Научная статья на тему 'Динамика и особенности проявления религиозности в современной студенческой субкультуре: социокультурный анализ'

Динамика и особенности проявления религиозности в современной студенческой субкультуре: социокультурный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1088
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СИНКРЕТИЗМ / ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ / STUDENT'S SUBCULTURE / YOUTH / TRADITIONAL AND NON-TRADITIONAL RELIGIOSITY / SYNCRETISM / TYPOLOGY / SOCIO-CULTURAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тулинова Г. В.

Рассматриваются принципы типологизации, тенденции и особенности бытования религиозности студенческой молодежи в кросскультурном контексте современного российского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics and peculiarities of religion in modern student subculture: a sociocultural analysis

Discusses the principles of typology, trends and features of existence religiosity of students in cross-cultural context of modern Russian society. Socio-cultural analysis of the dynamics and specificity of religious students subculture conducted under the Federal Program «Research and scientific-pedagogical cadres Innovative Russia» for 2009-2013 years, SC № P-87

Текст научной работы на тему «Динамика и особенности проявления религиозности в современной студенческой субкультуре: социокультурный анализ»

УДК 008:316.34.35К

Г.В. Тулинова, аспирант, (4722) 30-11-17, galya-martinova@yandex.ru (Россия Белгород, БелГУ)

ДИНАМИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Рассматриваются принципы типологизации, тенденции и особенности бытования религиозности студенческой молодежи в кросскультурном контексте современного российского общества1.

Ключевые слова: молодежь, студенческая субкультура, традиционная и нетрадиционная религиозность, синкретизм, типологизация, социокультурный анализ.

Субкультура студенческой молодежи является достаточно своеобразной. С переходом к рыночным отношениям в системе ее ценностей произошли значительные изменения. В новых условиях - студенчество как чувствительный барометр эпохи оказалось способным измерять состояние общества и отражать его в своем сознании. Облик современного студенчества в решающей степени зависит от общественного развития, влияния старших поколений, их опыта и взглядов на жизнь, от уровня воспитания.

Современная студенческая культура формирует множество субкультур. Во-первых, она отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, манерой поведения, в том числе и религиозными убеждениями.

Во-вторых, студенчество как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга. Это своеобразная культурная автономия, она не затрагивает трудовых и семейных сфер, но четко формирует внутренний мир личности. Поэтому становится возможным изучение студенческой субкультуры посредством социокультурного анализа.

Однако теоретические исследования молодежной культуры и сознания носили и на сегодняшний день носят слишком эмоциональный и морализаторский характер. Ученому порой очень трудно отрешиться и посмотреть на изучаемые процессы изнутри, глазами молодых, погруженных в особые социальные и культурные связи.

Молодежная культура, на наш взгляд, представляет сложноорганизованную динамичную систему субкультурных формообразований и контркультурных процессов, влияющих на развитие общества в целом, поэтому

1 Социокультурный анализ динамики и специфики религиозности студенческой субкультуры проведен в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. ГК № П-87.

изучение религиозности студенческой молодежи в кросскультурном контексте современного российского общества представляется на данный момент актуальным.

Студенческой субкультуре посвящено немало публикаций. Например, в статье «Образовательные траектории как фактор формирования студенческих субкультур» авторы И. Сотников и М. Шульга [1] выделяют несколько студенческих субкультур, основываясь на образовательных и досуговых практиках студентов. Одну из особенностей студенческой субкультуры социологи характеризуют как отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов, образцов. Возникло оно не сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее студенческая субкультура превращается в контркультуру со своими идеалами, модой, языком, искусством. В массовом сознании студенческая субкультура иногда имеет негативный характер.

Молодежная субкультура может быть рассмотрена через типологи-зацию собственной среды. Молодёжная субкультура - это понятие, которое характеризует культуру группы. Она проявляется в групповой идеологии, групповых нормах и ценностях, определённом стиле поведения, особенностях внешнего вида (стиле одежды, атрибутике), определенных предпочтениях (музыкальных, досуговых), сленге, ритуалах. Особый тип -студенческая аудитория - имеет свои специфические субкультурные черты: язык, образ жизни, самопрезентацию в обществе, исполнение других социальных ролей. Особое значение в студенческой картине мира имеют знания о религии и идеальные представления о вере, Боге и др., характеризующие идеалы - религиозные верования молодежи.

Несмотря на широкое изучение религиозности молодежи, современные исследователи не рассматривают субкультурную дифференциацию студенческой среды, ее связь с мировоззренческими и духовными установками.

Проблемы типологии возникают всякий раз, когда научное познание обращается к сложным и весьма разнородным по своему составу и по своей организации системным объектам, которые нужно поставить в какую-то связь, указать принципы их упорядоченности, дать их системное описание. Еще более существенным моментом является необходимость установить понимание таких систем в их развитии. При этом само понятие «тип» трактуется как особое методологическое средство, с помощью которого строится теоретическая модель изучаемого объекта. «Типология есть такой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение изучаемых систем, выявление их системообразующих факторов и их группировка с помощью типа, то есть абстрактной идеализированной модели. Тип выступает как идеализированный объект, а вовсе не как реконструкция эмпирического данного множества типологизируемых объектов или систем» [2, с. 9]. Именно в этом качестве употребление понятия «тип» позволяет

строить многофакторные модели любой сложности. Можно сказать, что тип - понятие, выражающее диалектическое противоречие устойчивости и изменчивости, единства и многообразия, общего и уникального.

Таким образом, задача типологизации молодежной субкультуры сводится к установлению ключевых параметров религиозного сознания. Следовательно, возникает нужда определить инвариантную систему координат, которыми задается и в которых развертывается проявление религиозности в студенческой субкультуре.

Одним из первых оцениваемых параметров является самоидентификация субъекта по отношению к религиозной вере, обычно определяемая по шкале типа «верующий - индифферентный - неверующий» или «убежденный верующий (воцерковленный) - верующий - колеблющийся - неверующий - убежденный неверующий (атеист)». Тесно связанный с этим фактором и параметр самоопределения отношения студента к конкретному религиозному вероисповеданию (конфессии), например, отнесение себя к христианам православного толка либо к другим христианам, либо к другой религии. Первая компонента считается базисной, вторая - «важным конкретизирующим признаком религиозности, получающим выражение и в религиозном сознании, и в религиозном поведении» [3]. Рассматриваемые параметры составляют суть таких принципов типологизации религиозности молодежной субкультуры, как «ортодоксальность - толерантность» и «православие - инославие».

Исследуя феномен современной религиозности россиян, отечественные социологи религии утверждают, что, как правило, религиозность не интернализируется современным человеком в детстве, через «естественное» усвоение традиции, а формируется вследствие осознанного выбора в более или менее взрослом возрасте через соприкосновение религиозных смыслов с исходными светскими паттернами [4, с. 162]. С. Д. Лебедев полагает, что религиозность современного человека является не столько принадлежностью его к конфессиональной культуре в противовес светской, сколько есть производная от соединения этих двух культур в его жизненном пространстве. Принципом, характеризующим данную социокультурную ситуацию, является «новационность - консерватизм» в религиозном сознании молодежи. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны. Сегодня среди студентов выделяется та группа молодежи, для которой выбор веры связан с самостоятельными религиозными исканиями. Она составляет примерно треть современного студенчества.

Но опыт исследования студенческой аудитории показывает, что приверженность к определенному вероисповеданию в студенческой среде определяется чаще этнической самоидентификацией, так как около половины студентов признают свои семьи религиозными и признают, что пришли к религиозной вере через семейную традицию. Такое мировоззрение является традиционным для большинства людей, оно характеризуется «поголовным» крещением, однозначной корреляцией между верой и традицией народа, верой и семьей, определением веры как способа консолидации общества. Традиция была передана молодому поколению, но взята им лишь как форма без содержания. Отсутствие реальной церковной практики (воцер-ковленности) и низкий уровень конкретных религиозных знаний актуализирует переход традиционной религиозности в формальную. «Они обращаются к определенному вероисповедованию не потому, что они стали истинно верующими, а потому, что это самый удобный источник правил, порядка, общения, - поэтому результаты столь закономерны, - в информационном обществе формальная религиозность имеет тенденцию к превращению в симулякр, - отмечает Ж. Бодрийяра, - она не просто маскирует отсутствие религиозного сознания индивида, но в действительности оказывается «по ту сторону» религиозности» [5].

Декларируемая религиозная принадлежность молодого человека сопряжена с его мотивационно-потребностной сферой, существенно отличающейся от мотивов и потребностей человека не религиозного. Поэтому следующим блоком типологизации закономерно выделить круг мировоззренческих установок, характерных для молодого поколения в целом и характеризующих отдельные религиозные представления индивида. Составными частями данного блока является набор следующих признаков: вера в Бога и в прочие сверхъестественные реалии, как-то: ангелов, бесов, НЛО, сверхъестественную силу и судьбу, колдовство и магию, загробную жизнь и реинкарнацию; признание основных положений (догматов) того или иного религиозного вероучения (применительно к православию - воскресение из мертвых, сотворение мира, Богочеловечность Христа, троичность Бога и т. д.).

Важным является определение «общего фона», на котором разворачиваются религиозные ориентиры современных студентов, на это должно быть направлено выявление ценностных ориентаций молодого поколения: популярные виды досуга, ценностные приоритеты (друзья, общение, семья, здоровье, материальное благополучие, Родина, жизнь, вера в Бога, власть и т. д.) и степень доверия к определенным социальным группам в трудностях.

Характерная для студенческой молодежи личная направленность проявляется и в религиозной вере студентов. Среди молодежи сильны эгоистичные побуждения. Это определяет прагматичную сторону молодежной религиозности - молодым присуще желание спастись, не прилагая

к этому никаких трудов. Из прагматических соображений современной молодежью в религиях выбирается то, что пригодно для человека на данный момент, а все остальное отбрасывается как несущественное. Это своеобразный религиозный синкретизм: посещение православных храмов, с одной стороны, и вера в магию - с другой . Концепция религиозного синкретизма, активно разрабатывавшаяся с середины XIX в., призвана объяснить важные структурные особенности эволюции религиозных представлений: исторически сложившуюся многослойность религиозных представлений, эклектичность соединения верований и, наоборот, их структурнофункциональную организованность. Согласимся с Н.С. Капустиным [6], который под термином «религиозный синкретизм» понимает «объективный процесс соединения, слияния различных религиозных элементов, верований и культов в ходе их взаимодействия друг с другом и образования новой целостной системы мировоззрения, мироощущения и культуры со своей специфической структурой».

Студенческая субкультура формирует содержание такого принципа типологизации как «единичность - множественность». Молодежь все более эгоистична, это - уверенные в себе индивидуалисты, сконцентрированные на себе. Усиление концентрации на самом себе сопровождается охлаждением к чувствам других людей. И в то же время общность интересов делает молодежь единой массой, которая в зависимости от нравственных установок может быть как неуправляемой толпой, так и благотворительной общиной.

Следующий параметр «воцерковленность - формальная обрядовость» имеет целый ряд признаков. Ключевым является совокупность определенных практик (повторяемых социальных действий, элементов поведения и образа жизни), свойственных данной религиозно-культурной традиции. Так, применительно к православно-христианской традиции к данному критерию чаще всего относятся: факт и частота молитвы; посещение храма (молитвенного дома); чтение вероучительной литературы (Библии, молитвослова, поучений Св. Отцов, агиографии - житий святых и т. д.); исполнение основных церковных таинств - прежде всего, крещения, периодической исповеди и причащения; факт и регулярность соблюдения религиозных постов; практика обращения за советом к священнику (или духовному наставнику); практика посещения святых мест (паломничество); участие в особых церковных культовых действах - таких, как крестные ходы; наличие дома предметов культа - икон, лампад и др.

Проверкой подлинной религиозности может быть признак включенности религиозной веры в повседневную жизнь студентов является наличие готовности пожертвовать чем-либо ради своей веры в случае необходимости. Например, личным комфортом, излишествами в еде, социальным положением, материальным благополучием, либо жизнью.

Во многом на знание религиозных догм и практик влияет наличие у студентов определенных знаний, которые могут быть получены либо в специализированных (конфессиональных) школах (православных гимназиях, воскресных школах, приходских клубах) или при изучении специализированных предметов (таких, как «Основы православной культуры», «История мировых религий» и др.), либо при самостоятельном знакомстве с религиозными Интернет-ресурсами и книжными изданиями. Вопрос о введении таких предметов как обязательных в средних и высших учебных заведениях остро обсуждается на протяжении уже нескольких лет, но, как показывают социологические исследования, для самих студентов он решается положительно, и большинство молодых людей считает, что посещение занятий должно быть по желанию, то есть вводить такие предметы предлагается факультативно.

М.П. Мчедлов в результате исследования молодежной субкультуры [7] выделил несколько факторов, от которых зависит уровень религиозности молодежи: 1) от самоопределения, 2) от выбранной специальности, 3) от пола и возраста, 4) от особенностей воспитания.

Действительно, социологические данные [8] подтверждают то, что поддержанию религиозности в быту, поведении, мировоззрении молодых россиян способствуют их социально-демографические особенности, в первую очередь гендерные. Религия в ее различных аспектах (мировоззренческом, ритуальном, институциональном, культурно-цивилизационном) более важна для девушек, чем для юношей. Это объясняется не только психологическими особенностями, присущими женщинам, но и изначальным неравенством социальных позиций. У девушек большая тяга к сверхъестественному во всех его проявлениях. Рациональные же интенции в повседневности больше свойственны студентам мужского пола, верящим, прежде всего, в самих себя, а затем уже в Бога.

Семья традиционно является объектом внимания всех религий, но современность вносит свои оттенки. Если сравнивать респондентов с разным семейным статусом, то наиболее тяготеют к религии одинокие, а наименее - те, кто состоит в гражданском браке, либо сожительствует. Предпочитающие форму гражданского брака люди, как правило, больше верят в себя. При этом вера в Бога и позиционирование себя как последователя определенной конфессии не мешают нарушать одно из обязательных требований религии - жить семьей в законном браке.

Было бы не до конца правильным устанавливать однозначное соответствие между уровнем образования респондента и его верой в Бога. Фактор образования не исключает Бога из системы жизненных ориентиров студентов, так же как и не снижает значимость культурноцивилизационной идентификации по религиозному признаку.

Тип поселения, где проживают опрошенные, также влияет на их отношение к религии неоднозначно. По данным социологов, на то, что рели-

гия важна в их жизни, указывают чаще всего жители больших городов и ПГТ [8]. Такой разброс мнений, видимо, объясняется тем, что в больших городах выше потребность справиться со стрессом, подняться над суетой, обратиться к религии.

На наш взгляд, измерять уровень религиозности некорректно без учета нетрадиционной религиозности. Это актуально, главным образом, при проведении исследований среди молодежи.

Понятие «нетрадиционная религиозность» широко используется в современных гуманитарных науках (прежде всего в религиоведении и культурологии). Так, по словам П. С. Гуревича [9], «феномен нетрадиционной религиозности - одно из характерных явлений современной духовной жизни. Суть его состоит в распространении вероучений, не связанных с привычными, традиционными религиями. Их спектр довольно широк. Не случайно по-разному обозначаются они в культурологии: «внеисповедная религиозность», «светский гуманизм», «эзотерическая (т.е. предназначенная для посвященных) культура», «бунтарские духовные искания», «вне-конфессиональная (т.е. внеисповедная) религиозность». Эти термины не все точны и удачны...».

В современной студенческой субкультуре все чаще встречается тяга к нетрадиционной религиозности, магическим мифологемам. И этот факт можно выделить в отдельный принцип типологизации «вера - обрядоверие (суеверие)», который подразумевает доверие студентов приметам, особенно часто встречающихся в особых ситуациях (экзамен, устройство на работу и др.). Примером таких верований может стать: боязнь черной кошки, пятницы 13-е, ловля Халявы и т. д. Они вырастают из национальных традиций. Студенты склонны верить в чудеса, приметы, особенно перед сессией. Подготовка к экзаменам связана с волнениями. Поэтому студенты, потерявшие веру в свои силы, надеющиеся на легкое достижение успеха, часто верят в «счастливую ручку», которая поможет благополучно сдать экзамены. Тип студенческих суеверий отражает профиль вуза и факультета. Например, студенты гуманитарных факультетов обладают более развитым воображением, следовательно, они больше верят в приметы, нежели учащиеся естественнонаучных и технических факультетов.

Таким образом, проведенный социокультурный анализ позволил выделить и описать следующие принципы типологизации религиозности студенческой субкультуры: «ортодоксальность - толерантность», «православие - инославие», «новационность - консерватизм», «единичность - множественность», «воцерковленность - формальная обрядовость», «вера -обрядоверие (суеверие)». Проблема типологизации религиозности молодежной субкультуры требует дальнейшего теоретического обоснования и социологических исследований. Рассмотренные нами тенденции и особенности бытования религиозности студенческой молодежи отражают сложность и противоречивость современной российской религиозной ситуации,

которая представляет собой феномен, определяемый динамикой движения от индифферентизма к религиозности.

Список литературы

1. Сотников И. Образовательные траектории как фактор формирования студенческих субкультур // Власть. 2009. №7. С. 49-51.

2. Сараф М.Я. Опыт типологии культуры: монография. Голицыно, 2003. 100 с.

3. Дубов И. Экспериментальное исследование ценностей в Российском обществе (1994) // Десять лет социологических наблюдений. М.: ФОМ, 2003. С. 194.

4. Лебедев С.Д. Религиозность: в поисках «рубикона» // Социологический журнал. 2005. №3. С. 160-168.

5. Баранников В.П. Динамика религиозности в информационном обществе // Социологические исследования. 2004. №9. С. 104.

6. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства) М.: Мысль, 1984. 97 с.

7. Мчедлов М.П. Религиозны ли молодые россияне // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2005. №5. С. 87-99.

8. Российская повседневность в условиях кризиса /под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М.: Альфа-М, 2009. 272 с.

9. Гуревич П.С. Культурология. М.: Проект, 2003. 336 с.

G.V. Tulinova

Dynamics and peculiarities of religion in modern student subculture: a sociocultural analysis

Discusses the principles of typology, trends and features of existence religiosity of students in cross-cultural context of modern Russian society. Socio-cultural analysis of the dynamics and specificity of religious student’s subculture conducted under the Federal Program «Research and scientific-pedagogical cadres Innovative Russia» for 2009-2013 years, SC № P-87.

Key words: youth, student’s subculture, traditional and non-traditional religiosity, syncretism, typology, socio-cultural analysis.

Получено 15.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.