УДК 379.8
Р.И. Турханова, Д.В.Шамсутдинова
КУЛЬТУРНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОСУГА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ.
В статье рассматривается культурно-деятельностный потенциал досуга, обосновывается процесс его реализации в формировании социальной активности личностности.
Ключевые слова: потенциал досуга, культурно-досуговая деятельность, культурно-деятель-ностный потенциал досуга, социальная активность.
R.Turkhanova, D.Shamsutdinova CULTURAL AND RECREATIONAL POTENTIAL OF THE ACTIVITY IN THE SOCIAL ACTIVITY OF THE INDIVIDUAL'S DEVELOPMENT.
Cultural and recreational potential of the activity is reflected deep into the interpretation of the essence of culture of leisure as a multidimensional social phenomenon, both in the creation, storage, distribution and consumption of cultural values, norms, knowledge and values and characters (AD Zharkov). In terms of leisure is an active human contact with the outside world, broadcast spiritual and cultural values, ensured the continuity of generations, stimulating creativity. Man, immersed in cultural creativity runs deep emotionally experienced by mutually conditioned path of contemplation, knowledge, transformation and evaluation of cultural values, thereby generating, creating and developing their personal potentsiial, creativity, realizing a higher level of demand. Thus, the process of cultural and leisure activities stimulates the internal mechanisms of the formation and implementation of social activity of the person, the identity of converting into a subject of social and cultural activities. The process of formation and implementation of social activity of Russians is not easy, it requires overcoming age-old psychology of obedience and submission to the owner (landlord), party leaders and their decisions takes time and special organizational and pedagogical conditions. One of the most favorable conditions is that the cultural and leisure activities has many advantages: different as excess character (as opposed to employment, education), the possibility of free choice of activities, matching the interests, inclinations, abilities, values, a whole way of life of the individual.
Keywords: the potential of leisure, cultural and recreational activities, cultural and leisure potential of the activity, social activity.
Размышления ученых о культурно-деятельностном потенциале досуга в разные периоды развития теории социально-культурной деятельности не теряют своей остроты и актуальности, вызывают множество дискуссионных вопросов, основанных порой на многополярности мнений исследователей, выражающихся в разнообразных трактовках сущности понятийно-категориального аппарата, которые справедливо подтверждают глубокую связь и закономерную интеграцию с концептуальными положениями гуманитарных наук. Теоретики педагогики досуга, научно обосновывая потенциал досуга, рассматривают ее как самостоятельную часть социального воспитания и образования личности. Раскрывая культурно-деятельностный потенциал педагогики досуга обращаемся к трудам известного теоретика Н.Ф.Максютина, по мнению которого педагогика досуга представляет собой наиболее творческую отрасль педагогики, потому что педагог имеет дело с неформализованными, весьма разнородными по уровню культурных ориентаций и интересов, полу, возрасту группами и коллективами; деятельность в сфере досуга наименее регламентирована, не имеет заданной единой и обязательной для всех программы; педагогика досуга не располагает санкциями для корректировки деятельности [3].
По мнению Н.Ф.Максютина, специфическими особенностями культурно-досуговой деятельности являются: ее действительный мотив - потребность личность в самом процессе этой деятельности; разнообразие ее предметов; избирательность цели и содержания в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня [4].
Культурно-деятельностный потенциал досуга глубоко отражается в трактовках сущности культуры досуга как многомерного социального явления, как системы по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов (А.Д.Жарков) [9].
В условиях досуга происходит активный контакт человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, стимулирование творчества. Человек, погружаясь в культуротворчество проходит глубокий эмоционально переживаемый взаимообусловленный путь созерцания, познания, преобразования и оценки ценностей культуры, при этом формируя, созидая и развивая свой личностный потенцииал, творческие способности, реализуя потребности более высокого уровня. Таким образом, процесс культурно-досуговой деятельности стимулирует внутренние механизмы формирования и реализации социальной активности личности, преобразовывая личность в субъект социальной и культурной деятельности. Процесс формирования и реализации социальной активности россиян не прост, требует преодоления многовековой психологии повиновения и подчинения хозяину (помещику), партийным вождям и их решениям, требует определенного времени и особых организационно-педагогических условий. Одним из наиболее благоприятных условий является то, что культурно-досуговая деятельность обладает рядом преимуществ: отли-
чается сверхнормативным характером (в отличие от трудовой, образовательной), возможностью свободного выбора деятельности, соответсвующей интересам, наклонностям, способностям, ценностным ориентациям, в целом образу жизни индивида. Культурно-досуговая деятельность, выступая элементом культурно-деятельностной среды социума, духовно обогащает личность, мотивирует гражданскую активность, включая человека в процесс сохранения и модернизации социально-культурных ценностей, норм, традиций этой среды. Начиная с самого раннего возраста культурно-досуговая деятельность выступает в роли социализирующего фактора, вовлечения в процесс всестороннего познания мультикультурной среды и активного ее преобразования. Наиболее активными институтами социализации являются как известно: семья, дошкольные учреждения, образовательные организации, учреждения досуговой сферы, социокультурная среда различных гражданских общественных образований и досуговых формирований. Культурно-досуговая деятельность осуществляется в организованных и неорганизованных, коллективных и индивидуальных, традиционных и нетрадиционных формах, посредством широкой сети разнопрофильных культурно-досуговых общностей, любительских, в том числе неформальных, объединений по интересам, а также через систему индивидуально-семейного выбора форм и способов проведения свободного времени.
Таким образом, организация культурно-досуговой деятельности должна соответствовать предмету и объекту деятельности.
Предметом которой является изучение различных содержательных механизмов сознания личности, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов. Объектом культурно-досуговой деятельности являются содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и психолого-педагогического воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности. Как доказано теоретиками, социальные функции культурно-досуговой деятельности определяются ее многосто-ронным характером, соответствующим разнообразию потребностей, интересов и запросов личности. Именно совокупность социальных функций отражают природу и сущность исторически сложившегося феномена культурно-досуговой деятельности. Проектирование процесса и реализации культурно-досуговой деятельности выстраивается концептуально на основе интеграции этих функций. Большинство исследователей рассматриваемой проблемы, под основными социальными функциями куль-турно-досуговой деятельности понимают: создание новых знаний, норм, ценностей и значений; накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей, значений; воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; коммуникативная, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества; рекреационная, обеспечивающая восстановление утраченных сил; гедонистическая и компенсаторная. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий личности, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни, и в целом способствуют формированию социальной активности личности. Рассмотрение феномена досуга в плоскости социальной активности объясняется, по мнению ЮАФедоренко, В.А.Парфенова, наличием большого потенциала и склонности к социально активному поведению у личности в силу психофизиологических особенностей. «Известно, что сфера свободного времени при опоре на активное начало позволяет выбирать формы деятельности в соответствии со своими интересами, свободно общаться, проявлять инициативу, творить, осуществлять действия, ведущие к изменениям в социальной ситуации и ценностной динамике в сознании личности» [7]. Действительно, уникальные возможности предоставляет культурно-досуговая деятельность, где формируется досуговая активность личности, удовлетворяется потребность в признании себя как личности, стремление к самосовершенствованию. Показателями активности личности в сфере досуга могут выступать многообразие возможностей свободного выбора тех или иных видов досуговой деятельности, рост творческой активности, самообразования, культуры отдыха и любительских занятий, степень включенности в духовно богатое общение. [8]. По мнению В.С.Савченко, Т.В. Климова Досуговая деятельность - это целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам человека, реализующаяся в системе культуры и досуга, а творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень - от потребителя духовных ценностей до их создателя, создает условия для самовыражения, саморазвития и самореализации личности [6]. Это подтверждает концепцию досуговой деятельности о том, что досуг выступает как вид деятельности, подразумевающий не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность [2]. Уровни активности личности отличаются степенью его интеллектуального и эмоционального развития. Каждый уровень отражает потребность личности в самореализации, в определенном социальном статусе, в самоутверждении путем расширения возможностей участия в социокультурных процессах; нравственно-этиче-
ский уровень отражает стремление личности в поддержке, дружбе, признательности, уважении, признании; творческий уровень реализуется в соответствующей творческой атмосфере и в процессе генерирования и реализации креативных идей в реализации творческих способностей и задатков; психологический уровень отражает потребности личности в самоактуализации, оценке и одобрении, стабилизации социально-психологического самочувствия, общении. Целенаправленно организованная культурно-досуговая деятельность предполагает активное потребление культурных благ, предоставляя возможность для самореализации личности, что предопределяет развитие и смещение потребностей на созидание, которое обуславливает, в свою очередь, развитие социальной активности. Реализация потребностей, как правило, приводит к сознательному творчеству и активной социальной позиции. Творчество охватывает все те виды занятий на досуге, когда личность из субъекта потребления превращается в субъект созидания, проявляя социальную активность. Творчество может быть для себя и для всех, но в любом случае человек самовыражается на основе социальной активности. Изменение потребностей культурно-досуговой деятельности человека от уровня потребления к уровню творческой социальной активности свидетельствует о том, что культурно-досуговая деятельность поднялась на уровень экстериоризации, то есть вынесение во вне, в социум результатов деятельности. В каком бы виде не проявлялась социальная активность, она свидетельствует о наивысшем уровне культурно-досуговой деятельности человека, в процессе которой происходит самореализация, формирование социальной зрелости. Вышеуказанные уровни и этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет осуществлять процесс формирования социальной активности путем целенаправленной и планомерной, систематической организации культурно-досуговой деятельности человека, путем перевода ее на более высокий уровень развития, способствующей прохождению всех этапов самореализации. Исходя из этого, культурно-досуговая деятельность предполагает саморазвитие, то есть переход этой деятельности на более высший уровень. Вышеизложенное подтверждает основную идею данной статьи: культурно-деятельностный потенциал досуга предоставляет возможности для развития и удовлетворения культурно-образовательных, культурно-творческих потребностей и интересов, на основе социальной активности.
Литература
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 607 с.
2. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. [Текст] - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
3.Максютин, Н.Ф.Педагогические ресурсы досуга / Максютин Н.Ф - Казань: Медицина, 1996. - 140 с.
4.Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения [Текст]: / Н.Ф.Максютин. - Казань: Медицина, 1995.
5. Наин, А.Я. Педагогический эксперимент: методика его организации: Учеб. пособие / АЯ.Наин, З.М. Умет-баев. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 127 с.
6. Савченко, В.С., Климова, Т.В. Роль досуговой деятельности в социальной активности студентов вуза [Электронный ресурс] Педагогические науки. Электронный научный журнал - Режим доступа: http://www.rae. ru/forum2012/pdf/1748.pdf
7.Федоренко, ЮА., Парфенов, В.А. Досуговая деятельность как проявление социальной активности [Текст] / / Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта - 2010. - № 2. - с.26-32
8.Шамсутдинова, Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности [Текст] /Вестник КГУКИ, 2007. Спец.выпуск - с. 147-150
9.Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. -Изд.2-е, испр. И доп.- М.МГУКИ, 2013. -456с.
УДК378
Ф.К.Зайнуллина
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ
Результат образовательного процесса зависит от положительной мотивации студентов обучаться, так как мотив - это то, ради чего выполняется деятельность. В образовательной деятельности наиболее эффективен сегодня проектный метод обучения, так как он мотивирует студентов самостоятельно и охотно приобретать знания из разных источников, развивать исследовательские умения, пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач.
Ключевые слова: образовательный процесс, мотивация, мотив, проектный метод обучения, проектная команда.
F.K.Zaynullina PROJECT TEACHING METHOD IN THE FORMATION OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS