Научная статья на тему 'Города как точки роста экономического пространства Казахстана: тенденции и перспективы развития'

Города как точки роста экономического пространства Казахстана: тенденции и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2390
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / УРБАНИЗАЦИЯ / ГОРОДА / АГЛОМЕРАЦИИ / МОНОГОРОДА / МОНОСПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / "ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА" / SPATIAL ECONOMICS / URBANIZATION / CITIES / AGGLOMERATIONS / SINGLE-INDUSTRY TOWNS / SINGLE LINE OF SPECIALIZATION / "GREEN ECONOMY"

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нурланова Наиля Капеновна

Цель работы на основе исследования тенденций и проблем развития городов Казахстана обосновать новые направления их развития как точек роста экономического пространства, а также разработать предложения по преодолению депрессивности монопрофильных городов. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: исследованы основные постулаты теории урбанизации и агломерационного развития в преломлении к практике развития городов Казахстана, проведен анализ основных современных тенденций развития городов республиканского и областного значения, выявлены проблемы развития малых и монопрофильных городов, даны предложения по преодолению их депрессивности. В процессе работы были использованы следующие методы исследования: сравнения и аналогий, системного подхода, ранжирования регионов Казахстана по уровню валового регионального продукта на душу населения, методы статистического и сравнительного экономического анализа для выявления тенденций и проблем развития крупных, средних, малых и монопрофильных городов в стране, обобщений и систематизации. Статистический метод основан на работе с отчетностью Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (РК). В статье использованы официальная статистическая информация, результаты исследований автора. Результаты: на основе исследования принципов и закономерностей процессов урбанизации и агломерационного развития и анализа основных современных тенденций развития городов в стране выявлены проблемы развития малых и монопрофильных городов. Обоснованы предложения по преодолению их депрессивности, разработаны рекомендации по формированию новых направлений экономического развития городов Казахстана, таких как формирование «зеленого ядра» экономики городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cities as a growth point of economic space in Kazakhstan: trends and prospects

The purpose of work is to study development trends and problems of Kazakhstan cities and to justify new directions of its development as growth points of economic space, as well as to develop proposals to overcome the depression of single-industry towns. The following tasks were solved to achieve this goal: we investigated basic postulates of the theory of urbanization and agglomeration development as they relate to the practice of urban development in Kazakhstan; we analyzed main trends in the development of cities of republican and regional importance; we identified problems in the development of small and single-industry towns. In the process of work the following research methods were used: comparison and analogy, systematic approach, ranking Kazakhstan regions in terms of the gross regional product per capita, methods of statistical and comparative economic analysis to identify trends and problems of development of large, medium, small and single-industry towns in the country, generalization and systematization. The statistical method is based on the reporting of the Committee on Statistics of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan (RK). The paper also used the official statistical information, and results of the author’s study. Research findings: Based on the study of the principles and regularities of urbanization and agglomeration development and analysis of the main trends of development of modern cities in the country, the study has revealed the problems of development of small and single-industry towns. The paper substantiates proposals to overcome their depression, puts forward recommendations on the formation of new directions of the economic development of the cities of Kazakhstan, such as the formation of a “green core” city economy.

Текст научной работы на тему «Города как точки роста экономического пространства Казахстана: тенденции и перспективы развития»

УДК 332.1(574) ББК 65.04

© Нурланова Н.К.

ГОРОДА КАК ТОЧКИ РОСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА КАЗАХСТАНА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ1

НУРЛАНОВА НАИЛЯ КАПЕНОВНА

доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по науке Институт экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан E-mail: [email protected]

Цель работы - на основе исследования тенденций и проблем развития городов Казахстана обосновать новые направления их развития как точек роста экономического пространства, а также разработать предложения по преодолению депрессивности монопрофильных городов. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: исследованы основные постулаты теории урбанизации и агломерационного развития в преломлении к практике развития городов Казахстана, проведен анализ основных современных тенденций развития городов республиканского и областного значения, выявлены проблемы развития малых и монопрофильных городов, даны предложения по преодолению их депрессивности. В процессе работы были использованы следующие методы исследования: сравнения и аналогий, системного подхода, ранжирования регионов Казахстана по уровню валового регионального продукта на душу населения, методы статистического и сравнительного экономического анализа для выявления тенденций и проблем развития крупных, средних, малых и монопрофильных городов в стране, обобщений и систематизации. Статистический метод основан на работе с отчетностью Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (РК). В статье использованы официальная статистическая информация, результаты исследований автора. Результаты: на основе исследования принципов и закономерностей процессов урбанизации и агломерационного развития и анализа основных современных тенденций развития городов в стране выявлены проблемы развития малых и монопрофильных городов. Обоснованы предложения по преодолению их депрессивности, разработаны рекомендации по формированию новых направлений экономического развития городов Казахстана, таких как формирование «зеленого ядра» экономики городов.

1 Статья подготовлена по результатам исследований в рамках гранта Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (1125/ГФ4).

Пространственная экономика, урбанизация, города, агломерации, моногорода, моноспециализация, «зеленая экономика».

Идея статьи возникла в связи с растущей важностью эффективного развития городов Казахстана как полюсов роста экономического пространства страны с экономикой, отвечающей международным стандартам экологии, благосостояния, качества жизни и городской среды.

Актуальность исследования обусловлена наличием серьезных социально-экономических и экологических проблем при формировании современных агломерации в Казахстане и развитии моногородов, требующих своего решения. На фоне растущей актуальности данной тематики в отечественной экономической науке до настоящего времени нет научных разработок в области теории этого вопроса и механизмов его решения на практике, отсутствует научное обеспечение стратегических планов развития городов.

Целью данной статьи явилось исследование тенденций и проблем развития городов Казахстана и на этой основе обоснование новых направлений их развития как точек роста экономического пространства, а также разработка предложений по преодолению депрессивно-сти монопрофильных городов.

Новизна и оригинальность настоящей статьи заключается в новой постановке проблемы развития городов как полюсов роста экономического пространства страны, а также в том, что в ней раскрыты ключевые проблемы моногородов Казахстана и пути их решения, обоснованы новые направления экономического развития агломераций, такие как формирование «зеленого ядра» экономики городов, разработаны рекомендации по их реализации.

Практическая значимость данной статьи заключается в том, что ее результаты могут послужить базой для выработки

мер по формированию эффективно функционирующих агломераций, созданию новых городов-спутников на новой технологической основе, ориентированной на преимущественное развитие отраслей и производств наукоемкого сектора, а также для обоснования мероприятий по выполнению Программы развития моногородов Казахстана и стратегических планов развития городов страны.

Согласно классической теории в процессе урбанизации выделяется несколько этапов - от зарождения, развития и до последующего преображения городов [17, с. 119-129]. Городские поселения изначально формировались под воздействием зарождающейся мануфактуры и развития торговли, затем - с появлением транспорта, повышением мобильности факторов производства, формированием удобной городской инфраструктуры -процесс урбанизации существенно активизировался, в основном за счет миграции населения из сел в города.

В Казахстане процесс урбанизации находится именно на этом этапе, характеризующемся значительным ростом городского населения в наиболее крупных городах за счет переезда сельского населения и населения малых депрессивных городов, утративших за годы перестройки свой экономический профиль и деловую активность. В результате население крупных казахстанских городов с высоким агломерационным потенциалом начинает расти опережающими темпами по сравнению с сельским населением не только за счет миграции, но и вследствие естественного прироста, т. к. рождаемость в городах с более комфортными условиями проживания начинает превышать показатели рождаемости в сельской местности. Так, например, численность

населения столицы Казахстана г. Астаны только за последние 5 лет (2011 - 2015 гг. увеличилась на 22,3%, а г. Алматы -на 16,1%, достигнув значения более 1,640 млн чел. [14, с. 76].

Эти тенденции в развитых странах уже в последние десятилетия прошлого века стали изменяться на диаметрально противоположные - отток населения из больших перенаселенных городов с высокой стоимостью жизни, большими транспортными потоками, нарушенной экологией в пригородные поселки городского типа и малые города-спутники, в которых создается комфортная среда для жизни человека. Другими словами, в развитых странах начались процессы декон-центрации населения крупных городов, означающие изменение системы расселения с моноцентрического характера на полицентрическую систему с центробежной миграцией. Другими словами, происходит формирование агломераций путем возникновения новых населенных пунктов вокруг крупных городов. Как объяснение данных процессов в конце XX века появилась теория дифференциальной урбанизации [16, с. 160], согласно которой происходит непрерывная миграция населения между городами разного уровня, что приводит к формированию новых населенных пунктов как мест проживания людей и созданию новой системы расселения населения. Аналогичные исследования, объясняющие эволюцию процессов формирования городов и изменения схемы их размещения, осуществляются и другими учеными [5; 18].

В современном мире агломерации получили большое распространение. В развитых странах в агломерациях сосредоточиваются значительные финансовые ресурсы и квалифицированный кадровый потенциал, концентрируются производства наукоемкой продукции, что способствует устойчивому экономическому

росту на новой технологической основе. Формирование агломераций позволяет получить агломерационный социально-экономический эффект за счет снижения транспортных, транзакционных и иных издержек в результате пространственной концентрации производств и укрепления хозяйственных связей. На их основе создаются предпосылки для формирования инновационных кластеров, объединяющих университеты, предпринимательство и государство, что будет способствовать созданию наукоемкого сектора экономики и росту производительности труда до 2 - 3% в год [8, с. 133-152].

Однако следует учитывать, что любые теоретические концепции рассматривают процессы урбанизации в идеальном или схематичном виде. На практике в экономическом пространстве страны могут быть самые разные отклонения, сложившиеся под влиянием самых разных и разнонаправленных факторов, действующих во времени и в пространстве.

В развивающихся странах складывается несколько иная ситуация с появлением агломераций. Появляются все более сложные урбанистические организации, так называемые «городские агломерации» и «городские коридоры», соединяющие крупнейшие населенные пункты, расположенные на данной территории. Такие формы проявления урбанизации наблюдаются в таких многонаселенных индустриальных странах, как Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика и некоторые другие [15]. Однако быстрый неконтролируемый рост городского населения во многих странах имеет серьезные негативные последствия. К ним можно отнести резкое увеличение численности мигрантов из сельской местности, которые, не имея достаточной квалификации для работы в индустриальных центрах, плохо адаптируясь к новым условиям, превращаются в группу «маргинально-

го» (низкодоходного и выключенного из городской жизни) населения. В результате в городских агломерациях в непосредственной близости от деловых центров возникают трущобные ареалы или «колонии нищеты» с неудовлетворительными условиями жизни.

Рассмотрим, каковы современные тенденции развития и как складываются процессы формирования и развития городов и агломераций в Казахстане.

В Казахстане сложилась несколько иная ситуация с формированием крупных городов. Страна занимает значительную территорию - более 2700 тыс. кв. км, обладает большими запасами минерально-сырьевых ресурсов. Однако пространственное развитие экономики республики всегда характеризовалось большой неравномерностью, сложившейся под влиянием природно-климатических, географических, ресурсных и внешнеэкономических и других факторов. Регионы Казахстана имеют значительные территориальные особенности, сырьевая база размещена неравномерно, поэтому в регионах Казахстана исторически сложился

разный стартовый уровень социально-экономического развития, имеются большие различия в отраслевой структуре и специализации, что поставило отдельные территории и населенные пункты страны в неравные условия и способствовало углублению их дифференциации.

О сохраняющейся неоднородности экономического пространства позволяют говорить данные по душевому валовому региональному продукту (табл. 1). Для определения места каждого региона страны по данному показателю было осуществлено их ранжирование, при этом региону с наивысшим показателем был присвоен 1-й ранг, а региону с наименьшим показателем - 16-й ранг по количеству регионов Казахстана.

Согласно данным таблицы 1, лидерами являются Атырауская и Мангистауская области, города Астана и Алматы, а также Западно-Казахстанская область. В числе аутсайдеров Алматинская, Жамбылская и Южно-Казахстанские области, т. е. регионы традиционной аграрной специализации. При этом наблюдается поляризация экономического пространства. На одном

Таблица 1. Ранжирование регионов Казахстана по уровню валового регионального продукта (ВРП) на душу населения

Регион Казахстана ВРП на душу населения, тыс. тенге 2014 г. в % к 2000 г. Ранг региона

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2014 г.

Акмолинская область 93,65 233,6 798,1 1307,4 в 13,9 раз 13

Актюбинская область 156,08 553,28 1 523,1 1432,0 в 9,2 раза 11

Алматинская область 70,62 181,93 537,9 1005,2 в 14,2 раза 14

Атырауская область 533,34 1 607,38 5 401 6927,9 в 13 раз 1

Восточно-Казахстанская область 140,34 291,52 889,8 1640,9 в 11,7 раз 9

Жамбылская область 50,15 151,03 429,0 899,8 в 17,9 раза 15

Западно-Казахстанская область 179,79 606,16 1 730,4 3049,5 в 17,0 раз 5

Карагандинская область область 193,54 463,64 1 387,7 2117,0 в 10,9 раз 7

Костанайская область 145,13 323,1 970,8 1587,4 в 10,9 раз 10

Кызылординская область 86,14 357,56 1 236,5 1765,9 в 20,5 раз 8

Мангистауская область 385,99 1 092,74 2 890,4 3815,9 в 9,9 раз 4

Павлодарская область 193,12 470,34 1 384,6 2322,5 в 12,0 раз 6

Северо-Казахстанская область 88,28 246,81 790,1 1390,7 в 15,7 раз 12

Южно-Казахстанская область 74,96 145,5 474,6 869,2 в 11,6 раз 16

г. Алматы 311,44 1 090,46 2 797,3 5023,0 в 16,1 раза 2

г. Астана 281,01 1 192,64 2 635,7 4826,6 в 17,2 раза 3

Источники: [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ы^р://д1$.с1ати.к2/есопотутс1ехе$.а$рх?тс1ех1с1=100; Регионы Казахстана в 2014 году : стат. ежегодник / под ред. А. А. Смаилова ; Комитет по статистике МНЭ РК. - Астана, 2014. - С. 217.

полюсе находятся регионы, имеющие показатель среднедушевого ВРП на уровне развитых стран, а на другом - регионы, сопоставимые с отстающими странами. Разрыв достигает 8 раз, именно на столько Атырауская область превосходит Южно-Казахстанскую. Атырауская область по этому показателю в 2014 году находилась примерно на уровне богатого Кувейта (40 тыс. долл. США на душу населения) и лишь немного уступала Канаде, входящей в семерку самых развитых экономик мира [4]. Города Астана и Алматы по показателю ВРП на душу населения в том же году были сопоставимы с уровнем Португалии и Чехии.

На начало 2016 года в связи со значительной девальвацией национальной валюты (тенге) и существенным снижением цен на нефть (со 120 долл. США за баррель до порядка 30 - 40 долл. США) ситуация изменилась. В Атырауской области данный показатель находится на уровне 19 -20 тыс. долл. США, в городах Астане и Алматы - 13,0 - 14,0 тыс. долл. США.

Исходя из приведенных данных можно заключить, что за последние годы в

Казахстане сложилась новая градация регионов, в которой лидирующее положение занимают сырьедобывающие регионы и города Астана и Алматы с мощным научно-техническим потенциалом и развитым сектором услуг.

Всего в настоящее время в Казахстане насчитывается 87 городов, из которых 33 города относилось к крупным и средним, а 54 города - к малым (или 62% от их общего числа в республике) [7]. Рассмотрим сравнительную характеристику городов, имеющих перспективы стать центрами крупных агломераций (табл. 2).

Изучение динамики основных показателей социально-экономического развития наиболее крупных и индустриальных городов Казахстана как потенциальных городских агломераций показало, что увеличение численности населения за последние 10 лет наблюдалось во всех городах страны, но наибольшие темпы роста сложились в столице - в г. Астане, культурном и финансовом центре, в г. Алматы и в г. Шымкенте (табл. 2). Причем если в г. Алматы рост численности городского населения происходил в основном

Таблица 2. Динамика социально-экономического развития крупных городов Казахстана

Численность населения, тыс. чел. Объем промышленной продукции, млн тенге Объем розничной торговли, млн тенге Инвестиции в основной капитал, млн тенге Вход в действие общей площади жилых домов, кв. м

г. Астана

2005 г. 550,4 60 230 82 266,0 274 746 1 006 690

2012 г. 778,2 214 690,1 429 111,6 617 470 1 292 858

2013 г. 814,4 276 216,9 543 755,7 547 490 1 101 023

2014 г. 852,9 344 683,6 677 590,7 646 634 1 206 387

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2005 г. 154,9 в 5,7 раза в 8,2 раза в 2,3 раза 119,8

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2012 г. 109,6 160,5 157,9 104,7 93,3

г. Алматы

2005 г. 1 247,9 236 399 577 309,9 334,2 605 330

2012 г. 1 475,4 584 591 1 245 776,2 458 276 786 270

2013 г. 1 507,5 641 043 1 416 356,1 482 877 832037

2014 г. 1 642,3 738 948 1 641 329,6 511 598 1 330 846

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2005 г. 131,6 в 3,1 раза в 2,8 раза 153,0 219,0

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2012 г. 111,3 126,4 131,7 111,6 169,2

Численность населения, тыс. чел. Объем промышленной продукции, млн тенге Объем розничной торговли, млн тенге Инвестиции в основной капитал, млн тенге Вход в действие общей площади жилых домов, кв. м

г. Актобе

2005 г. 292,1 119 098,2 73 367,4 171 715 264 757

2012 г. 420,6 232 687,6 309 342,9 157782 327 136

2013 г. 428,0 230 261,0 368 568,9 167682 357 895

2014 г. 439,3 257 908,3 407 788,8 172 087 357 934

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2005 г. 150,4 216,0 в 5,5 раза 100,2 135,2

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2012 г. 104.4 110,8 131,8 109,0 109,4

г. Атырау

2005 г. 203,2 83 398 21 561,7 513 861 308 235

2012 г. 272,1 134031 136 968 675130 301 230

2013 г. 280,6 131 676 137046 564 497 350 444

2014 г. 291,0 149 143 162 965 360 711 360 711

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2005 г. 143,2 178,8 в 7,5 раза 70,2 117,0

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2012 г. 106,9 111,2 118,9 0,53 119,7

г. Караганда

2005 г. 446,2 65 062,0 115 601,6 35 766,7 95 217

2012 г. 479,2 259 481,2 341 128,3 69 331 124 471

2013 г. 484,8 248 786,8 382 814,5 67 435 152539

2014 г. 492,4 293 819,1 432 912,2 84 540 152 795

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2005 г. 110,3 в 4,5 раза в 3,7 раза 236,3 160,4

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2012 г. 102,7 113,2 126,9 121,9 122,7

г. Шымкент

2005 г. 526,1 78 788,6 34 787,8 36 815 375 751

2012 г. 662,3 164 591,3 164 735,3 96 542,9 168103

2013 г. 682,6 205 035,5 204 788,7 98 462,5 182 408

2014 г. 858,1 241 047,0 241 549,4 172 651,9 190 990

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2005 г. 163,1 в 3,0 раза в 6,9 раза в 4,7 раза 50,8

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2012 г. 129,5 146,4 146,6 178,8 113,6

г. Павлодар

2005 г. 314,5 130 998 45 227,4 35 420,6 93 243

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012 г. 345,7 627 740,0 131 104,3 73 634 78 141

2013 г. 352,7 722 818,0 163 781,3 79 849 103 375

2014 г. 356,2 447 600 244 719,1 109527 134 601

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2005 г. 113,2 в 3,4 раза в 5,4 раза в 3,1 раза 144,3

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2012 г. 103,0 71,3 186,6 148,7 172,2

г. Усть-Каменогорск

2005 г. 299,4 133 503,6 69 845,9 26 170,0 62 393

2012 г. 321,2 620 125,9 215 439,8 94 154 91 612

2013 г. 325,8 626 789,7 276 555,5 101 472 98 174

2014 г. 328,8 696 887,7 317 090,1 94 584 102 340

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2005 г. 109,8 в 5,2 раза в 4,5 раза в 3,6 раза 164,0

Темпы роста (снижения) в 2014 г., в % к 2012 г. 102,3 112,3 147,1 100,4 111,7

Источники: Регионы Казахстана, 2006 : стат. сб. / под ред. Б. Т. Султанова. - Алматы, 2006. - С. 39-89; Регионы Казахстана в 2014 году : стат. ежегодник / под ред. А. А. Смаилова ; Комитет по статистике МНЭ РК. - Астана, 2014. - С. 28-71.

за счет внутренней межрегиональной миграции, где ее положительное сальдо только в 2014 году составило 22,6 тыс. человек, а за последние 3 года - более 48 тыс. человек [14, с. 91], то в г. Астана и г. Шымкент, которые характеризуются большой долей молодого населения в репродуктивном возрасте, этот процесс объяснялся как межрегиональной миграцией, так и естественным приростом населения, который в этих городах был наибольшим по республике и достигал 29 промилле (число родившихся на 1000 человек) в Астане и 30,5 промилле - в Шым-кенте [14, с. 83].

Что касается производства промышленной продуции, то его наибольшие абсолютные объемы сложились в городах Алматы, Астана, Усть-Каменогорск и Павлодар, а наибольшие темпы роста этого показателя, помимо столичных городов, были в г. Шымкенте.

Анализ данных таблицы 2 позволяет сделать также такой парадоксальный вывод, что, несмотря на умеренный рост численности населения в анализируемых городах (за исключением новой столицы - г. Астаны и густонаселенного южного г. Шымкента), объем розничной торговли повсюду увеличился в гораздо большей степени. А в Павлодаре, несмотря на резкое снижение объемов промышленного производства (всего 71,3% от уровня 2012 года), рост розничной торговли за 3 года достиг 186,6%. Такие тенденции свидетельствуют о постепенной утрате этим городом статуса индустриально развитого и об усилении ориентации на куплю-продажу товаров.

Глобальный экономический кризис и снижение мировых цен на экспортируемые сырьевые товары, особенно на нефть, цветные и черные металлы, отразились на неравномерности объемов и динамики инвестиций, привлекаемых в города Казахстана. Так, в г. Атырау объ-

ем инвестиций за анализируемые 10 лет снизился, а в Павлодаре и Шымкенте -существенно вырос.

Таким образом, анализ основных социально-экономических показателей развития крупных городов Казахстана позволяет сделать выводы, во-первых, о нарастании процессов урбанизации в Казахстане; во-вторых, о смене ориентации городов с индустриального развития на производство услуг, т. е. развитие третичного сектора; в-третьих, о снижении темпов роста (в г. Атырау - об абсолютном уменьшении) объемов инвестиций под влиянием глобального экономического кризиса.

Стоит сказать и о проблемах развития малых и монопрофильных городов Казахстана.

В Казахстане согласно Закону РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» к малым городам относятся населенные пункты с населением не менее 50 тыс. человек. Все пригородные и сельские поселения, тесно связанные по экономической деятельности с городом, в административном отношении также относятся к малому городу [3].

В середине прошлого столетия в республике появились малые города с мо-но-профильной специализацией или так называемые моногорода с одним градообразующим предприятием. В Казахстане критерии отнесения к моногородам несколько отличаются от общепринятых в мировой практике - к ним отнесены не только малые, но и 4 средних города с населением свыше 100 тыс. человек -Темиртау, Рудный, Жанаозен, Экибастуз, хозяйства которых отличаются узким экономическим профилем. При этом в качестве критериев моногородов приняты доля производства продукции градообразующего предприятия в общем объеме производства города (более 20%) и доля занятых на градообразующих предпри-

ятиях (более 20% от численности экономически активного населения города).

Моногорода Казахстана относительно многообразны по своему экономическому профилю и уровню развития. В качестве наиболее типичных следует выделить следующие группы моногородов на территории страны:

а) промышленные города, экономический профиль которых определяют различные отрасли промышленности. В том числе выделяются следующие типы моногородов:

- специализирующиеся на отраслях добывающей промышленности - 20 городов. В их числе на добычу угля ориентированы города Абай, Сарань, Шахтинск, Экибастуз; на добычу нефти и газа - города Аксай, Жанаозен, Кульсары; на добычу руд черных и цветных металлов - города Аркалык, Балхаш, Зыряновск, Кентау, Лисаковск, Риддер, Рудный, Текели; прочие виды сырьевых ресурсов добываются на предприятиях Жанатаса, Житикары, Каратау;

- со специализацией на производствах обрабатывающей промышленности - 6 городов, в том числе с профильной специализацией на химической промышленности и производстве электроэнергии - Серебрянск; машиностроении и металлургической промышленности - Аксу, Жезказган, Сатпаев, Степногорск, Темиртау;

б) научно-промышленный город Курчатов;

в) моногорода с профильной ориентацией на другие виды хозяйственной деятельности:

- города, расположенные вблизи транспортных узлов со специализацией на транспортно-логистической деятельности (Кандыагаш, Шалкар, Аягоз, Шар, Шу, Арыс и др.);

- города научно-экспериментальной специализации (Приозерск);

- рекреационные и курортно-санатор-ные центры (города Сарыагаш, Щучинск, Каркалинск).

В ходе рыночных преобразований в развитии многих городов произошли негативные изменения, связанные с остановкой или снижением мощностей предприятий, составляющих ядро городского хозяйства, но не выдержавших конкуренции. В сложной ситуации оказались монопрофильные города с градообразующим предприятием, утратившие прежний статус промышленных центров по причине исчерпания запасов добываемого сырья либо снижения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Например, за годы рыночных реформ в городах Державинске, Курчатове и Жанатасе население сократилось почти наполовину, на треть уменьшилась численность жителей в городах Каратау, Каркаралинск, Аркалык, Абай. По численности населения многие населенные пункты уже не соответствуют городскому статусу [7]. Появились так называемые города-призраки, утратившие свою специализацию вследствие остановки градообразующих предприятий или иных хозяйствующих субъектов (это 5 городов - Алга, Жем, Темир, Державинск, Форт-Шевченко) [2; 7, с. 22-23].

В настоящее время, несмотря на подъем экономики, социально-экономические процессы в малых городах страны развивались неоднозначно. Так, за последние 10 лет (2005 - 2014 гг.) численность населения заметно увеличилась только в 4-х моногородах - Капчагае (на 16,3%), Текели (на 25,2 %), Жанаозене (на 71,7%) и Курчатове (на 18,6%). Но при этом в Жанаозене со специализацией на добыче нефти и газа объем промышленного производства в 2014 году составил лишь 50,7% от уровня 2005 года, соответственно уменьшились и инвестиции в основной капитал. Существенно сократились инвестиции в Каражале (52% от уровня 2005 года), Курчатове (60%) [13, с. 39-89; 14, с. 28-71].

Среди современных проблем казахстанских моногородов на первое место выходят следующие: структурная асимметричность их экономики, большой моральный и физический износ материально-технической базы (степень износа основных средств по городам колеблется от 35% до 60 - 70% в регионах добычи нефти [14, с. 215]), истощение ресурсов и, как следствие, падение объемов производства, неудовлетворительное состояние дорог, инженерных коммуникаций и социальной инфраструктуры. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, моногорода не могут собственными усилиями преодолеть сложившуюся экономическую ситуацию и нуждаются в государственной поддержке.

В целях обеспечения подъема на долгосрочной основе монопрофильных городов и структурного омоложения всей национальной экономики в Казахстане была принята Программа развития моногородов на 2012 - 2020 гг. [12]. Для участия в Программе были отобраны 27 моногородов с общей численностью населения 1,53 млн человек, что составляет только 16,8% городского населения страны, причем 25% моногородов в программу не вошли [1]. На реализацию проектов по подъему моногородов страны в 2012 году было потрачено около 6 млрд тенге, в 2013 году и 2014 году соответственно 38,2 млрд тенге и 43,3 млрд тенге, а в 2015 году - еще 53,9 млрд тенге [6]. Ведется работа по сносу аварийных и брошенных объектов, по реализации 47 инвестиционных проектов с созданием 25 тыс. рабочих мест. Созданы центры поддержки предпринимателей, выделяются гранты на локальные проекты старт-ап по развитию малого и среднего бизнеса, осваиваются средства на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, строительство жилья и стимулирования переезда населения в эти города.

Таким образом, впервые за последние десятилетия начата деятельность по подъему экономики моногородов.

Однако анализ хода выполнения данной программы показал, что многие из основных направлений программы, касающихся диверсификации экономики моногородов, модернизации системообразующих предприятий, создания эффективных рабочих мест и реализации перспективных инвестиционных якорных проектов, предполагающих паритетное участие государства и бизнеса, еще не реализованы. Так, на сегодняшний день в 7 городах из 27, в том числе гг. Хромтау, Кульсары, Сарань и Аркалык, Рудный, Зыряновск и Серебрянск, перспективные планы развития находятся в стадии доработки либо вовсе не разработаны.

Исследование основных направлений и проблем развития малых городов Казахстана, и в том числе городов с узкой специализацией городского хозяйства позволило сделать следующие выводы:

- экономическая база моногородов является узкоспециализированной, отличается высокой степенью физического и морального износа, что снижает конкурентоспособность производства и ограничивает возможности его диверсификации;

- в некоторых моногородах Казахстана в ходе рыночных реформ вследствие сокращения профильных производств уменьшилось число рабочих мест и увеличилась миграция населения, особенно молодежи, в более крупные города в поисках постоянного источника дохода; в результате демографическая ситуация в некоторых городах ухудшилась вплоть до потери статуса города, как это произошло, например, в г. Алга Актюбинской области;

- снижение объемов производства уменьшило не только собственные доходы предприятия, но и приток инвестиций и, соответственно, финансовые средства и накопления для технологической мо-

дернизации основных средств и своевременного пополнения оборотных средств;

- моногорода характеризуются отсталой базой социальных объектов и инженерно-коммуникационных сооружений.

Проблемы малых городов требуют безотлагательного решения, поскольку они непосредственно затрагивают интересы макроэкономической устойчивости и национальной безопасности. Для преодоления депрессивного состояния городов с узкой специализацией городского хозяйства необходимо предпринять ряд мер:

- обеспечение частичного или полного перепрофилирования экономики на основе развития малого бизнеса, создания мощностей обрабатывающей промышленности с высоким уровнем подетальной специализации, формирования информационного сектора и новых наукоемких производств;

- при условии сохранения потенциала прежней специализации моногородов (промышленные или транспортные узлы, зоны рекреации и т. п.) технологическая модернизация градообразующего предприятия и формирование дополнительных вспомогательных и обслуживающих производств путем привлечения стратегических национальных и иностранных инвесторов;

- для выхода из сложившейся ситуации целесообразно установление специального льготного режима налогообложения на определенный период времени (от 3 до 5 лет) для малого и среднего бизнеса. Подтверждением эффективности такой меры является пример г. Лисаковска Костанайской области, где в 90-е годы благодаря формированию свободной экономической зоны стала возможной диверсификация экономики города и развитие малого и среднего предпринимательства;

- для поддержки новых производств в сфере креативной индустрии, создания мелких мастерских по производству то-

варов потребления для удовлетворения местных нужд, развития производства товаров из местного сырья и материалов, а также сектора услуг для населения целесообразно применять такие стимулы, как предоставление государственных заказов и грантов (как ведомственных, так и местного значения - от акиматов2), государственные субсидии по кредитам, льготный доступ и аренда производственных помещений и т. п.;

- развитие сферы переподготовки кадров с тем, чтобы обучать местное население новым видам деятельности;

- в городах, имеющих благоприятные условия для развития туризма и рекреации, таких как Каркаралинск, Щучинск, Туркестан, целесообразно создание льготных условий для развития гостиничного и туристического бизнеса путем предоставления льготного периода налогообложения;

- для изменения имиджа депрессивного города, снижения депопуляции его населения важно большое внимание уделить развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, ремонту и восстановлению жилого фонда.

Каковы же перспективы формирования агломераций в Казахстане? Под влиянием новых глобальных вызовов, требующих структурного и технологического обновления экономики, в Казахстане возникла необходимость развития агломераций как «точек роста» и концентрации экономического потенциала, вокруг которых располагаются малые города и населенные пункты-спутники. Поэтому по опыту многих зарубежных стран, учитывая огромный масштаб территории республики, ее слабую освоенность и заселенность, поставлены задачи по формированию новых населенных

2 Орган государственного управления на региональном и местном уровне в Казахстане.

пунктов - городов-спутников в зонах роста вокруг наиболее крупных городов, то есть создание городов второго и третьего уровней и опорных сельских населенных пунктов. Для этого разработана и утверждена Прогнозная схема территориально-пространственного развития [10], в соответствии с которой предусматривается развитие крупных агломераций в центрах Северной, Южной, Западной и Центральной осей территориального развития Казахстана, а именно вокруг городов-лидеров Астана, Алматы, Шым-кент, Актобе. Однако нужно отметить, что в качестве центров роста наилучшие перспективы наряду с вышеперечисленными городами имеет ряд староиндустриальных центров - г. Караганда, г. Павлодар, г. Усть-Каменогорск - где складывается наиболее благоприятная среда для повышения инновационной активности, функционируют предприятия научно-исследовательского сектора, обрабатывающей промышленности, развита рыночная инфраструктура, финансовый сектор и сектор услуг.

Однако нужно учитывать, что формирование точек роста в нашей стране так же, как и в других странах мира, приводило к увеличению внутренней миграции, большому нерегулируемому перетоку сельского населения в города. Это в свою очередь может вызвать и уже вызывает риск появления населенных пунктов в форме «ложной урбанизации» (к примеру, поселение «Шанырак» в пригороде Алматы), территория которых не обустроена, не обеспечена производственными объектами, необходимой для жизнедеятельности человека жилищно-коммуникаци-онной и транспортной инфраструктурой.

Поэтому необходимо, чтобы новые города-спутники формировались на новой технологической основе, ориентированной на преимущественное развитие отраслей и производств наукоемкого секто-

ра. Только в этом случае агломерационное развитие будет способствовать рациональному регулированию миграционных потоков населения, формированию новых точек роста и устойчивому экономическому развитию всей территории страны. В новых городах-спутниках важно проводить политику по синергии науки, технологии и инноваций, стимулировать научные исследования, привлекать инвестиции в наукоемкие технологии и инновации в соответствии с выбранными приоритетами для каждого населенного пункта. Позитивный опыт формирования и эффективного функционирования агломераций в области инфраструктурного развития в будущем может быть транслирован на другие регионы страны и привести к возникновению целой сети подлинно новых «умных» и «зеленых» городов.

С этой точки зрения можно выделить новые направления экономического развития городов Казахстана.

Одним из них является формирование «зеленой экономики». Данная проблема является новой не только для Казахстана, но и для мировой практики. Например, в Южной Корее была принята государственная стратегия «Green Growth», суть которой заключается в том, что она направлена не только на сохранение природы, но и одновременно способствует развитию экономики на новой технологической основе. Для этого в Сеуле был построен выставочный Комплекс «Эгг Холл», в котором показаны возможности применения новых «зеленых технологий». Такой курс в макроэкономической политике выбирают и другие развитые страны. Например, в США принят 10-летний план об инвестировании развития экологически чистых видов энергии в объеме 150 млрд долларов и создании в этой сфере 5 миллионов рабочих мест. Аналогичный курс на расширение производства экологически чистых технологий

планируется и Японией с целью создания «зеленой экономики» и увеличения числа рабочих мест до 2,2 млн [9].

В Казахстане принята аналогичная программа «Жасыл даму - Зеленое развитие», реализация которой будет направлена на переход национальной экономики к низкоуглеродному развитию путем сокращения выбросов парниковых газов, решения проблемы переработки отходов производства и потребления, снижения загрязнения окружающей среды. Формированию «зеленой экономики» в Казахстане будет способствовать организация и проведение Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» в г. Астане, темой которой является «Энергия Будущего». На ней будут представлены новейшие достижения науки и техники в области применения возобновляемых источников энергии, что несомненно, даст импульс развитию новых энергосберегающих технологий, а также принятию новых стратегий по адаптации национальной экономики к изменению климата и переходу к «Зеленому развитию».

В г. Алматы также проводится большая работа по переходу городской экономики к низкоуглеродному развитию. Принята Программа развития города, согласно которой проводится работа по развитию и повышению привлекательности общественного транспорта как одного из важнейших направлений декарбонизации экономики. Так, по оценкам экспертов увеличение перевозок пассажиров общественным транспортом на 10% от существующей величины способно обеспечить снижение выбросов парниковых газов на 20 млн т в год [19]. Для этого, по примеру наиболее передовых в этом отношении городов мира, будут применяться специальные меры, такие как увеличение количества специальных полос для общественного транспорта, дальнейшее развитие метро и

продолжение строительства его новых веток в спальные районы города Алматы, увеличение потоков пригородного общественного транспорта, обеспечивающего связь с городами-спутниками. В качестве ограничительных мер предусматривается организация на границе города новых автостоянок для того, чтобы ограничить въезд в город иногородних автомобилей, введение платных парковок, дифференциация тарифов за парковку и др. Долю общественного транспорта в городском пассажиропотоке г. Алматы планируется увеличить с 32% в настоящее время до 50% к 2020 году [11]. Помимо этого, планируется введение гибридных автобусов и автомашин с двигателями внутреннего сгорания на сжиженном газе или биотопливе, развитие городской транспортной инфраструктуры, развитие инфраструктуры для велотранспорта, для пешеходов, для людей с ограниченными возможностями.

Программа будущего развития г. Ал-маты предусматривает создание полноценной агломерации с альтернативными центрами, сформированными по принципу полицентричности, что должно разгрузить транспортные потоки и положительно отразиться на развитии городской инфраструктуры во всех районах города. Такие альтернативные центры способны стать «ядром зеленой экономики» города. При этом в них создаются новые «точки роста» - объекты «Универсиады - 2017», бизнес-центры, индустриальные зоны и технопарки. Все вновь строящиеся объекты социально-культурного назначения, включая детсады, школы, поликлиники, торговые, развлекательные заведения и др., уже сейчас размещаются не в центре города, а в периферийных центрах, что должно обеспечить равные социально-экономические условия для всех жителей города и на этой основе инклюзивный рост экономики.

Таким образом, развитие города будет направлено на обеспечение комфорта и экологической безопасности для его жителей, на формирование благоприятной бизнес-среды для привлечения инвестиций. На реализацию программы будущего развития планируется увеличить объем внутренних и внешних инвестиций на 50% к 2020 году, а ВРП на душу населения в г. Алматы - до 28 тыс. долларов США [11].

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Для Казахстана, так же, как и для других стран мира, характерно усиление процессов урбанизации за счет внутренней миграции населения сельских территорий и депрессивных населенных пунктов.

2. Пространственное развитие экономики республики характеризуется большой неравномерностью, сохраняющейся в условиях современных реалий.

3. Динамика экономических процессов в крупных и средних городах республики складывается неоднозначно, структура экономики меняется в пользу сектора услуг, что свидетельствует о постепенной утере некоторыми городами (Кызылорда, Павлодар) позиций индустриального центра.

4. В Казахстане сформировались моногорода, которые относительно многообразны по своему экономическому профилю и уровню развития, но во многих из них назрели проблемы, решение которых видится в диверсификации экономики вплоть до изменения экономического профиля города как за счет внутренних импульсов развития, поддержки малого и среднего бизнеса, так и за счет привлечения внешних источников.

5. В Казахстане набирает обороты процесс формирования агломераций, которые необходимо развивать как «точки роста», центры управления территориями, концентрации экономического потенциала, вокруг которых располагаются малые города и населенные пункты-спутники. Позитивный опыт агломераций в будущем может быть транслирован на другие регионы страны и привести к возникновению целой сети новых «умных» и «зеленых» городов.

6. Новым для Казахстана стратегическим направлением экономического развития городов является формирование в них ядра «зеленой экономики» и инклюзивный подход к экономическому развитию с позиции приложения данной концепции к пространственному ракурсу.

ЛИТЕРАТУРА

1. В 20 моногородах Казахстана приняты генеральные планы развития. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : //http://news.mail.ru/inworld/kazakhstan/economics/14692641/Экономика/ Newtimes.kz

2. Города Казахстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/ города

3. Закон РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242-11 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=1024035

4. Заяц, О. Диспропорции экономического развития постсоветского пространства [Текст] / О. Заяц, О. Зорина // Региональные исследования. - 2015. - № 1. - С. 72-77.

5. Колбина, Е. О. Эволюция процессов урбанизации на Дальнем Востоке России [Текст] / Е. О. Колби-на, С. Н. Найден // Пространственная экономика. - 2013. - С. 44-69.

6. Королев, А. Мономеры. Реализация госпрограммы наталкивается на новые преграды [Текст] / А. Королев // Литер. - 17 сентября 2013 года.

7. Моногорода Казахстана: методические основы оценки состояния и направления развития [Текст] / под ред. Н. К. Нурлановой. - Алматы : Институт экономики КН МОН РК, 2014. - 255 с.

8. Нурланова, Н. К. Агломерационный ресурс инновационного развития экономики Казахстана в условиях новых глобальных вызовов [Текст] / Н. К. Нурланова // Казахстан-2050 в условиях десяти глобальных вызовов XXI века. - Вена, Австрия : Ассоциация перспективных исследований и высшего образования «Восток-Запад», 2015. - С. 133-152.

9. Показатели и индикаторы устойчивого развития Казахстана [Текст] / Т. И. Слажнева, А. Г. Брагин, Б. Е. Большаков, Б. К. Бекнияз, Б. К. Есекин, Н. А. Яковлева, Т. Г. Гончарова, О. Н. Мельник. - Астана, 2011. - 219 с.

10. Прогнозная схема территориально-пространственного развития [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 118. - Режим доступа : https://yandex. kz/search/?lr=162&msid=22885.18192.1458103703.34801&text=Прогнозная0/o20схема0/o20терри-ториально-пространственного%20р

11. Программа развития г. Алматы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kursiv.kz/ news/obshestvo/obnarodovan-proekt-programmy-razvitia-almaty-2020

12. Программа развития моногородов на 2012 - 2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Республики Казахстан № 683. - Режим доступа : http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=31203906 http://astrahan.gov.kz/a/37/content/programma_monogorodov

13. Регионы Казахстана, 2006 [Текст] : стат. сб. / под ред. Б. Т. Султанова. - Алматы, 2006. - 430 с.

14. Регионы Казахстана в 2014 году [Текст] : стат. ежегодник / под ред. А. А. Смаилова. - Астана : Комитет по статистике МНЭ РК, 2014. - 420 с.

15. Размещение городского и сельского населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https:// geographyofrussia.com/razmeshhenie-selskogo-i-gorodskogo-naseleniya

16. Geyer, H. S. A Theoretical Foundation of the Concept of Differential Urbanization [Text] / H. S. Geyer, T. Kontuly // International Regional Science Review. - 1993. - Vol. 5. - № 2. - Р. 157-177.

17. Gibbs, J. The Evolution of Population Concentration [Text] / J. Gibbs // Economic Geography. - 1963. -№ 2. - Р. 119-129.

18. Fujita, M. Urban Economic Theory: Land Use and City Size [Text] / M. Fujita. - Cambridge University Press, 1989. - 380 p.

19. Sachs, J. Sustainable Development Solutions Network (SDSN) and Institute for Sustainable Development and International Relations (IDDRI), 2014, September [Electronic resource] / J. Sachs, L. Tubiana. -Available at : http://unsdsn.org/wp-content/uploads/2014/09/DDPP_2014_report_Canada_chapter.pdf

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Нурланова Наиля Капеновна - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по науке. Институт экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан. Республика Казахстан, 050010, г. Алматы, ул. Курмангазы, д. 29. E-mail: [email protected]. Тел.: +7(727) 262-02-62.

Nurlanova N.K.

CITIES AS A GROWTH POINT OF ECONOMIC SPACE IN KAZAKHSTAN: TRENDS AND PROSPECTS

The purpose of work is to study development trends and problems of Kazakhstan cities and to justify new directions of its development as growth points of economic space, as well as to develop proposals to overcome the depression of single-industry towns. The following tasks were solved to achieve this goal: we investigated basic postulates of the theory of urbanization and agglomeration development as they relate to the practice of urban development in Kazakhstan; we analyzed main trends in the development of cities of republican and regional importance; we identified problems in the development of small and single-industry towns. In the process of work the following research methods were used: comparison and analogy, systematic approach, ranking Kazakhstan regions in terms of the gross regional product per capita, methods of statistical and

comparative economic analysis to identify trends and problems of development of large, medium, small and single-industry towns in the country, generalization and systematization. The statistical method is based on the reporting of the Committee on Statistics of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan (RK). The paper also used the official statistical information, and results of the author's study. Research findings: Based on the study of the principles and regularities of urbanization and agglomeration development and analysis of the main trends of development of modern cities in the country, the study has revealed the problems of development of small and single-industry towns. The paper substantiates proposals to overcome their depression, puts forward recommendations on the formation of new directions of the economic development of the cities of Kazakhstan, such as the formation of a "green core" city economy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spatial economics, urbanization, cities, agglomerations, single-industry towns, single line of specialization, "green economy".

REFERENCES

1. V 20 monogorodakh Kazakhstana prinyaty general'nye plany razvitiya [Master plans for development have been adopted in 20 cities of Kazakhstan]. Available at: http://news.mail.ru/inworld/kazakhstan/ economics/14692641/Ekonomika/ Newtimes.kz

2. Goroda Kazakhstana [Cities of Kazakhstan]. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/ goroda

3. Zakon RK "Ob arkhitekturnoi, gradostroitel'noi i stroitel'noi deyatel'nosti v respublike Kazakhstan" ot 16 iyulya 2001 goda № 242-11 [The Law of the Republic of Kazakhstan no. 242-2 "On architecture, urban development and construction in the Republic of Kazakhstan", dated 16th July, 2001.]. Available at: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1024035

4. Zayats O., Zorina 0. Disproportsii ekonomicheskogo razvitiya postsovetskogo prostranstva [Disproportions of economic development of the post-Soviet space]. Regional'nye issledovaniya [Regional research], 2015, no. 1, pp. 72-77.

5. Kolbina E. 0., Naiden S. N. Evolyutsiya protsessov urbanizatsii na Dal'nem Vostoke Rossii [The evolution of urbanization processes in the Russian Far East]. Prostranstvennaya ekonomika [Spatial economics], 2013, pp. 44-69.

6. Korolev A. Monomery. Realizatsiya gosprogrammy natalkivaetsya na novye pregrady [Monomers. The implementation of the state program is hampered by new obstacles]. Liter, September 17th, 2013.

7. Nurlanova N. K. Monogoroda Kazakhstana: metodicheskie osnovy otsenki sostoyaniya i napravleniya razvitiya [Single-industry towns of Kazakhstan: methodical fundamentals of condition assessment and development directions]. Almaty: Institut ekonomiki KN MON RK, 2014. 255 p.

8. Nurlanova N. K. Aglomeratsionnyi resurs innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Kazakhstana v uslovi-yakh novykh global'nykh vyzovov [Agglomeration resource of innovative economic development amid new global challenges]. In: Kazakhstan-2050 v usloviyakh desyatiglobal'nykh vyzovov XXI veka [Kazakh-stan-2050 amid ten global challenges of the 21st century]. Vienna: Assotsiatsiya perspektivnykh issledo-vanii i vysshego obrazovaniya "Vostok-Zapad", 2015. Pp. 133-152.

9. Slazhneva T. I., Bragin A. G., Bol'shakov B. E., Bekniyaz B. K., Esekin B. K., Yakovleva N. A., Goncharova T. G., Mel'nik O. N. Pokazateli i indikatory ustoichivogo razvitiya Kazakhstana [Benchmarks and indicators of sustainable development of Kazakhstan]. Astana, 2011. 219 p.

10. Prognoznaya skhema territorial'no-prostranstvennogo razvitiya [Forecast scheme of territorial and spatial development]. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 21 iyulya 2011 goda № 118 [Decree of the President of the Republic of Kazakhstan no. 118, dated 21st July, 2011]. Available at: https://yan-dex.kz/search/?lr=162&msid=22885.18192.1458103703.34801&text=Prognoznaya%20skhema%20 territorial'no-prostranstvennogo%20r

11. Programma razvitiya g. Almaty [Almaty development program]. Available at: http://www.kursiv.kz/ news/obshestvo/obnarodovan-proekt-programmy-razvitia-almaty-2020

12. Programma razvitiya monogorodov na 2012 - 2020 gody [Mono-cities development program for 20122020]. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan № 683 [Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan no. 683]. Available at: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31203906 http://astrahan.gov.kz/a/37/content/programma_monogorodov

13. Sultanov B. T. (Ed.). Regiony Kazakhstana, 2006: stat. sb. [Regions of Kazakhstan, 2006: statistical book]. Almaty, 2006. 430 p.

14. Smailov A. A. (Ed.). Regiony Kazakhstana v 2014 godu: stat. ezhegodnik [Regions of Kazakhstan in 2014: statistics yearbook]. Astana: Komitet po statistike MNE RK, 2014. 420 p.

15. Razmeshcheniegorodskogo i sel'skogo naseleniya [Distribution of urban and rural population]. Available at: https://geographyofrussia.com/razmeshhenie-selskogo-i-gorodskogo-naseleniya

16. Geyer H. S., Kontuly T. A theoretical foundation of the concept of differential urbanization. International Regional Science Review, 1993, volume 5, no. 2, pp. 157-177.

17. Gibbs J. The evolution of population concentration. Economic Geography, 1963, no. 2, pp. 119-129.

18. Fujita M. Urban Economic Theory: Land Use and City Size. Cambridge University Press, 1989. 380 p.

19. Sachs J., Tubiana L. Sustainable Development Solutions Network (SDSN) and Institute for Sustainable Development and International Relations (IDDRI), 2014, September. Available at: http://unsdsn.org/ wp-content/uploads/2014/09/DDPP_2014_report_Canada_chapter.pdf

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nurlanova Nailya Kapenovna - Doctor of Economics, Professor, Deputy Director for Science. The Institute of Economics of the Committee for Science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan. 29, Kurmangazy Street, Almaty, 050010, Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected]. Phone: +7(727) 262-02-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.