Научная статья на тему 'Фармацевтический рынок России за 9 месяцев 2005 года'

Фармацевтический рынок России за 9 месяцев 2005 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ОБЗОР / АНАЛИЗ / АНАЛИТИКА / ОТЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Виктория

Согласно данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, объем аптечного рынка России за первые 9 месяцев 2005 г. составил 2,89 млрд. долл.* в ценах закупки аптек; уровень розничной наценки составил 29,8%. Данные «Анализа больничных закупок в РФ»™ показывают, что объем госпитального рынка за первые 9 месяцев 2005 г. составил 771 млн. долл. в оптовых ценах, что на 22% выше соответствующего показателя предыдущего года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to «Sales Audit of Ready-toUse medicinal agents in Russia» for 9 months of 2005 the volume of Russian pharmaceuticals market made up $3.76 billion (consumer price) and the volume of hospital segment of the market made up $771 million (wholesale price). Per head ready-touse drugs consumption from pharmacies (excluding Additional Drug Provision $25.88 in retail price) keeps growing and has already increased by 20% comparing to 2004. Victoria SOKOLOVA, RMBC. Pharmaceutical market in Russia for 9 months of 2005.

Текст научной работы на тему «Фармацевтический рынок России за 9 месяцев 2005 года»

КОНЪЮНКТУРА СПРОСА

Виктория СОКОЛОВА, RMBC

Фармацевтический рынок

РОССИИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2005 ГОДА

Согласно данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™ объем аптечного рынка России за первые 9 месяцев 2005 г. составил 2,89 млрд. долл.* в ценах закупки аптек;уровень розничной наценки составил 29,8%. Данные «Анализа больничных закупок в РФ»™ показывают, что объем госпитального рынка за первые 9 месяцев 2005 г. составил 771 млн. долл. в оптовых ценах, что на 22% выше соответствующего показателя предыдущего года.

|АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ

Доля 10 ведущих производителей за I— III кв. 2005 г. составила 30% от общего объема аптечных продаж (табл. 1). Структура «десятки» не претерпела изменений за анализируемый период. Лидерами по-прежнему являются компании Sanofi-Aventis и Berlin-Chemie/Me-narini Pharma. Следует отметить снижение долей и рейтинговых позиций производителей Gedeon Richter и KRKA. Доли Novartis и Lek-Sandoz, напротив, увеличились, что позволило компаниям улучшить свои позиции в рейтинге (отметим, что обе компании являются частью единого холдинга).

* Без учета ДЛО (кроме Москвы).

«Десятка» ведущих торговых марок за анализируемый период продемонстрировала ряд заметных изменений (табл. 2). В !—Ш кв. 2005 г. рейтинг возглавили Актовегин и Мезим форте. Стоит отметить рост позиций препарата Актовегин, несмотря на его участие в программе ДЛО, снижающее долю продаж в рознице. Прошлогодние лидеры, Боярышника настойка и Но-шпа, снизив доли, потеряли рейтинговые позиции. Препарат Арбидол, единственный новый участник «десятки», удвоил долю в аптечных продажах и переместился с 38-й на 7-ю строчку. Арбидол также является участником программы ДЛО, что позволяет сделать вывод о еще более высокой динамике роста объемов его продаж. Куму-

■IBES

According to «Sales Audit of Ready-to-Use medicinal agents in Russia» for 9 months of 2005 the volume of Russian pharmaceuticals market made up $3.76 billion (consumer price) and the volume of hospital segment of the market made up $771 million (wholesale price). Per head ready-to-use drugs consumption from pharmacies (excluding Additional Drug Provision — $25.88 in retail price) keeps growing and has already increased by 20% comparing to 2004. Victoria SOKOLOVA, RMBC. Pharmaceutical market in Russia for 9 months of 2005.

лятивная доля «десятки» лидеров превысила 7% от общего объема аптечных продаж РФ за анализируемый период. За первые 9 месяцев 2005 г. суммарная доля 10 ведущих МНН и группировоч-ных наименований составила приблизительно 11% (табл. 3). «Тройка» лидеров осталась без изменений по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Единственным новым участником «десятки» является флуко-назол, увеличивший объем аптечных продаж на 37% и переместившийся с

таблица i| Десять ведущих производителей

по объему аптечных продаж

Место Доля в общем

в рейтинге объеме аптечных

Производитель продаж, %

9 мес. 9 мес. 9 мес. 9 мес.

2005 г. 2004 г. 2005 г. 2004 г.

1 1 Sanofi-Aventis 5,5 6,4

2 2 Berlin-Chemie /

Menarini Pharma 3,9 3,7

3 4 Servier Pharmaceuticals 2,9 2,9

4 5 Pfizer International Inc. 2,8 2,7

5 3 Gedeon Richter Ltd. 2,8 3,0

6 9 Novartis 2,6 2,3

7 6 Фармстандарт 2,5 2,6

8 8 Nycomed 2,4 2,3

9 10 Lek-Sandoz 2,4 2,2

10 7 KRKA D.D. 2,3 2,4

ТАБЛИЦА 2| Десять ведущих торговых

наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %

9 мес. 2005 г. 9 мес. 2004 г. 9 мес. 2005 г. 9 мес. 2004 г.

1 5 Актовегин 0,9 0,8

2 4 Мезим форте 0,9 0,9

3 3 Виагра 0,8 0,9

4 1 Боярышника настойка 0,8 0,9

5 6 Эссенциале Н 0,8 0,8

6 2 Но-шпа 0,7 0,9

7 38 Арбидол 0,6 0,3

8 7 Энап 0,6 0,8

9 9 Предуктал 0,6 0,7

10 8 Кавинтон 0,6 0,7

28 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РОССИИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2005 ГОДА

PEMfOUUM 2006 январь

таблица з| Десять ведущих МНН и группировочных наименований

по объему аптечных продаж

Место Доля в общем объеме

в рейтинге МНН/ группировочное аптечных продаж, %

9 мес. 9 мес. наименование 9 мес. 9 мес.

2005 г. 2004 г. 2005 г. 2004 г.

1 1 Поливитамин+Мультиминерал 2,1 2,2

2 2 Эналаприл 1,6 2,0

3 3 Панкреатин 1,3 1,2

4 11 Флуконазол 0,9 0,8

5 8 Силденафил 0,8 0,9

6 4 Дротаверин 0,8 1,1

7 7 Боярышника плоды 0,8 0,9

8 6 Винпоцетин 0,8 1,0

9 5 Поливитамин 0,8 1,0

10 9 Диклофенак 0,7 0,8

таблица 4| Десять ведущих АТС-групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Код АТС АТС-группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %

9 мес. 2005 г. 9 мес. 2004 г. 9 мес. 2005 г. 9 мес. 2004 г.

1 1 J01 Антибактериальные препараты для системного использования 6,1 6,2

2 2 N02 Анальгетики 5,8 5,6

3 3 A11 Витамины 4,6 4,9

4 4 C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин 3,6 4,0

5 5 N06 Психоаналептики 3,5 3,6

6 8 L03 Иммуномодуляторы 3,5 2,9

7 6 G03 Половые гормоны 3,4 3,2

8 7 M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты 3,1 3,0

9 9 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля 3,0 2,8

10 11 A07 Противодиарейные препараты 2,6 2,5

11-й на 4-ю позицию. В результате снижения доли индапамид, занимавший 10-е место год назад, покинул список 10 наиболее продаваемых МНН. В разрезе МНН очевидно снижение доли энала-прила, дротаверина, винпоцетина, ин-дапамида и диклофенака ввиду включения препаратов в программу ДЛО. В то же время можно отметить рост МНН панкреатин и флуконазол, которые также являются участниками данной программы. Снижение позиций силденафила является следствием уменьшения доли Виагры в розничных продажах. Несмотря на перераспределение рынка в связи с введением ДЛО, существенных перестановок в составе лидирующих групп не произошло. За первые 9 месяцев 2005 г. суммарный объем продаж 10 ведущих АТС-групп составил 39% (табл. 4). За анализируемый период 5 ведущих групп сохранили свои позиции в рейтинге, некоторые перестановки произошли ниже пятой строчки. «Иммуномодуляторы», увеличив долю на 20%, переместились с 8-й на 6-ю строчку рейтинга. В большей степени рост позиций группы обусловлен успешным продвижением препарата Арбидол. Новым участником «десятки» стала группа «Противодиарей-ные препараты», в то время как группа «Препараты для лечения заболеваний сердца», занимавшая 10-е место год назад, снизив долю, покинула данный рейтинг. Другой логичной тенденцией рынка в условиях перехода к ДЛО является снижение позиций группы «Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин».

Объемы аптечных продаж анализируемых регионов, представленных в таблице 5, составляют более 50% аптечного рынка России за первые 9 месяцев 2005 г. Кумулятивная доля аптечных продаж Москвы, С.-Петербурга и Московской области превышает 30% от общего объема аптечного сегмента. Как и в предыдущие изучаемые периоды, наибольшее среднедушевое потребление лекарственных средств зарегистрировано в Москве и Тюмени; в среднем по России аптечное потребление лекарств на душу населения составило около 26 долл. в розничных ценах.

ІГОСПИТАЛЬНЬІЙ СЕКТОР

Кумулятивная доля 10 ведущих производителей составила почти 32% от общего объема госпитального рынка (табл. 6). Безоговорочным лидером «десятки» по-прежнему является компания Sanofi-Aventis. Наибольший рост долей и рейтинговых позиций продемонстрировали компании Nycomed (+71%), Lek-Sandoz (+23%), «Аболмед» (+44%), Schering AG (+18%) и BerlinChemie /Menarini Pharma (+25%). В то же время Gedeon Richter, Pfizer Interna-

tional и F.Hoffmann-La Roche продемонстрировали заметное снижение долей и ослабление рейтинговых позиций в госпитальном секторе.

За первые 9 месяцев 2005 г. в рейтинге ведущих торговых наименований по объему госпитальных закупок произошли заметные изменения по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. (табл. 7). Интересно отметить, что среди лидеров наиболее динамично развиваются антибактериальные и противомикробные препараты. В частности, именно эти сегменты представляют три из четырех препаратов, во-

таблица 5| Аптечные продажи в регионах России за первые 9 месяцев 2005 г.

Регион Объем аптечных продаж в розн. ценах, млн. долл. Доля в розн. ценах, % Потребление на душу населения в розн. ценах, долл.

Москва (с учетом ДЛО) 766,21 20,40 75,66

Московская область 194,56 5,18 29,40

С.-Петербург 186,68 4,97 40,05

Екатеринбург 51,84 1,38 40,08

Самара 45,62 1,21 39,40

Новосибирск 45,33 1,21 31,80

Казань 43,78 1,17 39,61

Пермь 38,82 1,03 38,76

Нижний Новгород 38,19 1,02 29,12

Тюмень 35,06 0,93 68,65

Ростов-на-Дону 32,65 0,87 30,57

Челябинск 32,08 0,85 29,78

Ярославль 29,27 0,78 47,74

Красноярск 28,51 0,76 31,35

Саратов 28,63 0,76 32,80

Омск 28,57 0,76 25,19

Уфа 27,30 0,73 26,19

Иркутск 26,33 0,70 44,35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волгоград 27,99 0,75 27,68

Владивосток 23,96 0,64 40,29

Краснодар 25,27 0,67 39,10

Воронеж 23,32 0,62 27,47

Хабаровск 22,52 0,60 38,63

Тольятти 21,39 0,57 30,43

Белгород 19,14 0,51 56,78

Барнаул 16,16 0,43 26,90

Тула 14,50 0,39 30,12

Рязань 16,01 0,43 30,70

Ульяновск 14,19 0,38 22,32

Курск 10,02 0,27 24,29

Владимир 8,73 0,23 27,64

Остальные регионы России 1833,72 48,82 18,16

Вся Россия 3756,33 100,00 25,88

шедших в «десятку». Среди прошлогодних участников «двадцатки» наибольший рост за анализируемый период продемонстрировали препараты Актовегин (+133%) и Амоксиклав (+43%). Среди торговых наименований, значительно снизивших доли и рейтинговые позиции, можно выделить Цефазолин и Глюкозу. Подобно рейтингу ведущих торговых наименований, список ведущих МНН за первые 9 месяцев 2005 г. претерпел значительные изменения — за исключением декстрозы, все участники «десятки» продемонстрировали динамику рыночных до-

лей, большинство также изменило свои рейтинговые позиции (табл. 8). В результате 33%-ного увеличения доли натрия хлорид переместился на 1-ю строчку рейтинга. Прошлогодний лидер, цефазолин, сократил долю в общем объеме госпитальных закупок и потерял три позиции в рейтинге. Амоксициллин+клавулановая кислота, рисперидон и левофлоксацин, новые участники «десятки», продемонстрировали существенное увеличение объема госпитальных закупок. Апротинин, надропарин кальций и цефтазидим, занимавшие в рейтинге прошлого года 8-ю,

9-ю и 10-ю строчки, соответственно, сократили доли и покинули «десятку» ведущих МНН.

«Десятка» ведущих АТС-групп продемонстрировала характерную стабильность в течение анализируемого периода: пять первых лидеров сохранили свои позиции в рейтинге, а единственным новым участником «десятки» стала группа «Иммуномодуляторы», увеличившая долю почти на треть (табл. 9). Следует также отметить 20%-ное увеличение доли группы «Препараты для лечения заболеваний сердца», а вот «Гемостатики», занимавшие год назад 10-е место, напротив, сократили долю и покинули «десятку» ведущих АТС-групп, представляющую 57% госпитального рынка РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объем аптечного рынка России за первые 9 месяцев 2005 г. составил 3,76 млрд. долл. в розничных ценах, объем госпитального рынка составил 771 млн. долл. в оптовых ценах. Потребление лекарств на душу населения через аптеки продолжает расти — показатель без учета ДЛО (25,88 долл. в розничных ценах) уже на 20% превышает уровень подушевого потребления ГЛС через аптеки, зафиксированный годом ранее. Внедрение программы ДЛО, безусловно, все более заметно отражается и на сегментах розничного аптечного рынка: наиболее яркие перестановки за анализируемый период продемонстрировал рейтинг ведущих торговых наименований. В то же время кардинальных перемен не отмечено ни в одном из рейтингов, что может свидетельствовать, с одной стороны, о высокой стабильности российского фармрынка, с другой — о росте обеспечения населения лекарственными средствами (а не о перераспределении рынка как таковом). В госпитальном сегменте также можно отметить более высокую динамику: позиции лидирующих производителей и препаратов претерпели некоторые изменения. Исключение составляет рейтинг госпитального рынка по АТС-классам, который в меньшей степени был подвержен колебаниям, что также свидетельствует о высокой стабильности структуры госпитального рынка в целом.

зо

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РОССИИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2005 ГОДА

таблица б| Десять ведущих производителей

по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге Производитель Доля в общем объеме госпитальных закупок, %

I-III кв. 2005 г. I-III кв. 2004 г.

I-III кв. 2005 г. I-III кв. 2004 г.

1 1 Sanofi-Aventis 7,7 7,2

2 1O Nycomed З,б 2,1

З 4 AstraZeneca З,4 З,1

4 б Lek-Sandoz З,2 2,б

б З Gedeon Richter Ltd. 2,9 З,4

б 2 Pfizer International Inc. 2,7 З,9

7 1б Аболмед 2,З 1,б

8 б F. Hoffmann-La Roche Ltd. 2,1 3,O

9 14 Schering AG 2,O 1,7

1O 1б Berlin-Chemie | Menarini Pharma 2,O 1,б

таблица 7| Десять ведущих торговых наименований

по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме госпитальных закупок, %

I-III кв. 2005 г. I-III кв. 2004 г.

I-III кв. 2005 г. I-III кв. 2004 г.

1 1 Натрия хлорид З,2 2,4

2 7 Актовегин 2,1 O,9

З З Меронем 2,O 1,б

4 2 Цефазолин 1,7 2,З

б 4 Глюкоза 1,2 1,З

б 1O Цефотаксим 1,O O,9

7 17 Амоксиклав 1,O O,7

8 41 Таваник 1,O O,4

9 11 Максипим O,9 O,8

1O 22 Рисполепт O,8 O,7

таблица 8| Десять ведущих МНН и группировочных

наименований по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге МНН/груп- пировочное наименование Доля в общем объеме госпитальных закупок, %

I-III кв. 2005 г. I-III кв. 2004 г.

I-III кв. 2005 г. I-III кв. 2004 г.

1 З Натрия хлорид З,2 2,4

2 2 Цефотаксим 2,б 2,б

З 4 Цефтриаксон 2,З 1,9

4 1 Цефазолин 2,3 2,8

б б Меропенем 2,O 1,б

б б Цефоперазон 1,4 1,8

7 7 Декстроза 1,З 1,З

8 17 Амоксициллин+ Клавулановая кислота 1,O O,9

9 28 Рисперидон 1,O O,7

1O б2 Левофлоксацин 1,O O,4

таблица 9| Десять ведущих АТС-групп

по объему госпитальных закупок

Ме( в рей . 1 то инге Код АТС АТС-группа Доля в общем объеме госпитальных закупок, %

I-III кв. 2005 г I-III кв. 2004 г É I

1 1 JO1 Антибактериальные препараты для системного использования 22,O 22,2

2 2 BO5 Плазмозамещающие и перфу-зионные растворы 8,8 8,8

З З LO1 Противоопухолевые препараты б,8 8,1

4 4 NO5 Психотропные препараты 4,4 4,2

б б NO6 Психоаналептики 3,б 3,3

б 8 CO1 Препараты для лечения заболеваний сердца 3,O 2,б

7 б BO1 Антикоагулянты 2,7 2,8

8 7 NO1 Анестетики 2,4 2,7

9 12 LO3 Иммуномодуляторы 2,2 1,7

1O 9 A1O Средства для лечения сахарного диабета 2,1 2,3

Учитывая предварительные данные по объему реализации ГЛС по ДЛО — за 9 мес. 2005 г. объем реализованных рецептов составил около 800 млн. долл. в региональных ценах — объем фармрынка за этот период можно оценить в 5,2 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Таким образом, номинальный рост рынка за 9 месяцев 2005 г. составил 33% по срав-

нению с соответствующим периодом прошлого года (3,94 млрд. долл.). Анализ динамики объема фармрынка за 2002— 2004 гг. показал, что вклад первых трех кварталов в годовой объем ежегодно составляет около 70%, таким образом, к концу 2005 г. можно говорить об объеме рынка в 7,5 млрд. долл. в конечных ценах. В то же время, учитывая факт возможно-

го нарастания среднемесячного оборота по ДЛО, связанный с выходом значительной части льготников из программы в 2006 г. (по предварительным официальным данным, это порядка 46%), объем рынка может превысить расчетный показатель еще на несколько миллионов долларов.

<$>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.