КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
СТУДЕНЧЕСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ
Студенческая занятость как фактор формирования профессиональных компетенций будущих специалистов
Изменения в социально-экономических условиях жизни общества и технико-технологическом базисе производства формируют новые требования к качеству рабочей силы, определяющему конкурентоспособность работника на рынке труда. Ведущее место среди них отводится профессиональным компетенциям.
Михайлова
надежда Константиновна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета, Новокузнецк
С учетом этих требований многие российские вузы осуществляют, помимо общепрофессиональной, специализированную подготовку будущих выпускников и вместе с дипломом выдают сертификаты о дополнительном образовании. Такая система подготовки, безусловно, повышает качество и конкурентоспособность специалиста на рынке труда и увеличивает его шансы на трудоустройство.
Однако, с точки зрения работодателей, главной составляющей профессиональных компетенций являются практические навыки. При приеме на работу наличие практического опыта, как правило, является главным критерием качества претендента. Диплом с отличием и основательная теоретическая подготовка не гарантируют рабочее место и приличную зарплату.
Учебными планами
Иа первых курсах преобладает подрабатывание, а на старших ведущей становится постоянная работа.
предусмотрено получение практических навыков в профессиональной сфере во время прохождения различных видов практик, однако этого недостаточно. Быстрейшей адаптации студентов на рынке труда способствуют различные формы их привлечения к практической деятельности.
Решению проблемы, на наш взгляд, должно способствовать распространение практики совмещения учебы с работой. Студенческая занятость становится все более распространенным явлением во всем мире. В США, например, доля работающих студентов в возрасте 16-24 лет составляет около 50 %, в Западной Европе варьируется от 48 % во Франции до 77% в Нидерландах. Количество российских студентов, занятых на рынке труда, в целом соответствует мировым тенденциям. По результатам мониторинга около 46% студентов имеют работу [1]. Однако несмотря на то, что в России наблюдается непрерывный рост студенческой занятости, это явление остается недостаточно изученным как в эмпирическом, так и теоретическом планах.
Феномен студенческой занятости
Изучение занятости студентов порождает целый ряд вопросов: каковы мотивы и временные затраты занятости студентов; способы оформления трудовых отношений между работодателями и работающими студентами; сфера концентрации занятости и ее отраслевая структура; качество предоставляемых студентам рабочих мест; способствует ли студенческая занятость формированию профессиональных компетенций?
В поисках ответов на эти вопросы среди студентов-экономистов было проведено исследование, в котором приняли участие 132 респондента - студенты 1-4 курсов. В ходе исследования применялись количественные и качественные методы сбора и анализа информации. Анализ результатов включал в себя выделение количественных параметров и особенностей этого явления.
Количественные параметры предстали в следующем виде: более четверти студентов (28,8%), обучающихся на дневном отделении, работают или имели опыт работы. Доля работающих студентов увеличивается от первого курса (18,2%) к последующим (43,2% на четвертом курсе).
Работе уделялось в среднем 82 часа в месяц: 3-4 дня в неделю (40,9%), реже 1-2 дня (17,4%) и 14% работают эпизодически. График работы студентов не связан с расписанием занятий: они работают там, где есть работа, и тогда, когда есть работа. Большая часть студентов работает по вечерам и ночам (59,8%), тем самым сокращая время для учебной подготовки и физического восстановления. Подтвердился вывод ранее проводимых исследований: на первых курсах преобладает подрабатывание, а на старших ведущей становиться постоянная работа [2].
Существенной характеристикой занятости студентов является значительный процент неформальных трудовых отношений. 35,6% опрошенных признались, что работали на основе устных договоренностей. Чаще юридически трудовые отношения оформляются на государственных предприятиях (62,8%), реже на
СТУДЕНЧЕСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ
КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
частных (17,8%). Студент, будучи временным работником, чаще проявляет равнодушие к своему юридическому статусу, если его работа не связана с вузовской специальностью. Среди обладателей трудовых книжек больше тех, у кого работа совпадает с будущей профессией.
Далеко не все студенты (65% опрошенных) трудятся в сферах, близких их будущей специальности, поэтому вряд ли такую занятость можно связывать с формированием профессиональных навыков и умений. Тем не менее существенной доле студентов (19,2%) удается устроиться на рабочие места, соответствующие будущей специальности. В этом случае занятость студентов играет роль профессиональной стажировки.
Среди причин, побуждающих студентов к поиску работы, лидирует стремление к материальной независимости от родителей (42,4 %). Однако нельзя с полной уверенностью сказать, что основным побудительным мотивом для выхода студентов на рынок труда является денежный фактор. Хотя склонность студентов к поиску работы обратно пропорциональна доходам их семьи, значительная часть (17,4 %) занятых студентов - из обеспеченных семей. Кроме того, часть студентов (6,8 %) ради работы по будущей специальности трудятся в качестве стажеров, получая минимальное вознаграждение или работая бесплатно. так, 84,9% посетителей сайта www.examen.ru положительно относятся к студенческой занятости в период обучения в вузе и аргументируют свою позицию высокой ценностью имеющегося опыта работы при трудоустройстве и необходимостью практики по специальности [3].
в поисках работы студенты прибегают к разным источникам: 1) родители, знакомые, друзья; 2) СМИ; 3) службы трудоустройства. Решая вопросы трудоустройства, 56,1% студентов отметили, что использовали неформальные связи и контакты, а межличностные коммуникации играют главную роль в нахождении места работы. Значительная часть опрошенных (31,1%) отметили, что нашли работу с помощью друзей. роль родителей в трудоустройстве зависит от их социально-профессионального статуса. родители-руководители, предприниматели чаще других помогают найти своим детям работу. Чем ниже статус родителей, тем меньше они участвуют в трудоустройстве детей. 6,8 % работающих студентов создали рабочие места для себя самих. Это студенты, обладающие особой активностью или специфическими ресурсами. Следует отметить, что в группе самозанятых больше молодых людей, у которых работа совпадает с приобретаемой специальностью. Это значит, что при создании себе рабочего места студент смог использовать профессиональные навыки, полученные в вузе.
занятость, безусловно, меняет жизнь студента. она имеет как отрицательные (пропуски занятий, снижение успеваемости), так и поло-
жительные последствия (приобретение навыков, коммерческих знаний, рост уверенности в себе, опыт, рост доходов). 73,4% респондентов оценивают эти изменения как позитивные. Так или иначе, половина работающих студентов удовлетворены своей работой и считают ее потребностью и возможностью самореализации. Поскольку диплом не гарантирует трудоустройства, студенты сокращают усилия на его получение, но при этом не отказываются от высшего образования, признавая, что его наличие оказывает положительное влияние на их будущее.
Способствует ли студенческая занятость формированию профессиональных компетенций?
Студенты, участвующие в данном исследовании, отмечали, что работа положительно повлияла на формирование таких общекультурных и профессиональных компетенций, как способность к саморазвитию; способность критически оценивать свои достоинства и недостатки; готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе; способность принимать организационно-управленческие решения и нести за них ответственность.
Таким образом, студенческая занятость позволяет устранить дефект нашей системы образования - нацеленность на формирование теоретического базиса, а не практических навыков в профессиональной сфере. Хотя этот вид занятости не обнаруживает тесной связи с профессиональной деятельностью после окончания вуза, однако он может рассматриваться в качестве фактора, повышающего конкурентоспособность и профессиональную адаптацию будущих специалистов, так как в процессе трудовой деятельности оттачиваются деловые и личные качества будущего специалиста.
Литература
1. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики, 2008. № 6. C. 98110.
2. Михайлова Н. К. Занятость студентов как явление на рынке труда // Человек и общество на рубеже тысячелетий: Межд. сб. науч. тр. / Под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. Вып. XXXI. Воронеж: Воронежский госпединститут, 2005. С. 400-403.
4. Правоторов В. Студенческая занятость [Электронный ресурс]. URL: http://www.examen. ru/main2/news_and_articles.
Чем ниже статус родителей, тем меньше они участвуют в трудоустройстве детей.
Студенческая занятость позволяет устранить дефект нашей системы образования - нацеленность на формирование теоретического базиса, а не практических навыков.