УДК 336.14
Сорокина Марина Сергеевна, кандидат экономических наук, Администрация г. Курска
e-mail: [email protected]
Белостоцкий Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
e-mail : a. a.belostotskiy@yandex. ru
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ
Аннотация: в статье рассмотрены виды и структура межбюджетных трансфертов и особенности перераспределения бюджетных ресурсов с целью повышения бюджетной устойчивости территорий.
Ключевые слова: структура межбюджетных трансфертов, виды межбюджетных трансфертов, бюджеты субъектов, особенности перераспределения бюджетных ресурсов.
Sorokina Marina Sergeevna, candidate of economic sciences, Administration of
Kursk
e-mail: [email protected]
Belostotskiy Alexey Alexandrovich, candidate of economic sciences, associate Professor of the Kursk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
e-mail: [email protected]
STRUCTURAL FEATURES OF REDISTRIBUTION INTERBUDGET
TRANSFERS
Abstract: The article considers the types and structure of interbudgetary transfers and features of the redistribution of budgetary resources in order to increase the budgetary stability of the territories.
Key words: structure of interbudgetary transfers, types of interbudgetary transfers, budgets of subjects, features of redistribution of budgetary resources.
Федеральный бюджет, является основным механизмом, влияющим на экономическое и социальное развитие государства. На основе государственного бюджета образуются централизованные и децентрализованные фонды, способствующие стабильному функционированию государственного аппарата и выполнения государственных задач. Также грамотное освоение бюджетных расходов позволяет эффективно решать финансово-экономические проблемы и реализовывать денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политики на территории РФ [1, с. 39].
В настоящее время наблюдается постоянный рост доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также снижение дефицита указанных бюджетов с 77,4 млрд рублей (0,05 % ВВП) в 2023 году до 47,8 млрд рублей (0,03 % ВВП) в 2025 году. Также в исследуемом периоде прогнозируется снижение доли доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП. При этом в части налоговых и неналоговых доходов доля в ВВП ежегодно увеличивается за счет принятия дополнительных мер поддержки, направленных на увеличение собственных доходов регионов и стимулирование экономического развития.
В течение следующего финансового года возможные дополнительные поступления доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, которые в 2023 году могут составить 103,1 млрд рублей, в 2024 году - 66,7 млрд рублей, в 2025 году - 30,2 млрд рублей. Государственный долг субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2022 года увеличился по сравнению с началом года на 186,1 млрд рублей, или на 7,5 %, и
составил 2 660,6 млрд рублей. При этом рост долга произошел в 75 субъектах Российской Федерации [2].
Предусматривается предоставление в 2023 году бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме до 250,0 млрд рублей. В 2024 и 2025 годах объем предоставления бюджетных кредитов регионам составит 250,0 млрд рублей и 246,1 млрд рублей соответственно. Возврат бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотрен в объеме: в 2023 году - 48,6 млрд рублей, в 2024 году - 66,4 млрд рублей, в 2025 году - 353,4 млрд рублей.
1,8 1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0
Рисунок 1. Структура межбюджетных трансфертов в среднесрочной
перспективе, трлн. рублей
Помимо этого, предусмотрены межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ: в 2023 году - в общей сумме 3 207,0 млрд рублей, что на 443,3 млрд рублей, или на 12,1 %, меньше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию 1 сентября 2022 года, в 2024 году - 2 974,2 млрд рублей, что на 232,8 млрд рублей, или на 7,3 % меньше, чем в 2023 году, в 2025 году - 2 556,6 млрд рублей, что на 417,6 млрд рублей, или на 14 % меньше, чем в 2024 году. Общий
1,60
1,03
2022
•Дотации
2023 2024 2025
—Субсидии Субвении Иные МБТ
объем распределенных межбюджетных трансфертов в 2023 году составляет 1 766,7 млрд рублей, или 55,1 % общего объема межбюджетных трансфертов, в 2024 году - 1 486,3 млрд рублей, или 50 %, в 2025 году - 977,3 млрд рублей, или 38,2 %.
В 2023-2025 годах наблюдается постепенное увеличение доли дотаций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, в объеме межбюджетных трансфертов: с 31,3 % в 2023 году до 42,0 % в 2025 году, несмотря на то, что доля целевых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сохранится на высоком уровне (в 2023 году - 68,7 %, в 2024 году - 65,1 %).
Предоставление дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации составило: на 2023 год - в сумме 1 004,1 млрд рублей, что на 34,5 млрд рублей, или на 3,6 %, больше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2022 года, на 2024 год - 1 039,0 млрд рублей, что на 34,9 млрд рублей, или на 3,5 % больше, чем в 2023 году; на 2025 год - 1 074,1 млрд рублей, что на 35,1 млрд рублей, или на 3,4 % больше, чем в 2024 году.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2023 год предусмотрен в сумме 822,9 млрд рублей, что на 64,3 млрд рублей, или на 8,5 %, больше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2022 года; на 2024 год - 857,8 млрд рублей, что на 34,9 млрд рублей, или на 4,2 % больше, чем в 2023 году; на 2025 год -892,9 млрд рублей, что на 35,1 млрд рублей, или на 4,1 % больше, чем в 2024 году. По отношению к показателям 2023 и 2024 годов Федерального закона № 390-ФЗ указанные дотации увеличены на 6,7 % и на 8,5 % соответственно. Также предусматриваются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов: на 2023 год - в сумме 34,6 млрд рублей, на 2024 год - 35,9 млрд рублей, на 2025 год - 37,3 млрд рублей.
Субсидии бюджетам субъектов РФ на 2023 год предусматриваются в сумме 1 529,9 млрд рублей, что на 3,9 % меньше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2022 года, на 2024 год - 1 495,2 млрд рублей,
на 2025 год - 1 032,5 млрд рублей. В количественном отношении на 2023 год предусмотрено предоставление 162 субсидий, на 2024 год - 169 субсидий, на 2025 год - 90 субсидий [3].
Предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ из федерального бюджета на 2025 год значительно изменился, по сравнению с 2024 годом снижение отмечается в 52 регионах, увеличение - в 28 регионах. Общий объем распределенных субсидий в 2023 году составляет 1 265,8 млрд рублей, или 82,7 % общего объема субсидий, в 2024 году - 1 132,1 млрд рублей, или 75,7 %, в 2025 году - 616,9 млрд рублей, или 59,8 %.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на 2023 год предусматриваются в сумме 300,4 млрд рублей, что на 33,6 % меньше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2022 года, на 2024 год - 330,7 млрд рублей, на 2025 год - 340,3 млрд рублей. На 2023 год предусмотрено предоставление 31 субвенции, на 2024 год - 32 субвенций, на 2025 год - 31 субвенции. Общий объем распределенных субвенций в 2023 году составляет 213,2 млрд рублей, или 71 % общего объема субвенций, в 2024 году - 239,3 млрд рублей, или 72,4 %, в 2025 году - 246,5 млрд рублей, или 72,4 %.
Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на 2023 год предусматриваются в сумме 372,6 млрд рублей, что на 41,5 % меньше показателя сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2022 года, на 2024 год - 109,3 млрд рублей, на 2025 год - 109,7 млрд рублей. В 2023 году предусмотрено предоставление 56 иных межбюджетных трансфертов, на 2024 и 2025 годы - 10 иных межбюджетных трансфертов ежегодно. Общий объем распределенных иных межбюджетных трансфертов в 2023 году составляет 278,0 млрд рублей, или 74,6 % общего объема иных межбюджетных трансфертов, в 2024 году - 106,6 млрд рублей, или 97,5 %, в 2025 году - 106,9 млрд рублей, или 97,5 % [4].
Проведенный анализ показал, что в таких условиях сохраняются риски в обеспечении устойчивости бюджетов субъектов РФ, связанные с существенным объемом долговых обязательств, особенно по отдельным регионам. В целях
обеспечения стабильности и предсказуемости исполнения бюджетов субъектов РФ необходимо продолжить работу по максимальному и эффективному перераспределению межбюджетных трансфертов регионам в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.
Список литературы
1. Белостоцкий А.А., Сорокина М.С. Ключевые проблемы бюджетного инвестирования социальных расходов региона / материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования». Издательство: Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург). - 2019. - 223 с.
2. Министерство финансов РФ: официальный сайт. и^:кНр://тт1т.т/ (дата обращения: 08.12.2022)
3. Счетная палата Российской Федерации: официальный сайт. URL:http://www.ach.gov.m (дата обращения: 01.12.2022 г.)
4. Федеральное казначейство: официальный сайт Казначейства России. ШЬ:кйр://1шката.т (дата обращения: 05.12.2022 г.)