РШШ1ШМ июль 2005
Мария ДЕНИСОВА, Виктория СОКОЛОВА, RMBC
Структурные изменения
НА РОССИЙСКОМ ФАРМРЫНКЕ В I КВАРТАЛЕ 2005 ГОДА
|АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ
Согласно данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™ (RMBC) объем аптечного рынка России в I кв. 2005 г. составил 987,9 млн. долл. в ценах закупки аптек, что на 19% превышает аналогичный показатель предыдущего года. Уровень розничной наценки вырос с 28% в I кв.
2004 г. до 29% год спустя.
Доля 20 ведущих производителей в I кв.
2005 г. составила 44% от общего объема аптечных продаж (табл. 1). Компания Berlin-Chemie/Menarini Pharma G.m.b.H. увеличила свою долю в общем объеме аптечных продаж на 0,3 п.п. и возглавила рейтинг. Aventis Intercontinental и Gedeon Richter Ltd., напротив, потеряли 0,8 п.п. и 0,4 п.п. доли и опустились с 1го и 3-го на 2-е и 5-е места в рейтинге
соответственно. Вследствие значительного увеличения объема аптечных продаж препарата Арбидол (производимого для компании «Мастер-Лек»), отечественный производитель «Дальхим-фарм» поднялся на 13 позиций в рейтинге и вошел в «двадцатку» лидеров.
В рейтинге ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж за анализируемый период произошли значительные изменения (табл. 2). Новый лидер, препарат Арбидол, увеличил свою долю в общем объеме аптечных продаж на 0,6 п.п., поднявшись с 12-го места. В I кв. 2005 г. в «двадцатку» вошло пять новых торговых марок: Колдрекс ХотРем, Ксеникал, Фервекс, Виферон и Флемоксин Солютаб. Среди препаратов, снизивших доли и потерявших позиции в рейтинге, прошлогодние лиде-
ры — Боярышника настойка и Но-шпа, а также Кавинтон, Предуктал, Энала-прил и Аскорбиновая кислота. Кумулятивная доля 20 ведущих брэндов составила почти 13% от общего объема аптечных продаж в I кв. 2005 г. Препараты Арифон и Капотен, занимавшие год назад 14-ю и 15-ю строчки соответственно, в I кв. 2005 г. покинули «двадцатку». В I кв. 2005 г. доля 10 ведущих МНН и группировочных наименований составила около 12% от общего объема аптечных продаж (табл. 3)- Поливита-мин+мультиминерал по-прежнему возглавляет рейтинг, несмотря на то, что его доля в общем объеме аптечных продаж практически не изменилась за анализируемый период. В то же время аптечные продажи поливитаминов значительно снизились. Наибольший рост
таблица i| Десять ведущих производителей
по объему аптечных продаж
Место в рейтинге Производитель Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
1 2 BerLin-Chemie/ Menarini Pharma G.m.b.H. 4,0 3,7
2 1 Aventis Intercontinental 3,2 4,0
3 4 Servier Pharmaceuticals 2,7 2,8
4 9 Novartis 2,6 2,3
б 3 Gedeon Richter Ltd. 2,6 3,0
6 б Фармстандарт 2,6 2,7
7 6 KRKA D.D. 2,б 2,6
8 8 Pfizer International Inc. 2,б 2,4
9 10 Nycomed 2,4 2,2
10 12 GlaxoSmithKline 2,3 1,9
Итого 27,4 27,6
таблица г| Десять ведущих торговых наименований
по объему аптечных продаж
Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
1 12 Арбидол 1,1 0,б
2 4 Мезим форте 0,9 0,8
3 6 Актовегин 0,8 0,8
4 1 Боярышника настойка 0,8 1,0
б 3 Эссенциале Н 0,8 0,8
6 б Энап 0,7 0,8
7 2 Но-шпа 0,7 0,9
8 8 Виагра 0,7 0,7
9 7 Кавинтон 0,6 0,8
10 42 Колдрекс ХотРем 0,6 0,3
Итого 7,7 7,4
2005 июль РЕМЕОииМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СЕГМЕНТОВ ФАРМРЫНКА
17 июня 2005 г. компания RMBC провела «круглый стол» по теме «Оригинальные препараты, инновации, дженерики — методические подходы к оценке данных сегментов фармрын-ка». В результате дискуссии, в которой приняли участие ведущие производители — Boehringer Ingelheim, ^КА, Lek, Pliva и др., было предложено: ф применять подход оригинальный/дженерик к препарату, а не к фирме в целом; ф деление на оригинальный и дженериковый препарат производить только на монопрепараты или стандартные комбинации в рецептурном и ОТС сегментах; ф признак оригинального препарата — первый препарат в разряде данного патентованного МНН (или стандартной патентованной комбинации) — могут иметь разные названия в разных странах и продаваться по лицензии. Источник информации — официальные данные (компании-производители);
Ф признак дженерика — марочный или немарочный препарат, появившийся в продаже после истечения патента; ф остальные препараты — старые (не инновационные), традиционные для локального рынка, многокомпонентные, растительные и др. смеси, а также дженерики «с признаками оригинальности» ф отнести к категории «Прочие».
Соб. инф.
«АПТЕКА-ХОЛДИНГ»
БУДЕТ ПОСТАВЛЯТЬ МЕДИКАМЕНТЫ В БРЯНСКУЮ ОБЛАСТЬ
Шестой дистрибьютор, допущенный в феврале к участию в реализации программы льготного лекарственного обеспечения, начал свою работу. Компания «Аптека-Холдинг», будет поставлять медикаменты в Брянскую область, где с начала 2005 г. уже работает другой дистрибьютор — ЦВ «Протек». Уже осенью чиновники планируют провести дополнительный тендер среди дистрибьюторов, на котором все области будут поделены заново: как и в Брянской области, в других регионах также появятся две или более фирмы, ответственные за снабжение лекарствами.
b-online.ru
таблица з| Десять ведущих МНН и группировочных
наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге МНН/группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г. I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
1 1 Поливитамин+Мультиминерал 2,8 2,8
2 2 Эналаприл 1,7 2,1
3 3 Панкреатин 1,3 1,2
4 23 Этиловый эфир метил-фенилтио-метил-диметиламинометил-гидрокси-броминдол-карбоновой кислоты гидрохлорида 1,1 0,5
5 4 Поливитамин 1,0 1,2
6 5 Дротаверин 0,8 1,0
7 6 Винпоцетин 0,8 1,0
8 14 Амброксол 0,8 0,7
9 7 Боярышника плоды 0,8 1,0
10 13 Ксилометазолин 0,8 0,7
Итого 11,9 12,3
таблица 4| Десять ведущих АТС-групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге АТС-код АТС-группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
1 3 N02 Анальгетики 6,6 5,8
2 1 ^01 Антибактериальные препараты для системного использования 6,2 6,2
3 2 A11 Витамины 5,6 6,0
4 6 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля 3,9 3,4
5 8 L03 Иммуномодуляторы 3,7 2,9
6 4 Є09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин 3,6 4,0
7 5 N06 Психоаналептики 3,5 3,6
8 7 G03 Половые гормоны 3,0 2,9
9 9 M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты 2,8 2,7
10 16 R01 Назальные препараты 2,5 2,1
Итого 41,4 39,7
объема аптечных продаж (+143%) продемонстрировал этиловый эфир ме-тил-фенилтиометил-диметиламиноме-тил-гидрокси-броминдол-карбоновой кислоты гидрохлорида, вследствие увеличения продаж Арбидола. В I кв. 2005 г. диклофенак, аскорбиновая кислота и индапамид уменьшили свои доли в об-
щем объеме аптечных продаж и покинули «десятку» ведущих МНН. Суммарный объем продаж 10 ведущих АТС-групп, представленных в таблице 4, составил более 41% от общего объема аптечного рынка в I кв. 2005 г. Анальгетики, увеличив долю на 0,8 п.п., возглавили рейтинг. Единственным новым
РШШ1ШМ июль 2005
таблица 5| Аптечные продажи в регионах России в I кв. 2005 г.
Регион Объем продаж в розн. ценах, млн. долл. Доля в розн. ценах, % Потребление на душу населения в розн. ценах, долл.
Москва 254,0 19,9 25,1
С.-Петербург 64,8 5,1 13,9
Московская область 60,9 4,8 9,2
Свердловская область 38,6 3,0 8,6
Республика Татарстан 38,2 3,0 10,1
Самарская область 31,8 2,5 9,8
Краснодарский край 29,6 2,3 5,8
Новосибирская область 24,9 1,9 9,2
Красноярский край 22,2 1,7 7,5
Нижегородская область 20,5 1,6 5,8
Ростовская область 20,3 1,6 4,6
Республика Башкортостан 18,4 1,4 4,5
Воронежская область 17,6 1,4 7,4
Омская область 14,0 1,1 6,7
Пермь 13,5 1,1 13,5
Тюмень 11,7 0,9 22,8
Челябинск 11,0 0,9 10,2
Ярославль 10,0 0,8 16,3
Саратов 9,7 0,8 11,1
Иркутск 9,1 0,7 15,3
Волгоград 8,0 0,6 7,9
Владивосток 8,0 0,6 13,5
Хабаровск 7,9 0,6 13,6
Белгород 6,1 0,5 18,0
Тула 5,7 0,4 12,0
Рязань 5,3 0,4 10,3
Барнаул 5,1 0,4 8,5
Ульяновск 4,9 0,4 7,7
Курск 3,2 0,3 7,8
Владимир 3,1 0,2 9,7
Остальные регионы России 499,9 39,1 6,7
Вся Россия 1277,9 100,0 8,8
игроком в «десятке» стала группа Назальные препараты. Группа Препараты для лечения заболеваний сердца, занимавшая 10-ю строчку в I кв. 2004 г., уменьшила свою долю в общем объеме аптечных продаж на 0,5 п.п., переместившись в результате на 16-ю позицию в рейтинге.
Объемы аптечных продаж 30 анализируемых регионов составляют почти 61% аптечного рынка России в I кв. 2005 г. (табл. 5). Кумулятивная доля аптечных продаж Москвы, С.-Петербурга и Московской области составляет около 30% от общего объема аптечного сегмента. Наибольшее среднедушевое потребление лекарственных средств зарегистрировано в Москве и Тюмени, а в среднем по России потребление лекарств на душу населения составило 8,8 долл. в розничных ценах.
ГОСПИТАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ
Согласно данным «Анализа больничных закупок в РФ»™ объем госпитального рынка в I кв. 2005 г. составил 250 млн. долл. в оптовых ценах, что на 30% выше соответствующего прошлогоднего показателя.
Совокупная доля 20 ведущих производителей составила почти 47% общего объема госпитальных продаж в I кв. 2005 г. (табл. 6). Среди компаний, значительно улучшивших рейтинговые позиции, «Отечественные лекарства», утроившая свою долю в общем объеме больничных закупок, и «Аболмед», увеличивший долю почти в 2 раза. Компания Eli Lilly, занимавшая 6-ю строчку рейтинга в I кв. 2004 г., более чем в 2 раза уменьшила свою долю и опустилась на 21-ю позицию.
В I кв. 2005 г. в рейтинге ведущих торговых марок по объему госпитальных закупок произошли значительные изменения по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. (табл. 7). В «двадцатку» вошло 9 новых препаратов, доли которых в общем объеме госпитальных закупок заметно увеличились за анализируемый период. Натрия хлорид увеличил свою долю на 40%, сместив Це-фазолин с 1-й позиции. Цефабол, Медоцеф, Таваник и Цефтриаксон увеличили доли в общем объеме госпитальных закупок более чем в 2 раза.
Препарат Актрапид НМ заметно улучшил свою позицию в рейтинге. В то же время доли Фраксипарина, Альбумина, Гемзара, Фортума, Тиенама, Зипрексы, Кавинтона, Сульперазона и Гепарина значительно сократились, и препараты
покинули «двадцатку». Кумулятивная доля 20 ведущих торговых наименований составила примерно 25% объема госпитального рынка в I кв. 2005 г.
Доля 10 ведущих МНН составила 20% от общего объема госпитальных заку-
2005 июль PEMEOUUM
ПРОБЛЕМА ИНСУЛЬТА: СПЕЦИАЛИСТЫ НАЧАЛИ ШИРОКОМАСШТАБНУЮ АКЦИЮ
В рамках Европейской конференции по инсульту, прошедшей в конце мая в Италии, состоялся пресс-брифинг под названием «Инсульт действует быстро.
А Вы?». Мероприятие было инициировано Международным обществом по изучению инсульта (International Stroke Society —
ISS) при поддержке Sanofi-Aventis и Bristol-Myers Squibb. В настоящее время, как отметил президент ISS Julien J. Bogousslavsky, инсульт занимает второе место в структуре смертности в развивающихся странах, уступая лишь коронарной недостаточности. По некоторым оценкам к 2025 г. инсульт может выйти и на первое место в мире. В связи с этим основная цель, которую поставили перед собой неврологи в данной инициативе, — это как можно более широко ознакомить общественность с проблемой инсульта. Ученые считают, что успех в лечении инсульта как в социальном, так и в экономическом аспекте зависит от своевременной помощи. На первом этапе информационной акции планируется просветительная работа среди населения по факторам риска развития инсульта и раннему выявлению угрожающих симптомов заболевания.
Соб. инф.
ДОКЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
В середине июня прошло заседание «круглого стола» «Доклинические исследования — основа безопасности и обеспечения качества лекарственных препаратов». Участники заседания — руководители государственных служб, учреждений и организаций, специалисты по доклиническим исследованиям лекарственных средств. Отечественные фармпроизводите-ли обменялись мнениями по проблемам и перспективам доклинических исследований лекарственных препаратов в России.
Соб. инф.
таблица б| Десять ведущих производителей
по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге Производитель Доля в госпитальных продажах, %
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
1 2 Aventis Intercontinental 4,4 3,6
2 5 AstraZeneca 3,4 2,9
3 1 Sanofi-Synthelabo 3,2 4,0
4 3 Gedeon Richter Ltd. 3,1 3,5
5 11 Nycomed 3,0 2,1
6 7 Lek d.d. 3,0 2,7
7 17 Аболмед 2,6 1,5
8 4 Pfizer International Inc. 2,6 3,4
9 29 Отечественные лекарства 2,2 0,7
10 8 F. Hoffmann-La Roche Ltd. 2,2 2,5
Итого 29,7 26,9
таблица 7| Десять ведущих торговых наименований
по объему госпитальных закупок
Место в р зейтинге Торговое Доля в госпитальных продажах, %
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г. наименование I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
1 2 Натрия хлорид 3,2 2,3
2 1 Цефазолин 2,6 2,5
3 3 Меронем 2,2 1,5
4 8 Актовегин 1,9 1,0
5 5 Глюкоза 1,2 1,3
6 27 Цефабол 1,2 0,6
7 38 Медоцеф 1,1 0,5
8 17 Ампициллин 1,0 0,7
9 13 Реополиглюкин 1,0 0,8
10 54 Таваник 0,9 0,4
11 7 Цефотаксим 0,9 1,0
12 20 Гливек 0,9 0,7
13 29 Рисполепт 0,9 0,6
14 15 Амоксиклав 0,9 0,8
15 52 Цефтриаксон 0,8 0,4
16 26 Амикацин 0,8 0,6
17 12 Максипим 0,8 0,8
18 40 Кетонал 0,7 0,5
19 35 Клексан 0,7 0,5
20 98 Актрапид НМ 0,7 0,2
Итого 16,3 11,6
таблица г| Десять ведущих МНН по объему госпитальных закупок
Место в | >ейтинге МНН Доля в госпитальных продажах, %
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г. I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
1 1 Цефазолин 3,3 3,0
2 3 Натрия хлорид 3,2 2,3
3 2 Цефотаксим 2,9 2,9
4 5 Меропенем 2,2 1,5
5 4 Цефтриаксон 2,2 2,3
6 10 Цефоперазон 1,8 1,2
7 8 Декстроза 1,2 1,3
8 25 Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) 1,2 0,8
9 9 Апротинин 1,1 1,3
10 36 Рисперидон 1,1 0,6
Итого 20,2 17,2
таблица 9| Десять ведущих АТС-групп по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге АТС-код АТС-группа Доля в госпитальных продажах, %
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
I кв. 2005 г. I кв. 2004 г.
1 1 Ж Антибактериальные препараты для системного использования 24,0 22,8
2 2 B05 Плазмозамещающие и пер-фузионные растворы 8,8 8,6
3 3 Ь01 Противоопухолевые препараты 5,6 8,4
4 4 N05 Психотропные препараты 4,6 4,4
5 5 N06 Психоаналептики 3,4 3,5
6 8 A10 Средства для лечения сахарного диабета 2,7 2,8
7 9 Є01 Препараты для лечения заболеваний сердца 2,6 2,3
8 6 B01 Антикоагулянты 2,5 3,3
9 7 N01 Анестетики 2,2 2,8
10 13 Ь03 Иммуномодуляторы 2,1 1,6
Итого 58,4 60,6
ется цефазолин, увеличивший долю на 0,3 п.п. В I кв. 2005 г. в «десятку» вошло два новых МНН, инсулин растворимый
пок (табл. 8). Несмотря на упомянутые выше изменения в рейтинге торговых марок, в «десятке» МНН изменились только две позиции по сравнению с I кв. 2004 г. Надропарин кальций, потеряв 2,2 п.п. доли, опустился с 6-й на 27ю позицию. Цефтазидим, также один из прошлогодних лидеров, потерял 40% доли и опустился на 19-ю строчку рейтинга. Лидером по-прежнему явля-
(человеческий генно-инженерный) (переместился с 25-го на 8-е место) и рисперидон (переместился с 36-го на 10-е место).
Суммарная доля 10 ведущих АТС-групп составила почти 60% госпитального рынка в I кв. 2005 г. (табл. 9).
45
РШШ1ШМ июль 2005
Антибактериальные препараты для системного использования по-прежнему доминируют по доле продаж в «десятке». Доли антикоагулянтов и анестетиков в общем объеме госпитальных закупок снизились почти на четверть, а доля противоопухолевых препаратов уменьшилась в 1,5 раза. Иммуномодуляторы, увеличив свою долю на 0,5 п.п., в I кв. 2005 г. вошли в «десятку», в то время как контрастные вещества опустились с 10-й на 13-ю позицию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™ объем российского аптечного рынка в I кв. 2005 г. вырос на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., и составил 1,3 млрд. долл. в ценах конечного потребления. В рейтингах ведущих производителей и торговых марок произошли значительные изменения за анализируемый период. Следует отметить рост объемов аптечных продаж ряда противопростудных и противогриппозных препаратов. Рейтинги ведущих МНН и АТС-групп также продемонстрировали некоторые изменения.
По данным «Анализа больничных закупок в РФ»™, объем госпитального рынка в I кв. 2005 г. вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., и составил 250 млн. долл. В рейтингах ведущих производителей и торговых наименований за анализируемый период произошли серьезные изменения. Следует отметить значительный рост объемов госпитальных закупок ряда антибактериальных препаратов. В I кв. 2005 г. в число 10 ведущих производителей вошло 2 отечественные компании.
Общий объем российского фармрынка по итогам I кв. 2005 г. оценивается в 1,6 млрд. долл. в конечных ценах; в ценах производителя рынок оценивается на уровне 1,1 млрд. долл. Таким образом, рынок увеличился на 21% по сравнению с I кв. 2004 г. В то же время, учитывая, что данные за I кв. 2005 г. практически не включают данных о поставках по ДЛО, можно говорить о 30% росте фармрынка в конечных ценах.
Ф