Лепа Р.Н.
д.э.н., профессор, гл.н.с. Института экономических исследований, г. Донецк
Гриневская С.Н.
к.э.н., доцент, в.н.с. Института экономических исследований, г. Донецк
Шемякина Н.В.
к.э. н., доцент, директор Института экономических исследований, г. Донецк
СТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ДОНБАССА
Ключевые слова: структура экономики, модернизация экономики, стратегическое прогнозирование, государства с ограниченными экономическими возможностями.
Keywords: structure of the economy, modernization of the economy, strategic forecasting, states with limited economic opportunities.
Стратегическое прогнозирование является необходимым элементом при принятии обоснованных управленческих решений. Смысл стратегического прогнозирования при решении проблем модернизации экономики, особенно в государствах с ограниченными экономическими возможностями, состоит в выявлении таких проблем, их анализе для дальнейшей постановки целей, задач и направлений их выполнения. Данные положения актуальны при наличии структурных дисбалансов в экономике Донецкой Народной Республики (ДНР). В структуре перерабатывающей промышленности ДНР порядка 20% занимает металлургия, 18% - пищевая промышленность, которая за год показывает рост на 11%, на производство кокса приходится 6%. В 2020 г. значительный рост показала фармацевтическая и легкая промышленность (в 2 и 1,7 раза соответственно). Химическая промышленность выросла на 25%1. Т.е. общая структура объема реализованной промышленной продукции по всем видам деятельности не претерпела значительных изменений.
Как и вся мировая экономика, экономика ДНР ощутила влияние пандемии. Так, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. объем реализованной промышленной продукции предприятиями Республики снизился на 22,4%. Данное снижение обусловлено сокращением в металлургическом производстве - в 1,6 раза, добыче других полезных ископаемых и разработке карьеров - на 48,4%, производстве кокса и продуктов нефтепереработки - на 30,4%. В легкой и фармацевтической промышленности отмечен рост объема реализации в 1,7 и в 2 раза соответственно. Объем розничного товарооборота в 2020 г. по сравнению с 2019 г. увеличился на 20,6% (в сопоставимых ценах), а объем оптового товарооборота - на 15,3%.
2018 2019 2020
■ Перерабатывающая промышленность
■ Оптовая п розничная торговля
Поставка электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха
■ Добывающая промышленность
■ Траспорт. складское хозяйство, почтовая курьерская деятельность
■ Прочие
Рисунок 1. Структура экономики ДНР
1 Важно свести к минимуму зависимость от импорта / Правительство ДНР. - https://pravdnr.ru/news/aleksej-polovyan-vazhno-svesti-k-minimumu-zavisimost-ot-importa/
Положительная динамика отмечена в освоении финансирования предприятиями и организациями Республики: за 2020 г. освоено на 25,1% больше, чем за 2019 г. Кроме увеличения объемных показателей в 2020 г. произошло увеличение и удельных показателей инвестиционной деятельности: наблюдается рост капитальных инвестиций на единицу объема реализованной продукции.
Внешнеторговое сальдо в 2020 г. было отрицательным и составило 72,4 млрд. руб., что в 1,5 раза больше соответствующего периода 2019 г.
Ситуация на рынке труда в 2020 г. - среднесписочная численность штатных работников уменьшилась на 1,7%. Снижение среднесписочной численности штатных работников и количества отработанных часов наряду с сокращением объема реализованной промышленной продукции на 22,4% стало причиной снижения производительности труда за 2020 г. на 19,8%.
Рисунок 2.
Структура реализованной промышленной продукции
Среднемесячная заработная плата одного штатного работника в 2020 г. увеличилась на 21% и составила 15,48 тыс. руб. Индекс реальной заработной платы (с учетом изменения потребительских цен) за январь-декабрь 2020 г. к январю-декабрю 2019 г. составил 110,8%1.
На 2021 год в ДНР осуществляли деятельность 932 промышленных предприятий. Индекс промышленного производства к апрелю 2020 г. увеличился на 11,3%. Положительный вклад в динамику промышленности внесли отрасли перерабатывающей промышленности (16,5%) и предприятия по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха (14%).
В перерабатывающей промышленности объемы производства увеличились по производству пищевых продуктов, напитков и табачных изделий - на 13,7%, в машиностроении - на 43,4%. Производство инвестиционных товаров увеличилось в 1,7 раза, товаров промежуточного потребления - на 27%, энергии - на 6,8%, потребительских товаров краткосрочного использования - на 4,8%. Производство потребительских товаров длительного использования снизилось на 9,5%.
В структуре промышленности в январе-апреле 2021 г. наибольший удельный вес отмечен у предприятий по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха - 44,6%, удельный вес предприятий в общем объеме реализации увеличился на 6 п.п. Перерабатывающая промышленность занимала 44%, снижение по отношению к предыдущему году составило 5,9 п.п. - в основном за счет спада производства металлургической отрасли (удельный вес сократился на 9,1 п.п. г/г). Доля предприятий пищевой промышленности в общем объеме реализации увеличилась
1 Итоги деятельности Министерства экономического развития за 2020 год и основные планы на 2021 год / Министерство экономического развития ДНР. - http://www.mer.govdnr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8876:aleksej-polovyan-predstavil-itogi-deyatelnosti-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-za-2020-god-i-osnovnye-plany-na-2021-god&catid=8&Itemid=141
на 2,6 п.п. г/г, машиностроительных предприятий - на 1. п.п. г/г. В общем объёме реализации промышленной продукции добывающая промышленность составила 8,3%, снижение по отношению к предыдущему году составило 0,4 п.п. Средняя зарплата работников занятых в промышленности в апреле 2021г. превысила средний уровень в целом по экономике на 4,1%\
Экономика Республики продолжает свое восстановление, отлаживает разрушенную экономическую систему, устраняет возникшие неисправности в ее функционировании. Но необходимо и признание факта неизбежности снижения темпов роста экономики ДНР, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, что обусловлено не зависящими от нее причинами, отчасти внутренними и внешними:
- особенностью действующей экономической системы ДНР является «ручное управление», что свидетельствует, с одной стороны, о необходимости такого вида управления в особых условиях как способе эффективного управляющего воздействия на чрезвычайную обстановку в целях ее стабилизации и ликвидации негативных последствий. С другой стороны, длительность «ручного управления» в любых экономических системах свидетельствует о проявлении институционального кризиса и деформации существующей экономической системы;
- мощным влиянием геополитического фактора на неопределенность экономического развития ДНР, что создает высокие степени рисков стабильного развития экономики Республики, а формально необозначенные перспективы политической и экономической кооперации и экономического сотрудничества с РФ, пока нельзя считать достаточными для наращивания темпов экономического роста. Геополитический фактор в определенной степени ограничивает возможности ДНР как государства, так и действующей экономики в реализации политики развития ДНР. Это означает, что какой-то период экономика ДНР должна будет функционировать, учитывая риски неопределенности перспектив развития, и вынуждена устранять реальные и просчитывать потенциальные экономические угрозы для их своевременного нивелирования.
Рассмотрим ряд возможных сценарных вариантов тенденций развития экономики, рассчитанных на основе данных объемов реализации промышленной продукции в ДНР в 2016-2020 гг. нарастающим итогом, для уточненного представления о конечном состоянии экономики на заданный период, в нашем случае 2020 год (рис. 3).
175 165 155 145 135 125 115 105 95 85 75 65 55 45 35 25 15 5 -5 -15 -25
л
/
:
201 **«*201 201 201 - ГГТШ
6 7 8 9 0
-Фактические данные ■Инерционная тенденция
-Положительная тенденция -Отрицательная тенденция
Рисунок 3.
Динамика объемов реализации промышленной продукции в ДНР в 2016-2020 гг.,
% г/г, нарастающим итогом
По нашему мнению, наиболее приближенным к визуализации изменений реального состояния экономики (в нашем случае, изменение, единственного макроэкономического показателя в официальных источниках Республики -объема реализации промышленной продукции), является оценка за временной период нарастающим итогом2.
Данные графика по изменению объема промышленной продукции, показаны нарастающим итогом с применением методологии освоенного объема3. «Нарастающие итоги или промежуточные итоги используются для отображения общих данных по мере ее роста со временем (либо любой другой серии или прогрессии). Это позволяет оценить
1 Промышленность ДНР: итоги МЭР за апрель 2021. 31.05.2021. - http://dnr-live.ru/promyishlennost-dnr-itogi-mer-za-aprel-
2021/
2 Новичков А.В. Методы прогнозирования динамики валового внутреннего продукта. - С. 154-158. - https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2007/fp/3/13.pdf; Доверие в экономике: количественная оценка. Аналитический доклад. Авторы: д.э.н. И.А. Николаев С.В. Ефимов Е.В. Марушкина / ФБК, Департамент стратегического анализа. 2006. - 38 с. - https://www.fbk.ru/upload/images/ doverie1 .pdf
3 Литвин К. Методология «освоенного объема». - https://www.hse.ru/data/2013/09/09/1275564902/Литвин%20Ю.В.% 20УЗП %20Лекция%203^^ Дискретный метод vs метод нарастающего итога // Налоговые споры. - https://www.vegaslex.ru/analytics/ publications/70855/
общий вклад данной меры в пределах установленного времени (в нашем случае, за период 2015-2020 гг.), т.е. проанализировать, какие совокупные изменения произошли практически от «нулевой» отметки на настоящее время. Метод «итог с начала года/периода до определенной даты» аналогичен, но он позволяет просматривать нарастающий итог в каждом периоде по отдельности»1. Оценка развития экономики в годовых исчислениях (2015-2020) на основе нарастающего итога, в нашем случае, более достоверно отражает и точнее характеризует тенденции и результаты развития экономики (на примере объема реализации промышленной продукции).
Предпосылками и допущениями при определении предположительных трендов развития являются следующие положения:
- рассматриваются не все возможные сценарии, а классические прогнозные тенденции возможного развития экономики, которые имеют прецеденты-аналоги в развитии других стран, и используемые в научной и экспертной среде. Для выделения таких сценариев используется метод сценарных факторов, который позволяет выделить «развилки» - ключевые альтернативы развития. Какими действительно будут эти векторы развития, зависит от фактически реализующейся траектории развития экономики ДНР, от экономической и политической ситуации в граничащих с ДНР государств, и прочих групп интересов по ситуации в Донбассе;
- при составлении прогнозов на основе изменений объема реализации промышленной продукции учитывается его воздействие на экономику ДНР, отраженное нарастающим итогом;
- доходы бюджета ДНР условно подразумеваются как равные фактическим расходам бюджета;
- выдвигается гипотеза о начале восстановления/оживления экономики ДНР в период 2021 года.
Объектами прогноза являются имеющиеся официальные данные по динамике изменения общих объемов реализации промышленной продукции ДНР, а также по ключевым отраслям экономики: в металлургической, машиностроительной, угледобывающей.
В настоящее время фактор неопределенности экономического развития ДНР непосредственно влияет на варианты возможных тенденций развития экономики Республики и охватывает существенно различные предполагаемые траектории социально-экономической динамики:
- отрицательная тенденция развития отражает развитие при недостаточности финансовых и человеческих ресурсов;
- инерционная тенденция развития показывает сохранение текущих темпов развития экономики;
- положительная тенденция развития, показывающая высокую динамику развития экономики, при решении политических вопросов о статусе региона и форсированном включении ДНР в международные экономические связи, формальной легализации интеграции экономик ДНР и РФ, что будет способствовать привлечению инвестиций, технологий, трудовых ресурсов.
Отметим, что для принятия стратегически важных управленческих решений на государственном уровне, уровне отдельных корпораций и пр. уровнях управления экономикой, необходимо понимать весь спектр возможных вариантов будущего развития экономики ДНР.
Наименее желательным трендом, естественно, является отрицательная тенденция развития экономики ДНР, которая формируется вследствие хронической недостаточности финансовых, производственных, человеческих и иных ресурсов
Слабо эффективным следует считать и инерционный сценарий развития экономики ДНР, который отличается сочетанием высоких затратных параметров и минимальными значениями целевых показателей.
Вариант положительной тенденции развития экономики ДНР является наиболее привлекательным, при условии проведении хотя бы отдельных институциональных преобразований он может привести к некоторому росту показателей экономики, но принципиального улучшения экономики без проведения структурных преобразований не произойдет.
В ДНР существует необходимость изменить структуру экономики и добиться существенного роста производительности труда на основе современных технологий. Диверсификация экономики в пользу обрабатывающей промышленности позволяет достичь высоких темпов роста, более продолжительных периодов роста и снижения его волатиль-ности, что поддерживает рост в долгосрочной перспективе. Происходящая в ДНР деиндустриализация подавляет потенциал экономического развития, ограничивая возможности применения технологий в производстве и приводя к низкой производительности труда и развитию сферы неформальных услуг, в то время как деиндустриализация на этапе развитости обрабатывающей промышленности зачастую ведет к развитию динамичной сферы услуг, основанных на цифровых технологиях. Чтобы поддержать экономический рост, необходимо обеспечить технический прогресс, положительно влияющий на рост. Для этого необходимо понимание того, какие отрасли обеспечивают процесс роста экономики, и как можно модернизировать технологии в этих отраслях. Инновации в производственных процессах по-разному влияют на производительность в разных отраслях, меняя структуру объема производства, занятости и экспорта.
Одним из основных факторов экономического роста является рост обрабатывающей промышленности. Выбор ключевых отраслей экономики имеет большое значение для экономического роста, и влияет на последующие структурные изменения, так как технологические возможности в разных отраслях значительно отличаются.
1 Нарастающий итог. - https://docs.tibco.com/pub/spotfire_web_player/6.5.0/doc/html/ru_RU/GUID-A72C6670-9569-4542-9EA5-BF311478C0F9.html
Металлургическая отрасль в ДНР потенциально имеет наибольшие шансы показывать положительные тенденции развития при условии обеспечения стабильного производства, развития и модернизации производственных мощностей промышленных предприятий металлургии1.
Принципом общей стратегии развития экономики ДНР может стать первоочередное развитие высокотехнологичной сырьевой экономики Республики, включая секторы добычи, переработки, транспортировки угля.
Угольную отрасль, необходимо реструктуризировать, поддерживать и развивать. В Республике разработан комплекс программ и подходов, которые позволят трудоустроить и оказать социальную помощь горнякам реструктуризируемых предприятий. Так, шахта «Комсомолец Донбасса» начала модернизировать оборудование на обогатительной фабрике2, входящей в имущественный комплекс предприятия, введена в эксплуатацию новая лава с запасом угля более 600 тыс. тонн. На 2021 год намечены работы с полной заменой оборудования, которое отработало свой нормативный срок эксплуатации, на новое. Модернизация позволит значительно увеличить производительность и эффективность процесса обогащения, снизить аварийность и финансовые затраты предприятия.
Рост угледобычи и эффективности его использования, укрупнение угольного сектора предприятиями переработки, высокотехнологичным машиностроением и сервисами (геологоразведка, инжиниринг, обслуживание оборудования, НИОКР и др.) может стать мощным стимулом развития экономики ДНР.
Развитие машиностроительной отрасли имеет большой потенциал для развития экономики ДНР и ее необходимо стимулировать со стороны государства. К примеру, возрождение института государственного заказа. Необходимо усилить конкурентные механизмы его распределения для того, чтобы предприятия имели внутренние стимулы для инвестиционной активности. Предполагаются дополнительные рычаги принуждения к инновациям предприятий с государственным участием, а также меры по формированию спроса на нетехнологические инновации, стимулированию потребления инновационной машиностроительной продукции малым бизнесом. Не имеет смысла ориентироваться только на политику импортозамещения, в долгосрочной перспективе необходимо соблюдение баланса между стимулированием трансфера зарубежных технологий и собственного технологического потенциала ДНР, в том числе через стимулирование кооперации предприятий, научных организаций и вузов ДНР.
Перспективными направлениями являются развитие симбиоза отраслей энергетики и машиностроения для обслуживания, производства оборудования и модернизации энергетического комплекса ДНР, на машиностроительных заводах Республики; машиностроения коммунального транспорта, железнодорожного транспорта. Перспективы развития машиностроительной отрасли ДНР связаны с возможностью развертывания новых секторов экономики на основе 5-го и выше технологических укладов, информационно-коммуникационные технологии, био- и нанотехнологии, новые материалы и др. с возможностью выхода на рынки за пределы ДНР новых продуктов и услуг. Для этого необходимо высокое качество институтов, деловой среды, государственного управления в ДНР. Поскольку эволюция институтов и государства не происходит быстро, можно утверждать, что в ближайшие годы инновационный машиностроительный сектор не сможет стать основным источником экономического роста в ДНР. Предпочтительным является распространение инноваций во всех сегментах машиностроения - высоко-, средне- и низкотехнологичных. Даже при низкотехнологических производствах может быть достигнут значительный эффект от их внедрения, что отразится на состоянии всей экономики. К примеру, наработки в производстве горно-шахтного оборудования необходимо использовать и в других отраслях и направлениях, необходимо создавать совершенно новые перспективные отрасли, двигаться в сторону повышения «сложности» экономики, изменения ее структуры в пользу наукоемких производств с более высокой добавленной стоимостью, которые сосредоточены преимущественно в перспективных научно-технологических областях (ИКТ, биотехнологии, интеллектуальные услуги и др.) и встроены в дальнейшие цепочки создания стоимости.
На стратегическую перспективу секторами экономики ДНР, у которых имеется возможность поиска новых эффективных технологий, направленных на развитие отраслей, можно определить в обрабатывающей промышленности - энергетику, тяжелое машиностроение, металлургию, химическую отрасль, агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс. Инновационное развитие сектора обрабатывающей промышленности приведет к: росту производительности труда на основе внедрения передовых технологий и современной техники; преодолению критического устаревания, морального и физического износа основных фондов; значительному увеличению объемов инвестиций в экономику; цифровой модернизации производства; развитию машиностроения как структурообразующей базы в обеспечении экономического роста.
Экономический рост на территориях с ограниченными экономическими возможностями, где объективно существуют барьеры для развития бизнеса, немыслим без высокой предпринимательской активности субъектов всех масштабов - от крупных корпораций до предприятий и индивидуальных предпринимателей. Важнейшая задача государства - стимулировать эту активность, устранять барьеры, создавать и поддерживать необходимое качество институциональной среды и инфраструктуры. Ускоренное развитие экономики ДНР сделает возможным восстановление экономической и социальной мощности региона, позволит преодолеть сложившиеся за годы конфликта негативные тенденции отставания в социально-экономическом развитии.
1 Совместное заявление Глав ДНР и ЛНР о переводе филиалов ЗАО «Внешторгсервис» под управление нового инвестора. 2021. - 11 июля. - https://dan-news.info/official/sovmestnoe-zajavlenie-glav-dnr-i-lnr-o-o-perevode-filialov-zao-vneshtorgservis-pod-upravlenie-novogo-investora.html
2
Крупнейшая шахта ДНР начала масштабную модернизацию обогатительной установки. Донецк. 2021. - 10 июня. -https://dan-news.info/ekonomika/krupnejshaja-shahta-dnr-nachala-masshtabnuju-modernizaciju-obogatitelnoj-ustanovki/
Таким образом, качество роста экономики ДНР с учетом построенных трендов развития может быть определено такими предельными вариантами развития:
- положительной тенденцией развития - будет поэтапно происходить структурная и технологическая модернизация экономики ДНР, формирование более сложной и диверсифицированной структуры экономики, включающей угледобывающую отрасль, глубокую переработку, секторы высокотехнологичных производств металлургии и машиностроения; формирование высокотехнологичных платформ на основе симбиоза науки-технологий-производства, создание производств высоких технологических укладов; устранение инфраструктурных и институциональных проблем; ускоренные темпы роста экономики;
- отрицательной тенденцией развития - сохраняющиеся имеющиеся низкие темпы роста или чередование периодов незначительного роста экономики и периодов ее спада; сохранение параметров отраслевой структуры экономики ДНР; износ без обновления производственной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Для мобилизации имеющегося потенциала развития Республики необходимо активизировать деятельность на государственном уровне по составлению индикативных планов с четким определением приоритетов, целей, средств и возможных векторов экономического развития ДНР. Одним из условий эффективности экономической политики, направленной на обеспечение экономического роста, является четкий выбор приоритетов, где основным приоритетом должен стать выход на максимально высокие темпы сбалансированного экономического роста. Сохранение текущего состояния экономики ДНР и слабый рост экономики препятствуют ее развитию, формируют потенциальные риски, которые не позволят поддерживать социальную стабильность региона в среднесрочном периоде. Теоретически, при условии решения структурных проблем в среднесрочной перспективе, экономика ДНР сможет показывать ежегодный рост темпом 2,5%.
Предлагается в имеющихся программах развития городов ДНР систематизировать реализуемые меры, придать им согласованный и комплексный характер, ведь практика показывает, что не все задачи, обозначенные в представленных и утвержденных программных документах1, могут быть обеспечены требуемыми инвестициями, соответствующими механизмами управления и реализации политики развития. В качестве государственной поддержки на начальном этапе могут использоваться экспортные, таможенные и особенно налоговые льготы и преференции для бюджетообразующих производств ДНР. Экономическая политика в ДНР должна строиться на реалиях ресурсной экономики, когда за счет целенаправленных решений властей будут приниматься решения относительно принятия необходимых мер и последовательности шагов в области развития экономики. Регулирующие возможности государства значительны. Государство должно активно проявлять себя при поддержке кооперации вузов и бизнеса, создании технологических платформ; разработке программ инновационного развития корпораций и предприятий с государственным участием.
Политика, ориентированная на формирование условий устойчивого роста экономики, должна быть направлена на снижение влияния негативных факторов и максимизацию эффекта от преимуществ территории, а для этого должен быть задействован управленческий ресурс высшего порядка, который должен каждый в зоне своей ответственности ставить и решать практические задачи по включению производств Республики в производственные цепочки России, по снятию таможенных барьеров, облегчения процедуры транзита и пр. Таким образом, можно предположить, что в качестве базового сценария развития экономки ДНР на краткосрочную перспективу можно рассматривать инерционный сценарий неравномерного роста, основанный на продолжении действующей экономической политики в Республике, что будет продуцировать спад темпов роста экономики в связи с замедлением роста спроса и ограниченных возможностей повышения продуктивности экономики. Следует отметить, что любой анализ возможных экономических процессов в ДНР может быть лишь приблизительным в силу неясности будущих границ и политического статуса Республики, и соответственно, объёмов доступных природных и промышленных ресурсов, поэтому важно для формирования стратегии развития Республики иметь научно обоснованные прогнозы такого развития. С технической точки зрения использование представленных видов тренда позволяет применить логичный алгоритм для построения краткосрочных прогнозов. Долгосрочная стратегия развития экономики ДНР не может быть ограничена краткосрочными прогнозами, она должна ориентироваться на перспективы будущего, учитывать тренды, которые определяют оптимистический прогноз развития. Без практической ориентации на тренд ускоренного развития, показанный выше как условный, экономика ДНР будет демонстрировать имитацию развития. ДНР необходимо от политики умеренного восстановления экономики переходить к определению долгосрочной стратегии развития и ее поэтапной реализации. Способность экономики ДНР и потенциал экономического роста определяются как позитивными - наличие сырьевых ресурсов, относительно высокое качество человеческого капитала, наличие производственного потенциала, так и негативными факторами - слабые институты, отсутствие инвестиций для модернизации производства, ограниченные возможности для структурного маневра в целях обновления и развития экономики.
1 Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналит. докл. / Под ред. В.С. Ефимова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. - 76 с.