УДК 551.46
Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2012. Вып. 2
Ш. М. Надыров, М. А. Каратаев
СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА НА ПЕРИОД 2011-2030 гг.
В соответствии со Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 г. задача государства на современном этапе заключается в стимулировании концентрации экономических и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и благоприятных для жизнедеятельности природно-климатических зонах. Политика будущего территориально-пространственного развития будет нацелена на формирование нескольких мощных центров (агломераций) экономической активности с развитой инфраструктурой. Это должно способствовать созданию условий для роста экономической активности субъектов рынка и формировании единого внутреннего экономического пространства, гармонично интегрированного с мировой хозяйственной системой.
Безусловно, актуальность проблемы территориального развития вызвана возрастающей неравномерностью экономического развития регионов Казахстана. Статистические данные свидетельствуют об усилении дифференциации регионов по ВРП.
В 2000 г. по валовому региональному продукту между самым благоприятным (г. Алматы) и неблагоприятным регионами Казахстана (Джамбыльская область) дифференциация составляла 4-5 раза. К 2009 г. дифференциация уже возросла до 9-10 раз.
Разрыв по объемам валового регионального продукта на душу населения в 2000 г. между Атырауской и Жамбыльской областями составил 7-8 раз. За девять лет разница в доходах бюджетов богатейшего и беднейшего регионов на душу населения увеличилась с 8 до 12 раз. В 2009 г. самый низкий среднедушевой ВРП по республике отмечен в Южно-Казахстанской, Жамбыльской и Алматинской областях, т. е. на 18% территории республики, где проживает 38% населения страны.
Статистический анализ регионов Казахстана, упорядоченных по их доле в суммарном ВРП, показал, что реальный экономический рост наблюдается в ограниченном числе регионов. Увеличивается лишь доля группы регионов, в состав которой входят города Алматы, Астана, Атырауская, Карагандинская области. Наиболее высокие экономические показатели имеют Атырауская, Мангистауская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская области.
Шесть регионов (города республиканского значения — Алматы, Астана, Атырау-ская, Мангистауская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская области) из шестнадцати обеспечили свыше 60% ВВП страны. В этих же регионах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики.
В этой связи мы рассмотрим динамику и структурные сдвиги в экономическом развитии на период 2011-2030 гг. этих шести регионов Казахстана. Прогноз основан на наших представлениях о возможностях казахстанской экономики, связанных в первую очередь с ростом инвестиционной активности, увеличением масштабов обновления капитала и повышением на этой основе конкурентоспособности казахстанских това-
© Ш. М. Надыров, С. М. Касымов, М. А. Каратаев, 2012
ров. Эти представления опираются только на достаточно общие соображения и гипотезы, а также на результаты межстрановых сопоставлений.
Следует иметь в виду, что валовой региональный продукт (ВРП) отличается от ВВП на величину его элементов, которые не могут быть распределены по регионам, а именно: услуг, оказываемых государственными учреждениями обществу, услуг финансовых посредников, услуг внешней торговли.
Предполагается, что отраслевая структура ВРП республики за прогнозируемый период существенно не изменится.
На протяжении всего прогнозируемого периода максимальный вклад в производство ВРП вносит промышленность, при этом ее доля существенно не изменится. Доля сельского хозяйства снизится, при этом доля строительства, торговли, транспорта и связи увеличится.
Расчеты показывают, что если ВРП страны увеличится за прогнозируемый период с 2006-2030 гг. в 8,6 раза, то ВРП Атырауской области — может увеличиться в 12 раз, в том числе за период 2006-2015 гг. соответственно в 2,4 раза, в Мангистауской области — в 6 раз и в 1,9 раза в Павлодарской области, в 8 раз и 2,2 раза соответственно, в городах Астана и Алматы соответственно в 13,9 и 2,8 раза и 9,6 и 2,2 раза. Благодаря этому доля Атырауской области вырастет с 11,1% в 2006 г. до 15,7% в 2030 г., г. Астаны с 9,1% до 14,8%, Алматы с 19,9% до 22,4% соответственно. В других регионах будет наблюдаться некоторое изменение динамики ВРП в сторону снижения относительно ВРП страны.
Динамика производства ВРП ряда других регионов ниже динамики ВРП страны, в результате чего их удельный вес в ВРП Казахстана сократился.
В табл. 1 показан объем валовой регионального продукта по всем временным периодам развития экономики страны и в разрезе агломераций. Объем валовой
Таблица 1. Производство ВРП в 2006 и 2030 годах в Республике Казахстан по вариантам на период 2011-2030 гг., млрд. тенге
Годы Валовой региональный продукт, в текущих ценах
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
2326,6 2886,2 3355,2 4138,0 5327,0 6791,1 9106,6 9308,6
Прогнозы в сопоставимых ценах 2006 г.
инерционный вариант инновационный вариант из них в системе агломераций доля агломераций, %
2011 г. 10856,3 11385,3 4952,6 43,5
2015 г. 14095,1 16136,0 7245,1 44,9
2020 г. 19177,4 23124,8 10637,4 46
2025 г. 25255,7 32034,6 16241,6 50,7
2030 г. 32710,9 43994,1 24900,7 56,6
Источник: Агентство РК по статистике. Прогноз авторов.
продукции рассчитан в двух вариантах: инерционном и инновационном. При этом предполагается, что инновационный вариант развития будет связан с формированием агломераций, диверсифицированной современной модернизированной экономикой.
Из табл. 1 видно, что объем валового регионального продукта в Республике Казахстан в 2025 г. составит по инновационному варианту 30 422,4 млрд тенге в сопоставимых ценах 2006 г., из них 16 241,6 млрд — в агломерации второй стадии развития, доля которого составляет 50,47% от республиканского объема. В 2030 г. — 43 994,1 млрд тенге — 24 900,7 млрд в агломерации четвертой стадии и доля агломераций составит 56,6%.
Рассчитанные нами прогнозные параметры производства регионального продукта показали, что с 2015 г. и далее до 2030 г. республика располагает экономическим потенциалом развития по полному собственному обеспечению потребностей населения страны и регионов.
Производство ВДС сельского хозяйства в республике сократится с 5,9% в 2006 г. до 3,0% в 2030 г. Так, доли ВДС сельского хозяйства в Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областях снизятся в сумме к 2030 г. относительно 2006 г. на 3,8 процентных пунктов (рис. 1).
Годы
ВРП —□— Инерционный вариант - - - <Аг - - Инновационный вариант
Рис. 1. Валовой региональный продукт РК в период 2000-2006 гг. (факт) и (инерционный, инновационный прогнозы) 2011-2030 гг. млрд. тенге.
Источник: Агентство РК по статистике. Прогноз авторов.
В 2030 г. более чем 11% ВДС сельского хозяйства республики будет произведено в 5 областях страны: Акмолинской, Алматинской, Кустанайской, Северо-Казахстан-ской, Южно-Казахстанской. В сумме в них будет произведено более 65%. Сельское хозяйство продолжает концентрироваться в этих областях.
Самыми несельскохозяйственными районами останутся по-прежнему Атырау-ская, Кызылординская и Мангистауская области, на долю которых приходится 5,1% ВДС сельского хозяйства страны.
Будучи одним из лидеров территориального развития в пределах Республики Казахстан, обладая природно-ресурсным потенциалом и выгодным географическим положением, являясь центром Каспийского макрорегиона, Атырауская область за время независимости страны приобрела статус «локомотива» развития Казахстана.
В соответствии с методикой Всемирного Экономического Форума по оценке конкурентоспособности, экономику региона можно охарактеризовать, как базирующуюся на инвестициях. Конкурентные преимущества области связаны с экстенсивными факторами развития.
Задачи региона:
1. Формирование полюсов роста, интегрированных с региональными и мировыми рынками, способствующих становлению перспективных индустриально-инновационных зон. При этом в качестве зоны роста будет рассматриваться территория Аты-рауской и Мангистауской областей, связанных общей инфраструктурой обеспечения развития нефтегазодобывающего сектора, а в дальнейшем — образующих высокотехнологичный производственный комплекс, торгово-логистический и транспортно-коммуникационный портал на западе страны.
Опорным городом регионального уровня будет г. Кульсары Атырауской области. Он будет позиционироваться в качестве центра экономического и организационного прогресса индустриального района и будет способствовать урбанизации территории.
Перспективы развития АПК Атырауской области будут зависеть от усиления специализации опорных сельских населенных пунктов на производство продукции и создания сети производственных и перерабатывающих производств.
2. Обеспечить темпы прироста физического объема промышленного производства нефти и газа в целом не менее чем на 3% ежегодно; довести до 2030 г. объемы добычи нефти до 128 млн тонн в год, газа — до 68,5 млрд куб. м. (рис. 2).
Годы
ВРП —□— Инерционный вариант - - -Л,- - - Инновационный вариант
Рис. 2. Динамика производства валового регионального продукта Атырауской области в период 2000-2006 гг. и (инерционный, инновационный прогнозы) 2011-2030 гг. млрд. тенге.
Источник: Агентство РК по статистике. Прогноз авторов.
На основе анализа предпосылок и условий развития экономики региона определены три основные конкурентоспособные отрасли, на развитие которых необходимо направить отечественный и зарубежный научный потенциал, что позволит поднять на новый уровень инновационное предпринимательство региона. Это — создание мощностей по глубокой переработке нефти и газа с получением широкого спектра наукоемкой продукции 5-6 переделов, развитие мощностей предприятий стройиндустрии, развитие мощностей по выращиванию и переработке рыбы.
Мангистауская область является одной из наиболее значимых приграничных областей Республики Казахстан, имеющей границы с пятью государствами Каспийского региона. Область имеет мощный транзитный, транспортно-логистический и инфра-структурно-сервисный (морские и сухие порты, ТЛЦ) потенциал международного значения как приграничная область Республики Казахстан, входящая в мультинаци-ональную систему Каспийского региона и принимающая участие в международных программах освоения нефтедобывающего Каспийского шельфа.
Мангистауская область является одним из стратегических регионов Республики Казахстан, занимающая лидирующие позиции в экономике страны с точки зрения динамики развития и конкурентоспособности по показателям: ВРП на душу населения и производительности труда в промышленности (второе место в Республике Казахстан).
Анализ структуры ВРП Мангистауской области позиционирует область как крупный сырьевой регион Республики Казахстан со специализацией в нефтегазодобывающей сфере. Негативным фактором является медленное развитие транспортной отрасли и сферы услуг с учетом высокого потенциала области в этих секторах. Доля Манги-стауской области в ВРП республики в 2009 г. составила 6,4% (рис. 3).
Оптимизация структуры ВРП Мангистауской области в перспективе должна быть ориентирована на сокращение сырьевой зависимости экономики и на увеличение доли обрабатывающей промышленности, транспорта и сферы услуг и позиционирование области как развитого индустриально-сервисного региона.
Мангистауская область занимает второе место (после Атырауской области) по своему вкладу в структуру внешней торговли Республики Казахстан (10,8%).
Основными факторами, сдерживающими экономический рост (в не нефтяном секторе), являются ограниченность собственных сырьевых ресурсов, а также отсутствие доступа к крупным рынкам сбыта.
В перспективе развитие обрабатывающей промышленности должно быть увязано с развитием транспортно-логистической инфраструктуры Мангистауской области и развитием отраслей промышленности с использованием механизмов производственной логистики, а также с созданием специальных зон с благоприятным инвестиционным климатом.
Строительство атомной электростанции с реакторными установками ВБЭР-300 в Мангистауской области предполагается начать в 2011 г. Ввод в эксплуатацию первого блока планируется в 2016 г., а второго — в 2017 г.
Возведение станции станет одним из действенных шагов в развитии атомной энергетики Казахстана. Атомная энергия имеет ряд преимуществ. По объемам капвложений АЭС сопоставима с вложениями по тепловым станциям, но тарифы гораздо ниже. Необходимость строительства АЭС обусловлена дефицитом энергомощностей в западном, бурно развивающемся регионе страны.
Годы
ВРП --□-- Инерционный вариант - - -А,- - - Инновационный вариант
Рис. 3. Динамика производства валового регионального продукта Ман-гистауской области в период 2000-2006 гг. и (инерционный, инновационный прогнозы) 2011-2030 гг. млрд. тенге.
Источник: Агентство РК по статистике. Прогноз авторов.
Факторами, определяющими долгосрочную конкурентоспособность Мангистау-ской области по отношению к другим областям республики, являются:
• развитие человеческого капитала как основной ресурс долгосрочной конкурентоспособности области;
• развитие транспортного (транзитного) потенциала, как перспективная точка роста, обеспечивающая интеграцию области в систему мировой торговли;
• развитие нефтегазового сектора — добыча нефти и газа, обрабатывающая промышленность для обслуживания сектора, нефтехимия и нефтепереработка — как основное направление стратегической специализации области в экономике республики;
• развитие обрабатывающей промышленности в тесной увязке с развитием транспортного потенциала как важнейшего системного элемента долгосрочной стратегии развития экономики области.
Размещение промышленных производств в Мангистауской области с целью их дальнейшего экспорта продукции в страны Европы и Азии является выгодным для инвесторов в силу следующих преимуществ: географическая близость к основным рынкам сбыта — Европа, Иран, Ближний Восток, другие страны Азии; наличие значительного транспортного и транзитного потенциала; относительно низкая стоимость факторов производства; наличие значительных топливно-энергетических ресурсов.
Дальнейшее развитие Карагандинской области будет основываться на принципах диверсификации экономики, уменьшении зависимости от сырьевого сектора, повышении удельного веса производств с высокой добавленной стоимостью, относящихся к средне- и высокотехнологичным отраслям современной экономики. Время показало, что компании-недропользователи, внося вклад в экономику области и страны в виде
поступления налогов и предоставления рабочих мест, не всегда способствуют экономическому развитию региона, а в ряде случаев тормозят производственный прогресс, как например, в ситуации с отраслью машиностроения в Карагандинской области.
На Карагандинскую область приходится 99% производства кокса, 95% рафинированной меди, 88% — стали, серебра, 68% концентратов железорудных, 60% медного концентрата, весь объем производства плоского проката, добычи марганцевой руды, 87% маргарина, 50% кожи, извести, 25% золота, 15% рыбы, 11% мяса, 12% муки, 16% вырабатываемой республикой электроэнергии.
Через территорию Карагандинской области проходят меридиональная трансказахстанская железнодорожная магистраль Петропавловск — Астана — Караганда — Шу, Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (на участке До-стык — Актогай — Саяк — Моинты — Астана — Петропавловск (Пресногорьковская), транзитный автомобильный коридор Алматы — Екатеринбург.
Эффективная территориальная организация региона будет решена путем реализации следующих задач:
• формирование городов — лидеров национального и регионального уровня путем создания в перспективе агломераций с включением прилегающих сельских территорий, тяготеющих к опорным городам малых городов;
• развитие «зоны роста» г. Астана — Осакаровский, Нуринский районы, с перспективой включения в «зону роста» городов Караганда и Темиртау;
• развитие сельских территорий;
• решение проблем неблагополучных территорий.
Реализация стратегии позволит получить следующие результаты:
• на основе реализации кластерных инициатив диверсифицировать экономику региона, устранить или уменьшить их зависимость от функционирования крупных регионообразующих вертикально интегрированных компаний, сформировать конкурентоспособный сектор малого и среднего предпринимательства.
Реализация настоящей стратегии позволит увеличить к концу планируемого периода объем промышленной продукции с 717 233,2 млн тенге до 2 153 676,6 млн тенге к 2030 г. (в 2,9 раза), сельского хозяйства с 43 132,8 млн тенге до 143 717,0 млн тенге — в 3,3 раза (рис. 4).
Одним из путей решения проблемы обеспечения экономического роста региона подготовленными трудовыми кадрами является открытие необходимых специальностей на базе ВУЗов региона, учитывая особенности спроса на рабочую силу в регионах.
Улучшение экологического состояния территорий Карагандинской области является одним из приоритетных направлений реализации задач развития региона, целью которого является обеспечение экологической безопасности населения области и предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, а также сохранение биологического разнообразия в регионе.
Особой «точкой роста», способствующей диверсификации экономики области является развитие кластеров «Металлургия и металлообработка», «Фармацевтика», «Стройматериалы». Вокруг кластерообразующих компаний АО «Миттал Стил Темиртау» и ТОО «Корпорация «Казахмыс», которые представляют стержень черной и цветной металлургии региона. В настоящее время сконцентрирована сеть из 200 поставщиков обору-
4500 г............................................................................................................................................................................................................................................................................
4000 -........................................................................................................................................................................................................................................................А........
3500 |-....................................................................................................................................................................................................................................................................
..............................................................................................................................................................
/
................................................................................................/ м'..........................
...................................................................................................................................
¿ж'
О ——1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2010 2015 2020 2025 2030
Годы
ВРП --□-Инерционный вариант - - -А- - - Инновационный вариант
Рис. 4. Динамика производства валового регионального продукта Карагандинской области в период 2000-2006 гг. и (инерционный, инновационный прогнозы) 2011-2030 гг. млрд. тенге.
Источник: Агентство РК по статистике. Прогноз авторов.
дования и материалов, а в их числе более 30 предприятий-потребителей отрасли машиностроения и металлургии, специализирующихся на металлообработке стального проката, чугуна, белой жести, катодной меди, медной катанки и проволоки.
Восточный Казахстан — один из основных в Республике поставщиков свинца, цинка, меди, аффинированных золота и серебра, и единственный — титана, магния, тантала, топлива для АЭС. На базовую отрасль экономики — цветную металлургию, приходится около 55% промышленного потенциала области.
В целом уровень технологии и инженерного потенциала предприятий отрасли позволяет оперативно реагировать на запросы рынка в части производства новых видов продукции. В то же время отсутствуют третий и четвертый переделы — производство проката и готовых изделий из цветных металлов. Однако сегодня уже имеются мощности по производству медного проката, титанового листа, соединений лития и ряда других видов продукции (рис. 5).
Вместе с тем, переход на последующие переделы переработки промпродукта цветной металлургии на более эффективном и полномасштабном уровне можно осуществить только в рамках Республики в целом, то есть в рамках межотраслевых кластеров. Это позволит добиться поставленной цели с наименьшими затратами и более равномерно распределить размещение производительных сил по территории страны.
Имеются неограниченные резервы в создании новых видов продукции, при условии перехода металлургических производств на последующие переделы с одновременной кооперацией с предприятиями машиностроительной отрасли области и других регионов.
Существуют реальные возможности и условия для организации производства горно-шахтного оборудования, в том числе и сельскохозяйственного в кооперации с известными мировыми производителями аналогичной техники.
3000 2500 2000 1500 1000 500
3000
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2010 2015 2020 2025 2030
Годы
ВРП —□— Инерционный вариант ---Ж.--- Инновационный вариант
Рис. 5. Динамика производства валового регионального продукта Восточно-Казахстанской области в период 2000-2006 гг. и (инерционный, инновационный прогнозы) 2011-2030 гг. млрд. тенге.
Источник: Агентство РК по статистике. Прогноз авторов.
Дальнейшее развитие торговой дистрибуции в регионе будет обусловлено увеличением производства продукции с высокой добавленной стоимостью и ростом экспортных поставок — это цветные и драгоценные металлы, урановая, танталовая и бериллиевая продукция, редкоземельные металлы. Наряду с этим прогнозируется увеличение поставок легковых автомобилей, арматуры трубопроводной, нефтепромыслового оборудования, электрических конденсаторов и другой продукции.
Город Алматы будет развиваться по следующему ключевому направлению — формирование полифункциональной зоны: общенациональной и, в перспективе, центральноазиатской дистрибуции (торговля и услуги); транспортно-логистических и логистическо-процессинговых услуг с формированием в перспективе крупнейших в Центральной Азии торгово-логистических центров (на примере Сингапура, Гонконга), центров авиатранзита («хабов»); технологического трансферта: импорт массовых стандартных технологий, разворачивание процессинговых центров ведущих иностранных компаний (филиалы, СП), ориентированных на внутренний и внешний рынки; инновационного развития (на примере Парка информационных технологий); туристско-рекреационной специализации — на базе крупных концентраций рекреационных ресурсов прилегающих территорий Алматинской области, а также развлекательной индустрии (например, создание центров игорного бизнеса в городе Капчагай); продовольственной специализации (продовольственный пояс) (табл. 2).
Одним из основных направлений развития финансовой сферы в Алматы является становление города как регионального финансового центра.
Приоритеты развития г. Алматы обусловлены объективными предпосылками и факторами: благоприятные природно-климатические условия, выгодное географическое расположение (для развития туризма), сосредоточение в городе научного потенциала и инновационной инфраструктуры (для инновационных производств).
Таблица 2. Содержание основных этапов развития города Алматы в национальной, региональной и мировой экономике по нишам специализации
Ниши и сферы специализации I этап — до 2010 г. — национальное лидерство II этап — до 2015 г. — региональное лидерство III этап — до 2030 г. — международное лидерство
Финансы Достигнуто Развитие Регионального финансового центра Алматы (РФЦА), привлечение иностранных эмитентов и инвесторов на торговую площадку РФЦА, создание инфраструктуры и условий для размещения иностранных финансовых компаний, выход на фондовую биржу национальных компаний Казахстана. Позиционирование Алматы как международного финансового центра, выполняющего роль «транзитной» временной площадки между центрами ЮВА (Токио, Сингапур, Гонконг) и Европы (Франкфурт, Лондон) по операциям на мировых валютных и товарных рынках; организация в Алматы биржевой торговли нефтью и цветными металлами.
Инновации Организация производства в технопарке «Алатау»; трансферт технологий и налаживание пробных, в том числе «отверточных» производств как базы дальнейшего развития инновационных производств. Формирование «инфопарков» как зон ускоренного развития крупных фирм по производству программных продуктов, ориентированных на экспорт; развитие инновационной инфраструктуры регионального масштаба — венчурных фондов, бизнес-ин-кубаторов и пр. Имплантация в Алматы полных циклов hi-tech производств передовых зарубежных производителей, на основе казахстанского участия в капитале данных компаний в рамках экспансии отечественного бизнесана зарубежные рынки высоких технологий.
Торгово-логистический кластер Формирование зоны дистрибуции национального масштаба, Алматы выступает как оптовый перевалочный пункт товарныхпотоков импорта в пределах Казахстана. Отчасти достигнуто. Развитие инфраструктуры торговли (рынки), логистики (склады, подъездные пути) и транспорта (железнодорожные, автомобильные транспортные системы). Позиционирование Алматы как зоны дистрибуции в экономической системе СНГ. Алматы развивает оптовую торговлю в качестве опорного пункта транспортно-торгового коридора ЮВА (прежде всего, Китай) — СНГ (прежде всего — Россия). Развитие аэропорта в качестве хаба международного значения, оптимизация и развитие логистической инфраструктуры. Формирование в Алматы крупных казахстанских компаний международного уровня — торговых домов (по аналогии с японскими «coro сёся»), развившимися на базе оптовой торговли по Казахстану и СНГ. Государственное стимулирование развития этих компаний до уровня ТНК и их экспансии на мировые рынки, в том числе с использованием потенциаласырьевого экспорта страны.
Туристско-рекреацион-ный кластер Позиционирование Алматы в качестве основной зоны «бизнес-ту-ризма» (челноки) и внутреннего туризма (объекты Алматинской области плюс гостиницы Алматы). Развитие спортивного туризма на основе Азиатских игр 2011 года и последующей эффективной эксплуатации объектов зимних видов спорта Развитие Алматы в качестве международного центра зимних видов спорта на основе проведения в городе этапов кубков мира, зимним видам спорта (лыжи, горные лыжи, прыжки с трамплина, бобслей, биатлон) и летним видам спорта (многодневная велогонка, теннисные турниры и пр.) Развитие Алматы как международного центра рекреационных услуг на основе использования уникального природного потенциала посредством развития крупномасштабного комплекса санаторно-курортного лечения международного уровня и закрепления города на мировом рынке высококачественных медицинских услуг.
Окончание табл. 2
Ниши и сферы специализации I этап — до 2010 г. — национальное лидерство II этап — до 2015 г. — региональное лидерство III этап — до 2030 г. — международное лидерство
Образование, медицина, культура (в связке с туристско-рекреаци-онным кластером) Отчасти достигнуто. Дальнейшее развитие сферы образования и науки города, обеспечивающих лидерство на национальном уровне и позиционирование Алматы в качестве республиканского центра образовательных и научных услуг. Развитие города в качестве культурного центра регионального масштаба с привязкой развития культурной сферы к спросу на соответствующие услуги со стороны растущего слоя высококвалифицированных сотрудников (финансового центра, инновационных компаний, иностранных компаний и пр.). Позиционирование Алматы на международном уровне как центра проведения значимых культурных мероприятий. Организация в городе международных фестивалей высокого уровня по основным направлениям и тенденциям современной культуры — кинофестиваль, дни высокой моды, фестиваль современной музыки (джаз, рок), конкурс классической музыки и пр. Позиционирование города как международного центра здравоохранения и рекреации (с привязкой к соответствующему направлению развития туристского кластера). Формирование в городе международно признанных медицинских центров, имеющих собственную научную базу (ведущую исследования, имеющие резонанс в мировой науке и, тем самым, привлекающие внимание к алматинской медицинской школе) и высококлассный кадровый состав, включающий признанных мировых врачей.
Инвестиции и строительство Отчасти достигнуто. Дальнейшее развитие строительного комплекса Алматы в качестве лидера национального уровня — стимулирование строительной деятельности ведущих алматинских компаний в других регионах Казахстана. Развитие лизинговых операций как эффективного инвестиционного инструмента, способствующего быстрому обновлению основных средств. Формирование в Алматы, в том числе, на основе развития РФЦА, мощного инвестиционного центра прямого и портфельного инвестирования регионального масштаба. Продвижение строительных компаний Алматы на рынки стран ближнего зарубежья (Кыргызстан, Россия, Закавказье). Позиционирование города как крупного участника международного рынка портфельного инвестирования на основе сформированного пула высокоразвитых институциональных инвесторов, располагающих крупными средствами (НПФ, банки, страховые компании, ПИФы, а также государственные финансовые институты) и осуществляющих инвестиции в международном масштабе, в том числе, в рамках стратегии экспансии казахстанского капитала на мировые рынки.
Перспективы лидерства г. Алматы как финансового центра Казахстана, а также Центральной Азии, Уральского и Сибирского регионов РФ, западного Китая и Закавказья обусловлены концентрацией основных финансовых ресурсов и организаций на территории города. На территории города дислоцируются 30 из 34 банков второго уровня, 11 из 14 накопительных пенсионных фондов, 31 из 40 страховых компаний. В г. Алматы осуществляют свою деятельность Казахстанская фондовая биржа, Ассоциация финансистов Казахстана, а также регулирующие органы — Национальный Банк, Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Агентство РК по регулированию Регионального финансового центра Алматы.
В структуре промышленности города 93,5% представляет обрабатывающая промышленность, 0,5 — горнодобывающая и 6 % — производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Основным фактором повышения уровня жизни населения г. Алматы является сохранение высоких темпов роста экономики города. По итогам 2009 г. показатель ВРП на душу населения по г. Алматы составил 1,8 млн тенге (более 12 тыс. долл. США) при республиканском значении показателя ВВП на душу населения в размере 0,64 млн тенге (5200 долл.). Оценка перспектив изменения до 2030 г. показателей ВРП города, численности населения и темпов роста ВРП позволяет сделать вывод о том, что показатель ВРП
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2010 2015 2020 2025 2030
Годы
—ф— ВРП --ЦЦ-- Инерционный вариант Инновационный вариант
Рис. 6. Динамика производства валового регионального продукта г. Алма-ты в период 2000-2006 гг. и (инерционный, инновационный прогнозы) 20112030 гг. млрд. тенге.
Источник: Агентство РК по статистике. Прогноз авторов.
на душу населения в г. Алматы может составить в указанный период более 60 тыс. долл., что будет соответствовать параметрам наиболее развитых стран мира (рис. 6).
По прогнозным расчетам, к 2030 г. объем ВРП г. Астаны увеличится по сравнению с 2008 г. более чем в 20 раз, промышленного производства — почти в 25 раз, ВРП на душу населения превысит 60 тыс. долл. США (рис. 7).
Эти результаты будут сопровождаться улучшением структуры промышленного производства города — удельный вес обрабатывающего сектора в нем достигнет 85%,
Годы
ВРП —□— Инерционный вариант ---А.--- Инновационный вариант
Рис. 7. Динамика производства валового регионального продукта г. Астаны в период 2000-2006 гг. и (инерционный, инновационный прогнозы) 20112030 гг. млрд. тенге.
Источник: Агентство РК по статистике. Прогноз авторов.
но главное то, что совсем иным станет качество его роста: преобладающее место будут занимать высокотехнологичные и наукоемкие продукты с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособные на казахстанском и мировом рынках. Город действительно превратится в инновационный центр с экологически чистым производством новых видов товаров конечного использования (на основе инновационных и наукоемких технологий).
С учетом приоритетов стратегического развития г. Астаны как центра науки и образования, а также его притягательности для молодых людей, данные виды деятельности должны стать в долгосрочной перспективе основой промышленного потенциала города.
Развитие космической науки, биотехнологий и других прогрессивных направлений науки и техники будет концентрироваться в г. Астане.
В связи с тем, что для организации наукоемких производств требуется определенный период, связанный с развитием человеческих ресурсов и научных исследований, при прогнозировании развития этой группы видов деятельности, предусмотрен временной лаг, для начала производства таких товаров.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, как обеспечивающей отрасли, будет развиваться темпами, адекватными росту ВРП, но с учетом развития энергосберегающих технологий.
Производство услуг будет главной составляющей перспективной структуры экономики города. По расчетам до 2020 г. доля производства товаров будет возрастать, однако, затем доля услуг будет расти более высокими темпами. Это обосновывается тем, что для роста услуг необходимо будет обеспечить производственную базу, основу которой составляет промышленность.
Реализация Стратегических целей и задач позволит достичь, по оценкам, следующих показателей устойчивого развития столицы к 2030 г:
• рост ВРП по сравнению с 2008 г. — более чем в 20 раз;
• увеличение объема промышленного производства — в 25 раз;
• снижение уровня безработицы — до 4%;
• производство энергии путем использования возобновляемых источников — до 30% от общего объема.
Развитие сложившейся территориальной структуры экономики происходит в таком же направлении, как и в советское время, с той лишь разницей, что если раньше Казахстан являлся источником сырья для всего СССР, то в настоящее время он превращается в источник сырья мировой экономики. К сожалению, стратегические устремления Запада, России и Китая закрепляют сложившуюся направленность развития экономического потенциала Казахстана. Но в этом нет ничего плохого, например, Австралия относится к числу «великих горнодобывающих держав мира» и входит в «первую тройку» стран по добыче угля, железной руды, бокситов, урана, золота, алмазов и др., а также занимает внеконкурентное первое место по поголовью овец. Однако это не мешает ей развивать высокие технологии, играть заметную роль в мировом производстве и мировой торговле пшеницей, мясом, сахаром, фруктами, вином, являясь одной из высокоурбанизированных стран мира. Отдельные элементы Австралийской модели экономики вполне могут быть использованы при решении вопросов пространственной организации территории в Казахстане.
Литература
1. Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167.
2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года.
3. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958.
4. Государственная программа «30 корпоративных лидеров Казахстана», утверждена Правительством Республики Казахстан от 19 ноября 2007 года № 1097.
5. Пространственная организация территории и расселения населения Республики Казахстан до 2030 года // под ред. Нугербекова С. Н., Темирханова Е. У., Бопиевой Ж. К., Касымо-ва С. М. и Надырова Ш. М. Астана; Алматы: АО «Институт экономических исследований», 2008. 320 с.
6. Искаков Н. А., Медеу А. Р. Республика Казахстан. Т. 3. Окружающая среда и экология. Алматы, 2006. 518 с.
7. Андреас Р. Кертинг. Немецкий взгляд на инвестиционный потенциал Казахстана и перспективы региональной интеграции // Международный деловой журнал «Kazakhstan». 2003. № 2. С. 22-38.
8. Искаков Н. А., Медеу А. Р. Казахстан: Природа. Экономика. Экология. Алматы, 2007. 216 с.
9. World Bank, Kazakhstan Strategie Review of the Mining and Metallurgy Sector, Report N 24708-KA. 2002. 158 p.
10. Report «Kazakhstan — Seetor Competitiveness Strategy», Organization for economic Cooperation and development, 2010. 320 с.
11. Отчет Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан «Позиции Казахстана по результатам ГИК ВЭФ 2009-2010 гг.». Алматы, 2010 г. 98 с.
Статья поступила в редакцию 23 декабря 2011 г.