УДК 159.922
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК УЧАСТНИКА ОТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
© С.А. Слепцова, Л.В. Абдалина
Авторы статьи рассматривают структурный анализ личности старшеклассника как участника отношений «учитель-ученик» в соответствии с иерархической структурой личности К.К. Платонова. Ключевые слова: старшеклассник; личность; структура личности.
В последние годы, когда происходят кардинальные изменения в системе образования, проблема продуктивного формирования и развития личности старшеклассника стала одной из актуальных, и наше исследование в области конфликтных отношений в системе «учитель-ученик» представляется полезным. Однако без обращения к фундаментальным категориям философии, психологии, социологии и педагогики говорить о личности старшеклассника не представляется возможным (Л.С. Выготский, Д.Б. Элько-нин, Л.И. Божович, М.И. Лисина, И.С. Кон и др.). С целью более глубокого представления особенностей ситуаций конфликтного (бесконфликтного) общения в отношениях «учитель-ученик» обратимся к авторитетной справочной литературе (табл. 1).
Как видно, термин «личность» настолько сложный для определения и имеющий на-
Лексико-семантический
столько широкую область определения, что «мы будем характеризовать этот термин не дефиниционно, а, скорее всего, в соответствие с его ролью» [6] в нашем исследовании. Отсюда, мы считаем, что личность - это результат социальной огранки человека, в процессе которой человек играет двоякую субъектно-объектную роль и является «формируемым» и «формирующим» одновременно. В нашем случае - в процессе школьного обучения и воспитания, в системе отношений «учитель-старшеклассник». В самом общем виде данная система характеризуется: противоречивостью (гармоничностью), конфликтностью (бесконфликтностью), принятием (непринятием), открытостью (закрытостью), совпадением (расхождением) ценностных ориентаций и др. (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.А. Реан, А.К. Маркова и др.).
Таблица 1
лиз понятия «личность»
№ Содержание
1. Термин «личность» происходит от рус. «личина» и соответствует греч. термину «persona» - исходно маска или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра. Это относительно устойчивая система мировоззренческих установок, представлений об окружающем мире и своем месте в нем, стилей и видов поведения индивида, которая характеризуется, прежде всего, тем, что построена на основе включенности данного индивида в социальный контекст [1]
2. Личность как социальный и психологический облик человека (от лат. personalitas). Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания [2]
3. Личность - лицо, самостоятельное отдельное существо; состоянье «личнаго» [3]
4. Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо (человек как член общества) [4]
5. В философии личность выступает как совокупность общественных отношений. В социологии личность -это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. В педагогике личностью называют человека как участника эволюционного процесса, который является носителем социальных ролей и обладает возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя. Психология рассматривает личность как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Однако в психологии имеются разные подходы к пониманию личности [5]
В рамках настоящего исследования укажем на основные подходы к изучению личности, описанные В.Н. Дружининым. К ним автор относит: психодинамическую, или
«классический анализ» (З. Фрейд), аналитическую (К. Юнг), гуманистическую (К. Роджерс, А. Маслоу), когнитивную (Дж. Келли), поведенческую (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер), деятельностную (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абуль-ханова-Славская, А. В. Брушлинский), диспо-зициональную (Э. Кречмер, Г. Айзенк, Г. Олл-порт, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын) теории личности. Каждая из указанных теорий отражает, в той или иной степени, различные подходы рассмотрения личности старшеклассника в системе отношений «учитель-ученик», акцентируя внимание то на психологии защитных реакций личности, то на стремлении человека к самореализации, то на структурно-содержательных компонентах личности и др. Все это может явиться источником обнаружения внутренних и внешних детерминант возникновения конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик», формирования более глубокого и целостного представления о природе подобного (различного) рода конфликтов. Однако, раскрывая особенности старшеклассников, мы будем опираться также на теорию «онтогенеза» Л.С. Выготского и мотивационную теорию Л. И. Божович. Так как с каждым типом теорий связано свое особенное представление о развитии личности, в результате их интеграции формируется «собирательный образ» старшеклассника. Но, прежде чем обратиться непосредственно к личности старшеклассника, необходимо уточнить структуру построения нашего изложения (табл. 2).
Из таблицы следует, что «структура личности собирается из выделенных на основании наблюдений в обыденной жизни блоков. Блоки располагаются по вертикали: биологическое ^ социальное» [5, с. 227]. Их знание и учет, как со стороны учителя, так и со стороны учащегося, необходимы для конструктивного взаимодействия и более продуктивной как профессиональной, так и учебной деятельности.
Важно отметить, что психологи разграничивают подростковый возраст (отрочест-
во) и юность, однако хронологические грани их весьма условны [7]. Недаром старшеклассников называют то юношами, то подростками, для них справедлив закон неравномерности индивидуального развития. Это еще раз подчеркивает актуальность исследования системы отношений «учитель-ученик», что важно для успешного разрешения ситуаций конфликтного общения.
Представим подструктуру биологических, конституциональных свойств личности старшеклассника.
Физическое развитие старших школьников приближается к физическому развитию взрослых, хотя идет неравномерно - «одни старшеклассники выглядят как молодые мужчины, другие - мальчишками, третьи, -так сказать, на свой возраст. Среди старшеклассниц также очевидно «расслоение» на девчонок, девушек и молодых дам» [8]. Тем не менее у большинства юношей и девушек период полового созревания завершается к 16-17 годам. В связи с этим, как отмечает
Н.Д. Левитов, замедляется темп их роста, относительно увеличивается объем груди, нарастает мышечная сила и повышается физическая работоспособность. Созревание коры больших полушарий в основном завершается, и устанавливаются характерные уже для взрослых корково-подкорковые взаимоотношения, складываются основные свойства нервных процессов. Заканчивается становление нейронного аппарата всех областей, включая и лобную. Полностью сформирована система связей между различными отделами мозга. Нарастают возможности образования новых связей, новых ассоциаций. Условные связи отличаются большой устойчивостью и хорошей способностью к переключению. Нервные процессы (возбуждение и торможение) становятся сильными, концентрированными и подвижными [9]. Достигают максимума основные виды чувствительности - визуальной, аудиальной и кинестетической. Мы полагаем, что готовность учителя и ученика к продуктивному разрешению ситуаций конфликтного общения обеспечивается осознанием каждого из них важности учета биологических и конституциональных свойств личности.
Таблица 2
Иерархическая структура личности по К.К. Платонову
Название блоков Содержание блока Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительный перевес социального - С > Б)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, ощущений, восприятия) Социально-биологический уровень (значительный перевес биологического - С < Б)
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)
Рассмотрим подструктуру форм отражения личности старшеклассника.
Для старшеклассников характерен высокий уровень произвольности познавательных процессов. Они могут сознательно использовать приемы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять. Увеличивается скорость заучивания, растет объем памяти и продуктивность опосредованного запоминания. Интенсивно развивается словесно-логическая память. Совершенствуются механизмы константности восприятия [9]. Внимание характеризуется высокой переключаемостью, распределением, устойчивостью, что позволяет поддерживать высокий темп работы. Наблюдения становятся более целенаправленными и систематичными. Мышление отличается организованностью, последовательностью и основательностью; развивается теоретическое и креативное мышление. По Н.Д. Левитову, молодежь проявляет живость ума, которая выражается в способности остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в материале, необходимом для ее решения, в догадливости и находчивости. Значительно обогащается словарь учащихся научными терминами, речь становится более выразительной и точной. Сильно развивается реалистичное воображение. Мы считаем, что данная подструктура имеет важное значение в системе отношений «учитель-ученик».
Охарактеризуем подструктуру опыта личности старшеклассника.
Как отмечают психологи (С.Л. Рубинштейн, В.П. Панюшкин, В.Я. Ляудис), подструктура опыта с преобладанием в ней со-
циального, в т. ч. и ситуации бесконфликтного общения, может быть успешно сформирована в специально организованных для этого условиях с учетом первой и второй подструктур личности старшеклассника. Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональную. В результате нее происходит систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Старшеклассники могут планировать свои занятия, рассчитывать время отдыха и нагрузок, осуществлять самоконтроль, используя при этом эффективные методы и приемы работы. Развиваются самостоятельность и творчество, формируется умение пользоваться гипотезами, а умение пользоваться понятиями совершенствуется; повышается умение оперировать в речи сложными предложениями. Вырабатывается индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности. Формируется «Я-мышление», включающее знания о самих себе, которые образуют (или преобразуют) их «Я-концепцию». Самоконтроль деятельности переходит на процессуальный уровень, т. е. на уровень выбора и избирательного контроля любого момента в деятельности. В общении, как отмечает Р.С. Немов, у старшеклассников формируются и развиваются коммуникативные способности. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, их ролевое поведение является достаточно гибким.
Представим подструктуру направленности личности старшеклассника.
Человеческие отношения в ранней юности проявляются в следующих аспектах: эмоциональном, статусно-ролевом и ценностном. Существенным моментом является становление чувства мужской или женской взрослости. У многих молодых людей возникает глубокое чувство - «любовь», которое активизирует их в поиске межличностного общения. Возникает потребность в дружбе.
Самосознание старших школьников, основой которого является новый уровень рефлексии, связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устремлений, в результате чего будущее становится главным измерением и включает не только личные, но и социальные перспективы. Происходит переориентация юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль, растет потребность в достижении, повышается уровень самоуважения. Начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды и убеждения. Идет формирование некоторого «замысла», плана жизни, вырабатываются мировоззренческие взгляды. Возникает потребность в автономии и перестройке взаимоотношений с окружающими, происходит расширение социального пространства. Одной из внутренних позиций старшего школьника становится профессиональное самоопределение. Отмечается тенденция к сформиро-ванности интересов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей, их дифференциация в соответствии с полом. Происходит оценка своих объективных возможностей; формируются личная идентичность, чувство индивидуальной самотождественно-сти, преемственности и единства. Современных юношей и девушек характеризует согласованность представлений о значимости и достижимости ценностей, где наиболее значимыми являются ценности личной жизни. Приобретается способность целостно вос-
принимать другого человека, которая становится основой для формирования идеалов и последующего произвольного самострои-тельства. Складывается довольно устойчивый образ себя.
Таким образом, возраст старшего школьника - это возраст психологических, биологических и социальных контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и среду его межличностных отношений. Общая характеристика подструктур личности старшеклассника позволяет более целостно представить иерархическую структуру личности и «увидеть проблемное поле» формирования его как социально, так и психологически зрелой личности, способной к конструктивному общению и разрешению противоречий в подростковой жизнедеятельности.
1. Кондаков И.М. Психология: иллюстрированный словарь. СПб., 2007. С. 302.
2. Большая советская энциклопедия / под ред. А.М. Прохорова. М., 1973. С. 578.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981. С. 259.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2005. С. 418.
5. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы. М., 2003. С. 215.
6. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2003. С. 411.
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
8. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1990. С. 27.
9. Кушаев Н.А. Юность. М., 1988. С. 365.
Поступила в редакцию 12.02.2010 г.
Sleptsova S.A., Abdalina L.V. Structural analysis of a senior pupil's personality as a participator of “teacher-pupil” relations.
The authors of the article consider structural analysis of a personality as a participant of “teacher-pupil” relations according to hierarchical structure of a personality by K.K. Platonov.
Key words: senior pupil; personality; structure of personality.