Научная статья на тему 'Структурные и организационные особенности университетского образования во Франции'

Структурные и организационные особенности университетского образования во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНЦИИ / ФРАНЦУЗСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / PUBLIC EDUCATION IN FRANCE / FRENCH UNIVERSITY / UNIVERSITY PROGRAMMERS / DEGREES AND DIPLOMAS / EDUCATIONAL POLICY / FRENCH UNIVERSITY STRUCTURE / EDUCATIONAL TRAJECTORIES / TRAINING AREAS AND SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заблоцкая Оксана Александровна

Проводится анализ структурных особенностей системы государственного образования Франции в целом и университетского образования в частности. Выделены и описаны различные типы учреждений, сосуществующие в рамках французской системы государственного образования, а также структурные компоненты французского университета. Раскрыты принципы, лежащие в основе функционирования французских университетов. Приведена классификация областей и направлений подготовки в университетах Франции. Описаны возможные образовательные траектории и дипломы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND ORGANIZATIONAL FEATURES OF UNIVERSITY EDUCATION IN FRANCE

The article analyzes the structural features of the system of public education in France in general and of university education in particular. The different types of institutions that co-exist within the French system of public education, as well as structural components of the French university are identified and described. The paper reveals principles underlying the functioning of the French universities. A classification of training areas and specialties at French universities is given. The educational trajectories and diplomas are described.

Текст научной работы на тему «Структурные и организационные особенности университетского образования во Франции»

2. Горюнов В.Е. Ж. Дюби. История ментальности // История ментальности, историческая антропология. - М., 1996. - С. 19.

3. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». - М., 1993. - С. 195.

4. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции // Одиссей. - М., 1991.

5. Нечаева Т.А., Черноморова О.Н. Социально-психологический портрет аспиранта первого года обучения //Известия ЮФУ, № 7, 2013.

6. Новикова Л.И., Соколовский М.В. Воспитательное пространство как открытая система. Педагогика и синергетика // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1.

- С. 132-143.

7. Оборина Д. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов// Вестник Московского университета // Серия 14. Психология. - М., 1994.

8. Опрышко А.А. Базовые ценности в образовании // Известия ЮФУ. Технические науки.

- 2012. - № 10 (135). - С. 96-99.

9. Писаренко В.И. Синергетические идеи в педагогике // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 10 (135). - С. 111-119.

10. Попова Е.А., Зелинская Е.В., Толмачева Н.А. О возможностях развития профессионального менталитета в условиях дополнительного образования // Педагогические науки.

- 2012. - № 3. - С. 620-623.

11. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии // Перемена.

- Волгоград, 1994. - 152 с.

12. Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя // Мир психологии. - 2000. - № 2 (22). - С. 183-191.

13. Шенкао М.А. Изучение ментальностей во французской школе «Анналов» // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2009. - № 1. - С. 60-72.

Статью рекомендовала к опубликованию к.п.н., доцент М.Е. Пахомкина.

Черноморова Ольга Николаевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: o_chernomorova@pochta.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП-17А; тел.: 88634371496; кафедра иностранных языков; доцент.

Chernomorova Olga Nikolayevna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: o_chernomorova@pochta.ru; GSP-17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371496; the foreign languages department; associate professor.

УДК 378.22

О.А. Заблоцкая

СТРУКТУРНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ

Проводится анализ структурных особенностей системы государственного образования Франции в целом и университетского образования в частности. Выделены и описаны различные типы учреждений, сосуществующие в рамках французской системы государственного образования, а также структурные компоненты французского университета. Раскрыты принципы, лежащие в основе функционирования французских университетов. Приведена классификация областей и направлений подготовки в университетах Франции. Описаны возможные образовательные траектории и дипломы.

Государственное образование Франции; французский университет; образовательная политика; структура университета; образовательные траектории; направления подготовки.

O.A. Zablotskaya

STRUCTURAL AND ORGANIZATIONAL FEATURES OF UNIVERSITY EDUCATION IN FRANCE

The article analyzes the structural features of the system of public education in France in general and of university education in particular. The different types of institutions that co-exist within the French system ofpublic education, as well as structural components of the French university are identified and described. The paper reveals principles underlying the functioning of the French universities. A classification of training areas and specialties at French universities is given. The educational trajectories and diplomas are described.

Public education in France; French university; university programmers; degrees and diplomas; educational policy; French university structure; educational trajectories; training areas and specialties.

Одной из целей нашего исследования является анализ структурных и организационных особенностей системы университетского образования Франции. Выбор французской системы университетского образования в качестве объекта исследования обусловлен тем, что Россия, как и Франция, находится сегодня на пути реформирования системы университетского образования в соответствии с учетом мировых тенденций развития высшего образования, процессов интернационализации, глобализации, интеграции в мировом образовании. На наш взгляд, Франции удалось одновременно создать современную, конкурентоспособную, интегрированную в Европейское пространство высшего образования и исследований систему университетского образования и сохранить многовековые национальные традиции этой системы.

Французские университеты являются государственными учреждениями. В преамбуле к Конституции Франции 1946 г. записано, что организация государственного образования, бесплатного и светского на всех его уровнях, является обязанностью государства. Государственное образование во Франции находится в ведении двух министерств: Министерства национального образования и Министерства высшего образования и научных исследований. Последнее было создано в 2007 г.

Франция разделена на 30 академий (административно-территориальных единиц, в состав которых входят все образовательные учреждения всех уровней, находящиеся в данном регионе). Такое деление позволяет, с одной стороны, обеспечить единство образовательной политики французского государства на всей территории страны и, с другой стороны, учитывать региональные особенности, благодаря тесному сотрудничеству с местной администрацией.

Во главе академии стоит ректор, которого назначает президент Республики. Ректор ответственен за все уровни образования в подвластной ему академии. Он является представителем Министерств национального образования и высшего образования и научных исследований. Кроме того, ректор является канцлером университетов академии. Он управляет канцелярией, государственным учреждением административного характера. Канцелярия занимается финансовыми и имущественными вопросами и осуществляет последующий контроль деятельности университетов.

Особенностью французской системы высшего образования является сосуществование различных по своей структуре, условиям приема студентов, выдаваемым дипломам учреждений, которые можно разделить на две группы:

1) Государственные учреждения научного, культурного и профессионального характера (Les etablissements publics a caractere scientifique culturel et professionnel), которыми руководит президент и три совета. К ним относятся:

♦ университеты (les universes);

♦ государственные политехнические институты (les instituts nationaux polytechniques) (приравниваются к университетам);

♦ институты и школы, не входящие в состав университетов, находящиеся в ведомстве различных министерств (сельского хозяйства, экономики и финансов, обороны и др.); данная группа учреждений имеет ярко выраженную профессионально-техническую направленность;

♦ высшие учреждения (les grands ёtablissements), специальные государственные учреждения, занимающиеся, главным образом, научными исследованиями и подготовкой докторов (Парижская обсерватория, Национальный музей естественной истории, Коллеж де Франс);

♦ французские школы за рубежом; всего таких школ пять: французская школа в Мадриде, французская школа в Риме, Афинах, на Дальнем Востоке и Французский институт восточной археологии в Каире; основное направление деятельности - образование и научные исследования в области гуманитарных наук;

♦ Высшие Нормальные школы (les Ecoles Normales supёrieures); таких школ четыре: в Париже, Кашане и две школы в Лионе; для поступления в такую школу необходимо пройти двухлетнее обучение в подготовительных классах или проучиться 2-3 года в одном из учреждений высшего образования (набрать 120 кредитов ECTS) и сдать вступительные экзамены; школы готовят преподавателей высшей и средней школы, государственных служащих, журналистов, управленцев высокого уровня; приоритетным направлением деятельности Высших Нормальных школ являются фундаментальные и прикладные научные исследования, подготовка студентов к обучению в магистратуре и докторантуре и защите диссертации;

2) Государственные учреждения административного характера (les ёtablissements publics а caractere administratif), которые управляются директором и советом директоров. Данные учреждения делятся на:

a) прикрепленные к Государственным учреждениям научного, культурного и профессионального характера; к ним относятся некоторые государственные высшие инженерные школы (les ёcoles nationales supёrieures d'ingёnieurs), институты политических исследований (les instituts d^tudes politiques de province); государственный центр технического образования (Le centre national d'enseignement technique), парижский институт управления предприятиями (L'institut d'administration des entreprises de Paris); университетские институты подготовки учителей (les instituts universitaires de formation des maitres) и др.;

b) автономные; среди них ряд высших школ и институтов, университетские канцелярии.

Структурная схема системы государственного образования Франции представлена на рис. 1.

Государственные учреждения научного, культурного и профессионального характера находятся под непосредственным контролем государства. В основе их функционирования лежит три принципа, которые были определены в Законе о высшем образовании от 12.11.1968 (закон Эдгара Фора): принцип автономии, принцип участия, принцип полидисциплинарности.

Принцип автономии подразумевает:

♦ административную автономию: университеты управляются советом, который избирается, и находится под руководством президента и директоров, которые также избираются;

педагогическую автономию: университеты самостоятельно выбирают методы преподавания и контроля знаний;

финансовую автономию: государственные учреждения научного, культурного и профессионального характера получают средства из государственного бюджета, а также имеют свои статьи дохода. Расходы проверяются путем последующего финансового контроля.

Рис. 1. Структурная схема системы государственного образования Франции

Принцип участия заключается в том, что в управлении государственными учреждениями научного, культурного и профессионального характера и в организации учебного процесса принимают участие избранные в совет преподаватели, административный персонал, студенты. Присутствие в советах лиц, не являющихся студентами или работниками данного учреждения (например, представителей региональных предприятий, общественных организаций, представителей зарубежных университетов), обеспечивает участие данного учреждения в жизни региона и государства.

Принцип полидисциплинарности заключается в стремлении к разностороннему образованию, не ограниченному рамками конкретной специальности.

На сегодняшний день (2013 г.) во Франции насчитывается 83 университета. Университеты являются государственными учреждениями научного, культурного и профессионального характера, управляются президентом. Кроме президента административный корпус включает:

♦ вице-президентов, ответственных за различные сферы деятельности университета (международные отношения, партнерство с предприятиями, научные исследования, и т.п.). Вице президент может возглавлять один из трех советов;

♦ три выборных совета: административный совет; совет по науке; организационный совет;

♦ бюро содействия при президенте: в него могут входить вице-президенты, главный бухгалтер и обязательно студент, являющийся вице-президентом организационного совета;

♦ различные службы и управления, ответственные за решение частных вопросов.

Президент университета избирается абсолютным большинством голосов членами совета директоров на четыре года. Каждый год он представляет отчет о своей деятельности совету директоров, который утверждает его путем голосования. По результатам голосования принимаются решения о продлении мандата президента. Президент является официальным представителем университета, председателем советов и руководит университетом.

Советы также избираются на четыре года. В их состав входят как представители профессорско-преподавательского состава, так и студенты, работники различных служб университета, представители местной промышленности и бизнеса.

С 1984 года университет делится на научно-образовательные подразделения (unites de formation et de recherche (U.F.R.)), которые заменили факультеты. Несмотря на то, что название «факультет» отсутствует в нормативных документах, его и сегодня можно встретить как в речи, так и в официальных документах университетов. Каждое научно-образовательное подразделение имеет в своем составе кафедры, лаборатории, научно-исследовательские центры. В состав университета также могут входить институты, школы, университетские технологические институты (instituts universitaires de technologie (I.U.T.)), университетские институты профессиональной подготовки (instituts universitaires professionnalises (I.U.P.)), общественные, центральные и общие службы. Схема, представленная на рис. 2. отражает компоненты, входящие в структуру французского университета [1].

Рис. 2. Структурные компоненты французского университета

С 2010 г. с целью повышения эффективности образовательного процесса в университетах Франции введена унифицированная классификация областей и направлений подготовки. Существуют следующие четыре основные области подготовки:

1. искусство, литература, языки (Arts, lettres, langues);

2. гуманитарные и общественные науки (Sciences humaines et sociales);

3. право, экономика, управление (Droit, economie, gestion);

4. естественные науки, технологии, здоровье (Sciences, technologies, sante).

Каждая область делится на направления подготовки, каждое направление на

- специальности. Если области подготовки одинаковы для всех образовательных уровней, то направления и специальности отличаются.

Например, область подготовки «естественные науки, технологии, здоровье» (Sciences, technologies, sante) включает направление подготовки лиценциатуры «физика и инженерные науки» (Physique et sciences pour l’ingenieur), а в рамках этого направления существует лицензия (т.е. диплом, выдаваемый по окончании лиценциатуры) по специальности «электроника, сигналы и автоматика» (Electronique, signal et automatique). Обладатели лицензии по данной специальности могут продолжить обучение по магистерской программе из той же области подготовки, в рамках направления «инженерные науки» (Sciences pour l’ingenieur) по специальности «микро и наноэлектроника» (Micro et nano electronique).

Образовательные траектории. Одной из особенностей университетского образования Франции является наличие двух разных образовательных траекторий: профессиональный, или короткий цикл (Formations courtes a vocation professionnelle) и классический, или длинный цикл (рис. 3).

[ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ

Рис. 3. Образовательные траектории в университетах Франции

Длинный цикл университетского образования реализуется в соответствии с рекомендациями Болонской декларации. С 2002 года в соответствии с декретом французского правительства № 2002-482 от 08.04.2002 г. «Об изменении архитектуры высшего образования Франции в связи с формированием Европейского пространства высшего образования» длинный цикл делится на три уровня:

♦ лиценциатура (Licence) (эквивалент бакалавриата в России),

♦ магистратура (Master),

♦ докторантура (Doctorat).

Продолжительность обучения в лиценциатуре составляет три года и подразумевает 180 кредитов ECTS. Обучение в магистратуре длится 2 года (120 кредитов ECTS), в докторантуре - 3 года (180 кредитов ECTS). В таб. 3. отражены изменения в модели университетского образования после реформы 2002 г.

Во Франции существует университетское образование «короткого» цикла (Formations courtes a vocation professionnelle). Имеются следующие виды дипломов «короткого» цикла:

♦ университетский технологический диплом (diplome universitaire de technologie (D.U.T.));

♦ государственный технологический специализированный диплом (diplome national de technologie specialisee (D.N.T.S.));

♦ диплом о научно-техническом университетском образовании (diplome d'etudes universitaires scientifiques et techniques (D.E.U.S.T.));

♦ профессиональная лицензия (licence professionnelle) [2].

Студент может выбирать между различными типами краткосрочного образования для наиболее быстрого получения профессиональных навыков за 2-3 года. Цель данного обучения - в кратчайшие сроки начать профессиональную деятельность. Образование в данном случае - специализированное. Специальности могут быть получены в самых разных областях: средства связи, электроника, экономика, научные дисциплины и т.д.

Таким образом, одной из основных характеристик системы государственного высшего образования во Франции является диверсифицированность учреждений и образовательных услуг. Отвечая общеевропейским требованиям к организации и качеству высшего образования, французская система университетского образования ставит во главу угла национальные интересы государства в целом и интересы каждого гражданина, в частности. Приверженность принципам демократичности и социальной справедливости в сфере государственного образования помогла Франции ограничить вмешательство рыночных механизмов в систему университетского образования. В этом отношении система государственного высшего образования Франции может служить для России примером удачного синтеза современных тенденций и национальной образовательной культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Les etablissements d’enseignement superieur. Structure et fonctionnement [Электронный ресурс]: Guide pratique. Edition Novembre 2006. - Режим доступа: http://www.univ-paris-diderot.fr/DGRH/index.htm. - 15.04.2013.

2. Заблоцкая О.А. Специфика профессиональной лиценциатуры во Франциия // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - № 10 (123). - C. 97-102.

3. Enseignement superieur en France. Etat des lieux et propositions. Version finale [Электронный ресурс]: rapport etabli sous la direction de Francois Goulard. - Режим доступа:

media.education.gouv.fr/file/09/2/7092.pdf. - 16.01.2013.

4. L’etat de l’Enseignement superieur et de la Recherche en France [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid54733/l-etat-de-l-

enseignement-superieur-et-de-la-recherche-n-4-decembre-2010.html - 5.03.2013.

5. La reforme de l'universite [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.elysee.fr/president/les-dossiers/enseignement-superieur/recherche/fiches-techniques/la-reforme-de-l-universite.5466.html. - 10.01.2013.

6. Les cles de la reforme des universites [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cts=1331748254942&sq i=2&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F%2Fpresidence.obspm.fr%2FLRU%2FinterloiNouv Univ.pdf&ei=pd1gT4ukNaeg4gSllv20Dg&usg=AFQj CNFa0lx_1 QSES1 VrUOvKQhgGfjZtyw &sig2=Q6FsyYAyOWe8FXkWvlfsXg. - 10.09.2012.

Статью рекомендовала к опубликованию д.п.н. В.И. Писаренко.

Заблоцкая Оксана Александровна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: ozablotskaya@yandex.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 89897227042; к.п.н.; преподаватель.

Zablotskaya Oksana Aleksandrovna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: ozablotskaya@yandex.ru; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +79897227042; cand. of ped. sc.; teacher

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.