А. А. Жаркова
СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ДОСУГОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена исследованию проблемы досуговых предпочтений специалистов СКД, рассматривается классификация затрат времени «рабочее время», выявляются критерии классификации видов занятий в нерабочее время. Автор приходит к выводу, что специалисты СКД участвуют в свободном времени во всех основных видах деятельности - информационно-просветительной, художественно-публицистической, культурно-развлекательной. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, досуговые предпочтения, структурный подход, специалист социально-культурной деятельности, свободное время.
In the article learns the problem of leisure preferences of social cultural activity specialists, the classification of the time expenses «work time» classification criterions kinds of activities in free time. In this article discovered that specialists of social cultural activity in free time have a part in all of basic kinds of activities. There are: information-educational, artistic-publicistical, cultural-divertly activities. Keywords: socio-cultural activity, social cultural activity specialists, leisure preferences, kinds of activities in free time.
В теории, методике и организации социально-культурной деятельности до сих пор отсутствуют исследования, которые помогли бы подойти к проблеме досуговых предпочтений самих организаторов досуга.
Одну из первых схем для классификации затрат времени выдвинул еще в 20-х годах ХХ века академик С. Г. Стру-милин. Он разделил все время на 3 группы: труд, сон, отдых. В тот период ставилась социальная задача обеспечения равного времени на каждую из этих групп жизнедеятельности. Данная схема предложена была и для изучения бюджетов времени научных работников. Несмотря на некоторую неопределенность, схема С. Г. Струмилина может быть использована и в современных условиях — в комплексе с другими методами исследования.
В исследованиях отечественных ученых затраты времени объединяются в «блоки», в зависимости от роли того или иного вида деятельности. К ним относится прежде всего принципиальная схема Г. А. Пруденского и В. Д. Патрушева (см. 1). Значительный интерес представляет исследование изучения свободного времени, проведенное Б. А. Грушиным (2).
Большой интерес вызывает научный подход В. Д. Патрушева к общему бюджету времени трудящихся, которое он подразделил на 4 крупные части: 1) рабочее время в общественном производстве; 2) время домашнего труда и удовлетворения бытовых потребностей; 3) время удовлетворения естественных физиологических потребностей; 4) свободное время (3, с. 28). Эти затраты времени объединяются в 2 группы: рабочее и внерабочее время.
Следует согласиться с В. Д. Патрушевым, по мнению которого в исторической перспективе значение досуга будет возрастать: «...Разделить умственные процессы, связанные с трудовой деятельностью, на осуществляемые в рабочее и свободное время очень трудно. В результате этого происходит своеобразное нарушение установленных законодательством границ рабочего дня. Рабочее время в какой-то мере проникает в свободное, а свободное - в рабочее» (3, с. 22).
В двух смыслах термин «рабочее время» рассматривали в 70-х годах ХХ века Л. А. Гордон и Э. В. Клопов, которые считали, что для большинства трудящихся, особенно для городских рабочих, в социалистическом обществе оба
значения практически совпадают, однако имеются широкие круги работников — многие категории ученых, преподавателей, общественных деятелей, у которых трудовая деятельность никак не ограничивается рабочим временем в юридически-организационном смысле (1, с. 75).
В разные исторические эпохи было выдвинуто много различных критериев для классификации видов занятий в нерабочее время, среди них такие, как характер деятельности (хозяйственные нужды или развлечения), место деятельности (в общественном учреждении, дома и т.п.), по уровню ее рациональности и др. Функциональную схему классификации затрат времени для социологического описания образа жизни городских рабочих разработали Л. А. Гордон и Э. В. Клопов.
В XXI веке социально-культурная деятельность превратилась в сферу массовой профессиональной деятельности, что повлекло за собой изменение не только в профессионально-квалификационной, но и социально-психологической структуре кадров; произошли также существенные изменения в использовании бюджета суточного времени специалистов социально-культурной деятельности, общая загруженность основной работой не поддается измерению, поскольку за последние годы выросли затраты времени на отдых и развлечения, на посещение учреждений культуры у основного населения.
Труд специалиста социально-культурной деятельности не поддается регламентации временем. Творческий процесс создания социально-культурной программы не втиснешь в рамки рабочего дня. Специфика интеллектуальной деятельности, в отличие от физического труда, заключается, в частности, в том, что границы ее практически очертить нельзя. Специалист социально-культурной деятельности не перестает трудиться в тот момент, когда он выходит из учреждения культуры, а продолжает
сознательно или подсознательно работу над мучающей его проблемой и за обедом, и в театре, и даже во сне.
Социально-культурная деятельность относится к такому типу, в которой специфика касается не только условий работы, но распространяется за ее пределы, определяя статус, стиль жизни во всех ее аспектах.
С учетом сказанного понятие «свободное время» в социологическом смысле малопродуктивно в изучении совокупной деятельности специалиста социально-культурной деятельности. Более полезно использовать конкретную классификацию видов деятельности, в известной мере может быть использовано деление на рабочее и внерабочее время (в юридическом смысле), самым общим ориентиром может быть предложенное С. Г. Струмилиным деление всего фонда времени на труд, отдых, сон.
Обратимся к данным нашего конкретно-социологического исследования. В опросном листе содержался перечень, включающий 18 видов занятий специалистов социально-культурной деятельности.
В основу группировки был положен функционально-структурный подход. При этом под производственной деятельностью специалиста социально-культурной деятельности нами понимается труд независимо от места и времени его осуществления. Термин «внерабочее время» используется в его юридическом смысле, то есть как все время за исключением установленного законом рабочего дня (внеурочное время).
По материалам опроса, абсолютное большинство специалистов социально-культурной деятельности (85%) в свободное время в той или иной степени продолжают заниматься своей работой, в том числе 45,5% делают это регулярно. Такова общая тенденция, проявляющаяся во всех отраслях социально-культурной деятельности.
Следовательно, тот стиль жизни, ко-
торый присущ специалистам социально-культурной деятельности, характерен своей продолжительностью, оперативностью, спешкой, постоянным преодолением трудностей и проблем на всех этапах технологического процесса.
Как показали материалы исследований, в регулярных занятиях социально-культурной деятельностью у специалистов доминирует именно работа в русле своей специализации (64%), лишь 24% из них успешны в решении проблем в смежных областях знаний, а в отдаленных областях ведут работу буквально единицы.
Педагогическая деятельность занимает незначительное место в бюджете свободного времени специалистов социально-культурной деятельности: лишь 2% регулярно занимаются преподаванием, причем специалисты широкого профиля несколько больше (25%, в том числе 7,4% регулярно), чем узкие специалисты — лишь 3—7% из них преподают регулярно.
Наше исследование показало, что специалисты социально-культурной деятельности участвуют в свободное время во всех основных видах деятельности — информационно-просветительной, художественно-публицистической, культурно-развлекательной. Однако степень этого участия различна.
Общественной работой в свободное время занимаются: постоянно — 7%, иногда - 15%, никогда - 38%. Эти цифры не в полной мере отражают участие специалистов социально-культурной деятельности в общественной работе, так как значительная ее часть ведется фактически в рабочее время.
В принципе, можно отметить, что в общественной работе участвуют все специалисты социально-культурной деятельности, ибо деятельность учреждений культуры является социальной (общественной).
В городе и, особенно, на селе распространенным видом деятельности специалистов социально-культурной
деятельности является занятие домашним хозяйством (включая благоустройство), которым регулярно занимаются 100% женщин и примерно 25% мужчин. Таким образом, несмотря на рост сферы обслуживания и бытовой техники, за последние 20 лет время, затрачиваемое на комплекс работ, именуемых домашним хозяйством, практически не уменьшилось. Очевидно, что здесь имеются значительные резервы более полного использования творческого потенциала специалистов социально-культурной деятельности.
Рассматривая структуру занятий на досуге, мы выделяем 3 укрупненных групп занятий: потребление культуры с целью отдыха, получения информации (художественная литература, театр, выставки), непрофессиональное творчество (любительство), активное физическое развитие и общение с природой.
Наиболее массовый характер имеет чтение художественной литературы: регулярно художественную литературу читают 39% специалистов социально-культурной деятельности; нерегулярно - 24%; почти не читают 10%; остальные не могли оценить свое отношение к чтению художественной литературы.
Профессиональным творчеством занимаются регулярно 80% специалистов социально-культурной деятельности, нерегулярно, иногда - 20%. При этом художественное творчество почти не распространено как регулярное занятие, однако для специалистов широкого профиля социально-культурной деятельности оно более характерно, чем для узких. С другой стороны, среди специалистов социально-культурной деятельности широкого профиля художественное творчество имеет большее распространение, чем среди специалистов узкого профиля, ибо у узких специалистов обратная зависимость. Примерно те же тенденции проявились и в других видах любительских занятий.
И, наконец, активными физическими упражнениями регулярно занимают-
ся 10%, иногда - 55%. Примерно 35% совсем не занимаются спортом. Специалисты широкого профиля во всех отраслях уделяют этому несколько больше внимания.
По нашим данным, специалисты социально-культурной деятельности Москвы и Московской области в будние дни находятся на открытом воздухе 0,52 часа, а в выходной день - 1,5 часа. Это значительно меньше, чем рекомендуют врачи.
Социально-культурная деятельность способна вобрать в себя значительную долю общечеловеческих и индивидуальных стремлений и переживаний, удовлетворить многие интересы и потребности как духовного, так и социально-психологического плана. Пока не существует такого конкретного вида деятельности, такой конкретной профессии, которые полностью удовлетворяли бы всем основным потребностям личности и его стремлению развивать свои сущностные силы, можно все-таки сказать, что социально-культурная деятельность при ее высоком развитии, хорошем техническом и организационном обеспечении, при наличии благоприятного климата в коллективе и в социально-культурной деятельности в целом довольно близко подходит к антропологическому «оптимуму». Иначе говоря, к той форме деятельного бытия, которую можно считать наиболее естественной, «аутентичной» для каждого человека.
В качестве генетической основы подхода рассмотрим способ структурирования категории «предметная деятельность», которую ввел А. Н. Леонтьев в связи с необходимостью решения в методологии психологии проблемы разрыва между внутренними (психическими, биологическими) и внешними (социальными) компонентами действительности. Основные категории предметной деятельности разворачиваются в иерархическую структуру: внешнее, внутреннее и предметная деятельность, связы-
вающая их. Предметная деятельность, последовательно объединяя внешнее с внутренним, обнаруживается в следующих аспектах. В первом случае в процессе интериоризации возникает деятельность как управление внутренним - потребностью, мотивом - через предмет деятельности, а во втором - процесс эк-стериоризации представляет деятельность как целезависимую функцию -труд или как результат деятельности (продукт труда).
Внешнее представлено до начала акта деятельности и после ее завершения. Первый этап предметной деятельности связан с выбором предмета, который порождает потребность в деятельности, переводя потребность в мотив деятельности. А. Н. Леонтьев доказывает, что не существует беспредметной деятельности, даже если она таковой кажется. Предмет деятельности объективирован; обусловливая потребности, он выступает, таким образом, основанием любой деятельности вообще. Потребности, в свою очередь, порождают мотив.
Из этого следует, что, во-первых, мотивация есть необходимое условие осуществления предметной деятельности, а во-вторых, как внутренняя характеристика субъекта, она непосредственно зависит от внешнего предмета деятельности. Педагогика (в частности, дидактика) в качестве последнего использует так называемые наглядные средства обучения.
Сформированность мотива к дальнейшей деятельности невозможно проконтролировать ввиду внутреннего характера мотивации и латентности личностных характеристик. В связи с этим затруднительным оказывается определение явного критерия протекания процесса мотивации и выделение его в отдельный этап. Косвенно завершение мотивации подтверждается сформирован-ностью цели деятельности.
Вторым этапом предметной деятельности является целеполагание. В качестве цели выступает идеальный образ
объекта, который возникает или формируется у субъекта на основе предмета деятельности. Идеальный образ объекта, или цель предметной деятельности, несет в себе субъективные черты, однако его источник всегда объективен, обладает присущими только ему характеристиками или существенными свойствами исходного объекта. Эти объективные существенные свойства предмета деятельности и составляют основу структуры идеальной цели, посредством чего очерчивается образ потенциального результата.
Критерием и завершением второго этапа является наличие определенной внешней (объективированной) цели, структурирующей потенциально возможную деятельность в различных вариантах описания существенных признаков предполагаемого результата деятельности.
На третьем этапе предметной деятельности анализируются условия среды, позволяющие реализовать цель. Последняя, представленная или объективированная в качестве структуры деятельности, задает потенциально возможные варианты ее актуализации. Структура деятельности разворачивается в способы действий, каждый из которых является потенциально возможной последовательностью реализации структуры цели.
Обсуждая вопрос в широкой исторической перспективе, в плане выявления оптимальных форм самой социально-культурной деятельности и рациональной модели образа жизни, нельзя не заметить некоторой «противоестественности» такого положения дел, когда значительная часть людей, обладающих широким кругозором, богатым
спектром интересов, вынуждена регулярно работать «после работы», используя квартиру в качестве производственного помещения, «выключаясь» при этом из общего ритма семейной, бытовой жизни, отгораживаясь от общекультурных источников информации и дружеского общения. Это положение объясняется не в последнюю очередь неблагоприятными условиями для творческой работы в самих учреждениях культуры (шум, присутствие многих людей, перерывы, вызываемые всякого рода организационными делами, недостатки в оборудовании рабочего места и т.п.). В результате такого положения дел доля собственно творческой работы в стенах учреждения культуры существенно снижается и ее общая производительность падает. При более эффективной организации социально-культурной деятельности, соответствующей самому характеру предметной деятельности, учитывающей специфику индивидуального стиля работы, ритмы умственной активности, при достаточной технической оснащенности специалист социально-культурной деятельности вполне мог бы выполнить удовлетворяющий его дневной объем работы за обычные 6-7 часов.
Можно предположить также, что большинство специалистов социально-культурной деятельности, находясь на работе, удовлетворяют также потребность в духовном общении. Как бы то ни было, исследование свободного времени специалистов социально-культурной деятельности дает богатый материал для постановки и решения многих сложных проблем, связанных с досугом и организацией социально-культурной деятельности.
Примечания
1. Гордон Л. А. Человек после работы / Л. А. Гордон, Э. В. Клопов. - М., 1972.
2. Грушин Б. А. Свободное время / Б. А. Грушин. - М., 1976.
3. Патрушев В. Д. Время как экономическая категория / В. Д. Патрушев. - М., 1986.
4. Пруденский Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени: [избр. произведения] / Г. А. Пруденский. - М., 1972.