Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ'

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структура межбюджетных трансфертов / виды межбюджетных трансфертов / бюджеты субъектов / особенности перераспределения бюджетных ресурсов / structure of interbudgetary transfers / types of interbudgetary transfers / budgets of subjects / features of redistribution of budgetary resources

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Марина Сергеевна, Белостоцкий Алексей Александрович

в статье рассмотрены виды и структура межбюджетных трансфертов и особенности перераспределения бюджетных ресурсов с целью повышения бюджетной устойчивости территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL FEATURES OF REDISTRIBUTION INTERBUDGET TRANSFERS

The article considers the types and structure of interbudgetary transfers and features of the redistribution of budgetary resources in order to increase the budgetary stability of the territories.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ»

УДК 336.14

Сорокина Марина Сергеевна, кандидат экономических наук, Администрация г. Курска

e-mail: [email protected]

Белостоцкий Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ

e-mail : a. a.belostotskiy@yandex. ru

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ

Аннотация: в статье рассмотрены виды и структура межбюджетных трансфертов и особенности перераспределения бюджетных ресурсов с целью повышения бюджетной устойчивости территорий.

Ключевые слова: структура межбюджетных трансфертов, виды межбюджетных трансфертов, бюджеты субъектов, особенности перераспределения бюджетных ресурсов.

Sorokina Marina Sergeevna, candidate of economic sciences, Administration of

Kursk

e-mail: [email protected]

Belostotskiy Alexey Alexandrovich, candidate of economic sciences, associate Professor of the Kursk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

e-mail: [email protected]

STRUCTURAL FEATURES OF REDISTRIBUTION INTERBUDGET

TRANSFERS

Abstract: The article considers the types and structure of interbudgetary transfers and features of the redistribution of budgetary resources in order to increase the budgetary stability of the territories.

Key words: structure of interbudgetary transfers, types of interbudgetary transfers, budgets of subjects, features of redistribution of budgetary resources.

Федеральный бюджет, является основным механизмом, влияющим на экономическое и социальное развитие государства. На основе государственного бюджета образуются централизованные и децентрализованные фонды, способствующие стабильному функционированию государственного аппарата и выполнения государственных задач. Также грамотное освоение бюджетных расходов позволяет эффективно решать финансово-экономические проблемы и реализовывать денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политики на территории РФ [1, с. 39].

В настоящее время наблюдается постоянный рост доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также снижение дефицита указанных бюджетов с 77,4 млрд рублей (0,05 % ВВП) в 2023 году до 47,8 млрд рублей (0,03 % ВВП) в 2025 году. Также в исследуемом периоде прогнозируется снижение доли доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП. При этом в части налоговых и неналоговых доходов доля в ВВП ежегодно увеличивается за счет принятия дополнительных мер поддержки, направленных на увеличение собственных доходов регионов и стимулирование экономического развития.

В течение следующего финансового года возможные дополнительные поступления доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, которые в 2023 году могут составить 103,1 млрд рублей, в 2024 году - 66,7 млрд рублей, в 2025 году - 30,2 млрд рублей. Государственный долг субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2022 года увеличился по сравнению с началом года на 186,1 млрд рублей, или на 7,5 %, и

составил 2 660,6 млрд рублей. При этом рост долга произошел в 75 субъектах Российской Федерации [2].

Предусматривается предоставление в 2023 году бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме до 250,0 млрд рублей. В 2024 и 2025 годах объем предоставления бюджетных кредитов регионам составит 250,0 млрд рублей и 246,1 млрд рублей соответственно. Возврат бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотрен в объеме: в 2023 году - 48,6 млрд рублей, в 2024 году - 66,4 млрд рублей, в 2025 году - 353,4 млрд рублей.

1,8 1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

Рисунок 1. Структура межбюджетных трансфертов в среднесрочной

перспективе, трлн. рублей

Помимо этого, предусмотрены межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ: в 2023 году - в общей сумме 3 207,0 млрд рублей, что на 443,3 млрд рублей, или на 12,1 %, меньше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию 1 сентября 2022 года, в 2024 году - 2 974,2 млрд рублей, что на 232,8 млрд рублей, или на 7,3 % меньше, чем в 2023 году, в 2025 году - 2 556,6 млрд рублей, что на 417,6 млрд рублей, или на 14 % меньше, чем в 2024 году. Общий

1,60

1,03

2022

•Дотации

2023 2024 2025

—Субсидии Субвении Иные МБТ

объем распределенных межбюджетных трансфертов в 2023 году составляет 1 766,7 млрд рублей, или 55,1 % общего объема межбюджетных трансфертов, в 2024 году - 1 486,3 млрд рублей, или 50 %, в 2025 году - 977,3 млрд рублей, или 38,2 %.

В 2023-2025 годах наблюдается постепенное увеличение доли дотаций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, в объеме межбюджетных трансфертов: с 31,3 % в 2023 году до 42,0 % в 2025 году, несмотря на то, что доля целевых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сохранится на высоком уровне (в 2023 году - 68,7 %, в 2024 году - 65,1 %).

Предоставление дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации составило: на 2023 год - в сумме 1 004,1 млрд рублей, что на 34,5 млрд рублей, или на 3,6 %, больше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2022 года, на 2024 год - 1 039,0 млрд рублей, что на 34,9 млрд рублей, или на 3,5 % больше, чем в 2023 году; на 2025 год - 1 074,1 млрд рублей, что на 35,1 млрд рублей, или на 3,4 % больше, чем в 2024 году.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2023 год предусмотрен в сумме 822,9 млрд рублей, что на 64,3 млрд рублей, или на 8,5 %, больше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2022 года; на 2024 год - 857,8 млрд рублей, что на 34,9 млрд рублей, или на 4,2 % больше, чем в 2023 году; на 2025 год -892,9 млрд рублей, что на 35,1 млрд рублей, или на 4,1 % больше, чем в 2024 году. По отношению к показателям 2023 и 2024 годов Федерального закона № 390-ФЗ указанные дотации увеличены на 6,7 % и на 8,5 % соответственно. Также предусматриваются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов: на 2023 год - в сумме 34,6 млрд рублей, на 2024 год - 35,9 млрд рублей, на 2025 год - 37,3 млрд рублей.

Субсидии бюджетам субъектов РФ на 2023 год предусматриваются в сумме 1 529,9 млрд рублей, что на 3,9 % меньше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2022 года, на 2024 год - 1 495,2 млрд рублей,

на 2025 год - 1 032,5 млрд рублей. В количественном отношении на 2023 год предусмотрено предоставление 162 субсидий, на 2024 год - 169 субсидий, на 2025 год - 90 субсидий [3].

Предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ из федерального бюджета на 2025 год значительно изменился, по сравнению с 2024 годом снижение отмечается в 52 регионах, увеличение - в 28 регионах. Общий объем распределенных субсидий в 2023 году составляет 1 265,8 млрд рублей, или 82,7 % общего объема субсидий, в 2024 году - 1 132,1 млрд рублей, или 75,7 %, в 2025 году - 616,9 млрд рублей, или 59,8 %.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на 2023 год предусматриваются в сумме 300,4 млрд рублей, что на 33,6 % меньше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2022 года, на 2024 год - 330,7 млрд рублей, на 2025 год - 340,3 млрд рублей. На 2023 год предусмотрено предоставление 31 субвенции, на 2024 год - 32 субвенций, на 2025 год - 31 субвенции. Общий объем распределенных субвенций в 2023 году составляет 213,2 млрд рублей, или 71 % общего объема субвенций, в 2024 году - 239,3 млрд рублей, или 72,4 %, в 2025 году - 246,5 млрд рублей, или 72,4 %.

Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на 2023 год предусматриваются в сумме 372,6 млрд рублей, что на 41,5 % меньше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2022 года, на 2024 год - 109,3 млрд рублей, на 2025 год - 109,7 млрд рублей. В 2023 году предусмотрено предоставление 56 иных межбюджетных трансфертов, на 2024 и 2025 годы - 10 иных межбюджетных трансфертов ежегодно. Общий объем распределенных иных межбюджетных трансфертов в 2023 году составляет 278,0 млрд рублей, или 74,6 % общего объема иных межбюджетных трансфертов, в 2024 году - 106,6 млрд рублей, или 97,5 %, в 2025 году - 106,9 млрд рублей, или 97,5 % [4].

Проведенный анализ показал, что в таких условиях сохраняются риски в обеспечении устойчивости бюджетов субъектов РФ, связанные с существенным объемом долговых обязательств, особенно по отдельным регионам. В целях

обеспечения стабильности и предсказуемости исполнения бюджетов субъектов РФ необходимо продолжить работу по максимальному и эффективному перераспределению межбюджетных трансфертов регионам в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.

Список литературы

1. Белостоцкий А.А., Сорокина М.С. Ключевые проблемы бюджетного инвестирования социальных расходов региона / материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования». Издательство: Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург). - 2019. - 223 с.

2. Министерство финансов РФ: официальный сайт. и^:кНр://тт1т.т/ (дата обращения: 08.12.2022)

3. Счетная палата Российской Федерации: официальный сайт. URL:http://www.ach.gov.m (дата обращения: 01.12.2022 г.)

4. Федеральное казначейство: официальный сайт Казначейства России. ШЬ:кйр://1шката.т (дата обращения: 05.12.2022 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.