старых структур, их становление происходит на изломе, в революции, при переходе через хаотическое состояние, когда меняются нормы и ценности, переворачиваются иерархии и формируются новые устойчивые системы» [2, с Л 37]. Человечество уже переживало подобные состояния, н небезуспешно.
В философском понимании человек н общество имманентно едины. Каждый человек — элементарная частица общества и, видоизменяясь в огромном множестве модификаций, выступает точкой роста определенного общественного системноструктурного образования. Маргинальный человек как вынужденный обитатель переходной зоны находится в состоянии неполной, неадекватной самоидентификации и в силу этого не может реализовать себя в полном объеме. Поэтому проблема новых подходов к управлению в условиях тотальной маргинализации шдйдйни« современной России сейчас особенно актуальна.
Список литературы
1. ИвинА. А.Норма//Филос.энцикл. слов.М.:Гардарики,2004. С. 585,
2. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.265 с.
3. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности. М.: Академия, 2001. 592 с.
4. Барулин В.. С. Социальная философия. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 560 с.
5. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995.297с.
6. Невелев А. Б. Строение персональной идентичности: возвышение к единству многообразия И Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: Меж-вуз. сб. науч. тр. Челябинск, 2004. № 3. С. 3—21.
7. Смирнов С. А. Человек перехода [Электронный ресурс] // http://anthropology.ru/ гиЛех^/5пшзеа1/тап.Ыт1
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
• К.Н. Елисеева ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ
В последние годы все возрастающее число студентов сочетают учебу в вузе с оплачиваемой работой - в среднем около трети студентов дневных отделений [1]. Преимущества трудовой занятости студентов очевидны, одно из них - это реальная возможность будущего трудоустройства выпускников. Но как влияет трудовая занятость студентов на качество, их обучения в вузе, на уровень квалификации молодого специалиста по его основной специальности? Этот и другие вопросы были поставлены в исследовании, которое проведено в ноябре - декабре 2004 года силами студентов факультета управления Челябинского государственного университета.
Объектом исследования являлась совокупность студентов 2, 3-го и 4-го курсов очной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление». Всего был обследован 131 студент, что составило 73,6 % от их общего числа. При этом ошибка выборки составила 4,4 %. Основной метод исследования - опрос (анкетирование) студентов факультета управления.
В ходе исследования изучались следующие аспекты рассматриваемой проблемы: структура трудовой занятости студентов дневного отделения, их мотивация к труду, влияние трудовой занятости студентов на их успеваемость в вузе, отношение препода-
вателей к совмещению учебы и работы студентов. Ниже приведены некоторые данные,
полученные в процессе исследования [2]. ^
Структура трудовой занятости студентов дневных отделений
Среди опрошенных студентов (71 % девушек, 29 % юношей) были выделены три группы: работающие студента - 26,7 %; студенты, которые хотели бы работать -
64,1 %; студенты, которые не нуждаются в работе - 9,2 %.
Мнения студентов о необходимости трудоустройства в процессе обучения разделились: 15,3 % считают, что трудоустройство необходимо, 49,6 % отмечают, что оно не обязательно, а 35 % думают, что студентам не нужно трудоустраиваться.
Какие требования выдвигают работодатели при приеме на работу студентов дневного отделения? По мнению студентов, основные требования следующие: продолжительность рабочего дня — 62,5 %, знание ПК / иностранного языка — 48 %, опыт работы - 45 %, образование -31,3 %.
Большинство работающих студентов трудоустроились с помощью родственников, друзей и знакомых (62,9 %). Часть студентов нашли работу путем непосредственного обращения к работодателю (17,1 %), другие воспользовались услугами СМИ (11,4 %), Интернет использовали 2,9 % респондентов и др.
Доли работающих студентов на 2-м и 3-м курсе примерно равны, а на 4-м курсе этот показатель увеличился в 2,2 раза (по данным других исследований, в некоторых вузах России в 2002 г. этот же показатель был равен 2,5). Причем следует обратить внимание на характер занятости студентов: на младших курсах преобладает «подрабатывание», а на старших - «постоянная работа». Днем работает значительная доля студентов - 57,1 %, по вечерам - 48,6 %, а 28,6 % - по ночам (некоторые выбирали по два варианта, например и д нем, и вечером).
Сферы деятельности, в которых находят себе работу студенты, различны: по получаемой специальности (в органах государственной и муниципальной власти) работают 2,9 %, в коммерческих организациях - 77,1 %, на государственных предприятиях и в организациях -11,4 % и др.
Кем работают студенты и чем они занимаются? Спектр представленных профессий достаточно широк: менеджер (10,2%); продавец-консультант (8%); бухгалтер, предприниматель и строитель (по 5,1 % каждый); гораздо реже были такие
профессии, как секретарь, администратор, водитель, официант, няня, агент по подписке и т.д. Причем интересно, что опрошенные студенты предполагают по окончании университета работать по основной специальности (в органах государственной и муниципальной власти) - 48,1 %, в коммерческих организациях - 36,6 %, открыть собственное дело -1,5 %, еще не определились -13 %.
Правовые вопросы занятости студентов представляются весьма ва-игнмми. Данные опроса показали, что из числа работающих студентов трудовые отношения с работодателем оформлены у 42,8 %, юридически не оформлены у 51,6 % респондентов, а 5,6 % вообще не знают своего положения. Учитывая эти данные, следует отметить, что в правовом отношении работающие студенты практически не защищены.
Итак, только четвертая часть студентов совмещают работу с учебой, хотя желающих работать значительно больше. Доля студентов, имеющих работу, увеличивается на старших курсах и связана в основном с коммерческой деятельностью, а не с получаемой специальностью. График работы студентов чаще всего не связан с расписанием занятий, а в правовом плане работающие студенты очень часто не оформляют трудовые отношения с работодателем.
Ыотивацш к труду
Анализ данных о мотивах занятости работающих студентов показал, что на первом месте стоит необходимость обеспечить свое содержание ~ это отметили 65,7 %
опрошенных, на втором месте - желание получить опыт работы - 48,6 %, на третьем -возможность установления контактов, которые могут пригодиться в будущем, - 40 %. Некоторые студенты при этом отметили две и даже три причины.
При этом более половины респондентов живут сегодня за счет средств родителей — 74,1 %, за счет собственных средств — 9,9 %, а 16 % — за счет средств и своих, и родителей. Стипендия, хотя и упоминается вскользь респондентами, в структуре бюджета студента занимает небольшую долю - всего 10 %. Между тем она сохраняет высокую символическую значимость.
Среди студентов, отметивших высокий уровень материальной обеспеченности (1,6%), работающих нет; со средним уровнем обеспеченности (84,7%) работают
19,1 %; с низким уровнем обеспеченности (13,7 %) имеют работу 7,6 %.
Среди основных причин, по которым студенты не работают (но желают работать), называются следующие: нет возможности совмещать работу с учебой (расписание) - 48,9 %; нет подходящих вариантов работы - 41,9 %.
Итак, основными мотивами трудовой занятости студентов являются обеспечение собственного содержания, получение опыта работы и установление профессиональных контактов. Среда студентов со средним уровнем обеспеченности работает каждый четвертый, а с низким уровнем доходов - каждый второй.
Влияние трудовой занятости студентов на их успеваемость в вузе
По мнению 57,2 % работающих студентов, занятость никак не повлияла на успеваемость; 37,2 % отметили, что успеваемость ухудшилась в связи с их трудовой деятельностью.
По мнению студентов, отношение преподавателей к их занятости следующее: положительное - 45,8 %; отрицательное -19,8 %; нейтральное - 32,8 %; затруднились с ответом-1,6 %.
В данном исследовании также был проведен опрос преподавателей, работающих на факультете управления ЧелГУ, с целью определить отношение педагогов к трудовой занятости студентов. Респондентам предлагали ответить на следующие вопросы:
- Ваш стаж работы в ЧелГУ?
- Ваше отношение к трудовой занятости студентов?
- Как Вы считаете, влияет ли (и как) занятость студентов на их успеваемость?
Всего было опрошено 17 преподавателей, имеющих стаж работы в ЧелГУ от 1 года до 8 лет. Положительно относятся к трудовой занятости студентов 70,6 %, а отрицательно - 29,4 % преподавателей. О влиянии работы студентов на их успеваемость преподаватели высказали следующее мнение: «влияет положительно» -11,8 %, «влияет отрицательно» - 53,0 %, «не влияет» -11,8 %, «влияет на всех по-разному» - 23,4 %.
Таким образом, можно увидеть, что большинство преподавателей к трудовой занятости студентов относятся положительно, но при этом более половины опрошенных считают, что она отрицательно сказывается на успеваемости. Кроме того, почти все считают, что занятость студента оправдана только тогда, когда он работает по специальности.
Действительно, если работа студента связана с его будущей профессией, то она играет важную роль в повышении качества подготовки молодых специалистов, выполняет функцию профессиональной стажировки. Следовательно, к оценке воздействия трудовой занятости студентов на качество их обучения необходимо подходить с учетом разнообразия характера и содержания их работал, ее совпадения или несовпадения с профессиональной подготовкой, получаемой в вузе.
Кроме того, сегодняшняя ситуация требует формирования эффективной системы адаптации и поддержки занятости (трудоустройства) молодых специалистов на совре-
менном рынке труда. Одно из главных требований работодателей - это наличие опыта работы и практических навыков, которые студент может приобрести, только совмещая учебу и трудовую деятельность. Современный вуз должен иметь собственную службу трудоустройства, которая будет содействовать временному и постоянному трудоустройству студентов и выпускников, оказывать помощь студентам в поиске места прохождения практики, привлекать молодежь к участию в деятельности студенческих отрядов, предоставлять юридические консультации студентам и выпускникам по вопросам трудоустройства. Только совместная деятельность вуза с организациями и предприятиями на основе взаимовыгодного сотрудничества позволит создать эффективную систему адаптации и трудоустройства молодых специалистов на рынке труда.
Список литературы
1. Большакова О. А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // Социс. 2005. № 4. С. 136-139.
2. Исследование проблем студентов дневного отделения: Отчет о науч.-исслед. работе. Челябинск: ЧелГУ, 2004.20 с.
А. Я. Карпович, Т. А. Коркина
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Формирующиеся механизмы согласования хозяйственных решений по всей цепочке от научно-исследовательских результатов и опытно-конструкторских работ через проектирование, обучение персонала, производство и сопровождение в течение всего жизненного цикла наукоемких изделий предъявляют во многом новые требования к образованию всех специалистов, участвующих в этих процессах, особенно специалистов с высшим образованием. Соответственно, система высшего образования должна достаточно оперативно адаптироваться к изменяющимся запросам общества. Для этого в первую очередь необходимо трансформировать саму отечественную высшую школу, в частности сблизить ее с лучшими европейскими ттпгопямтт, Интеграционные процессы в Европе идут уже несколько лет и сейчас получили ориентацию на заинтересованность студентов в получении образования, которое признавалось бы одновременно в нескольких странах с целью наилучшей реализации своего потенциала или, по крайней мере, просто дм того, чтобы повысить шансы нахождения достойной работы.
Термин «Болонский процесс» появился 19 июня 1999 года после подписания 29 министрами, ответственными за образование в европейских странах, в городе ролонье Декларации «О создании единого европейского пространства высшего образования», согласно которой к 2010 году вся Европа должна иметь единую систему высшей школы.
Факторы, вызвавшие необходимость данного процесса, неоднозначны по масштабу и значимости. Существуют мировые и европейские причины для реформирования образовательной сферы. Основными из них являются:
1. Коренные преобразования в экономике развитых стран. Это связано, например, с быстрым совершенствованием производства на основании нппайттщх информационных технологий.