать зачетку и не показывать другим; ругать сдающего (экономисты); положить зачетку в холодильник; вера в Ктулху (МИИТ, КНИТ); не одевать новой одежды на экзамен; ну и, конечно же, учить.
5. Какие из обрядов, примет, культов, помогающих сдать экзамен, Вы используете?
Большинство отметили, что выполняют известные им обряды, перечисленные в вопросе 4. Приведем наиболее распространенные ответы: ходить в одной и той же одежде на экзамены, молиться, ходить в церковь, не смотреть в зачетку перед экзаменом, не мыть голову, не стричься, не бриться, класть пятак под пятку, звать халяву, на ночь класть учебник/тетрадь под подушку. Многие студенты, отказываясь использовать языческие амулеты, считают необходимым в зачетку класть иконы или молитвы, используемые ими, с нашей точки зрения, в том же качестве.
6. Какое значение для Вас имеет исполнение обрядовых действий перед экзаменом?
В общем виде ответы выглядят так: обязательное исполнение - 10%; желательное исполнение - 13%; исполнение на всякий случай - 28%; исполнение не обязательно - 13%; никогда не исполняю - 33% всех опрошенных студентов (воздержались около 3% опрошенных).
Не придают обязательного значения обрядам перед экзаменом студенты философы (0%), психологи (0%); немногие так думают на факультетах: КНИТ (4%), МИИТ (10%), физическом (13%), экономическом (4%), истории (10%), филологическом (6%), а вот теологи
(20%), соц. работники (11%) и юристы (14%) стараются придерживаться обязательного исполнения обрядов.
Желательное исполнение отметили 40% историков, исполняют «на всякий случай» большинство студентов экономистов (61%); филологов (41%); физиков (38%) и соц. работников (33%); в этом также признались большинство философов (46%), теологов (28%), юристов (32%), студентов МИИТ (40%) и КНИТ (68%).
7. Помогает ли Вам исполнение культов или обрядов в успешной сдаче экзамена?
Среди всех опрошенных результаты таковы: да, всегда/часто - 17%; иногда - 21%; нет -27%; затрудняюсь ответить - 31%.
Большинство теологов (43%) ответили «да, всегда/часто», имея в виду указанные ими церковные обряды, также считает и треть студентов МИИТ. То, что обряды иногда помогают, подчеркивают большинство философов (31%) и психологов (50%). «Нет» ответили большинство студентов филологов (29%), юристов (32%), КНИТ (44%). 52% экономистов, 40% историков, 44% соц. работников, не берутся судить об этом и затрудняются ответить.
8. Какие Вам известны приметы, определяющие удачу и неудачу в сдаче экзамена?
Среди перечисленных примет наиболее распространены следующие:
-нельзя показывать зачетку с пятеркой;
-ловить халяву в полночь перед экзаменом;
-нельзя возвращаться, если что-то забудешь;
-не мыть голову;
-спать на учебнике;
-неудача, если упала зачетка;
-не смотреть первым в зачетку;
-ходить в одной и той же одежде на экзамене;
-не тянуть билет левой рукой;
-зайти в аудиторию с правой ноги;
-ругать сдающего экзамен;
-черная кошка, встреченная перед экзаменом к неудаче;
-написание «шпор».
«Все зависит от того, учишь или не учишь», - ответили многие «рационалисты». Весьма любопытно, что 20% отметили секретность своих действий. Видимо, они относятся к ним весьма серьезно и бояться, что в случае «озвучивания» обряд потеряет силу.
9. Известны ли Вам святые, покровители студентов?
Из всех студентов «да» ответили 29%; «нет» - 43%; затруднились ответить - 24% (4% не ответили). Ответы тех, кто ответил «да», были: святая мученица Татьяна, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Архангел Гавриил, свв. Косьма и Дамиан, апостол Андрей Первозванный, святитель Иосиф Белгородский, Серафим Саровский, Филарет Московский; Иоанн Кронштадтский; именные святые.
Студенты психологического, юридического, физического факультетов не ответили на этот вопрос, математического (10%) и компьютерных технологий (8%). Стоит обратить на очередное несоответствие между самоидентификацией студентов как верующих и полным отсутствием знания святых икон или покровителей церкви. Безусловно, знание «узко специализированных» студенческих святых имеет и оборотную сторону религиозности, указывающую на очередной магизм студенческого сознания, поклоняющегося «своим» -студенческим святым. Но важно и то, что даже в тех исключительных случаях, когда студенты называли святых, они совершали грубые ошибки: Никола Радонежский, Сергий Донской. Достаточно хорошо святые-покровители учащихся известны лишь теологам (58%) и филологам (59%).
10. Какие Вы знаете иконы, помогающие в учебе?
Наиболее распространенными ответами стали: икона Божьей Матери, «Прибавление ума» (большинство ответов теологов), Николая Угодника, Сергия Радонежского, мученицы Татьяны, именные иконы. Некоторые отметили, что все иконы помогают. Но большинство опрошенных все-таки не знают никаких икон.
11. Приходилось ли Вам обращаться в церковь с просьбой о помощи в обучении перед сессией?
33% всех опрошенных ответили «да»; «нет» - 55%; затрудняются - 12%.
12. Как Вы считаете, существуют ли у преподавателей приметы, обряды, культовые действия, связанные с профессиональной деятельностью?
По этому вопросу общие результаты таковы: «да» - 30% опрошенных; «нет» - 22%; затруднились ответить - 48%. И все-таки большинство студентов думают, что такие обряды и приметы существуют и в преподавательской среде. Чаще других этого мнения придерживаются учащиеся факультетов психологии (75%), юридического (43%) и физического (50%). Из тех, кто совсем так не думает (ответили «нет»), выделяются математики (50%).
13. Оцените свою религиозность.
Так звучал последний вопрос анкеты, связанный с обнаружением самоидентификации студентов в качестве верующих. Из предложенных вариантов вырисовывается следующая картина: искренне верующими людьми себя признают 22% опрошенных; находящимися на пути к вере - 36%; верящих во что-то - 36%, атеистов - 7%.
Рисунок 1
Религиозность студентов БелГУ
Религиозность студентов БелГУ
искренне
ни во что не верующий
верю, атеист; человек;
7% 21,50%
верю во что то; 36%
нахожусь на пути к вере; 35,50%
Из общего числа опрошенных искренне верующими себя считают математики - 40%, затем идут филологи - 35%, теологи - 33%, историки - 30%, физики - 25%, психологи - 25%, экономисты - 22%, юристы - 18%, 17% - соцработники, и ни один философ не считает себя искренне верующим. Можно предположить, что именно философы адекватно оценивают
несовместимость веры и любых обрядовых действий, направленных на «пользу», на получение каких-то дивидендов.
Самооценка своей религиозности практически на всех факультетах не совпадает с адекватностью церковных действий, производимых перед и во время сессии, а также незнание ни святых, ни молитв, ни какой-либо религиозной/церковной атрибутики, уместной в данных ситуациях. Остается не ясным суть искренней веры: или студенты искренне верят в свои собственные религиозные представления, не согласуемые с церковными, или это есть вера во что-то, что не выявляется на вербальном уровне самими студентами. Такой ответ, скорее всего, и подразумевается студентами. Подтверждение можно найти в нашей статье, посвященной выявлению качества религиозности студентов БелГУ. (Климова С.М., Мартынова Г.В.) Отношение к религии студенческой молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2007. № 3).
Таким образом, ответы, представленные в анкетах, делятся на два вида: на те, в которых явно обозначена религиозная мотивация поведения, осуждается использование студенческих (как синоним языческих) обрядов и примет, осуществлен откровенный призыв обращения к церкви и церковному опыту для «поддержки» (как сказано в одной анкете «каждому воздастся по его вере»), и на те, в которых студенты охотно перечисляют известные и достаточно давно бытующие в студенческой среде приметы, обряды, нисколько не отрицая при этом и церковные атрибуты и номинируя себя как верующих. Следует оговорить, что большинство студентов не относятся к студенческим обрядам серьезно, знают и используют их на «всякий случай».
Определенная часть студентов (14%) имеет и использует собственные обрядовые действия. Больше всех создают собственные обряды философы - 39%, психологи - 25%, КНИТ
- 24% и математики - 20%. Данные факультеты «сближаются» по склонности к абстрактному мышлению и воображению, способствующих созданию собственных традиций и обрядов в студенческой среде. Можно предположить, что именно люди данных «специальностей» и являются «творцами» различных студенческих поверий и обрядов.
Виды поверий и обрядов
От общих характеристик перейдем к анализу собственно обрядов и обрядовых действий и поверий, которые знают и используют студенты перед экзаменами. Вслед за специалистами мы рассматриваем приметы, поверья, предписания и запреты как часть
обрядово-ритуальной деятельности человека в целом, описываемой в той же классификационной системе, как и все остальные формы обрядово-ритуальной
деятельности. С точки зрения «целевой установки» (Кагаров), обряды делятся на профилактические (на всякий случай) и продуцирующие, т.е. обеспечивающие позитивный результат. Описание известных студенческих обрядов позволяет предположить, что в подавляющем большинстве они относятся к первым и решают задачи больше
психологического, нежели магического порядка.
Анкета направлена на выявление собственно студенческих поверий, обрядов и примет, не имеющих аналогов в других сферах обрядовой деятельности и в то же время включаемых в контекст всей культуры, отражающей древнейшие магические характеристики предметов или действий. К собственно студенческой обрядовой сфере относится специфический предмет обрядовых действий. Таковым в подавляющем большинстве
случаев выступает зачетка. Этот предмет приобретает свойства сакрального и магического благодаря широкой манипуляции - действиям, совершаемым с ним. Безусловно, зачетка как сугубо прагматический предмет, функционирующий только в определенной среде, не может иметь исторически-сакрального контекста. Но магичность этого предмета определена самой функциональностью: в ней сосредоточены оценки - предмет желаний/обладания;
манипуляции с зачеткой направлены на обретение желаемых объектов (оценок) и носят явно ритуально-магический характер. Как известно, главной целью магических действий является овладение человеком объекта желания с помощью различных ритуалов и манипуляций. Зачетка обретает магичность в силу манипуляций магического характера, производимых с ней.
Классификация действий, обретающих магический характер следующая: открывание/закрывание; ронять на пол/нельзя ронять на пол; нельзя передавать посторонним; сидение на зачетке; класть под подушку; наступать ногой; класть в холодильник (заморозить) перед экзаменом. Все эти магические акции с предметом сакрализации -зачеткой делают ее главным желаемым источником благополучия и удачи. Все действия имеют аналоги в глубинах магического сознания, связанного с сакрализацией (утаиванием, прятаньем, консервацией предмета) с целью сохранения его продуцирующей силы, в данном аспекте как источника хороших оценок. Бессознательно происходит идентификация знания с оценкой, а оценки с зачеткой. Именно она является сутью состоятельности и самоидентификации студента. Другим предметом студенческой сакрализации/магизма стал образ халявы, который мы, опираясь на совокупность описаний и изучая известные аналоги
в литературе, определяем как синоним легкой Удачи, получения хорошего результат без видимых усилий. Это описание полностью совпадает в распространенным употреблением в русском языке слова халява с аналогичным значением: даром, просто так, ни за что. В.Ф. Филатова любезно предоставила нам материалы говора с. Щиряево Калачеевского р-на Воронежской области. Там слово «халява» употребляется в значении «голенище валенка». На примере халявы мы видим подтверждение идеи о единстве магического предмета и магического действия. Широко бытующий обряд, связанный с халявой, направлен на его ловлю с помощью зачетки. Описание обряда студентом 3-го курса СТФ В.Н. Мусоловым: «надо открыть окно в 12 ночи и высунуть в окно зачетку, и крикнуть: халява, приди (вариация: халява, ловись). Затем закрыть зачетку и ни в коем случае не открывать до экзамена». Призыв (ловись, приди) к халяве связан с обязательным действием магического характера: открытое окно как символ разгерметизации сакрального пространства аналогично сакрализации пространства открытой зачетки, которое должно закрыться после ловли халявы. Потом пространство герметизируется и до экзамена вновь сакрализуется с помощью определенных манипуляций (спрятать, положить в холодильник, заморозить -способ усилить герметизацию) и накладывается запрет: нельзя открывать до поры, нельзя никому показывать, плохая примета - уронить (очевидно, синоним разгерметизации - утечки удачи), без права передачи другому. Запреты, приписываемые данным магическим предметам, указывают на их формирование по принципу метонимических (по смежности) отношений.
Описание обряда показывает его схожесть с народным традиционным обрядом «звать хозяина». «Широко бытует в Воронежском крае апотропеический обрядзвать хозяина (позвать хозяина, кликать хозяина)... Апотропеическая, продуцирующая функции переплетаются и вытекают из более общей - патронажной функции. Кроме того, с указанным обрядом связана гиластическая функция. В с. Богане Борисоглебского района на заговенье перед великим постом на потолок (чердак) бросают домовому мясо, чтобы домовой также «заговлялся», как и все домочадцы». Данный пример находит подтверждение и в описываемых студенческих обрядах, направленных на патронажность - покровительство халявы. В анкете описана и гиластическая - умилостливающая функция, в рассказе о необходимости «покормить зачетку». Хотя здесь не указана прямая связь с халявой, косвенно очевидно, что зачетка обретает анимистические черты после обретения «хозяина» -халявы, который и нуждается в еде. Получается, что зачетка и халява сливаются в одно целое хозяина студента и поэтому все манипуляции носят характер, сближающий эти предметы с традиционным образом домового. Данная параллель делает вполне
объяснимым широко распространенную примету не давать никому зачетку перед экзаменом, не делится хозяином, не отдавать спрятанную удачу. Безусловно, и зачетка, и халява, относятся к метонимическим магическим предметам, их сакрализация определена по сходству с сакрализацией и жаждой обладания знанием как даром - удачей, не требующей рационального усилия, но желанного самого по себе, притягиваемого с помощью определенных магических манипуляций.
Другая группа примет носит универсальный характер и не относится непосредственно к студенческим, но используется ими в силу того, что студенты являются носителями традиционно русской культуры и отражают общие всем черты русской ментальности. Вера в приметы оказывается близкой к магической сфере. Студенты указывают на вполне традиционные приметы: связанные с сакрализацией частей тела человека - волосами, ногтями, бородой и т.д. Очень многие указали, что нельзя мыть голову перед экзаменом, бриться, стричь ногти; приметы универсального характера - плохо: когда с пустыми ведрами идут навстречу, кошка перебежала дорогу, нельзя возвращаться в дом после выхода; приметы, имеющие сакральные корни, связанные со сном. Очень многие указали на эту связь через известный обряд класть что-то, связанное со знаниями, под подушку в ночь перед экзаменом: зачетка, книга, учебники, конспекты; Приметы, сакрализующие части тела
- ноги и руки. Почти все знают примету: класть пятак - пять рублей (символ отличной оценки) под пятку - сакрализация ноги. С ногой связана и примета переступания порога аудитории с правой ноги. (в культуре порог символизирует междумирье, то есть мистическое переходное пространство. Соответственно и нога обретает сакрализацию переходности к другому пространственному измерению при переступании порога). С рукой связаны действия взятия билета (нельзя брать левой рукой). Право/лево в традиционном сознании связано с оценочными характеристиками правых-правильных и левых-неправильных действий. Те, кто «болеет» за сдающего экзамен, также совершают магические действия руками: сжимают кулаки, делают «дулю»; существуют «эмоциональные» обряды: несколько человек указали на магическое требование смеяться в 5 утра перед экзаменом; кричать в окно в 12 ночи с призывом халявы. Несколько студентов физиков назвали в качестве студенческого покровителя Ктулху4. Это существо оказалось большинству практически неизвестно.
4 Мифологический образ, созданный американским писателем Говардом Филипсом Лавкрафтом (1890-1937). В студенческом фольклоре описан как чудище, поедающее мозг человека/^1к1реЬ1а.огд.
Выводы
Проведенное анкетирование позволило выявить социально-психологические характеристики, мировоззренческие представления, религиозный опыт студентов, их знание религиозных обрядов и степень рациональности, влияние магических обрядов и поверий на учебную деятельность. Необходимо подчеркнуть, что социологический опрос проводился накануне (для некоторых факультетов в начале) сессии, в ситуации эмоциональной напряженности респондентов, в кризисный для большинства студентов момент, поэтому анкета была направлена на изучение актуальных для них проблем. Опыт исследований в аналогичных кризисных ситуациях свидетельствует, что в поведении человека, если он не может полностью контролировать ситуацию, повышается или начинает доминировать иррациональная мотивация. Кроме того, исторический опыт свидетельствует, что в такие моменты повышается уровень религиозности, расширяется спектр религиозных и нерелигиозных верований, следовательно, в период сессии у студентов проявляется скрытая религиозность, и чем больше студент не уверен в своих силах, тем ее уровень выше, не осознаваем самим студентом. Исходя из скрытой религиозности, можно реконструировать место религиозных ценностей в системе ценностей студента, определить характер его реальной религиозности, его восприятие религии, определить тенденции формирования религиозного сознания и гипотетическую перспективу развития религиозности в будущем.
На основании результатов опроса можно сделать вывод, что вера в обряды, помогающие успешно сдать экзамены, характерна для большинства студентов, но сама вера носит аморфный характер, ее носителем является средне статистический студент, она -минимальна среди верующих и неверующих. Причиной неверия в обряды и приметы у теологов выступает не степень их религиозности (которая немного выше среднестатистической, но не уникальна), а теоретические знания, полученные в образовательном процессе, воцерковленность части теологов, их принадлежность к православной церкви, прескриптивно отрицательно относящейся к поверьям, обрядам как языческим элементам культуры и т.д.
Формально, естественным выходом из этой ситуации стало бы религиозное просвещение населения, активизация миссионерской деятельности РПЦ, знакомство студентов с основами православной культуры. В настоящее время государство, в сотрудничестве с церковью, пытается осуществить такую программу, но результаты анкетирования свидетельствуют о слабой эффективности этих мер. Ответ на вопрос об эффективности внедрения в светскую систему образования религиозных компонентов,
можно получить, проанализировав восприятие церковных обрядов студентами. Анкетирование не было направлено на определение отношения студентов к церковным обрядам и таинствам, тем не менее, полученные данные и устное собеседование с 30 респондентами (теологами, физиками и юристами) позволяют определить мотивацию совершения студентами культовых действий, в том числе и церковных.
Целью совершения ритуально-магических и церковных действий студентами было не только успешно сдать экзамены, но и упростить, облегчить эту процедуру, сделать ее более комфортной. Так, 10% респондентов в качестве обряда, помогающего сдать экзамен, называют «призыв халявы», конкретные детали этого ритуала (который в большинстве случаев требует выполнения трудных действий) сильно варьируются, но сама «идея халявы» волнует умы студентов всех специальностей. Мотивация студентов, совершающих церковные обряды, в большинстве случаев аналогична мотивации студентов, призывающих халяву. Цель совершения ими церковных обрядов - не общение с Богом и получение помощи от него, а решение, с помощью трансцендентных сил своих проблем. Характерен пример ответа одного из теологов на вопрос: Какие из обрядов, примет, культов, помогающих сдать экзамен, Вы знаете?: «поход в церковь, молитва, призыв халявы». В сознании этого студента непротиворечиво сочетаются христианские и магические, классифицируемые церковью как языческие, обряды.
Этнографы, изучающие обряды и традиции русского народа в дореволюционный период свидетельствуют, что в сознании большинства православных есегдасочетались языческие и христианские обряды, что двоеверие - это неотъемлемая часть русской культуры, которая не мешала человеку быть воцерковленным христианином. Современные социологические исследования свидетельствует, что люди, считающие себя православными, сочетают в своем мировоззрении и в ритуальной практике православные обряды с верой в карму, реинкарнацию, астрологию, магию, ритуально-практическую деятельность и различные языческие рудименты, осуждаемые церковью.
Анализ результатов анкетирования, сравнение совершаемых студентами церковных, студенческих и собственных обрядов показывает, что главной причиной сочетания несовместимых мировоззренческих систем, ритуалов является потребительское отношение к религии. Студентов интересует прежде всего помощь в конкретном деле, их цель решить проблемы с помощью магических действий, большинство из студентов, призывающих халяву или ставящих Богу свечки, желают одного и того же - умилостивления сверхъестественных сил, чуда и легкого достижения цели.
Литература:
1. Андреева Л.А. Российские религиозные практики в универсальном контексте: экстатические обряды и действа // Общественные науки и современность. - 2005. - № 3. -С. 97-106.
2. Климова С.М., Мартынова Г.В., Мусолов В.Н. "Студенческие поверья и обряды": социологические и культурологические аспекты анализа религиозно-магического сознания студентов БелГУ // Научные ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право. - 2008. Вып.3. - №4,- С. 158-169.
3. Косарев В.В. От язычества к монотеизму // Общественные науки и современность. -2001. - № 1. - С. 175-182.
4. Мосс М. Социальные функции священного. - СПб.: Евразия, 2000. - 444 с.